Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивационных установок к практической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»'

Особенности формирования мотивационных установок к практической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CLINICAL PSYCHOLOGY / STUDENTS / PRACTICAL TRAINING / MOTIVATIONAL ATTITUDES / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PHYSIOLOGICAL STATUS / MENTAL STRESS / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермянин С.В., Капитанаки В.Е., Скороход А.С.

Изучены особенности профессиональной мотивации студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология». Показано, что мотивационные установки являются величиной динамичной. Снижение профессиональной мотивации у студентов проявляется преимущественно в ситуации смены модели обучения: переход от учебной к практической деятельности в преддверии и на начальных этапах прохождения практик, а также в ситуации необходимости выбора направления дальнейшей профессиональной деятельности, и связано с транзиторным повышенным уровнем нервно-психического напряжения. Мероприятия по формированию, сохранению и поддержанию мотивационных установок студентов необходимо осуществлять с начального этапа обучения будущих специалистов в области клинической психологии. Формирование мотивации студентов к профессиональной деятельности в качестве клинического психолога следует строить поэтапно, с учетом возрастных особенностей и особенностей учебной программы, знаний и навыков студентов. Представленные данные позволяют оценить наиболее часто встречающиеся причины снижения мотивационных установок студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», и необходимые профилактические и коррекционные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермянин С.В., Капитанаки В.Е., Скороход А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of professional motivation of students enrolled in the specialty "Clinical psychology". It is shown that motivational attitudes are dynamic value. The decrease in professional motivation of students occurs mainly in a situation of change model of learning: the transition from the academic to the practical activities prior to and during the initial stages of practice, but also in situation the need to select areas for further professional activity and is associated with transient high level of neuropsychic tension. Development activities, the preservation and maintenance of motivational attitudes of students necessary to implement the initial stage of training of future specialists in the field of clinical psychology. Formation of motivation of students to professional activity as a clinical psychologist should be built in stages, taking into account age peculiarities and characteristics of the curriculum, knowledge and skills of students. Presented data allow to evaluate the most common reasons for the decrease in motivational attitudes of students enrolled in the specialty "Clinical psychology", and the necessary preventive and corrective measures.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивационных установок к практической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»»

УДК 159.97 : 616.89 : 378

С. В. Чермянин, В. Е. Капитанаки, А. С. Скороход

Особенности формирования мотивационных установок к практической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Изучены особенности профессиональной мотивации студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология». Показано, что мотиваци-онные установки являются величиной динамичной. Снижение профессиональной мотивации у студентов проявляется преимущественно в ситуации смены модели обучения: переход от учебной к практической деятельности в преддверии и на начальных этапах прохождения практик, а также в ситуации необходимости выбора направления дальнейшей профессиональной деятельности, и связано с транзиторным повышенным уровнем нервно-психического напряжения.

Мероприятия по формированию, сохранению и поддержанию мотивационных установок студентов необходимо осуществлять с начального этапа обучения будущих специалистов в области клинической психологии. Формирование мотивации студентов к профессиональной деятельности в качестве клинического психолога следует строить поэтапно, с учетом возрастных особенностей и особенностей учебной программы, знаний и навыков студентов.

Представленные данные позволяют оценить наиболее часто встречающиеся причины снижения мотивационных установок студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», и необходимые профилактические и коррекционные мероприятия.

Peculiarities of professional motivation of students enrolled in the specialty "Clinical psychology". It is shown that motivational attitudes are dynamic value. The decrease in professional motivation of students occurs mainly in a situation of change model of learning: the transition from the academic to the practical activities prior to and during the initial stages of practice, but also in situation the need to select areas for further professional activity and is associated with transient high level of neuropsychic tension.

Development activities, the preservation and maintenance of motivational attitudes of students necessary to implement the initial stage of training of future specialists in the field of clinical psychology. Formation of motivation of students to professional activity as a clinical psychologist should be built in stages, taking into account age peculiarities and characteristics of the curriculum, knowledge and skills of students.

Presented data allow to evaluate the most common reasons for the decrease in motivational attitudes of students enrolled in the specialty "Clinical psychology", and the necessary preventive and corrective measures.

Ключевые слова: клиническая психология, студенты, производственные практики, мотивационные установки, система психолого-педагогического сопровождения, психофизиологическое состояние, нервно-психическое напряжение, профилактические мероприятия.

© Чермянин С. В., Капитанаки В. Е., Скороход А. С., 2016

158

Key words: clinical psychology, students, practical training, motivational attitudes, the system of psychological and pedagogical support, physiological status, mental stress, preventive measures.

На современном этапе развития отечественного высшего образования процесс подготовки выпускников образовательных учреждений основывается прежде всего на положениях компетентностного подхода. Данный подход предполагает не только и не столько развитие профессиональных знаний умений и навыков, сколько формирование системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах [2]. Следовательно, приоритетной задачей образовательного процесса в вузе является подготовка выпускника, способного самостоятельно приобретать знания и регулировать собственную образовательную и впоследствии практическую деятельность.

Успешность реализации задач компетентностного подхода во многом зависит от профессиональной мотивации обучающихся, под которой понимается действие конкретных побуждений, обусловливающих выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [1] .

Таким образом, формирование профессиональной мотивации, определяющей успешность и эффективность обучения в вузе, является одной из задач психолого-педагогического сопровождения, создающего эффективную для адаптации к учебной деятельности среду и благоприятные условия для становления профессионала в вузе [3; 4; 6].

В процессе обучения в вузе у студентов, обучающихся помогающим профессиям, зачастую формируются отдельные признаки дезадаптации, проявляющиеся снижением, вплоть до полной потери, мотивации к обучению и дальнейшей деятельности [5; 7; 9].

С целью динамического мониторинга личностных особенностей и мотивационных установок студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», с 2010 по 2016 гг. проведено психодиагностическое исследование, в котором приняли участие 214 студентов I-VI курсов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» в возрасте от 17 до 23-х лет.

Проведенные исследования свидетельствуют, что трудности обучения, обуславливающие снижение мотивации, возникают не только на начальном этапе обучения, когда первокурсники активно адаптируются к особенностям и новым требованиям учебной деятельности в вузе. Они возможны и на других этапах обучения в вузе. Например, у части студентов III курсов, особенно после первой про-

изводственной практики, отмечается некоторое разочарование в профессии, потеря интереса к учебе и закономерное снижение профессиональной мотивации.

Снижение уровня профессиональной мотивации у студентов III курса в основном носит ситуативный характер. В период подготовки к первой производственной практике, осуществляемой преимущественно в медицинских учреждениях психиатрического и психосоматического профиля, у большинства студентов III курса, согласно результатам опроса и психодиагностического обследования, отмечается ухудшение функционального состояния, вызванное ожиданием практики. Представления третьекурсников о предстоящем взаимодействии с пациентами и врачебно-сестринским персоналом вызывают опасения и тревогу у большинства третьекурсников, принявших участие в обследовании. Так, в ходе опроса, проводимого в преддверии практики, установлено, что 70 % студентов III курса отмечали наличие отдельных признаков нервно-психического напряжения и недостаточную, по их мнению, сформи-рованность навыков профессионального взаимодействия с пациентами лечебных учреждений.

Фрустрирующие ожидания от предстоящего взаимодействия с пациентами и врачебно-сестринским персоналом, необходимость адаптироваться в новом для обучающегося медицинском коллективе, представления о реализации задач практики и возможных трудностях провоцируют у студентов III курса редукцию профессиональных интересов, обесценивание деятельности клинического психолога и снижение значимости профессиональных компетенций. Необходимо отметить, что профессиональные интересы большинства третьекурсников в большей степени ситуативны и, скорее, связаны с тематикой предметов, изучаемых в текущем семестре, чем являются следствием осознанного профессионального выбора. Поэтому выбор баз практики осуществляется студентами преимущественно в соответствии с собственными интересами, без учета специфики контингента, с которым предстоит работать на практике. Зачастую студенты не идентифицируют деятельность в рамках производственной практики с будущей профессиональной деятельностью, а ведущим мотивом выбора места практики является мотив «испытать» себя в этой роли. Следовательно, мотиваци-онные установки к практической деятельности студентов III курса в большей степени определяются ожиданиями от предстоящей практики, а не степенью сформированности их профессиональных компетенций.

Студенты IV курса в преддверии практики более адаптированы к переходу на новую, практически направленную модель обучения. У них, с учетом уже имеющегося опыта, отсутствуют трудности с

планированием и структурированием собственной практической деятельности. Однако сохраняются страхи, связанные с предстоящим профессиональным взаимодействием с пациентами и врачебно-сестринским персоналом. Тем не менее, в отличие от студентов III курса, их в большей степени тревожит возможное несоответствие требованиям, предъявляемым к клиническому психологу, и недостаточная сформированность профессиональных компетенций. Ревизия собственных личностных качеств и степени сформированности практических навыков и теоретико-методологической подготовки приводит у студентов IV курса к снижению самооценки, что сказывается на уровне мотивации к профессиональной деятельности. Примечательно, что студенты IV курса стараются выбирать более «простые» базы практики, практически не ориентируясь на собственные интересы. Основным мотивом для выбора практики является максимальное исключение вероятности демонстрации профессиональной некомпетентности. Следовательно, мотиваци-онные установки студентов четвертого курса в большей степени зависят от их субъективной оценки сформированности профессиональных компетенций и экспертных оценок.

Обращения к руководителю практики содержат преимущественно вопросы, касательные способов осуществления профессиональной деятельности и собственного соответствия требованиям, предъявляемым к клиническому психологу, что указывает на необходимость проведения целенаправленной супервизии в отношении студентов IV курса.

На завершающем этапе обучения в вузе (V-VI курсы) актуальным становятся сопоставление желаемого и достигнутого уровней профессиональных компетенций, а также самостоятельное определение дальнейшего профессионального пути. Зачастую результаты такого рефлексивного анализа также приводят к обращению за психологической помощью [8; 9].

Студенты V курсов, с одной стороны, ассоциируют практику с началом профессиональной деятельности, с другой стороны - практика являет собой возможность получения базы данных, которые будут положены в основу ВКР. Поэтому место прохождения практики они выбирают в соответствии с собственными практическими и/или научными интересами.

В любом случае их отношение к практике характеризуется не учебной, а именно профессиональной направленностью. Они так же, как и респонденты IV курса, ориентированы на положительную оценку их деятельности, но готовы принимать активное участие в лечебном процессе, проявлять инициативу и отстаивать собственные профессиональные позиции.

У студентов V курса наблюдается снижение мотивационных установок только в ситуации отсутствия профессионального самоопределения. Студенты, имеющие более четкие представления о направлении и месте будущей деятельности в качестве клинического психолога (после окончания вуза), не манифестируют снижение мотивации к практической деятельности. В то же время у студентов, не имеющих четких профессиональных представлений и планов, наблюдается снижение мотивации и разочарование в собственном профессиональном выборе.

В ходе проведенного исследования установлено, что в процессе всего обучения в целом у студентов отмечена устойчивая мотивация к обучению и интерес к деятельности клинического психолога в различных сферах народного хозяйства. В частности, анализ результатов, полученных при использовании авторской анкеты «Профессиональная направленность», предназначенной для изучения мотивации к обучению по специальности, наличие интереса к данной специальности в процессе обучения и желания после окончания образовательного учреждения работать непосредственно по специальности и др., показал следующее (рис. 1). Обнаружено, что мотивация к обучению по специальности и наличие к ней интереса имеет достоверный рост на протяжении всего периода обучения студентов (3,37±0,3; 3,22±0,3; 3,67±0,3; 3,73±0,2; 4,31±0,2 соответственно по пятибалльной системе оценок). Такая же динамика выявлена и в отношении желания студентов после окончания образовательного учреждения работать в качестве клинического психолога (2,2±0,2; 3,00±0,3; 3,36±0,2; 3,67±0,2; 3,98±0,2 соответственно).

Рис. 1. 1 ряд. Интерес к обучению по специальности «Клиническая психология» 2 ряд. Желание после окончания вуза работать клиническим психологом

Одновременно, на основании проведенного анализа получены данные о профессиональном предпочтении студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» на разных этапах обучения. Так, студенты III, IV, V курсов после завершения обучения планируют свое дальнейшее трудоустройство в учреждениях здравоохранения (82,4 %; 44,4 %; 36,8 % соответственно) и психологических подразделениях «силовых» структур (5,9 %; 16,7 %; 31,6 % соответственно). В то же время студенты I и II курсов, не имевшие опыта прохождения производственных практик, (91 %; 77 % соответственно) ориентированы на профессиональную деятельность в сфере образования, которая им хорошо знакома (рис. 2).

Полученные данные о динамике мотивационных установок в отношении практической деятельности свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального становления будущих клинических психологов в ходе образовательного процесса.

Рис. 2. Представления студентов о своей будущей работе в качестве клинического психолога в различных отраслях народного хозяйства

в процентном соотношении (%)

С целью оптимизации системы психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», в ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» (факультет психологии) течение 2010-2015 гг. был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленных на формирование мотивационных установок к

практической деятельности и развитие профессиональных качеств будущих клинических психологов. Данный комплекс содержит следующие этапы:

• динамический психологический мониторинг (изучение личностных особенностей и мотивационных установок студентов на различных этапах обучения);

• коррекцию психоэмоционального состояния студентов, испытывающих трудности профессионального обучения и манифестирующих снижение профессиональной направленности;

• актуализацию мотивационных установок к практической деятельности будущих специалистов путём проведения психологических тренингов и психолого-педагогических занятий, направленных на сохранение и повышение мотивационных установок к дальнейшей профессиональной деятельности в качестве специалиста по избранной профессии и развитие необходимых для успешной профессиональной деятельности личностных свойств и психологических качеств [8].

В качестве методологического инструментария в процессе вузовской подготовки к учебной, производственной и научно-исследовательской и квалификационной практике студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» преподавателями применялся разработанный авторами психолого-педагогический тренинг.

На начальном этапе обучения студентов при условии создания психологической атмосферы доверия и безопасности, в которой каждый обучающийся имеет возможность получения безоценочной обратной связи, применялся:

• на первом этапе - тренинг когнитивных навыков, повышения мотивации с формированием личной значимости будущей профессии, коммуникативной компетентности, толерантности и эмпатии,

• на втором этапе - тренинг сенситивности и устойчивости к тревоге, креативности мышления, профессиональной направленности;

• на третьем этапе - тренинг принятия решений, уверенного поведения, эмпатии и коммуникабельности, способности к саморегуляции [1; 4; 7; 9; 10].

Применение данного тренинга позволило оптимизировать программу психолого-педагогического сопровождения формирования у студентов профессиональных компетенций по специальности «Клиническая психология» и мотивационных установок относительно будущей профессиональной деятельности.

Студенты, проходящие практику и предполагающие работать в медицинских учреждениях, в большей степени ориентировались на широкий репертуар психологической приемлемости, ролевой репертуар, сенситивность при общении с проблемными (агрессивными) клиентами, умение рассматривать стрессовые ситуации в качестве отправных точек личностного развития и роста.

Для студентов, проходящих практику и предполагающих работать в психологических подразделениях «силовых», акцент ставился на способности к эмоциональной саморегуляции в условиях стресса, дефицита времени и информации. В качестве основного приоритета формировалась установка на оказание психологической помощи лицам, пережившим ситуации реальной витальной угрозы, а также специалистам, привлекавшимся к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Помимо проведения тренинговых занятий, достаточно эффективными в плане сохранения и поддержания профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», показали себя и другие психологические и воспитательные мероприятия (таблица).

Таблица

Психологические и воспитательные мероприятия, направленные на сохранение и поддержание профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Основные этапы Мероприятия по формированию профессиональной мотивации студентов

1 этап (I-II курсы) Учебная (ознакомительная практика) в условиях образовательного учреждения. Беседы, направленные на понимание студентами общественной и личной значимости деятельности клинического психолога лечебных учреждений МЗ РФ и психологических подразделений «силовых» структур России

Экскурсии в музеи города и музеи образовательных учреждений с целью изучения материала об исторических личностях, внесших наибольший вклад в развитие клинической психологии

Посещение лечебных учреждений МЗ РФ и других ведомств с целью знакомства с рабочими местами и особенностями профессиональной деятельности клинических психологов

Индивидуальные беседы со студентами, у которых отмечена неустойчивая профессиональная мотивация на обучение профессии клинического психолога

Встречи с выпускниками вуза, работающими в качестве клинических психологов в учреждениях различных министерств и ведомств

2 этап (III курс) Ознакомительные беседы со студентами об особенностях прохождения производственной практики в различных учреждениях и ведомствах.

Осуществление консультационных мероприятий с целью выбора баз практики с учетом личностных свойств и психологических качеств студентов

Прохождение студентами производственной практики в условиях лечебных учреждений под непосредственной курацией клинических психологов - выпускников вуза и ППС кафедры

Супервизии студентов с участием ППС кафедры и клинических психологов лечебных учреждений с целью разбора тактики общения с пациентами лечебных учреждений, сбора анамнеза, особенностях проведения психодиагностического обследования и интерпретации полученных данных

Участие в работе научно-практических конференций молодых ученых с представлением докладов по результатам производственной практики

3 этап (IV-V курсы) Прохождение квалификационных и научно-исследовательских практик в лечебных учреждениях под курацией ППС кафедры

Супервизии студентов с целью разбора тактик психокоррекцион-ных мероприятий больных с участием ППС кафедры и ведущих специалистов в области клинической психологии

Встречи с выпускниками вуза, работающими в качестве клинических психологов, с целью передачи опыта об особенностях начального этапа профессиональной деятельности в лечебных учреждениях

Проведение мастер-классов с привлечением клинических психологов с целью ознакомления студентов с новыми и перспективными методами психологической коррекции пациентов, применяемыми в лечебных учреждениях

Участие в работе научно-студенческого общества образовательного учреждения с целью выполнения научных исследований и выступлений с докладами на научно-практических конференциях разного уровня

Таким образом, в ходе проведенных многолетних исследований были получены следующие выводы:

Мониторинг психологического состояния студентов показал, что снижение профессиональной мотивации у студентов проявляется преимущественно в ситуации смены модели обучения: переход от учебной к практической деятельности в преддверии и на начальных этапах прохождения практик, а также и в ситуации необходимости выбора направления дальнейшей профессиональной деятельности и связан с транзиторным повышенным уровнем нервно-психического напряжения.

Мероприятия по сохранению и поддержанию мотивационных установок студентов необходимо осуществлять с начального этапа обучения будущих специалистов в области клинической психологии. Формирование мотивации студентов к профессиональной деятельности в качестве клинического психолога следует строить поэтапно, с учетом возрастных особенностей и особенностей учебной программы, знаний и навыков студентов.

В ходе психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» для сохранения и поддержания мотивационных установок в ходе образовательного и воспитательного процесса целесообразно использовать комплекс тренинговых программ и психодиагностических мероприятий, направленных на формирование необходимых профессиональных компетенций, которые определяют успешность профессиональной деятельности клинического психолога.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 424 с.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. -№ 11. - С. 8-9. [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obra-zovanii-k-08Уоеп1уи-котре1еп1по81подо-роЬЬоЬа (дата обращения: 17.06.2016).

3. Маклаков А. Г. Совершенствование систем психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации // Психология XXI века: материалы X междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 8-12.

4. Пьянкова Е. Н. Социально-психологическая адаптация студентов естественнонаучного профиля обучения регионального вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 19 с.

5. Рыбников В.Ю., Булыгина В.Г. Динамика представлений о профессиональных компетенциях у специалистов, осуществляющих лечебно-реабилитационную деятельность в психиатрическом стационаре // Вестн. психотерапии. - 2015. - №56 (61). - С. 37-49.

6. Сидорова А. А. Развитие адаптационного потенциала личности в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2012. - 24 с.

7. Чермянин С.В. Особенности психологического состояния студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», во время первой производственной практики // Вестн. Российской воен.-мед. академии. - 2013. -4 (44). - С. 159-162.

8. Чермянин С. В. Корзунин В.А. и др. Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов вуза, обучающихся по специальности «Клиническая психология» // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2015. - № 1. Т.5 Психология. - С. 65-78.

9. Чернышова Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения клинических психологов в вузе // Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. -Самара, 2011. - С. 792-800.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.