Педагогика
УДК: 373 (045)
кандидат педагогических наук, доцент Карпушкина Любовь Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Спиренкова Наталья Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье раскрыта актуальность организации проектно-исследовательской деятельности разной направленности детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе факультета педагогического и художественного образования; рассмотрены теоретические и практические аспекты подготовки педагога к руководству проектно-исследовательскими работами дошкольников и младших школьников. Представлена технология организации конкурсов проектно-исследовательских работ и практико-ориентированные проекты детей, мастер-классы для педагогов и родителей.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, естественно-научное, гуманитарное, социальное и техническое творчество, проектно-исследовательские работы, дошкольники, младшие школьники, дошкольная образовательная организация, начальная школа, мастер-класс.
Annotation. This article discloses the relevance of the organization of design and research activities of different directions for children of preschool and primary school age on the basis of the faculty of pedagogical and art education; The theoretical and practical aspects of the teacher's preparation for the management of design and research work of preschool children and primary school children are considered. Organization of design research competitions. Practice-oriented master classes for teachers and parents are presented.
Keywords: design activity, natural science, humanitarian, social and technical creativity, design and research, preschoolers, elementary school students, preschool educational organization, elementary school, master class.
Исследование выполнено в рамках гранта на Программы внутривузовских грантов. Мероприятие 1.
Научно- и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса вуза (ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Теория и методика обучения и
воспитания в области дошкольного образования»
Введение. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников, младших школьников является современным инновационным направлением в дошкольных образовательных организациях и начальной школе [5]. Проектная деятельность направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников и младших школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и активности, формирование навыков совместной деятельности со сверстниками. В работе над проектом дошкольники и младшие школьники учатся применять полученные знания в практической деятельности, имеющей социальную значимость.
Научить ребенка проектированию с успехом может педагог, владеющий технологией организации проектной деятельности дошкольников и младших школьников. Проектная деятельность имеет важное место в процессе образования дошкольников и младших школьников [3, 6].
Следует обратить внимание на то, что в дошкольном образовании и начальной школе не сложилось эффективная технология организации и проведения конкурсов проектно-исследовательских работ. Воспитатели и учителя нуждаются в специальных методических разработках и рекомендациях по организации проектно-исследовательской деятельности, подготовки работ к конкурсам. Целью статьи является ознакомление педагога дошкольной образовательной организации и начальной школы с рациональными методами руководства процессом проектно-исследовательской деятельности разной направленности.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития образования особую значимость приобретают вопросы организации проектно-исследовательской деятельности подрастающего поколения в процессе ознакомления их с окружающим миром, культурой. В обществе возрастает потребность в интеллектуальных, активных личностях, способных самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения и воплощать их в жизнь. Для этого необходимо разрабатывать новые методы воспитания дошкольников и младших школьников. Наибольший интерес в этом плане представляет дошкольный возраст и младший школьный возраст. В этом возрасте закладываются основы творчества, духовности самореализации, самовыражения и происходит интенсивное изучение окружающего мира [7].
Развитие, формирование и организация проектной деятельности ребенка должно начинаться уже в старшем дошкольном возрасте. Для формирования целостной картины мира, важно создавать ее постепенно, начиная с детского сада. В период детства закладываются основы развития личности. Необходимо заметить и развить у каждого ребенка стремление к творческой деятельности, к которой он проявляет наибольший интерес, где его способности реализуются наиболее полно.
В ходе проектно-исследовательской деятельности дошкольник выбирая оптимальный способ решения, использует различные варианты решения поставленной задачи [8].
Проектно-исследовательская деятельность становится инструментом саморазвития младших школьников, дает им возможность быть участниками учебного и воспитательного процессов [4].
Включение дошкольников и младших школьников в проектную деятельность учит их ставить цель, размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Так как проектная деятельность обладает преимуществами совместной деятельности, в процессе ее организации и проведении дети приобретают опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми.
Данная тема является актуальной, т.к. творчество - это неотъемлемая часть жизни социокультурного общества. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть свой потенциал, развить способности и возможности ребенка. Она отражает внутренний мир человека, его мечты, надежды, эмоции и стремления.
Проектно-исследовательская деятельность у старших дошкольников, младших школьников имеет свою структуру: мотивационная составляющая, содержание деятельности, операции, которые совершает ребенок, его эмоционально-волевой настрой [2; 7].
В работе с дошкольниками, младшими школьниками большое значение отводится уровню подготовки и компетентности педагога. Именно он создает оптимальные условия для развития творческой деятельности детей. Воспитатель, учитель должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, понимать специфику работы, знать методы и формы организации творческой деятельности детей [1].
Структура выполнения проектно-исследовательских работ разной направленности дошкольников имеет много общего со структурой творческих работ.
Л.В. Киселева выделила следующую типологию проектов для современных образовательных организаций.
1. Исследовательско-творческие. Результаты проекта оформляются детьми в виде газет, детского дизайна, драматизации.
2. Ролево-игровые. Дети решают поставленные проблемы через вхождение в образ персонажа сказки, через тренинги и упражнения, проигрывая по своему ситуации.
3. Информационно-практико-ориентированные. Дети реализуют собранную информацию через витражи, поделки, оформление макетов, показ опытов.
4. Творческие. Результаты презентуются в виде проведения мастер-класса, организации игры, мероприятия [4].
Ежегодно на базе факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» проводится Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ дошкольников «Юный исследователь» с целью приобщения детей к исследовательской, изобретательской, творческой деятельности в различных областях науки, культуры, техники. Большой интерес вызывают проекты различной направленности, выполненные дошкольниками и младшими школьниками индивидуально или в группах. Предварительно проводится серия мастер-классов для детей, родителей.
Приведем вариант проектно-исследовательской работы «Моя семья».
Меня зовут Огарева Элина Алексеевна. Мне 6 лет. Моя семья состоит из трех человек, есть еще у нас котенок Кокос. Я посещаю подготовительную группу детского сада № 70 г.о.Саранск. Скоро я пойду в первый класс. Мне хочется учиться. Я люблю читать, рисовать, петь. Очень люблю читать. Каждый вечер мы с мамой или папой читаем интересные книги и обсуждаем прочитанное. Также я люблю рисовать. В свободное время я занимаюсь танцами. Мой папа - Алексей Васильевич. Он родился и вырос в г. Саранске. Папа в свободное время занимается охотой и рыбалкой. Мой папа - ответственность и сила духа нашей семьи. А работает мой папа - спасателем в отделе МЧС! Он и его коллеги готов в любую минуту прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается, рискуя жизнью. Я очень горжусь папой и хочу быть похожей на него! Моя мама - Анна Ивановна. Она родилась и выросла тоже в городе Саранск. Образование высшее. Закончила Мордовский государственный педагогический институт. Мама - большая мастерица. Она хорошо готовит. Она самая добрая на свете. Я счастлива, что у меня есть ТАКАЯ СЕМЬЯ! Мои бабушки и дедушки. Мои дедушка и бабушка (папины родители) - Василий Григорьевич Ягодин и Елена Владиславовна. Я очень люблю своего дедушку. Каждый день через его руки проходит немало людей, которым он спасает жизни. На работе его с уважением называют по имени и отчеству, Василием Григорьевичем. Самое любимое мое занятие это поездка на квадроцикле. А еще дедушка умеет делать все! У него золотые руки. Они с моим папой построили дом, где мы любим собираться все вместе. Я могла бы еще долго рассказывать о нем. Мои дедушка и бабушка (мамины родители) - Людмила Алексеевна и Иван. Моя бабушка очень любит музыку. Также любит занимается дачей. Любит выращивать разные цветы, особенно пионы.
Традиции нашей семьи: прогулки, поездки, походы в кино, театр, музей. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дни рождения, юбилеи и другие праздники. На каждый день рождения мои родители устраивают квест-игру. Традиция на Пасху красить яйца. Каждое лето ездим вместе в лес, на природу, отдыхаем, купаемся.Каждый Новый Год все вместе украшаем квартиру, ставим ёлку, катаемся на горке, запускаем салют.
Одной из особенностей и даже традиций нашей семьи является преемственность имени Александр и Василий. По линии папы это имя носит мой дядя (брат папы). По линии мамы это имя носил мой прадедушка.
Благодаря работе над проектом я узнала значение и происхождение слова «семья». Узнала имена моих предков. Опросила своих родителей, бабушек, просмотрела семейные фотографии. Хочу составить герб нашей семьи. Я еще не знаю, кем я буду, когда вырасту. Но может быть, я тоже стану врачом, как мой дедушка или спасателем, как мой папа.
Вместе с родителями мы записали все воспоминания, которые удалось собрать. Эти воспоминания мы сохраним и передадим следующим поколениям нашей семьи. У меня очень большая семья и теперь я знаю, что в трудную минуту мне обязательно помогут мои близкие люди, а я обязательно помогу им. А о своих бабушках и дедушках я смогу когда-нибудь рассказать своим детям и внукам. Чтобы связь времён не прерывалась.
В период с 08 октября по 21 ноября 2019 года в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева проводился конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальной школы «Россия - наш общий дом», проводимого в рамках реализации проекта «Образовательно-развивающий комплекс по приобщению детей к национальному языку и культуре в поликультурном регионе» (руководитель - М.В. Антонова).
Конкурс содействовал стимулированию развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, навыков исследовательского поведения посредством приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к национальному языку и культуре в поликультурном регионе.
Задачи конкурса: поддержка и развитие интереса воспитанников к исследовательской и творческой деятельности; выявление талантливых, одаренных детей; развитие творческого потенциала подрастающего поколения; стимулирование личностных достижений воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальной школы, активизация их деятельности в области личностного самосовершенствования; содействие развитию творческой исследовательской активности детей дошкольных образовательных организаций и учащихся начальной школы; профессиональное самоопределение обучающихся; обмен опытом работы и установления творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных организаций.
На конкурс было представлено около 300 работ воспитанников и учащихся организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, выполненных под руководством воспитателей и музыкальных работников дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования Республики Мордовия.
Конкурсные работы детей дошкольного возраста оценивались по 15 номинациям: «Лучший город Земли»; «Добрым быть не трудно»; «Наши меньшие друзья»; «Чудесный мир природы родного края»; «Экологический проект»; «Нам есть, кем гордиться»; «Как прекрасен этот мир»; «Я - художник, я так вижу»; «Твори! Выдумывай! Пробуй!»; «Этнографическая мозаика»; «Мы любим танцевать»; «Оригинальное прочтение стихотворения»; «Чистый голос», Я здоровым быть хочу!»; «Я люблю свой край родной».
Конкурсные работы детей младшего школьного возраста оценивались по 16 номинациям: «Доброта спасет мир»; «Удивительная математика»; «Чудесный мир литературы»; «Слава отцов - крылья сыновей»; «Духовные истоки»; «Мир глазами юного художника»; «Семья - семь Я»; «Техническое творчество»; «Природа, экология, мир»; «Этнографическая мозаика»; «Мы любим танцевать»; «Оригинальное прочтение стихотворения»; «Чистый голос», «Мы - за здоровый образ жизни с детства»; «Мой город мне дорог»; «Творческая мастерская».
Конкурсные работы были представлены в виде: исследовательского проекта, выполненного участниками индивидуально или в группах по естественно-научному, гуманитарному, социальному направлениям; творческой работы (рисунок, аппликация, альбом, стихи и рассказы, записанные взрослыми и др.); видеозаписи творческого выступления (хореография, вокал, исполнение стихотворения).
Активное участие в конкурсе приняли образовательные организации г.о. Саранск, г.о. Рузаевка, Ардатовского, Атяшевского, Ельниковского, Ковылкинского, Краснослободского, Лямбирского, Ромодановского, Рузаевского, Торбеевского, Чамзинского муниципальных районов Республики Мордовия. Наибольшее количество работ было представлено МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17», МОУ «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39».
Дипломами победителей награждены: в номинации «Природа, экология, мир» -Шилкина Полина, ученица МОУ «Гимназия № 20 имени Героя Советского Союза В.Б. Миронова» г. о. Саранск («Природа - это мой мир»), Майоров Максим, ученик МОУ «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» г. о. Саранск («Отель для насекомых»);в номинации «Духовные истоки» -Вельматов Лев, ученик МОУ «Средняя образовательная школа №2 им. Героя Советского Союза П.И. Орлова» г. о. Саранск («Храм и школа»); в номинации «Я люблю свой край родной» - Жирнов Захар, Парчин Иван, Дугушкина Анастасия, воспитанники МБОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района («Видеоэкскурсия по родному селу»); в номинации «Чудесный мир природы родного края» - Бутылкин Роман, воспитанник МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» г. Ковылкино («Ботанический памятник природы - Урочище Линев Кордон»); в номинации «Нам есть, кем гордиться» - Ирлянова Софья, воспитанница МБДОО «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида ОП «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида» («Наш святой Федор Федорович Ушаков»); в номинации «Мы - за здоровый образ жизни с детства» - Пиксаев Константин, ученик «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» г. о. Саранск («Навыки выживания в дикой природе ученика младших классов»); в номинации «Экологический проект» -Попович Анастасия, воспитанница МАДОО «Центр развития ребенка детский сад Радуга» Краснослободского муниципального района РМ («Экологически чистые краски своими руками»), в номинации «Этнографическая мозаика» - Черентаева Ульяна, воспитанница Центра продленного дня при МГПИ им. М.Е. Евсевьева («Я на коврик погляжу - о Мордовии скажу»); в номинации «Оригинальное прочтение стихотворения» - Келейникова Даниэла, ученица МОУ «Гимназия №12» г.о. Саранск (Л. Филатов «Слезы людские»), Карташов Илья, Карташов Роман, ученики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о. Саранск («Диалог о символах»); в номинации «Удивительная математика» - Минеева Елизавета, ученица МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» («Старинные русские меры») и другие.
Подводя итоги конкурса, все члены жюри отметили практическую значимость представленных исследовательских работ, высокий уровень исполнительского мастерства детей дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов, который они смогли продемонстрировать под руководством творческих, компетентных профессионалов: воспитателей, учителей начальных классов, учителей музыки, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования Республики Мордовия.
Для участников конкурса была организована экскурсия в Музей археологии и этнографии, а также работа интерактивных площадок «Знакомимся с профессиями», «Путешествие по Мордовии», что вызвало особый интерес и положительные эмоции у детей.
Выводы:
1. В настоящее время есть необходимость дидактической и методической подготовки педагогов ДОО и учителей начальных классов к организации и проведения проектно-исследовательской деятельности детей разной направленности, важность ознакомления их с разновидностями проектно-исследовательских работ, с рациональными методами руководства самим процессом обучения, что позволит успешно выполнять проектно-исследовательские работы естественно-научной, гуманитарной, социальной и технической направленности направленности.
2. Постепенное усложнение содержания проектно-исследовательских работ естественно-научной,
гуманитарной, социальной и технической направленности; нарастание доли самостоятельности и активности детей, начиная с дошкольного возраста, в процессе их выполнения.
3. Осуществление системы мероприятий для педагогов по эффективной организации и проведению конкурсов проектно-исследовательских работ дошкольников и младших школьников разной направленности.
Литература:
1. Карпушкина Л.В. Сотрудничество и общение дошкольников в воспитательном пространстве дошкольной образовательной организации и семьи / Л.В. Карпушкина // Теория и практика реализации ФГОС в условиях региональной системы общего образования: моногр. / под ред. Т.И. Шукшиной. - Саранск, 2016. - С. 70-89.
2. Кудашкина О.С. Культурно-досуговая деятельность как средство эстетического воспитания детей / О.С. Кудашкина // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - №4 (41). - С. 356-362.
3. Приходченко Т.Н. Профессиональная подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели / Н.В. Винокурова, Т.Н. Приходченко // Гуманитарные науки и образование. - 2016. -№4 (28). - С. 83-87.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. - М.: Аркти, 2003. - 96 с.
5. Сергушина О.В. Потенциал использования средств ИКТ в образовательном процессе в начальной школе / О.В. Сергушина, О.А. Евсеева // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей; отв. ред. И.А. Шарапова. - Витебск, 2014. - С. 38-40.
6. Спиренкова Н.Г. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Н.Г. Спиренкова, Н.В. Оськина // Перспективы науки и образования. - 2018. - №4 (34). - С. 117-122; URL: http:// pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ: http://base.garantrn/70512244/53f89421bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/#ixzz5ZDALE24e
8. Щередина Н.И. Технология проектной деятельности как средство профессионального развития педагогов ДОО / Н.И. Щередина, К.А. Егорова сборник: Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества сборник материалов II Международной научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. - 2018. - С. 303-306.
Педагогика
УДК 37016:51-053.4 (045)
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кахнович Светлана Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье представлен эмпирический материал для разработки и организации демонстрационного экзамена бакалавров по их готовности к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, как итогового после курса различных дисциплин, теоретической и прикладной направленности, преподаваемых в педагогическом вузе. Представлены примерные задания и виды деятельности, критерии оценивания компетенций бакалавров и условия организации демонстрационного экзамена. Раскрыта значимость и эффективность обозначенной формы для оценивания уровня выпускников педагогического вуза.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, бакалавр дошкольного образования, компетенции, методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Annotation. The article presents an empirical material for development and organization of demonstration exam Bachelors on their readiness to forming in preschool children of elementary mathematical representations of how the outcome after the course various disciplines, theoretical and applied focus, taught at the Pedagogical University. Submitted sample assignments and activities, criteria of assessment of competences of the Bachelor and the demonstration of the exam. Disclosed to the relevance and effectiveness of the designated form for evaluation of the level of graduate Pedagogical University.
Keywords: demo exam, Bachelor of early childhood education, competences, methods of forming basic mathematical representations in preschool children.
Введение. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills Russia предполагает оценивание основных компетенций выпускника суза или вуза способом наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, близких и актуальных для конкретного производства [3]. Естественно, что в таком случае происходит оценивание именно умений в отличие от других форм, традиционно используемых в образовательных учреждениях. В процессе государственной итоговой аттестации в вузе традиционно используют задания ориентированные на актуализацию практических знаний студентов, а также написание дипломных проектов (выпускной квалификационной работы) и последующей защиты на государственном экзамене. Однако такой подход к подготовке и последующего присвоения квалификации бакалавра педагогического образования по направлению дошкольное не может отвечать современным требованиям к уровню компетенций выпускников прикладного бакалавриата. Поэтому и ставиться задача введения демонстрационного экзамена в государственную аттестацию признанного преодолеть создавшееся противоречие между теоретической и практической подготовленностью в парадигме компетенций и в частности в рамках формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.