Научная статья на тему 'Профессионально-мобильная практика как системообразующий компонент подготовки специалистов социальной сферы'

Профессионально-мобильная практика как системообразующий компонент подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА / MOBILITY / OCCUPATIONAL MOBILITY / REFLECTION / PROFESSIONAL AND PERSONAL REFLECTION / PRACTICE / PROFESSIONALLY MOBILE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхаков Ринад Хакимуллович

Рассматривается такое качество личности, как мобильность. Приводится определение понятия «профессиональная мобильность». Определены компетенции, которые формируются в условиях профессионально-мобильной практики, и метод отслеживания формирования этих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper examines such quality of a person as mobility. It gives the definition of professional mobility and defines the competencies, which are formed in the process of a professionally mobile practice. The article describes the method of management of formation of these competencies.

Текст научной работы на тему «Профессионально-мобильная практика как системообразующий компонент подготовки специалистов социальной сферы»

УДК 378.147:364-43

ББКСЭОр ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.08

Исхаков Ринад Хакимуллович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, ll; e-mail: ishak@list.ru.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильность; профессиональная мобильность; рефлексия; профессионально-личностная рефлексия; практика; профессионально-мобильная практика.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается такое качество личности, как мобильность. Приводится определение понятия «профессиональная мобильность». Определены компетенции, которые формируются в условиях профессионально-мобильной практики, и метод отслеживания формирования этих компетенций.

Ishakov Riiiatl Hakimullovdch,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PROFESSIONALLY MOBILE PRACTICE AS THE BASIC COMPONENT OF TRAINING SPECIALISTS OF THE SOCIAL SPHERE

KEY WORDS: mobility; occupational mobility; reflection; professional and personal reflection; practice; professionally mobile practice.

ABSTRACT. The paper examines such quality of a person as mobility. It gives the definition of professional mobility and defines the competencies, which are formed in the process of a professionally mobile practice. The article describes the method of management of formation of these competencies.

Социально-экономические преобразования в России, интеграция ее в мировую систему высшего образования, появление новых ценностно-смысловых интенций в образовании, понимание социально-личностной значимости высокой профессиональной подготовки человека выявили необходимость в специалисте нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности.

Изменения в реальной действительности социума превосходят динамику личностной готовности к принятию динамично изменяющей реальности. Это проявляется в низком уровне мобильности человека как специалиста.

Система образования в этой ситуации призвана помочь будущему специалисту сформировать в себе профессионально-личностные качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной личности, относящиеся к профессиональной мобильности.

Мобильность человека в современном мире, с одной стороны, является фактором, выражающим динамизм, усиление интенсивности, изменчивости социальных процессов, а с другой - фактором, обеспечивающим устойчивость, управляемость развития общества.

Сама по себе мобильность населения не является непосредственно вопросом образования: она порождается качественными изменениями процессов обществен-

ного развития и регулируется общественными отношениями. Мобильность, подвижность социальных групп и отдельных индивидов обусловлена все нарастающим динамизмом современной жизни, постоянным обновлением технологий и условий социальной, прежде всего профессиональной, деятельности, неравномерностью социального и экономического развития разных регионов, различных отраслей общественного производства и сфер жизнедеятельности людей и многими другими объективными процессами и явлениями. Иными словами, сама изменяющаяся жизнь объективно заставляет людей быть мобильными (Б. С. Гершунский, И. Р. Пригожин, И. Т. Фролов и др.) [2; 5; 7].

В настоящее время идет динамичное реформирование высшего профессионального образования. На смену ГОСа-2005 пришел ФГОС-20Ю, который затем заменится ФГОСом 3+ и последующими, так как процесс реформирования многообразен и бесконечен.

В условиях реализации ФГОСа-2010 в высших профессиональных образовательных учреждениях идет двухуровневая подготовка: бакалавриат и магистратура. Насколько это целесообразно, покажет время, но сегодняшняя ситуация на рынке труда такова, что учреждения ждут прихода специалиста, именно специалиста, а не бакалавра или магистра. Работодатели критически относятся к нововведениям в высшем

© Исхаков P. X., 2014

профессиональном образовании по подготовке кадров [6].

Социальным учреждениям различной ведомственной подчиненности нужен специалист, который профессионально, компетентно будет решать производственные вопросы, и он их будет решать оперативно на основе такого сформированного профессионально-личностного качества, как профессиональная мобильность.

Профессиональная мобильность специалиста должна рассматриваться как интегральное динамическое качество личности, обеспечивающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность к освоению инноваций в образовании и к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в социально-педагогической деятельности и профессиональном сообществе.

В качестве характеристик профессиональной мобильности (внутренней) можно выделить:

• открытость, выражающуюся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному - способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;

• активность, обеспечивающую постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т. д.;

• адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности; при этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменениям в профессиональной сфере, функционально различным видам деятельности должна строиться на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и нравственно-культурных констант;

• коммуникативность как способность устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;

• креативность, обеспечивающую творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию [4].

Профессиональное и личностное формирование и становление студента как специалиста возможно в условиях практики, т. е. в условиях реальных профессионально-производственных ситуаций по решению в качестве практиканта определенных проблем людей разных возрастных и социальных категорий.

Динамичная подготовка специалиста с таким профессионально-личностным качеством, как профессиональная мобильность, возможна в условиях профессионально-мобильной практики.

Профессионально-мобильная практика - это практико-ориентированный вид учебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования такого профессионально-личностного качества, как профессиональная мобильность.

Реализация профессионально-мобильной практики возможна при динамичной организации и проведении практик, когда студенты мобильны:

а) организационно:

- они активно включаются во время практики в производственную деятельность учреждений различной ведомственной подчиненности;

- они активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности;

б) содержательно:

- они открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;

- они активно включаются в решение социально-педагогических проблем в условиях учреждения;

- они креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике.

При организации практики студентов учитываются следующие аспекты:

- соответствие целей и задач практики уровню и степени подготовки студентов;

- стремление к непрерывной и последовательной интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в университете;

- преемственность структуры и содержания практики студентов разных курсов обучения;

- освоение и усложнение ролевого репертуара специалиста социальной сферы студентами последовательно, курс за курсом.

Научно-методическое обеспечение практики базируется на рабочих программах.

Программы практик имеют одинаковую структуру, включающую в себя следующие обязательные компоненты: цель и задачи практики, сроки прохождения, описание основного содержания практики (подготовительный, рабочий, итоговый

этапы), особенности организации деятельности студентов для каждого вида практики, ожидаемые результаты, формы отчетной документации.

Системо- и структурообразующим понятием при определении содержания рабочих программ по практике различных профессионально-образовательных направлений является компетенция.

Компетентностный подход реализуется в практико-ориентированной подготовке специалистов социальной сферы и отражен в рабочих программах практики студентов - будущих специалистов социальной сферы.

Управленческая система любого учреждения социальной защиты - это производство, включающее взаимодействие, взаимоотношения, посредничество между участниками (специалист - клиент), характеризующееся номенклатурой служебных документов, организационно-исполнительной системой, нормативно-правовой системой законодательных документов, - все это является содержанием профессиональной деятельности специалистов учреждений социальной защиты различной ведомственной подчиненности.

К основным конструктам профессиональных компетенций относятся организационно-управленческие, правовые, документные, консультационно-информационные, коммуникативные. Структура заданий должна быть системной, выстроена с учетом принципа динамичного формирования этих компетенций.

Компетенция является категорией динамично развивающейся, поэтому понятия и перечень компетенций будут постоянно уточняться.

Организационно-управленческая компетенция. Клиенту можно помочь, если студент знает, как организовать административно-исполнительскую реализацию спроектированной помощи.

Правовая компетенция. Чтобы помочь клиенту (ребенку), необходимо знать государственную законодательную систему социальной защиты. Без знания законов решение проблемы не продвинется дальше эмоциональных переживаний.

Документная компетенция. Помощь буден реальна, если студент знает, как документально оформить нормативно-правое оказание помощи.

Консультационно-информационная компетенция. Способность проконсультировать клиента по его проблеме на основе теоретико-практических знаний, дать адекватно целесообразные рекомендации, приводящие к положительному решению его проблемы.

Коммуникативная компетенция.

Правильно воспринять, преобразовать и сформулировать проблему, выраженную клиентом в его эмоционально-личностных переживаниях, очень важно для эффективного ее решения. Для того чтобы помочь клиенту, необходимо услышать его.

При подготовке специалиста социальной сферы очень важно проследить динамику формирования этих компетенций в условиях практики.

Осуществляющееся в ходе обучения в вузе успешное овладение профессиональными знаниями с их последующим применением на практике не может быть реализовано в жизни без определенных личностных изменений, основанных на осознании себя специалистом.

Факультет психологии и педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета в процессе практики ориентирует студентов на то, чтобы они учитывали при работе с клиентами их типологические особенности при решении их проблем. Осознание и понимание данного концепта приводит к положительной динамике профессионального становления студентов как специалистов.

Но в настоящее время актуализируется и другой концепт. Очень важно не только то, что происходит с клиентом на его личностном уровне, но и что происходит со студентом уже на его личностном уровне после взаимодействия и установления взаимоотношений с клиентом, т. е. после оказания всей необходимой помощи или после единичного акта, действия. С одной стороны клиент получает профессиональную помощь и получает в итоге удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей на личностно-социальном уровне, а с другой стороны студент тоже получает удовлетворение или неудовлетворение от выполненной им работы, но уже на личностно-профессиональном уровне. В студенте происходят, на сознательном или бессознательном уровне, профессионально-личностные изменения [1] .

Важна не только внешняя оценка уровня готовности студента к работе - не менее, а может, и более всего важна личностная, а именно профессионально-личностная оценка студентом своей готовности к работе, то, насколько он уверен в себе как специалисте. И при окончательном определении своей профессиональной судьбы для студента очень важна не только внешняя (сторонняя) оценка (она по объективным причинам обычно субъективна), а именно личностная, которая и будет являться более объективной для него самого как человека, личности. На ее основании и возникает же-

лание или нежелание работать по ранее выбранной профессии, специальности.

Уровень своей профессионально-личностной готовности к производственной деятельности в условиях социальных учреждений различной ведомственной подчиненности студент может оценить только сам на основе самоанализа - рефлексии [3].

Процедуру рефлексии студент осуществляет при заполнении индивидуальных развернутых анкет по самоанализу до и после всех видов практики, а их по ФГОСу-2010 шесть: «инструктивно-методический лагерь» (учебная), психолого-педагогическая - на 1 курсе; психолого-педагогическая - на 2 курсе; социально-педагогическая - на 3 курсе; «практика в школе» и комплексная практика - на 4, завершающем обучение курсе [6].

При анализе этих анкет можно определить динамику формирования профессиональных специальных компетенций студента-выпускника, которые являются основой такого профессионально-личностного качества, как профессиональная мобильность.

При положительной динамике студент с большей вероятностью пойдет работать по специальности, при отрицательной вероятность того, что он пойдет работать по специальности, меньше, а если и пойдет работать по специальности, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Студент-выпускник будет личностно, социально и профессионально защищен на рынке труда, если у него сформирована профессиональная мобильность как профессионально-личностное качество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вульфов Б. 3. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. 1994. № 2. С. 43-50.

2. Гершунский Б. С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. Педагогика. 1987. № 7. С. 57-62.

3. Двоеглазова М. Ю. Особенности реализации личностной рефлексии субъектом // Образование и наука: достижения, задачи и перспективы. Мурманск : МГИ, 2004. С. 10-14.

4. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : моногр. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург : Ажур, 2014.

5. Пригожин И Р. Философия нестабильности // Вопр. философии. 1991- N° 6. С. 46-52.

6. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) : приказ Минобрнауки России от 22 дек. 2009 г. № 788. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_i0/prm200-i.pdf.

7. Фролов С. С. Социология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999-

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.