Научная статья на тему 'Учебная практика как фактор успешной социально- психологической адаптации студентов первых курсов к условиям обучения в вузе на факультете психологии'

Учебная практика как фактор успешной социально- психологической адаптации студентов первых курсов к условиям обучения в вузе на факультете психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головешкин И.Д., Головешкина Н.В., Маклаков А.Г.

Статья содержит результаты анализа проблем социально-психологической адаптации студентов первого курса факультета психологии. Предложена программа мероприятий для первокурсников по адаптации к образовательной среде вуза, включающей в себя различные формы работы со студентами в рамках учебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Головешкин И.Д., Головешкина Н.В., Маклаков А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the results of the analysis of the problems of socio-psychological adaptation of first-year students of the faculty of psychology. Proposed programme of events for freshmen to adapt to the educational environment of the University, including the various forms of work with students within educational practice.

Текст научной работы на тему «Учебная практика как фактор успешной социально- психологической адаптации студентов первых курсов к условиям обучения в вузе на факультете психологии»

УДК 37.062.1 : 378.147.88

И. Д. Головешкин, Н. В. Головешкина, А. Г. Маклаков

Учебная практика как фактор успешной социально-

психологической адаптации студентов первых курсов

к условиям обучения в вузе на факультете психологии

Статья содержит результаты анализа проблем социально-психологической адаптации студентов первого курса факультета психологии. Предложена программа мероприятий для первокурсников по адаптации к образовательной среде вуза, включающей в себя различные формы работы со студентами в рамках учебной практики.

The article contains the results of the analysis of the problems of socio-psy-chological adaptation of first-year students of the faculty of psychology. Proposed programme of events for freshmen to adapt to the educational environment of the University, including the various forms of work with students within educational practice.

Ключевые слова: адаптация, учебная практика, образовательная среда

вуза.

Key words: adaptation, educational practice, educational environment of the University.

Решение проблемы адаптации обучающегося к условиям среды образовательного учреждения является важной и актуальной, что нашло отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34 п.1, пп. 2): образовательные организации предоставляют условия для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи. Проблема психологической и социальной адаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о подготовке будущих специалистов. Начальный период обучения в вузе связан с большими социальными переменами, трансформацией прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями, высокой тревожностью и т.д. По результатам исследований отечественных ученых (Каганов А.Б., Левченко Л.В.) можно говорить, что трудности с адаптацией испытывают, как правило более 70% студентов.

Проблемой адаптации в психологии занимается ряд ученых. Одни рассматривают адаптацию как биологическое приспособление к среде (Р.М. Баевский, Е.А. Горелова, А.М. Крупник, В.И. Медведев),

© Головешкин И. Д., Головешкина Н. В., Маклаков А. Г., 2018

82

другие - как процесс активного взаимодействия индивида и социального окружения (П.К. Анохин, А.Ю. Александровский, Ф.Б. Березин, А.М. Вейн), третьи - одновременно и как процесс и как результат приспособления (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Маклаков, А.Б. Георгиевский), четвертые - как механизм развития личности (А.А. Реан, С.Т. Посохова, А.А. Алдашева, С. И. Розум и др.). Вместе с тем, несмотря на постоянный интерес к изучению проблем адаптации, приходится признать, что еще недостаточно комплексных психологических исследований, посвященных адаптации учащихся к условиям новой системы обучения.

В последние годы система высшего образования находится в ситуации динамичных изменений, что вносит свои коррективы в подходах к организации работы со студентами. На фоне длительного снижения числа выпускников школ в вузах, увеличилось количество студентов, чей выбор сместился с выбора профессии на выбор «места обучения», и, как следствие, возросло количество немотивированных, случайных студентов. Отсутствие интереса к выбранной профессии, увеличение в разы студентов, приехавших из других регионов, увеличение разрыва в материальных возможностях студентов и разницы в возрасте среди первокурсников - от 17 до 21 года - только осложняет процесс адаптации и нередко приводит к нарушениям выполнения обязанностей обучающихся, правил внутреннего распорядка, к возникновению проблем с успеваемостью. Как следствие, это приводит к отчислению студентов.

Поэтому начиная с 2007 г., на факультете психологии осуществляется мониторинг по выявлению основных проблем социально-психологической адаптации студентов-первокурсников.

По результатам мониторинга были выявлены основные проблемы социально-психологической адаптации студентов:

1) стресс из-за изменений во взаимоотношениях в семье -удаленность от семьи, предъявление новых требований и ожиданий со стороны родителей;

2) необходимость выстраивать систему взаимоотношений с администрацией - новая структура образовательного учреждения требует построения новой системы взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса от студента до ректора;

3) изменение привычного распорядка дня;

4) изменение привычной системы обучения - новые формы занятий, контроль знаний, ответственность за получение образования;

5) успеваемость - как проблема возникает из-за непонимания новой системы оценивания, страха получить «2» и быть отчисленным.

Необходимость решения этих проблем и поиск путей помощи студентам в их преодолении и обусловили разработки системы оказания социально-психологической помощи в адаптации к образовательной среде университета. Программа адаптационных мероприятий готовилась в первую очередь для студентов-первокурсников.

Следует сказать, что на факультете психологии до внедрения программы по адаптации студентов к образовательной среде университета в предсессионный период 58 % первокурсников имели проблемы с аттестацией по учебным дисциплинам. Одной из причин неуспеваемости является наличие проблем в адаптации студентов и отсутствие навыков их преодоления. Для организации социально-психологической помощи студентам руководством факультета психологии было принято решение об организации на факультете психологической службы, одной из основных задач которой стало сопровождение процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в университете. В состав службы вошли преподаватели факультета психологии и студенты факультета психологии, которые организовали два основных отдела - «Психодиагностика и консультирование» и «Тренинг и игровые технологии».

При планировании мероприятий по социально-психологическому сопровождению администрацией факультета были определены:

первое - оптимальное время начала адаптационных мероприятий - это сентябрь;

второе - участники сопровождения, которыми являются педагогические работники (преподаватели, воспитатели студенческих общежитий, кураторы), медицинский работник, родители, студенты старших курсов;

третье - психолого-педагогические условия: мониторинг показателей социально-психологической адаптации студентов первого курса; поэтапное психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников с учетом выявленных особенностей социально-психологической адаптации; включение в работу всех участников образовательного процесса; разработка и внедрение в практику объективных и субъективных критериев результативности;

и четвертое - критерии результативности: в качестве объективных критериев отмечается успешность учебно-профессиональной деятельности, показателями которой является текущая и сессионная успеваемость; эффективность взаимодействия в студенческой группе и студенческом сообществе - комфортный социальный статус, развитие интеллектуальных способностей, в качестве субъективных - удовлетворенность процессом обучения, коллективом и сложившимися в нем отношениями, оценкой самочувствия.

С сентября 2008 г. и по настоящее время осуществляется работа по реализации программы адаптационных мероприятий со студентами первого курса.

В программу вошли:

- первичное психодиагностическое обследование;

- учебная практика первого курса;

- повторное психодиагностическое обследование;

- психологическое консультирование (в течение всего периода обучения);

- мероприятия по социально-психологическому сопровождению студентов 11-У курсов.

Целью первого этапа работы «Первичное психодиагностическое обследование» является выявление проблем у студентов-первокурсников, определение возможной группы риска. Данные мониторинга позволяют определить наличие и специфику возможной группы риска: отсутствие навыка саморегуляции, слабая профессиональная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов (память, внимание) и пр.

Следующий этап - учебная практика (проходит в течение двух недель согласно учебному плану I курса). Включает в себя несколько направлений работы.

Тематические занятия, способствующие адаптации к изменению привычной системы обучения в школе, изменению привычного распорядка дня. На данных занятиях студенты знакомятся со структурой вуза, начиная от точного названия университета до расшифровки номера учебной группы, узнают принцип построения учебного семестра, знакомятся с системой балльно-рейтинговой оценки знаний. Так как объем информации на занятиях резко увеличивается, большое значение приобретают навыки конспектирования. Студенты узнают новые для них формы проведения занятий (лекционные, практические и пр.). Особое значение уделяется самостоятельной работе, так как не все студенты умеют самостоятельно планировать и контролировать процесс выполнения отсроченного во времени задания. Также разъясняются правила поведения, вопросы организации досуга и быта студентов в рамках факультета, вуза, за его пределами.

Интерактивные формы занятий со студентами (дискуссии, пресс-конференции, проблемные круглые столы), направленные на выявление темпов вхождения студентов-первокурсников в образовательную среду вуза. Например, дискуссия «Студент - психолог - профессионал» ориентирована на раскрытие вопросов профессиональных ценностей, корректировки понимания целей и за-

дач будущей профессиональной деятельности, необходимых профессионально-важных качеств и оценку собственного потенциала. Проблемный круглый стол - на выявление основных трудностей учебной деятельности, быта и досуга студентов в образовательном пространстве университета. В ходе занятия студенты сами составляют рейтинг ожидаемых затруднений, возможных неудач, иногда страхов, нередко становятся видны завышенные или необъективные требования к университету. Все это позволяет получить дополнительную информацию об уровне мотивации первокурсников и возможных дезадаптирующих факторах, имеющих значение для первокурсников.

«Пресс-конференция» - организованная встреча со студентами старших курсов, добившихся успехов в учебной, социальной и пред-профессиональной деятельности, имеющих активную жизненную позицию, дает возможность первокурсникам представить направления для саморазвития, а формат «без галстуков» - узнать ответы и на неформальные аспекты студенческой жизни. Естественно, что приглашенные старшекурсники знают цель и задачи мероприятия.

Занятия в игровой форме во время учебной практики предназначены для определения личностных особенностей первокурсников, выявления студентов, испытывающих проблемы в адаптации в конкретных ситуациях. Например, сюжетно-ролевые игры направлены на сплочение коллектива, лидерские качества, ряд игр направлен на формирование знаний о сотрудниках, структуре факультета и университета.

Учебная практика построена таким образом, что отражает ход учебного семестра, позволяет в течение двух недель прожить основные этапы и виды деятельности студенческой жизни. Из них сессия -значимый и тревожный этап для многих студентов. Поэтому организована работа по снижению экзаменационного стресса, которая позволила на 12-18 % снизить жалобы на психофизическое состояние (головная боль, сонливость, жар, голод) у студентов в период промежуточной проверки знаний.

Полученные данные наблюдений позволяют определить группу риска среди студентов по экзаменационному стрессу для дальнейшей индивидуальной работы. Дополнительная работа с такими студентами приводит к следующему:

1. В ситуации стресса для группы студентов, прошедших программу стрессоустойчивости, характерно достаточно быстрое восстановление оптимального рабочего состояния.

2. У студентов группы в ситуации экзамена не возникают сложности с выходом из стресса из-за повторного проживания экзамена в мыслях.

3. Сокращается время пребывания в стрессовом состоянии.

Следующим этапом социально-психологического сопровождения студентов-первокурсников является повторное психодиагностическое обследование, которое включает в себя:

- повторное тестирование;

- обобщение данных тестирования и наблюдения в ходе Учебной практики;

- определение состава и тем работы с группами риска;

- планирование дальнейших адаптационных мероприятий.

Следующий блок - психологическое консультирование первокурсников.

Научно-педагогический состав факультета психологии подготавливает работников психологической службы (III—V курсы) для проведения консультаций с первокурсниками. Существует контактный телефон для записи на консультацию. Первичное консультирование - установление контакта, определение основных вопросов на консультации: результаты тестирования, трудности обучения, вопросы проживания в общежитии, взаимодействие с одногруппниками, вопросы личного характера. Затем назначается консультант для дальнейшей работы (старшекурсник или преподаватель). В сложных случаях рекомендуется другой специалист.

В разные годы консультирование осуществлялось по разным схемам:

1) проходили процедуру все первокурсники;

2) проходили выборочно, только группы риска;

3) по запросу от студентов.

Наиболее результативно использование одновременно второго и третьего вариантов. Адаптация студентов I курса к условиям обучения в университете - сложный процесс, и для его прохождения в рамках деятельности Психологической службы были предложены различные мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению:

- предоставление консультационных услуг студентам;

- тренинговые программы с группой риска (тренинг общения, тренинг саморегуляции (экзаменационный стресс), профессиональная мотивация);

- взаимодействие с кураторами, воспитателями (анализ трудностей, личностные особенности первокурсников, помощь в решении текущих ситуаций);

- привлечение первокурсников в студенческие объединения вуза;

- приобщение к научно-практической работе;

- поддержка инициативы студентов: создание новых объединений, проведение тренингов (профессионального развития,

ораторского мастерства, проведение ролевых игр на сплочение, взаимодействие, организацию досуга, обучение консультированию, тренинговой работе).

Анализ динамики факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности, и их актуальность в разные временные промежутки учебного семестра позволил выявить не только основные направления, но и время проведения адаптационных мероприятий. В течение первых шести недель устанавливаются взаимоотношения с администрацией университета (факультета). В течение трех недель происходит выравнивание отношений с близкими родственниками. В течение восьми недель длится привыкание к новым для первокурсников распорядку дня и системе обучения. В течение первых двух недель успеваемость не вызывает никакого беспокойства. Затем на протяжении одиннадцати последующих недель проблемы с возможностью получения или наличием задолженности в обучении актуализируются. Таким образом, адаптация обучающихся к образовательной среде вуза вызывает перестройку в стереотипе представлений о взаимоотношениях, учебном процессе и организации распорядка дня.

Обращают на себя внимание результаты развития психических познавательных процессов в ходе учебной практики студентов (рис. 1).

■ Начало □ Окончание

30

25 -20 -15 -10 -

Рис. 1. Изменение параметров, характеризующих уровень развития психических познавательных процессов, в процессе проведения мероприятий по адаптации студентов I курса к образовательной среде

В целом все исследуемые психические познавательные процессы количественно увеличились, при этом качественное изменение претерпевает развитие зрительной памяти (р<0,05), вербальной

0

памяти (р<0,05), общего интеллектуального развития (р<0,05), а показатели, характеризующие уровень развития образного мышления, увеличиваются с достоверностью уровня тенденций (р<0,1).

Адаптационные характеристики студентов, такие как коммуникативный потенциал, произвольная регуляция и моральная нормативность изменяются медленнее, но их динамика может говорить о начале формирования долговременной адаптации у первокурсников.

'Начало □ Окончание

|Начало □ Окончание

25 -20 15 10 5 0

45 44,8 44,6 44,4 44,2 44 43,8 43,6 43,4

ПР

КП

МН

ЛАП

Рис. 2. Изменение параметров, характеризующих уровень развития адаптационных характеристик в процессе проведения мероприятий по адаптации студентов I курса к образовательной среде

В таблице представлены параметры, характеризующие степени комфортности в образовательной среде студентов I курса и достоверности различий между соответствующими показателями (второй психодиагностический мониторинг).

Таблица

Сравнительный анализ параметров, характеризующих степень комфортности в образовательной среде студентов I курса, прошедших и не прошедших адаптационные мероприятия

Результаты студентов

Не проходили Проходили ^крит

Идентичность со средой 65 67 1,58

Мотивация к обучению 45 48 2,56 р<0,01

Самооценка 54 56 1,55

Профессиональная направленность 27 29 2,00 р<0,05

Степень удовлетворения потребности в безопасности 62 63 0,56

Социально-психологическая комфорт- 253 263

ность среды 1,73 р<0,05

Из вышесказанного следует, что на момент начала обучения студенты, прошедшие адаптационные мероприятия, больше готовы к вхождению в учебный процесс и обучению в университете, чем первокурсники, ее не проходившие.

Проведенные исследования указывают на то, что введение в образовательный процесс мероприятий по адаптации студентов к образовательной среде университета может сократить период вхождения студентов в новую учебную деятельность в новой для них образовательной среде с 4-6 месяцев до 1-2, а также сохранить потенциально успешных студентов до момента формирования у них долговременной адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам проведения адаптационных мероприятий можно сделать следующие выводы:

1. Число студентов, не аттестованных в предсессионный период, сократилось с 58 % до 21 %

2. Увеличилось количество студентов, получивших оценки «хорошо» и «отлично».

3. Количество «убывших» студентов изменилось мало, но изменился качественный состав причин - увеличилось число отчисленных по собственному желанию или по переводу в другой вуз.

Следует отметить, что количество студентов, которые могут быть отнесены к группе риска каждый год меняется в виду различных причин - личностные особенности абитуриентов, изменение требований к поступлению в вузы, территориальная принадлежность абитуриентов и пр. Таким образом, программа адаптационных мероприятий должна корректироваться исходя из актуальных трудностей первокурсников.

Так, проведенный мониторинг первокурсников 2016 г. позволяет говорить о наличии у них трудностей, связанных:

• с большим объемом нового материала;

• изменением режима дня;

• удаленностью от дома и проживанием в общежитии;

• необходимостью взаимодействия в учебной группе, в общежитии;

• страхом быть не понятым преподавателями;

• неуверенностью в правильности выбора профессии;

• страхом оценки знаний;

• желанием совмещать работу и учебу;

• наличием соблазнов большого города;

• наличием личностных комплексов и пр.

Для оказания психологической поддержки студентам, испытывающим трудности в адаптации, мы предлагаем следующие мероприятия:

• психодиагностика адаптационных способностей и анализ трудностей, возникающих у студентов;

• организация консультационной помощи студентам;

• тренинговые программы для групп риска;

• разработка рекомендаций по проведению адаптационных мероприятий для других факультетов;

• разработка рекомендаций для кураторов, воспитателей;

• создание психологической службы университета.

Особенностью процесса обучения в университете является периодическое возникновение трудностей в адаптации. Поэтому целью функционирования психологической службы может стать профилактика и помощь студентам при возникновении трудностей в адаптации к образовательной среде университета для их гармоничного развития в течение всего периода обучения.

Список литературы

1. Баевский Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек - среда». - М., 1975.

2. Каганов А. Б. Рождение гражданина. - М., 1983.

3. Левченко М.В. К вопросу об адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в педвузе // Психологические и социально- психологические особенности адаптации студента. - Ереван, 1983.

4. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996.

Статья поступила: 04.05.2018. Принята к печати: 05.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.