УДК 378
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е.П. Морозова, М.Г. Сергеева
Аннотация. В статье отмечается, что тьютор способен оказать влияние на раскрытие исследовательского потенциала подростков с учетом их специфики, обусловленной возрастом, психотипом, характером и иными факторами. При этом подчеркивается, что развитие соответствующих умений и навыков предполагает заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса (как учителя, так и его подопечных), а для выстраивания тьюторского сопровождения данного процесса этой проблемой следует заниматься как в теории, так и на практике. Приведенный в работе список прогнозируемых результатов позволяет сделать вывод, что на данном этапе исследовательская деятельность учащихся 5-х - 9-х классов представляет собой один из основных векторов их подготовки к обучению в старшей школе и вузе и к осознанному выбору профессии, а навыки и умения исследовательского характера согласуются с уровнем успеваемости по всем предметам школьной программы. Автор останавливается на позиции, в соответствии с которой познавательная потребность является катализатором познавательной деятельности, важнейшим средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом сам процесс усвоения новой информации позиционируется как значимый фактор, способствующий: 1) удовлетворению актуальных познавательных потребностей; 2) развитию данных потребностей.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, тьюторское сопровождение, индивидуальная образовательная траектория, познавательная потребность.
TUTOR SUPPORT THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS
E. Morozova, M. Sergeeva
Abstract. The article notes that the tutor is able to influence the disclosure of the adolescents' research potential, taking into account their specifics determined by age, psychotype, character and other factors. At the same time, it is emphasized that the development of appropriate skills implies all participants' (the teacher's and his/her students') interest in the educational process. It is also noted that in order to develop tutoring support for the process, this problem should be given attention in both theory and practice. The list of projected results presented in the paper allows us to conclude that at this stage the research activity of students in the 5th - 9th grades is one of the main vectors of their preparation for teaching in high school and university and a conscious choice of a profession. Besides, research skills and abilities, are regarded as consistent with the success level in all subjects included in the school curriculum. The author adheres to the position according to which the cognitive need is the catalyst of cognitive activity, the most important means of increasing the educational process effectiveness. At the same time, the process of assimilation of new information is positioned as a significant factor, which contributes to: 1) satisfaction of topical ascending needs; 2) development of these needs.
Keywords: research activity, tutor support, individual educational trajectory, cognitive needs.
«Какими характеристиками должна обладать школа в 21-ом веке?» - так звучит вопрос, приведенный в целевой программе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»». Ответ таков: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем» [1;24]. Почти во всех законах и подзаконных актах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в современных школах, уделено особое внимание развитию у учащихся способности к познанию самих себя, самосовершенствованию и самоопределению.
Также рассматриваются вопросы, связанные с поддержанием и усилением познавательной мотивации и достижением более высоких результатов [6;10;13;18].
Сущность реформ в области образования отражает содержание процессов, протекающих в современном социуме, включая повышение роли интеллектуального фактора в большинстве профессий, быструю деактуализацию теоретико-эмпирических данных и технологий, необходимость адаптации к динамично трансформирующимся потребностям рынка труда и непрерывное приобретение новых знаний во внерабочее и внеучебное время (самообразование). Таким образом, общество
нуждается в большем количестве специалистов-универсалов, способных проявлять себя в качестве исследователей не только в сфере науки, но и в рамках почти любой человеческой деятельности [ 11;15].
Этим детерминируется значимость организации исследовательской деятельности школьников, играющей ключевую роль в процессе их социализации и подготовки к выбору профессии, а развитие исследовательских навыков и умений является обязательным условием для высокой успеваемости по различным дисциплинам, предусмотренным основной образовательной программой [4].
Аспекты формирования навыков и умений исследовательского характера у школьников и студентов рассматриваются в большом количестве трудов [2;3;7;9]. Так, уделяется внимание специфике данного процесса на занятиях по физике, химии, математике, а также в контексте гуманитарных дисциплин: истории, обществознания и т.п. [5;8;12;16]. Опираясь на теоретические работы и результаты эмпирических исследований, мы пришли к выводу, что в настоящее время тьюторское сопровождение (далее - ТС) является весьма перспективным как с точки зрения обеспечения индивидуальной поддержки школьника, так и с позиции отработки исследовательских навыков и умений [14].
В соответствии с результатами опроса, проведенного среди педагогов и учащихся 5-х -9-х классов, тьютор способен оказать влияние на раскрытие исследовательского потенциала подростков с учетом их специфики, обусловленной возрастом, психотипом, характером и иными факторами. При этом подчеркивается, что развитие соответствующих умений и навыков предполагает заинтересованность всех участников учебно-воспитательного процесса (как учителя, так и его подопечных), а для выстраивания ТС данного процесса этой проблемой следует заниматься как в теории, так и на практике [12].
Изучение вопросов ТС развития исследовательских умений российских школьников связано с тем, что годы образовательных реформ привели к существенным изменениям - в частности, к принципиально иному восприятию сущности педагогического труда, роли учителя в современном обществе. Наряду с учителями-предметниками, во многих современных школах работают социальные педагоги, воспитатели, психологи, тьюторы. Последняя должность является предметом активных дискуссий.
Отмечается, что профессиональный тьютор должен находить к учащемуся индивидуальный подход, формировать у него осмысленное отношение к своей судьбе, потребностям, возможностям, идеалам, а также к их трансформации в связи с различными объективными и субъективными
обстоятельствами [17].
В современной России ТС достаточно давно используется в таких учебных заведениях, как СОШ № 147 (г. Москва), СОШ № 34 (г. Брянск), СОШ «Эврика - развитие» (г. Томск) и ряде других. На основе исследования опыта ТС в контексте среднего образования мы воспринимаем тьюторство как вид педагогической деятельности, обладающий значительным потенциалом в воздействии на разные компоненты когнитивной активности школьников, в том числе на развитие у них компетенций исследовательского характера [20;23]. Главная цель современной российской школы заключается не только в обеспечении учащихся необходимой информацией, но и в том, чтобы они могли и хотели получать эти сведения без посторонней помощи в динамично развивающемся мире.
Формирование такой личностной характеристики, как готовность к реализации самостоятельной деятельности познавательного характера относится к важнейшим задачам современного высшего и среднего образования. В частности, на это указывают нормативные документы, посвященные отечественному общему образованию (Государственный стандарт общего образования, Концепция модернизации содержания общего образования и т.д.). В данных документах под ключевыми результатами учебно-воспитательного процесса понимается комплекс основных компетенций школьников в интеллектуальной, креативной, научно-исследовательской и иных областях образовательной деятельности. Успешное овладение соответствующими компетенциями становится возможным лишь при нацеленности обучения на каждого конкретного ребенка. На основе анализа ФГОС ООО мы пришли к выводу, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» должны отражать:
- воспитание ответственного подхода к учебному процессу, способности и стремления подростков к самосовершенствованию и самообразованию на базе мотивации к получению новых знаний, осмысленному выбору и созданию индивидуальной образовательной траектории на основе четкого представления о
существующих профессиях и предметных сферах, стабильных познавательных
потребностей, а также принимая во внимание необходимость адекватного отношения к труду и вовлечения учащихся в общественно-полезную деятельность;
- вырабатывание единого мировоззрения, отвечающего современному состоянию отечественной и мировой науки и социальной практики с учетом культурных, этнических, социальных, языковых и иных различий.
В свою очередь, междисциплинарные результаты освоения данной программы должны отражать:
- способность к независимому формулированию основной цели собственного обучения, постановке новых интеллектуальных задач, постоянному укреплению внутренней мотивационной базы;
- умение выстраивать сценарии, способствующие достижению поставленной цели наиболее эффективным путем (традиционным или альтернативным);
- способность соотносить свое поведение с прогнозируемыми результатами, контролировать свою деятельность, выбирать пути продвижения к поставленной цели в соответствии с существующими требованиями, а также отходить от выбранной схемы под давлением неблагоприятных внешних условий;
- умение выносить адекватную оценку учебной задаче и перспективам ее решения;
- способность к базовому самоконтролю, трезвому пониманию своих возможностей на данном этапе, принятию правильных решений и их осмысленной реализации в рамках учебного процесса и познавательной деятельности в целом;
- умение дефинировать понятия, обобщать доступную информацию, проводить аналогии, разрабатывать классификации на базе самостоятельно отобранных критериев, выявлять причины и следствия, выстраивать логическое размышление с вытекающими из него выводами;
- способность к созданию, использованию и модификации различных знаков, моделей и графиков для реализации задач учебного и познавательного характера;
- аналитическое и интерпретирующее чтение;
- умение продуктивно взаимодействовать с педагогом и одноклассниками в рамках индивидуальной и групповой работы; находить компромисс и разрешать конфликтные ситуации посредством беспристрастного рассмотрения позиций и интересов всех участников; высказывать свою точку зрения и обосновывать ее в присутствии публики;
- способность совершать осмысленный выбор речевых средств, отвечающих коммуникативной задаче, для репрезентации собственных мыслей, эмоций и желаний; продумывать и корректировать свою деятельность; владеть всеми основными видами речевой деятельности (говорением, аудированием, чтением, письмом) как в диалогическом, так и в монологическом форматах [19].
Приведенный список прогнозируемых результатов позволяет сделать вывод, что на данном этапе исследовательская деятельность учащихся 5-х - 9-х классов представляет собой один из основных векторов их подготовки к обучению в старшей школе и вузе и к осознанному выбору профессии, а навыки и умения исследовательского характера согласуются с уровнем успеваемости по всем предметам школьной программы. Интеграция подростков в исследовательскую деятельность создает благоприятные условия для творческого восприятия информации, приобретенной самостоятельно или с посторонней помощью, развивает научное мышление, формирует и совершенствует такие личностные свойства, как независимость, ответственность и т.п.
В соответствии с данными возрастной психологии, у подростков продолжаются усложнение и углубление теоретического мышления. Оно рассматривается как разновидность мышления, нацеленная на обнаружение свойств объектов и закономерностей, характерных для явлений различного порядка [15]. Представители данной возрастной группы могут без особых затруднений абстрагироваться от конкретных данных и преподносить свою позицию в обобщенном виде с помощью слов. Применяемые мыслительные действия имеют формально-логическую направленность. На базе формулируемых предположений подросток может строить гипотезы, подтверждать или опровергать их, что указывает на эволюцию логического мышления, использующего готовые понятия и логические конструкции. Теперь мозг школьника может выполнять интеллектуальные задания, оперируя не только конкретными эмпирическими или теоретическими данными, но и выстроенными на их основе гипотезами. Если подросток еще не сталкивался с подобными задачами, он, как правило, пытается подходить к их решению с разных сторон в поисках оптимального способа.
Эти умственные способности формируются и совершенствуются в рамках школьного обучения. С точки зрения авторитетных советских психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и
других, после определенной подготовки абстрактные задачи могут решать даже учащиеся младшей школы [23]. В 5-х - 9-х классах уровень интеллекта продолжает повышаться, однако необходимо принимать во внимание специфику учебно-воспитательного процесса и общего эмоционально-психического развития подростков - факторы, от которых в огромной степени
зависит интерес к учебе как таковой [21;22]. Особенности, связанные с личностью учащегося, могут быть выявлены посредством описания ее неотъемлемых составляющих: интеллектуальной, активностной, эмоциональной, потребностной и волевой. Их функции и показатели реализации отражены в таблице 1.
Таблица 1. - Характеристика составляющих личности с учетом их функций и показателей реализации
Составляющая личности Функции Показатель реализации
Интеллектуальная Раскрытие возможностей индивидуально -личностного развития в контексте образовательной деятельности посредством комплексного усвоения базовых принципов науки и эмпирических данных Совершенствование когнитивных способностей и развитие самостоятельности, а также мыслительных приемов логического типа
Активностная Прогнозирование (в том числе применительно к будущей профессиональной деятельности) Приобретение опыта деятельности по использованию теоретической информации для выполнения прикладных задач (в частности, экспериментальных)
Эмоциональная Становление и совершенствование компетенций, связанных с самоконтролем, коррекцией своей работы и взаимной оценкой достигнутых результатов. Осознание собственных индивидуально-личностных ресурсов, профессионального потенциала Формирование научного мировоззрения Культивирование позитивного восприятия результатов собственной учебной деятельности
Потребностная Создание комфортной атмосферы, благоприятствующей личностному росту школьников. Объяснение места научного знания в истории человечества и судьбе индивида Развитие познавательных потребностей с учетом индивидуальных запросов и возможностей
Волевая Налаживание продуктивных контактов с другими участниками образовательного процесса. Накопление опыта решения ситуаций, имеющих учебную и общественную ценность Оттачивание навыков самоорганизации в рамках учебной деятельности
Характеристика составляющих личности, их функций и показателей реализации свидетельствует о наличии тесной связи между познавательным мотивом и познавательной потребностью. Данный вывод представляется весьма значимым для нашего исследования.
Познавательная потребность является катализатором познавательной деятельности, важнейшим средством повышения
эффективности учебно-воспитательного
процесса. При этом сам процесс усвоения новой информации позиционируется как значимый фактор, способствующий: 1) удовлетворению актуальных познавательных потребностей; 2)
развитию данных потребностей. Выполняя первую задачу, школьный педагог пытается обеспечить учащимся обстановку,
пробуждающую в них стремление к новым знаниям. При реализации второй задачи действия учителя направлены на создание комплекса дидактических ресурсов, сущность и логика которых будет благоприятствовать усвоению и закреплению знаний, требуемых для удовлетворения уже сформированных потребностей. Следовательно, учебная деятельность способствует раскрытию исследовательского потенциала школьников.
Анализ данного процесса с позиций ТС позволяет нам прийти к выводу, что одной из ключевых функций тьютора выступает развитие познавательных потребностей школьников в
контексте учебной деятельности. В ходе исследования также была установлена ее тесная связь с научно-исследовательской деятельностью подростков.
1. Булатов А.С. Экономика / А.С. Булатов. - М.: Юристъ, 1999. - 591 с.
2. Колчина В.В. Анализ проблемы формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике / В.В. Колчина // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научно-теоретический журнал. - 2009. - № 1(23). - С. 78-84.
3. Колчина В.В. Интенсификация процесса формирования инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров / В.В. Колчина // Наука и Школа. - 2013. -№ 3. - С. 78-82.
4. Колчина В.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов в условиях интеграции науки, образования и производства: монография / О.В. Белоконь и др. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. - 163 с.
5. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - Москва: Академический проект, 2009. - 192 с.
6. Кошкина Н.Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Б. Кошкина. - Кемерово, 2007. - 251 с.
7. Максимов Н.И. ГОС-3: определимся с тезаурусом: [беседа с проректором по учебной работе Московского государственного текстильного университета Н. Максимовым] / Н.И. Максимов // Аккредитация в образовании. - 2007. - № 12. - С. 56-57.
8. Никитина Е.Е. Проектная и образовательная деятельность школы № 1466 им. Рушевой Ю.Н. / Е.Е. Никитина // Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики: монографический сборник. - Москва: издательство Института эффективных технологий, 2014. - С. 288-300.
9. Никитина Е.Е. А.М. Новиков и проблемы развития российского профессионального образования (историко-педагогический контекст) / Е.Е. Никитина // Методология профессионального образования: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. - С. 121-125.
10. Орешкина А.К. Формы развития социального пространства системы непрерывного образования: учебное пособие / А.К. Орешкина, Т.Ю. Цибизова, И.С. Носова; под. ред. А.К. Орешкиной. - Москва: ИИУ МГОУ, 2015. - 158 с.
11. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - 12.12.2012. -Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news /17118
12. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1
- 3 апреля 2008 г. / А.Е. Волков, И.М. Реморенко, Я.И. Кузьминов, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон, Г.В. Андрущак, М.М. Юдкевич. - Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. - 39 с.
13. Скворцов В.Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург - Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.
14. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания / В.Н. Скворцов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 157-161.
15. Соколова А.С. Карьера преподавателя вуза: как добиться успеха? / А.С. Соколова. - Москва: ЛЕНАНД, 2013. - 160 с.
16. Суходимцева А.П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А.П. Суходимцева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 6. - С. 39-43.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - 2012.
- Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html
18. Цибизова Т.Ю. Профильное обучение как компонент системы непрерывного профессионального образования / Т.Ю. Цибизова // Профильная школа. -2012. - № 4. - С. 9-13.
19. Цибизова Т.Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях / Т.Ю. Цибизова, Н.Ю. Терехова // European Social Science Journal. - 2013. - № 2. - С. 62-67.
20. Ульянченко О.Л. Поисково-исследовательские технологии при изучении предметов гуманитарного цикла / О.Л. Ульянченко // XI Царскосельские чтения: Международная научная конференция. - Т. VII. -Секция «Непрерывное образование как одно из условий обеспечения работающему населению повышения качества образования и качества жизни»: доклады и сообщения; под научной редакцией Н.А. Лобанова; сост. Н.А. Лобанов (Санкт-Петербург 25-26 апреля 2007 г.). - СПб.: Изд. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007а. - С. 162-165.
21. Ульянченко О.Л. Организация творческой деятельности студентов колледжа // Образовательная политика. - 2007б. - № 6.- С. 39-42.
22. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
23. Шмелькова Л.В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном
учреждении: методические материалы / Л.В. Шмелькова. - Салехард: ЯНОИПКРО, 2008. - 118 с.
24. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Высшая школа, 1991. - 218 с.
Сведения об авторах:
Морозова Екатерина Павловна (г. Москва, Россия), заведующий сектором иностранных языков Московского центра развития кадрового потенциала образования, учитель-методист школы № 1799 г. Москвы, председатель Единой Ассоциации педагогов города Москвы, аспирант кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Morozova (Moscow, Russia), Head of the Foreign Languages Sector of the Moscow Center for the Development of Personnel Education Potential, Methodist Teacher of School № 1799, Chairman of the Moscow Association of Educators, graduate student of department of social pedagogics of Institute of foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: [email protected]
M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogy science, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: [email protected]