Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Донбасса'

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Донбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / проект / исследовательская деятельность / методическое сопровождение / creativity / project / research activity / methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Людмила Владимировна

Настоящая публикация посвящена вопросу взаимодействия методиста и учителя при организации исследовательской деятельности учащихся, начиная с младшего школьного возраста. Статья описывает опыт организации исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях города Макеевки Донецкой Народной Республики. Автор также описывает опыт участия школьников образовательных организаций города во Всероссийском конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я — исследователь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing Research Activities in Educational Institutions of Donbas

This paper is devoted to the issue of interaction between a methodologist and a teacher in the process of organizing students’ research activities, starting from primary school age. The article describes the experience of development students’ research activities in educational organizations of the city of Makeevka, Donetsk People’s Republic. The author also illustrates the experience of participation of schoolchildren of educational organizations of the city in the All‑Russian Competition of Research Works for Preschoolers and Elementary Students “I Am a Researcher”.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Донбасса»

Модели исследовательского обучения

Мелехина

Людмила Владимировна,

методист муниципального бюджетного учреждения «Методический центр управления образования администрации города Макеевки», Донецкая Народная Республика

e-mail: lvm-54@mail.ru

Lyudmila

Melekhina,

Methodologist of Methodical Center of the Department of Education of Makeevka City Administration, Donetsk People's Republic

Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Донбасса

Organizing Research Activities in Educational Institutions of Donbas

Аннотация. Настоящая публикация посвящена вопросу взаимодействия методиста и учителя при организации исследовательской деятельности учащихся, начиная с младшего школьного возраста. Статья описывает опыт организации исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях города Макеевки Донецкой Народной Республики. Автор также описывает опыт участия школьников образовательных организаций города во Всероссийском конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Ключевые слова: творчество, проект, исследовательская деятельность, методическое сопровождение

Abstract. This paper is devoted to the issue of interaction between a methodologist and a teacher in the process of organizing students' research activities, starting from primary school age. The article describes the experience of development students' research activities in educational organizations of the city of Makeevka, Donetsk People's Republic. The author also illustrates the experience of participation of schoolchildren of educational organizations of the city in the All-Russian Competition of Research Works for Preschoolers and Elementary Students "I Am a Researcher". Keywords: creativity, project, research activity, methodological support

Мелехина Людмила Владимировна

Среди национальных целей развития России до 2030 года, определенных Указом Президента РФ, есть и цель, направленная на создание условий для развития детей. Согласно тексту Указа, к 2030 году Россия должна войти в десятку мировых лидеров по качеству общего образования и по объему научных исследований; в стране должна быть сформирована эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи [Указ Президента РФ, 2020].

Министерство просвещения России разработало рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.

Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации [Письмо Министерства просвещения РФ, 2022]. Вышеупомянутый документ предписывает педагогам целенаправленно заниматься проектно-исследова-тельской деятельностью, начиная с начальной школы.

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), исследовательская работа является обязательной частью подготовки выпускника. В результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования [Бродовская, 2021, с. 233].

Нормативные документы предлагают три модели плана внеурочной деятельности. Одна из них — преобладание учебно-познавательной деятельности, куда входят в том числе и занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проек-тно-исследовательскую деятельность. Таким образом, у учителя появляется возможность в рамках внеурочной деятельности

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

дсиецклн народная реопукликл

обучать детей, начиная с младшего школьного возраста, методам исследовательской работы.

В Донецкой Народной Республике (ДНР) проводится много конкурсов, требующих от школьников умения проводить исследовательскую работу.

Курируя различные проекты республиканского уровня, я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда у ребят 3-5-х классов есть желание принять участие в том или ином конкурсе исследовательских работ, но нет навыков оформления таких материалов.

Так, ежегодно, начиная с 2020 года, в ДНР проводится Республиканская историко-патриотическая акция учащейся молодежи «Вахта памяти». Среди мероприятий акции есть такие, как конкурс творческих исследовательских работ «Великий Май, победный Май», конкурс поисково-исследовательских работ «Женское лицо войны», «Фронтовые друзья» и т. п. В этих мероприятиях, согласно положению, могут принимать участие обучающиеся от 8 до 18 лет. В 2022 году ГБУДО «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» проводил Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов для детей младшего школьного возраста от 6 до 10 лет «Мои первые шаги в науку».

Дети при участии родителей собирают интересный материал, под руководством учителя оформляют работу, но, не имея достаточных навыков именно в оформлении исследовательской работы, проигрывают в сравнении с работами участников конкурса более старшего возраста. Введение обязательных занятий с педагогами в данном направлении позволит ликвидировать этот пробел.

В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности, связанные с рядом возрастных особенностей, поэтому в работе над проектами необходимо участие взрослых. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско-взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми и учителями [Михальская, 2013].

С ноября 2021 г. по январь 2022 г. в городе Макеевке Донецкой Народной Республики был проведен муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» в 4 номинациях:

• гуманитарные науки;

• математика и техника;

Мелехина Людмила Владимировна

• естествознание: неживая природа;

• естествознание: живая природа.

Методическое сопровождение конкурса имело следующие этапы:

1. инструктивное совещание для всех педагогов, желающих подготовить детей к участию в конкурсе, — присутствовали представители из 19 образовательных организаций;

2. прием заявок для участия в конкурсе — подано 33 заявки из 11 учреждений образования;

3. формирование групп участников конкурса по номинациям, определение места проведения очной защиты работ;

4. создание экспертных комиссий для каждой номинации, назначение председателей этих комиссий;

5. совещание председателей экспертных комиссий, разработка критериев оценивания работ;

6. формирование состава экспертных комиссий, составление графика защиты работ;

7. проверка работ участников конкурса — подано 24 работы, с учетом коллективных работ в конкурсе приняли участие 30 человек;

8. защита подготовленных детьми проектов в присутствии членов комиссии, учащихся, родителей;

9. итоговое совещание председателей комиссий, подведение итогов;

10. издание соответствующего приказа.

Ребята представляли свои работы в виде небольших докладов, сопровождая выступления электронными презентациями. Кроме того, докладчики со знанием дела сумели ответить на вопросы членов жюри (Рисунок 1).

В пяти образовательных организациях были созданы условия для очной защиты проектов. С самого начала работы секций перед ребятами была поставлена задача узнать друг друга, обменяться опытом исследовательской деятельности и подружиться, поэтому выступления конкурсанты слушали внимательно, в перерывах между выступлениями делились своими впечатлениями о прослушанном.

Каждая из представленных работ была удостоена внимания, вызывала интерес у слушателей и поощрялась аплодисментами. Мероприятие прошло в теплой дружественной обстановке. Кроме конкурсантов и членов жюри, в аудитории присутствовали учителя и родители юных исследователей, а также корреспонденты пресс-центра школы № 72, которые взяли интервью у участников встречи. Педагог-психолог школы В. В. Морозова отметила, что, кроме познавательной активности, данный конкурс развивает еще и лидерские качества, которые проявились в умении преподнести себя, презентовать свою работу. В исследовательской деятельности младших школьников не последнюю роль сыграли, конечно же, и их

Рисунок 1. Участники муниципального этапа конкурса и члены жюри

Рисунок 2. Участники конкурса - воспитанники дошкольных учреждений

Рисунок 3. Работа воспитанника дошкольного учреждения

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

родители. Только при их поддержке, непосредственном участии, активном сотрудничестве с педагогами дети пришли к таким плодотворным результатам.

Экспертная комиссия, работавшая в СШ № 93, отметила актуальность и оригинальность тем исследовательских работ, посчитала публичные выступления участников конкурса содержательными, сообщения логично выстроенными. На базе школы защищали свои работы учащиеся школ и воспитанники МБУДО «Станция юных натуралистов».

На базе Гимназии прошла защита исследовательских работ, подготовленных воспитанниками дошкольных учреждений (Рисунок 2). В конкурсе приняли участие дети 3-х дошкольных организаций. Ребята представили очень интересные и увлекательные проекты: «История возникновения геометрических фигур», «Путешествие в необычный мир бактерий», «Почему уголь называют «черным золотом» Донбасса». В каждой работе была видна исследовательская составляющая. Выступления детей были интересны, эмоциональны, прошли на достойном уровне. Мероприятие принесло много положительных эмоций и опыт для каждого участника и творческого руководителя (Рисунок 3).

Лучшие работы — победители муниципального этапа конкурса — были рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». В конкурсе приняли участие Гололобова Екатерина с работой «История города Макеевки в математических ребусах и головоломках», Журавлев Лука с работой «Концепция Zero Waste (или «Ноль отходов»)» и Пузь София с работой «Выращивание кресс-салата в домашних условиях». Все они оказались среди победителей: Гололобова Е. стала лауреатом-победителем в гуманитарной секции, Журавлев Л. — лауреатом в секции «Естествознание: неживая природа», Пузь С. — дипломантом I степени в секции «Естествознание: живая природа». Лука и София были отмечены особым мнением жюри: Лука — «За активную жизненную позицию», София — «За активность и любознательность» [Обухов, 2022].

Результаты конкурса порадовали всех участников: детям было очень приятно услышать в свой адрес много хороших слов, родители испытали гордость за детей, которые смогли достойно представить свои работы на престижном всероссийском конкурсе. А педагоги получили дополнительный опыт в организации и сопровождении учащихся в про-ектно-исследовательской деятельности.

Мелехина Людмила Владимировна

Участники конкурса поделились своими впечатлениями.

Говорит директор МБОУ «Лицей № 1 «Лидер» города Макеевки Черноиван Н. Н.: «Администрация лицея, наши лицеисты — участники конкурса, их педагоги-наставники и родители выражают огромную благодарность всем организаторам, членам жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я — исследователь» за предоставленную нашим детям возможность принять участие в финальном этапе конкурса. Вы отнеслись к нашим детям с настоящей заботой, поддержали их на каждом этапе регистрации и этапе представления работ. Огромное спасибо за чуткое отношение к ребятам! Ваш конкурс помогает поиску и развитию одаренных учащихся, вдохновляет ребят заниматься поисковой, исследовательской деятельностью. Участие в финальном этапе конкурса произвело на наших лицеистов неизгладимое впечатление, дети восхищены тематикой, идеями работ, которые выбирают участники конкурса, им было увлекательно обмениваться мыслями со своими ровесниками из Российской Федерации, задавать вопросы. Вопросы членов жюри помогли ребятам еще четче понять, насколько интересные темы они выбрали для исследования и как можно развить свой проект дальше. И это вдохновение дорогого стоит!»

Литвинова А. В., учитель начальных классов Лицея, учитель-наставник Пузь Софии: «Состоялся финальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Организация и проведение конкурса были на высоком уровне, что свидетельствует о его значимости в развитии и воспитании будущего поколения. Работы, которые подготовили участники конкурса, были интересными и охватывали разнообразную тематику. В доброжелательной атмосфере проходила презентация результатов исследований, участники активно задавали вопросы. Выражаем благодарность членам жюри за хорошую работу, педагогический такт и понимание. Такие конкурсы формируют научно-исследовательский интерес у учеников, что способствует всестороннему развитию их личности».

Несколько видеоотзывов детей и родителей представлены по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/JkQo/1VzHrywoQ.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики предписывает создавать в образовательной организации для участников образовательных отношений условия, обеспечивающие возможность:

• выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм деятельности;

• организации работы с одаренными детьми;

• организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследо-вательской деятельности;

• выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности [ГОС НОО, 2022, п.3.2.2.].

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Рисунок 4. Гололобова Е. лауреат-победитель

Рисунок 5. Диплом Гололобовой Е.

Наше время — это время перемен. Развитие творческого потенциала в России сегодня важно и значимо как никогда. В переломные моменты развития общества требуются и выживают не просто хорошо образованные люди, а люди, способные действовать в условиях большой неопределенности, приспосабливаться к новым обстоятельствам. Обязанность учителя — помочь ребенку встать на этот путь. Реализовать эту идею возможно через творчество самого учителя и развитие творческих способностей его воспитанников, поскольку творчество — это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и захватывающее. Чтобы организовать такую работу, учителю необходимо:

• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовывать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

• уметь организовывать и проводить дискуссии;

• устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

• уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Именно такими качествами обладают учителя, которые из года в год готовят старшеклассников к участию в конкурсах разного уровня. Учреждение дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи» (ДОНМАН) занимается выявлением одаренных детей и молодежи, привлекает детей и молодежь к научно-исследовательской, экспериментальной, конструкторской и изобретательской работе в различных областях науки, техники, культуры и искусства, обеспечивает необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческой самореализации детей и молодежи, способствует формированию общей культуры и нравственности через привлечение ученической молодежи к участию в республиканских, всероссийских, международных конкурсах. Участие в мероприятиях ДОНМАН многим обучающимся помогает выбрать будущую профессию. Как правило, такие учащиеся, став студентами, продолжают заниматься исследовательской деятельностью и в вузе.

Исследовательская деятельность — это уникальный инструмент развития личности школьников, это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Учебно-исследовательская деятельность — процесс решения учащимся научных и личностных проблем, в результате которого он получает новые субъективные знания.

Главный смысл исследования в сфере образования заключается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не

Мелехина Людмила Владимировна

получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося) [Миронов, 2009].

Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному, способствует их предварительной профессиональной ориентации.

К. Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» [Терских, 2018].

Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать у обучающихся и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования. Исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников [Соколова, 2017].

Хотелось бы назвать фамилии педагогов образовательных организаций нашего города, которые систематически проводят такую работу. Это педагоги МБОУ «Лицей № 1 «Лидер» города Макеевки Литвиненко И. Н. (физика), Кудояр Н. А. (история), Деревянко Я. Ю. (биология), Дзигора О. В. (география), преподаватель физики МБОУ «Лицей № 2 «Престиж» города Макеевки Левчук М. В., преподаватель истории МБОУ «Средняя школа № 53 города Макеевки» Коваленко Е. И., преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 7 города Макеевки» Плакунова О. П.

Этот список можно продолжить и дальше, но воспитанники именно этих учителей систематически одерживают победы на престижных конкурсах.

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

Г. МАКЕЕВКА

В типичной учебной ситуации реализуется схема «учитель — ученик». Учитель дает готовые знания, ученик их усваивает. При осуществлении исследовательской деятельности начинает развиваться схема «коллега — коллега» или, по крайней мере, «наставник — младший товарищ».

Именно по схеме «наставник — младший товарищ» работает руководитель кружка по судомоделизму МБУДО «Станция юных техников города Макеевки», мастер спорта международного класса по судомодельному спорту Морозов А. В. Создавая новые кружки стендового моделирования или модифицируя образовательные программы классических судомодельных, авиамодельных и им подобных кружков, современное дополнительное образование должно максимально использовать широкие возможности модельной индустрии. Именно сборкой моделей из готовых пластмассовых деталей промышленного производства занимаются воспитанники Морозова А. В., что позволяет получить быстрый результат. Однако это не исключает исследовательской деятельности в ходе создания модели.

Приступая к изготовлению модели, дети изучают историю того или иного судна, его параметры. Сначала преподаватель проводит с кружковцами исторические беседы, направленные на расширение их кругозора, дает краткие сведения об этапах развития кораблей от создания различных концепций устройства корабля до классической схемы.

Детям дается перечень тем для самостоятельной подготовки докладов и рефератов. В плане работы кружка обязательно предусматривается занятие для индивидуальных выступлений обучающихся перед своими товарищами. К выполнению данных заданий необходимо подходить серьезно как ученикам, так и преподавателю. Главная цель этих заданий — развитие у детей исследовательских способностей, выработка умений поиска, анализа и синтеза информации. Педагог со своей стороны обеспечивает консультативную поддержку в процессе написания детьми докладов и рефератов.

Руководитель кружка Морозов А. В. делится опытом своей работы в данном направлении на примере создания модели подводной лодки типа «Щ». Дети под руководством педагога подготавливают комплект строительной документации. Кроме сборочной инструкции к модели, документация должна содержать максимально доступный объем информации: журнальные статьи, монографии целиком или в виде отдельных глав и фотографии копируемого прототипа. Затем изучают исторические справки об истории подводных лодок типа Щ-24. После оформления документации необходимо провести индивидуальную защиту каждым кружковцем своей работы путем ответов на вопросы руководителя. На этом этапе производится окончательная проверка понимания кружковцами предстоящего объема работ при постройке модели конкретного прототипа.

Мелехина Людмила Владимировна

И только после этого дети приступают к изготовлению модели. Морозовым А. В. подготовлено методическое пособие «Технология постройки модели подводной лодки типа «Щ» в масштабе 1/144», которое сейчас проходит согласование. Предложенная работа является примером организации работы судомодельного кружка учреждения дополнительного образования в течение года. Наглядно иллюстрирует возможность патриотического воспитания молодежи школьного возраста в процессе постройки одного из многих героических кораблей отечественного флота. Дает представление о том, как развивать аналитические и исследовательские навыки школьников в результате подготовки и представления тематических докладов.

Работа богато иллюстрирована рисунками и фотографиями. Содержит полезную информацию практического и технологического характера. Дает представление о методах исследования и реконструкции, механизмах анализа доступной информации.

Данная работа может служить образцом для организации образовательного процесса в других модельных кружках технической направленности: автомодельном, авиамодельном или кружке стендового моделирования.

Материалы данной работы апробированы в течение нескольких лет. Кружковцы, прошедшие обучение по данной программе, занимали высокие места на соревнованиях и выставках — конкурсах различного уровня, чем косвенно подтвердили правильность выбранных методов работы.

Итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников. Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• навык самостоятельной исследовательской деятельности;

• навык работы с научно-познавательной литературой;

• инициатива и творчество;

• использование, расширение и углубление школьных знаний;

• навык совместной работы со специалистами;

• самоутверждение учащихся в данной предметной области и т. д.

Для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. В условиях внедрения ФГОС разных уровней общего образования возрастают требования к профессиональной компетентности педагогов, их способности к самообразованию и непрерывному повышению педагогического мастерства.

Рисунок 6. Модель подлодки Щ-402, изготовленная кружковцами

Рисунок 7. Выставка работ обучающихся кружка судомоделизма

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

На каждом этапе проектной деятельности должно быть обеспечено методическое сопровождение педагогов с целью формирования и развития их проектной компетентности. Проектную компетентность в научно-педагогической литературе определяют как «профессионально-личностную характеристику педагога, показывающую уровень сформированности его проектных умений и навыков» [Ушакова, 2022]. Педагог с высоким уровнем проектной компетентности готов к самостоятельной практической деятельности в области реализации образовательных проектов учащихся: он может самостоятельно и эффективно анализировать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения, мыслить творчески и использовать современные образовательные технологии.

Хотя проектная деятельность сегодня рассматривается как неотъемлемая структурная единица образовательного процесса, педагоги общеобразовательных организаций, как правило, испытывают трудности в процессе ее организации. Связано это с недостаточным уровнем проектной компетентности. Поэтому в качестве одного из факторов ее развития у педагогов при организации проектной деятельности учеников можно рассматривать систему методического сопровождения педагогов. Запрос на такое сопровождение все чаще поступает от педагогов, при диагностировании трудности в организации проектно-исследо-вательской деятельности отмечаются многими учителями независимо от возраста и стажа работы [Ушакова, 2022]. В научной литературе вопросы методического сопровождения педагогов освещены такими авторами, как В. И. Зверева, Л. П. Ильенко, В. А. Кан-Калик, Ю. А. Конаржевский, Н. Н. Кузина, Г. А. Русских, Я. Б. Санжиева, П. И. Третьяков и др.

Один из основателей направления научно-методического сопровождения молодых педагогов в 90-х гг. XX в. Н. В. Певзнер определял его так: «Научно-методическое сопровождение деятельности учителя — это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, которые направлены на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию на протяжении всей профессиональной деятельности» [Игнатенко, 2016, с. 91].

На сегодняшний день в практике школьного образования методическое сопровождение можно рассматривать, c одной стороны, как главную функцию методической службы, а с другой стороны, как «специально организованный процесс взаимодействия всех субъектов сопровождения с целью устранения профессиональных затруднений педагога» [Ушакова, 2022].

В круг субъектов методического сопровождения включаются педагог, методист, педагог-наставник, заместитель руководителя образовательной организации по научно-методической работе и др. В настоящее время методическое сопровождение педагогов школ при организации проектно-исследовательской

Мелехина Людмила Владимировна

деятельности учеников реализуется в различных формах. Однако многие традиционные формы методической поддержки, такие как педагогические советы, семинары, консультации, взаимопосещения уроков, не в полной мере обеспечивают формирование проектных компетенций педагогов. Среди инновационных форм учебно-методического направления сопровождения особо следует выделить:

• организацию наставничества;

• организацию интерактивных практикумов;

• обмен успешными методическими продуктами среди учителей;

• формирование банка методических материалов по организации проектной деятельности обучающихся — в этом направлении сегодня работает методическая служба города Макеевки.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности:

• стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;

• ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска;

• учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;

• учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию;

• не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно;

• обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования;

• оценивая, помните — лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать [Козина, 2015].

Презентация результатов — очень ответственная часть проекта. Можно блестяще подать не очень весомые результаты достижений, а можно свести на нет хороший итог работы, не представив должным образом интересные данные, сделав плохой доклад.

Хочется добавить, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Обращаясь к руководителям школы, В. А. Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».

Дошкольное образование: ребенок как исследователь и творец

Подтверждение этой мысли находим у Ш. А. Амонашвили: «Как порой мало нужно учителю, чтобы увлечься: ему нужно, чтобы кто-то вроде завуча, вроде директора нашел в нем его «искру Божию» и постоянно, однако с осторожностью и заботливо, раздувал ее. Тогда обязательно возгорится в нем пламя».

К сказанному можно добавить лишь одно: в этом процессе раздувания у учителя «искры Божьей» немалую роль должна играть и методическая служба. В этом и состоит миссия методиста.

Таким образом, целенаправленно организованный системный процесс методического сопровождения педагогов при организации исследовательской деятельности обучающихся играет важную роль в обеспечении развития проектной компетентности педагогов и повышении качества среднего образования в целом. Д

Литература:

Бродовская, 2021 — Бродовская З. В. Научно-исследовательская работа бакалавра педагогики по формированию у младших школьников универсальных учебных действий // ЦИТИСЭ, 2021. № 3 (29). С. 332-342.

ГОС НОО, 2022 — Государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 г. № 21-НП).

Игнатенко, 2016 — Игнатенко М. А. Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования // Качество дошкольного образования: технологии и современные практики: материалы круглого стола, 2016. № 19. С. 91-96.

Козина, 2015 — Козина Л. А. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности // Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-piedaghoghichieskomu-soprovozhdieniiu-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti.html.

Миронов, 2009 — Миронов А. В. Исследовательская деятельность — основа развития творческой личности // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. № 1. С. 383-386.

Михальская, 2013 — Михальская С. Д. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе // Образовательный портал Ргс^1епка, 2013. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/ metodicheskie-razrabotki/17951-proektno-issledovatelskaja-dejatelnost-v-nach.

Обухов, 2022 — Заключительное обращение Обухова А. С., председателя жюри в 2-х секциях, к участникам конкурса «Я — исследователь — 2022». Режим доступа: https://vk.com/id217802231?z =video217802231_456239155%2F8d1c4fa30d4a8184Ы%2FpLwaП217802231.

Письмо Министерства просвещения РФ, 2022 — Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций». Режим доступа: https://yaguo.ru/files/pismo_ministerstva_prosveshcheniya_rf_ot_5_iyulya_2022_g_n_ tv_1290_03_o_napravlenii_metod.rekomendaciy.pdf.

Соколова, 2017 — Соколова Л. Л. Исследовательская деятельность школьника // 2017. Режим доступа: https://ludacasa60.wixsite.com/research.

Терских, 2018 — Терских И. А. Дидактические требования к уроку К. Д. Ушинского // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2018. № 2. С. 94-99.

Указ Президента РФ, 2020 — Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/news/63728.

Ушакова, 2022 — Ушакова А. А. Методическое сопровождение педагогов при организации проектной деятельности обучающихся // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2022/ artide/2018029561.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.