Научная статья на тему 'Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в МОУ «Восточно- Европейский лицей»'

Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в МОУ «Восточно- Европейский лицей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова Наталия Леонардовна

Авторы статьи – научный руководитель и один из участников новаторского проекта, построенного на основе взаимодействия вуза и школы и направленного на разработку технологии проведения ученических исследований на строгой научно-методической основе. В статье содержится обоснование актуальности этого эксперимента, рассказывается о его истоках, этапах, запланированных и неожиданных результатах, проблемах и намеченных путях их решения, дана оценка взаимодействия высшей и средней школы, перспектив и форм его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова Наталия Леонардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в МОУ «Восточно- Европейский лицей»»

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова Наталия Леонардовна

Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в МОУ «ВосточноЕвропейский лицей)

»

Авторы статьи - научный руководитель и один из участников новаторского проекта, построенного на основе взаимодействия вуза и школы и направленного на разработку технологии проведения ученических исследований на строгой научно-методической основе. В статье содержится обоснование актуальности этого эксперимента, рассказывается о его истоках, этапах, запланированных и неожиданных результатах, проблемах и намеченных путях их решения, дана оценка взаимодействия высшей и средней школы, перспектив и форм его развития.

1. Актуальность темы. Образование представляется сегодня сферой, отвечающей за повышение качества жизни. При этом особенно большое значение имеет школьный период, потому что от качества среднего образования зависят и возможности дальнейшей подготовки в рамках вуза, а значит, успешность социализации во взрослой жизни.

Современная школа имеет дело с множеством субъектов влияния, инновациями, организационными изменениями. Все это влечет изменения во взаимодействии разных ступеней сложившейся системы образования, в том числе - во взаимодействии высшей и средней школы. Прежние «естественные» связи ныне отмирают, нарушаются; стихийно, в новых формах возникают другие. Пока можно видеть, что сотрудничество стало гораздо более многофакторным и интенсивным, чем прежде, однако сферы, в которых оно наиболее плодотворно, пока не определены, перспективы неясны, опыт остается неизученным. Эти замечания относятся и к тем вариантам взаимодействия, которые формируются в саратовских инновационных учреждениях в связи с попытками внедрения в школьную жизнь научно-исследовательской составляющей. Не стоит напоминать, что научно-исследовательские и информационно-коммуникативные технологии выходят в современном обществе на первый план. Они оказываются в числе наиболее востребованных и при формировании умений и компетенций школьников, проектных форм работ, индивидуальных траекторий обучения.

V

Девятайкина

Нина Ивановна,

доктор исторических наук, профессор Саратовского государственного университета

гусакова

Наталия Леонардовна,

заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «ВосточноЕвропейский лицей», лауреат премии Президента РФ «Лучшие учителя России» г. Саратов

Актуальность заявленной темы состоит в том, что до настоящего времени комплексно не ставилась задача разработки и апробации организационных технологий, которые позволили бы осуществить в школе проведение научно-исследовательской работы в рамках строгой научно-методической системы.

2. Источники и материалы данной статьи можно разделить на две большие группы. Первую мы условно назвали «устные» источники. Они возникли в результате работы над заявленной темой в течение прошедшего года: материалы наших анкет, адресованных ученикам 8-11-х классов лицея, учителям и родителям; интервью (администрация министерства, вуза, факультета, лицея); фокус-группы (учителя, ученики 11-х классов, выпускники). Всего нами было опрошено около сташести-десяти человек.

Письменные источники: концепция и программа проекта Восточно-Европейского лицея и связанные с ними документы (программы, справки, положения, отчеты); министерские документы регионального уровня; тексты проектов и концепций из разных изданий, так или иначе связанные с практикой организации научно-исследовательской работы в школе, касающиеся взаимодействия вуза и школы; министерские документы общероссийского уровня.

3. Главная задача данной статьи и рабочие понятия. Предпринимается попытка аналитически представить проект «Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в лицее» (на материале единой межпредметной темы), который проходит апробацию в ВосточноЕвропейском лицее (первый этап) как прецедент, позволяющий выявить истоки, так сказать, историю вопроса, обрисовать формы и типы взаимодействия вуза и школы на уровне конкретных субъектов, их функции; обозначить эффекты, результаты, феномены, изменения, внутренние и внешние проблемы; наметить возможные пути их решения; в целом оценить взаимодействие вуза и школы в фокусе избранной темы, перспективы и формы его развития.

Что касается используемых понятий, то под эффектами в статье понимается практическая польза, прямые и запланированные результаты того или иного начинания, действия. Под феноменами разумеются дополнительные, неожиданные, незапланированные результаты, возникшие в ходе проектной работы, эксперимента и оказавшиеся важными.

4. Начальный этап. Для того чтобы вписать нашу деятельность в общую картину взаимодействия вуза и школы, мы решили выявить истоки данного проекта. Для этого обратимся к материалам Восточно-Европейского лицея (ВЕЛ). Заявленный нами эксперимент сам по себе носит характер феномена или комплексного результата продолжающегося на протяжении последних пятнадцати лет взаимодействия между Саратов-

ским классическим университетом (в большей мере его историческим факультетом), администрациями разного уровня, школами, учителями.

В рамках гуманитарных наук первой масштабной совместной работой ученых СГУ и учителей была подготовка в начале 90-х годов XX века «Региональной программы исторического образования» и дополнений к ней1. Инициатива исходила тогда от руководителей отдела образования областной администрации (ОБЛОНО), так как было необходимо наполнить региональный компонент образования. В подготовке программы принимали участие около двадцати ученых истфака СГУ, а в роли рецензентов выступили шесть школьныхучителей истории.

Это был один из первых проектов, когда между университетом и администрацией образования возникла особая посредническая группа, разработавшая продукт, объем и размеры которого намного превзошли ожидаемые результаты. Проектная группа не сохранилась как единое сообщество, но дала многие импульсы ее участникам, вузу и школе. Уже этот проект показал, что привлечение лучших учителей для разработки и незаказного рецензирования программ, учебников, пособий, тетрадей, созданных учеными высшей школы, самими учителями, способно влиять на повышение качества образования и позволяет решать проблемы на новом уровне. Более того, он обозначил возможности учителей как равноправных участников проектов, субъектов взаимодействия. В разработке «Региональной программы исторического образования» приняли участие нынешние учителя-экспериментаторы ВЕЛ и научный руководитель проекта проф. СГУ Н.И. Девятайкина.

5. Роль «университетского наплыва» в школы в 90-е годы. Еще одним истоком эксперимента ВЕЛ можно назвать «университетский наплыв» в школы, начавшийся в те же 90-е годы и не исчерпавший себя до сих пор. В этом наплыве, как и в случае с первым проектом, опять напрямую взаимодействовали как субъекты школа - в лице директоров (работодателей) -и вуз - в лице самих преподавателей. Преподаватели вузов высокой квалификации (профессора, доценты) приглашались для чтения спецкурсов, репетиторских курсов, консультативной работы с учениками, ведения исследовательских кружков. В Восточно-Европейском лицее подобную работу и сейчас проводят два профессора, доктора наук, пять кандидатов наук.

В результате, во многих школах города «стихийно» возникла практика интеграции вузовских и школьных методов обучения, что, по данным наших дополнительных опросов, заметно облегчает адаптацию школьников к вузу, создает дополнительные возможности для их раннего продвижения в научной области и т.д. Кроме того, проявляются отдельные феномены в виде научного взаимодействия учителей и ученых, результатом которого становятся совместные статьи, доклады, порою -

1 Региональная

программа

исторического

образования.

Для гимназий,

школ и лицеев

(2-11 классы). Саратов:

Государственный

учебно-научный центр

«Колледж», 1993.

ЧЧ.1-2-122с.;311с.

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова

и диссертации, то есть отчасти решается проблема повышения квалификации школьного учителя и его приобщения к исследовательской деятельности. И, как правило, такой учитель легко и охотно приобщает к подобной деятельности учащихся в рамках кружков или индивидуальной работы.

В целом взаимодействие осуществляется не только путем проведения уроков, но и в процессе участия вузовских преподавателей в ученических конференциях разного уровня в качестве руководителей секций или пленарных заседаний, иногда -в рамках докладов на педагогических советах или методических объединениях, лекций для учителей по актуальным научным проблемам, консультирования учителей и учащихся.

Социальный эффект такого рода совместной деятельности заключается в том, что школьники «вживую» приобщаются к науке, постигают азы фундаментального знания, учатся общению с исследователями, более осознанно выбирают вуз, факультет, профессию.

Точки зрения по поводу работы в школе преподавателей вузов. Мы стремились узнать точки зрения разных людей: выпускников, учащихся, учителей, родителей. Выпускники ВосточноЕвропейского лицея, которые учатся ныне в классическом университете (СГУ), на фокус-группе (май 2007 года) рассказывали о том интересе, который вызвали уроки вузовских преподавателей, их методика и главное - характер общения сучащимися. Они отмечали возникновение особой атмосферы в школе, создаваемой присутствием вузовских профессоров и доцентов. С другой стороны, они весьма критично оценивали уровень преподавания некоторых школьных дисциплин самими учителями.

Примерно так же рассуждали учащиеся 11-го класса лицея. На самой большой по численности фокус-группе (около двадцати пяти человек) перед последним звонком (24 мая 2007 года) они обозначили важность многих курсов, которые вели вузовские преподаватели, добавили, что курсы были очень интересны по содержанию, что сама атмосфера на уроках была творческой, ученики охотно участвовали в дискуссиях на самые трудные темы и пр.

Иное подметили родители. Проведенные с ними (в мае 2007 года) интервью позволили сделать следующий вывод: они одобрительно отзываются о преподавателях вузов как носителях дополнительных знаний и навыков, организаторах исследовательской работы, но не считают решением вопроса замену ими школьных учителей. Иными словами, будущее прямого взаимодействия субъектов двух разных структур - вуза и школы -на почве преподавания школьных предметов пока неопределенно.

Добавим, что присутствие университетских преподавателей в лицее сослужило большую службу: оно привело к созданию

проектной группы теперь уже внутри учебного заведения. Эта группа занялась разработкой «Рабочей программы интегратив-ного изучения предметов гуманитарного цикла», которая была подготовлена в конце 1999 года Восточно-Европейским лицеем и там уже прошла апробацию в формате городской экспериментальной площадки2.

В данном случае ученые и опытные учителя высокой профессиональной квалификации сотрудничали как соавторы, им во многом помогали вузовские рецензенты, узкие специалисты. Программа без спешки обсуждалась и уточнялась, что и обеспечило ее научно-методическую корректность и успешную апробацию.

6. Результаты и феномены второй программы. Эта программа также дала свои результаты и свои феномены. Подробный содержательный ее анализ выходит за рамки статьи. Отметим лишь, что она позволила интегрировать и синхронизировать предметы гуманитарного цикла, решила проблемы дублирования материала, облегчила его освоение за счет разбивки по модулям, сделала естественной (и очень содержательной, разной по формам, творческой, интересной) частью учебного процесса интегрированные уроки.

Программа не имеет аналогов, и этой уникальностью она обязана именно тесному сотворчеству ученых и учителей на всех стадиях ее подготовки и апробации.

Здесь взаимодействие переросло в прямое сотрудничество учителей и ученых. Интеллектуальный потенциал высшей школы был направлен на решение задачи общегосударственного масштаба, создание инновационной программы и перспективной модели обучения, использование которой может значительно повысить уровень подготовки учащихся, способствовать формированию у них понимания общей картины развития мира, умений самостоятельно добывать знания и применять их.

С точки зрения взаимодействия субъектов инициатива оказалась встречной: директор лицея, сама кандидат педагогических наук, сочла важным для школы пригласить профессора из вуза для научного руководства лицеем. Связующим звеном между вузом и лицеем и должен был стать научный руководитель, на роль которого был избран известный специалист по новейшей истории, автор знаменитого учебника профессор A.A. Кредер. Он, со своей стороны, предложил серьезный научный проект, о котором выше и было сказано. В качестве его разработчиков выступили трое учителей и сам A.A. Кредер, рецензировали проект вузовские ученые.

Как видим, роли участников проекта изменились: вузовские профессора и доценты превратились в официальных рецензентов, учителя - в авторов. Ясно, что в данном случае уровень взаимодействия между учителями и учеными был более высоким с точки зрения задач проекта.

2 Рабочая программа ин-тегративного изучения предметов гуманитарного цикла (8-9 классы) / Сост. проф. A.A. Кредер, к.ф.н., доц. Б.А. Минц, заслуж. учитель РФ Н.Л. Гусакова, учитель высшей категории О.П. Ярмак; под общей ред. д.и.н., проф. A.A. Кредера, д.и.н., проф. Н.И. Девятайки-ной. - Саратов: «Научная книга», 2003.-24 с.

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова

Если сравнить два проекта, то окажется, что их результаты схожи (внедрение и публикация программ), хотя второй проект на практике дал возможности модульного, очень востребованного сегодня в связи с переходом на Болонскую систему, преподавания.

Что касается феноменов, то в первом проекте самым значимым оказалась научно-культурная экспансия вуза в сферу создания учебников и учебно-методического комплекта, во втором -изменение культурной среды самого лицея, где возникла новая, постоянная формасотрудничестваввиде лабораторий, началась апробация спецкурсов, читаемых учителями, родились просеминары как форма организации научно-исследовательской работы, был дан толчок проведению многоступенчатых (класс -школа - город - регион) конференций.

Сама работа вновь велась в рамках сотрудничества особой группы, объединившей вуз и конкретную школу и включившей в себя преподавателей из обоих учебных заведений.

Этот потенциал и стал основой для текущего проекта.

7. Характеристика последнего проекта. Заявленная цель работы творческой группы - программа эксперимента на тему «Технологии научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в школе» и четырехлетняя его апробация.

Разработка данного проекта уже существует, она была дополнена и утверждена еще в мае 2006 года. Сам проект - вариант прямого сотрудничества ученых и учителей с целью создания инновационных форм и методик школьной деятельности, которые в случае успешной апробации могут составить одну из региональных моделей взаимодействия высшей и средней школы, пригодную и для более широкого применения.

Основная идея эксперимента - комплексное освоение учителями и учащимися на основе современных технологий базовых навыков организации, осуществления и презентации разных форм и видов самостоятельной научной работы. Авторы поставили перед собой весьма сложную и амбициозную цель -организация и проведение проектной работы, рассчитанной на несколько лет, в рамках строгой научно-методической системы и единой научной темы, поэтапного вовлечения в проект значительной части учителей и всех учащихся, анализа содержания, течения и результатов эксперимента.

Иными словами, целью является разработка и системное внедрение в урочную и внеурочную школьную практику современных форм и методов поиска, отбора, анализа, построения и многоуровневого представления информации разного рода (в том числе с использованием средств мультимедиа); организация дискуссий и участие в них; подготовка учащихся к решению различных самостоятельных творческих задач, а также к органическому восприятию вузовских методов и форм обучения.

Одним из важных методических стержней проекта стала единая межпредметная тема эксперимента. Ее обсуждали сообща ученые и учителя и определили так: «Социокультурное пространство старого Саратова»3.

Программы и этапы. Главной составной частью проекта и результатом совместной разработки стали детальные программы деятельности: а) учительская лаборатория современных технологий преподавания предметов гуманитарного и естественно-научного циклов; б) курс по теоретическим основам научно-исследовательской работы для учащихся (ТОНИР);

в) программы просеминаров для учащихся разных классов;

г) программы организации и проведения конференций разного типа.

Интеллектуальный потенциал преподавателей исторического факультета СГУ - главный ресурс данного проекта, используемый при подготовке концепции и программ эксперимента, разработке технологии проведения спецсеминаров на младших курсах и руководства самостоятельными работами, моделей организации и функционирования научно-методических лабораторий и семинаров, в процессе организации и проведения конференций, использования кафедральных книжных фондов и общеуниверситетской библиотеки.

Востребованы и такие ресурсы высшей школы, как руководство научной работой учителей (подготовка докладов, написание статей, методических пособий, создание совместных научно-методических трудов, подготовка семинаров регионального уровня и участие в них, консультации по проблематике просеминаров в старших классах).

Учителя начали приобретать соответствующие навыки и умения в «опережающем режиме» в процессе участия в работе семинаров, практикумов, лабораторий, конференций под непосредственным руководством ученых или завучей, уже получивших опыт подобной деятельности в рамках предыдущего эксперимента. Традиционным путем обретения новых компетенций становится учительская лаборатория.

Субъекты. На этапе подготовки проекта это работник лицея (завуч по научной работе) и профессор университета. На ступени апробации проект превращается в площадку взаимодействия большого числа субъектов: в первый год к нему подключилась администрация школы (директор, завуч), вузовские профессора (два человека) и доценты (четыре человека), учителя (десять человек, т.е. почти половина коллектива), учащиеся (8-9-е классы, то есть половина школы), родители (несколько энтузиастов работают над проектом в формате ученик -учитель - родитель).

Функции и характер взаимодействия. Функции участников проекта частично общие (и преподаватели вузов, и учителя руководят просеминарами), частично раздельные (преподава-

3 Под социокультурным пространством подразумевается совокупность исторических, экономических, социальных, природно-топографических, культурно-

образовательных характеристик, позволяющих составить комплексное представление об особенностях развития данной части города в прошлом и настоящем; выработать прогнозы, предложения, рекомендации на будущее; сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории и современной жизни малой родины и городского сообщества, активную и деятельную гражданскую позицию.

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова

тели вузов руководят работой конференций школьников, лабораторией учителей, консультируют педагогов, анализируют результаты их работы в просеминарах, учителя решают организационные вопросы проведения конференций, проводят мониторинг, взаимодействуют с родителями).

В проекте получают развитие эффективные формы прямого и постоянного взаимодействия в рамках лабораторий, практикумов, руководства просеминарами, при подготовке семинаров с обсуждением итогов того или иного этапа эксперимента.

Превращение феноменов в результаты. Феномены предыдущего проекта в рамках нового обозначились как устойчивые, приобрели организационно-методическое оформление и наполнение, превратились, по сути дела, в результаты.

Новые феномены. Учащиеся. В связи с вышесказанным особенно интересно выявить новые феномены, обозначившиеся на первом этапе текущего эксперимента. Мы разделили их по главным субъектам взаимодействия: ученики, учителя, лицей в целом. В первой четверти для учащихся 8-х классов был проведен элективный курс «Теоретические основы научно-исследовательской работы». Автор - учитель истории высшей категории О.П. Ярмак. Программа курса прошла экспертизу и утверждена региональным экспертным советом. Благодаря занятиям по программе курса учащиеся приобрели первоначальные навыки научно-исследовательской работы. В конце второй четверти класс был разделен на группы - просеминары -с учетом желания, наклонностей учащихся и рекомендаций преподавателей. Опыт показал, что при формировании групп необходимо организовать презентации, а также более тщательно проводить предварительную психологическую работу. В течение года работали следующие просеминары:

• Топонимия улиц Саратова (литература).

• СтарыйСаратов(история).

• Особенности художественной жизни Саратова на рубеже Х1Х-ХХ вв. (МХК).

• Социокультурное пространство старого Саратова в информационной среде обитания (информатика).

• Золотое сечение (математика).

• Современное состояние воды в районе старого Саратова (экология).

В течение учебного года по традиции в 8-м классе были проведены две научно-исследовательские конференции «Первый шаг»: одна по результатам работы в просеминарах за вторую четверть, вторая по результатам работы в третьей и четвертой четвертях.

На первой конференции от каждого просеминара было представлено по одному реферативному сообщению. На второй конференции учащиеся 8-го класса выступали уже как с ре-

феративными сообщениями, так и с докладами по творческим работам. Работали две секции, на которых со своими докладами выступили все участники просеминаров. В состав жюри вошли учащиеся 9-х и 10-х классов, получившие награды по результатам участия в различных конференциях города.

В отношении учеников важнейшим феноменом можно назвать осознание престижности участия в работе семинаров и конференций. В подростковых культурах это явление крайне редко и очень важно для формирования ценностных ориентиров. Действительно, лицеисты постоянно обсуждают между собой избранные темы, помогают друг другу, на семинарах задают массу вопросов, на конференциях выказывают свое знание предмета, свои замечания и выражют свои мнения. Они слушают выступления не так, как неподготовленные участники из обычных школ. Они гордятся успехами, огорчаются, если доклад прошел незамеченным.

Школьный психолог и завуч по науке разработали анкету, которая помогает понять, из чего складывается осознание этой престижности у начинающих просеминаристов. Опрос проводили дважды среди учащихся 8-х классов. У ребят спрашивали, что им дало участие в первой классной конференции в январе 2007 года, где в роли докладчиков выступали по одному представителю от каждого из шести просеминаров, а все остальные находились в роли активных слушателей, и что -участие каждого уже в роли докладчика в весенней межклассной конференции.

На первом плане и в том, и в другом случае - интерес, причем он ощутимо возрастает, когда ученик превращается в докладчика. Почти половина респондентов учатся друг у друга, обмениваясь опытом своих исследований. Стольким же интересно участие в дискуссии или важна возможность самовыражения, каждым четвертым движет желание реализовать потенциальные возможности. С точки зрения обретаемых умений и компетенций ответы учащихся четко отражают то, что обозначено в программах обучения, документах по реформированию образования как «должное» или «желаемое», но пока труднодостижимое на практике. Отсюда можно сделать осторожное заключение, что эксперимент начал влиять на результативность обучения с самой первой фазы его внедрения и, очевидно, степень этого влияния будет возрастать.

Восьмиклассникам задали еще и вопрос о том, что изменилось в их школьной жизни за время занятий в просеминаре, а значит, в какой-то мере и за первый год их пребывания в лицее. Четверо из пяти уверенно ответили, что закрепился интерес к той предметной области, в рамках которой находилась проблематика просеминара, у двоих из троих появился интерес к исследованию и желание участвовать в работе конференций. Иными словами, занятия по программе курса способствовали

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова

повышению результативности обучения, поскольку интерес и желание - едва ли не главные ее психологические условия.

В первый год реализации проекта число школьников-участников конференций увеличилось в два раза по сравнению с предыдущими: в среднем каждый ученик хотя бы раз выступил с докладом на научном собрании какого-либо формата, а каждый второй - не менее двух раз. Группа активистов успевала готовить доклады и выступать на всех значимых конференциях (их проводится в Саратове около десяти), причем порой в двух, а то и в трех разных секциях. И, как правило, результативно, занимая призовые места. Очевидно, эти факты позволительно рассматривать как первые знаки перерастания и данного феномена в результат.

(По данным городской статистики Восточно-Европейский лицей с большим отрывом лидирует среди муниципальных общеобразовательных учреждений по результатам участия в конференциях: при меньшем вдвое-втрое, а то и вчетверо, количестве 8-11-классников он занимает примерно вдвое больше призовых мест, чем другие лицеи и гимназии (их 23), и во много раз больше, чем обычные школы-участницы (их около 30-ти).

Попутно отметим и общий высокий уровень выступлений: фактически каждый из участников занимал какое-то место или получал поощрительную грамоту.

Неожиданны данные в отношении участия учеников разных классов (от 9-го до 11-го) в конференциях. Как правило, в городе самыми активными участниками конференций традиционно выступают 11-классники, за ними - 10-й класс. Участие 8-9-х классов совсем незначительно, так сказать, пробное. В Восточно-Европейском лицее картина существенно иная: каждый третий из участников начинает свой «научный путь» в 9-м классе. Причем число участников из года в год постепенно растет. Перед нами пока феномены предшествующего проекта, но они явно превращаются в устойчивые результаты. Отметим и стабильно высокую степеньучастия 10-классников.

Наконец, третий феномен: повышение интереса участников просеминара к учебе, рост эффективности обучения. Результативность изучения программы экспериментального курса была обозначена выше. Но это не все. Как показывают наблюдения, в большинстве случаев участники просеминара имеют хорошие оценки по профильному предмету (чаще - «5»), занятия в рамках курса способствуют формированию межпредметных связей: ребята применяют на уроках знания из различных областей. Например, науроках литературы - материалы работ по истории (эпоха Грибоедова, история Пушкинского лицея при изучении творчества Грибоедова и Пушкина, краеведческий материал - науроках истории, МХК); практикуются выступления учащихся с собственными работами в других классах (например, науроках по литературе). Лицеисты успешно используют

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова Наталия Леонардовна

творческие работы для сдачи переводных и выпускных экзаменов в альтернативной форме, получая отличные оценки.

Новые феномены. Учителя. Возросла профессиональная активность учителей, они начали внедрять в обычные уроки научно-исследовательские компоненты, часть работников лицея была вовлечена в грантовые проекты.

В связи с этим можно привести особенно много примеров из практики учителей гуманитарного профиля (это связано, на наш взгляд, с тем, что эти учителя включились в работу намного раньше). Скажем, в 10-ом классе завершающий урок по творчеству A.C. Пушкина проводился в форме мини-конференции (Н.Л. Гусакова.). Общая тема конференции - «Евгений Онегин» A.C. Пушкина - «Энциклопедия русской жизни». Учащиеся предварительно получили задание написать небольшую исследовательскую работу по темам: «Что было модным в начале XIX века?», «Театр начала XIX века», «Круг чтения светского общества начала XIX века» и т.д. Результаты работы были представлены в письменной форме и в виде устных докладов. К письменному варианту предъявлялись такие же требования, как и на серьезных конференциях. Регламент конференции также соответствовал всем правилам. В роли председателя жюри выступал преподаватель.

Что касается возрастания профессиональной активности преподавателей, то, судя по их анкетам и материалам фокус-группы, оно выражается в самообразовании, участии в различного рода семинарах, конференциях, проектах, в публикации материалов и статей в сборниках и журналах, в руководстве просеминарами. За первый год апробации проекта учителя сделали доклады на восьми конференциях всероссийского и областного уровней - это вдвое больше, чем в предшествующий год. Заметим, что все они - участники проекта, все руководят просеминарами, темы всех докладов связаны с проектом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Двое учителей получили грант Национального фонда подготовки кадров в рамках совместного с вузовским ученым большого проекта по созданию инновационного учебно-методического комплекса. Преподаватели Восточно-Европейскиго лицея приняли участие в сетевом межрегиональном проекте «Высшая школа - школе», который был заявлен в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках».

Новые феномены. Лицей в целом. Наконец, отмечается формирование положительного имиджа и рост конкурентоспособности лицея, который используется как площадка для повышения квалификации учителей разных школ. О повышении престижности и успешности лицея свидетельствуют успешный общегородской новый набор и победа в конкурсе «Лучшие школы России».

Уже результаты и феномены первого этапа эксперимента позволяют говорить о его значимости для выработки рекомендаций в рамках школьной реформы образования, изучения способов повышения уровня подготовки в лицейских и гимназических классах средней школы, а также в лицеях и гимназиях. Данный эксперимент может быть использован в высших учебных заведениях педагогического профиля как пример воплощения новаторских идей для будущих учителей; не исключено, что он может вызывать интерес международной учительской общественности, а осмысление его хода и результатов - стать темой кандидатских и докторских сочинений. Но прежде всего он важен для понимания механизмов взаимодействия школ и вузов на современном этапе.

В данном случае между школой и вузом не просто обозначилась особая проектная группа или возник новый субъект. Группа выросла численно и продолжает расти, руководство просеминарами осуществляют на равных вузовские ученые и учителя; особые функции ученых как руководителей лабораторий уравновешиваются работой учителей по организации конференций и мониторингу эксперимента в целом. Проект обнаруживает сбалансированность сил и интересов, привлекает к себе внимание учительской общественности, служит мерилом успешности усилий ученика, учителя, администрации, лицея какучебного заведения.

8. Некоторые итоги. Рассмотренный нами материал позволяет сделать предварительные выводы.

Наблюдается повышение уровня компетентности учителей, что проявляется в освоении ими новых форм и видов работы сучащимися (материальное обеспечение занятий, исследовательский характер построения занятий, освоение приемов исследовательской работы), использовании интернета, подготовке презентаций, активном участии в разного рода семинарах и конференциях.

Безусловно, отмечается рост уровня компетентности учащихся, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в различных условиях, повышение степени обученно-сти, общей культуры, изменение мотивации лицеистов.

Оценивая результаты опросов и практики сотрудничества классического университета с лицеем, можно констатировать, что учителя и родители признают перемены в школьном образовании необходимыми и назревшими. Они осознают также, что взаимодействие высшей и средней школы становится очень актуальным и перспективным в плане повышения качества общего образования. Благодаря разработке и осуществлению совместных научно-исследовательских проектов происходит постепенное преодоление предметной узости школьного образования.

Однако исследование процесса взаимодействия вуза со школой выявило большую внутреннюю проблему - пси-

Девятайкина Нина Ивановна, Гусакова Наталия Леонардовна

хологическую и профессиональную неготовность многих учителей и неприятие ими новых форм работы в школе. Современное взаимодействие вуза и школы основывается на инициативе и взаимном желании сотрудничества со стороны активных и творческих личностей. По образному выражению нашего эксперта (заведующей кафедрой менеджмента в образовании Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета Н.Ф. Акинфиевой), в массе своей выпускники педагогических вузов отличаются отсутствием интереса к подобным инновациям. Это в еще большей степени повышает значение сотрудничества школы и классического вуза с его традициями подготовки выпускников, открытых новому. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.