Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Луценко Виктор Анатольевич

Актуальность. Проблема методического обеспечения военно-прикладной подготовки военнослужащих состоит, во-первых, в сокращении сроков службы по призыву. Во-вторых, в постепенном ухудшении состояния здоровья, что обусловливает снижение уровня физической подготовленности призывников. Наиболее сложной в военно-прикладной подготовке военнослужащих является огневая, поскольку её базой является выносливость - силовая, скоростная и общая. Специальная физическая подготовка также требует навыков преодоления препятствий разной сложности и владения приёмами рукопашного боя. Поиск средств, оптимизирующих военно-прикладную подготовку военнослужащих, послужил основанием для настоящего исследования. Цель работы: анализ эффективности общевойсковой программы физической подготовки военнослужащих и педагогических тренингов, ускоряющих военно-прикладную подготовленность. Методы: фиксировались показатели вегетативного тонуса по Сопову, хронотипа (отношение ЧСС/ЧД), задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) и ситуативной тревоги по опроснику Спилбергера, Общая и специальная физическая подготовленность военнослужащих оценивалась стандартными войсковыми методами. Результаты. С показателем хронотипа взаимосвязаны результаты бега на 100 метров, как в начале, так и в конце эксперимента. Большинство показателей общей и специальной физической подготовленности военнослужащих за год улучшается, что указывает на отработанную систему общевойсковой военно-прикладной подготовки. Направленность тренинга по огневой подготовке на учёт функционального состояния и хронотипа обеспечила улучшение результатов стрельбы на 17,2% за 12 занятий по сравнению с годичным тренингом по общевойсковой программе (12,0%). Выводы. 1.В результате исследования подтверждена роль хорошей респираторной выносливости (проба Генчи) в беге на 3 км и огневой подготовленности военнослужащих 2.На уровень огневой подготовленности военнослужащих влияет хронотип. Оптимальным суточным ритмом является «утренний» и «дневной». 3.Для подразделений войск национальной гвардии, помимо хорошей общефизической и огневой подготовленности, существенную роль играет формирование навыков боевых приемов (показатель бросков улучшился на 10%) и преодоления препятствий (улучшение на 15%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Луценко Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND SPECIAL PEDAGOGICAL TRAININGS DIRECTIONS IN MILITARY-APPLIED TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

Relevance. The problem of methodological support of military-applied training of military personnel consists, firstly, in shortening the terms of conscription service. Secondly, in the gradual deterioration of health, which causes decrease in the level of physical fitness of conscripts. The most difficult in the military-applied training of military personnel is fire, since its base is endurance - strength, speed and general. Special physical training also requires skills to overcome obstacles of varying complexity and mastery of hand-to-hand combat techniques. The search for tools that optimize the military-applied training of military personnel served as the basis for this study. The purpose of the work: to analyze the effectiveness of the combined-arms program of physical training of military personnel and pedagogical trainings that accelerate military-applied preparedness. Methods: indicators of vegetative tone according to Sopov, chrono-type (HR/BH ratio), breath retention on exhalation (Gencha test) and situational anxiety according to the Spielberger questionnaire were recorded, The general and special physical fitness of military personnel was assessed by standard military methods. Results. The results of running for 100 meters, both at the beginning and at the end of the experiment, are interrelated with the chronotype indicator. Most indicators of general and special physical fitness of military personnel are improving over the year, which indicates a well-developed system of combined-arms military-applied training. The focus of the fire training on taking into account the functional state and chronotype provided an improvement in shooting results by 17.2% over 12 classes compared to the one-year training on the combined arms program (12.0%). Conclusions. 1. As a result of the study, the role of good respiratory endurance (Gencha test) in running for 3 km and fire readiness of military personnel was confirmed. 2. The chronotype affects the level of fire readiness of military personnel. The optimal daily rhythm is "morning" and "afternoon". 3. For units of the National Guard troops, in addition to good general physical and fire preparedness, the formation of skills of combat techniques (the throw rate improved by 10%) and overcoming obstacles (an improvement of 15%) plays an essential role.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2021

УДК 355.233

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Виктор Анатольевич Луценко, соискатель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

Актуальность. Проблема методического обеспечения военно-прикладной подготовки военнослужащих состоит, во-первых, в сокращении сроков службы по призыву. Во-вторых, в постепенном ухудшении состояния здоровья, что обусловливает снижение уровня физической подготовленности призывников. Наиболее сложной в военно-прикладной подготовке военнослужащих является огневая, поскольку её базой является выносливость - силовая, скоростная и общая. Специальная физическая подготовка также требует навыков преодоления препятствий разной сложности и владения приёмами рукопашного боя. Поиск средств, оптимизирующих военно-прикладную подготовку военнослужащих, послужил основанием для настоящего исследования. Цель работы: анализ эффективности общевойсковой программы физической подготовки военнослужащих и педагогических тренингов, ускоряющих военно-прикладную подготовленность. Методы: фиксировались показатели вегетативного тонуса по Сопову, хронотипа (отношение ЧСС/ЧД), задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) и ситуативной тревоги по опроснику Спилбергера, Общая и специальная физическая подготовленность военнослужащих оценивалась стандартными войсковыми методами. Результаты. С показателем хронотипа взаимосвязаны результаты бега на 100 метров, как в начале, так и в конце эксперимента. Большинство показателей общей и специальной физической подготовленности военнослужащих за год улучшается, что указывает на отработанную систему общевойсковой военно-прикладной подготовки. Направленность тренинга по огневой подготовке на учёт функционального состояния и хронотипа обеспечила улучшение результатов стрельбы на 17,2% за 12 занятий по сравнению с годичным тренингом по общевойсковой программе (12,0%). Выводы. 1.В результате исследования подтверждена роль хорошей респираторной выносливости (проба Генчи) в беге на 3 км и огневой подготовленности военнослужащих 2.На уровень огневой подготовленности военнослужащих влияет хронотип. Оптимальным суточным ритмом является «утренний» и «дневной». З.Для подразделений войск национальной гвардии, помимо хорошей общефизической и огневой подготовленности, существенную роль играет формирование навыков боевых приемов (показатель бросков улучшился на 10%) и преодоления препятствий (улучшение на 15%).

Ключевые слова: войска национальной гвардии, военно-прикладная подготовка, функциональное состояние военнослужащих.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p237-243

GENERAL AND SPECIAL PEDAGOGICAL TRAININGS DIRECTIONS IN MILITARY-APPLIED TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

Viktor Anatolyevich Lutsenko, the applicant, Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

Relevance. The problem of methodological support of military-applied training of military personnel consists, firstly, in shortening the terms of conscription service. Secondly, in the gradual deterioration of health, which causes decrease in the level of physical fitness of conscripts. The most difficult in the military-applied training of military personnel is fire, since its base is endurance - strength, speed and general.

Special physical training also requires skills to overcome obstacles of varying complexity and mastery of hand-to-hand combat techniques. The search for tools that optimize the military-applied training of military personnel served as the basis for this study. The purpose of the work: to analyze the effectiveness of the combined-arms program of physical training of military personnel and pedagogical trainings that accelerate military-applied preparedness. Methods: indicators of vegetative tone according to Sopov, chrono-type (HR/BH ratio), breath retention on exhalation (Gencha test) and situational anxiety according to the Spielberger questionnaire were recorded, The general and special physical fitness of military personnel was assessed by standard military methods. Results. The results of running for 100 meters, both at the beginning and at the end of the experiment, are interrelated with the chronotype indicator. Most indicators of general and special physical fitness of military personnel are improving over the year, which indicates a well-developed system of combined-arms military-applied training. The focus of the fire training on taking into account the functional state and chronotype provided an improvement in shooting results by 17.2% over 12 classes compared to the one-year training on the combined arms program (12.0%). Conclusions. 1. As a result of the study, the role of good respiratory endurance (Gencha test) in running for 3 km and fire readiness of military personnel was confirmed. 2. The chronotype affects the level of fire readiness of military personnel. The optimal daily rhythm is "morning" and "afternoon". 3. For units of the National Guard troops, in addition to good general physical and fire preparedness, the formation of skills of combat techniques (the throw rate improved by 10%) and overcoming obstacles (an improvement of 15%) plays an essential role.

Keywords: National Guard troops, military-applied training, functional state of military personnel.

Войска национальной гвардии образованы Указом Президента весной 2016 года. Одной из задач этой федеральной службы является обеспечение контртеррористических операций и безопасности особо важных государственных объектов.

После призыва новобранцы оказываются в условиях жёсткой дисциплины и экстремальных нагрузок, которые вызывают бурную стресс-реакцию. Сравнительная оценка функционального состояния военнослужащих показала, что индекс Руфье в группе стресс-неустойчивых достоверно выше, чем у устойчивых к стрессу [3].

На фоне гипоксии снижается возбудимость ЦНС, существенно расслабляя скелетные мышцы, обеспечивая адаптацию к интенсивным физическим нагрузкам. Это приводит к экстренному повышению работоспособности («второму дыханию») и снижению гипертонуса мышц, улучшая их энергообеспечение [7]. При стрессе фиксируются максимумы активации, психомоторного тонуса и мотивации. При утомлении активация минимальна, а значения психомоторики находятся в зоне гипотонуса [15]. Военнослужащий, совладеющий со стрессовой ситуацией, действует в соответствии с её собственной логикой и своими психологическими возможностями [11]. Действия совладения со стрессом могут быть ситуативными (активность/пассивность, уклонение/уход), репрезентативными (поиск/подавление информации), оценочными (переоценка ситуации/изменение намерений) [1].

В процессе огневой подготовки у военнослужащих преимущественно монотонная статическая нагрузка с периодическим удержанием оружия 20-30 с. Фаза отдыха между выстрелами в среднем 30 с. Поэтому с каждым выстрелом постепенно накапливается (аккумулируется) утомление. Сначала нарушается автоматизм движений, затем их координация, после чего происходит сдвиг вегетативных функций. В итоге снижается результативность стрельбы [6]. При утомлении удлиняется простая двигательная реакция, уменьшается частота слияния световых мельканий (КЧССМ) [13]. Происходит сглаживание функциональной асимметрии мозга, что нарушает функцию двигательной памяти [5; 12]. При хроническом утомлении наблюдается снижение точности движений. При переутомлении возникают грубые ошибки в сформированном навыке, что обусловлено нарушением координации, согласованности движений и искажением чувства времени [4].

По данным Дж. Моралеса [16], распространенность состояния перетренированности у спортсменов достигает 30%. Анализ внезапной смерти 1866 молодых спортсменов США за период 1980-2006 годов указывает на доминирование сердечной недостаточности [16].

Функциональная (физиологическая) устойчивость обусловлена уровнем рабочего потребления кислорода (длительностью работы кардиореспираторной системы), обеспечивая постоянный приток крови в мозг, и связана с устойчивостью психических процессов. Наиболее апробированным и близким к решению проблемы оценки здоровья военнослужащих является метод, предложенный Г.Л. Апанасенко [2]. Автором были проанализирован ряд клинико-физиологических показателей нескольких возрастных групп, полученных при велоэргометрической нагрузке различной мощности на уровне толерантности. Анализ данных указал на наличие закономерностей, сопровождающих снижение толерантности к физическим нагрузкам. Это, прежде всего, корреляция с эндогенными факторами риска: со степенью выраженности неинфекционных заболеваний, уровнем физического развития и функционального состояния.

Важной причиной ухудшения функционального состояния военнослужащих является влияние факторов, которые обусловливают биоритмы жизнедеятельности. Прежде всего, циркадианного хронотипа - «утреннего» (длинные монозиготы), «вечернего» (рецессивные короткие) и «дневного» (гетерозигота) [14]. Смена климатогеографической территории вызывает адаптивные перестройки в пределах «нормы реакции» каждого хронотипа [10]. Нарушение циркадного ритма наблюдается новобранцев, как правило, первые два месяца. Однако при низком уровне физической подготовленности нарушение наблюдается до 6 месяцев [8]. Поэтому настоящее исследование посвящено анализу эффективности педагогических тренингов с учётом функционального состояния и хроноти-па в военно-прикладной физической подготовке военнослужащих.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В первой серии изучалась эффективность педагогического тренинга военнослужащих по призыву войск национальной гвардии (охрана объекта) по общевойсковой программе. В нём приняли участие 38 военнослужащих. Общая и специальная физическая подготовка фиксировалась осенью и весной. Дополнительно измерялся суточный ритм.

Общая физическая подготовленность оценивалась в метрических единицах по показателям силовой выносливости (подтягивания), быстроты бега на 100 метров и общей выносливости (бег 3 км).

Специальная физическая подготовленность оценивалась в баллах: силовая (отжимания на брусьях), преодоление полосы препятствий, стрельба, рукопашный бой (защита от нападения с ножом, броски и защита от нападения с оружием).

Согласно полученным данным, у исследуемых военнослужащих суточный ритм = 4,52±0,26 - «промежуточный» хронотип, ближе к критерию «утреннего». Частота сердечных сокращений (уд/мин) = 67,84±1,25. Частота дыхания (цикл/мин) = 15,92±0,76.

С исходным показателем суточного ритма оказались взаимосвязаны только результаты бега на 100 метров, как в начале, так и в конце эксперимента.

Иными словами, при высоком суточном ритме, характерном для «жаворонков», хорошо выражена анаэробная выносливость. Это необходимо учитывать не только при оценке физической подготовленности военнослужащих. Важнее другое: «утренний» хро-нотип позволяет военнослужащим более эффективно решать сложные военно-прикладные задачи по сравнению с «вечерним» хронотипом.

Анализ показателей общей и специальной физической подготовленности выявил, что в целом военнослужащие достаточно хорошо подготовлены. В конце эксперимента уровень физической подготовленности военнослужащих достоверно улучшился: показатель силовой выносливости на 5,6%; скоростно-силовой выносливости - на 2,1%. Общая выносливость тоже улучшилась на 2,67%, но недостоверно (таблица 1). Анализ динамики специальной военно-прикладной физической подготовленности в годичном цикле выявил, что силовая подготовленность улучшилась на 13,8%, огневая - на 12,0%, преодоления полосы препятствий - на 15 %. Из показателей боевых приемов достоверно улучши-

лись только результаты бросков на 10%.

Таблица 1- Динамика показателей общей и специальной физической подготовленности военнослужащих в ходе эксперимента (М±т)_

Показатели Ед. изм. Осень Весна 1

Подтягивания Кол-во 13,47±0,22 14,18±0,22 2,27*

Бег на 100 м Сек 14,68±0,10 14,38±0,10 2,17*

Бег на 3 км Мин 12,84±0,15 12,47±0,12 1,87

Силовая подготовка Балл 3,92±0,21 4.46±0.11 2,11*

Полоса препятствий Балл 4,23±0,20 4,77±0,12 2,29*

Результаты стрельбы Балл 3,57±0.14 4,00±0,10 2,51*

Защита от ножа Балл 3,79±0,22 4.08±0.21 0,94

Броски Балл 3,92±0,08 4,38±0,18 2,35*

Защита от оружия Балл 4,0±0.21 4,31±0,17 О,84

*) р<0,05

Таким образом, большинство показателей общей и специальной физической подготовленности военнослужащих по общевойсковой программе существенно улучшается.

Для подразделений войск национальной гвардии по охране, обороне объекта и противодиверсионной борьбе, помимо общефизической и огневой подготовки, существенную роль играет формирование навыков рукопашного боя и преодоления полосы препятствий.

Во второй серии при организации педагогического тренинга целевой направленности огневой подготовки учитывалось исходное функциональное состояние и суточный ритм [9]. В педагогическом эксперименте участвовали военнослужащие по призыву войск национальной гвардии по 25 человек в экспериментальной и контрольной группе. Контрольные стрельбы осуществлялись на протяжении 12 занятий.

Фиксировались показатели вегетативного тонуса, суточного ритма, задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) и ситуативной тревоги по краткому опроснику Спилбер-гера. Согласно полученным данным, вегетативный тонус военнослужащих экспериментальной группы соответствует критерию активности симпатического отдела нервной системы. В контрольной группе - оптимальный баланс.

Суточный ритм в обеих группах «вечернего» хронотипа. В пробе Генчи у военнослужащих экспериментальной группы существенно хуже способность задержать дыхание на выдохе и выше ситуативная тревога по сравнению с контрольной группой (соответственно 1=4,08 и 1=2,27, р<0,05). Это и определило направленность тренинга.

В динамике результатов стрельбы достоверно лучше показатели экспериментальной группы на 3-м (1=2,90), 9-м (1=2,09), 11-м (1=2,18) и 12-м (1=2,02) занятиях. По окончании тренинга огневая подготовленность улучшилась на 17,2% по сравнению с практически «плато» контрольной группы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика оценок военнослужащих за стрельбу, балл

Корреляционный анализ выявил следующие закономерности. В экспериментальной группе способность длительно задержать дыхание на выдохе сыграла роль в резуль-

татах стрельбы на 1-м, 11м и 12-м занятиях (соответственно r=0,386, r=0,370 и r=0,431). В контрольной группе ситуативная тревога проявилась на 4-м (r=0,512) и 7-м (r=0,534), что неизбежно привело к неудачной стрельбе на 5-м (r=-0,381), 7-м (r=-0,539) и 9-м (r=-0,392) занятиях. Во всех случаях р<0,10-0,05. Таким образом, выбранная направленность тренинга по огневой подготовке на учёт функционального состояния и суточного ритма оправдана: результаты стрельбы улучшились на 17,2% по сравнению с тренингом по общевойсковой программе (12,0%).

ВЫВОДЫ

В результате исследования подтверждена роль хорошей респираторной выносливости (проба Генчи) в беге на 3 км и огневой подготовленности военнослужащих.

На уровень огневой подготовленности военнослужащих влияет суточный ритм. Оптимальным хронотипом является «утренний» (пик работоспособности с 8.00 до 10.00 часов) и «дневной» (два пика - 10.00-12.00 и 15.00-18.00) по сравнению с «вечерним» хронотипом (пик работоспособности начинается с 16 часов).

Для подразделений войск национальной гвардии по охране, обороне объекта и противодиверсионной борьбе, помимо хорошей общефизической и огневой подготовленности, существенную роль играет формирование навыков боевых приемов (показатель бросков улучшился на 10%) и преодоления препятствий (улучшение на 15%).

РЕКОМЕНДАЦИИ

Обеспечение эффективного усиления адаптации военнослужащих к специфическим нагрузкам современной боевой деятельности осуществляется тремя этапами. На первом этапе приспособительные реакции всех систем в наибольшей мере актуализируются при работе большой мощности (от 5-6 до 20-30 минут) методами равномерной и переменной нагрузки.

На втором этапе применяются субмаксимальные нагрузки от 3-5 мин. до 20-30 мин интервальным и повторным методами.

На третьем этапе - упражнения при пониженном содержании кислорода в тканях: бег на спринтерские дистанции и преодоление препятствий посредством интервального метода. Целесообразны комплексные упражнения после полученного от предшествующей нагрузки кислородного долга. Это достигается после бега на 100 м или после преодоления полосы препятствий, рукопашный бой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии: монография /

B.А. Абабков, М. Перре. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 166 с.

2. Апанасенко Г.Л. Роль аутоиммунных реакций в механизмах конструктивного периода после напряженной мышечной деятельности / Г.Л. Апанасенко, Д.И. Недопрядко // Теория и практика физической культуры. - 1986 - № 8 - С.48-51.

3. Беспалова Т.А. Функциональное состояние организма призывников в прогнозировании их стрессоустойчивости / Т.А. Беспалова, Е.В. Волчанский // Страховские Чтения. - 2018. - № 26 -

C. 13-17.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - Москва : Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.

5. Бугаец, Я.Е. Динамика биопотенциалов головного мозга при моторном обучении у лиц с функциональной асимметрией верхних конечностей: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Бугаец Янина Евгеньевна;- Краснодар, 2000. - 22 с.

6. Вайнштейн, Л.М. Оружие - Пистолет!: учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета / Л.М. Вайнштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1998. - 95 с.

7. Высочин Ю.В. Миорелаксация в системе подготовки спортсменов / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 6. - С. 94-95; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8677 (дата обращения: 06.11.2021).

8. Занковец В.Э Энциклопедия тестирований: монография / В.Э. Занковец. - Москва : Спорт, 2016. - 454 с.

9. Кривощеков, С.Г. Системные механизмы адаптации и компенсации / С.Г. Кривощеков, В.П. Леутин, В.Э. Диверт // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. - 2004 - № 2 - С. 148-153.

10. Либин, А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами? / А. Либин, А. Либина // Стиль человека: психологический анализ. -Москва : Смысл, 1998. - С. 190-204.

11. Назаренко Л. Д. Исследование основных разновидностей точности в процессе их стимулированного развития / Л.Д. Назаренко // Шестой Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». - Варшава, 2002. - С. 269-270.

12. Рождественская, В.И. Индивидуальные различия работоспособности / В.И. Рождественская. - Москва : Педагогика, 1980. - 151 с.

13. Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И.В. Равич-Щербо. - Москва : Педагогика, 1988. - 333 с.

14. Сопов, В.Ф. Методы измерения психического состояния в спортивной деятельности: метод. рекомендации по проведению практикума специализации / В.Ф. Сопов. - Москва : РГУФК, 2004. - 25 с.

15. Sudden deaths in young competitive athletes: analysis of 1866 deaths in the United States, 1980-2006. / B.J. Maron, J.J. Doerer, T.S. Haas [et al] // American heart association. - March 3, 2009. -URL: https://magdahavas.com/wp-content/uploads/2011/03/Maron-2011-sca.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

16. Use of heart rate variability in monitoring stress and recovery in judo athletes / J Morales, J.M., Garcia-Massi X Alamo [et al]. // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2014. - URL: https://journals .lww.com/nsca-

jscr/fulltext/2014/07000/use_of_heart_rate_variability_in_monitoring_stress. 14.aspx (дата обращения: 06.11.2021).

REFERENCES

1. Ababkov, V. and Perre, M. (2004), Adaptation to stress. Fundamentals of theory, diagnosis, therapy, Rech, St. Petersburg.

2. Apanasenko, G. and Nedoryadko, D. (1986), "The role of autoimmune reactions in the mechanisms of the constructive period after strenuous muscular activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 48-51.

3. Bespalova, T. and Volchansky, E. (2018), "The functional state of the conscripts' organism in predicting their stress resistance", Strahov Readings, No. 26, pp. 13-17.

4. Bodrov, V. (2006), Psychology of professional activity, Theoretical and applied problems, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

5. Bugayets, Ya. (2000), Dynamics of brain biopotentials in motor learning in persons with functional asymmetry of the upper extremities, dissertation, Krasnodar.

6. Weinstein, L. (1998), Weapon - Pistol!: educational and methodical manual on pistol shooting, Physical culture and sport, Moscow.

7. Vysochin Yu.V. and Denisenko, Yu.P. (2005), "Miorelaxation in the system of training athletes", Successes of modern natural science, No. 6, pp. 94-95, available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8677 (date of access: 11/06/2021).

8. Zankovets, V. (2016), Encyclopedia of testing, Sport, Moscow.

9. Krivoshchekov, S., Leutin, V. and Divert, V. (2004), "Systemic mechanisms of adaptation and compensation", Bulletin SO RAMN, No. 2, pp. 148-153.

10. Libin, A. and Libina, A. (1998), "Styles of stress response: psychological protection or coping with difficult circumstances", Human style: psychological analysis, Smysl, Moscow, pp. 190-204.

11. Nazarenko, L. (2002), "Research of the main types of accuracy in the process of their stimulated development", Modern Olympic sport and sport for all, Warsaw, pp. 269-270.

12. Rozhdestvenskaya, V. (1980), Individual differences in working capacity, Pedagogy, Moscow.

13. Ravich-Shcherbo, I. (1988), The role of environment and heredity in the formation of human individuality, Pedagogy, Moscow.

14. Sopov, V. (2004), Methods of measuring mental state in sports activity: method. recommendations for conducting a specialization workshop, RSUFK, Moscow.

15. Maron, B.J.,Doerer ,J.J.,Haas T.S. et al (2009), :Sudden deaths in young competitive athletes: analysis of 1866 deaths in the United States, 1980-2006", American heart association., March 3, 2009, available at: https://magdahavas.com/wp-content/uploads/2011/03/Maron-2011-sca.pdf (date of access: 11/06/2021).

16. Morales J, Alamo J.M, Garcia-Massio X. et al (2014), "Use of heart rate variability in monitoring stress and recovery in judo athletes", Journal of Strength and Conditioning Research, available at: https://journals .lww.com/nsca-

jscr/fulltext/2014/07000/use_of_heart_rate_variability_in_monitoring_stress.14.aspx (date of access: 11/06/2021).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.11.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.422

БЕГОВАЯ ПОДГОТОВКА И ТЕСТИРОВАНИЕ БЕГОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА (НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В 2020-2021 ГГ.

Татьяна Геннадьевна Львова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация

В работе проведено исследование особенностей организации занятий по беговой подготовке и тестирования беговых способностей студентов (1-3 курс, бакалавриат и специалитет, возраст 1822 года) в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) (далее МАИ), занимающихся в отделении общей физической подготовки (ОФП) в период самоизоляции, дистанционного и гибридного обучения 2020-2021 гг. во время пандемии Covid-19. Исследованы возможности организации занятий бегом как основного средства развития выносливости дистанционно, вне стен вуза, по месту фактического пребывания студентов. Исследованы возможности проведения беговых тестов и испытаний онлайн. Исследованы возможности фиксации результатов с помощью беговых приложений для самостоятельной работы студентов. Качество образовательного процесса улучшилось за счет размещения кратких видеоуроков и мотивационных видео по беговой подготовке на образовательном интернет-ресурсе (учебный профиль mai.lvova в социальной сети Instagram), интегрированном в систему электронного обучения МАИ (lms.mai.ru). Анализ данных свидетельствует о возможности высокоэффективной беговой подготовки студентов и проведении ими самостоятельно беговых тестов и испытаний онлайн с помощью беговых приложений и интернет-ресурсов

Ключевые слова: студенты, физическая культура, беговая подготовка, развитие выносливости, пандемия, Covid-19, дистанционное обучение гибридное обучение, мобильные беговые приложения, фиксация результатов, образовательные платформы, интернет-ресурсы, соцсети.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p243-250

RUNNING TRAINING AND RUNNING ABILITY OF TESTING OF MOSCOW AVIATION INSTITUTE (NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY) STUDENTS DURING DISTANCE AND MIXED LEARNING IN 2020-2021

Tatyana Gennadyevna Lvova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Aviation Institute (National Research University)

Abstract

This research aims to investigate the specifics of running training in the organization and testing of students (1-3 course, bachelor and specialist degree, 18-22 years old) in the department of general physical training (GPT) of Moscow Aviation Institute (National Research University) in the period of self-isolation,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.