Научная статья на тему 'Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза'

Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1643
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ADAPTATION / EDUCATIONAL DIFFICULTIES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маклаков Анатолий Геннадьевич, Головешкин Иван Дмитриевич

Изучение влияния факторов образовательной среды вуза на психологические и психофизиологические характеристики студентов первого курса способствует пониманию изменений, происходящих в личности молодого человека при изменении привычных условий жизни и деятельности, при частичном изменении ведущего вида деятельности, присущего данному возрастному периоду. Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что на его основе можно предложить систему мероприятий по сопровождению адаптации студентов к условиям обучения в вузе, включающих психодиагностику, психокоррекционные мероприятия и оказание индивидуальной психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маклаков Анатолий Геннадьевич, Головешкин Иван Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of first year students to the educational environment of HEI

Factors of educational environment that influence psychological and psycho physiological characteristics of the first year students are analyzed in the article. That issue helps to understand changes of the personality of young people when social surroundings and occupational conditions are changing. Practical significance of the results is that various forms of psychological support to students adapting to the Institute of Higher Education educational environment can be suggested, which include psycho diagnostics and psychological counseling.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9228.8 - 057.87 : 159.923.2

А. Г. Маклаков, И. Д. Головешкин

Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза

Изучение влияния факторов образовательной среды вуза на психологические и психофизиологические характеристики студентов первого курса способствует пониманию изменений, происходящих в личности молодого человека при изменении привычных условий жизни и деятельности, при частичном изменении ведущего вида деятельности, присущего данному возрастному периоду.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что на его основе можно предложить систему мероприятий по сопровождению адаптации студентов к условиям обучения в вузе, включающих психодиагностику, психокоррекционные мероприятия и оказание индивидуальной психологической помощи.

Factors of educational environment that influence psychological and psycho physiological characteristics of the first year students are analyzed in the article. That issue helps to understand changes of the personality of young people when social surroundings and occupational conditions are changing.

Practical significance of the results is that various forms of psychological support to students adapting to the Institute of Higher Education educational environment can be suggested, which include psycho diagnostics and psychological counseling.

Ключевые слова: адаптация, трудности в обучении, образовательная среда вуза.

Key words: adaptation, educational difficulties, educational environment of Institute of Higher Education.

Проблема адаптации в психологии не нова. Значительный вклад в формирование теоретических основ социальнопсихологической адаптации внесли современные отечественные ученые, которые рассматривают адаптацию как биологическое приспособление к среде (Р. М. Баевский, Е. А. Горелова, А. М. Крупник, В. И. Медведев), как процесс активного взаимодействия индивида и социального окружения (П. К. Анохин, А. Ю. Александровский, Ф. Б. Березин, А. М. Вейн), одновременно и как процесс и как результат приспособления (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Маклаков, А. Б. Георгиевский), как механизм развития личности (А. А. Ре-

ан, С. Т. Посохова, А. А. Алдашева, С. И. Розум и др.). Вместе с тем, несмотря на постоянный интерес к изучению проблем адаптации, приходится признать, что еще недостаточно комплексных психологических исследований, посвященных приспособляемости учащихся к условиям новой системы обучения.

Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно его механизмы, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования в постоянно изменяющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Начиная с работ К. Бернара [6], выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды организма, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

В развитии большинства адаптационных реакций прослеживаются два этапа, а именно: начальный этап срочной, но не совершенной адаптации и последующий этап совершенной, долговременной адаптации [4]. Срочная адаптационная реакция возникает непосредственно после начала действия раздражителя и, следовательно, может реализовываться лишь на основе готовых, ранее сформированных физиологических механизмов. Особенность ее состоит в том, что деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей, при почти полной мобилизации функционального резерва, и далеко не в полной мере обеспечивает адаптационный эффект. Следовательно, реализуется «с места», но оказывается несовершенной. Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного воздействия на организм факторов среды и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления приобретается новое качество - он из неадаптированного превращается в адаптированный. Именно переход от срочного, к долговременному является узловым моментом адаптационного процесса, делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде. Механизмом этого перехода является обеспечение реакции организма на факторы среды не отдельными органами, а определенным образом ориентированными и соподчиненными между собой системами.

Несмотря на то, что механизмы регуляции адаптационных реакций у всех людей однотипны, исход адаптации может быть различным даже при воздействии одного и того же стрессора. Это явление связано с индивидуальностью человека, его пределами нормального функционирования, которые отражают наличие функциональных резервов и которые можно охарактеризовать как разность

между максимально допустимым уровнем его специфической функции в условиях физиологического покоя, и как готовность организма выполнить заданную деятельность в указанное время. В настоящее время разработан целый ряд интегральных показателей, оценивающих физиологические резервы организма. Однако, по мнению А.Г. Маклакова, в формировании функциональных состояний особая роль принадлежит субъективной стороне, опосредуемой личностными особенностями индивида, что определяет необходимость более глубокого изучения механизмов психической регуляции адаптационных процессов [3].

Под социальной адаптацией, по мнению А.Г. Маклакова, подразумевается постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, при этом важнейшим ее аспектом является принятие индивидом определенной социальной роли (процесс социализации) [3].

Очевидно, что нарушение баланса в системе «человек-среда» возникает не как следствие пассивного восприятия субъектом жизненных событий, а в результате активного взаимодействия.

Б. Рубин и Ю. Колесников называют адаптацией студентов процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности, усматривая главный момент этого процесса в содержательном, творческом приспособлении индивида к особенностям избранной им профессии и специальности с помощью учебного процесса [5]. Результатом адаптации студента, по их мнению, является положительное отношение его к избранной профессии, поглощенность ею, и этот результат фиксируется показателями академической успеваемости.

Исследования проведённое Кагановым А.Б., показало, что 70 % студентов первых курсов, 55 % студентов вторых и 53 % - третьих испытывают затруднение в связи с переходом на вузовские формы обучения. Среди причин, вызывающих эти трудности, студенты всех курсов поставили на первое место необходимость организовать самостоятельную учёбу. Трудности адаптации, в свою очередь, оказывают значительное влияние на успеваемость студентов. При этом 58 % студентов первых-третьих курсов жалуются на утомление от занятий [1]. Аналогичные затруднения студентов отмечают и другие исследователи. М.В. Левченко приходит к выводу, что у первокурсников недостаточно сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности [2].

С целью изучения влияния факторов образовательной среды вуза на психологические и психофизиологические характеристики студентов первого курса на факультете психологии Ленинградского

государственного университета имени А.С. Пушкина проводилось комплексное исследование. В исследовании приняло участие 150 человек.

В ходе исследования изучалось наличие взаимосвязей между психологическими и психофизиологическими характеристиками обучаемых. Кроме этого, был разработан опросник, отражающий наиболее актуальные проблемы, с которыми, возможно, сталкиваются студенты, начиная обучение в вузе. Опросник был задуман таким образом, что максимальное значение вопроса указывает на наличие проблемы в той или иной сфере деятельности и, наоборот, минимальное значение - на отсутствие проблем. Исследование проводилось лонгитюдным методом.

Студентам перед началом занятий предлагалось ответить на вопросы опросника и одновременно снимались показатели по отдельным психофизиологическим характеристикам: частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление, время задержки дыхания на вдохе и на выдохе и т. д.

В результате проведенного исследования были выявлены те сферы привычной жизни и деятельности молодых людей, которые оказались наиболее подвержены определенным изменениям. Так, было установлено, что в течение первого семестра у студентов наблюдаются достоверные изменения в пяти сферах: взаимоотношения в семье, взаимоотношения с администрацией вуза, изменение привычного распорядка дня, изменение привычной системы обучения и успеваемость (рис.).

Рис. Динамика факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности

На рис. представлена подробная динамика характеристик по тем аспектам жизни и деятельности, которые подвергаются максимальным изменениям при поступлении выпускника общеобразовательной школы в вуз. За начальную точку отсчета было принято первое психодиагностическое обследование и все сравнения проводились по отношению к показателями первого обследования.

Анализ динамики факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности, и их актуальность предоставил возможность увидеть основные направления в адаптации к образовательной среде вуза. Так, в течение первых шести недель устанавливается определенная система взаимоотношения с администрацией вуза (факультета), т. е. происходит формирование определенных социальных стереотипов поведения, ориентированных на соблюдения тех норм и правил, которые существуют в вузе.

Вместе с тем, в течении первых трех недель происходит изменение отношений с близкими родственниками. Вероятно, это связано с изменением социального статуса обследованных молодых людей (из школьников «превратились» в студентов, что воспринимается как процесс быстрого взросления). Причем процесс изменения отношений с ближайшими родственниками наиболее выражен у тех студентов, которые стали жить в студенческом общежитии.

Причем не вызывает сомнения, что характер изменения семейных взаимоотношений связан не только со студентами, но и их родителями. Это может быть обусловлено разными причинами, например, признанием родителями взрослости и самостоятельности своих детей, или переоценкой ценности взаимоотношения со своими детьми и др.

В течение восьми недель длится привыкание к новым для первокурсников распорядку дня и системе обучения. Это связано, прежде всего, с изменением характера учебных занятий и особенностями организации учебного процесса.

Кроме этого, весьма интересна динамика отношения студентов к проблеме успеваемости. Так, в течение первых двух недель успеваемость не вызывает никакого беспокойства. Вероятно, это связано с тем, что у первокурсников возникает ощущение, что их никто не контролирует в плане посещаемости занятий, а также в отношении того, что никого не интересует, как они усваивают учебный материал. Однако это ощущение ошибочно, поскольку в течение первых двух недель октября деканат факультета проводит первый анализ посещаемости студентами занятий и делает это регулярно на протяжении всего учебного года. На основании проведенного анализа со студентами, у которых наблюдается низкая учебная дисциплина, проводятся определенные мероприятия воспитательного характера. В результате на протяжении последующих одиннадцати недель

проблемы с возможностью возникновения задолженности в обучении и, соответственно, получения отказа в допуск к зачетноэкзаменационной сессии актуализируются.

Таким образом, адаптация обучаемых к образовательной среде вуза вызывает перестройку стереотипа представлений у студентов-первокурсников о взаимоотношениях между субъектами учебного процесса, об учебном процессе в целом, а также организации распорядка дня. Следовательно, можно предположить, что факторы образовательной среды оказывают влияние на личностную и субъ-ект-объектную сферы обучаемых. Остается выяснить, в какой мере индивидуальные особенности студентов задействованы в процессе адаптации к новым условиям.

Подробный анализ результатов исследования динамики физиологических характеристик студентов на протяжении первого семестра обучения позволил установить, что показатели всех изучаемых физиологических характеристик характеризуются наличием определенного колебания в зоне высоких физиологических резервов. Наличие подобной закономерности уже само по себе способствует возникновению вопроса следующего содержания: если значения физиологических параметров, которые в той или иной степени характеризуют индивидную сферу обучаемого, все же колеблются в определенных пределах и с разным уровнем достоверности различий между первым и последующими днями психодиагностических обследований, то влияют ли факторы образовательной среды на эти изменения?

На этот вопрос можно ответить, рассмотрев характер взаимосвязи результатов исследования влияния факторов образовательной среды на личность студентов-первокурсников с полученными характеристиками отдельных физиологических параметров организма студентов.

Так, взаимоотношения с администрацией вуза рассматриваются студентами как фактор среды, вызывающий определенные трудности в организации их повседневной жизни. Выявлено, что проблема в установлении взаимоотношений с администрацией вуза у студентов, при индивидуальном рассмотрении, носит ситуативный характер, однако прослеживается общая тенденция, заключающаяся в ее актуализации в течение определенного периода обучения. Другими словами можно сказать, что в течение первых восьми недель происходит приспособление студентов к данному фактору образовательной среды, оказывающему весьма значимое влияние на личность обучаемого.

Вероятно, речь идет о краткосрочной адаптации личности к данному фактору. Последующее отсутствие изменений по рассматриваемому фактору может указывать на переход краткосрочного

этапа адаптации в долговременный. При этом, исследуя взаимосвязь психофизиологических характеристик с показателем, характеризующим «Установление взаимоотношений с администрацией вуза», выявлено, что для поддержания адаптационной системы студента первого курса в состоянии равновесия под действием фактора образовательной среды «Установление взаимоотношений с администрацией вуза», в первой половине семестра необходимы некоторые энергетические затраты организма, что вполне соответствует теории перехода краткосрочной адаптации в долговременную. При этом не вызывает сомнения, что характер установленного равновесия в отношении данного фактора образовательной среды будет в той или иной степени влиять на характер изменения функционального состояния организма на протяжении всего периода обучения.

Интересным представляются наблюдения за изменениями в осознании студентами проблемы, возникающей от наличия или возможности получения задолженности в учебе и соотношении данной проблемы с изменениями физиологических показателей организма. В течение первых трех недель данная проблема не представляется актуальной. Затем на четвертой-седьмой неделях происходит повышение значимости проблемы до р<0,05, затем на восьмой неделе и далее значения показателя, характеризующего наличие проблемы от фактора «задолженность по обучению» снижаются до уровня значимости р<0, 1.

В течение первых четырех недель обучения корреляционных связей между рассматриваемыми характеристиками и физиологическими показателями функционального состояния организма не наблюдаются (р<0,1). Далее появляются кратковременные связи фактора успешности обучения (на уровне тенденций) с дисистоли-ческим артериальным давлением - пятая-шестая неделя (р<0,05), систолическим артериальным давлением - пятая-шестая неделя (р<0,05), способностью к задержке дыхания на выдохе - седьмая неделя (р<0,01). Далее на восьмой-одиннадцатой неделях корреляционные связи отсутствуют. На двенадцатой неделе повторяется кратковременная связь с дисистолическим давлением (р<0,05) и способностью к задержке дыхания на вдохе (р<0,05), характеризующей состояние кардиоресператорной системы. На семнадцатой неделе наблюдается тесная взаимосвязь фактора со способностью к задержкам дыхания на вдохе (р<0,001) и на выдохе (р<0,01). На восемнадцатой неделе корреляционная связь фактора со способностью к задержке дыхания пропадает.

Таким образом, можно предполагать, что успешность обучения является не только одним из наиболее значимых факторов образовательной среды, но и фактором, вызывающим у большинства сту-

дентов напряжение физиологических механизмов организма на различных этапах обучения, вызванных процессом адаптации к новым условиям.

Другим фактором образовательной среды, вызывающим определенные проблемы в адаптации к новым условиям, студенты указывают изменение привычного распорядка дня. Наличие корреляционной связи между субъект-деятельностной сферой и индивидными характеристиками, указывает на наличие краткосрочного этапа адаптации по фактору «Изменение привычного распорядка дня», который длится на протяжении первых семи недель и завершается переходом в долговременную адаптацию. Следовательно, среднестатистическому студенту требуется около семи недель, чтобы привыкнуть к новой системе организации занятий и учебного дня в целом. Соответственно, если конкретный студент за этот промежуток времени не сможет приспособиться к новому распорядку дня, то это будет свидетельствовать о наличии у такого студента осложнения в адаптации к образовательной среде, что, в свою очередь, указывает на необходимость оказания ему соответствующей психологической помощи.

Таким образом, в решении проблемы по изменению стереотипа о способах, методах и приемах обучения в новой среде, сфера, индивида хотя бы и краткосрочно, но все же участвует, т.е. определенные адаптационные перестройки происходят и на уровне физиологических систем организма и изменения психофизиологических характеристик.

Следовательно, исследование, проведенное по выявлению факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности, и анализ динамики некоторых личностных и физиологических характеристик с данными факторами, предоставили возможность увидеть основные направления в адаптации студентов к образовательной среде вуза, которая сопряжена с перестройкой стереотипов представлений о взаимоотношениях с близкими родственниками, администрацией вуза, представлений об организации учебного процесса в вузе и распорядка дня. Установление этих фактов позволило сделать предположение о том, что факторы образовательной среды оказывают влияние на личностную и субъект-объектную сферы обучаемых.

Вместе с тем обнаружено, что каждый из рассматриваемых факторов в определенные периоды имеет различные по длительности и интенсивности корреляционные связи с физиологическими характеристиками. Что позволило утвердиться в парадигме о взаимосвязи всех структур индивидуальности и сделать предположение о доминировании, в процессе адаптации обучаемых к образовательной среде вуза, субъект-деятельностной и личностной сфер над ин-

дивидной. Вместе с тем, этапы актуализации проблем и взаимосвязи с изменениями физиологических характеристик, предположительно дают возможность установить момент перехода краткосрочной адаптации в долговременную, что весьма важно для организации психолого-педагогического сопровождения студентов в период их адаптации к образовательной среде вуза.

Актуальность и практическая значимость выполненной научноисследовательской работы заключается в том, что полученные результаты позволяют организовывать мероприятия по психологическому сопровождению студентов и своевременно оказывать психологическую помощь тем обучаемым, кто испытывает осложнения в адаптации. Причем дальнейшие научные исследования могут быть связаны с поиском наиболее эффективных средств оказания психологической помощи студентам и разработки общей системы организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Список литературы

1. Каганов А. Б. Рождение гражданина. - М., 1983.

2. Левченко М.В. К вопросу об адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в педвузе // Психологические и социально- психологические особенности адаптации студента. - Ереван, 1983.

3. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1996.

4. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - 635 с.

5. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. -Ростов н/Д., 1986. - 277 с.

6. Вегпаг К. (Бернар К.) Лекции по экспериментальной патологии. - М.: Биомедгиз, 1938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.