Лебедева Нина Алексеевна
Организация исследовательском деятельности в условиях научного лицейского общества
Исследовательская работа школьников заключает в себе огромный образовательный и воспитательный потенциал. Автор статьи рассказывает о том, как эффективно и продуманно организовать эту работу в рамках Научного общества учащихся. Подробно охарактеризованы технологические этапы реализации исследовательской деятельности учеников-членов общества - от выявления желающих заниматься данной деятельностью и определения предмета и тем исследования до проведения защиты работ на итоговой конференции. В статье также приведена программа спецкурса «Исследовательская деятельность в научном лицейском обществе» с методическими комментариями, включающая теоретическую и практическую части.
Основное внимание в Волгореченском общеобразовательном Лицее № 1 уделяется разностороннему развитию личности учащегося. Формируя новую образовательную среду в лицее, мы пытаемся воспитать у каждого ученика творческое мышление, благодаря которому он будет ориентирован на собственное слово, свое исследование. С 2000 года в лицее ведется работа по организации исследовательской деятельности учащихся. Создано Научное лицейское общество (НЛО) -добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся к совершенствованию знаний в определенной области науки. Это сообщество юных исследователей, стремящихся к саморазвитию, приобретению умений и навыков ведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Основными задачами НЛО являются:
• содействие повышению престижа и популяризации научных знаний;
• развитие познавательной активности и творческих способностей школьников;
• ознакомление учащихся с методами и приемами научного поиска;
• обучение работе с научной литературой, отбору, анализу, систематизации информации; постановке и формулированию исследовательских проблем; грамотному оформлению научной работы;
• обучение правилам ведения дискуссии, выступления перед аудиторией;
• содействие профессиональному самоопределению учащихся;
Лебедева
Нина Алексеевна,
учитель физики МОУ «Лицей № 1», г. Волгореченск Костромской области
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
• пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;
• воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Сегодня в обществе состоят около пятидесяти учащихся и преподавателей. НЛО имеет свою эмблему, каждому его члену выдается удостоверение, во главе его стоит председатель, избираемый на ежегодном собрании из членов общества. Действует Совет общества, который координирует и контролирует предметные секции. Принимаемые решения являются обязательными для исполнения для всех членов.
Лицейское общество состоит из следующих секций: филология, история, иностранные языки, психология, логопедия, естественно-научное направление, информатика, дизайн и прикладное искусство. Также обществом организуется работа летнего отряда «Исследователь» и работа интеллектуального центра. Организаторами деятельности и руководителями секций являются преподаватели лицея.
Собрание членов общества проводится не реже одного раза в год. На нем принимается программа дальнейшей работы, заслушиваются и утверждаются отчёты председателя.
Работа научного общества осуществляется в нескольких направлениях:
• индивидуальная работа, предусматривающая написание рефератов по различным предметам, выступления с ним на уроках и классных часах;
• групповая форма (включает в себя работу над исследовательскими проектами);
• массовые формы, к числу которых можно отнести встречи с интересными людьми - деятелями науки и культуры, совместную с учителями подготовку предметных олимпиад, интеллектуального марафона, участие в чтениях и научно-практических конференциях лицея, районных и городских мероприятиях, организацию литературных гостиных и культурологических студий.
Исходя из многолетнего практического опыта, мы выделяем шесть технологических этапов процесса реализации творческих идей.
Первый этап. Выявление учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть зачатки исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
Второй этап. После обсуждения актуальности темы на секциях она утверждается Советом общества. Подобная практика необходима. Во-первых, учащиеся осознают значимость работы. Во-вторых, возникает атмосфера сотворчестваучителя и учащего-
Лебедева Нина Алексеевна
ся. В-третьих, владея информацией о тематике проектов, учитель может использовать ее для разработки учебно-методического сопровождения отдельных тем, изучаемых по программе. В-четвертых, само обсуждение способствует росту уровня профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.
Третий этап. Данный этап связан с представлением собранного материала на заседании соответствующей секции общества, куда приглашаются учителя, администрация лицея. Подобные секционные заседания проводятся раз в четверть. Это позволяет, во-первых, осуществлять более пристальный научный контроль над процессом работы. Во-вторых, дает возможность оперативно решать возникающие проблемы (связанные с недостатком литературы, источников, трудностями с обработкой имеющейся базы данных, корректировкой экспериментальной части исследования и пр.). В-третьих, поддерживает интерес ученической и педагогической общественности учебного заведения и информирует ее о проводимых исследованиях.
Четвертый этап. По мере завершения исследовательской работы над проектами советом проводится независимая экспертиза. Рецензенты и оппоненты из числа лицеистов, учителей и научных консультантов дают предварительную оценку. В процессе экспертизы выявляются слабые стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших проблем. После обсуждения на секции и при наличии положительного отзыва экспертного совета наиболее удачные работы рекомендуются к участию в научно-инженерной выставке и конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», проводимой на разных уровнях, а также в предметных лицейских и городских олимпиадах.
Пятый этап. На этом этапе ученики имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях общества. К участию в конференции привлекается как можно больший круг слушателей из числа не только учеников и педагогов лицея, но и коллег из других школ. Как правило, ребята с большим интересом относятся к исследованиям своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают опыт общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения.
Шестой этап. Итоги исследовательской работы представляются на проводимой в конце апреля конференции учащихся. Она превращается в мероприятие общелицейского значения. Для участия приглашаются школьники и педагоги из других образовательных учреждений. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов. По результатам обсуждения работ экспертный совет подводит итоги конференции и определяет победителей.
За эти годы были выработаны следующие общие позиции:
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
• ориентация на интересы детей, на актуальные проблемы и задачи;
• значимость ученических исследований;
• интегративность (затрагиваемые в работе проблемы должны быть актуальными для нескольких областей науки);
• ориентация на «конечный продукт», отражающий творческий процесс;
• отработка социально-коммуникативных навыков;
• учитель выступает в роли помощника, советчика, партнера, использующего свои навыки владения информацией, чтобы помочь расставить акценты, найти оптимальный метод, наметить путь к поставленной цели.
В процессе исследовательской деятельности вырабатываются следующие умения: планировать свою работу, предвидеть результаты, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, принимать решения, анализировать, сопоставлятьфакты, аргументировать мнение,устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и друг друга.
Исследовательские работы лицеистов - первый шаг к получению качественно нового образования. Педагогический коллектив лицея намерен и в дальнейшем развивать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся. Секции НЛО: Математика, информатика. Физика. Химия. Биология. Филология, история. Иностранные языки. Технология.
Психология и педагогика. Физкультура. Краеведение.
Уже который год в лицее читается специальный курс, посвященный основам исследовательской деятельности. Программу этого курса мы помещаем ниже.
Программа специального курса «Исследовательская деятельность в НЛО»
Курс поможет лицеистам успешнее учиться, глубже осмыслить учебные дисциплины и лучше связать знания из отдельных областей в общее представление о природе и человеке.
Основная цель курса - сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Задачи курса:
1. Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.
2. Развить умение выделять объект исследования.
Лебедева Нина Алексеевна
3. Научить находить отличительные признаки предмета исследования.
4. Привить навыки правильного формулирования темы исследования.
5. Научить постановке цели исследования и формулированию задач.
6. Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своего исследования.
7. Развить навык формулирования исходной гипотезы.
8. Научить вести исследование.
9. Научить в общих чертах постановке эксперимента.
10. Сформировать начальные навыки поиска и обработки информации.
11. Сформировать умение анализировать данные и делать выводы.
12. Научить правильно оформлять отчётность по исследовательской работе (написатьдоклад, реферат, отчет). Курс рассчитан на 150 часов. Обучение планируется проводить в два этапа: первый этап - теоретические основы курса, второй - практические занятия.
Курс заканчивается семинаром, на котором обучающиеся выступают с учебно-научными докладами, предъявляют отчеты по исследованиям. Учащимся присваивается специальность «исследователь-консультант» и звание «ученика-исследователя».
Программа
с методическими комментариями
Урок 1.
Введение (2 часа). Общая цель курса - сформировать у учащихся элементарные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Дать понятие о научно-исследовательской деятельности. Разъяснить целевую установку курса, раскрыть смысл обучения по данной программе.
Курс состоит из теоретической и практической частей. Рассказать об уровнях научно-исследовательской работы: от учебно-научного сообщения до открытия. Пояснить, на каком уровне должна строиться исследовательская работа в школе-лицее - это проведение элементарных исследований, заканчивающихся учебно-научным сообщением, докладом, рефератом или небольшим отчетом.
Тема 1. Термины и понятия, используемые в процессе обучения по программе (4 часа). Цель: показать важность владения терминологией учебной исследовательской деятельности. Объяснить тезис «наука - это мышление в понятиях» (в отличие от искусства, которое есть не что иное, как мышление в
Урок 2.
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
образах). Ввести термины и понятия «наука», «исследование», «познание», «творчество», «проблема», «тема», «предмет» и «метод исследования», «гипотеза», «учебно-научный доклад», «реферат», «конспект», «тезисы» и т.д. Все определения терминов и понятий лицеисты должны записать в тетради.
Тема 2. Этапы научно-исследовательской работы. Цель: показать, что обобщение опыта привело к выделению в научно-исследовательской работе определенных этапов. Аргументировать положение о важности всех этапов научно-исследовательской работы и необходимости знаний о них.
Урок 3. Постановка проблемы исследования, выбор темы исследования (5 часов). Привести примеры постановки проблемы. При этом иметь в виду ряд требований:
• проблема должна затрагивать круг интересов учащихся;
• она не должна быть тривиальной;
• ее решение должно быть по силам учащимся.
Пример проблемы: «Как воспитать в человеке потребность заботиться о природе и привить ему навыки охраны окружающей среды».
При выборе темы следует акцентировать внимание учащихся на том, что тема является частью проблемы, это аспект, в котором рассматривается проблема. Тема также может охватывать несколько дисциплин. В этом случае преподаватели тех дисциплин, которых касается предмет исследования, становятся консультантами в процессе создания работы.
Урок 4. Формулировка цели исследования, определение задач (3 часа). Показать решающую роль данного этапа работы. При формулировке цели необходимо как можно четко очертить границы исследования. Разъяснить, что для достижения цели надо решить ряд задач, т.е. проделать сумму работ. Учащиеся должны проговорить формулировки цели и задачи.
Урок 5. Формулировка исходной гипотезы (3 часа). Гипотеза -это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, анализа данных по выбранной теме, можно сформулировать предположение о результатах исследования. Мысль при этом развивается от следствия к причине. Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.
Проговорить с учениками варианты гипотез.
Урок 6. Методы исследования в школе. Метод анализа и синтеза (5 часов). Раскрыть содержание метода. Метод анкетирования. Рассказать о широком применении данного метода, о требованиях к составлению анкеты; об открытых, закрытых, а также объективных и субъективных вопросах; о методах обработки полученных данных; о достоверности выводов по анкетам. Привести примеры тем, которые могут быть исследованы в школе с помощью анкет.
Лебедева Нина Алексеевна
Урок 7. Методы исследования в школе. Метод наблюдения (5 часов). Рассказать о наблюдении при помощи приборов, о наблюдениях в социологии, самонаблюдении; об однозначности замысла при наблюдениях и т.д. Привести примеры применения метода наблюдения в школе (например «Экологический мониторинг кислотности и токсичности снега и дождя» и т.п.)
Урок 8. Метод эксперимента (5 часов). Рассказать об отличии экспериментаотметоданаблюдения.Постановкаэксперимента-это запланированная реализация процесса с записью его характеристик. Рассказать о методах обработки результатов эксперимента.
Урок 9. Метод математического моделирования (5 часов).
Рассказать о значении математических моделей. Показать применение математического моделирования в экономике, биологии, химии, физике (в том числе с помощью компьютеров). Привести примеры элементарных математических моделей.
Урок 10. Метод физического (технического) моделирования (5 часов). Рассказать о физическом моделировании, в частности в школе. Раскрыть возможности физического моделирования в вашей школе.
Урок 11. Метод мысленного эксперимента (5 часов). Мысленный эксперимент - это воображаемый опыт, с идеальными средствами, с помощью которых закладываются и поясняются основания некоторой теоретической концепции или устанавливаются ее пределы. Раскрыть возможности применения мысленного эксперимента в школе; при исследовании каких тем можно его использовать.
Урок 12. Творчество как составной элемент исследования (3 часа). Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве, творчестве в политике, экономике, в организации производства. Показать, что творчество - это, с одной стороны, качественный скачок на основе существенного количества переработанной информации, а с другой - талант (пример того и другого - Сальери и Моцарт).
Тема 3. Проведение исследования в школе. Цель: дать возможно более подробное представление о том, какие действия и в какой последовательности предполагаются при проведении школьного исследования.
Урок 13. Рассказать о порядке действий в ходе исследовательской работы (4 часа). Научить рассуждать, составлять план или схему работы. Указать на то, что исследование должно вестись самостоятельно, но под руководствомучите-ля. Учить рассматривать явления (процессы) нетрадиционно, высказывать догадки, альтернативные объяснения событий или явлений.
Тема 4. Отчетность по исследовательской работе. Цель: дать представление об отчетности по исследовательской работе,
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность
научить составлять учебно-научный доклад, реферат, отчет, готовить статью.
Урок 14. Учебно-научный доклад (3 часа). Показать, что школьный учебно-научный доклад, с одной стороны, можно отнести к научным докладам, а с другой стороны, он близок к хорошо подготовленному развернутому ответу ученика по домашнему заданию. Отличие от ответа состоит в том, что ученик использует для подготовки несколько источников информации: книги, брошюры, статьи, научные журналы, и главное, он высказывает свои собственные суждения и оригинальные выводы. Дать также понятие о научном и публицистическом стиле изложения содержания доклада.
Урок 15. Реферат (5 часов). Привести развернутое определение реферата. Рассказать, как подбирать литературу по теме реферата. Правила написания плана подготовки реферата. Вопросы, которые следует задать себе перед написанием реферата (достаточно ли материала для написания реферата (не менее двенадцати страниц), в чём будет состоять новизна исследований). Составные части реферата; правила написания заключения, оформления спискалитературныхисточников.
Урок 16. Отчет по исследовательской работе (4 часа). Отчет создается, когда публичное зачитывание результатов исследования не предусматривается. Рассказать о том, как пишется отчет: его вводная часть, выводы по исследованиям и т.д.
Урок 17. Статья в местную газету (школьный альманах) (3 часа). Рассказать о том, как из основных тезисов исследования создается статья. Раскрыть особенности жанра статьи: стиль написания, структура материала и т. д. Объяснить, как подготовить статью в школьный альманах.
Тема 5. Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя. Цель: выработать у лицеистов первоначальные навыки в процессе рассуждений и действий на всех этапах исследовательской работы.
Урок 18. Урок-диспут, направленный на выбор темы исследования (с соблюдением некоторых правил «мозгового штурма»: запрещается любая критика высказываний участников) (3 часа). На уроке следует стремиться познакомить обучающихся с такими явлениями и ситуациями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями о природе и обществе. На уроке должны быть выбраны темы работ для нескольких учеников.
Урок 19. Урок-групповая игра, направленный на выработку умения формулировать цель и задачи исследования (4 часа). Цель исследования должна быть по возможности конкретной. В ее формулировке должны просматриваться границы исследования (как
Практикум по формированию исследовательских навыков
Лебедева Нина Алексеевна
можно более узкие). Разъяснить, что главное в формулировке цели - это ясность. Довести до учащихся мысль о том, что цель -это результат, ожидаемый в конце исследования. Задача, в отличие от цели, - это не результат, а процесс, работа, которую надо проделать для достижения цели. Завершить урок определением целей и формулировкой задач по темам, выбранным науроке 18.
Урок 20. Урок-беседа, направленный на выбор метода исследования (3 часа). Продолжение уроков 18 и 19. Учащиеся должны выбрать и обсудить методы исследования по разработанным на 18-м и 19-м уроках темам.
Урок 21. Формирование замысла и подготовка к проведению экспериментального исследования (3 часа). Разъяснить, как в соответствии с целью проводится планирование эксперимента. В качестве примера должны быть рассмотрены те экспериментальные темы исследования, которые выбраны на уроке 18. В том случае, если они не были выбраны, рассматривается одна условная экспериментальная тема.
Урок 22. Непосредственное проведение эксперимента (5 часов). Урок проводится совместно с учителем физики или химии. Проработать общие правила проведения эксперимента. Рассказать о теории измерений, расчете ошибок измерений. Изложить порядок описания результатов эксперимента.
Урок 23. Работа с литературой (3 часа). Объяснить, как правильно подбирать литературные источники по теме исследования. Библиотеки, правила пользования ими. Наиболее известные общенаучные и специальные журналы.
Урок 24. Самостоятельная работа в библиотеке (4 часа). Виды каталогов, отделы публицистики. Журналы на иностранных языках, правила заказа копии, перевода.
Урок 25. Виды рационального чтения специальной литературы (3 часа). Библиографическое, ознакомительное, изучающее чтение. Конспектирование: видыконспектов.
Урок 26. Составление реферата (доклада, отчета) (4 часа). Дать практические советы по написанию отчета о результатах исследования, составлению рабочего плана на четверть, неделю, на день. Предложить рекомендации по формированию разделов реферата, обучать правильному изложению мыслей. Помочь учащимся в выработке своего собственного стиля изложения материала исследований.
Урок 27. Разбор типового учебно-научного доклада (3 часа). Дать подробную характеристику учебно-научного доклада, определить его место среди других отчетных материалов. Привести критерии оценки качества учебно-научного доклада. Заслушать и обсудить один учебно-научный доклад.
Урок 28. Разбор типового реферата (3 часа). Дать подробную характеристику реферата, рассказать о его отличии от доклада и отчета. Привести критерии оценки качества реферата. Заслушать и обсудить один реферат.
Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»
Урок 29. Примерный план написания научно-исследовательской работы. Разбор типового отчета по работе (6 часов). Дать поэлементную характеристику отчета. Рассказать, как оформляется отчет по исследовательской работе в научно-исследовательском институте. Привести пример отчета по научно-исследовательской работе.
Урок 30. Урок-тренировка, направленный на выработку умения строить рассуждения (4 часа). Научить рассуждать о роли оппонента на основе информации, приведенной в разобранных науроках 27-29 учебно-научном докладе, реферате и отчете.
Урок 31. Тренировка в изложении основной части реферата, доклада, отчета (4 часа). Показать, как весь наработанный материал перед написанием реферата (доклада, отчета) должен быть логично распределен по разделам и параграфам. Правила подачи материала: информационная плотность должна нарастать к концу отчета.
Урок 32. Составление заключения реферата (доклада, отчета) (5 часов). Научить концентрировать мысли в заключении, выбирать наиболее важные положения основного текста. Дать правила составления списка литературных источников.
Урок 33. Урок-игра в семинар (3 часа). Рассказать, как проходят семинары в научно-исследовательских институтах. Игра строится следующим образом: класс разбивается на докладчиков, оппонентов и выступающих. Двое игроков готовят проект решения семинара. Все остальные составляют и обязательно задают вопросы докладчикам.
Уроки 34-35. Официальное заслушивание докладов, научно-исследовательских работ, отчета по работе (6 часов). Выставление оценок за курс. Учащиеся, не делавшие докладов, не защищавшие рефератов и не представившие отчетов по исследовательской работе, сдают отчет за курс.
Итого: 135 часов. Резерв: 9 часов. Ш
Рекомендуемая литература
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
2. Мигдал А.Б. Заметки о психологии научного творчества // Будущее науки: Сборник статей. - М.: Знание, 1977.
3. Мурзо Г.В. Формирование умений устной учебно-научной речи науроках русского языка (9-й кл.). - М.: ИОО МО РФ, 1989.
4. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. - Новосибирск: Наука, 1979.
5. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. -Уфа: Госкомиздат Башк. ССР.
6. Соловейчик М.С. Методические указания к курсу «Методика самостоятельной работы». - М.: МГЗПИ, 1988.