Научная статья на тему 'Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход'

Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1394
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ / SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE OF SCHOOLCHILDREN / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PUBLIC ORGANIZATION / ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ / PRESIDENTIAL GRANTS FUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

Механизмы организации инфраструктурных межрегиональных проектов. Проект «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся (научно-практического образования)». Итоги проведения Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-Исследователь», Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Research And Project Activities: A Network Approach

The article substantiates the role of professional public organizations as agents of the implementation of state policy in the field of education. The mechanisms of the organization of infrastructure interregional projects are shown on the example of the project «Interregional network of research and project activities of students (scientific and practical education)». The results of the all-Russian competition of youth research works named by V.I. Vernadsky, all-Russian competition of research works and creative projects of preschool children and primary school children «I am a Researcher», all-Russian conference «Research activity of students in modern educational space», International research school and other activities implemented within the framework of the project are presented.

Текст научной работы на тему «Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход»

УДК 37.03

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ деятельность учащихся:

w .

сетевой подход1

Александр Владимирович Леонтович,

ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]

В настоящее время в стране актуальна задача дальнейшего развития институтов гражданского общества. Государство инициирует создание и поддерживает работу общественных некоммерческих организаций (некоммерческих партнёрств, региональных общественных организаций, благотворительных фондов). Их усилиями оказалось возможным сформулировать и донести до структур исполнительной власти целый ряд общественных инициатив, перспективных предложений.

• исследовательская деятельность учащихся • инфраструктура образования

• научно-практическая конференция учащихся • научно-техническое творчество

• общественная организация • Фонд президентских грантов

Вместе с тем развитие общественно-государственного управления сталкивается с рядом трудностей. Это традиционно низкая культура общественной деятельности в современном обществе; ожидание большинством населения распоряжений по «административной вертикали», неумение сорганизоваться, боязнь проявить личную инициативу, ориентированность части граждан на материальный характер взаимоотношений в обществе, трудности в поиске содержания

1 Статья написана при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, проект № 17-2-010661.

общественной деятельности. Зачастую предметом деятельности общественных организаций становятся скорее формальные, нежели содержательные стороны; хотя инициативным общественным организациям логично в первую очередь поднимать и предлагать решения системных проблем в области образования; путей развития его содержания и институтов, формируя заказ профессиональному сообществу на их детальную проработку.

Это говорит о необходимости специальной работы по определению содержания деятельности общественных организаций в сфере образования. Для эффективности их работы необходимо, прежде всего, определить:

1. Направления деятельности, которые по характеру более соответствуют общественному типу координации. В образовании это области, которые непосредственно не попадают в сферу ответственности государственных структур. Актуальна работа в направлениях, лежащих на стыке ответственности разных ведомственных систем (например, организация содержательного отдыха детей на территории национальных парков, подчинённых Министерству природных ресурсов);

2. Потребности педагогов, учащихся, родителей, запросы которых систематически не удовлетворяются государственными учреждениями и структурами. Это — дополнительные образовательные программы по выбору, система содержательных контактов с коллективами профильных образовательных и научных учреждений;

3. Возможные мотивы участников общественной деятельности и предполагаемые результаты, которые позволят удовлетворить их личностные запросы и ожидания. К ним может быть отнесено повышение социального статуса учащихся и педагогов; повышение профессионального ресурса через общение с коллегами во время проведения инициативных методических и конкурсных мероприятий — конкурсов, конференций; возможность организации содержательного досуга и отдыха в летнее время;

4. Принципы и пути координации деятельности с государственными структурами. Эта деятельность не должна дублировать деятельность государственных структур, не вторгаться

в сферу их ответственности. Например, общественный орган не может вторгаться в распорядительную деятельность директора школы в части распределения бюджетных денег; однако в его компетенции находится вопрос о распределении спонсорских и благотворительных средств, которые привлекаются в школу.

Пример эффективной общественной профессиональной организации в сфере образования — Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», которое было создано в 2007 году. Движение является общественным профессиональным объ-

единением педагогов, в число его учредителей вошли организаторы и участники таких конференций, как Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского, Российская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура», Российский конкурс творческих проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я — исследователь», Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле», Всероссийский слет Друзей заповедных островов и другие. В настоящее время Движение реализует проекты в большинстве субъектов РФ.

Актуальность Движения связана с тем, что система проектной и исследовательской деятельности с стране в первую очередь нуждается в общественно-государственном управлении и общественной профессиональной поддержке. Это направление образовательной деятельности трудно поддаётся стандартизации и унификации; попытки организовать эту деятельность административными методами нередко терпят провал, поскольку её качество может быть выявлено только экспертным путём; специалистами, имеющими собственную практику организации ученических исследований. За рубежом это направление координируется в основном общественными организациями (RED в Мексике, МИЛСЕТ в Европе, Science Service в США). В нашей стране также необходимо, чтобы сообщество педагогов, давно и плодотворно развивающих проектную и исследовательскую деятель -ность, взяло на себя часть ответственности за это направление и представление его интересов на государственном уровне. Именно для этого и создано Межрегиональное движение творческих педагогов «Исследователь».

В 2018 г. Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь» реализует проект «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной

A.B. Леонтович. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход

деятельности обучающихся (научно-практического образования)», который поддержан грантом Фонда Президентских грантов Российской Федерации на развитие гражданского общества (проект № 17-2-010661, сайт Ьирв://президентскиегранты.рф).

Проект направлен на развитие механизмов общественной поддержки научно-практического образования в регионах страны, создание общественной системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения региональных образовательных учреждений путём поддержки и методического сопровождения региональных научно-практических конференций и конкурсов школьников, научно-методических мероприятий педагогов, курсов повышения квалификации руководителей проектно-исследователь-ских работ школьников, экспертизы качества региональных мероприятий, создания условий эффективной работы для талантливых учащихся и педагогов, развития системы их «социального лифтинга», материального и морального стимулирования.

Основной механизм реализации проекта — поддержка и проведение сетевых конкурсных, методических, образовательных мероприятий в области исследовательской и проектной деятельности в регионах Российской Федерации. Запланированный охват участников — 150 000 человек. В рамках проекта весной 2018 года были проведены следующие мероприятия:

1. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 5 — 7-х классов «Тропой открытий В.И. Вернадского». Сайт www.vernadsky.info. В рамках конкурса проходят региональные туры в 37 субъектах РФ, общее количество участников — более 18 000. Финал конкурсов — XXV юбилейные Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского были организованы совместно с Департаментом образования города Москвы, Неправительственным эколо-

гическим фондом им. В.И. Вернадского, школой № 1553 им. В.И. Вернадского, колледжем № 26 и др. организациями и состоялись в Москве с 9 по 13 апреля 2018 г. в здании Президиума РАН. На Чтениях были представлены более 800 работ из 74 субъектов Российской Федерации по 28 тематическим направлениям в области естественных и гуманитарных наук. В работе Чтений приняли участие более 200 экспертов из 32 университетов и научных учреждений РАН и РАО. Почётными гостями Чтений стали: Э.М. Галимов, председатель Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского, академик РАН; Д.Б. Богоявленская, председатель Московского отделения Российского психологического обществе, почётный член РАО; А.Л. Семёнов, академик РАН, академик РАО; И.И. Мохов, академик РАО. Чтения стали главным итоговым, мотивирующим мероприятием для учащихся и педагогов, принимающих участие в проекте;

2. Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — Исследователь!» (для детей не старше 10 лет, сайт http://www.ctrigo.ru/npk/1). Региональные туры конкурса прошли в 28 субъектах Российской Федерации, общее количество участников более 3000 человек. Финал конкурса состоялся 29—31 мая на базе оздоровительного комплекса «Дагомыс» (г. Сочи) и организован коллективом Центра творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи (директор С.У. Турсунбаев). На стендовой сессии, развёрнутой в залах комплекса, воспитанники детских садов и учащиеся начальных школ представили свыше 230 лучших работ в четырёх секциях («Живая природа», «Неживая природа», «Физика, техника, математика», «Гуманитарные науки»). В экспертизе работ приняли участие педагоги и психологи из Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Высшей школы экономики, научных

и образовательных организаций г. Сочи. Конкурс стал важным фактором мотивации семей к развитию исследовательских способностей детей, стимулом к развитию методической базы и сети мероприятий работы с детьми этого возраста в регионах России;

3. Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (состоялась 8—10 февраля на базе ЧОУ «Хорошевская школа», г. Москва, директор Е.И. Булин-Соколова, сайт www.Issl.redu.ru) — центральное мероприятия года для педагогов. Конференция является традиционной и проводится

с 2005 года, её главная задача — формирование единого понятийного поля и целевых установок нашего сообщества. В конференции приняли участие более 300 представителей образовательных, научных, общественных организаций, органов управления образованием из 25 регионов России и 5 стран мира, которые выступили с докладами (более 70), посетили круглые столы, мастер-классы и пленарные заседания (выступающие — В. Фтенакис, профессор, президент объединения Didacta (Германия); А.Л.Семёнов, академик РАН, академик РАО, директор Института образовательной информатики ФИЦ «Информатика и управление» РАН; А.Ю. Уваров, д.п.н., профессор, зав. отделом содержания образования и проектирования образовательных процессов Института образовательной информатики ФИЦ «Информатика и управление» РАН). Участники конференции обсудили следующие вопросы: STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах; научно-практическое образование как формат образования будущего и функции исследовательской деятельности в формировании нового содержания образования; исследовательское обучение и развитие ключевых ком-петентностей XXI века; пути реализации ФГОС дошкольного и общего образования, программ развития универсальных учебных действий в рамках ФГОС на основе исследовательской деятельности и др. Конференция явилась значимым фактором дальнейшего развития содержания настоящего проекта;

4. Международный образовательный форум «Новый Уренгой — газовая столица России» (совместно с Департаментом образования адми-

нистрации г. Новый Уренгой, сайт http: / / desnu.ru / index/101002—1/ #show101 002_1) для старшеклассников и учителей состоялся 15—19 марта и был организован коллективом Детской экологической станции г. Новый Уренгой (директор Г.В. Липецкий). В составе Форума прошли: Международная конференция-выставка научно-технического творчества молодёжи MILSET-Vostok, VII Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского, I Ямало-Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5—7-х классов «Тропой открытий В.И. Вернадского», образовательная программа «Дни экологического просвещения ЯНАО», Коллегия Департамента образования администрации г. Новый Уренгой по теме «Исследовательская и проектная деятельность учащихся» и другие мероприятия. Участники посетили программу Дней народов Севера, промышленную скважину по добыче газа, музей Газпрома, побывали на Полярном круге. В мероприятии приняли участие учащиеся из подавляющего большинства муниципальных районов ЯНАО, а также школьники из Таиланда. В рамках Форума была отработана модель комплексного регионального образовательного мероприятия по принципу «всё в одном», когда учащиеся принимают участие в многодневных разнообразных конкурсных и фестивальных мероприятиях, связанных с исследовательской и проектной деятельностью. Такая форма перспективна для повышения эффективности образования в регионах Российской Федерации;

5. Мероприятия в составе Международных интеллектуальных игр (Международная исследовательская школа, Выставка EXPO SCIENCES VOS-TOK) были проведены 5—15 июля в г. Якутск, совместно с правительством Республики Саха (Якутия). Сайт http://yisg.ru. В работе 11-й Международной исследовательской школы (сайт http://irschool.ru), которая проходила

А.В. Леонтович. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход

на базе Малой академии наук «Ленский край» (директор В.К. Павлов), приняли участие более 110 учащихся и 30 молодых учёных из 8 регионов России, Мексики, Таиланда, Сербии, Филиппин, Дании, Италии, Португалии и других стран. В основе программы школы — выполнение командных исследовательских и проектных работ в разных областях естественных и гуманитарных наук. Среди тем проектов: «Мамонтовая фауна Якутии», «Нейромаркетинговые исследования», «Новое оружие против комаров», «Региональный звуковой ландшафт в традиционной музыкальной культуре Якутии» и др. На выставке EXPO SXIENCES Vostok (сайт http://esv2018.milset.org), которая проводится раз в два года, было представлено 80 проектов. Выставка является частью всемирной системы выставок, организуемых Международным движением поддержки научно-технического творчества молодёжи МИЛСЕТ в разных странах мира. Работа выставки проходила на арене спортивного комплекса «Триумф» по направлениям: «Естественные науки», «Технологии», «Инженерные науки», «Социальные науки и искусство», «Математика». В выставке приняли участие молодые авторы из республик: Якутия, Хакасия, Алтай, Татарстан, Бурятия, Новосибирской и Томской областей, г. Москвы, а также Казахстана, Италии и Мексики. Экспертами на выставке выступили специалисты из профильных организаций Академии наук Республики Саха (Якутия), Москвы, Чехии, Беларуси. Участники посетили и получили возможность выступить на Международном симпозиуме по проблемам развития одарённости детей и юношества в образовании «Научное образование»;

6. В рамках проекта разработаны программы и проводятся бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации с выдачей удостоверений установленного образца (февраль — май). Курсы включают 5 модулей по актуальным направлениям развития научно-практического образования (Планирование работы образовательной ор-

ганизации и муниципального образования на основе концепции исследовательской деятельности. Региональная программа развития исследовательской деятельности; Реализация исследовательской и проектной деятельности в рамках профильной смены (на примере Международной исследовательской школы и исследовательских экспедиций); Организация научно-практической конференции учащихся; Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольников и младших школьников (в рамках конкурса «Я — Исследователь!»); Планирование индивидуальной исследователь -ской работы учащегося (педагогический проект руководителя исследовательской работы). Обучение уже прошли почти 1000 слушателей из 30 субъектов РФ, которые в будущем станут проводниками методик научно-практического образования в своих регионах;

7. Подведены итоги Конкурса научно-методических и прикладных разработок по организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся,

на которой поступило более 200 заявок из 34 регионов РФ. 100 лучших разработок, которые могут использоваться в образовательном процессе, будут опубликованы в серии методических сборников;

8. В рамках проекта оказывается широкая дистанционная и очная консультационная поддержка региональным организациям, состоялась серия выездов специалистов Движения на региональные научно-практические конференции, экспертные сессии и методические семинары в Новосибирск, Томск, Якутск, Калининград, Иваново, Тверь, Тюмень, Челябинск, Сочи, Воронеж, Новый Уренгой, Набережные Челны, Горно-Алтайск, Улан-Удэ и другие города. Руководителям региональных организаций были даны рекомендации по организации муниципальных и региональных систем развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Главный результат реализации проекта — развитие сети образовательных организаций, реали зующих программы научно-практического образования, как инфраструктуры общественной поддержки инновационного развития образовательной системы, реализации государственной политики в сфере образования и построения общества, основанного на знаниях.

Проект открыт для образовательных организации и педагогов, Центральный совет нашего Движения приглашает к сотрудничеству все заинтересованные

ТГ «

стороны. Контактный адрес: [email protected]. НО

Student Research And Project Activities: A Network Approach

Alexander V. Leontovich, PhD, The Institute for the study of childhood, family and education RAO, Chairman of the Movement of creative teachers «Researcher».

Abstract. The article substantiates the role of professional public organizations as agents of the implementation of state policy in the field of education. The mechanisms of the organization of infrastructure interregional projects are shown on the example of the project «Interregional network of research and project activities of students (scientific and practical education)». The results of the all-Russian competition of youth research works named by V.I. Vernadsky, all-Russian competition of research works and creative projects of preschool children and primary school children «I am a Researcher», all-Russian conference «Research activity of students in modern educational space», International research school and other activities implemented within the framework of the project are presented.

Keywords: research activity of students, educational infrastructure, scientific and practical conference of schoolchildren, scientific and technical creativity, public organization, presidential grants Fund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.