Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации к условиям обучения в вузе'

Психолого-педагогическое сопровождение субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT ADAPTATION / PSYCHO-EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощеченко Ирина Петровна

В статье рассматриваются вопросы психологии профессионального становления будущих психологов в период обучения в вузе на его начальных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощеченко Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the psychology of professional development of psychologists in the period of study at the university in its initial stages.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации к условиям обучения в вузе»

В ассоциациях на политические понятия у испытуемых с большим боевым опытом преобладают профессиональные военно-патриотические образы, тогда как у испытуемых из первой группы присутствуют преимущественно гражданские и нравственные.

Наличие большого боевого опыта ведет к тому, что респонденты проявляют больший коллективизм и привязанность

к группе, в то время как испытуемые с низкой интенсивностью опыта больше тяготеют к индивидуализму.

Литература

1. Гаджиев К.С. Политическая культура и политическое сознание / / Политическая культура: теория и национальные модели / отв. ред. К.С. Гаджиев. — М., 1994. — С. 8-25.

2. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность // Полис. 1995. — № 4. С. 86-98.

психолого-педагогическое сопровождение

субъектно-прошессионального становления будущих психологов

на этапе адаптации к условиям обучения в вузе

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы психологии профессионального становления будущих психологов в период обучения в вузе на его начальных этапах.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение адаптация, психоэмоциональные состояния. Abstract: This article discusses the psychology of professional development of psychologists in the period of study at the university in its initial stages. Key words: psycho-pedagogical support adaptation, psycho-emotional state.

Поступление в вуз, вхождение студента-первокурсника в новые социальные условия, усвоение новых требований к организации жизни и учебно-профессиональной деятельности составляют сущность процесса социально-психологической адаптации вчерашнего

И. П. Краснощеченко

школьника в вышем учебном заведении. Он сталкивается с непривычными условиями организации учебного процесса, новыми формами учебной деятельности, учебными предметами и предъявляемыми требованиями. Первокурсники осваивают социальную роль студента, предполагающую относительно большую свободу от старших и необходимость самоорганизации.

Основные трудности, с которыми встречаются студенты-первокурсники, прежде всего проявляются в подсистемах «студент — учебная деятельность», «студент — учебная группа», «студент — преподаватели», «студент — организация жизнедеятельности» и касаются взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями; организации и режима учебы, самостоятельной работы, досуга студента, посещения академических занятий, своевременной подготов-

ки к ним и участия в них, приспособления к новым бытовым условиям и социальной среде.

Вхождение в новую социальную ситуацию, как правило, характеризуется переживанием психоэмоциональных состояний — напряжения, тревожности, неуверенности, одиночества. Процесс адаптации обычно продолжается от трех до шести месяцев (в зависимости от индивидуальных особенностей молодых людей) с момента начала учебного года, первокурсники постепенно привыкают к новому социуму и интегрируются в него. Однако возможен и негативный сценарий — некоторые студенты не справляются с испытаниями данного периода, требованиями учебного процесса, слабо интегрируются в студенческую группу, что в последующем обусловливает разочарование в получении образования, низкую мотивацию профессионального развития, социальную дезадаптирован-ность и уход в деструктивность.

На факультете психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского выстроена система психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, цель которой — создание условий для успешного профессионального становления будущих психологов с первых дней обучения в вузе [1]. Сопровождение адаптации первокурсников призвано способствовать их успешному вхождению в новый социум — студенческую общность с соответствующими ей ценностями и нормами, идентификации с членами учебно-профессионального сообщества — факультета, освоению нового социального статуса, усвоению принятых в данном социуме ценностей, норм поведения, взаимоотношений и

выполнения учебно-профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется реализацией комплекса форм работы по адаптации первокурсников в первом семестре обучения и проведением мониторинга личностных изменений студентов в этот период (в рамках мониторинга отслеживаются преобладающие эмоционально- психические состояния, самооценка, мотивация учебной деятельности, освоение профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями обучения, взаимоотношениями с преподавателями, куратором, однокурсниками, студентами старших курсов). В соответствии с полученными результатами совершенствуются технологии в рамках программы адаптации, корректируется индивидуальная работа с первокурсниками.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе является частью управляемой образовательной системы, обеспечиваемой совокупностью организационных форм и технологий как в общеуниверситетском масштабе, так и на уровне факультета (рис. 1), большинство из которых являются авторскими разработками коллектива преподавателей.

Представим более подробно некоторые авторские технологии.

Тренинг успешного студенчества проводится с первокурсниками в первые дни учебного года (используются часы психологического практикума Государственного образовательного стандарта специальности), имеет целью введение студентов в учебную подгруппу, предстоящую учебно-профессиональную деятельность, а также в культуру фа-

Рис. 1. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников

Технологии, используемые в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первокурсников

Аудиторные формы работы:

• Тренинг успешного студенчества

• Деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога»

• Адаптивный курс, включающий в себя тренинг «Экзамениада»

Внеаудиторные формы работы:

• Посвящение в студенты

• Лагерь успешного студенчества

• Кураторские часы

• Встречи

в «Интеллектуальной гостиной» с выпускниками, интересными людьми города

Дополнительные формы работы:

• Индивидуальные психологические консультации

• Общественно-полезный труд

• Работа

с родителями

(родительское

собрание,

консультации — в т. ч. по телефону

культета и университета. Включение в эмоционально значимую совместную деятельность, организуемую в ходе трехдневного 18-часового тренинга, способствует быстрому знакомству студентов друг с другом, их взаимному познанию и сплочению в группе. В процессе тренинга решаются задачи нормирования студентов путем знакомства с принятыми на факультете ценностями, правилами поведения и взаимоотношений. Название тренинга включает в себя понятие «успешность», что обусловливает целенаправленность на формирование у первокурсников установки на успех в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности в вузе, что в дальнейшем получает преемственное развитие в процессе вузовского обучения.

Эффективность тренинга задается комплексом условий: численность тре-нинговой группы 12-14 человек, работа преподавателей-тренеров по единой программе, устанавливающей примерный ход групповой работы и допускающей ее определенную вариативность в учетом специфики групповой динамики; организация взаимоотношений на основе гуманистических ценностей, принятых на факультете: уважения к человеку, ответственности, личностного роста, профессионального становления, самоактуализации и т. д.

Программа тренинга успешного студенчества выстроена таким образом, что каждый день ориентирован на определенные достижения: так, цель первого дня работы заключается в том, чтобы его участники смогли познакомиться друг с

другом, выявить сходство и различия в интересах, мотивах выбора профессии; во второй день — дальнейшее развитие групповой динамики, сплочение группы, закладываются основы групповой идентичности; третий — конкретизация в сознании студентов образа факультета и будущей профессии, а также видения себя в ней.

Достижению поставленных целей и задач тренинга способствует использование различных методических форм и приемов (задания, упражнения, выполняемые в диадах, триадах и т. д., а также всей группой). В течение трех дней неукоснительно утверждаются принципы работы тренинговой группы: «здесь и теперь», персонификация высказывания; акцентирование языка чувств; активность; доверительность; конфиденциальность, следование которым позволяет формировать основы профессиональной культуры, нормы уважительных взаимоотношений. Содержание тренинга дополняется небольшими домашними заданиями: например, участники должны подготовить презентацию, помогающую представить их увлечения, раскрыть личностные качества. Тренинговые упражнения перемежаются дискуссиями на темы «Почему я пришел на факультет психологии», «За что я уже успел полюбить факультет психологии?, «Я стану успешным студентом, потому что...» и др.

Разнообразная программа тренинга знакомит первокурсников с принципами поведения студентов факультета психологии, историей университета и факультета, сотрудниками деканата и ведущими преподавателями факультета и таким образом вводит их в культу-

ру образовательного пространства факультета.

Развитию профессионального самосознания первокурсников способствует ежедневное подведение итогов, которое проводится кратко (участники продолжают фразу: «Главное, что я узнал на сегодняшнем тренинге.» и в полном варианте (каждый член тренинговой группы рассказывает о своих ощущениях, переживаниях и мыслях по поводу прожитого дня).

Результаты тренинга успешного студенчества как формы сопровождения адаптации первокурсников проявляются в том, что практически все его участники за время тренинга преодолевают тревожность, неуверенность, типичные для личности эмоциональные состояния при вхождении в новую социальную общность. Многолетние наблюдения показывают, что характерной особенностью учебных подгрупп факультета психологии уже с первых учебных дней становятся благоприятный социально-психологический климат, сплоченность, взаимная поддержка студентов, а это необходимое условие для дальнейшего субъектно-профессионального становления психолога в образовательном пространстве вуза.

Из аудиторных форм психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов заслуживает внимания адаптивный курс, включающий в себя тренинг учебных умений и тренинг «Экзамениада», проведение которых осуществляется в рамках аудиторных часов вариативного блока ОПД.

Необходимость введения специальных технологий работы с первокурсни-

ками обусловлена высокими требованиями к самостоятельной работе студентов, их умениям работать с научной литературой, конспектировать лекции и источники, готовиться для выступления перед группой. Однако опыт работы показывает, что уровень сформирован-ности данных учебных умений у некоторых современных первокурсников недостаточен для успешного овладения учебной программой. На решение данной проблемы направлена серия тренингов учебных умений, в проведении которых принимают участие не только преподаватели-кураторы, но и студенты-старшекурсники. Ценность участия в них пятикурсников заключается в том, что в данной работе они проявляют себя как субъекты профессиональной деятельности, представляющие собой пример успешности для первокурсников, при этом участие старшекурсников в проведении такой работы совместно с кураторами предоставляет им возможность приобретения опыта практической работы.

Цель тренингов: развитие и совершенствование учебных умений, необходимых для успешного включения в учебную деятельность студентов-первокурсников, и профилактика их академического отставания в учебно-профессиональной деятельности. В задачи тренинга учебных умений входит развитие ассоциативной и логической памяти, аналитического мышления; развитие когнитивных умений структурирования текста, систематизации материала, анализа текста и выделения основных идей, формулирования ключевых понятий; анализа и обобщения изучаемого материала, составления плана-конспекта и т. д., формирование умения публичных выступлений;

формирование умения работать в группе: участвовать в дискуссии, развивать, дополнять высказанные мысли и оппонировать выступающим.

Включениетренинга «Экзамениада», также реализуемого в рамках адаптивного курса, обусловлено традиционно высоким уровнем экзаменационного стресса, переживаемого первокурсниками во время экзаменационной сессии по окончании 1-го семестра. Содержание данного тренинга направлено

на преодоление высокой степени боязни и страха предстоящих испытаний, негативно влияющих на мышление и поведение студентов во время экзаменационных испытаний.

Программой тренинга «Экзамениа-да» предусматривается:

1) знакомство, отработка и закрепление приемов эффективной подготовки к сессии первокурсников;

2) создание условий для осознания первокурсниками собственных негативных переживаний, связанных с сессией, осмысление их причин и условий преодоления;

3) формирование психологической готовности к успешному преодолению испытаний и развитие умений эффективного поведения в процессе сдачи экзаменов.

Следующей эффективной аудиторной формой, используемой в системе психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психологов на этапе адаптации первокурсников, является деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога», традиционно организуемая как итоговое занятие по курсу «Введение в профессию "психолог"».

Под деловыми играми понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой и другой) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека [ 2].

Учебная деловая игра задает в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, позволяет проигрывать возможные варианты поведения, принятие решений, предполагаемые конфликты. Применение деловых игр представляет собой реализацию контекстного обучения, которое, как отмечал А. А. Вербицкий, есть «обучение, в котором с помощью различных дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Усвоение абстрактных знаний в данном случае с самого начала «наложено на канву» этой деятельности, при этом осуществляется последовательное,систематическое приближение студента к будущей профессии» [ 3].

Используемая на этапе адаптации студентов-психологов игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» по своему характеру организационно-мыслительная деловая игра. Ее проведение направлено на формирование в сознании студентов образа профессиональной деятельности и личности психолога, наполнение личностным смыслом представлений студентов-первокурсников о получаемой профессии не только на период адаптации, но и на весь период обучения в вузе. Процесс подготовки и проведения игры направлен, с одной стороны, на систематиза-

цию представлений студентов о профессии психолога, сформированных в ходе изучения курса «Введение в профессию «Психолог», а с другой — решает следующие задачи:

1)формирование личностно-значимых представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от специализации(психология управления, юридическая психология, экономическая психология, психология здоровья);

2) усиление мотивации личностно-профессионального развития студентов на предстоящий период обучения и постановка конкретных задач для себя;

3) развитие опыта группового взаимодействия при решении интеллектуально-практических задач;

4) обобщение и систематизация знаний и представлений по курсу «Введение в специальность «психолог».

Такой подход к организации деловой игры позволяет обеспечивать преемственность форм психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психолога.

Признавая деловую игру как действенный метод интерактивного обучения студентов, их профессионального становления, следует обозначить условия, при соблюдении которых данная форма психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов будет эффективной:

• заблаговременная подготовка к игре: привлечение студентов-пятикурсников, наиболее успешных и результативных в учебно-профессиональной деятельности и выразивших желание участвовать в игре,

в качестве консультантов на этапе подготовки: планирование игры, обсуждение ключевых моментов подготовки и проведения;

• включение первокурсников в подготовку к деловой игре: распределение потока студентов первого курса по группам на основании их выбора специализации, выдача задания для подготовки к игре;

• взаимодействие студентов-первокурсников, преподавателей, студентов-старшекурсников на этапах подготовки — (в ходе консультаций перед игрой); проверка готовности участников;

• реализация контекстного подхода и принципа погружения при проведении игры позволяет обеспечить когнитивно-эмоциональное вовлечение студентов в процесс разработки моделей профессиональной деятельности психолога определенной специализации;

• организация деятельности первокурсников в малых группах обеспечивает их включение в коллективный мыс-летворческой процесс;

• реализация мыслетворческой деятельности в процессе игры деятельности в малых группах и в совместной — всего потока студентов-первокурсников создает эффект синергии, проявляющийся в достижении целей игры.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность деловой игры в качестве формы психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психолога, является ее четкая организация, начинающаяся с определения этапов, постановки задач и определения содержания на каждом этапе.

Первый этап (подготовительный) связан с подготовкой к игре, самостоятельной работе студентов по изучению литературы, характеризующей специфику деятельности психолога, и обсуждением особенности профессии психолога со студентами-консультантами.

Основной этап — проведение игры, занимает 3 академические пары в течение учебного дня. Это время распределяется на обсуждение поставленных вопросов-заданий-туров в малых группах (по 9-12 человек), соответствующих специализациям на факультете («Психология управления», «Психология здоровья», «Экономическая психология» и «Юридическая психология»), представление и обсуждение подготовленных группами докладов (с обязательной иллюстрацией ключевых идей на плакатах) в аудитории для всего состава участников игры.

Основной этап начинается со сбора всех участников игры с уточнением целей игры, задания предстоящего этапа, представления игротехников и включает туры: «Самоопределение участников в игре и обсуждение вопросов о том, чем занимается, какие задачи решает психолог соответствующей специализации, то есть определение содержания деятельности психолога соответствующей специализации. Второй тур — определение задач подготовки себя к соответствующей деятельности — ответы на вопросы: «Что надо сделать, чтобы стать психологом? Какие ценности сформировать? Какие качества развить?». Третий тур — завершающий — это творческие презентации фрагментов деятельности психолога, подготовка которых осуществляется группой заранее.

По ходу основного этапа игры проводятся групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне заданий, так и на особенностях взаимодействия участников. Это с одной стороны, позволяет выстраивать групповую работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами, контролировать процесс игры, а с другой — дает возможность участникам уточнять, расширять, углублять понимание специфики профессиональной деятельности психолога, способствует развитию рефлексии как ПВК.

Завершение деловой игры групповой рефлексией, оценка ее всеми субъектами (первокурсниками, пятикурсниками, преподавателями) позволяет студентам-первокурсникам:

• проникнуться идеей миссионности и значимости профессии психолога и профессиональных ценностей в ней;

• осознать многообразие функций, реализуемых психологом в соответствии со специализацией;

• оценить приобретенный собственный опыт участия в групповой мыслет-ворческой деятельности и принятии решений;

• актуализировать мотивацию личностного и профессионального роста.

Написание отчета (домашнее задание) — заключительный этап мероприятия — способствует осознанию его результатов (цель, задачи, содержание, ценности профессиональной деятельности психолога, его ПВК и условия успешной реализации в профессии) и включает в себя разработку студентами целей саморазвития в контексте становления субъектности профессионального психолога.

В системе психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации первокурсников, выстроенной на факультете психологии Калужского госуниверситета имени К.Э. Циолковского, используются не только аудиторные, но и внеаудиторные технологии. Одной из них является «Лагерь успешного студенчества» (ЛУС) — выездное мероприятие, проводящееся на базе загородного оздоровительного лагеря в течение в одного дня по окончании первого учебного месяца.

Молодежные лагеря как воспитательно-образовательная среда широко использовались в дореволюционной и советской педагогике. В условиях либеральных реформ в конце ХХ в. данная форма работы с молодежью была практически утрачена.

Эффективность ЛУС как формы адаптации первокурсников-психологов обусловлена:

• реализацией ценностного подхода;

• созданием интенсивной образовательной среды;

• обеспечением целостного воздействия на личность и получения эмоционально значимого опыта;

• использованием ресурса совместной групповой деятельности;

• закреплением умений группового взаимодействия и сотрудничества;

• преемственностью традиций факультета, обеспечиваемых участием в ЛУСе старшекурсников—лидеров в различных сферах жизнедеятельности факультета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представители актива факультета — студенты старших курсов, успешно заре-

комендовавшие себя в различных видах деятельности (учебной, общественной, научной, творческой и другой), активно участвуют в подготовке и проведении ЛУС для первокурсников.

Цель ЛУСа — обеспечение преемственности социально-психологической адаптации первокурсников к условиям факультета.

Проведение данной формы обеспечивает реализацию следующих задач:

• введение в культуру факультета, ее традиции, нормы, ценности;

• дальнейшее знакомство и сплочение первокурсников со студентами, обучающимися на первом курсе;

• формирование у первокурсников представлений о перспективах субъектно-профессионального становления и установок на самореализацию и достижение успеха в профессиональной, учебной, научной, творческой, спортивной деятельности в образовательном пространстве факультета;

• выявление и формирование студенческого актива из числа первокурсников;

• включение первокурсников в учебно-профессиональное сообщество факультета, выстраивание отношений первокурсников с представителями студенческого актива других курсов факультета (вертикальные отношения).

Поставленные задачи реализуются насыщенной программой, состоящей из следующих этапов:

• торжественное открытие;

• фрагмент веревочного курса, создающий условия для формирования групповой идентичности «Опыт совместного бытия»;

• выполнение групповых заданий — прохождение «станций», отражающих

особенности профессиональной деятельности психолога в рамках профессии и специализаций, существующих на факультете;

• презентации возможностей самореализации студентов в условиях факультета психологии (здесь в полной мере задействован потенциал старшекурсников, которые проводят данные презентации, используя мультимедийные программы, видеозаписи событий из жизни факультета, предлагают первокурсникам творческие задания);

• вечернее мероприятие — популярная на факультете игра «Что? Где? Когда?»;

• неформальное общение при свечах под гитару, завершающее программу первого дня;

• спортивная эстафета на свежем воздухе, которая проводится утром следующего дня;

• закрытие ЛУС (коллективная рефлексия его итогов).

Содержательное, насыщенное событиями и впечатлениями пребывание в ЛУС, включение студентов в различные творчески-развивающие мероприятия закрепляют привлекательность для первокурсников образа «студент факультета психологии», «будущий психолог», обеспечивают приобщение к культуре факультета, его ценностям и традициям, формируют перспективу профессионального становления для каждого студента.

Система сопровождения адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе в последние годы дополнилась новыми формами деятельности — работой с родителями первокурсников (родительские собрания, телефонные контакты, встречи кураторов и преподавателей

с родителями). Применение в высшем учебном заведении форм работы, прежде традиционных только для общеобразовательной школы, обусловлено последствиями минимизации воспитательной функции школьного образования 90-х годов, проявляющимися в тенденциях инфантилизации современной молодежи, слабой сформированности у них чувства ответственности за себя, свои действия и поступки, что негативно сказывается на их отношении к учебе. В этих условиях возникает необходимость в моральной поддержке студента и определенном (хотя бы минимальном) контроле за ним со стороны родителей.

Другой причиной включения в систему психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психологов форм работы по взаимодействию вуза с родителями стало противоречие между обострением потребности молодежи в освобождении от контроля и опеки родителей, но сохранением контролирующего поведения взрослых. Как отмечают В.И. Слободчи-ков и Е.И. Исаев, такого рода противоречия во взаимоотношениях родителей и детей-первокурсников становятся поводом для реакции обособления [4], проявляющейся в обострении и конфликтности межличностных отношений в семье, усугубляющих проблемы, обусловленные адаптацией молодежи к новому социуму.

С целью повышения психологической грамотности родителей студентов-первокурсников на факультете организуются родительские собрания, консультации и встречи родителей с кураторами. Родителей информируют о психологических особенностях юношеского периода, субъективных трудностях, пережи-

ваемых личностью на этапе адаптации, знакомят с особенностями поведения взрослых по отношению к детям, препятствующими установлению взаимопонимания в семье. Такая работа содействует повышению психологической грамотности родителей, проявлению в их отношении к собственным взрослым детям — начинающим студентам — установок на психологическую поддержку на сложном начальном этапе обучения в вузе. Кроме того, вовлечение родителей студентов в конструктивное взаимодействие с преподавателями факультета позволяет дополнить данные проводимого на факультете мониторинга представлений родителей о самочувствии студентов как субъектов образовательного процесса, об их отношении к учебе на факультете, лучше понять индивидуально-психологические особенности студентов.

В качестве критериев успешного прохождения этапа адаптации в нашем исследовании приняты: удовлетворенность учебным процессом, отношениями с однокурсниками, преподавателями; мотивация освоения профессии; мотивация самопознания и развития; осознание конструктивных результатов саморазвития; принятие ценностей учебно-профессионального сообщества; идентификация с факультетом и учебно-профессиональным сообществом; успешная сдача первой сессии, включение во внеаудиторную работу.

Представим отдельные результаты мониторинга субъектно-профессионального становления на этапе адаптации студентов к условиям обучения в вузе.

Большинство первокурсников констатируют свою включенность в учебный процесс (68 %), хотя есть и такие,

Как Вы считаете, полностью ли Вы включились в

учебный процесс

7 1 19 □ Да.

□ Скорее да, чей нет.

^ ...... л □ Трудно сказать.

■ Скорее нет, чем да.

54 □ Нет.

Рис. 2. Самооценка включенности в учебную деятельность первокурсников (слева — результаты октябрьского опроса, справа — результаты опроса, проведенного в конце февраля)

кто уверен в обратном. (Для сравнения представляем результаты среза, выполненного в октябре и в конце февраля, позволяющего оценить положительную динамику адаптации к условиям учебной деятельности студентов.)

По завершении адаптационного этапа тех, кто ощущает свою включенность в учебный процесс, а значит, и более успешен в ней, 73 %, по сравнению с 57 % тех, кто осознает свою включенность, в октябре.

Исследование структуры познавательной мотивации с помощью методики Т.Д. Дубовицкой позволило дифференцировать студентов на группы по выраженности типов мотивации учебной деятельности следующим образом:

Характерно, что среди студентов-первокурсников преобладает группа ребят с высоким уровнем внутренней мотивации (80 %), для 14 % студентов характерен средний уровень внутренней мотивации, что свидетельствует о выраженной познавательной потребности, ориентации на изучение учебных дисциплин, обеспечивающих получение новых знаний и профессионального образования. По данным методики, только 6 % первокурсников имеют внешнюю мотивацию, то есть овладение содержанием учебных дисциплин не является для них самоцелью, а рассматривается как средство достижения других целей. Именно данная группа составляет основу так называемой группы риска.

Таблица 1

Результаты диагностики направленности познавательной мотивации первокурсников

Тип мотивации % выборки

Внешняя мотивация 6

Внутренняя мотивация: низкий уровень 0

Внутренняя мотивация: средний уровень 14

Внутренняя мотивация: высокий уровень 80

Удовлетворены ли Вы вашими отношениями с однокурсниками

□ Да.

□ Сирее да, чей нет.

□ Трудно сказать.

■ Скорее нет, чей да.

□ Нет.

Рис. 3. Самооценка удовлетворенности отношениями с однокурсниками (слева — результаты октябрьского опроса, справа — результаты опроса, проведенного в конце февраля)

Большинство студентов удовлетворены своими отношениями с однокурсниками (62 % — «да», 28 % — «скорее да» в октябре и 46 % — «да», 40 % — «скорее да» — в феврале), и преподавателями (49 %—«да», 33 %—«скорее да» в октябре и 36 %—«да», 50 % — «скорее да» в феврале).

Таким образом, выстроенная на факультете психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского система сопровождения

процесса адаптации первокурсников обеспечивает успешность вхождения новых студентов в учебный процесс, учебную группу и учебно-профессиональное сообщество факультета, способствует формированию высокого уровня внутренней познавательной мотивации учебной деятельности, удовлетворенности взаимоотношениями с преподавателями и однокурсниками, что в целом создает благоприятные условия для дальнейшего субъектно-профессионального

Удовлетворены ли Вы вашими отношениями с преподавателями

13 я

50

□Да.

□ Скорее да, чем нет. □Трудно сказать.

■ Скорее нет, чем да.

□ Нет.

Рис. 4. Самооценка удовлетворенности отношениями с преподавателями (слева — результаты октябрьского опроса, справа — результаты опроса, проведенного в конце февраля)

становления будущих студентов в образовательном пространстве вуза.

Литература

1. Краснощеченко И.П. Факультет психологии — пространство субъектно-профессионального становления будущих психологов. // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 3. — С. 19-21.

2. Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к IV заседанию метод. семин. 16 ноября 2004 г. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Основы психологии. Антропологическая психология развития человека: Развитие субъективной реальности: учеб. пособие для вузов. — М. : Школьная пресса, 2000.

специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов

Е. Е. Гаврина

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 10-06-54902а/Ц

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей бывших сотрудников правоохранительных органов, осужденных за преступления коррупционного характера.

Ключевые слова: коррумпированное поведение, сотрудник правоохранительных органов, детерминанты коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов. The summary: in article results of empirical research of individually-psychological features of the former law enforcement officers condemned for crimes of corruption character are presented.

Keywords: the corrupted behavior, the law enforcement officer, determinants of the corrupted behavior of law enforcement officers.

Современные исследования коррупционного криминального поведения, порожденного экономическими причинами, но фактически развивающегося и психологически формирующегося показали, что эффективно бороться с ним только силовыми методами невозможно. В данном случае необходимо учитывать социально-психологические особенности личностных схем и пространств коррумпированного поведения. В связи с этим исследование психологических механизмов формирования личности коррупционера и его коррумпированного поведения в различных социальных слоях российского общества позволит разработать социальные, социально-юридические и социально-психологическое меры по обеспечению профилактики коррупции в России в целом. Использование подобных материалов и методик социально-психологической работы будет полезно также при отборе на государственную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.