Научная статья на тему 'Безопасное освоение информационного пространства'

Безопасное освоение информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирдянкина Владимировна Светлана

Показано, что безопасное освоение информационного пространства является ключевой проблемой воспитания социально компетентной личности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасное освоение информационного пространства»

Педагогика и социология

4. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1978. -356 с.

5. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1989. - 133 с.

6. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике/Сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов.- М,; Дрофа, 2001. - 190 с.

7. Программно-методические материалы. Физика 7-11 класс. - М.: Дрофа, 2001. - 159 с.

8. Резников Л,И. основные направления методических исследований по формированию научного мировоззрения учащихся в процессе обучения физике// Советская педагогика. -1965. - № 3, - С.15М55.

9. Усова A.B.. Вололгодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1981.

10. Травинский В.И. Уровни знаний и критерии их усвоения: Дис. ...канд.пед.наук. - М., 1971,

Приложение 1

Основные компоненты формирования научного мировоззрения

Формирование убеждений

Формирование научно-диалектического мышления

Формирование научного мировоззрения

Формирование физической картины мира

Формирование процесса научного познания

Статья принята к публикации 24.10.06

С.В.Кирдянкина

Безопасное освоение информационного пространства

В.Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С.Ожегову, безопасность - это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Защитить - значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом необходимо уделить особое внимание снижению, ослаблению, устранению и предупреждению опасностей и угроз.

Безопасность осуществляется на нескольких уровнях - личностном, общественном и государственном. Предметом нашего исследования является личностная безопасность и конкретно безопасность личности школьника. Сегодня существует проблема личностной безопасности, так как без человека, его душевного здоровья, интеллекта понятие жизни и понятие безопасности теряют всякий смысл.

Понятие «безопасность» появилось одновременно с человеком как одна из характеристик его жизнеобеспечения, причем потребность в ней является одной из 6а-

зовых потребностей человека. С развитием социума

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (30) 2007

125

Педагогика и социология

категория «безопасность» претерпела существенные

изменения и сегодня распространяется на объекты любой природы, получив, тем самым, статус общенаучной.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе безопасность, в предельно широком понимании, рассматривается обычно как система условий и факторов, в которой объект органично функционирует и развивается по своим внутренним законам, в узком - состояние системы, «при котором она с одной стороны, способна противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних угроз, а с другой -ее наличие и функционирование не создает угроз для элементов самой системы и внешней среды» [4, с. 12-25]. Общим для всех видов и форм безопасности, является, по существу, процедура обеспечения защиты и последующих условий для нормального функционирования и развития.

Для осуществления безопасности необходимо знание о потенциальных угрозах и опасностях, механизмов воздействия и источниках угроз.

Задача обеспечения безопасности состоит не только в том, чтобы защищать интересы объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, и предупреждать опасности и угрозы. Это означает, что безопасность может достигаться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту интересов, прав и свобод субъекта от угроз, так и путем нейтрализации самих угроз.

Безопасность личности связана, прежде всего, с защищенностью сознания, психики личности от манипулирования сознанием, дезинформирования, побуждения к негативным поступкам, правонарушениям, Безопасность зависит как от личностных качеств человека, так и от социальных, правовых и других условий в обществе.

От негативных воздействий информации необходимо научиться защищаться. И речь здесь не идет об юридических или технических аспектах защиты от негативных воздействий, речь идет об образовательных аспектах безопасности.

Основным средством парирования реальных и потенциальных угроз, на наш взгляд, является развитие у личности социально-психологической способности самоблокирования информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на сознание, закрепляющее общественно значимые морально-этические нормы.

Педагогические концепции социализации рассматривают данный процесс как двусторонний. Подчеркивая активность личности, А.В.Волохов, Б.З.Вульфов, Л.В.Байбородова определяют социализацию как усвоение социального опыта личностью и формирование готовности ребенка к его преобразованию. М.И.Рожков считает, что, социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей,

Нам близка точка зрения А.В.Мудрика, который

определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он принадлежит.

Таким образом, анализ отечественной педагогической литературы позволяет сделать выводы о том, что для обеспечения процесса социализации необходимо;

1. обеспечить обучающегося необходимым социальным опытом;

2. создать условия для самореализации.

Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой. В обиходном смысле это означает ввести ребенка в мир взрослого общества, научить жить «как все люди живут», по общим законам. Социализация предполагает обретение человеком способности к адаптивной активности и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание, психолого-педагогическое сопровождение) в образовательных учреждениях, так и под влиянием стихийных факторов (семья, средства массовой информации, общение со сверстниками, общение с искусством и прочее).

У нас не вызывает сомнение утверждение ряда исследователей о том, что «личность необходимо изучать в социальном контексте». Поскольку человек является в той или иной степени творцом своей жизни, постольку он может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации,

Поскольку социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения - она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Таким образом, если для обеспечения безопасной социализации ребенка необходимо научить его компенсировать возникающие угрозы в процессе освоения школьного пространства (т.е. уметь сделать выбор в ситуации неопределенности, например, если сверстник предложил закурить, сбежать с урока и т.д.), в освоении профессионального пространства (например, создать условия для свободного и ответственного выбора профессиональной траектории, понимать, что профессиональная карьера, прежде всего, связана с профессиональным ростом, а не должностным и т.д.), в освоении социального пространства (например, выявление угроз информационного порядка таких, как навязывание чуждых ценностей и традиций - гражданский брак вместо создания семьи, подталкивание к национальной розни вместо толерантного проживания и т.д).

По нашему мнению, организация работы в образовательном учреждении должна строиться в игровой деятельности.

126

ВЕСТНИК ИрГТ/ №2 (30) 2007

Педагогика и социология

Так, обучающиеся начальной школы могут быть включены в имитационно-моделирующую игру «Освоение пространства школы». Суть игры состоит в том, что виртуальная экскурсия по школе выявляет условия для развития личности и возможные угрозы. Каждая угроза имеет свои возможные варианты ее компенсирования. Появляется возможность совместного обсуждения последствий выбора того или иного варианта действий ребенка.

В подростковом возрасте строится система имита-ционно-моделирующих игр на основе технологии case-study «Освоение профессионального пространства». Содержанием предлагаемой системы является свободный выбор подростком будущей профессии на основе самодиагностирования своих способностей и соответствие их выбранной профессии, ознакомление с различными описаниями данной профессии и определение профессиональной стратегии развития.

В старших классах организуется серия имитацион-но-моделирующих игр «Освоение социального пространства» на основе технологии «Дебаты». Обсуждения в дискуссиях направлены на выявление потенциальных угроз и поиска оптимального варианта действия. Темы

обсуждения могут быть из разных сфер жизни общества - семейной сферы, гражданского сотрудничества и т.д.

Таким образом, безопасное освоение информационного пространства является ключевой проблемой воспитания социально компетентной личности.

Библиографический список

1. Национальная безопасность Российской Федерации: История, Концепция. Документы: методическое пособие / В.Ф.Пилипенко, Е.В.Ермков / Под ред. Л.Я.Олиференко. - М.: Айрис - пресс, 2005.-128 с.

2. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя / Сост. Н.В.Андреева и др.; Под общ. ред. Л.Н.Антоновой; отв.ред. Л.Я.Олиференко, В.Ф.Пилипенко. - М.: Айрис -пресс, 2005. - 248 с.

3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2004 года № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»

4. Проблемные вопросы информационной безопасности II Безопасность информационных технологий. -С. 12-25

Статья принята к публикации 23.11.06

Л.Н.Шутюк

Педагогическое мастерство как условие развития у старшеклассников качеств исследователя_

Педагогическое мастерство изначально носит творческий исследовательский характер. Мастерство в любой деятельности является качественным своеобразным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле (по определению С.И. Ожегова). Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, следовательно, его можно рассматривать как частный вариант профессионального мастерства. Многие ученые обращали внимание на творческую, исследовательскую направленность педагогического мастерства, вспомним труды А. Дистервега, в которых отмечается, что "без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается". Поэтому педагогическое мастерство учителя наталкивает на умение создать условия для творческого познания ученика. Учителю важно признать право ученика на ошибку, право на собственное суждение, свое самостоятельное открытие мира, познание истин, ценностей.

Способности старшеклассника, в том числе и творческие, развиваются, а склонности и интересы старшеклассников формируются только в деятельности. Способность к самостоятельному познанию развивается в познавательной исследовательской деятельности.

В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишен всякого смысла. Стимулирование развития креативных способностей студентов в процессе обучения невозможно без создания атмосферы доверия на занятиях. Поэтому проводимые исследования показали, что в условиях сотрудничества более эффективно решаются задачи интеллектуального развития (Г.С. Костюк, В. Янтос), лучше усваивается незнакомый материал (В.А. Кольцова). В ситуации совместной работы стимулируются рефлексивные способности, в частности, контроль (самоконтроль), оценки (самооценки) (Л.А, Айдарова, Н. Крамскова, В.П. Панюшкин).

Наиболее распространенным способом реализации сотрудничества в учебном процессе, в исследовательском процессе является дискуссия, постановка, об-

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (30) 2007

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.