Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения'

Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / TYYUTORSKY MAINTENANCE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INFORMATIVE REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Екатерина Павловна, Поярков Николай Геннадьевич

Организация исследовательской деятельности школьников играет ключевую роль в процессе их социализации и подготовки к выбору профессии, а развитие исследовательских навыков и умений является обязательным условием для высокой успеваемости по различным дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой. Автор отмечает, что тьютор способен оказать влияние на раскрытие исследовательского потенциала подростков с учетом их специфики, обусловленной возрастом, психотипом, характером и иными факторами. При этом подчеркивается, что развитие соответствующих умений и навыков предполагает заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса (как учителя, так и его подопечных), а для выстраивания тьюторского сопровождения данного процесса этой проблемой следует заниматься как в теории, так и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF TYYUTORSKY MAINTENANCE

The organization of research activity of school students plays a key role in the course of their socialization and preparation for choice of profession, and development of research skills and abilities is an indispensable condition for high progress on various disciplines provided by the main educational program. The author notes that the tutor is capable to exert impact on disclosure of research potential of teenagers taking into account their specifics caused by age, psychotype, character and other factors. At the same time it is emphasized that development of the corresponding skills assumes interest of all participants of teaching and educational process (both the teacher, and his wards), and for forming of tyyutorsky maintenance of this process it is necessary to deal with this problem both in the theory, and in practice.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях тьюторского сопровождения»

искусства позволяет сформировать индивидуальную траекторию обучения студента и в магистратуре по данному направлению.

Особенностью подготовки по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (бакалавриат) в Южном федеральном университете после перехода на две ступени обучения, является подготовка художников-прикладников без конкретной привязки к профилю. Данная особенность позволяет вести подготовку студента-универсала в декоративно-прикладном искусстве, ориентирующегося в нескольких материалах: художественном текстиле, керамике, обработке дерева и металла. А обучение в магистратуре по этому направлению способствует «погружению» в предпочтительную для студента технику и профиль. Таким образом, и формируется личностный подход и формирование индивидуальной траектории обучения студента по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Выводы. Структура процесса творческого развития будущего специалиста обусловлена совокупностью ряда компонентов, детерминированных профессионально-личностным подходом [1]. Индивидуальная траектория в работе с каждым студентом, коллективное обсуждение курсовых проектов, внеучебное посещение актуальных выставок, художественных экспозиций музеев в период обучения и практик, совместное участие педагогов и студентов в профессиональных выставках - все это целенаправленно формирует эстетически-художественные идеалы и личностные предпочтения у обучающихся в области искусства и архитектуры. Множество методов и форм культурно-художественного взаимодействия педагога и студента в рамках современного художественного образования дает возможность достичь поставленных учебно-эстетических целей, формируя у будущих художников-прикладников интерес к познанию, эстетико-художественные ценности по отношению к явлениям искусства и культуры, возможность интегрировать свои знания в профессиональную деятельность. Через осмысление и переработку историко-художественных традиций, наполнение учебного процесса достижениями предыдущих поколений в области изобразительного искусства и архитектуры будет происходить формирование профессиональных качеств будущих художников, архитекторов и дизайнеров. В процессе усвоения знаний по истории искусств, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна развивается эрудиция студента, формируются его эстетические ценности, идеал и представления, вырабатывается способность к эстетическому восприятию окружающего мира, что предопределяет эстетическую активность личности.

Художественное образование воспитывает духовную элиту общества и страны, что играет немаловажную роль, является основой художественно-эстетического развития культуры, в том числе национальной, и является фундаментов воспитания всестороннего развития человека.

Литература:

1. Максименко А.Е. Принципы преемственности в профессионально-личностной подготовке дизайнера // Гуманитарные науки. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного университета имени В.И.Вернадского, 2016 №4. с. 63-69

2. Мокина А.Ю.Текстильное образование на Дону // Архитектурно-художественное образовательное пространство будущего: сб. материалов международной научно-методической конференции / науч. ред. Л.В.Карташова; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. с. 193

3. Олесина Е. П. Художественное образование как основа развития культуры личности // Педагогика искусства http://www.art-education.ru/AE-magazine № 3, 2014

4. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984. С. 3

5. Скрипкина А.В. Профессиональная адаптация выпускников вузов культуры и искусств на рынке труда / В сборнике: Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтническом регионе: Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. КГУКИ. 2009. С. 347-456.

6. Туравец Н.Р. Стратегический ресурс отечественного художественного образования и воспитания / В сборнике Многоуровневая система художественного образования и воспитания: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский государственный университет культуры и искусств. 2011. С. 11-15.

Педагогика

УДК 373.1

заведующий сектором иностранных языков, председатель

Единой Ассоциации педагогов города Москвы, учитель-методист Морозова Екатерина Павловна

Московский центр развития кадрового потенциала образования (г. Москва), Школа 1799 (г. Москва); кандидат технических наук, декан космического факультета Поярков Николай Геннадьевич

Мытищинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Мытищи)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Организация исследовательской деятельности школьников играет ключевую роль в процессе их социализации и подготовки к выбору профессии, а развитие исследовательских навыков и умений является обязательным условием для высокой успеваемости по различным дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой. Автор отмечает, что тьютор способен оказать влияние на раскрытие исследовательского потенциала подростков с учетом их специфики, обусловленной возрастом, психотипом, характером и иными факторами. При этом подчеркивается, что развитие соответствующих умений и навыков предполагает заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса (как учителя, так и его подопечных), а для выстраивания тьюторского сопровождения данного процесса этой проблемой следует заниматься как в теории, так и на практике.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, тьюторское сопровождение, индивидуальная образовательная траектория, познавательная потребность.

Annotation. The organization of research activity of school students plays a key role in the course of their socialization and preparation for choice of profession, and development of research skills and abilities is an indispensable condition for high progress on various disciplines provided by the main educational program. The author notes that the tutor is capable to exert impact on disclosure of research potential of teenagers taking into account their specifics caused by age, psychotype, character and other factors. At the same time it is emphasized that development of the corresponding skills assumes interest of all participants of teaching and educational process (both the teacher, and his wards), and for forming of tyyutorsky maintenance of this process it is necessary to deal with this problem both in the theory, and in practice.

Keywords: research activity, tyyutorsky maintenance, individual educational trajectory, informative requirement.

Введение. «Какими характеристиками должна обладать школа в 21-ом веке?» - так звучит вопрос, приведенный в целевой программе "Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»". Ответ таков: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем» [1]. Почти во всех законах и подзаконных актах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в современных школах, уделено особое внимание развитию у учащихся способности к познанию самих себя, самосовершенствованию и самоопределению. Также рассматриваются вопросы, связанные с поддержанием и усилением познавательной мотивации и достижением более высоких результатов [6, 10].

Сущность реформ в области образования отражает содержание процессов, протекающих в современном социуме, включая повышение роли интеллектуального фактора в большинстве профессий, быструю деактуализацию теоретико-эмпирических данных и технологий, необходимость адаптации к динамично трансформирующимся потребностям рынка труда и непрерывное приобретение новых знаний во внерабочее и внеучебное время (самообразование). Таким образом, общество нуждается в большем количестве специалистов-универсалов, способных проявлять себя в качестве исследователей не только в сфере науки, но и в рамках почти любой человеческой деятельности [11].

Этим детерминируется значимость организации исследовательской деятельности школьников, играющей ключевую роль в процессе их социализации и подготовки к выбору профессии, а развитие исследовательских навыков и умений является обязательным условием для высокой успеваемости по различным дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой [4].

Методология исследования. Аспекты формирования навыков и умений исследовательского характера у школьников и студентов рассматриваются в большом количестве трудов [2, 3, 7, 9]. Так, уделяется внимание специфике данного процесса на занятиях по физике, химии, математике, а также в контексте гуманитарных дисциплин: истории, обществознания и т.п. [5, 8]. Опираясь на теоретические работы и результаты эмпирических исследований, мы пришли к выводу, что в настоящее время тьюторское сопровождение (далее - ТС) является весьма перспективным как с точки зрения обеспечения индивидуальной поддержки школьника, так и с позиции отработки исследовательских навыков и умений.

В соответствии с результатами опроса, проведенного среди педагогов и учащихся 5-х - 9-х классов, тьютор способен оказать влияние на раскрытие исследовательского потенциала подростков с учетом их специфики, обусловленной возрастом, психотипом, характером и иными факторами. При этом подчеркивается, что развитие соответствующих умений и навыков предполагает заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса (как учителя, так и его подопечных), а для выстраивания ТС данного процесса этой проблемой следует заниматься как в теории, так и на практике [12].

Изучение вопросов ТС развития исследовательских умений российских школьников связано с тем, что годы образовательных реформ привели к существенным изменениям - в частности, к принципиально иному восприятию сущности педагогического труда, роли учителя в современном обществе. Наряду с учителями-предметниками, во многих современных школах работают социальные педагоги, воспитатели, психологи, тьюторы... Последняя должность является предметом активных дискуссий. Отмечается, что профессиональный тьютор должен находить к учащемуся индивидуальный подход, формировать у него осмысленное отношение к своей судьбе, потребностям, возможностям, идеалам, а также к их трансформации в связи с различными объективными и субъективными обстоятельствами.

Результаты исследования. В современной России ТС достаточно давно используется в таких учебных заведениях, как СОШ № 147 (г. Москва), СОШ № 34 (г. Брянск), СОШ «Эврика - развитие» (г. Томск) и ряде других. На основе исследования опыта ТС в контексте среднего образования мы воспринимаем тьюторство как вид педагогической деятельности, обладающий значительным потенциалом в воздействии на разные компоненты когнитивной активности школьников, в том числе на развитие у них компетенций исследовательского характера [12]. Главная цель современной российской школы заключается не только в обеспечении учащихся необходимой информацией, но и в том, чтобы они могли и хотели получать эти сведения без посторонней помощи в динамично развивающемся мире. На основе анализа ФГОС ООО [4] мы пришли к выводу, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» должны отражать:

- воспитание ответственного подхода к учебному процессу, способности и стремления подростков к самосовершенствованию и самообразованию на базе мотивации к получению новых знаний, осмысленному выбору и созданию индивидуальной образовательной траектории на основе четкого представления о существующих профессиях и предметных сферах, стабильных познавательных потребностей, а также принимая во внимание необходимость адекватного отношения к труду и вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность;

- вырабатывание единого мировоззрения, отвечающего современному состоянию отечественной и мировой науки и социальной практики с учетом культурных, этнических, социальных, языковых и иных различий.

В свою очередь, междисциплинарные результаты освоения данной программы должны отражать:

- способность к независимому формулированию основной цели собственного обучения, постановке новых интеллектуальных задач, постоянному укреплению внутренней мотивационной базы;

- умение выстраивать сценарии, способствующие достижению поставленной цели наиболее эффективным путем (традиционным или альтернативным);

- способность соотносить свое поведение с прогнозируемыми результатами, контролировать свою деятельность, выбирать пути продвижения к поставленной цели в соответствии с существующими требованиями, а также отходить от выбранной схемы под давлением неблагоприятных внешних условий;

- умение выносить адекватную оценку учебной задаче и перспективам ее решения;

- способность к базовому самоконтролю, трезвому пониманию своих возможностей на данном этапе, принятию правильных решений и их осмысленной реализации в рамках учебного процесса и познавательной деятельности в целом;

- умение дефинировать понятия, обобщать доступную информацию, проводить аналогии, разрабатывать классификации на базе самостоятельно отобранных критериев, выявлять причины и следствия, выстраивать логическое размышление с вытекающими из него выводами;

- способность к созданию, использованию и модификации различных знаков, моделей и графиков для реализации задач учебного и познавательного характера;

- аналитическое и интерпретирующее чтение;

- умение продуктивно взаимодействовать с педагогом и одноклассниками в рамках индивидуальной и групповой работы; находить компромисс и разрешать конфликтные ситуации посредством беспристрастного рассмотрения позиций и интересов всех участников; высказывать свою точку зрения и обосновывать ее в присутствии публики;

- способность совершать осмысленный выбор речевых средств, отвечающих коммуникативной задаче, для репрезентации собственных мыслей, эмоций и желаний; продумывать и корректировать свою деятельность; владеть всеми основными видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом) как в диалогическом, так и в монологическом формате.

Приведенный список прогнозируемых результатов позволяет сделать вывод, что на данном этапе исследовательская деятельность учащихся 5-х - 9-х классов представляет собой один из основных векторов их подготовки к обучению в старшей школе и вузе и к осознанному выбору профессии, а навыки и умения исследовательского характера согласуются с уровнем успеваемости по всем предметам школьной программы. Интеграция подростков в исследовательскую деятельность создает благоприятные условия для творческого восприятия информации, приобретенной самостоятельно или с посторонней помощью, развивает научное мышление, формирует и совершенствует такие личностные свойства, как независимость, ответственность и т.п.

Обсуждение. В соответствии с данными возрастной психологии, у подростков продолжается усложнение и углубление теоретического мышления. Оно рассматривается как разновидность мышления, нацеленная на обнаружение свойств объектов и закономерностей, характерных для явлений различного порядка [5]. Представители данной возрастной группы могут без особых затруднений абстрагироваться от конкретных данных и преподносить свою позицию в обобщенном виде с помощью слов. Применяемые мыслительные действия имеют формально-логическую направленность. На базе формулируемых предположений подросток может строить гипотезы, подтверждать или опровергать их, что указывает на эволюцию логического мышления, использующего готовые понятия и логические конструкции. Теперь мозг школьника может выполнять интеллектуальные задания, оперируя не только конкретными эмпирическими или теоретическими данными, но и выстроенными на их основе гипотезами. Если подросток еще не сталкивался с подобными задачами, он, как правило, пытается подходить к их решению с разных сторон в поисках оптимального способа.

Эти умственные способности формируются и совершенствуются в рамках школьного обучения. С точки зрения авторитетных советских психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других, после определенной подготовки абстрактные задачи могут решать даже учащиеся младшей школы [8]. В 5-х - 9-х классах уровень интеллекта продолжает повышаться, однако необходимо принимать во внимание специфику учебно-воспитательного процесса и общего эмоционально-психического развития подростков - факторы, от которых в огромной степени зависит интерес к учебе как таковой [11]. Особенности, связанные с личностью учащегося, могут быть выявлены посредством описания ее неотъемлемых составляющих: интеллектуальной, активностной, эмоциональной, потребностной и волевой. Их функции и показатели реализации отражены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика составляющих личности с учетом их функций и показателей реализации

Составляющая личности Функции Показатель реализации

Интеллектуальная Раскрытие возможностей индивидуально-личностного развития в контексте образовательной деятельности посредством комплексного усвоения базовых принципов науки и эмпирических данных. Совершенствование когнитивных способностей и развитие самостоятельности, а также мыслительных приемов логического типа.

Активностная Прогнозирование (в том числе применительно к будущей профессиональной деятельности). Приобретение опыта деятельности по использованию теоретической информации для выполнения прикладных задач (в частности, экспериментальных).

Эмоциональная Становление и совершенствование компетенций, связанных с самоконтролем, коррекцией своей работы и взаимной оценкой достигнутых результатов. Осознание собственных индивидуально-личностных ресурсов, профессионального потенциала. Формирование научного мировоззрения. Культивирование позитивного восприятия результатов собственной учебной деятельности.

Потребностная Создание комфортной атмосферы, благоприятствующей личностному росту школьников. Объяснение места научного знания в истории человечества и судьбе индивида. Развитие познавательных потребностей с учетом индивидуальных запросов и возможностей.

Волевая Налаживание продуктивных контактов с другими участниками образовательного процесса. Накопление опыта решения ситуаций, имеющих учебную и общественную ценность. Оттачивание навыков самоорганизации в рамках учебной деятельности.

Характеристика составляющих личности, их функций и показателей реализации свидетельствует о наличии тесной связи между познавательным мотивом и познавательной потребностью. Данный вывод представляется весьма значимым для нашего исследования.

Заключение. Познавательная потребность является катализатором познавательной деятельности, важнейшим средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом сам процесс усвоения новой информации позиционируется как значимый фактор, способствующий: 1) удовлетворению актуальных познавательных потребностей; 2) развитию данных потребностей. Выполняя первую задачу, школьный педагог пытается обеспечить учащимся обстановку, пробуждающую в них стремление к новым знаниям. При реализации второй задачи действия учителя направлены на создание комплекса дидактических ресурсов, сущность и логика которых будет благоприятствовать усвоению и закреплению знаний, требуемых для удовлетворения уже сформированных потребностей. Следовательно, учебная деятельность способствует раскрытию исследовательского потенциала школьников.

Анализ данного процесса с позиций ТС позволяет нам прийти к выводу, что одной из ключевых функций тьютора выступает развитие познавательных потребностей школьников в контексте учебной деятельности. В ходе исследования также была установлена ее тесная связь с научно-исследовательской деятельностью подростков.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Беденко Н.Н. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. - Курск, 2014. - 400 с.

4. Караванова Л.Ж. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

5. Колчина В.В. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза -будущих менеджеров [Гекст| / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

6. Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

7. Орешкина А.К. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

8. Орешкина А.К., Горягина Е.Б. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

9. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

10. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.

11. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.

12. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.

Педагогика

УДК 371.4

доктор педагогических наук Муравьева Елена Викторовна

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ (г. Казань); магистрант Хисматова Алина Тимуровна Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ (г. Казань); магистрант Уткин Алексей Владимирович Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ (г. Казань)

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СЕНДАЙСКОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. Авторы статьи показывают, что в рамках международных тенденций по снижению риска бедствий и уменьшения последствий чрезвычайных ситуаций необходимо формировать риск-мышление, как у профессионалов в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, так и у населения; в статье даётся определение риск-мышления и показатели, характеризующие степень его развития. Для формирования развитого риск-мышления предлагается использовать активные методы, в частности, ролевые игры.

Ключевые слова: риск-мышление; Сендайская программа; снижение риска бедствий; активные методы; ситуационный риск; критические и чрезвычайные ситуации; критерий развитого риск-мышления; профессиональная рефлексия.

Annotation. The authors of the article show that within the framework of international trends in disaster risk reduction and disaster mitigation it is necessary to form risk-thinking, both professionals in the field of protection from emergency situations and the population; the article describes the division of risk-thinking and indicators characterizing the degree of its development. To form a developed risk-thinking it is proposed to use active methods, in particular, role-playing games.

Keywords: risk thinking; Sendai program; disaster risk reduction; active methods; situational risk; critical and critical situations; criterion of developed risk thinking; professional reflection.

Введение. В Сендайской Программе по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг. говориться, что «снижение риска бедствий требует подхода, учитывающего разные виды угроз, и инклюзивного процесса принятия решений, основанного на открытом обмене и распространении дезагрегированных данных, в том числе в разбивке по полу, возрасту и наличию или отсутствию инвалидности, а также на легкодоступной, обновленной, понятной, научно обоснованной, неконфиденциальной информации о рисках, дополненной традиционными знаниями» [6]. В этом аспекте, можно говорить о необходимости формирования риск-мышления у различных групп населения, применительно к их поведению в критических и чрезвычайных ситуациях.

Как можно заметить, дефиниция «риск-мышление» становится всё более и более востребованной, что подтверждается тем, что одним из ключевых изменений в редакции ISO 9001: 2015 года (российский аналог -ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015) явилось введение системного подхода к рассмотрению рисков. В данном документе отмечено, что «риск - это влияние неопределённости на достижение цели. Риск свойственен всем аспектам системы менеджмента любой организации. Риски присутствуют во всех системах, процессах и функциях. Риск-ориентированное мышление обеспечивает уверенность в том, что риски выявляются, рассматриваются и управляются в ходе проектирования и применения системы менеджмента». А так же в документе отмечено, что «стандартом от организации требуется: поддерживать у высшего руководства осознание риск-ориентированного мышления; установить (определить) и рассмотреть риски и возможности процессов, которые могут влиять на соответствие продукции/услуги требованиям потребителя и осуществить соответствующие действия по реагированию на них; осуществлять постоянный менеджмент риска производственных процессов; проводить мониторинг, измерять, анализировать и оценивать результативность действий, осуществлённых в ответ на риски и возможности» [3].

Изложение основного материала статьи. Проведя анализ точек соприкосновения двух многочисленных определений «риск» и «мышление», авторы статьи предлагают определить, риск-мышление - как некий процесс мысленного решения задачи на базе имеющихся знаний и опыта, который, по идее, должен привести к избеганию нежелательного события.

Так что же, в этом случае, будет характеризовать развитое риск-мышление? Первое - это выбор оптимального решения приводящего к наименее нежелательному событию. Второе - это скорость принятия решения, что, с нашей точки зрения, является немаловажным фактором, т.к. выбор правильного решения, уже после свершения события совершенно бесполезен. Отсюда следует, что критерий развитого риск-мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.