Научная статья на тему 'Докладчик – член жюри – тьютор: пути и способы вовлечения старшеклассников в научно- организационную деятельность (на материале Восточно- Европейского лицея г. Саратова)'

Докладчик – член жюри – тьютор: пути и способы вовлечения старшеклассников в научно- организационную деятельность (на материале Восточно- Европейского лицея г. Саратова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусакова Наталия Леонардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Докладчик – член жюри – тьютор: пути и способы вовлечения старшеклассников в научно- организационную деятельность (на материале Восточно- Европейского лицея г. Саратова)»

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

Докладчик - член жюри - тьютор: пути и способы вовлечения старшеклассников в научно-организационную деятельность (на материале ВосточноЕвропейского лицея г. Саратова)

Гусакова

Наталия Леонардовна,

заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы МОУ ВосточноЕвропейский лицей, председатель Саратовского регионального отделения ООД «Исследователь», г. Саратов

В оформлении статьи использованы фотографии А. Обухова с конференции «Научная составляющая урока» 9-10.10.2011 и 4-5.10.2013 в ВЕЛ г. Саратова

Тьюторство. ped_tutors.php.htm

«Игры во взрослых» давно признаны одной из самых успешных технологий школьной деятельности. Еще в школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Однако научить школьников «играть» в такой сложной для них сфере, как освоение языка науки, создание самостоятельных работ на основании оригинальных источников или эмпирических материалов и тем более в составе экспертов жюри, в обучении младших азам творческой деятельности, совсем непросто. Вероятно, поэтому пока нет прорывных монографий или диссертаций на подобные темы, да и серьезных статей совсем немного. Наиболее интересным нам показался опыт работы Тольяттин-ской академии управления1. В интернете встречаются лишь небольшие заметки, представляющие собой обмен опытом, часто без указания автора. Между тем в Национальной доктрине образования Российской Федерации, рассчитанной на 2000-2025 годы, программных заявлениях «Нашей новой школы» идея участия обучающихся в научной деятельности заложена в качестве концептуальной. Особую актуальность «игры во взрослых» обретают с началом введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, ориентированного на становление определенных личностных характеристик выпускника. Напомним, что к их числу относят владение основами научных методов познания окружающего мира; готовность к творчеству и инновационной деятельности; готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

В данной статье предпринята попытка осветить вопрос о путях и способах вовлечения старшеклассников в научно-организационную деятельность на примере Восточно-Европейского лицея (ВЕЛ) Саратова.

Гусакова Наталия Леонардовна

Нашей задачей является осмысление опыта, накопленного коллективом лицея в области организации так называемых «игр во взрослых»: проведение старшеклассниками уроков на Дне дублера; работа в качестве членов жюри и рецензентов на конференциях восьмиклассников «Первый шаг» и конференциях, проводимых на уроках в их классе, то есть со сверстниками; участие в мастер-классах на лицейской конференции.

Материалами для статьи послужили «Положение о классной научно-практической конференции»2, «Положение о Едином дне научно-творческой работы учащихся лицея»3, материалы урока-конференции по литературе в 10 классе «Особенности языка А.С. Пушкина на материале поэмы «Медный всадник», материалы урока в 5 классе на Дне дублера «Первые шаги в научно- исследовательскую деятельность».

Для того чтобы стала понятной неслучайность подобного опыта, обратимся к истории лицея. Поясним, что ВосточноЕвропейский лицей является образовательным учреждением инновационного типа. Потребности времени и возможности коллектива позволили лицею с первых лет существования включиться в экспериментальную работу. Успешный опыт разработки и апробации ряда проектов дал возможность в 2006 г. превратить лицей в региональную экспериментальную площадку по внедрению технологий научно-исследовательской и информационно-коммуникативной работы в школе4.

Главной его целью стало системное освоение и применение в рамках внеурочной практики технологий научно-исследовательской деятельности, ее основных принципов. В практическом поле деятельности учащиеся должны были комплексно освоить научно-исследовательские и организационные навыки, а также умения представлять научно-корректные презентации своих «наработок».

Задача была поставлена для Саратова амбициозная: вовлечь поэтапно всех лицеистов в научную жизнь. Заметим, что в лицей приходят дети в 8-й класс, из разных школ, с разным уровнем и потенциалом.

Педагогический совет принял в начале эксперимента нестандартное решение, оправдавшее себя: оформить просеминары как элективные курсы. Поскольку были написаны программы просеминаров, прошедшие обсуждение в рамках лаборатории, «претензий» к такому наполнению элективных курсов не оказалось.

Просеминар как форма работы с учащимися был «заимствован» из опыта работы преподавателей университетов. Там такого типа занятия обычно называются «спецсеминар». В университетах спецсеминары проводятся преподавателями по-разному: многие предпочитают индивидуальную работу

2

Положение о классной

научно-практической конференции / Учителя и ученики в научном пространстве нового века. Сборник материалов и статей по итогам эксперимента Восточно-Европейского лицея Саратова / Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.Л. Гусаковой. - Саратов: Наука. Библиотека журнала «Исследователь / Researcher». Серия «Аналитические материалы». 2011. - С. 201.

3 Положение о Едином дне научно-творческой работы учащихся лицея / Учителя и ученики в научном пространстве нового века. Сборник материалов и статей по итогам эксперимента Восточно-Европейского лицея Саратова / Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.Л. Гусаковой.

- Саратов: Наука. Библиотека журнала «Исследователь / Researcher». Серия «Аналитические материалы». 2011. - С. 204-205.

4 Учителя и ученики в научном пространстве нового века. Сборник материалов и статей по итогам эксперимента Восточно-Европейского лицея Саратова / Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.Л. Гусаковой. - Саратов: Наука. Библиотека журнала «Исследователь / Researcher». Серия «Аналитические материалы». 2011. - 228 с.

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

Там же. - С. 204.

и консультирование, и тогда дело по большей части сводится к подготовке курсовой работы. В Восточно-Европейском лицее более продуктивной оказалась другая модель: еженедельные занятия всей группы в просеминаре. В середине первого года просеминарской работы лучшие участники делают на пробной конференции «пилотные» доклады, в конце - все участники просеминара выступают с зачетным реферативным сообщением (или докладом, если успевают подготовить) на конференции «Первый шаг».

Самая активная фаза работы просеминаров падает на 8-9 классы, и затем она перетекает по большей части в индивидуально-консультативный режим. Именно в первые два года занятий приобретают учащиеся основные навыки как исследователи и докладчики, что впоследствии становится базой для дальнейшей работы.

Одним из стержневых моментов концепции, превративших лицей в единое пространство с ощутимой исследовательской аурой сдала система внутрилицейских конференций. В этом направлении наиболее результативными и богатыми на феномены стали классные и межклассные конференции. В ходе эксперимента было разработано «Положение о классной научно-практической конференции». Оно очень четко выразило системный дух концепции. Среди общих положений следует выделить тезис, что «конференция на базе одного класса является важным элементом научной работы в школе. Она организует всех ее участников: докладчиков, оргкомитет, членов жюри, слушателей»"5.

Остановимся на этом моменте поподробнее. Все годы эксперимента классная конференция воспринималась и ныне продолжает восприниматься именно как важный компонент работы с учащимися 8-9 классов. Она целиком ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Из их числа на добровольной основе формируется Оргкомитет конференции (председатель, координатор, секретарь). Игра «во взрослую деятельность» очень увлекает учащихся: они с энтузиазмом осуществляют организационно-техническую подготовку: составляют и тиражируют приглашения, программки, определяют, какие нужны призы, занимаются оформлением места проведения, закупкой канцтоваров и пр. Работу Оргкомитета можно условно отнести к первому уровню самостоятельности. Ко второму - деятельность жюри. Как уже отмечалось ранее, уровень лицеистов изначально разный, с этим, естественно, связаны и разные результаты их научно-исследовательской деятельности. Жюри формируется из учащихся старших классов (10-11), выступавших на различных конференциях города и получавших дипломы, грамоты и награды, то есть имеющих определенный

Гусакова Наталия Леонардовна

опыт. Члены жюри предварительно знакомятся с работами восьмиклассников и пишут на них рецензии, которые в кратком виде озвучиваются на самой конференции. Председатель из числа старшеклассников ведет конференцию от начала до конца, следит за регламентом, обращается к аудитории с предложением задавать вопросы. Такое же обращение он адресует членам жюри, ставит вопросы сам. Как правило, докладчиков щедро засыпают вопросами как товарищи по классу, так и преподаватели, что очень оживляет работу, формирует ситуацию диалога, интеллектуального дискурса школьного масштаба. Наконец, к третьему уровню самостоятельности можно отнести подведение итогов: это тоже делают сами учащиеся. Члены жюри на своем совещании определяют призеров; при этом они просят всех участников конференции, присутствовавших в аудитории, на особых листочках записать три своих предложения по кандидатурам. Учителя, со своей стороны, также выносят решения. И в конце заседания оглашаются результаты работы двух жюри: ученической и учительской. Результаты совпадают не всегда, но главным остается решение жюри учеников, члены которого готовят и вручают наградные грамоты или дипломы.

Примерно за месяц до конференции с экспертами проводятся специальные занятия, на которых им даются азы работы жюри, на примерах вырабатывается умение писать рецензии. Особенно эффективным является отрицательный опыт. На примере тех недостатков, которые подчас имеют рецензии, очень хорошо можно показать, что должно быть в экспертном заключении, а чего стоит избегать. Экспертам предлагается шаблон, с помощью которого они должны написать свое заключение.

Существенным компонентом образовательной стратегии лицея является так называемый Единый день научно-творческой работы учащихся (ЕДНТР), иначе говоря, лицейская конференция. Основная задача этого дня в том, чтобы пробудить в школьниках желание творчески мыслить, определить, насколько перспективно данное исследование, «провести репетицию» перед конференциями более высокого уровня. Остановимся лишь на двух моментах этого мероприятия, интересных для нас в рамках заявленной темы. С недавнего времени для участия в работе жюри ЕДНТР приглашаются выпускники лицея, которые активно задают вопросы докладчикам, обязательно выступают с заключительным словом на секциях при подведении итогов их работы. Тем самым укрепляются и связь выпусков, и традиции. Второй момент: работа некоторых секций превращается для вновь пришедших лицеистов (учащихся 8 кл.) в своеобразную презентацию научной

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

работы в лицее, а для девятиклассников - в мастер-классы, которые им дают старшие товарищи-выпускники. Для этого специально отбираются авторы лучших, уже признанных работ, которые не принимают участия в конкурсной программе.

Взаимодействие «учитель - ученик» тоже не осталось на одном уровне. Оно из года в год обретало все более глубокое содержание, из рамок просеминаров переходило в соавторство, а сами формы просеминарской работы - в общую урочную деятельность. В качестве примера рассмотрим урок-конференцию по литературе в 10 классе «Особенности языка А.С. Пушкина на материале поэмы «Медный всадник». Непосредственно урок явился итогом большой работы, которая была проделана до того. Ядром проекта стал просеминар по литературе, успешно проработавший в этом составе два года. На первом этапе трем ученикам (заметим, что для этой роли были выбраны ученики средней успешности) было дано индивидуальное задание - провести мини-исследование с опорой на текст пушкинской поэмы по темам: «Роль именований в создании образа Медного Всадника в одноименной поэме А.С. Пушкина», «Роль сравнений в создании образа наводнения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Медный всадник» А.С. Пушкина и иллюстрации А. Бенуа: попытка сопоставительного анализа».

После того как исследование было проведено, к работе подключились рецензенты. Три ученика (самые успешные из просеминаристов) писали развернутые рецензии на работы товарищей. Опыт написания уже имелся благодаря их участию в качестве экспертов в классных конференциях «Первый шаг». Немаловажную роль сыграло и то, что их собственные работы в свое время также были объектом рецензирования, часто крупных ученых. Анализ этих работ явился для них хорошей школой. Приведем пример одной из рецензий.

Рецензия на работу ученицы 10 «С» класса МОУ «Восточно - Европейский лицей» В. Комиссаровой. Рецензент - Хатькова Д.

Тема: Роль сравнений в создании образа наводнения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Актуальность данной работы заключается в том, что и сегодня сравнения остаются одним из значимых средств художественной выразительности. Обоснование актуальности в работе дано, но оно раскрыто не в полной мере. Поставленная проблема отражена в формулировке цели исследования во введении к работе. В свою очередь для достижения цели определены задачи и выдвинута основная гипотеза исследования. Уровень раскрытия проблемы достаточный.

На основании выбранного метода исследования, а именно лингвистического анализа текста, можно заключить, что работа выполнена самостоятельно. Автором использован творческий подход к рассмотрению темы: исследователь проанализировал использование других средств художественной выразительности в сочетании со сравнениями. Использование таблицы позволяет более наглядно проследить подтверждение выдвинутой гипотезы.

Выбранные эпизоды тщательно проанализированы, информация систематизирована и последовательна. Большим плюсом в работе является то, что систематизированная информация представлена в виде

Гусакова Наталия Леонардовна

таблицы, что помогает лучше воспринять отобранный материал. Также одним из достоинств является хронологическая последовательность развития наводнения, представленная в таблице. Материал в работе изложен с соблюдением логики. Хотелось бы отметить, что определение сравнению следовало дать во введении, нежели в практической части работы, где уже идет анализ поэмы с точки зрения этих средств выразительности. Исследователь умело использует литературоведческие термины.

Структура работы соблюдена, но не выделена в самостоятельные части. На основную часть исследователь отводит 2/3 от общего объема работы, введение и заключение имеют равные по объему части. Работа имеет практическое значение, она может быть использована на уроках литературы, на факультативах по литературе и русскому языку для постижения художественных особенностей прозаических и стихотворных произведений.

Работа оформлена аккуратно, соблюдены стандарты оформления работы: шрифт, интервалы, поля, однако имеются пунктуационные («В следующем эпизоде: Осада! приступ! злые волны, как воры, лезут в окна, -»), синтаксические («указывает на, наш взгляд, на то, что...») и технические ошибки (Роль сравнений в создании образа наводнения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»»). Имеются нарушения норм стилистики: имеется несоответствие научному стилю, в тексте несколько раз использовалось слово «опять», свойственное больше разговорному стилю речи. Следует избегать повторений однокоренных слов, например: «это сравнение выражается сравнительным оборотом с союзом «словно».

В работе имеются недостатки: выводы частично не соответствуют поставленным задачам. В анализе первого примера исследователь неточно указал признаки, присущие Неве на данном этапе. Не указано общее количество сравнений, использованных при описании наводнения в поэме. Анализ сравнений не завершен: пропущен пример сравнения: «И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Имеются пунктуационные и технические ошибки. На основании изложенного работа заслуживает оценки «хорошо». После исправления указанных недостатков может быть допущена к защите.

Тексты исследовательских работ также были выложены на сайте лицея, где остальные учащиеся (участники других просеминаров) должны были высказать свои мнения по поводу прочитанного. Стоит отметить, что замечания десятиклассников имели объективный характер, были корректны и грамотны. Например:

Ханин И.

Проблема в данной работе поставлена четко. Автор выделил основные задачи и понятно раскрыл каждую из них. Выводы, предоставленные в конце работы, логичны. Они полностью соответствуют поставленной цели. Но в работе не указывается на ее актуальность. Нам было бы интересно узнать, почему автор выбрал данную тему, и какой интерес она представляет с его точки зрения. Работа выполнена самостоятельно, продемонстрирован довольно интересный творческий подход. Автор правильно систематизировал информацию в процессе исследования, однако анализ выполнен не полностью. В произведении «Медный всадник» присутствует сравнение, создающее образ наводнения, которое не было рассмотрено автором, а именно: «И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Я думаю, что оно играет немалую роль, показывая нам состояние Невы в конце наводнения. Хотя, автором оговаривается выбор наиболее ярких сравнений, на найденное мной сравнение стоит обратить внимание. Занесение средств выразительности в таблицу облегчает визуальное восприятие. Отмечая другие тропы, которые сочетаются со сравнением, автор более глубоко передает нам смысл выражений. Структура работы соответствует стандартным требованиям. Работа оформлена грамотно, замечаний нет. Общая оценка работы «хорошо».

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

Стоит отметить совпадения в оценках работы, причем как в ее достоинствах, так и в недостатках. Уверенность автора статьи в самостоятельности выводов, сделанных двумя экспертами, говорит о том, что десятиклассники, естественно на их уровне, демонстрируют достаточно хорошее умение анализировать чужие работы.

И, наконец, третий этап - урок. Исследователи выступали со своими докладами; жюри, сформированное из числа рецензентов, задавало вопросы, знакомило всех со своими рецензиями. Класс активно участвовал в обсуждении. Данный урок, на наш взгляд, является наглядной демонстрацией того, как могут быть вовлечены старшеклассники в разные формы научно-организационной деятельности. Заметим, что проведенные при подготовке к уроку и в его рамках исследования оказались достаточно хорошего уровня, что позволило их авторам затем принять участие в лицейской и муниципальной конференциях.

Новые горизонты в научно-исследовательской работе учащихся обозначились в 2012/2013 уч. году в связи с тем, что в лицее впервые были открыты пятые классы. Помимо всего прочего это проявилось на Дне дублера, который для лицея является еще одной интересной игрой-традицией, дающей выпускникам возможность почувствовать себя в роли преподавателей. Одна из самых успешных учениц 11 классов Хатькова Д., уже упомянутая нами как рецензент на конференции в 10 кл., попробовала себя в качестве учителя литературы и одновременно тьютора, готовящего малышей к будущей научно-исследовательской работе. Надо сказать, что до этого она прошла все те этапы, которые были рассмотрены в данном докладе: просеминарист - докладчик на классной конференции «Первый шаг», участник конференций от лицейской до всероссийской (дважды выступала на конкурсе им. В.И. Вернадского) - член/председатель жюри конференции «Первый шаг» -рецензент/председатель жюри конференции по «Медному всаднику».

Иначе говоря, все возможные на данный момент этапы были пройдены. Ученица задалась дидактической целью сделать с пятиклассниками первый шаг в научную исследовательскую деятельность. Это нашло отражение в формулировке темы урока - «Первые шаги в научно-исследовательскую деятельность». Весь материал ученица подготовила самостоятельно. В данном случае учитель литературы выступал лишь как консультант. Важно то, что на уроке удалось удачно соединить научность и занимательность. Вначале был рассказ об исследовательской деятельности на примере своего класса с использованием презентации. Далее было предложено провести свое исследование на тему «Первоначальная беда» в былинах и волшебных сказках». Чтобы подчеркнуть серьезность работы,

Гусакова Наталия Леонардовна

«тьютор» оформила с учениками титульный лист и содержание. Двойной листок выступал в качестве печатного варианта исследования. Надо сказать, что подобная конкретика очень важна в работе с младшими классами. Пятиклассники таким образом проникаются пониманием важности того, что они делают, так как это находит практическое воплощение. Проанализировав для образца былину «Добрыня и змей» (для наглядности использовалась презентация), «преподаватель» предложила самостоятельно проделать то же самое со сказкой «Гуси-лебеди» (тексты сказки - на каждом столе) по предложенным тезисам: «Сейчас вы самостоятельно попробуете проанализировать сказку/ былину и определить «первоначальную беду». На 4 стр. записываем название главы. У вас у каждого на парте лежит текст былины или русской народной сказки. Мы с вами уже говорили, действие многих былин, волшебных сказок начинается спокойным, размеренным порядком жизни. Давайте запишем это. Теперь найдите и выпишите из текста подтверждение этому. Также мы говорили, что этот порядок нарушается внешними обстоятельствами. Запишем это. Попробуйте найти «первоначальную беду» в ваших произведениях и выпишите отрывок. Запишите вывод, что явилось «первоначальной бедой». Это может быть нарушение запрета, болезнь, дурные наклонности, корыстное желание и др.

Перед этим совместно были определены цель, задачи и метод «исследования»: «Теперь возвращаемся к нашему введению. Давайте попробуем вместе с вами определить цель, задачи, методы исследования нашей работы. Что мы искали в былине? (Определяли первоначальную беду). Это цель работы. Что для этого мы делали сначала? (Читали былину). 1-я задача - прочитать былину. Что делали после прочтения отрывков былины? (Анализировали текст). 2-я задача - проанализировать былину. Что мы нашли после анализа текста? (Первоначальную беду) . 3-я задача - найти первоначальную беду. Для чего нужна первоначальная беда в былине? (Чтобы появился сюжет). Записываем. Итак, у нас готово введение».

Каждый пятиклассник в результате сделал небольшую работу. Тьютором было продумано все до мельчайших деталей: оформление работы именно на двойных листочках (иллюзия законченности), образцы титульных листов и других частей работы. Не случаен также выбор именно этой сказки. Напомним, что она маленькая по объему, это удобно для данной ситуации, ее текст содержит в себе весь необходимый для данного исследования материал. Безусловным достоинством урока является его пошаговость, обусловленная естественной неподготовленностью пятиклассников к подобной работе. Отсюда и определенная, но оправданная примитивность заданий. Думается, можно смело сказать, что в этой форме деятельности мы видим проявление такой личностной характеристики ученика, как

Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в образовании

готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Анализ рассмотренного опыта позволяет выстроить некоторую цепочку, которая дает возможность проследить этапы вовлечения учащихся в научно-исследовательскую и научно-организационную работу: просеминарист - докладчик на классной конференции «Первый шаг», участник конференций от лицейской до всероссийской - эксперт/член жюри конференций «Первый шаг» и конференций, проводимых на уроках, - участник мастер-классов на лицейской конференции - тьютор. Естественно, проделать все эти шаги могут далеко не все лицеисты. Вовлечь всех в научную деятельность все-таки не удалось, что связано как с разным уровнем развития учащихся, так и с неготовностью многих преподавателей в полном объеме осуществлять научное руководство работами учеников.

В целом же важнейшим феноменом организации научной деятельности в лицее можно назвать осознание учениками престижности участия в работе просеминаров, конференций разного уровня, мероприятиях, дающих возможность проявить себя в различных ролях. В подростковых культурах такой вектор крайне редок и одновременно крайне важен для формирования ценностных ориентиров.

Опираясь на свой опыт, лицеисты определяют организацию научной работы в лицее как знакомство с вузовской системой обучения, как новый способ работы с информацией, углубленную подготовку по выбранным предметам, получение расширенной информации о вузе, навыков научно-исследовательской и научно-организационной работы. Все это, считают дети, помогает им определиться с выбором профессии, а также быть успешными в вузе с первых шагов. СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.