Научная статья на тему 'Педагогические мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя'

Педагогические мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутюк Л. Н.

Показано, что педагогическое мастерство выступает как условие развития у старшеклассников качеств исследователя, творческого познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя»

Педагогика и социология

Так, обучающиеся начальной школы могут быть включены в имитационно-моделирующую игру «Освоение пространства школы». Суть игры состоит в том, что виртуальная экскурсия по школе выявляет условия для развития личности и возможные угрозы. Каждая угроза имеет свои возможные варианты ее компенсирования. Появляется возможность совместного обсуждения последствий выбора того или иного варианта действий ребенка.

В подростковом возрасте строится система имита-ционно-моделирующих игр на основе технологии case-study «Освоение профессионального пространства». Содержанием предлагаемой системы является свободный выбор подростком будущей профессии на основе самодиагностирования своих способностей и соответствие их выбранной профессии, ознакомление с различными описаниями данной профессии и определение профессиональной стратегии развития.

В старших классах организуется серия имитацион-но-моделирующих игр «Освоение социального пространства» на основе технологии «Дебаты». Обсуждения в дискуссиях направлены на выявление потенциальных угроз и поиска оптимального варианта действия. Темы

обсуждения могут быть из разных сфер жизни общества - семейной сферы, гражданского сотрудничества и т.д.

Таким образом, безопасное освоение информационного пространства является ключевой проблемой воспитания социально компетентной личности.

Библиографический список

1. Национальная безопасность Российской Федерации: История, Концепция. Документы: методическое пособие / В.Ф.Пилипенко, Е.В.Ермков / Под ред. Л.Я.Олиференко. - М.: Айрис - пресс, 2005.-128 с.

2. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя / Сост. Н.В.Андреева и др.; Под общ. ред. Л.Н.Антоновой; отв.ред. Л.Я.Олиференко, В.Ф.Пилипенко. - М.: Айрис -пресс, 2005. - 248 с.

3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2004 года № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

4. Проблемные вопросы информационной безопасности II Безопасность информационных технологий. -С. 12-25

Статья принята к публикации 23.11.06

Л.Н.Шутюк

Педагогическое мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя_

Педагогическое мастерство изначально носит творческий исследовательский характер. Мастерство в любой деятельности является качественным своеобразным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле (по определению С.И. Ожегова). Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, следовательно, его можно рассматривать как частный вариант профессионального мастерства. Многие ученые обращали внимание на творческую, исследовательскую направленность педагогического мастерства, вспомним труды А. Дистервега, в которых отмечается, что "без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается". Поэтому педагогическое мастерство учителя наталкивает на умение создать условия для творческого познания ученика. Учителю важно признать право ученика на ошибку, право на собственное суждение, свое самостоятельное открытие мира, познание истин, ценностей.

Способности старшеклассника, в том числе и творческие, развиваются, а склонности и интересы старшеклассников формируются только в деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в познавательной исследовательской деятельности.

В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишен всякого смысла. Стимулирование развития креативных способностей студентов в процессе обучения невозможно без создания атмосферы доверия на занятиях. Поэтому проводимые исследования показали, что в условиях сотрудничества более эффективно решаются задачи интеллектуального развития (Г.С. Костюк, В. Янтос), лучше усваивается незнакомый материал (В.А. Кольцова). В ситуации совместной работы стимулируются рефлексивные способности, в частности, контроль (самоконтроль), оценки (самооценки) (Л.А, Айдарова, Н. Крамскова, В.П. Панюшкин).

Наиболее распространенным способом реализации сотрудничества в учебном процессе, в исследовательском процессе является дискуссия, постановка, об-

суждение проблемного вопроса (АЛ. Вербицкий, Р, Сел-ман).

Каждая деятельность предполагает конкретную цель. Способность достичь ее формирует чувство уверенности в своих силах. Для старшеклассника - это успешное овладение исследовательским учебным материалом, для педагога - чувство профессиональной компетентности. Именно взаимный успех в совместной деятельности формирует чувство собственной значимости, компетентности, что очень важно для положительной Я -концепции, как самому преподавателю, так и старшекласснику.

Современный период социального развития характеризуется существенной динамикой.

Педагогическое мастерство достаточно подвижная система, поскольку в ней отражаются и объективные условия существования личности в обществе, и осуществление ею в этом обществе профессиональной деятельности, и субъективные особенности этой личности. Оба этих фактора отличают динамические характеристики.

Нем же можно охарактеризовать деятельность педагога-мастера? Многие исследователи (Ф.И. Гоноболин, C.B. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин) придерживаются мнения, что, прежде всего, профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером, оптимальностью в выборе средств.

Сводить педагогическое мастерство к системе отдельных приемов - слишком узко - это некий технологический подход в понимании сущности педагогического мастерства.

Даже в педагогических технологиях существенно больше личностного, нежели сугубо технологического.

Дать ответ на поставленный вопрос натолкнуло нас написание диссертационного материала на тему: "Педагогическое мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя".

Так как педагог субъективно отражает объективный процесс воспитания, следовательно, в становлении педагогического мастерства действуют факторы как объективные, так и субъективные.

Объективная действительность характеризует объективную сторону педагогического мастерства. Личностное преломление объективной действительности, личностные особенности педагога выступают субъективным фактором педагогического мастерства.

Теоретическая и практическая готовность к творческому применению потенциала профессиональной деятельности отражает деятельностную состоятельность педагога и в плане возможности воспользоваться имеющимися знаниями, а также в плане реализации приобретенных умений и навыков в соответствии с возникаю-

щими педагогическими ситуациями применительно к складывающимся обстоятельствам, внося при этом собственное видение проблемы, собственные идеи и оригинальные способы их разрешения.

Для нашей работы таким моментом стала страница истории Научного Лицейского Общества, о которой можно сказать, что это "Храм Науки и Творчества".

До сих пор недоумевают профессора столицы и региона, как это в таком провинциальном городе продолжает развиваться и шириться Российская программа для молодежи и школьников "Шаг в будущее".

Эта программа родилась по инициативе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в 1991 г. В программе принимают участие 114 российских вузов, 50 научно-исследовательских организаций, 828 школ, 91 центр молодежного творчества, 25 предприятий.

"Ростком", из которого появилось прекрасное растение - программа "Шаг в будущее" на Сибирской Земле стало, по праву, Научное Лицейское Общество лицея №1 г. Усолье-Сибирского.

В 1992 - 1994 годах это было образовательным феноменом, это можно было назвать новой цивилизацией, проросшей сквозь трещины устаревших авторитарных воспитательных структур. Среди основных заслуг НЛО - создание атмосферы научного поиска, расширение научных контактов, развитие у лицеистов умения полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Параллельно в этот момент педагогическое мастерство преподавателей лицея и вузов обратилось к сокровищам педагогики, используя богатейший опыт прошлого (Я.А. Коменский) "Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрыть способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки...".

НЛО - это игра в науку, и именно поэтому чрезвычайно эффективный метод воздействия на умы ребят, и это очень серьезно,

Отрадно отметить, что носителями традиций и результатов в НЛО выступают сами лицеисты и их совет, В НЛО самостоятельная работа строится через спецкурсы. Спецкурс - обязательный по выбору учащихся специальный курс в образовательной среде, направленный на развитие опыта научного творчества учащихся и педагогов через выполнение рубежной творческой работы.

По структуре 8 спецкурс входят восемь - десять слушателей Лицеистов;

Выборы ученого секретаря в группе;

Руководитель - преподаватель Лицея.

HI Педагогика и социология

Структура НЛО:

С

X

Е

М

А

Н Л О

Научное Лицейское Общество • координационный центр научно-социальной программы России "Шаг в будущее"

Первый шаг в спецкурсе - это подготовка Лицеистами рефератов, научных докладов, разработок, технических устройств или программных продуктов. Идет работа по выбору темы доклада реферата и так далее, выбирается форма проведения спецкурса. Преподава-тель-лидер, он руководит и наталкивает Лицеистов на самостоятельную работу.

Второй шаг в спецкурсе - это связь данного спецкурса темы или научной разработки с направлением работы соответствующих кафедр, лабораторий вузов, предприятий. Эта связь нужна для дальнейшей работы (возможно заказа из института или предприятия и практического применения) исследовательского характера.

Третий шаг в спецкурсе - это защита данной работы на конференции, конкурсе или коллоквиуме с перспективой ее исследования уже в вузе,

Спецкурсы имеют три типа:

1. Предметные спецкурсы, где опыт научного творчества учащихся развивается в образовательной плос-

кости конкретного предмета, не исключая интеграции предметов;

2. Метапредметные спецкурсы, где опыт научного творчества учащихся развивается в образовательной плоскости неконкретных предметов, между предметами;

3. Преднаучные спецкурсы, где учащимися в свободном посещении (по потребности) приобретается методологический опыт организации, проведения и презентации научных исследований.

Библиографический список

1. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М.: Педагогическое общество Росси, 1999. - 354 с.

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 287 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1996.

4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства, -М.:Издательский центр Академия, 1999 .

5. Косогова A.C. Становление педагога. -Иркутск, 2001.

Статья принята к публикации 14,02.07

Руководитель спецкурса: преподаватель вуза, преподаватель Лицея.

Лицеист

Работает в координационном центре Лицея, руководит лицензированием работ из других лицеев и гимназий.

Работает с преподавателями вузов, направляет и регулирует тематикой спецкурса.

Консультанты-рецензенты (преподаватели вузов).

Работает в спецкурсе, руководит им по интересам Лицеистов.

Спецкурсы

Помогает зам. директору по науке Лицея в работе с активом НЛО.

Актив НЛО: Президент; Ученые секретари Зам. директора по науке

Формирует у Лицеистов самостоятельность, самовыражение, творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.