15. Maron, B.J.,Doerer ,J.J.,Haas T.S. et al (2009), :Sudden deaths in young competitive athletes: analysis of 1866 deaths in the United States, 1980-2006", American heart association., March 3, 2009, available at: https://magdahavas.com/wp-content/uploads/2011/03/Maron-2011-sca.pdf (date of access: 11/06/2021).
16. Morales J, Alamo J.M, Garcia-Massio X. et al (2014), "Use of heart rate variability in monitoring stress and recovery in judo athletes", Journal of Strength and Conditioning Research, available at: https://journals .lww.com/nsca-
jscr/fulltext/2014/07000/use_of_heart_rate_variability_in_monitoring_stress.14.aspx (date of access: 11/06/2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2021
УДК 796.422
БЕГОВАЯ ПОДГОТОВКА И ТЕСТИРОВАНИЕ БЕГОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА (НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В 2020-2021 ГГ.
Татьяна Геннадьевна Львова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва
Аннотация
В работе проведено исследование особенностей организации занятий по беговой подготовке и тестирования беговых способностей студентов (1-3 курс, бакалавриат и специалитет, возраст 1822 года) в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) (далее МАИ), занимающихся в отделении общей физической подготовки (ОФП) в период самоизоляции, дистанционного и гибридного обучения 2020-2021 гг. во время пандемии Covid-19. Исследованы возможности организации занятий бегом как основного средства развития выносливости дистанционно, вне стен вуза, по месту фактического пребывания студентов. Исследованы возможности проведения беговых тестов и испытаний онлайн. Исследованы возможности фиксации результатов с помощью беговых приложений для самостоятельной работы студентов. Качество образовательного процесса улучшилось за счет размещения кратких видеоуроков и мотивационных видео по беговой подготовке на образовательном интернет-ресурсе (учебный профиль mai.lvova в социальной сети Instagram), интегрированном в систему электронного обучения МАИ (lms.mai.ru). Анализ данных свидетельствует о возможности высокоэффективной беговой подготовки студентов и проведении ими самостоятельно беговых тестов и испытаний онлайн с помощью беговых приложений и интернет-ресурсов
Ключевые слова: студенты, физическая культура, беговая подготовка, развитие выносливости, пандемия, Covid-19, дистанционное обучение гибридное обучение, мобильные беговые приложения, фиксация результатов, образовательные платформы, интернет-ресурсы, соцсети.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p243-250
RUNNING TRAINING AND RUNNING ABILITY OF TESTING OF MOSCOW AVIATION INSTITUTE (NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY) STUDENTS DURING DISTANCE AND MIXED LEARNING IN 2020-2021
Tatyana Gennadyevna Lvova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Aviation Institute (National Research University)
Abstract
This research aims to investigate the specifics of running training in the organization and testing of students (1-3 course, bachelor and specialist degree, 18-22 years old) in the department of general physical training (GPT) of Moscow Aviation Institute (National Research University) in the period of self-isolation,
distance and mixed learning in 2020-2021 during the Covid-19 pandemic. The study investigates the possibility of organization of running training as the main means of remotely endurance development, outside the university, at the students' actual place of being. The possibilities of running tests and examinations online were investigated. The possibilities of recording results using running apps for students' independent work have also been investigated. The quality of the educational process was improved by posting short video tutorials and motivational running videos on the educational Internet resource (educational profile mai.lvova on social network Instagram, integrated into the MAI e-learning system (lms.mai.ru)). The analysis of the data shows the possibility of highly effective running training for students and carrying out independent running tests and examinations online using mobile running apps and internet resources.
Keywords: students, physical education, running training, endurance development, pandemic, Covid-19, distance education, blended learning, mobile running applications, results recording, educational platforms, Internet resources, social media.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью изучить и систематизировать инновации в области организации и проведения дистанционных и гибридных занятий по физической культуре. Новые педагогические средства и методы преподаватели вузов создавали и апробировали в неизвестных до сих пор для высшей школы форс-мажорных условиях полного локдауна и мозаичного карантина студентов.
Дисциплина «Физическая культура» основывается на практических занятиях; физическое упражнение - это главное средство физической культуры. Поэтому развитие выносливости и быстроты как физических качеств и формирование двигательных беговых навыков с помощью беговых упражнений онлайн представляет собой совершенно новую педагогическую задачу, которую преподаватели физической культуры решали различными способами.
К теме развития выносливости и быстроты в неспецифических беговых условиях мы обращались еще до пандемии Covid-19 (Львова Т.Г., Воронина Н.В., 2019). Многие вузы, особенно расположенные в мегаполисах, не имеют возможности организовать полноценную беговую подготовку студентов на территории вуза. Поэтому приходилось готовить студентов к сдаче тестов и испытаний ВФСК ГТО в залах с татами [1].
Опыт организации и проведения таких занятий оказался чрезвычайно полезен в весеннем семестре 2019-2020 уч.г., с началом самоизоляции, когда занятия стихийно были перенесены в неспецифические условия, а именно по месту жительства студентов (Львова Т.Г., 2021) [2].
С началом пандемии Covid-19 в наилучшем положении оказались преподаватели тех вузов, где еще до этих событий обратили внимание на высокий образовательный потенциал социальных сетей и мобильных приложений в преподавании дисциплины дисциплине «Физическая культура» в вузе (Кариаули А.С., 2019) [3]. А также те, кто сумел быстро перестроиться. Так, Яунбаева Н. С. (БашГАУ) (2021) описывает использование в весеннем семестре 2020 г. мобильных беговых приложений: «Adidas Running», «Strava», «Google Fit», «Nike». В беговом приложении «Adidas Running» был создан Беговой клуб БТВМ для студентов и преподавателей, обеспечив таким образом соревновательный эффект и эффект присутствия, повышение интереса к занятиям [4].
Гаврюшкин А.Н., Кутимский А.М. (2019) еще до пандемии Covid-19 исследовали вопрос использования мобильных приложений в целях повышения уровня физической подготовленности курсантов системы МВД до начала пандемии. Среди приложений для бега ими были оценены с точки зрения эффективности использования в учебном процессе и при самоподготовке (в порядке убывания оценки): «Samsung Health», «RunKeeper: GPS бег ходьба», приложение «Runtastic - Бег и фитнес трекер», «Nike+ Run Club» [5].
В основном же преподаватели вузов используют беговое приложение Strava. В том числе для развития выносливости с помощью онлайн-соревновательного метода по скриншотам бегового приложения [6]. Также используют суммарные результаты всех ви-
дов физической активности - ходьбы, бега, езды на велосипеде из выложенных в общий доступ приложений Strava для оценки готовности студентов к сдаче беговых тестов и испытаний ВФСК ГТО [7].
Некоторые вузы (Егорычев А.О., Егорычева Э.В., 2020) в начале пандемии ограничились достаточно простыми критериями, определяющими самостоятельную физическую активность студента в условиях дистанционного обучения. В основном контролировалось прохождение студентами 10000 шагов. От приложений требовалась фиксация: даты; программы; времени; геолокации дистанции бега; персональной фотографии с места занятия и автоматически сформированный телефоном отчет с указанными показателями [8]. Наибольший интерес в современных условиях представляет опыт использования беговых приложений во время дистанционного и гибридного обучения в сочетании с официальными вузовскими образовательными платформами и другими онлайн-ресурсами. Такой опыт многим пришлось приобретать в процессе перестройки учебного процесса весной 2020 г.
Чрезвычайно интересным и актуализированным в реальных условиях представляется исследование В. В. Бобкова с соавт. (2021), обобщивших опыт организации дистанционного обучения нескольких вузов (в т.ч. РГУФКСМиТ) и выявивших следующие тенденции. Построение учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» исключительно через образовательный портал вуза, электронную почту и телефонную связь (как это было во многих вузах в том числе в МАИ, в весеннем семестре 2019-2020 уч.г.) значительно затрудняло процесс обучения и передачи информации, отражаясь негативным образом на качестве процесса обучения и успеваемости студентов [9].
По мнению В. В. Бобкова с соавт. (2021), дополнительное использование в осеннем семестре 2020-2021 уч.г. социальных сетей (ВКонтакте, Instagram) для объединения участников в группу, а также мобильных приложений (Tabata Timer, Nike RunClub, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just 6 weeks и др.) для организации самостоятельных практических занятий по физической культуре значительно улучшило качество дистанционного обучения и общую успеваемость. Студентам предлагалось посмотреть в группе видеоролик и выложить свой (повторив его и записав на камеру мобильного телефона), используя выбранные мобильные предложения для самостоятельных тренировочных занятий (там же).
В. П. Бессонова с соавт. (2021) предлагает активнее использовать беговые приложения для устранения дефицита двигательной активности при выходе студентов с самоизоляции весной 2021 г. [10]. Преподаватели нескольких вузов Республики Саха (Якутия) отдают предпочтение приложению Adidas Running, отмечая простой и понятный интерфейс, трекинг, возможность создания групп студентов, удобство для использования на занятиях и самостоятельно, для повышения интереса к бегу через чувство сопричастности к большому беговому сообществу (там же).
Обзор уникального опыта перестроившихся на инновационные методы проведения онлайн-занятий по физической культуре преподавателей вузов показывает, что процесс поиска новых путей улучшения качества преподавания не завершен.
Мы систематизировали и обобщили наш опыт организации и проведения дистанционных и гибридных занятий по беговой подготовке студентов 1-3 курсов, занимающихся в отделении ОФП на кафедре физвоспитания МАИ с начала пандемии Covid-19.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ литературы, педагогическое онлайн- и оффлайн наблюдение, контент-анализ, методы математической статистики, опрос в Google Forms.
Педагогическое наблюдение осуществлялось через мессенджер WhatsApp с помощью учебной группы (беседы), в которую были вписаны на конец весеннего семестра 2019-2020 г. уч.г. 197 студентов; в осеннем семестре 2020-2021 уч.г. в беседу были вписа-
ны 252 студента; в весеннем семестре 2020-2021 уч.г. - 236 студентов; в осеннем семестре 2021-2022 уч.г. - 229 студентов.
В первой половине осеннего семестра 2021-2022 уч.г. студенты занимались гибридно: один раз очно, один дистанционно из-за особенностей расписания.
Анонимный опрос в форме анкетирования с использованием сервиса Google Forms был проведен по окончании весеннего семестра 2020-2021 уч.г. в период с 28.05.2021 по 26.06.2021. Респондентами выступили 181 человек. Все респонденты - студенты МАИ, проходившие процесс дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» на кафедре физического воспитания МАИ в отделении ОФП у доцента Львовой Т.Г. в 2020-2021 гг. Число студентов 1 курса, прошедших опрос - 73 человека (40,3%), и еще по 54 студента (29,8%), обучающихся на 2 и 3 курсе. Большая часть респондентов - студенты в возрасте 18-22 года, их число составило 177 человек (97,8%). Еще по 2 респондента оказались младше 18 лет и старше 22 лет. Гендерное распределение респондентов: опрошено студентов-мужчин - 135 человек (74,6%), студентов-женщин - 46 человек (25,4%).
Результаты опроса обработаны с помощью методов математической статистики и дополнены результатами педагогических наблюдений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В период оффлайн-обучения до пандемии, начиная с 1 курса, студенты получали знания, умения и навыки по следующим направлениям беговой подготовки: аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения; общеразвивающие и специальные беговые упражнения; беговые разминки; подводящие упражнения и техника бега; тренировка быстроты и выносливости; выполнение беговых тестов и нормативов.
На дистанционном обучении весь этот учебный кластер был перенесен нами в он-лайн-формат. В тестовом режиме в весеннем семестре 2020 г. студентам было предложено присылать отчеты о выполнении беговых тестов и испытаний, используя для фиксации результатов карты беговых приложений. Убедившись в возможности онлайн-контроля беговой подготовки, мы в осеннем и весеннем семестре 2020-2021 уч.г. разместили (и продолжаем размещать в настоящее время) в учебном профиле mai.lvova в социальной сети Instagram учебные ролики по следующим направлениям:
- мотивационные видео, связанные с самостоятельной беговой подготовкой и участием во всероссийских онлайн-соревнованиях «Беговая битва университетов» нашего студента, который выиграл эти соревнования осенью 2020 г. (видео в учебном Instagram mai.lvova от 17.09.2020 «Учимся бегать», 06.10.2020 «Я - чемпион» и 08.11.2020 «Бег 2020 Итоги сезона», пост от 15.07.2021 «Летние забеги»). Содержат информацию о беговой подготовке и карты пробегов студента, который за 3 года стал победителем всероссийских онлайн-соревнований);
- видео с общеразвивающими упражнениями для легкоатлетов в помещении для занятий в период межсезонья в зимнее время года (видео в учебном Instagram mai.lvova от 28.02.2021 и 12.03.2021 «Общеразвивающие упражнения»). Содержат наклоны, махи ногами из положении стойки на лопатках, из положения лежа, отжимания в мостике, бег на месте, приседания, выпады и т.д., а также ссылки на специальную литературу;
- видео со специальными и подводящими беговыми упражнениями, (видео серии «Беговая подготовка» в учебном Instagram mai.lvova от 23.04.2021, 27.04.2021, 16.05.2021, 10.06.2021, 23.06.2021, 09.09.2021, 22.10.21). Содержат: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег спиной вперед, бег с горы с ускорением, бег и прыжки в гору, различные выпрыгивания и т.д., а также ссылки на специальную литературу);
- видео выполнения тестов и испытаний с картами пробегов, оценочными таблицами, ссылками на специальную литературу (видео в учебном Instagram mai.lvova «Сдаем нормативы: тест Купера, подтягивания» от 13.10.2020, «Сдаем нормативы: Весна 2021
Итоги» от 25.05.2021).
Все видеоролики отсняты студентами самостоятельно вне стен вуза с использованием рекомендованной учебно-методической литературы и под онлайн-руководством преподавателя. Студенты в 2020-2021 уч. г. и в настоящее время использовали эти видеоматериалы для выполнения учебных беговых заданий дистанционно. Решались задачи подготовки опорно-двигательного аппарата к беговым нагрузкам, улучшение техники бега и повышение мотивации. Контроль за выполнением осуществлялся путем просмотра и оценки преподавателем кратких видеоотчетов студентов, которые фиксировались в беседе WhatsApp и в системе электронного обучения МАИ (lms.mai.ru).
В начале пандемии в весеннем семестре 2019-2020 уч.г. мы предложили студентам использовать любые беговые приложения по их выбору для выполнения контрольных беговых тестов и испытания. Студенты выкладывали свои беговые задания в беседу WhatsApp, обмениваясь мнениями об используемых приложениях.
По прошествии трех дистанционных учебных семестров с помощью опроса Google Forms мы выяснили, какие специализированные приложения предпочитают использовать студенты для фиксирования результатов учебно-тренировочных и контрольных занятий по бегу и их мониторинга в режиме реального времени.
Согласно нашим данным, лидирует приложение Strava, его используют 114 студентов (63%). На втором и третьих местах по популярности расположились Google Fit и Spotify Running, используемые 34 (18,8%) и 23 студентами (12,7%) соответственно. За ними следует приложение Mi Fit, которое использует 9 студентов (5%), стоит отметить, что данный вариант не был включен в вопрос, и респонденты самостоятельно вносили его в поле открытого ответа. Следом идут приложения RunKeeper и Samsung Health, каждое из них используют по 4 студента (2,2%). Приложением Nike Run Club пользуется 3 студента (1,7%). Приложениями от Adidas (Addidas Running), Apple (Apple Fitness+) и Huawei (Huawei Health) - по 2 студента (1,1%). Еще по 1 студенту (0,6%) пользуются приложениями Goals-Fitness и Garmin Connect. (рисунок. 1).
Garmin connect | 1
Goals-Fitness | 1
Huawei Health | 2
Apple Fitness+ | 2
Addidas Running 1 2
Nike Run Club ■ 3
Samsung Health H 4
RunKeeper H 4 Mi Fit 9 Spotify 23 Google Fit ' 34
Strava 114
0 20 40 60 80 100 120
Рисунок 1. Специализированные приложения для фиксирования результатов учебно-тренировочных и контрольных занятий по бегу, используемые студентами МАИ в период дистанционного обучения в 2020-2021 гг.
На выбор приложения большинства студентов бегового приложения Strava повлияли следующие факторы. Наш студент осенью 2019 г. занял 5 место во всероссийских он-лайн-соревнованиях «Беговая битва университетов», пробежав за 10 дней 250 км. Оказавшись весной 2020 г. в самоизоляции без локдауна, он продолжил беговую подготовку к онлайн-соревнованиям «Беговая битва университетов», которые и выиграл осенью 2020 г., пробежав 571,03 км за 10 дней.
Весной 2020 г., в самый тяжелый для всех период самоизоляции, наш студент регулярно присылал свои карты Strava с забегами в беседу WhatsApp. Мы приводим здесь карту его забега на 30 км, который он посвятил Дню Победы, от 9 мая 2020 г., и карту тренировочного забега на 10 км 16 мая 2020 г. (рисунок 2).
Аркадий Павленко
9 мая 2020 г. в 19:20 • городской округ Геленджик. Краснодарский край
Вечерний забег
Аркадий Павленко
^НЬ* С^ 15 мая 2020 г. в 6:24 - городской округ Геленджик. Краснодарский край
Утренний забег
6
| /
1 |Аряипо-
/ОсиЦека -Дон-
Л | ^ \г { у ¡1 /\
И
Расстояние Средний темп Расстояние Набор высоты
30,04 км 5:59 /км 8,40 км 280 м
Вромя в движении Набор высоты Время в движении Средний темп
2:59:48 202 м 56:55 6:46 /км
Калории
2 655 Ккал
Макс, высота
49 м
Калории
863 Ккал
Макс, высота
178 м
Рисунок 2. Карты забегов студента 2 курса МАИ, находившегося на самоизоляции (приложение 81гауа за 9 и 16
мая 2020 г.)
Мотивационный заряд этих карт оказал влияние на других студентов, которые начали использовать это приложение для урочных и внеурочных занятий бегом, а также приняли участие в онлайн-соревнованиях «Беговая битва университетов» осенью 2020 г.
В настоящее время этот студент, у которого учебные занятия по физической культуре закончились, тренируется с командой ЯиМе^оиМ, по-прежнему выкладывая в интернет-ресурсы карты пробегов 81гауа и мотивируя на занятия беговой подготовкой других студентов. Таким образом, в 2020-2021 уч. году (весенний и осенний семестр) в условиях дистанционного обучения (в МАИ учебно-тренировочные базы были закрыты в течение всего учебного года) и в осеннем семестре 2021-2022 уч. г. (гибридное обучение в сентябре-октябре 2021 г.) мы использовали следующий алгоритм беговой подготовки студентов и развития быстроты и выносливости средствами бега.
В курсе «Аэробика и фитнес» в системе электронного обучения МАИ lms.mai.ru, в беседе WhatsApp были размещены задания:
- просмотреть мотивационные беговые видео в учебном Instagram таЫуоуа», при необходимости обсудить их с преподавателем;
- просмотреть учебные видео серии «Беговая подготовка» в учебном Instagram таНуоуа, выполнить их и прислать видеоотчеты о выполнении; составить свой комплекс беговой разминки, или специальных беговых или подводящих беговых упражнений, прислать текст комплекса и видеоотчет о выполнении;
- просмотреть видеоинструкции по сдаче тестов и испытаний, а также оценочные таблицы в учебном Instagram mai.lvova;
- выполнить беговые тесты и испытания дистанционно, с фиксированием результатов в беговом приложении прислав скрин карты пробегов. Для мужчин предлагались задания: тест Купера, дистанции 1 км, 1 миля, 3 км, 5 км. Для женщин: тест Ку -пера, 1 км, 1 миля, 2 км, 3 км.
Выбор дистанций беговых тестов и испытаний определялся так: выполнение теста Купера - обязательно. Если результат оказывался неудовлетворительным, студенту пред-
лагались индивидуальные задания для развития выносливости. 1 км - принятая в МАИ дистанция тестирования беговой подготовки студентов 1 курса. 1 миля - это стандартное начало работы студентов-новичков с настройками приложения 8йауа; как правило вместо 1 км они пробегают 1 милю, забыв изменить настройки. Остальные дистанции входят в тесты и испытания ВФСК ГТО VI ступени у мужчин и женщин.
Беговая подготовка, выполнение беговых тестов и испытаний является обязательным условием для получения зачета по дисциплине «Физическая культура» для студентов 1-3 курса отделения ОФП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период дистанционного и гибридного обучения в 2020-2021 гг. мы применили следующую схему организации беговой подготовки в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов 1-3 курса отделения ОФП кафедры физвоспитания МАИ. В учебном профиле ша1.1уоуа в социальной сети Instagram с апреля 2020 г. по настоящее время мы разместили: 4 мотивационных беговых видео, формирующие осознанное отношение к физкультурным занятиям; 2 ролика с общеразвивающими упражнениями бегунов, 7 роликов со специальными беговыми и прыжковыми упражнениями и со ссылками на учебно-методическую литературу. Содержание видео позволяет формировать у студентов двигательные умения и навыки, связанные с бегом. Эти же видео выполняют функцию передачи специальных физкультурных знаний. Контроль за развитием выносливости как физического качества, выполнение беговых тестов и испытаний, в том числе с учетом требований ВФСК ГТО, осуществляется с помощью карт беговых приложений Бйауа, которые студенты размещают в мессенджере WhatsApp и на 1ms.mai.ru.
Использование в учебном процессе созданного нами учебного профиля шаНуоуа в социальной сети Instagram в сочетании с беговыми приложениями 8йауа позволяет проводить полноценные онлайн-занятия по беговой подготовке, развивая физические качества и двигательные навыки, мотивируя студентов и передавая им специальные физкультурные знания. Разработанный нами учебный беговой кластер значительно улучшил качество учебного процесса и уровень обученности студентов, а также позволил осуществить полноценный процесс физического воспитания дистанционно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Львова Т.Г. Подготовка студентов аэрокосмического вуза к сдаче беговых нормативов: дополнительные средства и методы развития выносливости и быстроты в неспецифических беговых условиях / Т.Г. Львова, Н.В. Воронина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в XXI веке, сборник материалов XII международной научно-практической конференции: - Москва, 2019. - С. 278-285.
2. Львова Т.Г. Условия и содержание занятий по физической культуре студентов вуза во время самоизоляции и дистанционного обучения в 2020-2021 гг. в период пандемии СО^Б-19 / Т.Г Львова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198) - С. 158-164.
3. Кариаули А.С. Векторы использования социальных сетей и мобильных приложений в дисциплине «Физическая культура» / А.С. Кариаули // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 51-54.
4. Яунбаева Н.С. Организация работы и учебного процесса на кафедре физической культуры и спорта в БашГАУ в период дистанционного обучения / Н.С. Яунбаева // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования : материалы IX Международной научно-методической конференции, посвященной году науки и технологий, Уфа, 15 марта 2021 года. - Уфа, 2021. - С. 305-309.
5. Гаврюшкин А.Н. Применение мобильных приложений для повышения эффективности самостоятельной физической тренировки курсантов системы МВД / А.Н. Гаврюшкин, А.М. Кутим-ский // Успехи гуманитарных наук. - 2019. - № 6. - С. 92-95.
6. Кашкова М. П. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов на дистанционном обучении / М.П. Кашкова, Е.Е. Лукашина, А.В. Тарасов // Ученые запис-
ки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 165-169.
7. Вирина К. Д. Планирование результатов в беге на средние дистанции для сдачи норм ГТО с помощью приложений-счетчиков физической активности / К.Д. Вирина, Е.А. Бондарчук, А. Л. Юрченко // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 30 октября 2020 года. - Саратов : Саратовский источник, 2020. - С. 429-434.
8. Егорычев А.О. Егорычева Э.В. Управление самостоятельной физической активностью студентов на основе фитнес-приложений в телефонах / А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2(192). - С. 86-92.
9. Использование мобильных приложений при работе со студентами в условиях дистанционного обучения по физической культуре / В.В. Бобков, Я.А. Алатырева, Л.Н. Курякова, М.А. Пляшечко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2021. - № 5. - С. 16-21.
10. Бессонова В. П. Опыт организации учебного процесса в период пандемии с использованием приложения Running / В.П. Бессонова, И.И. Друзьянов, Э.П. Федоров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5(195). - С. 51-54.
REFERENCES
1. Lvova, T.G. and Voronina, N.V. (2019), "Preparing an aerospace university students for running standards: additional means and methods for developing endurance and fastence in non-specific running conditions", Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference "Current problems of physical education and sport in the 21st century", Moscow, June 20-21, 2019, MISI - MGSU, Moscow, pp. 278-285.
2. Lvova, T.G. (2021), "Conditions and content of physical education of university students during selfisolation and distance learning in 2020-2021 in the period of Covid-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 158-164.
3. Kariauli, A.S. (2019), "The vectors of using social networks and mobile applications in the discipline "Physical Culture"", Physical culture: education, training, No. 1, pp. 51-54.
4. Yanubaeva, N.S. (2021), "Organization of the work and learning process at the Department of Physical Education and Sport at Bashkir State Agrarian University during the distance learning period", Proceedings of the IX International Scientific and Methodological Conference dedicated to the Year of Science and Technology, Ufa, March 15, 2021, pp. 305-309.
5. Gavryushkin, A.N. and Kutimskiy, A.M. (2019), "Use of mobile applications to improve the effectiveness of independent physical training of cadets of the ministry of internal affairs of Russia", Modern Humanities Success, No. 6, pp. 92-95.
6. Kashkova, M.P., Lukashina, E.E. and Tarasov, A.V. (2020), "Features of professional and applied physical training of students in distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 165-169.
7. Virina, K.D., Bondarchuk, E.A. and Yurchenko, A.L. (2020), "Results planning in middle-distance running for passing the GTO-standards using physical activity registers", Proceedings of the Russian Scientific-Practical Conference "Current Issues of Physical Education of Youth and Student Sport", Saratov, October 30, 2020, pp. 429-434.
8. Egorychev, A.O. and Egorycheva, E.V. (2021), "Self-management of physical activity of students on the basis of fitness apps in phones", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 86-92.
9. Bobkov, V.V., Altyreva, Ya.A., Kuryakova, L.N. and Plyashechko, M.A. (2021), "Valuation of the effectiveness of using mobile applications when working with students in the context of distance learning", Proceedings of Tula State University, No. 5, pp. 16-21.
10. Bessonova, V.P., Druzyanova, I.I. and Fedorov, E.P. (2021), "Experience in organizing the educational process during pandemic by using the running app", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp.51-54.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2021