Научная статья на тему 'Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза'

Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
526
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / социальная адаптация / образовательная среда вуза / факторы образовательной среды вуза / adaptation / social adaptation / educational environment of high school / factors of high school’s educational environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Г Ю. Авдиенко, И Д. Головешкин

В статье рассматривается проблема адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Дается подробная характеристика таких понятий, как «адаптация», «социальная адаптация», «этапы адаптации», «образовательная среда вуза». Анализируется динамика значимости факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Г Ю. Авдиенко, И Д. Головешкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity of first course students’ adaptation to educational environment of high school

This article tells about problem f student’s adaptation to educational environment of high school. Detailed characteristic such terms as “adaptation”, “social adaptation”, “periods of adaptation”, “educational environment of high school” are given in the article. Dynamic of importance of educational environment’s factors, that can be causes of students’ certain difficulties during educational process, is analyses.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза»

связана с темпами психического развития. Так, в начальных классах темпы психического развития в группе успешных амбидекстров были несколько ниже, чем в группе успешных правшей. Однако в средних классах темпы развития успешных амбидекстров и успешных правшей не просто сравнялись, но и учащиеся-амбидекстры начали развиваться более интенсивно. В результате при сопоставлении динамики успеваемости учащихся-правшей и учащихся-амбидекстров обнаруживается, что если в начальных классах школьная успеваемость была выше в группе успешных правшей (чем в группе успешных амбидекстров), то к 6 классу она становиться одинаковой у успешных учащихся: у правшей и амбидекстров.

Вместе с тем группа неуспешных учащихся-амбидекстров на всем процессе обучения испытывает сложности в решении интеллектуальных задач, можно даже отметить, что в средних классах к трудностям в развитии психических познавательных процессов добавляются трудности, связанные с особенностями развития личностных характеристик. И в более старших классах неуспешные учащиеся-амбидекстры начинают испытывать сложности, связанные со взаимоотношением с окружающими и с адаптацией к изменяющимся требованиям школьной программы.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А.А. Бодалева. - М.: изд-во ин-та практической психологии, 1996.

2. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. - СПб., Речь, 2005.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - Т. 1. - М.: Наука, 1986.

УДК 159.922.8

Г. Ю. Авдиенко, И. Д. Головешкин

Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза

В статье рассматривается проблема адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Дается подробная характеристика таких понятий, как «адаптация», «социальная адаптация», «этапы адаптации», «образовательная среда вуза». Анализируется динамика значимости факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности в процессе обучения.

This article tells about problem f student's adaptation to educational environment of high school. Detailed characteristic such terms as "adaptation", "social adaptation", "periods of adaptation", "educational environment of high school" are given in

35

the article. Dynamic of importance of educational environment's factors, that can be causes of students' certain difficulties during educational process, is analyses.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, образовательная среда вуза, факторы образовательной среды вуза.

Key words: adaptation, social adaptation, educational environment of high school, factors of high school's educational environment.

Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Начиная с работ К. Бернара [34], выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

В социальной среде равновесное состояние осуществляется благодаря организации личностных механизмов регуляции состоя -ний, соответствующих иерархии структур личности [20]. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы [25], от типа темперамента [3, с. 45-55], общей эмоциональной направленности [11], способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств [28, с. 92-99]. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик [18], а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности [33]. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

В отечественной психологической литературе категория «функциональное состояние» в качестве научной появилось сравнительно недавно и связано с именами А. Б. Леоновой и В. И. Медведева. По их определению, функциональное состояние - это «интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности», т. е. характеризуют возможность деятельности [17].

Совершенно очевидно, что функциональное состояние непосредственно связано с особенностями процесса адаптации. С точки зрения В. И. Медведева, адаптация как постоянный процесс взаимодействия в системе «человек - среда» протекает на двух уровнях: физиологическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек - среда» является системообразующей и определяет функциональное состояние организма [21].

Л. Г. Дикая определяет функциональное состояние как резуль-

тат межсистемного взаимодействия психологической системы и деятельности по саморегуляции психофизиологического состояния [10]. В то же время процессы управления в живых системах можно рассматривать как некую организацию целенаправленных взаимодействий, результатом которых является переход из одного состояния в другое [32]. Поэтому Е.С. Геллер и В.И. Свенцицский сочли возможным адаптационную деятельность человеческого организма изучать через исследование процессов управления, опосредующих определенный уровень активности и характеризующихся двумя явлениями: актуализацией (увеличение активности ряда систем и органов) и лабилизацией (вовлечение в активное уравновешивание других органов и систем) [6, с. 15-20].

В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа: начальный - этап срочной, но не совершенной адаптации и последующий - этап совершенной долговременной адаптации [24]. Как известно, срочный этап адаптационной реакции возникает непосредственно после начала действия раздражителя и, следовательно, может реализовываться лишь на основе готовых ранее сформированных физиологических механизмов. Известно, что важнейшая черта этого этапа адаптации состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей - при почти полной мобилизации функционального резерва - и далеко не в полной мере обеспечивает адаптационный эффект. Следовательно, реализуется «с места», но оказывается несовершенной.

Интересное описание смены этапов адаптации представлено Ф.З. Меерсоном. Он писал, что при адаптации к новым сложным ситуациям окружающей среды, реализуемой на уровне головного мозга, этап срочной адаптации осуществляется за счет готовых предсуществовавших механизмов и проявляется периодом «генерализованных двигательных реакций», или «периодом эмоционального поведения». Долговременный этап адаптации возникает постепенно в результате длительного или многократного воздействия на организм факторов среды и характеризуется тем, что в итоге последовательного количественного накопления приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова же качественно более сложная адаптация к окружающей действительности, развивающаяся в процессе обучения на основе памяти мозга и проявляющаяся в возникновении новых устойчивых временных связей и их реализации в виде соответствующих поведенческих реакций.

Автор пришел к заключению, что переход от срочного к долговременному знаменует собой узловой момент адаптационного про-

цесса, так как именно этот переход делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде. Механизмом этого перехода является обеспечение реакции организма на факторы среды не отдельными органами, а определенным образом ориентированными и соподчиненными системами.

С позиции кибернетической науки, живой организм является многоуровневой, саморегулируемой системой [6, 8, 26].

А.А. Ухтомский рассматривал в качестве системы доминанту как констелляцию нервных центров, подчиняющих себе исполнительные органы и определяющих направление поведенческих реакций организма - его вектор [31]. Общими признаками доминанты, по мнению А.А. Ухтомского, являются, во-первых, повышенная возбудимость, повышенная впечатлительность определенной центральной области к раздражителям; во-вторых, способность суммировать, накапливать в себе возбуждение; в-третьих, способность поддерживать его во времени достаточно стойко, не сбиваясь; в-четвертых, достаточная инерция, с которой, однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее.

В исследованиях Ухтомского доминирующая система представлена как образование, складывающееся в организме в ответ на действия среды и объединяющее воедино нервные центры и исполнительные органы, принадлежащие к различным анатомо-физиологическим системам, ради приспособления к совершенно определенному фактору среды - ради решения задачи, выдвигае-

w W п

мой средой. В теории доминанты скрыта мысль, что организм чело-

^ W W W I W

века представляет собой некий энергетический фонд, который расходуется каждое мгновение по определенному вектору, влияя на очередность других важных работ. Отмечается, что в отдельные моменты жизни энергетический фонд организма непостоянен: если, с одной стороны, он расходуется на процессы, идущие сами собой, то, с другой - он в результате работы может восполняться в избытке за счет процессов вынужденных. При загрузке в полную силу рабочая производительность при утилизации энергии будет наибольшая [2].

Несмотря на то, что механизмы регуляции адаптационных реакций у всех людей однотипны, исход адаптации может быть различным даже при воздействии одного и того же стрессора. Это явление связано с индивидуальностью человека, его пределами нормального функционирования, которые отражают наличие функциональных резервов и которые можно охарактеризовать как разность между максимально допустимым уровнем его специфической функции в условиях физиологического покоя и как готовность орга -низма выполнить заданную деятельность в указанное время [27]. В настоящее время разработан целый ряд интегральных показателей,

оценивающих физиологические резервы организма [7, 13, 14, 22, 23]. Однако, по мнению А. Г. Маклакова, в формировании функциональных состояний особая роль принадлежит субъективной сторо -не, опосредуемой личностными особенностями индивида, что определяет необходимость более глубокого изучения механизмов психической регуляции адаптационных процессов [19].

Выделяя процессуальный и результативный аспекты феномена адаптации, А.А. Реан утверждает, что полноценная адаптация всегда включает в себя целый спектр самоизменений и выработку новых личностных качеств, поскольку здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды [29].

По утверждению Б.С. Братуся, личность представляет собой своеобразное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе человека [5, с. 72]. Исходя из этого личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптационные процессы на всем жизненном пути человека [29].

Под социальной адаптацией, по мнению А.Г. Маклакова, подразумевается постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, при этом важнейшим ее аспектом является принятие индивидом определенной социальной роли (процесс социализации) [19].

Рассматривая проблему социальной адаптации в масштабах жизненной стратегии, К.А. Абульханова-Славская указывает на наличие двух основных образований в структуре жизненной пози -ции личности: во-первых, это совокупность субъективно-значимых отношений человека (прежде всего к социальному окружению, предметному миру, самому себе), а во-вторых, совокупность способов реализации этих отношений [1, с. 48].

Ввиду отождествления терминов «социальная» и «социально-психологическая» адаптация в социальной адаптации можно выде -лить две стороны: субъективную, опосредуемую особенностями ин-трапсихической адаптации, и объективную, определяемую условиями социальной действительности. От степени адекватности взаимодействия этих сторон зависит успешность адаптации в целом, в том числе и вероятность сохранения здоровья. Например, из работ Г. Ф. Ланга, А. А. Мясникова известно, что существует связь между наличием артериальной гипертонии и особенностями личности, а также определенными формами невротического реагирования на явления социальной действительности [15]. Подобная связь не случайна, ибо уровень артериального давления отражает общую степень мобилизации организма, необходимую для успешной адап-

тации в условиях, требующих адаптационного напряжения, и коррелирует с эмоциональным напряжением [9]. Поэтому очевидно, что нарушение баланса в системе «человек-среда» возникает не как следствие пассивного восприятия субъектом жизненных событий, а в результате активного взаимодействия.

Б. Рубин и Ю. Колесников называют адаптацией студентов процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности, усматривая главный момент этого процесса в содержательном, творческом приспособлении индивида к особенностям избранной им профессии и специальности с помощью учеб -ного процесса [30]. Результатом адаптации студента, по их мнению, является положительное отношение его к избранной профессии, поглощенность ею, и этот результат фиксируется показателями академической успеваемости.

Объективными и субъективными показателями успешной адаптации студентов являются учебная и общественная активность, дисциплина, социометрический статус в группе, уровень удовлетворённости избранной профессией [4].

Исследование, проведённое А. Б. Кагановым, показало, что 70 % студентов первых курсов, 55 % вторых и 53 % третьих испытывают затруднение в связи с переходом на вузовские формы обучения. Среди причин, вызывающих эти трудности, студенты всех курсов поставили на первое место необходимость организовать са -мостоятельную учёбу. Трудности адаптации, в свою очередь, оказывают значительное влияние на успеваемость студентов. При этом 58 % студентов первых-третьих курсов жалуются на утомление от занятий [12]. Аналогичные затруднения студентов отмечают и другие исследователи. М.В. Левченко приходит к выводу, что у первокурсников недостаточно сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятель -ности [16].

С целью изучения влияния факторов образовательной среды вуза на психологические и психофизиологические характеристики студентов первого курса на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина проводилось комплексное исследование. В частности, изучалось наличие взаимосвязей между психологическими и психофизиологическими характеристиками обучаемых. С этой целью был разработан опросник, отражающий наиболее актуальные проблемы, с которыми, возможно сталкиваются студенты, начиная обучение в вузе. Опросник задуман таким образом, что максимальное значение вопроса указывает на наличие проблемы в этой сфере и, наоборот, минимальное значение - на отсутствие проблем. Исследование прово-

дилось лонгитюдным методом. Студентам перед началом занятий предлагалось ответить на вопросы опросника и одновременно снимались психофизиологические характеристики: частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление, время задержки дыхания на вдохе и выдохе.

В результате проведенного исследования было установлено, что в течение первого семестра у студентов наблюдаются достоверные изменения в пяти сферах: взаимоотношения в семье, взаимоотношения с администрацией вуза, изменение привычного распорядка дня, изменение привычной системы обучения и успе-ваемость (рис. 1).

I 2 ш

«1,8 "1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

А взаимоотношения в семье

А

■ изменение привычного распорядка дня

■ ■ л

N л И

изменение привычной системы обучения успеваемость ^^взаимоотношения с администрацией вуза

26.сен 03.окт тк о. 2. тк о. тк о. 4. 2 31.окт 07.ноя 14.ноя 21.ноя 28.ноя 05.дек 12.дек 16.янв 24.янв

Даты обследований

Рис. 1. Динамика факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности

За начальную точку отсчета было принято первое психодиагностическое обследование, все сравнения проводились с этими показателями. Анализ динамики факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности, и их актуальность предоставил возможность увидеть основные направления в адаптации к образовательной среде вуза. В течение первых шести недель устанавливаются взаимоотношения с администрацией вуза. В течение трех недель происходит выравнивание отношений с близкими родственниками. В течение восьми недель длится привыкание к новым для первокурсников распорядку дня и системе обучения. В течение первых двух недель успеваемость не вызывает никакого беспокойства. Затем на протяжении одиннадцати последующих недель проблемы с возможностью получения или наличием задолженности в обучении актуализируются. Таким образом, адап-

41

тация обучаемых к образовательной среде вуза вызывает перестройку в стереотипе представлений о взаимоотношениях, учебном процессе и организации распорядка дня. Следовательно, можно предположить, что факторы образовательной среды оказывают влияние на личностную и субъект-объектную сферы обучае -мых. Остается выяснить, в какой мере участвует индивидная сфера студентов в адаптации к новым условиям (рис. 2).

| 140

I 120

га

« 100 80 60 40 20 0

ж ж ж ж ж ж ж ж ж

н т т т т т к к к к со со

е ^ о о о о е е н X

о о о о о о X X X X ч ч ГС ГС

со со см т- ■чг со ю см со

2 0 1 1 2 со 0 2 2 0 1 см

■ ЧСС Dad )( Штанге Ж Генча —♦—Б ad

Даты обследований

Рис. 2. Изменения физиологических характеристик у студентов первого курса в процессе адаптации к образовательной среде вуза

На рис. 2 наглядно отображена динамика физиологических характеристик студентов на протяжении первого семестра обучения. Подробно анализируя графики, изображенные на рисунке, видно, что значения всех рассматриваемых характеристик колеблются в зоне высоких физиологических резервов. Тем не менее, напрашивается вопрос: если значения физиологических параметров, которые характеризуют индивидную сферу обучаемого, все же колеблются в определенных пределах и с различными степенями достоверности различий между первым и последующими днями психодиагностических обследований, то влияют ли факторы образовательной среды на эти изменения.

На этот вопрос можно ответить, рассмотрев взаимосвязи абстрагированных результатов влияний факторов образовательной среды с физиологическими параметрами.

Взаимоотношения с администрацией вуза рассматриваются студентами как фактор среды, вызывающий трудности. Установлено, что проблема в установлении взаимоотношений студентов начального периода обучения с администрацией вуза в индивидуальном рассмотрении ситуативна, однако прослеживается

общая тенденция, заключающаяся в ее актуализации. Другими словами можно сказать, что в течение восьми недель происходит приспособление адаптационной системы к рассматриваемому фактору влияния образовательной среды на личность обучаемого. Возможно, идет речь о краткосрочном этапе адаптации личности по данному фактору. Последующее отсутствие изменений может указывать на переход краткосрочного этапа адаптации в долговременный. При этом, исследуя взаимосвязь психофизиологических характеристик с показателем, характеризующим «установление взаимоотношений с администрацией вуза», выявлено, что для поддержания адаптационной системы студента первого курса в состоянии равновесия в первой половине семестра необходимы некоторые энергетические затраты кардиореспираторной системы организма, что вполне соответствует теории перехода краткосрочной адаптации в долговременную.

В качестве фактора образовательной среды, вызывающего определенные проблемы, студенты указывают изменение привычного распорядка дня. Наличие корреляционной связи между субъект-деятельностной сферой индивидуальности и индивидными характе -ристиками, указывает на наличие краткосрочного этапа адаптации по фактору «изменение привычного распорядка дня», который длится на протяжении первых семи недель и завершается переходом в долговременную адаптацию.

Следующим фактором, определяемым студентами как проблемный, является «изменение привычной системы обучения», который остается актуальным на протяжении первых шести недель. На восьмой неделе наблюдается кратковременная корреляционная взаимосвязь показателя, характеризующего «изменение привычной системы обучения» со способностью к задержке дыхания на вдохе (область значимости связи p<0,001) и на выдохе (область значимости связи p<0,01).

Таким образом, в решении проблемы по изменению стереотипа о способах, методах и приемах обучения в новой среде, индивидная сфера, хотя бы и краткосрочно, но все же участвует.

Наличие проблем в семейных взаимоотношениях студенты указывают на протяжении первых трех недель обучения. На восьмой неделе наблюдается кратковременная незначительная корреляционная взаимосвязь параметра, характеризующего «взаимоотношения в семье», с частотой сердечных сокращений и дисистолическим давлением (область значимости связи p<0,05). На одиннадцатой неделе повторяется кратковременная корреляционная связь с частотой сердечных сокращений (область значимости связи p<0,05).

Таким образом, одной из особенностей образовательного про -цесса можно назвать выравнивание в семейных взаимоотношениях. Это может быть связано с различными причинами, например, признанием родителями взрослости и самостоятельности своих детей, или переоценкой ценностей взаимоотношений для детей со своими родителями, или взаимообразные изменения во взглядах на отношения. Причем изменения во взаимоотношениях в семье у самих обучаемых связаны с участием как личностной, так и индивидной сфер.

Интересным представляются наблюдения за изменениями в осознании проблемы, возникающей от наличия или возможности получения задолженности в учебе. В течение первых трех недель она не представляется актуальной. Затем на четвертой - седьмой неделях происходит повышение значимости проблемы до р<0,05, затем на восьмой неделе и далее значения показателя, характеризующего наличие проблемы от фактора «задолженность по обучению» снижаются до области значимости р<0,1. В течение первых четырех недель корреляционных связей между рассматриваемыми характеристиками не наблюдаются (р<0,1). Далее появляются кратковременные связи фактора успешности обучения на уровне тенденций с дисистолическим артериальным давлением - пятая шестая неделя (р<0,05), систолическим артериальным давлением -пятая-шестая неделя (р<0,05), способностью к задержке дыхания на выдохе - седьмая неделя (р<0,01). Далее на восьмой-одиннадцатой неделях корреляционные связи отсутствуют. На двенадцатой неделе повторяется кратковременная связь с дисистолическим давлением (р<0,05) и способностью к задержке дыхания на вдохе (р<0,05). На семнадцатой неделе наблюдается тесная взаимосвязь фактора со способностью к задержкам дыхания на вдохе (р<0,001) и на выдохе (р<0,01). На восемнадцатой неделе корреляционная связь фактора со способностью к задержке дыхания на вдохе становится менее значимой (р<0,05), со способностью к задержке дыхания на выдохе пропадает. К сожалению, психодиагностическое обследование с тринадцатой по шестнадцатую недели включительно было прервано в силу большой загруженности всех участников на тринадцатой-четырнадцатой неделях, и Рождественскими каникулами на пятнадцатой-шестнадцатой неделях. Поэтому истинного развития событий на тринадцатой-четырнадцатой неде -лях установить не удалось. Тем не менее, после каникул адаптационная система имела большее напряжение со стороны респираторной системы.

Таким образом, успешность обучения является фактором, вызывающим напряжение физиологических механизмов адаптационной системы на различных этапах обучения.

Анализ динамики факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности, и их актуальность, предоставил возможность увидеть основные направления в адаптации обучаемых к образовательной среде вуза, которая сопряжена с перестройкой стереотипа представлений о взаимоотношениях с близкими родственниками и администрацией вуза, организации учебного процесса в вузе и распорядка дня. Установление этих фактов позволило сделать вывод о том, что факторы образовательной среды оказывают влияние на личностную и субъект-объектную сферы обучаемых.

Вместе с тем обнаружено, что каждый из рассматриваемых факторов в определенные периоды имеет различные по длительности и интенсивности корреляционные связи с физиологическими характеристиками. Что позволило утвердиться в парадигме о взаимосвязи всех структур индивидуальности и сделать предположение о доминировании, в процессе адаптации обучаемых к образовательной среде вуза, субъект-деятельностной и личностной сфер индивидуальности над индивидной. Вместе с тем, этапы актуализации проблем и взаимосвязи с изменениями физиологических характеристик, предположительно дают возможность установить момент перехода краткосрочной адаптации в долговременную.

Актуальность и практическая значимость выполненной научно -исследовательской работы несомненна, так как открывается возможность по ее результатам провести дальнейшую научно-исследовательскую работу по определению эффективности психо-коррекционных мероприятий и активных методов обучения в адаптации студентов к образовательной среде вуза.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления личности // Когнитивная психология. - М.: Наука, 1986.

2. Баевский Р.М. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям // Нервные и эндокринные механизмы стресса: сб. науч. тр. - Кишинёв: Штиинца, 1980. -С. 30-61.

3. Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психол. журн. - 1981. - Т. 2. № 1.

4. Березовин Н.А. Адаптация студентов и НОТ. - Минск: «Университетское», 1990.

5. Братусь B.C. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. - 1997.

- № 5.

6. Геллер Е.С., Свенцицский В.И. Смысл понятия «управления» в биокибернетике // Проблемы управления функциями организма человека и животных.

- М., 1973.

7. Голицин Г.А. Некоторые закономерности поведения массовых систем // Принципы системной организации функций. - М.: Медицина, 1984.

8. Горизонтов П.Д. Гомеостаз,его механизмы и значение // Гомеостаз. -М.: Медицина, 1976. - С. 5-23.

9. Губачёв Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. - Л., 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Дикая Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М., 1985.

11. Додонов Б. И. Эмоциональные типы, типичность и гармоничное развитие личности // Вопр. психологии. - 1978. - Т. 3. С. 21-31.

12. Каганов А.Б. Рождение гражданина. - М., 1983.

13. Калантар В.А. Многоплановый анализ биологических процессов // Теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистем. - М.: Наука, 1976. - С. 55-72.

14. Кассиль Г.И., Баевский Р.М., Вайсфельд И.Л. Временная координация физиологических и биохимических показателей здорового человека в суточном цикле // Цикадные ритмы человека и животных. - Фрунзе: Илим, 1975. - С. 26-29.

15. Ланг Г.Ф. Гипертоническая болезнь. - Л., 1950.

16. Левченко М.В. К вопросу об адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в педвузе // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. - Ереван, 1983.

17. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М.: МГУ, 1981.

18. Ливитов Н.Д. О психическом состоянии человека - М.: Просвещение, 1964.

19. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 1996.

20. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экспериментальных условиях // Руководство по физиологии. - М.: Наука, 1979. - С. 625-674.

21. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л.: Наука, 1982.

22. Меерсон Ф.З. Гиперфункция, гипертрофия и недостаточность сердца. - М.: Медицина, 1968.

23. Меерсон Ф.З. Механизмы формирования структурных основ адаптации на примере гипертрофии сердца // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. - М.: Медицина, 1976. - С. 27-44.

24. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1 986.

25. Небылицин В.Д. Функциональное состояние нервной системы человека и её основные свойства // Психофизиолог. исслед. индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - C. 187-192.

26. Парин В.В., Баевский Р.М. Введение в медицинскую кибернетику. -М.: Медицина, 1966.

27. Парин В.В., Меерсон Ф.З. Напряжение миокарда и функциональный резерв сердца. - М.: АМН СССР, 1962.

28. Рапохин Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности // Психол. журн. - 1981. - Т 2. - № 5. - С. 92-99.

29. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. изд. - СПб.: Мед. пресса, 2002.

30. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов

н/Д., 1986.

31. Ухтомский А.А. Доминанта. - М.: Наука, 1966.

32. Фролов В.М. Уровень функционирования физиологических систем и методы их определения. - Л.: Медицина, 1972.

33. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния. - Л.: ЛГУ, 1981. - С. 17-23.

34. Вегпаг К. (Бернар К.) Лекции по экспериментальной патологии. - М.: Биомедгиз, 1938.

УДК 159.922.8

И. А. Куницына, Е. Н. Беженуца Психологическая атмосфера в студенческих группах

Данная статья основана на результатах экспериментального исследования, посвященного изучению одной из актуальных и значимых проблем современной психологии - психологической атмосферы в студенческих группах. В статье представлено подробное описание психологической атмосферы в учебных группах, в которых студенты обучаются по специальностям «Прикладная информатика в экономике» и «Менеджмент в городском и муниципальном управлении». Приводится сравнение особенностей восприятия психологической атмосферы студентами I и V курсов, юношами и девушками. Раскрываются различия в восприятии психологической атмосферы студентами с разными акцентуациями характера.

This article is bases on the result of experimental issue, that was devoted to study of one of the most important and actual problems of modern psychology - to psychological atmosphere of students' groups. Detailed description of psychological atmosphere of academic students' groups, in which students acquire such professions as "Applied informatics in economics" and "Management in municipal government and municipal office", are given in the article. Comparisons of perception's peculiarities of psychological atmosphere by students of 1 and 5 courses, and by boys and girls are given. Differences of perception of psychological atmosphere by students with various character's accentuations are shown.

Ключевые слова: психологическая атмосфера, атмосфера общения, атмосфера деятельности, социально-психологический климат, студенческая группа, акцентуации характера, шкала-опросник Ф. Фидлера, методика С. Шмишека.

Key words: Psychological atmosphere, communication's atmosphere, activity's atmosphere, social-psychological climate, students' group, character's accentuations, F. Phidler's scale-questionnaire, S. Shmishek's method.

Проблемы формирования и функционирования студенческих групп не обойдены вниманием психологов (Донцов А. И., 1987; Ко-ломинский Я.Л., 2001; Немов Р.С., 1988; Смирнов С.Д., 2003; Ако-

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.