Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижник Галина Николаевна, Столярова Елена Петровна

В статье рассмотрен вопрос эффективности использования студентами мобильных приложений для самостоятельного планирования тренировочного процесса, во время проведения самостоятельных занятий физической культуры. Представлен сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности студентов в процессе самостоятельных занятий физической культуры в период самоизоляции. В качестве оценки двигательной подготовленности студентов использовался тест Купера, характеризующий уровень выносливости, как показатель здоровья человека и методика Самочувствие-активность-настроение (САН). Результаты исследования показали, что использование программ мобильных приложений «RunKeeper», «Шагомер Noom» в процессе самостоятельных занятий физической культуры позволило повысить мотивационную активность студентов, повлияло на поддержание их здорового образа жизни и способствовало повышению уровня двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нижник Галина Николаевна, Столярова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF SELF-ISOLATION OF STUDENTS WITH THE USE OF MOBILE APPLICATIONS

The article considers the issue of the effectiveness of using mobile applications by students for independent planning of the training process, during independent physical culture lessons. The comparative analysis of indicators of students' motor readiness in the process of independent physical culture lessons during the period of self-isolation is presented. As an assessment of students' motor training, the Cooper test was used, which characterizes the level of endurance as an indicator of human health and the SAM method (state of health-activity-mood). The results of the study showed that the software for using the applications "RunKeeper", "Pedometer Noom" in the process of independent physical culture lessons to increase the motivational activity of students, influenced the maintenance of their healthy lifestyle and contributed to an increase in the level of motor fitness.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ»

ки курсантов системы вузов Росгвардии в контексте формирования готовности к педагогической профилактике межличностных конфликтов вызывают интерес и могут быть перспективны для дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головченко Н.И. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению, дис. ... канд. пед. наук / Головченко Николай Иванович. - Казань, 2015. - 213 с.

2. Уваров Е.А. Психическая устойчивость как критерий самоорганизации субъекта / Е.А. Уваров // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. -2018. - Вып. 4 (40). - С. 39-47.

3. Шаранов, Ю.А. Педагогические основы сплочения многонациональных воинских коллективов в войсках МВД СССР : дис. ... канд. пед. наук / Шаранов Юрий Александрович. -Москва, 1989. - 208 с.

4. Щербакова, О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде : дис. ... д-ра психол. наук / Щербакова Ольга Ивановна. - Москва, 2011.- 395 с.

REFERENCES

1. Golovchenko, N.I. (2015), Training of cadets of higher military educational institutions to work with servicemen prone to criminogenic behavior, dissertation, Kazan.

2. Uvarov, E.A. (2018), "Psychic stability as a criterion for self-organization of the subject", Bulletin of the Tambov State University. Series Humanities, Issue 4 (40), рр. 39-47

3. Sharanov, YU.A. (1989), Pedagogical foundations of the rallying of multinational military teams in the troops of the USSR Ministry of Internal Affairs, dissertation, Moscow.

4. Shcherbakova, OI (2011), Psychology of the conflictological culture of a specialist's personality: formation in a contextual educational environment, dissertation, Moscow

Контактная информация: alanbekov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 22.04.2021

УДК 796.011

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ

ПРИЛОЖЕНИЙ

Галина Николаевна Нижник, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Петровна

Столярова, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос эффективности использования студентами мобильных приложений для самостоятельного планирования тренировочного процесса, во время проведения самостоятельных занятий физической культуры. Представлен сравнительный анализ показателей двигательной подготовленности студентов в процессе самостоятельных занятий физической культуры в период самоизоляции. В качестве оценки двигательной подготовленности студентов использовался тест Купера, характеризующий уровень выносливости, как показатель здоровья человека и методика Самочувствие-активность-настроение (САН). Результаты исследования показали, что использование программ мобильных приложений «RunKeeper», «Шагомер Noom» в процессе самостоятельных занятий физической культуры позволило повысить мотивационную активность студентов, повлияло на поддержание их здорового образа жизни и способствовало повышению уровня двигательной подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, самостоятельные занятия, двигательная активность, мобильные приложения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p215-219

ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF SELF-ISOLATION OF STUDENTS WITH THE USE OF MOBILE

APPLICATIONS

Galina Nikolaevna Nizhnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Pe-trovna Stolyarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bunin Yelets State

University, Yelets

Abstract

The article considers the issue of the effectiveness of using mobile applications by students for independent planning of the training process, during independent physical culture lessons. The comparative analysis of indicators of students' motor readiness in the process of independent physical culture lessons during the period of self-isolation is presented. As an assessment of students' motor training, the Cooper test was used, which characterizes the level of endurance as an indicator of human health and the SAM method (state of health-activity-mood). The results of the study showed that the software for using the applications "RunKeeper", "Pedometer Noom" in the process of independent physical culture lessons to increase the motivational activity of students, influenced the maintenance of their healthy lifestyle and contributed to an increase in the level of motor fitness.

Keywords: physical culture, independent studies, physical activity, mobile applications.

ВВЕДЕНИЕ

Возникшие в последнее время трудности в организации и проведении урочных форм занятий в связи сложившейся повсеместно ситуацией пандемии и вынужденной самоизоляцией, вывело работу вузов на дистанционную форму обучения, включая и проведение практических занятий физической культуры [1]. Возникла необходимость поиска решения проблемы проведения практических занятий в дистанционной форме обучения и разработку программ самостоятельных занятий для более эффективной реализации цели и задач физической культуры [4].

В условиях сложившейся ситуации дистанционного обучения есть свои преимущества и недостатки. Одним из главных плюсов дистанционной формы обучения является отсутствие привязки к определенному месту проведения занятий. Это значительно экономит время и помогает сформировать более гибкий график выполнения самостоятельных упражнений обучающимися. Предоставляет возможность заниматься в своем личном темпе и в удобное для себя время, в комфортных условиях. К несомненным плюсам можно отнести доступность дистанционного обучения, так как в наше время большинство имеет необходимые гаджеты и другие каналы связи в Интернет. Однако, в свою очередь данная форма обучения требует личной ответственности и дисциплины от занимающихся.

Из недостатков можно отметить сложность в разработке программы дистанционного обучения и её реализации. В отсутствии контроля над процессом формирования умений и навыков, так как преподаватель выступает лишь в роли методиста, фиксирующий выполнение заданий. В такой ситуации может возникнуть необходимость в использовании дополнительного спортивного оборудования, которое отсутствует в домашних условиях.

В то же время такой подход может, наоборот, дисциплинировать обучающихся и находить возможность использовать подручные материалы для выполнения упражнений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе дистанционной формы практических занятий по физической культуре для студентов были разработаны задания по составлению и выполнению различных комплексов упражнений, направленных на решение определенных задач: воспитание общей

выносливости, силовых способностей, улучшение подвижности в суставах и гибкости, увеличение мышечного поперечника, профилактика нарушения осанки и многое другое.

Например, для решения задачи, направленной на воспитание силовых способностей, предлагалось составить комплекс из 5-6 упражнений для укрепления мышц спины. Студентам необходимо выполнить и прислать видеоотчёт с указанием исходного положения, дозирования нагрузки (кол-во повторений, подходов) и методических рекомендаций. В то же время эти упражнения рекомендовали для профилактики нарушения осанки, в связи с длительным пребыванием в статической позе при работе с компьютером. с целью снятия чрезмерного напряжения и в случае утомления.

Выполняя упражнения, обучающиеся комментировали свои действия и выбор упражнений, давая методические указания. Средством обратной связи послужили: электронная почта, социальные сети, различные мессенджеры, где корректировались преподавателем недостатки и ошибки выполнения.

Одной из разновидности заданий по физической культуре для самостоятельного выполнения, студентам предлагался видеоматериал мастер-класса с техникой выполнения упражнений. С другой стороны, в таких условиях отсутствует индивидуальный подход к занимающимся, не учитывается уровень двигательной подготовленности каждого студента, не все упражнения могут правильно выполняться (искажается техника выполнения) и дозироваться, что может привести к травматизму и ухудшению в состоянии здоровья, особенно у студентов, относящихся к подготовительной и специальной медицинской группе.

На сегодняшний день существует значительное количество мобильных приложений для поддержания здорового образа жизни [2, 3]. В связи с этим, для самостоятельных занятий и повышения двигательной активности студентов в качестве альтернативы нами было рекомендовано использование мобильных приложений. Для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья нами было рекомендовано использование мобильного приложения «Шагомер №от», для подсчета количества пройденных шагов, так как ходьба является самым безопасным и естественным видом физической активности.

Для студентов с нормой здоровья, кроме выше указанного приложения была предложена программа «Правильный бег ЯипКеереп», которая подходит как для бега, так и велосипедных и пеших прогулок. Данная программа позволяет фиксировать все детали маршрута: расстояние, среднюю скорость и темп движения, а специальный фитнесс-трекер способен фиксировать все данные, анализировать их и выдавать рекомендации, а также можно задать личную тренировку.

Помимо повышения двигательной активности студентов в нашем исследовании нас интересовал вопрос эффективности использования данных приложений с целью формирования мотивация к сохранению спортивной формы, регулярности тренировок и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Для этого в меню мобильного приложения имеется функция - постановка цели, использование которой мотивирует занимающихся на работу над собой. Такими целями могут быть: самая длительная тренировка; сбросить вес; выполнить забег; преодолеть общую дистанцию; частота и продолжительность занятий в неделю. Постановка цели - основа мотивации, как спорте, так и целом по жизни. Ставя перед собой цель и намечая срок на ее выполнение, человек психологически настраивается на ее выполнение: не забрасывает тренировки после первых самых утомительных дней, постепенно увеличивает нагрузки, получает удовольствие от каждого пройденного шага.

Обязательным условием для получения аттестации по дисциплине, от студентов требовалась регулярная отчетность занятий в виде БСгеешИо!, с указанием пройденной дистанции. Благодаря функции программы и интеграции социальных сетей студенты могли поделиться своими достижениями, как с преподавателем, так и с друзьями.

Нами были проанализированы изменения, произошедшие в процессе самостоятельных занятий продолжительностью в три месяца с использованием мобильных приложений студентов первых курсов ЕГУ им. И. А. Бунина. Методами исследования послужило тестирование двигательной подготовленности (тест Купера), методика САН, и опрос в форме беседы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что прирост уровня двигательной подготовленности наблюдался у большинства студентов, которое выражалась в увеличении количества шагов в недельном цикле, в увеличении скорости передвижения и количества времени, отводимого на занятия физической культурой, что в конечном итоге привело к улучшению показателей в тесте Купера у 83% студентов (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительные результаты двигательной подготовленности студентов

Контрольное упражнение 12-ти минутный бег (тест Купера) (м). До эксперимента п=92 (34 юношей/58 девушек) занимающиеся с мобильными приложениями ЭГ п=32 занимающиеся без мобильных приложений КГ п=60 Достоверность (Р < 0,01)

Х±о Х±о Х±о 1кр

Юноши (п=14/20) 2405,4±235,2 2678,6±286 2460±230,5 2,74 3,9

Девушки (п=18/40) 1805±298,5 1950±194,7 1820±155,2 2,6 2,7

Студенты, которые использовали приложение «Правильный бег КипКеереп», отметили, что данная программа дает возможность не только контролировать процесс занятий физической культурой, но и способствует формированию умения самостоятельного планирования тренировочного процесса, что выражается в постановке целей и способах их достижения, осознании важности занятий физической культурой для их личностного развития. Среди студентов с ограниченными возможностями здоровья 72% отметили улучшение самочувствия, 87% отметили повышение активности в конце семестра, и повышение их самооценки (таблица 2).

Таблица 2 - Изменение показателей эмоционального состояния студентов в процессе занятий (Х±а, п=23)_

Показатели До После Прирост достоверность различий

Самочувствие 4,43±1,12 5,86±0,93 1,43 4,57 р<0,001

Активность 4,27±0,87 6,24±0,79 1,97 7,72 р<0,001

Настроение 4,56±1,04 4,78±0,95 0,22 0,74 р>0,05

Следует отметить, что в дальнейшем, после снятия ограничений и возобновления практических занятий по физической культуре некоторые студенты специальной медицинской группы изъявили желание продолжить заниматься ходьбой. В связи с этим, в элективные дисциплины по физической культуре была включена скандинавская ходьба и сформирована группа студентов из специальной медицинской группы, которые до этого не проявляли особой активности в процессе занятий физической культурой.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты исследования показали, что использование мобильных приложений для поддержания здорового образа жизни студентами во время самостоятельных занятий физической культурой стали иметь соревновательную направленность, когда каждый стремился улучшить свои показатели, что в свою очередь привело к личной ответственности, дисциплинированности и в большей степени мотивационной активности, способствовало повышению уровня двигательной подготовленности студентов, проявляющейся в умении ставить цели и достигать их посредством занятий физической культурой, а также в повышении самооценки их личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самостоятельные занятия физической культурой студентов вуза во время самоизоляции с элементами дистанционного контроля в рамках дисциплины «прикладная физическая культура» / Н.А. Воронов, С.В. Новожилова, Е.В. Игнатова, С.Н. Авдеева // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30131 (дата обращения: 18.01.2021).

2. Королева С.А. Оценка эффективности мобильных приложений в качестве вспомогательных средств для проведения занятий по физической культуре среди студентов МТУСИ / С.А. Королева, И.В. Королев, М.Р. Грушин // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. - 2020. - Т. 9., № 1. - С. 59-62.

3. Польщикова Ю.А. Современные средства контроля физического состояния студентов в рамках физической культуры / Ю.А. Польщикова, К.А. Салаватов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. -№ 12 (190). - С. 170-174.

4. Шутова Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501-505.

REFERENCES

1. Voronov, N.A., Novozhilova, S.V., Ignatova E.V. and Avdeeva S.N. (2020) "Independent physical education of university students during self-isolation with elements of remote control within the discipline "applied physical culture", Modern problems of science and education, No. 5, available at: www.science-education.ru/ru/article/view?id=30131 (accessed: 18 January 2021).

2. Koroleva S.A., Korolev, I.V. and Grushi M.R. (2020) "Evaluation of the effectiveness of mobile applications as auxiliary means for conducting physical culture classes among MTUCI students" Methodological issues of teaching infocommunications in higher education, Vol. 9. No. 1, рр. 59-62.

3. Polshchikova, Yu.A. and Salavatov, K.A. (2020) "Modern means of monitoring the physical condition of students in the framework of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), рр. 170-174.

4. Shutova, T.N. (2020) "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), рр. 501-505.

Контактная информация: galina1712@list.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК 796.814

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКАМ В НЕПРИВЫЧНОЙ БОЕВОЙ СТОЙКЕ САМБИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Вячеслав Васильевич Никишкин, Московский государственный строительный университет

Аннотация

В статье предлагается методика обучения броскам в непривычной боевой стойке на тренировочном этапе. Целью исследования заключается в создании методики обучения техническим приемам борьбы самбо в непривычной боевой стойке. Задача исследования - поиск новых средств, методов, подходов для эффективного обучения техники приемов в самбо и подготовке к соревнованиям в краткосрочный период времени. Особенность данной методики заключается в исключении из процесса обучения наименее эффективных и малоиспользуемых в соревновательной деятельности приемов, и замена их на обучение приемам в непривычной боевой стойке. Предполагается, что новые методические рекомендации повысят уровень соревновательной подготовленности спортсменов. В ходе педагогического эксперимента уровень соревновательной подготовленности у группы, занимающейся по новой методике, значительно вырос, что доказывает результативность новой методики. Практическая значимость заключается в совершенствовании методики обучения в непривычной боевой стойке, которая позволяет повысить результативность не только среди левосторонних борцов, но и среди правосторонних самбистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.