В ассоциациях на политические понятия у испытуемых с большим боевым опытом преобладают профессиональные военно-патриотические образы, тогда как у испытуемых из первой группы присутствуют преимущественно гражданские и нравственные.
Наличие большого боевого опыта ведет к тому, что респонденты проявляют больший коллективизм и привязанность
к группе, в то время как испытуемые с низкой интенсивностью опыта больше тяготеют к индивидуализму.
Литература
1. Гаджиев К.С. Политическая культура и политическое сознание / / Политическая культура: теория и национальные модели / отв. ред. К.С. Гаджиев. — М., 1994. — С. 8-25.
2. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность // Полис. 1995. — № 4. С. 86-98.
психолого-педагогическое сопровождение
субъектно-прошессионального становления будущих психологов
на этапе адаптации к условиям обучения в вузе
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы психологии профессионального становления будущих психологов в период обучения в вузе на его начальных этапах.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение адаптация, психоэмоциональные состояния. Abstract: This article discusses the psychology of professional development of psychologists in the period of study at the university in its initial stages. Key words: psycho-pedagogical support adaptation, psycho-emotional state.
Поступление в вуз, вхождение студента-первокурсника в новые социальные условия, усвоение новых требований к организации жизни и учебно-профессиональной деятельности составляют сущность процесса социально-психологической адаптации вчерашнего
И. П. Краснощеченко
школьника в вышем учебном заведении. Он сталкивается с непривычными условиями организации учебного процесса, новыми формами учебной деятельности, учебными предметами и предъявляемыми требованиями. Первокурсники осваивают социальную роль студента, предполагающую относительно большую свободу от старших и необходимость самоорганизации.
Основные трудности, с которыми встречаются студенты-первокурсники, прежде всего проявляются в подсистемах «студент — учебная деятельность», «студент — учебная группа», «студент — преподаватели», «студент — организация жизнедеятельности» и касаются взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями; организации и режима учебы, самостоятельной работы, досуга студента, посещения академических занятий, своевременной подготов-
ки к ним и участия в них, приспособления к новым бытовым условиям и социальной среде.
Вхождение в новую социальную ситуацию, как правило, характеризуется переживанием психоэмоциональных состояний — напряжения, тревожности, неуверенности, одиночества. Процесс адаптации обычно продолжается от трех до шести месяцев (в зависимости от индивидуальных особенностей молодых людей) с момента начала учебного года, первокурсники постепенно привыкают к новому социуму и интегрируются в него. Однако возможен и негативный сценарий — некоторые студенты не справляются с испытаниями данного периода, требованиями учебного процесса, слабо интегрируются в студенческую группу, что в последующем обусловливает разочарование в получении образования, низкую мотивацию профессионального развития, социальную дезадаптирован-ность и уход в деструктивность.
На факультете психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского выстроена система психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, цель которой — создание условий для успешного профессионального становления будущих психологов с первых дней обучения в вузе [1]. Сопровождение адаптации первокурсников призвано способствовать их успешному вхождению в новый социум — студенческую общность с соответствующими ей ценностями и нормами, идентификации с членами учебно-профессионального сообщества — факультета, освоению нового социального статуса, усвоению принятых в данном социуме ценностей, норм поведения, взаимоотношений и
выполнения учебно-профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется реализацией комплекса форм работы по адаптации первокурсников в первом семестре обучения и проведением мониторинга личностных изменений студентов в этот период (в рамках мониторинга отслеживаются преобладающие эмоционально- психические состояния, самооценка, мотивация учебной деятельности, освоение профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями обучения, взаимоотношениями с преподавателями, куратором, однокурсниками, студентами старших курсов). В соответствии с полученными результатами совершенствуются технологии в рамках программы адаптации, корректируется индивидуальная работа с первокурсниками.
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе является частью управляемой образовательной системы, обеспечиваемой совокупностью организационных форм и технологий как в общеуниверситетском масштабе, так и на уровне факультета (рис. 1), большинство из которых являются авторскими разработками коллектива преподавателей.
Представим более подробно некоторые авторские технологии.
Тренинг успешного студенчества проводится с первокурсниками в первые дни учебного года (используются часы психологического практикума Государственного образовательного стандарта специальности), имеет целью введение студентов в учебную подгруппу, предстоящую учебно-профессиональную деятельность, а также в культуру фа-
Рис. 1. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников
Технологии, используемые в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первокурсников
Аудиторные формы работы:
• Тренинг успешного студенчества
• Деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога»
• Адаптивный курс, включающий в себя тренинг «Экзамениада»
Внеаудиторные формы работы:
• Посвящение в студенты
• Лагерь успешного студенчества
• Кураторские часы
• Встречи
в «Интеллектуальной гостиной» с выпускниками, интересными людьми города
Дополнительные формы работы:
• Индивидуальные психологические консультации
• Общественно-полезный труд
• Работа
с родителями
(родительское
собрание,
консультации — в т. ч. по телефону
культета и университета. Включение в эмоционально значимую совместную деятельность, организуемую в ходе трехдневного 18-часового тренинга, способствует быстрому знакомству студентов друг с другом, их взаимному познанию и сплочению в группе. В процессе тренинга решаются задачи нормирования студентов путем знакомства с принятыми на факультете ценностями, правилами поведения и взаимоотношений. Название тренинга включает в себя понятие «успешность», что обусловливает целенаправленность на формирование у первокурсников установки на успех в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности в вузе, что в дальнейшем получает преемственное развитие в процессе вузовского обучения.
Эффективность тренинга задается комплексом условий: численность тре-нинговой группы 12-14 человек, работа преподавателей-тренеров по единой программе, устанавливающей примерный ход групповой работы и допускающей ее определенную вариативность в учетом специфики групповой динамики; организация взаимоотношений на основе гуманистических ценностей, принятых на факультете: уважения к человеку, ответственности, личностного роста, профессионального становления, самоактуализации и т. д.
Программа тренинга успешного студенчества выстроена таким образом, что каждый день ориентирован на определенные достижения: так, цель первого дня работы заключается в том, чтобы его участники смогли познакомиться друг с
другом, выявить сходство и различия в интересах, мотивах выбора профессии; во второй день — дальнейшее развитие групповой динамики, сплочение группы, закладываются основы групповой идентичности; третий — конкретизация в сознании студентов образа факультета и будущей профессии, а также видения себя в ней.
Достижению поставленных целей и задач тренинга способствует использование различных методических форм и приемов (задания, упражнения, выполняемые в диадах, триадах и т. д., а также всей группой). В течение трех дней неукоснительно утверждаются принципы работы тренинговой группы: «здесь и теперь», персонификация высказывания; акцентирование языка чувств; активность; доверительность; конфиденциальность, следование которым позволяет формировать основы профессиональной культуры, нормы уважительных взаимоотношений. Содержание тренинга дополняется небольшими домашними заданиями: например, участники должны подготовить презентацию, помогающую представить их увлечения, раскрыть личностные качества. Тренинговые упражнения перемежаются дискуссиями на темы «Почему я пришел на факультет психологии», «За что я уже успел полюбить факультет психологии?, «Я стану успешным студентом, потому что...» и др.
Разнообразная программа тренинга знакомит первокурсников с принципами поведения студентов факультета психологии, историей университета и факультета, сотрудниками деканата и ведущими преподавателями факультета и таким образом вводит их в культу-
ру образовательного пространства факультета.
Развитию профессионального самосознания первокурсников способствует ежедневное подведение итогов, которое проводится кратко (участники продолжают фразу: «Главное, что я узнал на сегодняшнем тренинге.» и в полном варианте (каждый член тренинговой группы рассказывает о своих ощущениях, переживаниях и мыслях по поводу прожитого дня).
Результаты тренинга успешного студенчества как формы сопровождения адаптации первокурсников проявляются в том, что практически все его участники за время тренинга преодолевают тревожность, неуверенность, типичные для личности эмоциональные состояния при вхождении в новую социальную общность. Многолетние наблюдения показывают, что характерной особенностью учебных подгрупп факультета психологии уже с первых учебных дней становятся благоприятный социально-психологический климат, сплоченность, взаимная поддержка студентов, а это необходимое условие для дальнейшего субъектно-профессионального становления психолога в образовательном пространстве вуза.
Из аудиторных форм психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов заслуживает внимания адаптивный курс, включающий в себя тренинг учебных умений и тренинг «Экзамениада», проведение которых осуществляется в рамках аудиторных часов вариативного блока ОПД.
Необходимость введения специальных технологий работы с первокурсни-
ками обусловлена высокими требованиями к самостоятельной работе студентов, их умениям работать с научной литературой, конспектировать лекции и источники, готовиться для выступления перед группой. Однако опыт работы показывает, что уровень сформирован-ности данных учебных умений у некоторых современных первокурсников недостаточен для успешного овладения учебной программой. На решение данной проблемы направлена серия тренингов учебных умений, в проведении которых принимают участие не только преподаватели-кураторы, но и студенты-старшекурсники. Ценность участия в них пятикурсников заключается в том, что в данной работе они проявляют себя как субъекты профессиональной деятельности, представляющие собой пример успешности для первокурсников, при этом участие старшекурсников в проведении такой работы совместно с кураторами предоставляет им возможность приобретения опыта практической работы.
Цель тренингов: развитие и совершенствование учебных умений, необходимых для успешного включения в учебную деятельность студентов-первокурсников, и профилактика их академического отставания в учебно-профессиональной деятельности. В задачи тренинга учебных умений входит развитие ассоциативной и логической памяти, аналитического мышления; развитие когнитивных умений структурирования текста, систематизации материала, анализа текста и выделения основных идей, формулирования ключевых понятий; анализа и обобщения изучаемого материала, составления плана-конспекта и т. д., формирование умения публичных выступлений;
формирование умения работать в группе: участвовать в дискуссии, развивать, дополнять высказанные мысли и оппонировать выступающим.
Включениетренинга «Экзамениада», также реализуемого в рамках адаптивного курса, обусловлено традиционно высоким уровнем экзаменационного стресса, переживаемого первокурсниками во время экзаменационной сессии по окончании 1-го семестра. Содержание данного тренинга направлено
на преодоление высокой степени боязни и страха предстоящих испытаний, негативно влияющих на мышление и поведение студентов во время экзаменационных испытаний.
Программой тренинга «Экзамениа-да» предусматривается:
1) знакомство, отработка и закрепление приемов эффективной подготовки к сессии первокурсников;
2) создание условий для осознания первокурсниками собственных негативных переживаний, связанных с сессией, осмысление их причин и условий преодоления;
3) формирование психологической готовности к успешному преодолению испытаний и развитие умений эффективного поведения в процессе сдачи экзаменов.
Следующей эффективной аудиторной формой, используемой в системе психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психологов на этапе адаптации первокурсников, является деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога», традиционно организуемая как итоговое занятие по курсу «Введение в профессию "психолог"».
Под деловыми играми понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой и другой) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека [ 2].
Учебная деловая игра задает в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, позволяет проигрывать возможные варианты поведения, принятие решений, предполагаемые конфликты. Применение деловых игр представляет собой реализацию контекстного обучения, которое, как отмечал А. А. Вербицкий, есть «обучение, в котором с помощью различных дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Усвоение абстрактных знаний в данном случае с самого начала «наложено на канву» этой деятельности, при этом осуществляется последовательное,систематическое приближение студента к будущей профессии» [ 3].
Используемая на этапе адаптации студентов-психологов игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» по своему характеру организационно-мыслительная деловая игра. Ее проведение направлено на формирование в сознании студентов образа профессиональной деятельности и личности психолога, наполнение личностным смыслом представлений студентов-первокурсников о получаемой профессии не только на период адаптации, но и на весь период обучения в вузе. Процесс подготовки и проведения игры направлен, с одной стороны, на систематиза-
цию представлений студентов о профессии психолога, сформированных в ходе изучения курса «Введение в профессию «Психолог», а с другой — решает следующие задачи:
1)формирование личностно-значимых представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от специализации(психология управления, юридическая психология, экономическая психология, психология здоровья);
2) усиление мотивации личностно-профессионального развития студентов на предстоящий период обучения и постановка конкретных задач для себя;
3) развитие опыта группового взаимодействия при решении интеллектуально-практических задач;
4) обобщение и систематизация знаний и представлений по курсу «Введение в специальность «психолог».
Такой подход к организации деловой игры позволяет обеспечивать преемственность форм психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психолога.
Признавая деловую игру как действенный метод интерактивного обучения студентов, их профессионального становления, следует обозначить условия, при соблюдении которых данная форма психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов будет эффективной:
• заблаговременная подготовка к игре: привлечение студентов-пятикурсников, наиболее успешных и результативных в учебно-профессиональной деятельности и выразивших желание участвовать в игре,
в качестве консультантов на этапе подготовки: планирование игры, обсуждение ключевых моментов подготовки и проведения;
• включение первокурсников в подготовку к деловой игре: распределение потока студентов первого курса по группам на основании их выбора специализации, выдача задания для подготовки к игре;
• взаимодействие студентов-первокурсников, преподавателей, студентов-старшекурсников на этапах подготовки — (в ходе консультаций перед игрой); проверка готовности участников;
• реализация контекстного подхода и принципа погружения при проведении игры позволяет обеспечить когнитивно-эмоциональное вовлечение студентов в процесс разработки моделей профессиональной деятельности психолога определенной специализации;
• организация деятельности первокурсников в малых группах обеспечивает их включение в коллективный мыс-летворческой процесс;
• реализация мыслетворческой деятельности в процессе игры деятельности в малых группах и в совместной — всего потока студентов-первокурсников создает эффект синергии, проявляющийся в достижении целей игры.
Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность деловой игры в качестве формы психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психолога, является ее четкая организация, начинающаяся с определения этапов, постановки задач и определения содержания на каждом этапе.
Первый этап (подготовительный) связан с подготовкой к игре, самостоятельной работе студентов по изучению литературы, характеризующей специфику деятельности психолога, и обсуждением особенности профессии психолога со студентами-консультантами.
Основной этап — проведение игры, занимает 3 академические пары в течение учебного дня. Это время распределяется на обсуждение поставленных вопросов-заданий-туров в малых группах (по 9-12 человек), соответствующих специализациям на факультете («Психология управления», «Психология здоровья», «Экономическая психология» и «Юридическая психология»), представление и обсуждение подготовленных группами докладов (с обязательной иллюстрацией ключевых идей на плакатах) в аудитории для всего состава участников игры.
Основной этап начинается со сбора всех участников игры с уточнением целей игры, задания предстоящего этапа, представления игротехников и включает туры: «Самоопределение участников в игре и обсуждение вопросов о том, чем занимается, какие задачи решает психолог соответствующей специализации, то есть определение содержания деятельности психолога соответствующей специализации. Второй тур — определение задач подготовки себя к соответствующей деятельности — ответы на вопросы: «Что надо сделать, чтобы стать психологом? Какие ценности сформировать? Какие качества развить?». Третий тур — завершающий — это творческие презентации фрагментов деятельности психолога, подготовка которых осуществляется группой заранее.
По ходу основного этапа игры проводятся групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне заданий, так и на особенностях взаимодействия участников. Это с одной стороны, позволяет выстраивать групповую работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами, контролировать процесс игры, а с другой — дает возможность участникам уточнять, расширять, углублять понимание специфики профессиональной деятельности психолога, способствует развитию рефлексии как ПВК.
Завершение деловой игры групповой рефлексией, оценка ее всеми субъектами (первокурсниками, пятикурсниками, преподавателями) позволяет студентам-первокурсникам:
• проникнуться идеей миссионности и значимости профессии психолога и профессиональных ценностей в ней;
• осознать многообразие функций, реализуемых психологом в соответствии со специализацией;
• оценить приобретенный собственный опыт участия в групповой мыслет-ворческой деятельности и принятии решений;
• актуализировать мотивацию личностного и профессионального роста.
Написание отчета (домашнее задание) — заключительный этап мероприятия — способствует осознанию его результатов (цель, задачи, содержание, ценности профессиональной деятельности психолога, его ПВК и условия успешной реализации в профессии) и включает в себя разработку студентами целей саморазвития в контексте становления субъектности профессионального психолога.
В системе психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации первокурсников, выстроенной на факультете психологии Калужского госуниверситета имени К.Э. Циолковского, используются не только аудиторные, но и внеаудиторные технологии. Одной из них является «Лагерь успешного студенчества» (ЛУС) — выездное мероприятие, проводящееся на базе загородного оздоровительного лагеря в течение в одного дня по окончании первого учебного месяца.
Молодежные лагеря как воспитательно-образовательная среда широко использовались в дореволюционной и советской педагогике. В условиях либеральных реформ в конце ХХ в. данная форма работы с молодежью была практически утрачена.
Эффективность ЛУС как формы адаптации первокурсников-психологов обусловлена:
• реализацией ценностного подхода;
• созданием интенсивной образовательной среды;
• обеспечением целостного воздействия на личность и получения эмоционально значимого опыта;
• использованием ресурса совместной групповой деятельности;
• закреплением умений группового взаимодействия и сотрудничества;
• преемственностью традиций факультета, обеспечиваемых участием в ЛУСе старшекурсников—лидеров в различных сферах жизнедеятельности факультета.
Представители актива факультета — студенты старших курсов, успешно заре-
комендовавшие себя в различных видах деятельности (учебной, общественной, научной, творческой и другой), активно участвуют в подготовке и проведении ЛУС для первокурсников.
Цель ЛУСа — обеспечение преемственности социально-психологической адаптации первокурсников к условиям факультета.
Проведение данной формы обеспечивает реализацию следующих задач:
• введение в культуру факультета, ее традиции, нормы, ценности;
• дальнейшее знакомство и сплочение первокурсников со студентами, обучающимися на первом курсе;
• формирование у первокурсников представлений о перспективах субъектно-профессионального становления и установок на самореализацию и достижение успеха в профессиональной, учебной, научной, творческой, спортивной деятельности в образовательном пространстве факультета;
• выявление и формирование студенческого актива из числа первокурсников;
• включение первокурсников в учебно-профессиональное сообщество факультета, выстраивание отношений первокурсников с представителями студенческого актива других курсов факультета (вертикальные отношения).
Поставленные задачи реализуются насыщенной программой, состоящей из следующих этапов:
• торжественное открытие;
• фрагмент веревочного курса, создающий условия для формирования групповой идентичности «Опыт совместного бытия»;
• выполнение групповых заданий — прохождение «станций», отражающих
особенности профессиональной деятельности психолога в рамках профессии и специализаций, существующих на факультете;
• презентации возможностей самореализации студентов в условиях факультета психологии (здесь в полной мере задействован потенциал старшекурсников, которые проводят данные презентации, используя мультимедийные программы, видеозаписи событий из жизни факультета, предлагают первокурсникам творческие задания);
• вечернее мероприятие — популярная на факультете игра «Что? Где? Когда?»;
• неформальное общение при свечах под гитару, завершающее программу первого дня;
• спортивная эстафета на свежем воздухе, которая проводится утром следующего дня;
• закрытие ЛУС (коллективная рефлексия его итогов).
Содержательное, насыщенное событиями и впечатлениями пребывание в ЛУС, включение студентов в различные творчески-развивающие мероприятия закрепляют привлекательность для первокурсников образа «студент факультета психологии», «будущий психолог», обеспечивают приобщение к культуре факультета, его ценностям и традициям, формируют перспективу профессионального становления для каждого студента.
Система сопровождения адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе в последние годы дополнилась новыми формами деятельности — работой с родителями первокурсников (родительские собрания, телефонные контакты, встречи кураторов и преподавателей
с родителями). Применение в высшем учебном заведении форм работы, прежде традиционных только для общеобразовательной школы, обусловлено последствиями минимизации воспитательной функции школьного образования 90-х годов, проявляющимися в тенденциях инфантилизации современной молодежи, слабой сформированности у них чувства ответственности за себя, свои действия и поступки, что негативно сказывается на их отношении к учебе. В этих условиях возникает необходимость в моральной поддержке студента и определенном (хотя бы минимальном) контроле за ним со стороны родителей.
Другой причиной включения в систему психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления психологов форм работы по взаимодействию вуза с родителями стало противоречие между обострением потребности молодежи в освобождении от контроля и опеки родителей, но сохранением контролирующего поведения взрослых. Как отмечают В.И. Слободчи-ков и Е.И. Исаев, такого рода противоречия во взаимоотношениях родителей и детей-первокурсников становятся поводом для реакции обособления [4], проявляющейся в обострении и конфликтности межличностных отношений в семье, усугубляющих проблемы, обусловленные адаптацией молодежи к новому социуму.
С целью повышения психологической грамотности родителей студентов-первокурсников на факультете организуются родительские собрания, консультации и встречи родителей с кураторами. Родителей информируют о психологических особенностях юношеского периода, субъективных трудностях, пережи-
ваемых личностью на этапе адаптации, знакомят с особенностями поведения взрослых по отношению к детям, препятствующими установлению взаимопонимания в семье. Такая работа содействует повышению психологической грамотности родителей, проявлению в их отношении к собственным взрослым детям — начинающим студентам — установок на психологическую поддержку на сложном начальном этапе обучения в вузе. Кроме того, вовлечение родителей студентов в конструктивное взаимодействие с преподавателями факультета позволяет дополнить данные проводимого на факультете мониторинга представлений родителей о самочувствии студентов как субъектов образовательного процесса, об их отношении к учебе на факультете, лучше понять индивидуально-психологические особенности студентов.
В качестве критериев успешного прохождения этапа адаптации в нашем исследовании приняты: удовлетворенность учебным процессом, отношениями с однокурсниками, преподавателями; мотивация освоения профессии; мотивация самопознания и развития; осознание конструктивных результатов саморазвития; принятие ценностей учебно-профессионального сообщества; идентификация с факультетом и учебно-профессиональным сообществом; успешная сдача первой сессии, включение во внеаудиторную работу.
Представим отдельные результаты мониторинга субъектно-профессионального становления на этапе адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Большинство первокурсников констатируют свою включенность в учебный процесс (68 %), хотя есть и такие,
Как Вы считаете, полностью ли Вы включились в
учебный процесс
7 1 19 □ Да.
□ Скорее да, чей нет.
^ ...... л □ Трудно сказать.
■ Скорее нет, чем да.
54 □ Нет.
Рис. 2. Самооценка включенности в учебную деятельность первокурсников (слева — результаты октябрьского опроса, справа — результаты опроса, проведенного в конце февраля)
кто уверен в обратном. (Для сравнения представляем результаты среза, выполненного в октябре и в конце февраля, позволяющего оценить положительную динамику адаптации к условиям учебной деятельности студентов.)
По завершении адаптационного этапа тех, кто ощущает свою включенность в учебный процесс, а значит, и более успешен в ней, 73 %, по сравнению с 57 % тех, кто осознает свою включенность, в октябре.
Исследование структуры познавательной мотивации с помощью методики Т.Д. Дубовицкой позволило дифференцировать студентов на группы по выраженности типов мотивации учебной деятельности следующим образом:
Характерно, что среди студентов-первокурсников преобладает группа ребят с высоким уровнем внутренней мотивации (80 %), для 14 % студентов характерен средний уровень внутренней мотивации, что свидетельствует о выраженной познавательной потребности, ориентации на изучение учебных дисциплин, обеспечивающих получение новых знаний и профессионального образования. По данным методики, только 6 % первокурсников имеют внешнюю мотивацию, то есть овладение содержанием учебных дисциплин не является для них самоцелью, а рассматривается как средство достижения других целей. Именно данная группа составляет основу так называемой группы риска.
Таблица 1
Результаты диагностики направленности познавательной мотивации первокурсников
Тип мотивации % выборки
Внешняя мотивация 6
Внутренняя мотивация: низкий уровень 0
Внутренняя мотивация: средний уровень 14
Внутренняя мотивация: высокий уровень 80
Удовлетворены ли Вы вашими отношениями с однокурсниками
□ Да.
□ Сирее да, чей нет.
□ Трудно сказать.
■ Скорее нет, чей да.
□ Нет.
Рис. 3. Самооценка удовлетворенности отношениями с однокурсниками (слева — результаты октябрьского опроса, справа — результаты опроса, проведенного в конце февраля)
Большинство студентов удовлетворены своими отношениями с однокурсниками (62 % — «да», 28 % — «скорее да» в октябре и 46 % — «да», 40 % — «скорее да» — в феврале), и преподавателями (49 %—«да», 33 %—«скорее да» в октябре и 36 %—«да», 50 % — «скорее да» в феврале).
Таким образом, выстроенная на факультете психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского система сопровождения
процесса адаптации первокурсников обеспечивает успешность вхождения новых студентов в учебный процесс, учебную группу и учебно-профессиональное сообщество факультета, способствует формированию высокого уровня внутренней познавательной мотивации учебной деятельности, удовлетворенности взаимоотношениями с преподавателями и однокурсниками, что в целом создает благоприятные условия для дальнейшего субъектно-профессионального
Удовлетворены ли Вы вашими отношениями с преподавателями
13 я
50
□Да.
□ Скорее да, чем нет. □Трудно сказать.
■ Скорее нет, чем да.
□ Нет.
Рис. 4. Самооценка удовлетворенности отношениями с преподавателями (слева — результаты октябрьского опроса, справа — результаты опроса, проведенного в конце февраля)
становления будущих студентов в образовательном пространстве вуза.
Литература
1. Краснощеченко И.П. Факультет психологии — пространство субъектно-профессионального становления будущих психологов. // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 3. — С. 19-21.
2. Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к IV заседанию метод. семин. 16 ноября 2004 г. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Основы психологии. Антропологическая психология развития человека: Развитие субъективной реальности: учеб. пособие для вузов. — М. : Школьная пресса, 2000.
специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов
Е. Е. Гаврина
Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 10-06-54902а/Ц
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей бывших сотрудников правоохранительных органов, осужденных за преступления коррупционного характера.
Ключевые слова: коррумпированное поведение, сотрудник правоохранительных органов, детерминанты коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов. The summary: in article results of empirical research of individually-psychological features of the former law enforcement officers condemned for crimes of corruption character are presented.
Keywords: the corrupted behavior, the law enforcement officer, determinants of the corrupted behavior of law enforcement officers.
Современные исследования коррупционного криминального поведения, порожденного экономическими причинами, но фактически развивающегося и психологически формирующегося показали, что эффективно бороться с ним только силовыми методами невозможно. В данном случае необходимо учитывать социально-психологические особенности личностных схем и пространств коррумпированного поведения. В связи с этим исследование психологических механизмов формирования личности коррупционера и его коррумпированного поведения в различных социальных слоях российского общества позволит разработать социальные, социально-юридические и социально-психологическое меры по обеспечению профилактики коррупции в России в целом. Использование подобных материалов и методик социально-психологической работы будет полезно также при отборе на государственную