от груди до прохождения точки достижения максимальной скорости более чем на 9,3±4,5%, уменьшение высоты подъема снаряда от груди до достижения «мертвой точки» больше 10,8±4,3%, уменьшение времени опускания штанги к груди более, чем на 15,4±3,5%, увеличение времени периода разгона штанги при подъеме от груди до точки максимальной скорости больше 16,2±5,7%, увеличение времени периода разгона штанги при подъеме от груди до «мертвой точки» при превышении 15,1±3,2%, приводили к неуспешному выполнению упражнения. Кинематические характеристики подъемов с отягощением от 60 до 80% имели значительные отличия у всех спортсменов в исследуемых параметрах.
ВЫВОДЫ
В результате нашей работы мы выявили, что у спортсменов, успешно выступивших на соревнованиях при выполнении упражнения с весами в диапазоне от 85 до 95%, величины параметров выделенных кинематических характеристик отличались несущественно, то есть упражнения выполнялись с незначительными отклонениями в указанных параметрах от структуры кинематических характеристик подъема максимального результата.
Спортсмены, выступавшие на соревнованиях неуспешно - не справившиеся с начальными весами или не достигших своих максимальных результатов, имели значительные отклонения в величинах параметров указанных кинематических характеристик, как правило, отклонения составляли более 15% от величин параметров максимального результата спортсмена. При этом структура отклонений величин кинематических характеристик были бессистемно распространены, т.е. в одних подъемах были превышение, а в других уменьшение величин указанных параметров.
Таким образом, мы установили, что в период предсоревновательной подготовки при выполнении подъемов снаряда в жиме лежа необходимо следить за стабильностью выполнения упражнения, выражающейся в изменении величин кинематических характеристик в найденных параметрах в диапазоне поднимаемых весов от 85 до 100%.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2021
УДК 796.012.1
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.Э. БАУМАНА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ольга Александровна Маркова, старший преподаватель, Татьяна Ивановна Величко,
кандидат биологических наук, Олеся Сергеевна Цыганенко, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Аннотация
Статья посвящена исследованию уровня физической подготовленности студентов в условиях перехода системы образования на дистанционный формат обучения. Проведен анализ тестирования двигательных способностей студентов по дисциплине «физическая культура» в период вынужденной самоизоляции. Дана оценка организационно-методическим аспектам реализации самостоятельной работы студентов в период карантина, и влияния дефицита двигательной активности на уровень физического здоровья. Рассмотрена перспектива внедрения в образовательный процесс физического воспитания студентов дистанционных технологий, сущность и эффективность применения системы дистанционного обучения на современном этапе.
Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, дистанционное обучение, самоизоляция, студенты, общая физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p164-168
MONITORING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF BAUMAN
MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DISTANCE
LEARNING
Olga Alexandrovna Markova, the senior teacher, Tatyana Ivanovna Velichko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Olesya Sergeevna Tsyganenko, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University
Abstract
The article is devoted to the study of the level of physical fitness of students in the conditions of transition of the education system to the distance-learning format. The analysis of testing the motor abilities of students in the discipline "physical culture" during the period of forced self-isolation is carried out. The assessment of organizational and methodological aspects of the implementation of independent work of students during the quarantine period, and the impact of motor activity deficit on the level of physical health is given. The article considers the prospect of introducing distance technologies into the educational process of physical education of students, the essence and effectiveness of the application of the distance learning system at the present stage.
Keywords: physical culture, physical activity, distance learning, self-isolation, students, general physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпидемиологическая ситуация в мире и в нашей стране внесла определенные изменения в систему образования. Единственным способом защиты от распространения коронавирусной инфекции стал переход на удаленный режим работы (самоизоляцию) [6]. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий становится все более актуальным и востребованным. Особо важную роль в период дистанционного образования играет формирование мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [2, 5]. Вместе с тем отмечается, что для студентов важнейшим интегральным показателем формирования готовности к профессиональному обучению и дальнейшему совершенствованию в избранной профессии является именно достижение оптимального уровня общей физической подготовленности [1, 3].
Последние исследования динамики функциональных возможностей и развития основных физических качеств студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана начиная с 2017 года отмечали положительную динамику [4]. Однако, новый дистанционный формат обучения внес существенные коррективы в эффективность реализации программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов. В этой связи было проведено исследование уровня физической подготовленности студентов в условиях перехода системы образования на дистанционный формат обучения. Проведен мониторинг участия студентов в онлайн-соревнованиях, сделан сравнительный анализ динамики спортивных результатов.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ влияния дистанционного обучения в период вынужденной самоизоляции на уровень физической подготовленности студентов МГТУ имени Баумана.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана (n=156) основной и подготовительной медицинских групп. Проведены измерения с использованием контрольных упражнений для определения уровня физической подготовленности студентов в условиях дистанционного обучения. Результаты фиксировались до периода самоизоляции (I семестр 2019-2020 гг.) и после (I семестр 2020-2021 гг.) по следующим тестам: бег 60 м, подтягивания на высокой перекладине (юноши) поднимание-
опускание туловища из положения, лежа на спине (пресс) (девушки), бег 2000 м (девушки), бег 3000 м (юноши), наклон вперед из положения стоя на скамье.
Для дополнительной мотивации двигательной активности студентов были организованы различные онлайн проекты. В период дистанционного обучения было проведено два онлайн-соревнования, общая численность которых была практически одинаковой: 99 студентов приняли участие в соревнования "МГТУ в движении дома" - II семестр 20192020 гг. (апрель 2020 г.) и 101 студент в соревнованиях "Общая физическая подготовка" -I семестр 2020-2021 гг. (ноябрь 2020 г.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе анализа тестирования двигательных способностей студентов по дисциплине «физическая культура» до периода самоизоляции (I семестр 2019-2020 гг.) и после (I семестр 2020-2021 гг.), прослеживается снижение уровня физической подготовленности по всем контрольным тестам. Результаты тестирования наглядно отражены в таблице 1
Таблица 1 - Сравнительные показатели физической подготовленности студентов до и после периода самоизоляции студентов ___
Контрольное упражнение пол Средний показатель (осень 2019 г.) Средний показатель (осень 2020 г.) Динамика результата в %
бег 60 м м 8,34 8,53 -0,3%
ж 10,09 10,13 -0,4%
подтягивания на высокой перекладине м 9,07 8,92 -1,7%
поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине (пресс) ж 41,25 41,25 0%
бег 3000 м м 14,45 14,94 -3,2%
бег 2000 м ж 12,76 12,92 -1,2%
наклон вперед из положения стоя на скамье. м 10,97 9,72 -11,3%
ж 19,75 17,13 -13,2%
Данные, отраженные в таблице за весь анализируемый период, наглядно демонстрируют снижение показателей в оценке общей выносливости по результатам бега на 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин (понижение на 3,2% и 1,2%). Показатели теста на определение силы имеют стабильный результат только у женщин (поднимание-опускание туловища из положения, лежа на спине). Однако, параметры этого теста у мужчин (подтягивание на высокой перекладине) ухудшились на 1,7%. Параметры проявления скорост-но-силовых способностей по результатам бега на 60 метров изменились незначительно (понижение на 0,3% у мужчин и 0,4% у женщин). Уровень гибкости имеет четко выраженную тенденцию ухудшения показателей, достигая снижения на 11,3% у мужчин и 13,2% у женщин.
Однако, рассматривая индивидуально показатели по каждому контрольному тесту, была замечена отрицательная динамика: 54% испытуемых студентов демонстрируют снижение показателей при тестировании различных двигательных качеств, подтвердили свои нормативы 9,8% студентов, и только 36,2% смогли улучшить свои показатели в отдельных видах. За период исследования 16 студентов из контрольной группы по состоянию здоровья были переведены в специально медицинские группы, что также свидетельствует о снижении физической подготовленности и ухудшении физического здоровья студентов.
Изучены данные участия студентов в онлайн-соревнованиях по общей физической подготовке, а также проведен сравнительный анализ итоговых протоколов. Исходные показатели средних результатов по двум контрольным испытаниям, которые совпали в данных соревнованиях, представлены в таблице 2
Таблица 2 - Сравнительные показатели физической подготовленности в онлайн-соревнованиях в период дистанционного обучения_
Контрольное испытание пол Соревнования "МГТУ в движении дома" (апрель 2020), средний результат Соревнования "Общая физическая подготовка" (ноябрь 2020), средний результат Динамика среднего результата в %
приседания за 1 минуту м 54,8 40,6 -25,9%
ж 47,7 40,6 -14,8%
поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту ж 37,4 35 -6,4%
м 39,7 39 -1,7%
Данные в таблице наглядно демонстрируют отрицательную динамику среднего результата в контрольных испытаниях.
Кроме того, произошло значительное снижение в динамике результата лидеров соревнований в каждом виде программы. Так, например, в приседаниях за 1 минуту в соревнованиях "МГТУ в движении дома" II семестр 2019-2020 гг. (апрель 2020 г.) призерами соревнований стали мужчины выполнившие: I место - 79 раз, II место - 70 раз и III место - 68 раз. А в соревнованиях "Общая физическая подготовка» I семестр 2020-2021 гг. (ноябрь 2020 г.) призерами соревнований стали мужчины выполнившие: I место - 63 раза, II место - 61 раз и III место - 60 раз. Итоговый результат у женщин тоже демонстрирует снижение уровня физической подготовленности. Так, в соревнованиях "МГТУ в движении дома" II семестр 2019-2020 гг. (апрель 2020 г.) призерами соревнований стали студентки выполнившие: I место - 60 раз, II место - 57 раз, III место - 56 раз, а в соревнованиях "Общая физическая подготовка" I семестр 2020-2021 гг. (ноябрь 2020 г.) призерами стали участники I место - 46 раз, II место - 45 раз, III место - 43 раза соответственно. К тому же организаторами офлайн-проектов было обработано более 250 видеоматериалов, и только меньше половины допущено к участию в соревнованиях. Значительное нарушение требований, предъявляемых к выполнению упражнений, было выявлено у конкурсантов вторых соревнований "Общая физическая подготовка" I семестр 2020-2021 гг. (ноябрь 2020 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обнаружено, что первые результаты уровня физической подготовленности студентов после периода самоизоляции безусловно имеют отрицательную динамику. Сравнительный анализ тестирования двигательных способностей студентов по дисциплине «физическая культура» в период вынужденной самоизоляции зафиксировал снижение исходного уровня работоспособности. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения. О необходимости изменения организации дистанционного образования и внедрения новых развивающихся дистанционных технологий, обеспечивающих постоянное взаимодействие участников образовательного процесса. Дальнейшее исследование в этом направлении необходимо проводить с учетом объективных методик, способных повысить уровень физической подготовленности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова Т.В. Мониторинг уровня общей физической подготовленности студентов вузов разной направленности обучения / Т.В. Артамонова, И.К. Спирина, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 29-33.
2. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко // Вестник Томского государственного университета. Психология и педагогика. - 2012. - № 360. - С. 143-147.
3. Лысова И.А. Диагностика физической подготовленности студентов вузов гуманитарного и технического профиля / И.А. Лысова, Ю.В. Нечушкин // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 3. - С. 270-275.
4. Маркова, О.А. Результаты внедрения всероссийского комплекса ГТО в систему тестирования физической подготовленности студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана / О.А. Маркова, О.С. Цы-ганенко, Т.И. Величко, А.Г. Смирнов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - № 12-2. - С. 93-97.
5. Михеева, Т.М. Формирование мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой // Т.М. Михеева, Г.Б. Холодова Г.Б // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 3 (164). - С. 89-93.
6. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (дата обращения 05.05.2020).
REFERENCES
1. Artamonova, T.V., Spirina I.K. and Kuzmin, V.V. (2020), "Monitoring the level of general physical fitness of university students of different directions of training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 29-33.
2. Ilyin, A.A. and Marchenko, K.A. (2012), "Forms and methods of motivation of students to physical culture classes", Bulletin of Tomsk State University. Psychology and pedagogy, No. 360, pp. 143147.
3. Lysova, I.A. and Nechushkin, Yu.V. (2012), "Diagnostics of physical fitness of students of higher educational institutions of humanitarian and technical profile", Knowledge. Understanding. Skill, No. 3, pp. 270-275.
4. Markova, O.A., Tsyganenko, O.S., Velichko, T.I., and Smirnov, A.G. (2020), "Results of the implementation of the All-Russian TRP complex in the system of testing physical fitness of students of Bauman Moscow State Technical University", Sovremennaya nauka: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, No. 12-2, pp. 93-97.
5. Mikheeva, T.M. and Kholodova, G. B. (2014), "Formation of students ' motivation to independent physical culture classes", Bulletin of the Orenburg State University, No. 3 (164), pp. 89-93.
6. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher Education and related additional professional programs in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation", Order No. 397 of March 14, 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (date of accessed: 05.05.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2021
УДК 796.323
КОМПЛЕКСНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В
БАСКЕТБОЛЕ
Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Сергеевич Приходов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Ивановна Мансурова, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
Аннотация
Система подготовки игроков в спортивной школе по баскетболу включает четыре этапа: начальной, предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки. Для каждого этапа необходимо разработать комплексно-дифференцированный подход к учебно-тренировочному процессу, который будет совершенствовать систему спортивной подготовки баскетболистов. В статье показаны результаты экспериментальной работы, которые свидетель-