Учебно-исследовательская деятельность лицеистов в культурно-компетентностном пространстве лицея
Кузибецкий
Александр Николаевич,
кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, заведующий кафедрой управления образовательными системами, советник при ректорате Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
Макарова
Людмила Петровна,
заместитель директора по научно-методической работе лицея № 8 «Олимпия» г. Волгоград
В статье представлен опыт организации учебно-исследовательской деятельности, направленной на формирование соответствующей компетентности учащихся и становление их исследовательской культуры. Для достижения этой цели педагогами и руководством лицея формируется особое учебное пространство, создается система ситуаций освоения такой культуры учениками. Авторами статьи вкратце описаны ключевые моменты организации учебно-исследовательской деятельности: содержание работы научного общества учащихся, требования к руководителям ученических работ, к характеру конференций, уровню овладения представлениями о структурных характеристиках исследования, искусством презентации своей работы лицеистами.
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся - важное направление в работе общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем подготовки: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов.
В нашем лицее № 8 «Олимпия» владение знаниями, умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности рассматривается как критерий культурно-компетентностной подготовки лицеиста. При этом мы исходим из понимания особой природы учебного исследования, интегрирующего признаки учебной и собственно исследовательской деятельности как разновидности познавательной деятельности. В этом смысле занятия учебно-исследовательской деятельность работой позволяют обеспечить требования государственного общеобразовательного стандарта (2004) об освоении учащимися способов познавательной деятельности, наряду сучебной.
Учебная и познавательная - это разновидности целостной человеческой деятельности (М.С. Каган), овладение способами гуманитарного осуществления которой является одним из образовательных приоритетов в рамках культурно-компетентностной модели общего образования (А.Н. Кузибецкий, В.В. Сериков и др.). Учебная деятельность сориентирована на решение задач, которые ставятся педагогами в различных ситуациях обучения. Познавательная деятельность (а следовательно и исследовательская) - на проблемы, которые приходится выявлять, формулировать и решать, осуществляя гума-
Кузибецкий Александр Николаевич, Макарова Людмила Петровна
нитарную экспертизу найденных решений (Л.С. Братченко). В этом их принципиальное различие.
Для современного образования, целью которого является формирование компетентного человека культуры информационного общества, способного воспринимать нашу планету как единый организм и использовать научные способы познания для постижения окружающего мира и диалогического взаимодействия с ним, умение вести познавательную деятельность приобретает особый смысл. В этом контексте очень важно, чтобы каждый ученик научился продуктивно и ответственно действовать при решении различных возникающих перед ним проблем. Как тут не вспомнить слова, сказанные одним из героев А. Тарковского: «Истинным может быть лишь такое познание, которое нравственно...».
В связи с этим мы придаем первостепенное значение организации учебно-исследовательской деятельности лицеистов. Мы стремимся создать культурно-компетентностное пространство лицея, то есть совокупность факторов и условий, благоприятных для становления исследовательской культуры наших учащихся и приобретения ими компетентности в учебно-исследовательской деятельности. И здесь наше стремление созвучно с концептуальной идеей Конкурса им. В.И. Вернадского, состоящей в том, чтобы «способствовать приобретению авторами представляемых работ навыка познания мира с помощью исследования-непременного качества каждого культурного человека». Как и организаторы конкурса, мы четко разделяем научно-исследовательскую (как направленную на получение объективно нового знания) и учебно-исследовательскую деятельность (как ставящую главную задачу образования средством организации учебного исследования), понимая, что цель последней - показать ребятам широту и многообразие мира через какое-либо исследуемое явление.
Общие цели учебно-исследовательской работы в нашем лицее:
• погружение учащихся в исследовательский поиск и постепенное подведение их к научному познанию;
• приобщение к основам организации исследовательской, опытно-экспериментальной работы в сфере как точных, так и гуманитарных наук;
• овладение основными методами и средствами научных исследований, особенно информационно-компьютерными средствами обработки информации;
• приобретение культуры статистической обработки и публичной презентации результатов исследования в текстовой форме, а также с помощью наглядно-графических и мультимедийных средств.
Сверхзадачей учебно-исследовательской деятельности в лицее мы считаем подготовку и приобщение лицеистов к на-
учному познанию. Поэтому и педагоги, и учащиеся проводят различие между научным и стихийно-эмпирическим познанием:
• научное познание является понятийным, теоретическим и осуществляется специально подготовленными людьми -исследователями;
• форма осуществления научного познания - научное исследование;
• инструмент научного познания - специальные средства и методы исследования;
• продукт научного познания - новое знание, которое фиксируется в виде научных понятий и теорий с помощью специальных символических и логических средств. Движение от стихийно-эмпирического к научному познанию задает вектор саморазвития каждого лицеиста, занимающегося учебно-исследовательской деятельностью, в которой мы различаем две стороны. Первая - педагогическая, предусматривающая создание условий для овладения учащимися ценностями, способами и приемами исследовательского поиска; важнейшая функция учителя при этом - гуманитарная, функция поддержки ученика в освоении азов исследовательской деятельности как познавательной. Вторая сторона - собственно ученическая, предполагающая саморазвитие школьника и освоение культуры познания в исследовательском поиске, который направлен на получение, как правило, субъективно нового знания. Смысл учебно-исследовательской деятельности, таким образом, заключается в обучении правилам исследовательской работы и в проведении исследовательских поисков, прежде всего, в целях развития у ребят необходимых качеств компетентных и культурных исследователей.
Формируя культурно-компетентностное пространство лицея, мы создаем в нем следующие условия: 1. Организационно-управленческие:
организуя структуры научного общества учащихся (согласно положению);
отлаживая системы ученического самоуправления внутри НОУ;
в части самоуправления - организуя системы творческой поддержки НОУпедагогами-соискателями (ихвлицее 12); подбирая научных руководителей и организуя их взаимодействие с лицеистами;
конструируя и реализуя полноценное содержание работы лицейского НОУ (установочная конференция, промежуточные профильные конференции, текущие семинары, заключительная (итоговая) конференция). Иначе говоря, мы не ограничиваемся «распределением» учащихся по научным руководителям, как это бывает в массовой практике, а создаем систему ситуаций освоения исследовательской культуры лицеистами.
*: 1
Кузибецкий Александр Николаевич, Макарова Людмила Петровна
2. Содержательно-технологические - реализуются в процессе работы научных руководителей с лицеистами, через текущие конференции и профильные семинары и подразумевают:
• овладение культурой проектирования исследования и научной работы (обоснование структурных характеристик исследования);
• освоение специфических методов исследовательского труда (работа с литературой и с другими современными источниками информации, методы анализа и обработки информации, проведение экспериментов, в том числе компьютерного моделирования, систематизация научных данных, оформление работы с помощью современных компьютерных средств);
овладение культурой презентации результатов своей работы (подготовка презентационных материалов, использование современных средств, построение выступления, собственно выступление, культура вопросов, поведение во время презентации).
3. Материально-технические: обеспечивая наличие необходимой информационно-технической среды, поддерживающей исследовательский поиск лицеистов (компьютерная техника, видео-, оргтехника, приборы, оборудование, электронная почта, интернет).
4. Мотивационные - путем создания позитивного эмоционального настроя лицеистов, участвующих в учебно-исследовательской работе:
• радостно переживая успехи;
• празднично чествуя победителей (общелицейское событие - заключительная конференция);
• создавая систему поощрения участников (дипломы, подарки, отражающие ценностные предпочтенияучастников);
• проводя РК-акций (лицейская газета, информационные листки, статьи, освещение в СМИ, издание ученических материалов)
5. Профессионально-кадровые:
• обеспечивая наличие квалифицированных научных руководителей;
• проводя специальную подготовку учителей лицея к руководству учебно-исследовательской работой (семинары, обсуждения, консультации);
• организуя профессиональную рефлексию хода и результатов учебно-исследовательской работы в лицее (научно-методический и педагогический советы);
• организуя научно-педагогические исследования аспирантов и соискателей из числа педагогов, результаты которых могут стать научной основой для повышения уровня организации учебно-исследовательской деятельности детей;
• создавая обстановку научного творчества в лицее, обеспечивая обязательное участие педагогов в ежегодных лицейских научно-практических конференциях, развивая куль-туруиндивидуального «портфолио» педагогов. Системообразующую роль в культурно-компетентностном
пространстве лицея играет научное общество учащихся, содержание работы которого предусматривает специальные занятия с научными руководителями и консультантами, а также использование различных форм сотрудничества. Занятия членов НОУ проводятся коллективно или индивидуально не менее двух раз в месяц под руководством научных руководителей и консультантов. Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает:
• работу секций и кружков по направлениям;
• индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе лицея, внешкольныхучреждений, вузов и др.;
• самостоятельную работу с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий, работу над темой исследования под руководством научного руководителя;
• проведение экспериментов, обсуждение реферативных работ;
• олимпиады по различным предметам;
• интеллектуальные игры, направленные на развитие познавательных интересов и творческих способностей;
• общие заседания секций, конкурсы, встречи с учеными, научно-практические конференции.
Особое внимание мы уделяем подбору научных руководителей, а также специальной подготовке педагогов лицея к руководству учебными исследованиями. Потому что известно: стиль и уровень научного руководителя немедленно проявляются в ученике. Мы исходим из того, что не каждый может быть научным руководителем. Здесь нужны и широта кругозора, и опыт исследовательской деятельности, и способность к эффективному обучению основам познания, и высокие нравственно-этические качества. В профессиональном отношении необходима способность ясно видеть структурные характеристики будущей работы лицеиста и умение очень тонко, ненавязчиво включить его в проектирование исследовательской программы.
Как известно, любое исследование включает проблему, тему работы, показатели актуальности исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотезу, положения, раскрывающие новое знание, полученное в исследовании; показатели новизны исследования для науки и его теоретической значимости, практической ценности исследования, доказательство достоверности полученных результатов. Уровень овладения представлениями о структурных характеристи-
Кузибецкий Александр Николаевич, Макарова Людмила Петровна
ках исследования - это важный критерии подготовленности к научно-исследовательской деятельности вообще и к учебно-исследовательской деятельности в частности, как учащихся, так и педагогов. Имея представление о структуре научно-исследовательской работы, учащиеся легко могут презентовать свои работы - иначе они просто читают текст или в лучшем случае пересказывают его. В итоге получается тривиальное «сообщение на уроке» вместо доклада по результатам учебно-исследовательской работы.
В заключение упомянем о публичной презентации уже готовой работы. Это целое искусство, которым ученику необходимо помочь овладеть. Здесь важно все:
• речь выступающего; важно помнить о том, что это устная, а не письменная речь (значит, просто читать текст - плохо);
• логика выступления, когда ключевые положения приходится излагать в ограниченное время;
• графические иллюстрации и наглядные средства (которые должны быть хорошо видимыми, эстетичными и убедительными);
• использование мультимедийных средств (которые должны поддерживать речь, а не подменять ее, выводя на экран в виде текста);
• манера держаться: эстетичная поза, продуманные жесты, грамотное использование указки (в том числе лазерной), умелая работа со слайдом, корректное обращение к помощнику, вежливая реакция на вопросы, слова благодарности, краткие и убедительные ответы на вопросы, компетентное участие в дискуссии.
В нашем лицее существует специальная «Школа презентации», где учащиеся под руководством опытных модераторов проходят соответствующие тренинги.
Заключительное мероприятие - конференция должна носить, на наш взгляд, диалогический и партнерский характер. Это заинтересованное обсуждение, возможность для каждого презентовать свой результат, с уважением относясь к результатам, полученным другими. Поэтому конференцию ни в коем случае нельзя превращать в экзамен, как это иногда бывает в массовой практике.
Таковы ключевые моменты организации учебно-исследовательской деятельности в культурно-компетентностном пространстве лицея, определяющие ее продуктивность и гуманитарную направленность, ина