Научная статья на тему 'Исторические предпосылки развития цифровой образовательной среды в российском образовании'

Исторические предпосылки развития цифровой образовательной среды в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SYSTEM CHANGES / DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье рассматриваются исторические предпосылки становления и развития цифровой образовательной среды в системе отечественного образования, которые явились отправным моментом в системных изменениях деятельности современного учителя. Выявлены общие подходы к модернизации учебного процесса в условиях цифровизации образования: изменение управляемых баз данных; трансформация объема общих ресурсов информатизации; модификация совокупности средств, приёмов и методов самостоятельной деятельности по поиску, приобретению и обработке информации; изменение процесса формирования умений самостоятельно приобретать и реализовывать информационные компетенции; модернизация экспертно-диагностических инструментов текущего контроля и итоговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PREREQUISITES OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN RUSSIAN EDUCATION

In article historical prerequisites of formation and development of the digital educational environment in the system of domestic education which were the starting moment in system changes of activity of the modern teacher are considered. The general approaches to modernization of educational process in the conditions of education digitalization are revealed: change of the operated databases; transformation of volume of the general resources of informatization; modification of set of remedies, receptions and methods of independent activities for search, acquisition and information processing; change of process of formation of abilities to independently get and realize information competences; modernization of expert and diagnostic instruments of the current control and total assessment.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки развития цифровой образовательной среды в российском образовании»

4. Адольф В.А., Голубничая Е.В. Отношение субъектов образовательного пространства школы к ценностным приоритетам учащихся в условиях современного общества // Воспитание школьников. 2016. №2. С. 19-24.

5. Адольф В.А., Филькина С.В. Организационно-педагогическое сопровождение деятельности воспитателей в учреждениях для детей сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №2. С. 33-39.

6. Адольф В.А., Захарова Т.В. Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе освоения геометрии // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С. 111-118.

7. Адольф В.А. Педагогический поиск в контексте формирования методологической компетентности // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 156-160.

8. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития / Монография. Красноярск, 2011.

9. Богданова О.Н., Ильина Н.Ф. Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя в посткурсовой период // Сибирский учитель. 2018. № 1 (116). С. 15-20.

10. Богданова О.Н., Ильина Н.Ф. Подготовка учителей естественно-научного цикла к разработке учебно-познавательных задач // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 5-11.

11. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

12. Ильина Н.Ф., Шмидт А.В. Особенности исследовательской деятельности педагога в условиях введения профессионального стандарта // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 2 (23). С. 14-19.

13. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Профессионально ориентированные задания в процессе формирования коммуникативной самоэффективности будущих инженеров пожарной безопасности // Alma mater (вестник высшей школы). 2018. № 6. С. 76-79

14. Шкерина Л.В., Берсенева О.В., Кейв М.А. Междисциплинарный практикум как условие формирования способности студентов к междисциплинарному профессиональному исследованию // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 53-64.

15. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 74-78.

16. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76-80.

17. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

18. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / Красноярск, 2018. 188 с.

19. Янова М.Г., Адольф В.А. Алгоритм построения концепции как логического конструкта научного исследования // Педагогика. 2018. № 12. С. 3-10.

20. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В

РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются исторические предпосылки становления и развития цифровой образовательной среды в системе отечественного образования, которые явились отправным моментом в системных изменениях деятельности современного учителя. Выявлены общие подходы к модернизации учебного процесса в условиях цифровизации образования: изменение управляемых баз данных; трансформация объема общих ресурсов информатизации; модификация совокупности средств, приёмов и методов самостоятельной деятельности по поиску, приобретению и обработке информации; изменение процесса формирования умений самостоятельно приобретать и реализовывать информационные компетенции; модернизация экспертно-диагностических инструментов текущего контроля и итоговой оценки.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, педагогическая деятельность, системные изменения, направления модернизации образования.

Annotation. In article historical prerequisites of formation and development of the digital educational environment in the system of domestic education which were the starting moment in system changes of activity of the modern teacher are considered. The general approaches to modernization of educational process in the conditions of education digitalization are revealed: change of the operated databases; transformation of volume of the general resources of informatization; modification of set of remedies, receptions and methods of independent activities for search, acquisition and information processing; change of process of formation of abilities to independently get and realize information competences; modernization of expert and diagnostic instruments of the current control and total assessment.

Keywords: digital educational environment, pedagogical activity, system changes, directions of modernization of education.

Введение. Современное общество продолжает стремительное вхождение в период своего цифрового развития, свойственного формированию глобального информационного пространства и обществу знаний. Уже сегодня насыщенность компьютерами, ноутбуками, смартфонами и сопутствующими устройствами общества в некоторых странах находится на таком уровне, что на каждого жителя приходится по нескольку электронных индивидуальных устройств. И, таким образом, сами информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) проникают всё дальше и дальше во все сферы общественной жизни и производства, занимая в них ключевое положение. Не исключением выступает и сфера образования, которая сегодня интенсивно цифровизуется. Исторически, компьютеризация и интенсивное проникновение ИКТ в сферу образования начались в США во второй половине 80-х годов XX века. До этого момента, то есть до начала широкого производства компьютеров IBM на основе процессора Intel 80386, в 1985 году, компьютеры были дорогостоящими и, в основном, покупались бизнесом. Так, комплект IBM, на основе предшествовавшего 386 процессору, 8086 1979 года стоил 20 000 $ и мог быть приобретен исключительно крупными Университетами или дорогими частными школами. В тоже время, стоимость компьютеров непрерывно снижалась. Прорыв наступил в середине 80-х годов прошлого века, когда компания IBM выпустила компьютер IBM PC на процессоре i386, оснащенном операционной системой MS-DOC, предложенной небольшой, по тем временам, компанией Microsoft из Редмонда. Комплект этого компьютера был удешевлен практически в 7 раз и стоил в это время всего 3000 $ [14].

Именно тогда, руководствуясь актуальными тенденциями, администрация 40-го президента США Рональда Рейгана, в лице Министра образования Джона Уильяма Беннета, приняли программу фронтальной компьютеризации американских общеобразовательных школ. Её отправным моментом стала интеграция компьютеров в административную часть управления школой. ЭВМ быстро нашли себе применение для решения вопросов учета и контроля, финансовой дисциплины и т.п., где требовались создание, обработка и хранение большого количества однотипной документации [7].

В учебный процесс компьютеры в США стали интегрироваться в начале последнего десятилетия XX века, а, к его середине, стали неотъемлимым атрибутом на столе и преподавателя, и ученика.

Изложение основного материала статьи. В нашей стране интеграция ИКТ в школу и учебный процесс прошла аналогичные США этапы и фазы, но с опозданием на 10-12 лет. Такая ситуация связана с тем, что советская, а позже, российская промышленность, так и не могла наладить массовое производство подходящих по характеристикам и по стоимости компьютеров. Советские машины типов и серий «Агат», «ДВК», «БК», «Электроника», «Микроша» и ряд других, отставали от американских и многих других по большинству параметров, среди которых были: и новизна, и быстродействие, и объём хранимой информации на жестком диске и, в особенности, качество сборки. Определенный прорыв наступил только с появлением иностранных компьютеров. Сегодня, политики сферы образования, например руководитель столичного образовательного комплекса г. Москвы И. Калина, прямо заявляют о том, что современная отечественная школа вступила в начальную фазу перехода в цифровую эпоху (диджитал), что даёт им основание констатировать протекание в отечественной школе, вообще, и в средней школе, в частности, процесса цифровизации процесса образования [5].

За прошедшие десятилетия, а интенсивная интеграция ИКТ в среднее образование идет всего 20-30 лет, были выработаны наиболее общие подходы к вопросу о том, какие изменения, в наиболее общем плане, они принесут в систему образования. Среди ответов на данный вопрос можно указать следующие направления [9]:

- Изменение управляемых баз данных теоретической и прикладной педагогической информации, методических материалов и коммуникационных каналов и сетей для повышения эффективности управления системой образования.

- Трансформация объема общих ресурсов информатизации для решения соответствующих задач развития личности обучаемого посредством применения усовершенствованной методологии обучения, стратегии отбора образовательного контента, организационных форм и методов преподавания, адекватных современным условиям.

- Модификация совокупности средств, приёмов и методов самостоятельной деятельности по поиску, приобретению и обработке информации для развития личного интеллектуального потенциала обучаемого.

- Изменение процесса формирования умений самостоятельно приобретать и реализовывать компетенции как совокупности знаний и навыков в системе учебно-познавательной и экспериментально практической деятельности.

- Модернизация экспертно-диагностических инструментов текущего контроля и итоговой оценки общего и частного уровней результатов обучения.

Из приведенного перечисления видно, что внедрение ИКТ в образование принесло широчайшие изменения, которые коснулись практически всех сторон образовательного процесса на всех его уровнях. Тем не менее, на практике, применение ИКТ в образовании вообще и в школе в частности, сводится, преимущественно, к двум основным парадигмам. Первая предполагает использование современных информационных и коммуникационных технологий для формирования системы дистанционного образования и включения в неё лиц, для которых иной способ обучения недоступен. У неё есть как ярые сторонники, так и последовательные противники. Первые настаивают на том, что именно такая форма обучения выступает наивысшей реализацией принципа свободы и доступности образования, тогда как вторые, не менее справедливо, указывают на отсутствие дисциплины и слабую стандартизированность результатов при такой форме обучения [1].

Вторая парадигма предполагает менее амбициозное применение ИКТ, в основном для повышения эффективности процесса обучения, его модернизации. В её рамках, в основном, ресурсы ИКТ предполагается применять для совершенствования содержания и методики обучения, приведения их в соответствие с актуальными тенденциями современного этапа развития. В рамках практической реализации этой парадигмы также уже была выявлена весьма серьёзная проблема, объективно затрудняющая её использование. В зарубежном дискурсе ИКТ она получила наименование «цифрового «провала»» (англ. «the digital divide») и заключалась в дифференциации доступа учащихся к аппаратным и программным составляющим ИКТ. В

таких условиях, объективно, учащиеся, являющиеся выходцами из более обеспеченных слоёв населения, либо проживающие в более крупных городах имели более простой и эффективный доступ к новым технологиям не только в образовании, но и в быту, и в повседневной жизни. Такая ситуация приводит сегодня к тому, что использование ИКТ, безусловно, способствуя доступности и эффективности получения образования, объективно повышает его качество, но лишь для отдельных категорий учащихся, что не соответствует образовательным потребностям общества в целом [2, 6, 8].

В тоже время, невозможно отрицать, что внедрение ИКТ в образование даёт серьёзный толчок его интенсивному развитию в новых условиях. Так, современные ИКТ позволяющие создавать, накапливать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее донесения до ученика, являются мощным инструментом оптимизации образовательного процесса. При этом, следует отметить, что образовательная система является, с одной стороны - потребителем, а с другой - генератором информации и технологий её использования далеко за ее пределами.

Итак, интеграция компьютеров в сферу обучения вызвала и продолжает вызывать огромный интерес. В тоже время, необходимо отметить, что его стимулятором выступает интенсивное обновление компьютерной техники как с аппаратной точки зрения, так и с точки зрения программных продуктов. В наши дни все без исключения развитые страны активно разрабатывают собственные методики использования ИКТ в образовании или стремятся адаптировать мировые методики, получившие широкое распространение. Это продиктовано резким ростом объёма знаний, необходимых для успешной самореализации, начиная с выстраивания собственной личностной и профессиональной траектории. Компьютер стал сегодня средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, поэтому, закономерно, знание технологий его использования является обязательным условием успешности [3, 10].

В таких условиях, когда современный этап развития цивилизации сопровождается длящимся возрастанием объёма информации и знаний, подготовка профессиональных специалистов в требуемых количествах с помощью традиционных способов и методик преподавания, как минимум, серьёзно затруднена или вообще невозможна. Поэтому, с интеграцией ИКТ в учебный процесс в мировых масштабах, связываются надежды на повышение эффективности учебного процесса и снижение несоответствия между требованиями, предъявляемыми подрастающему поколению обществом и теми компетенциями, по составу и уровню развития, которые реально обеспечивает национальная школа.

Поставленные задачи могут быть эффективно решены только с помощью интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, ибо они способны обеспечить: различные формы представления информации, включая гибридные (аудио-визуальную и т.п.); высокую степень наглядности; мультимедийное моделирование различных процессов; снижение уровня рутинной работы, отнимающей время от усвоения содержания обучения; повышение уровня готовности к коллективной исследовательской работе; дифференцированный подход в работе учащихся, применительно к их уровню подготовки, познавательных интересов и т.п.; организацию оперативного контроля и помощи в режиме реального времени со стороны учителя [4, 11].

В тоже время, ИКТ существенно облегчая доступ к самой разнообразной информации, обеспечивают возможности повышения вариативности учебного процесса, дают возможности его индивидуализации и дифференциации. Внося новации во взаимодействие участников учебного процесса, они дают возможность организовать его по-новому, превратив в систему, в которой ученик становится самостоятельным (до известной степени) активным и равным с прочими участником процесса обучения, разделяющим ответственность за его ход и результаты. Внедрение ИКТ позволяет, как минимум, модернизировать традиционные средства обучения, что дает возможность сохранять у учащихся интерес к предмету, к познанию нового вообще и по конкретной дисциплине, в частности.

Также применение компьютера на учебном занятии позволяет оптимизировать его результативность за счет сочетания различных средств обучения, сконцентрированных в нем, тем самым обеспечить более осознанное и вдумчивое освоение материала, более рационально использовать учебное время и, более того, организовать для большинства учащихся фактически индивидуальное обучение. Средством реализации перечисленного выступают компьютерные обучающие программы, разработка которых является сегодня одним из ключевых и популярнейших направлений реализации ИКТ в образовании. В первую очередь, эти обучающие программы позволяют сконцентрировать в одной точке приложения обучающего процесса педагогического воздействия сразу несколько средств, как минимум 2 - изображение и звук. Это позволяет задействовать сразу слуховой и визуальный каналы восприятия информации. Сопроводив эти ключевые формы воздействия на учащегося необходимостью, например, делать выписки, то есть заносить в рабочую тетрадь ключевые элементы информации, получаемой из обучающей программы, можно задействовать ещё и моторную память, что вкупе способно обеспечить эффективное усвоение учащимся учебной информации [15].

В тоже время, кроме перечисленных форм и направлений позитивного воздействия ИКТ на образовательный процесс, следует отметить, что интеграция компьютерных технологий в учебный процесс и их бурное развитие, объективно приведет, со временем, к, возможно, полному переходу от репродуктивного стиля обучения, сводимого к парадигме «запомнить и воспроизвести» к поисковому стилю, в фокусе которого будет находиться «поиск информации, её интерпретация и способность применять при решении стандартных и не стандартных задач». Вторым, наиболее популярным ресурсом, после обучающих программ, в современной образовательно-цифровой сфере являются современные мультимедийные компьютерные системы воздействия. Они открывают учащимся практически безграничный доступ к нетрадиционным источникам информации - электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам e-learning и т.п. Всё это может объективно обеспечить повышение эффективности развития учебно-познавательной самостоятельности и предоставить новые возможности для творческого роста учащихся. Сегодня такого рода программных продуктов весьма большое количество. Наиболее популярными являются всемирно известные «поисковики», такие как Google, Yandex, Mail.ru, Search. Эти и другие продукты объединяют, собственно, мультимедиа технологии, гипертекстовые элементы, технологии HTML, Интернет -технологии, дистанционные олимпиады, презентации (PPT), обучающие программы, интерактивное моделирование, базы и банки данных, дистанционное обучение и, наконец, только входящие в широкое обиходное пользование технологии виртуальной реальности [12].

Ещё одним направлением трансформирующего воздействия компьютерных технологий на мыслительные процессы по ходу обучения, в части развития у учащихся, где они получают возможность, с

одной стороны, практически сразу, самостоятельно оценить результаты собственной деятельности и, весьма быстро представить их преподавателю и своим однокашникам для объективной оценки со стороны. Это даёт основания констатировать, что контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Наряду с этим, использование ИКТ в индивидуальном плане на уровне конкретного учащегося позволяет существенно нивелировать вероятность неуспеха и провалов, как одни из ключевых причин негативного отношения к учебе, основанием для чего становятся непонимание материала и, как следствие пробелы в знаниях разного объёма. Работа учащегося в единой учебно-информационной среде предоставляет ему возможность в любом случае довести выполнение поставленного пред ним задания до конца, опираясь, поэтапно, на собственные знания, на дополнительную справочную информацию из единой информационной системы, на дозированную помощь друзей и однокашников и, наконец, на помощь учителя. Здесь же, учащемуся предоставляется возможность, в случае допуска различных ошибок и, как следствие неправильного выполнения задания. Нахождение в момент его выполнения в единой информационной системе позволяет оперативно выявить ошибки и устранить причины их появления [13].

Выводы. Одним из ключевых направлений, которое на протяжении последних 5-7 лет интегрируется в отечественную среднюю школу и профессионально-педагогическую деятельность учителя является ведение электронных дневников и журналов. Это единая информационная среда эффективного взаимодействия учителей, учеников и родителей. Их введение в школах нашей страны обусловлено стремительным развитием информационных технологий. С 2011-2012 учебного года эту систему обязаны использовать все школы России без исключения. На сегодняшний день разработаны сразу несколько оболочек реализации такого рода электронного документооборота. Выбор конкретной информационной системы остается за самой школой. Автоматизация документооборота на уровне классного журнала и дневника ученика позволяет решать такие вопросы как:

- ученикам и их родителям оперативно получать информацию по оценкам, домашним заданиям и пр.;

- им же оперативно контролировать выполнение учебной и педагогической нагрузки;

- им же анализировать успеваемость и посещаемость учащихся;

- иметь все изменения «электронного расписания», которые автоматически интегрируются в дневник и журнал, позволяющие оптимизировать контроль рационального использования учебного времени;

- располагать индивидуальной и сводной отчётностью по предметам, дающей четкое представление об успеваемости;

- общение пользователей в информационном пространстве, предоставляющее возможность оперативно и без проволочек решать текущие вопросы (информирование о мероприятиях, изменениях в расписании, домашних заданиях и т.д.).

Информационные технологии обладают громадным потенциалом в реализации изменений профессионально-педагогической деятельности учителя, но, в тоже время, предполагают и большую работу в направлении их освоения и эффективного применения.

Литература:

1. Адольф В.А., Щелковникова О.А. Обеспечение метапредметных результатов обучающихся через решение учебно-познавательных задач с использованием ИКТ // Информатика и образование. - 2017. - №3 (282). - С. 59-63.

2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование. - №5 (244). 2013. С. 27-30.

3. Адольф В.А., Голубничая Е.В. Отношение субъектов образовательного пространства школы к ценностным приоритетам учащихся в условиях современного общества // Воспитание школьников. 2016. №2. С. 19-24.

4. Адольф В.А., Захарова Т.В. Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе освоения геометрии // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С. 111-118.

5. Адольф В.А. Педагогический поиск в контексте формирования методологической компетентности // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 156-160.

6. Богданова О.Н., Ильина Н.Ф. Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя в посткурсовой период // Сибирский учитель. 2018. № 1 (116). С. 15-20.

7. Богданова О.Н., Ильина Н.Ф. Подготовка учителей естественно-научного цикла к разработке учебно-познавательных задач // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 5-11.

8. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

9. Ильина Н.Ф., Шмидт А.В. Особенности исследовательской деятельности педагога в условиях введения профессионального стандарта // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 2 (23). С. 14-19.

10. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. - М., -1998. - 177 с.

11. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 74-78.

12. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76-80.

13. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

14. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / Красноярск, 2018. 188 с.

15. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию тьюторского сопровождения в практике отечественного профессионального образования с учетом имеющегося зарубежного опыта. Анализ исследований, посвященных тьюторской практике, показывает разносторонность подходов зарубежных и отечественных ученых к изучению теоретических и прикладных основ тьюторства. Авторы статьи убеждены, что проблема педагогического и методического обоснования тьюторского сопровождения имеет перспективы дальнейшего изучения и выбора эффективных путей развития.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическая система воздействий, тьюторство.

Annotation. Article is devoted to formation and development of tyyutorsky maintenance in practice of domestic professional education taking into account the available foreign experience. The analysis of the researches devoted to tyyutorsky practice shows versatility of approaches of foreign and domestic scientists to studying of theoretical and applied bases of tutoring. Authors of article are convinced that the problem of pedagogical and methodical justification of tyyutorsky maintenance has the prospects of further studying and the choice of effective ways of development.

Keywords: pedagogical support, pedagogical maintenance, pedagogical system of influences, tutoring.

Введение. Формирование единого информационного пространства и развитие информационно-коммуникативных технологий в профессиональных образовательных организациях обусловили использование в педагогической практике заимствованных видов педагогического сопровождения (тьюторство, модерация, супервизия).

Педагогическое сопровождение - это особый педагогический феномен, по словам академика РАО О.С. Газмана, это особая педагогическая культура поддержки обучающегося в образовательно-воспитательном процессе [11].

Явление «педагогическая поддержка» в своих работах рассматривает д. п. н. Н.О. Яковлева так: «в образовательно-воспитательном процессе педагог; проявляет активность, которая оказывает влияние на сопровождаемый процесс, присутствует управленческая природа, которая реализуется в направляемой поддержке индивидуальной траектории развития, имеет адресно-контекстный характер, если появились отклонения от заданной траектории, то она содержательно наполняется [1].

На основании выделенных черт понятие «педагогическое сопровождение» рассматривается как рациональная педагогическая система воздействий на образовательный процесс. Исходя из этого тьюторское сопровождение понимается как целенаправленная педагогическая система с управленческим, действенным, адресным, комплексным и непрерывным воздействием на образовательный процесс [7].

На многообразие в подходах к анализу тьюторской практики указывает ведущий исследователь содержания и технологий тьюторства профессор Т.М. Ковалева. Татьяна Михайловна обращает внимание, «что различия в подходах продуктивны для развития общего понимания идеи тьюторства и специфики реализации этой идеи в российском образовании» [9]. Исследователь приводит пример Томской региональной площадки. Здесь педагогами из разных образовательных учреждений: МБОУ СОШ «Эврика-развитие» (Т.М. Ковалева); МБОУ СОШ № 49 - школа совместной деятельности (Г.Н. Прозументова) и Школа гуманитарного образования (А. А. Попова, И. Д. Проскуровская) понятие «тьюторство» осознавалось неодинаково, что обогащало процесс познания. Т.М. Ковалева говорит, что в отличие от западного направления тьюторства на основе координации организационных условий для самостоятельного образовательного движения обучающегося, отечественная практика акцентирует внимание на специальной технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка. В основе технологии метод рефлексивного обсуждения. Такое «рефлексивное» сопровождение обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса ребенка в когнитивной, эмоционально-ценностной и деятельностной сферах [8].

Изложение основного материала статьи. Анализ публикаций и практики тьюторства, как самостоятельного направления практической деятельности, показывает разносторонность подходов отечественных исследователей к изучению теоретических и прикладных основ тьюторской практики.

Методологической основанием разработки проблемы исследования тьюторского сопровождения выступает концепция тьюторства Т.М. Ковалевой.

В рамках концепции тьюторское сопровождение рассматривается как движение педагога-тьютора, который реализует персональную образовательную программу для тьюторантов и их изменения в процессе сопровождения. Оказание своевременной помощи и поддержки при необходимости формирующейся личности обеспечиваются средствами тьюторского сопровождения. При этом Т.М. Ковалева подчеркивает важность успешного опыта тьютора, его взгляды на мир, умение своевременно диагностировать изменения в заданной траектории развития, доверительное взаимодействие с тьюторантом, умение решать возникающие проблемы [2].

Разнообразие определений и многообразие тьюторских практик в образовательных учреждениях всех уровней отмечает Е.А. Александрова. Она указывает на более широкую трактовку феномена тьюторства в российской педагогической науке, чем в зарубежной традиции. По мнению ученого, «разноголосица» в определении главной функции тьютора, говорит о недостаточной разработанности проблемы и приписывании тьютору функциональных полномочий, которыми наделяются исполнители других ролей -классный руководитель, психолог, завуч, учитель-предметник. Тем не менее, развитие феномена тьюторства в современной школе ученый объясняет запросом на разработку методического инструмента становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.