Научная статья на тему 'Специальные приложения для студентов с особыми образовательными потребностями: инновационный подход'

Специальные приложения для студентов с особыми образовательными потребностями: инновационный подход Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
245
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INNOVATIVE APPROACH / PHYSICAL ACTIVITY / SPECIAL APPLICATIONS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

Предложен инновационный подход, заключающийся в использовании специальных приложений в мобильном устройстве с целью повышения двигательной активности студентов с особыми образовательными потребностями в процессе самостоятельных занятий. На основе анкетного опроса выявлено, что приложения эффективны для использования, если применяется индивидуальный подход, учитывается количество пройденных шагов в сочетании с контролем чистоты сердечных сокращений и артериального давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL APPLICA TIONS FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCA TIONAL NEEDS: INNOVATIVE APPROACH

It is offered to use special applications in the mobile device for the purpose of increase of motor activity of students with special educational needs in the course of independent occupations. It was revealed on the basis of a questionnaire that the applications are effective for use if the individual approach, the number of steps taken in combination with the control of the purity of heart rate and blood pressure is taken into account.

Текст научной работы на тему «Специальные приложения для студентов с особыми образовательными потребностями: инновационный подход»

УДК 796.011.1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

О.В. Мамонова

Предложен инновационный подход, заключающийся в использовании специальных приложений в мобильном устройстве с целью повышения двигательной активности студентов с особыми образовательными потребностями в процессе самостоятельных занятий. На основе анкетного опроса выявлено, что приложения эффективны для использования, если применяется индивидуальный подход, учитывается количество пройденных шагов в сочетании с контролем чистоты сердечных сокращений и артериального давления.

Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, инновационный подход, двигательная активность, специальные приложения, здоровье.

Сегодня студенты с особыми образовательными потребностями -это лица, имеющие нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, освобожденные от практических занятий физической культурой; студенты с особенностями развития; студенты-спортсмены; студенты с длительным перерывом в образовании; инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, сироты; представители специальной медицинской группы [7]. По данным Минздрава России, студенты с особыми образовательными потребностями классифицируются на следующие медицинские группы: I - основная (условно здоровые),

II - подготовительная (с незначительными отклонениями в состоянии здоровья), специальная (с хроническими нарушениями) - подгруппы

III «А» (с отчётливыми отклонениями) и IV «Б» (с постоянными нарушениями), а также V группа здоровья - инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Всем представителям этих медицинских групп необходима ежедневная двигательная активность, в связи с чем сфера активного двигательного образа жизни для студентов с особыми образовательными потребностями должна отличаться доступностью, социализацией, созданием комфортных условий с учётом диверсификационного подхода отдельно для юношей и девушек [6] и инновационного подхода к использованию специальных приложений [3]. Под специальными приложениями авторы рассматривают скачивание в гаджеты любые программы для дальнейшего их применения в жизни [2].

Важно подчеркнуть, что студенты с особыми образовательными потребностями нуждаются в обучении применений инновационных приложений по контролю за пульсометрией [5], за артериальным давлением, за сохранением и укреплением здоровья. Эта необходимость

требует внимания, специализированных образовательных услуг в физической деятельности.

В связи с этим, высшие учебные заведения в поиске инновацион -ных подходов, способных решить проблему сохранения и укрепления здоровья студентов с помощью обучения пользованию специальными приложениями, учитывающими индивидуальные и особые образовательные потребности молодёжи. В частности, у обучающегося закрепляют право на индивидуальный график или индивидуальную дополнительную образовательную программу [1] и на выбор дисциплин. Подчеркнем, что инклюзивное образование должно обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4].

Цель исследования: изучить специальные приложения для повышения двигательной активности у студентов с особыми образовательными потребностями.

Методы и организация исследования: анализ научной литературы, специальных современных приложений, обобщение информации, педагогическое наблюдение, онлайн-опрос «Goоgle Forms». Специальные приложения представлены в таблице, в которой рассмотрена интегральная схема «Студенты с особыми образовательными потребностями и двигательная активность» с учетом программ для ходьбы, подсчётом количества пройденных шагов, тренировочных программ.

Инновационная работа со студентами с особыми образовательными потребностями по специальным приложениям

Студенты с особыми образовательными потребностями

Освобождённые от практических занятий Специальной медицинской группы Инвалиды и лица с ОВЗ

Миопия высокой степени, травмы опорно-двигательного аппарата, сколиоз II-III степени, пиелонефрит, язва двенадцатиперстной кишки Миопия средней степени, сколиоз I степени, вегето-сосудистая дистония, хронический бронхит, пневмония пролапс ментального клапана, бронхиальная астма Травмы коленного сустава, слепота, сколиоз IV степени

Инновационные предложения для занятий физической культурой с учётом индивидуальных возможностей на основе специальных приложений: 1) шагометрия (для применения в тренажёрном зале на беговой дорожке, в парковой зоне, на улице) подсчитывает количество пройденных шагов или ежедневных локомоций специальные приложения (Moves, Pacer, Zeopoxa); 2) показатели давления (кардио-журнал); 3) показатели частоты сердечных сокращений (кардиограф); 4) индивидуальные тренировки, подбираются с учётом контроля преподавателя и противопоказаний врача (Yoga Relax); 5) гимнастика для глаз (Зрение+, Упражнение для глаз); 6) дыхательная гимнастика (Праническое дыхание: Пранаяма и Медитация); 7) упражнения для укрепления мышц спины (Спина и осанка, Simply Align)

Студенты с особыми образовательными потребностями (ООП) могут заниматься по данным специальным приложениям самостоятельно и при этом контролировать своё функциональное состояние. Однако оказалось, что все студенты (46 чел.) обращались к преподавателю за помощью подобрать программу с учётом уровня физической нагрузки, с определённым списком физических упражнений, уровнем координационных способностей, учётом показаний и противопоказаний к двигательной активности для тренировок. Подчеркнем, что все студенты с особыми образовательными потребностями в учебном процессе физического воспитания попросили отменить реферативную работу, создание презентации и выполнение тестов на двигательную активность.

Результаты исследования. По данным опроса, более 95 % студентов с ООП имеют мобильные смартфоны с возможностями скачивания из интернета различных приложений и только 5 % от общего количества пользуются обычными телефонами.

Также у 11 % студентов выявлены в мобильных устройствах специальные приложения для ведения здорового образа жизни. Эти приложения-помощники подсказывают, как контролировать количество пройденных шагов, как привести в порядок свою фигуру, укрепить здоровье, повысить физическую подготовленность.

Выявленные специальные приложения:

- 3 % студентов используют приложение «Runkeeper» для подсчета велопрогулок с учётом поставленного маршрута, расстояния, определяют по нему среднюю скорость пройденного времени, контролируют свой пульс;

- 7 % студентов работают по приложению «MyFitnessPal», выполняют комплекс упражнений, подсчитывающий число подходов и повторов, отслеживают информацию о подвижности образа жизни, массе тела, питании, калориях.

- 1 % студентов занимаются по приложению «Yoga.com» йогой, особенностью этой программы является подбор более тридцати физических программ. Можно увидеть 3D-модели для каждой асаны, подбор упражнений для новичков, медитации. Минусом программы является необходимость каждому занимающемуся самостоятельно отслеживать свои показания и противопоказания.

Потребность в повышении двигательной активности у студентов с ООП способствовала проявлению у них заинтересованности в специальных приложениях. В результате эксперимента интерес всей молодёжи объединился в использовании специального приложения по шагометрии, что послужило основанием для роста их физической активности (рисунок).

Шагометрпя, кол-во

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

I

I

0 осв СМГ ИНВ

□ до 2578 4668 3001

■ после 3672 5797 4078

Средние данные шагометрии студентов с ООП до и после эксперимента

Полученные межгрупповые данные свидетельствуют о том, что у всех студентов с ООП наблюдался прирост в показателях шагометрии примерно на 1100 шагов за семь месяцев педагогического эксперимента. Выявлено, что студенты имели большое желание повысить двигательную активность и получить опыт в работе со специальными приложениями, косвенно подтверждая их нежелание выполнять реферативную работу.

Кроме того, следует отметить, что у студентов специальной медицинской группы, освобожденных от занятий физической культурой, и инвалидов незначительно снизились показатели артериального давления: со 125/87 до 124/86 мм рт.ст.; со 123/82 до 121/81 мм рт.ст.; со 128/89 до 127/86 мм рт.ст. соответственно. Также у всех студентов ООП понизились показатели частоты сердечных сокращений.

Для выбора индивидуальных тренировок проработан вариант создания индивидуального маршрута с учётом противопоказаний и показаний для выполнения физических упражнений в укреплении мышц спины из современных специальных приложений.

Очень полезным оказалось приложение для гимнастики глаз, студенты смогли найти время для занятий и начать ежедневно в течение 15 мин выполнять данные упражнения. К концу эксперимента у 78 % студентов (36 чел.) снизились напряжение и усталость глазных мышц.

Дыхательные упражнения применялись эпизодически, только в случаях стресса, тревоги перед зачетом или контрольной работой. По итогам эксперимента можно констатировать, что дыхательные упражнения помогли справиться с данными случаями 63 % студентов (29 чел.).

Выводы. Инновационный подход позволил включить в физическое воспитание специальные приложения, скаченные из интернета в мобильной устройство для использования рекомендательных функций в ведении здорового образа жизни у студентов с особыми образовательными

потребностями. Однако важно отметить, что специальные приложения не являются заменой рекомендации врача, студенту с ООП следует самостоятельно контролировать индивидуальные показания и противопоказания к выполнению физических нагрузок.

Результаты анкетного опроса (Google Form) показали, что у студентов с особыми образовательными потребностями повысилась потребность в двигательной активности в процессе использования специальных мобильных приложений.

Список литературы

1. Глазкова Г.Б., Мамонова О.В. Организационно-содержательная структура программы дополнительного образования по физической культуре для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Теория и практика физической культуры. 2019. № 4. С. 11.

2. Пуховская М.Н., Петряшов С. Использование спортивных гаджетов в рамках психологической подготовки спортсменов-волейболистов // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Я. Субботин, А.Н. Халин. Тюмень, 2018. С. 304-308.

3. Стандарт эффективности в мире мобильных приложений «AppAnnie» [Электронный ресурс]. URL: https://www.appannie.com/ru/ (дата обращения: 27.07.2019).

4. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.07.2019).

5. Шутова Т.Н., Бунина П.С., Грачева Д.В. Шагометрия и пульсометрия в анализе двигательной активности студентов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2018. С. 196-201.

6. Шутова Т.Н., Засинец К.Д. Мобильные приложения для контроля питания и физических упражнений: классификационный подход // Актуальные проблемы спортивной науки в аспекте социально-гуманитарного знания: научный симпозиум, посвященный памяти В.К. Бальсевича: сб. трудов конф. М., 2019. С. 119-124.

7. Physical education in special health group based on recreational gymnastics and billiards / O.V. Mamonova [et al.] // Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 9. С. 8.

Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, mamonova-o- vamail. ru, России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

SPECIAL APPLICA TIONS FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCA TIONAL NEEDS: INNOVATIVE APPROACH

O. V. Mamonova

It is offered to use special applications in the mobile device for the purpose of increase of motor activity of students with special educational needs in the course of independent occupations. It was revealed on the basis of a questionnaire that the applications are effective for use if the individual approach, the number of steps taken in combination with the control of the purity of heart rate and blood pressure is taken into account.

Key words: students with special educational needs, innovative approach, physical activity, special applications, health.

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian University of Economics named after GVPlekhanov

References

1. Glazkova G.B., Mamonova O.V. Organizacionno-soderzhatel'naya struktura programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya po fizicheskoj kul'ture dlya studentov s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Organizational and substantial structure of the program of continuing education in physical education for students with disorders of the musculoskeletal system] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2019. No 4. P. 11.

2. Puhovskaya M.N., Petryashov S. Ispol'zovanie sportivnyh gadzhetov v ramkah psihologicheskoj podgotovki sportsmenov-volejbolistov [The use of sports gadgets as part of the psychological training of volleyball athletes] // Strategy for the development of mass sports work with students: mat. III International scientific-practical conf. / holes ed. V.Ya. Subbotin, A.N. Khalin. Tyumen, 2018. P. 304-308.

3. Standart effektivnosti v mire mobil'nyh prilozhenij «AppAnnie» [The performance standard in the world of mobile applications "AppAnnie"] [Electronic resource]. URL: https://www.appannie.com/ru/ (accessed date: 27/07/2019).

4. Federal'nyj zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (poslednyaya redakciya) [Federal Law No. 273-03 dated December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (latest edition)] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed date: 27/07/2019).

5. Shutova T.N., Bunina P.S., Gracheva D.V. Shagometriya i pul'sometriya v analize dvigatel'noj aktivnosti studentov [Shagometry and pulsometry in the analysis of students' motor activity] // Physical Culture, Sports, Tourism: Scientific and Methodological Support: mat. Vseros. scientific-practical conf. from the international participation. Perm: Publishing House of the Perm State Pedagogical University, 2018. P. 196-201.

6. Shutova T.N., Zasinec K.D. Mobil'nye prilozheniya dlya kontrolya pitaniya i fizicheskih uprazhnenij: klassifikacionnyj podhod [Mobile applications for nutrition and exercise control: a classification approach] // Actual problems of sports science in the aspect of social and humanitarian knowledge: scientific symposium, dedicated. in memory of V.K. Balsevich: Sat Conf. M., 2019. P. 119-124.

7. Physical education in special health group based on recreational gymnastics and billiards / O.V. Mamonova [etc.] // Theory and Practice of Physical Culture . 2017. № 9. P. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.