Научная статья на тему 'Организация и содержание производственной практики студентов-психологов: опыт, проблемы'

Организация и содержание производственной практики студентов-психологов: опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1663
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ НА ПРАКТИКУ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PRACTICE / AN INDUSTRIAL PRACTICE / THE PRACTICE-FOCUSED PROFESSION OF A PSYCHOLOGIST / DIFFERENTIATION OF TASK FOR PRACTICE / AN INDIVIDUAL APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручкова Наталья Александровна, Кудряшова Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме проектирования производственной практики студентов будущих психологов. Целью является теоретический анализ работ, определяющих форму и содержание практики студентов-психологов. Авторы статьи предполагают, что в связи со сменой парадигм и переструктурирования системы высшего образования России существует необходимость изменить технологию построения практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ручкова Наталья Александровна, Кудряшова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of designing of an industrial practice of students as future psychologists. The purpose is the theoretical analysis of the studies defining a form and content of student’s practice. The authors of the article consider that in connection with the change of paradigms and restructurizations of the system of higher education in Russia there is a necessity to change the technology of practice construction.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание производственной практики студентов-психологов: опыт, проблемы»

6. Гейтс Б. Дорога в будущее / пер. с англ. - М.: Изд отдел "Русская редакция" ТОО «Channel Trading Ltd».- 2006. - 312с.

7. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М. Совершенство, 2008. - 540 с.

8. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: Изд. КГУ, 2003. - 224 с.

9. Шадриков В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов// Высшее образование в России. - 2004. - №2. -С. 4.

10. Золотарева Н.М. Проблемы разработки нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования./ Н.М. Золотарева// Вестник КГТУ. - 2008. - № 6 ч.П. - С. 5459.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Н.А. Ручкова, О.В. Кудряшова

Статья посвящена проблеме проектирования производственной практики студентов будущих психологов. Целью является теоретический анализ работ, определяющих форму и содержание практики студентов-психологов. Авторы статьи предполагают, что в связи со сменой парадигм и переструктурирования системы высшего образования России существует необходимость изменить технологию построения практики.

Ключевые слова: практика, производственная практика, практико-ори-ентированная специальность психолога, дифференциация заданий на практику, индивидуальный подход, профессиональные компетенции, профессиональное развитие.

The organization and the maintenance of an industrial practice of students as future psychologists: experience and problems. The article is devoted to the problem of designing of an industrial practice of students as future psychologists. The purpose is the theoretical analysis of the studies defining a form and content of student's practice. The authors of the article consider that in connection with the change ofparadigms and restructurizations of the system of higher education in Russia there is a necessity to change the technology of practice construction.

Keywords: practice, an industrial practice, the practice-focused profession of a psychologist, differentiation of task for practice, an individual approach, professional competence, professional development.

В связи с различными подходами к организации и содержанию практики студентов-психологов возникает потребность проанализировать имеющийся опыт по данной проблематике.

Изначально определим сущностные характеристики самого понятия «практика».

Понятие «практика» заимствовано в начале XVIII века из польского языка,

где ргакйка - это «практическое знание», при этом исходное слово - ргаззо, что означает «делаю, действую». [7, с. 251] В словаре С.И.Ожегова практика определяется как «одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем», а также «деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт». [2, с.578] Таким образом, исходя из вышеизложенного, в самом смысле слова «практика» изначально заложено некое действие, направленное на проверку теории и преобразующее окружающий мир. Учитывая специфику профессии психолога, студент как будущий специалист знания, полученные в аудиторных занятиях, проверяет на так называемом «живом материале» - и изменяет, и преобразует человека! А это не только необходимость соблюдения этического кодекса, но и ответственность, лежащая на самом студенте-практиканте в период прохождения им практики. Студенты на практике могут не только проверить собственные знания в условиях, близких к реальной профессиональной деятельности, но и реализовать себя.

В Государственном образовательном стандарте заложены требования к содержанию и организации практики: определены задачи, которые должны быть решены студентом-психологом, а также учреждения образования, где необходимо проходить практику. При этом содержание всех видов практики, особенности их проведения, форма отчетности определяются программами практик, которые утверждаются вузом на основе примерных программ практик, рекомендуемых УМО по специальностям педагогического образования. В

соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта о видах и задачах практики, содержание программы практики - это по большей части прерогатива факультета психологии конкретного вуза.

Таким образом, при полной теоретической проработке того, как практика должна пройти «в идеале», неясным остается вопрос технологии реализации данных задач практики студентами-психологами в реальном пространстве профессиональной деятельности. И каждый вуз подходит к решению данной проблемы на основе своего практического опыта: создаются программы прохождения студентами практики. И, несмотря на то, что в Государственном образовательном стандарте выделена теоретическая база, программы практик во множестве вузов нашей страны не имеют общего основания, и каждый отталкивается от своего опыта.

В настоящее время сеть образовательных учреждений, осуществляющих подготовку психологов, исключительно многообразна по специализации, например: педагог-психолог, психолог образования, клинический психолог, преподаватель психологии, психолог-консультант и т.д. С одной стороны, создается сообщество профессионалов, а с другой стороны, недостаточная изученность условий формирования профессиональных компетенций и произвольность в выборе методов и техник развития личности будущего профессионала определяют различный уровень «профессионального старта» выпускников вузов. И в условиях быстро обновляющейся жизни современного общества проектирование психологического образования любого типа и уровня предполагает всестороннее знание начального этапа профессио-

нальной культуры, закладывающейся в вузе. Ведь профессионал сегодняшнего времени - это тот, кто обладает устойчивыми профессиональными знаниями, способен ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни, умеет быстро обучаться и переобучаться, готов к социальным контактам - общению с другими людьми. И именно в стенах вуза подготовка должна быть построена таким образом, чтоб выпускник был готов к профессиональной деятельности.

Несмотря на различия в специальностях психологов неизменным остается то, что вне зависимости от специфики работы психолог должен обладать, например, следующими профессионально-важными качествами: эмпа-тией, профессиональной рефлексией, коммуникативной компетентностью и т.д.

В вузе важным звеном в профессионально-практической подготовке психолога была и остается практика. Конечно, в зависимости от специальности будущий психолог будет ее проходить в учреждениях, соответствующих профилю будущей профессиональной деятельности, но так или иначе важно, чтобы у студентов была мотивация к прохождению практики и проверке своих знаний, а также немаловажен факт удовлетворенности практикой и понимание самим студентом ее важности.

Конечно, вузы крупных городов (г. Москва, г. Санкт-Петербург) в отличие от провинциальных вузов (г. Пенза) имеют более обширную «географию» возможностей и учреждений, где будущие специалисты-психологи могут проходить практику, но независимо от положения вуза можно посмотреть глазами студентов на практику и ее значе-

ние без учета особенностей специальности.

В начале этого года в г. Москва прошел I Всероссийский зимний психологический фестиваль Федерации психологов образования России «Общение: теория и практика» (19-23 февраля 2010). Основная цель Фестиваля -создание единой профессиональной сети молодых специалистов-психологов для научного и практического сотрудничества. Программа состояла из докладов, научных дискуссий, практических семинаров, круглых столов и мастер-классов - всего состоялось 18 научно-практических сессий. Участниками Фестиваля стали студенты, выпускники, аспиранты и преподаватели высших учебных заведений (Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Российский государственный гуманитарный университет, Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского). [3]

Принимая участие в Фестивале и затронув тему практики в своем докладе «Влияние формы и содержания производственной практики на формирование профессиональных компетенций студентов-психологов», ассистента Кудряшову О.В. заинтересовали отзывы участников Фестиваля о пройденной ими во время обучения практике. Совместно с доцентом Ручковой Н.А. была разработана анкета. С участниками Фестиваля было проведено анкетирование, целью которого стало выявление представлений о роли практики в их профессиональной подготовке. Среди участников Фестиваля 66% студентов (3-5 курс), 17% аспирантов и 17%

специалистов (всего участников - 29 человек, средний возраст - 22 года). На данный момент работают из них - 17% и хотят работать - 83%. В качестве факторов, мешающих выбрать работу по специальности, отмечаются: отсутствие вакантных мест (42%), нежелание все время находиться с людьми (17%), низкий материальный доход (17%), отсутствие возможности к творчеству (8%). В качестве мотива приезда на Фестиваль участники указывают следующее: приобрести новый опыт (83%), пообщаться с единомышленниками (66%), поделиться с другими своим опытом (42%), узнать что-то о себе самом (8%). Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что участники Фестиваля профессионально ориентированы.

При этом практика для 83% участников Фестиваля - это возможность проверить свои профессиональные знания и умения в реальных условиях, для 50% - преодоление барьера страха общения с другими людьми, для 33% -проверка: оправдаю ли я надежды клиента и собственные ожидания и долгожданная смена деятельности: с аудиторной на любую другую. Для 8% участников практика - это страх «потерять» себя в своих глазах и глазах окружающих, и для 17% - возможность отдохнуть от занятий.

Таким образом, для 83% практика -это возможность проверить свои знания, и при этом важен тот факт, что достаточно большое количество студентов (83%) указывает на такие трудности, как страх общения с другими людьми и страх не оправдать ожидания клиента. Сама ситуация общения на практике -взаимодействие «студент - потенциальный клиент» - накладывает определенные обязательства на студента, и это уже не «тепличные условия вуза»,

где все знакомо, а близкое к реальности профессиональное пространство, которое наполнено неизвестностью. Кроме того, погружение в практику - это и подготовка, и в то же время - проверка для самого студента - насколько это его профессия.

В качестве результата прохождения практики участники Фестиваля отмечают необходимость самостоятельного изучения дисциплин (50%), понимание специфики работы психолога с детьми (33%) и с какой возрастной категорией интересно работать (33%). У участников на практике возникали сложности в отношениях с администрацией учреждений образования (42%), сложности при составлении коррекци-онно-развивающих программ (50%) и проведении этих программ (17%), сложности в управлении детским коллективом и общении с детьми (33%). Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что именно практика побуждает студентов к осознанию необходимости дополнительных знаний, и факт, что в большей степени сложности возникают при составлении коррекционно-разви-вающих программ, а не при их проведении, говорит о том, что даже теоретически студенты в чем-то не готовы к практике.

На открытый вопрос «практика -это» были даны следующие определения:

- грандиозный опыт и возможность оттачивать свое мастерство;

- возможность начать свою профессиональную деятельность, шаг в жизнь;

- способ попробовать применить знания на практике и отследить свои слабые места для дальнейшего развития и общения;

- способ понять, какую профессию ты получаешь;

- хороший способ попробовать себя в профессии;

- то, что я могу назвать хорошим и продуктивным опытом;

- пространство, где ты учишься устанавливать контакт с разной группой людей, учишься применять знания в практической работе, это возможность посмотреть разные стили работы состоявшихся специалистов и выбрать свои;

- возможность попробовать себя в разных сферах, проверить навыки, получить обратную связь, учиться.

Анализ данных определений позволяет сделать вывод, что во многом участники Фестиваля отмечают роль практики как пространство для обучения и проверки своих знаний, и важность собственной мотивации, места прохождения практики как основополагающих ее положений.

Далее студентам было предложено по пятибалльной шкале оценить себя как специалиста: по 42% участников выбирают 4 и 3 балла - уровень соответствия выше среднего и средний уровень, по 8% участников выбирают 5 и 2 балла - полное соответствие и ниже среднего, то есть на данном этапе, на уровне профессиональной рефлексии, лишь небольшое количество участников Фестиваля считает себя специалистом. При этом роль практики в своем профессиональном становлении на 5 баллов оценивают 8% участников, на 4 балла - 34%, на 3 балла - 42%, на 2 балла - 8%, на 0 баллов - 8%. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что практика при всей своей профессиональной направленности не в полной мере «помогает» профессиональному росту будущих специалис-

тов, и это при том, что в состав участников входили люди, получившие высшее образование!

В качестве предложений о совершенствовании практики участники отметили: ввести в практику супер-визию (33%), изменить отношение руководства к молодым специалистам (25%), уменьшить отчетность (17%), изменить организацию и содержание практики (8%) и формальное отношение к психологу в школе (8%). Данные предложения говорят, возможно, о том, что участники Фестиваля отмечают те ключевые моменты, которые затронули их в процессе прохождения практики, и стремление, например, изменить отношение к психологу в школе - это, скорее всего, та трудность, которая возникла при прохождении практики, а введение супервизии - это возможность посмотреть на себя со стороны и объективно оценить свои профессиональные возможности как специалиста.

Итак, исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

- практика для большинства участников Фестиваля (83%) - это возможность проверить свои профессиональные знания и умения в реальных условиях;

- учитывая балльное оценивание роли практики в профессиональном становлении участников Фестиваля можно отметить, что практика при всей своей профессиональной направленности не в полной мере «помогает» профессиональному росту будущих специалистов, что может быть связано с несоответствием задания индивидуальным характеристикам студента-практиканта;

- анализ полученных данных позволяет также отметить некоторые со-

циальные аспекты профессиональной готовности участников Фестиваля - у них есть желание работать по специальности, но здесь происходит столкновение с такими трудностями, как низкий доход и отсутствие вакансий.

Существующие на практике вопросы формирования задания на практику, учет возрастного и индивидуального подходов, возможность дифференциации заданий и некоторые другие аспекты мало рассмотрены теоретически. Возникает противоречие - теоретико-ориентированная парадигма не соответствует практико-ориентированной специальности психолога. В настоящее время идет переструктуризация системы образования и смена парадигм - это все влечет за собой множество проблемных задач, в том числе и вопрос организации практики студентов-психологов.

В разработанном под руководством В.В. Рубцова А.А. Марголиса и Ю.М. Забродина проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» предложена образовательная программа, построенная на основе модульного принципа целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. В соответствии с данным проектом практика на различных этапах обучения - широкое использование инновационных технологий обучения, эффективная организация практической подготовки выпускника, рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений профессиональной деятельности в ходе практической подготовки (30 недель про-

хождения практики у «бакалавра» и 38 недель - у «магистра»). [4]

В ФГОС ВПО практика определена как «вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся», при этом цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики в соответствии с основной образовательной программой. Таким образом, технология построения самой практики и определения уровня сфор-мированности компетенций у студента при прохождении практики в вузе не представлена. В требованиях к организации практики для бакалавров и магистров выделено, что «руководитель практики, заполняя отчет, отмечает в нем, какие профессиональные способы действия освоены студентом», но какова структура отчета, какие выделяются профессиональные способы действия и каким образом определить их сформированность - все это предстоит разработать каждому вузу, и это снова приведет к некоторой разрозненности в подходе к построению практики.

В современном информационном обществе существующие теоретические положения по базовым установкам, которые формируются в онтогенезе, претерпели существенные изменения: не детско-родительские отношения выполняют главенствующую роль в формировании личности ребенка, а тот информационный поток, в котором пребывает ребенок (Д.И. Фельтдт-штейн). [5] Формируется новый тип ребенка, а существующие технологии обучения идут вразрез с этим новым типом, поэтому есть необходимость в формировании новых подходов к построению структуры и содержания практики. В связи с этим очень важно,

на наш взгляд, учитывать следующие принципы при построении практики для студентов-психологов:

1. Изначально практика должна быть построена в соответствии с дисциплинарным обеспечением (какие знания и умения студент готов реализовать на практике), то есть только при наличии базовых умений возможна дальнейшая профессиональная подготовка студентов-психологов;

2. По Е.А. Климову, подготовленность в области психологии - это, прежде всего, ясные представления о специфической психической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с ненасыщаемым интересом к ней и готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении. Так же, как у летчика, есть «чувство самолета», стремление «к небу», у психолога должно быть обостренное «чувство одушевленности» сторонних людей, а не просто соответствующее концептуальное знание. Путь к описанному качеству специалиста лежит не только и не столько через мир слов, общих понятий, суждений, но через соединение психологической теории с реальной практикой, потребностями решения конкретных жизненных задач. [1] Значит, подход при обучении каждого студента-психолога должен быть индивидуальным и в связи с этим дифференцированное задание на практику в согласии с индивидуальным опытом (в зависимости от сформированнос-ти профессиональных компетенций у конкретного студента организовывать «посильные» задания, способствующие формированию заданных компетенций);

3. На каждом этапе практики у студента должны быть сформиро-

ваны определенные профессиональные компетенции. Задача студента на практике - преодоление определенных трудностей - это и есть личный профессиональный опыт, который во многом определяет позицию студента как будущего специалиста;

4. На всех этапах прохождения психолого-педагогической практики студент должен чувствовать, что у него есть опора - методист по практике и психолог образовательного учреждения, то есть у студента должна быть поддержка со стороны опытных психологов, он должен с их помощью преодолевать те барьеры, которые ставит перед ним практика. Задача высшей школы - не только студентов подготовить к прохождению практики, но и тех психологов образовательных учреждений, к кому они направляются.

Таким образом, содержание производственной практики на каждом этапе обучения должно соответствовать задачам, стоящим перед испытуемыми данного возраста и учитывать индивидуальные особенности студентов-исследователей (будущих практических психологов). На разных этапах производственной практики студент направляется в определенное учреждение (детский сад, школа, училище и др.) и студент погружается в его атмосферу. Одной из задач студента чаще всего является понимание специфики работы психолога в этом учреждении. Но так или иначе чаще всего контингент учреждений различается возрастом. И у потенциальных клиентов есть круг проблем, определяемых именно проживаемым возрастом, и задача студента-психолога сводится к умению наладить контакт с испытуемым, выявить проблему, которая беспокоит испытуемого на данный момент и помочь в ее

решении. Таким образом, вне зависимости от учреждения задача студента на практике - помощь в решении личных проблем испытуемого с учетом его возраста. И именно в этом пространстве будут важны те практические умения, которые должны быть сформированы у студента-психолога, как-то: коммуникативные, проектировочно-прогнос-тические, организаторские, диагностические, исследовательские умения.

Для иллюстрации данного положения рассмотрим следующий пример задания на практику. Предположим, что задача студента на практике -сформировать модель деятельности в начальной школе по основным видам работ (определение готовности к школьному обучению, изучение и содействие адаптации первоклассников в школе). [6, с.79] Решение студентами на практике личностно-значимых задач как медаль имеет две стороны: первая - студент мотивирован на решение данной задачи, вторая - это отражение собственных проблем на клиенте. Чаще всего личностно-значимые задачи, решаемые студентом на практике, -это либо то, что уже им решено, либо то, что волнует и беспокоит их самих, исходя из этого, задача преподавателя следить, чтобы не произошла подмена проблемы клиента на проблему студента. Первоначально поставленная задача сформированности модели работы психолога в начальной школе будет решена не тем, что на бумаге будут отражены основные виды работы психолога данного учреждения образования, а лишь в том случае если сам студент сможет реализоваться в профессиональной деятельности. Задача преподавателя, курирующего студента, не в том, чтобы подробно рассказать о том, каким образом писать отчет и что там указать,

а в психологической поддержке студента и создании таких проблемных задач, которые посильны конкретному студенту, и способствуют его профессиональному и личностному развитию. При этом эффективнее проблемные задачи будут, если они соответствуют ситуации неопределенности, когда сам студент решает, например, с помощью каких психологических методов решить задачу. И в этом выборе проявится уровень теоретических психологических знаний студента и умение применить их на практике. При прохождении практики не только знания и умения студента определяют успешность решения им задач практики, но и его личность, его индивидуальные особенности: ритм деятельности, сформи-рованность профессиональных компетенций, развитость профессионального мышления и рефлексии, наличие эм-патии, коммуникативные способности и т.д. В соответствии со своими индивидуальными особенностями студент-психолог решает поставленную задачу на практике и результативность этого процесса во многом зависит именно от того, насколько методист по практике учитывает особенности конкретного студента при формировании задания. Направляясь в начальную школу, студент-психолог должен учитывать воз-растно-индивидуальные особенности потенциальных клиентов. С приходом в начальную школу у детей осуществляется переход от одной ведущей деятельности к другой: от игры к учебе. Любой ребенок, переходя из одной социальной среды в другую (детский сад -школа), преодолевает определенные барьеры, при этом либо успешно, либо неуспешно, и именно здесь может возникнуть проблема дезадаптации первоклассника. Задача студента, таким

образом, выявить какие составляющие определяют процесс адаптации ребенка, и помочь в преодолении этих трудностей. Если же адаптация проходит успешно, то выявить, что способствовало успешной адаптации первоклассника, а, соответственно, получить новый опыт.

Оценить продуктивность прохождения студентом-психологом производственной практики можно по следующим критериям:

- при анализе отчета по практике преподаватель должен обратить внимание на адекватность подбора диагностических методик и техник работы с детьми, на отзыв психолога о работе данного студента как профессионала;

- при анализе дневника рефлексии преподаватель должен обратить внимание на те трудности, которые возникли у студента при прохождении практики (налаживание контакта, проведение диагностики, интерпретация результатов и т.д.), а также на то, каким способом студент решал поставленные задачи и чего достиг после прохождения практики; кроме того, важны чувства, которые студент испытывал при прохождении практики, именно это дает нам важную информацию об удовлетворенности студента практикой;

- важно, чтобы преподаватель, курирующий студента на практике, присутствовал как супервизор в дни прохождения практики вместе со студентом и смог объективно определить все аспекты профессиональной деятельности студента-психолога;

- возможно, проведение преподавателем диагностики сформированнос-ти профессиональных компетенций у студента до и после прохождения практики как способа объективно оценить результативность практики для конк-

ретного студента и определить уровень его готовности к профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции. Практика как основной этап профессионально-практической подготовки студентов-психологов в связи с изменениями в системе высшего профессионального образования должна преобразоваться в соответствии с запросом общества на специалиста, не столько как человека, просвещенного в области психологии, сколько профессионала, обладающего устойчивыми знаниями и навыками.

Литература:

1. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23117/

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковик, 1999. - 944 с.

3. Отчет о I Всероссийском Фестивале для студентов и молодых специалистов «Зимний Психологический Лагерь Федерации психологов образования России «Общение: теория и практика» // http://www. rospsy.ru/event-3 8

4. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» // http://www. psyj ournals .ru/psy17300. shtml

5. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 2(19). - с. 28-32.

6. Чуменко Е.В. Психологическая 7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Эти-

практика в школе // Вестник практической мологический словарь русского языка. -

психологии образования. - 2006. - № 3(8). - М., Прозерпина, 1994. - 400с. с. 77-84.

ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Г. Голышев

На основе анализа региональных систем профессионального образования определены факторы, обуславливающие необходимость их инновационных изменений. Сформулированы общие тенденции инновационного преобразования профессиональной школы, свойственные большинству российских регионов. Анализ общих и специфических тенденций инновационных изменений в региональных системах профессионального образования позволил установить основные принципы, на которых базируются данные процессы: принцип проектирования, принцип открытости и общественного участия, принцип субсидиарности, принцип устойчивости, принцип креативности.

Ключевые слова: профессиональное образование, регионализация образования, инновационное развитие, педагогические принципы

Principles and tendencies of innovation changes in regional professional education systems. The analysis of regional professional education systems has defined the factors stipulating the need in their innovation changes. General tendencies of professional school innovation reforms, which are characteristic for the majority of Russian regions, have been formulated. The analysis of general and specific tendencies of innovation changes in regional professional education systems has made it possible to define the main principles, upon which the mentioned processes are based. These principles are projecting principle, openness and public participation principal, subsidiary principle, steadiness principle, creativity principle. Quantitative and qualitative indicators of innovation development of regional professional education systems have been offered.

Key words: professional education, regionalization of education, innovation development, pedagogical principles.

Переход к инновационной экономике изменяет роль профессиональной школы, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческо-

го капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.