УДК 796.015 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11111
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ И БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.В. Соколовский, В.А. Савченко, А.В. Новиков, В.В. Пресняков
Рассмотрено влияние экспериментальной методики подготовки на результаты боевой и физической подготовленности иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах на территории Российской Федерации. Доказано, что внедрение специфических упражнений в учебно-тренировочный процесс положительно отразилось на развитии физической подготовленности курсантов и повышении эффективности в выполнении упражнений военно-прикладной направленности.
Ключевые слова: иностранные военнослужащие, курсанты, упражнения военного многоборья, физическая подготовка, боевая подготовка.
METHODS OF PHYSICAL AND COMBAT TRAINING OF CADETS OF FOREIGN STATES STUDYING AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Sokolovskiy S.V., teacher, vvp863@yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow Higher Combined Arms Command School,
Savchenko V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department, vvp863@yandex.ru, Russia, Smolensk, Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation, Alexey N.V., candidate of pedagogical sciences, deputy head of the department, vvp863@ yandex.ru, Russia, Smolensk, Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation,
Presnyakov V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, vvp863@yan-dex.ru, Russia, Smolensk, Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation
The influence of the experimental training methodology on the results of the combat and physical readiness of foreign servicemen studying in universities on the territory of the Russian Federation is considered. It is proved that the introduction of specific exercises into the educational-training process had a positive effect on the development of physical fitness of cadets and on the increase in efficiency in performing exercises of a military-applied orientation.
Key words: foreign servicemen, cadets, military all-around exercises, physical training, combat training.
Соколовский Сергей Владимирович, преподаватель, vvp863@yandex.ru, Россия, Москва, Московское высшее общевойсковое командное училище,
Савченко Виктор Алексеевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, vvp863@yandex.ru, Россия, Смоленск, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации,
Новиков Алексей Владимирович, канд. пед. наук, зам. начальника, vvp863@yandex.ru, Россия, Смоленск, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации,
Пресняков Виталий Валерьевич, канд. пед. наук, доц., vvp863@yandex.ru, Россия, Смоленск, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации
В настоящее время массовое оснащение Вооруженных Сил не только Российской Федерации, но и стран, импортирующих современные технически сложные образцы оружия, обусловило необходимость научного поиска путей оптимизации процесса боевой, в том числе и физической, подготовки, которая всегда рассматривалась в качестве важнейшего фактора высокой боеспособности войск. В современных условиях ведения боя достаточно много специальностей, свя-
занных со значительными, а в отдельных случаях - с максимальными, физическими нагрузками [5, 6, 8, 9].
Важнейшими задачами физической подготовки являются формирование у военнослужащих готовности к перенесению экстремальных физи -ческих и психических нагрузок в период подготовки к ведению боевых действий, а также повышение военно-специальной готовности [1, 2, 4, 10].
Большинство военнослужащих иностранных государств прибывает в Россию для обучения в военных вузах Министерства обороны, в частно -сти в Военную академию войсковой противовоздушной обороны. Поступающие курсанты иностранных государств отличаются от российских курсантов низким уровнем подготовленности почти по всем физическим качествам, и это отличие сохраняется на протяжении всего периода обучения. Вместе с тем перед кафедрой физической подготовки стоит основополагающая задача - выпустить физически подготовленного военнослужащего, способного выполнять повседневные боевые задачи на должном профессиональном уровне [7].
В связи с этим представляют интерес разработка и применение экспериментальной методики подготовки, положительно влияющей на физическую и боевую подготовленность военнослужащих иностранных государств.
Методы и организация эксперимента. Исследование проводилось на базе Военной академии войсковой противовоздушной обороны г. Смоленска.
Цель исследования - проверка влияния экспериментальной методики подготовки на боевую и физическую подготовленность курсантов иностранных государств.
В эксперименте участвовали курсанты трех учебных групп (п=92). Перед началом исследования было проведено тестирование физического развития и физической подготовленности курсантов, осуществлен прием контрольных нормативов по боевой подготовке. Для проверки уровня физической подготовленности были использованы упражнения, отражающие уровень развития основных физических качеств [3]. Результаты сравнительного анализа физического развития, физической подготовленности и выполнения нормативов по боевой подготовке экспериментальной (ЭГ) и двух контрольных групп (КГ1 и КГ2) свидетельствуют о том, что различия между ЭГ и КГ1 в физическом развитии, по уровню основных физических качеств и нормативов боевой подготовки были статистически не досто -верны (р<0,05). В состав ЭГ и КГ1 входили иностранные военнослужащие, в КГ2 - курсанты Вооруженных Сил Российской Федерации. Контрольная группа из российских военнослужащих была создана для более наглядного представления полученных результатов исследования.
С каждой группой в течение 6 месяцев было проведено по 72 практических и 8 контрольных занятий. Продолжительность каждого занятия составляла 90 мин.
В контрольных подразделениях занятия проводились по общепринятым методикам согласно НФП-09. Особенностью методики проведения тренировочных занятий в экспериментальной группе было следующее: в подготовительной части занятий особое внимание уделялось беговым и прыжковым упражнениям.
В соответствии с составленной программой, в зависимости от темы занятия, в основной части тренировки сначала выполнялись упражнения по преодолению отрезков единой полосы препятствий, затем метание гранат на дальность и точность или сначала бег на выносливость. Широко использовался соревновательный метод. Например, на каждом занятии при преодолении отдельных препятствий и отрезков полосы фиксировалось время личного рекорда курсанта. В конце занятия назывался победитель.
Результаты и их обсуждение. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в результате тренировочных занятий у курсантов КГ1 и ЭГ произошли положительные изменения в развитии физических качеств. В то же время в КГ1 по ряду упражнений эти изменения были менее выражены и не так достоверны. Необходимо отметить наибольший прирост результатов в ЭГ по отношению к результатам КГ1 в упражнении «Бег на 100 м» - 13,1 и 8,6 % и в упражнении «Метание гранаты на дальность» - на 16,5 и 8,9 % соответственно (табл. 1).
Таблица 1
Изменение показателей физической подготовленности в ЭГ, КГ1 и КГ2 до и после эксперимента
№ п/п Упражнения ЭГ КГ1 КГ2
X ± m p X ± m p X ± m p
1 Бег на 100 м, с 14,5±0,50* <0,05 14,45±0,49 >0,05 14,1±0,43 <0,05
12,89±0,45** 13,26±0,41 12,39±0,42
2 Кросс на 3000 м, мин.с 13.30±7,4 >0,05 13.35±8,1 >0,05 13.20±7,1 <0,05
12.38±6,7 12.77±7,6 12.08±6,3
3 Подтягивание на перекладине, кол-во раз 7,2±0,3 <0,05 7,0±0,4 <0,05 10,2±0,4 >0,05
11,2±0,5 10,9±0,5 13,3±0,6
4 Метание гранаты на дальность, м 37,69±1,01 <0,05 38,44±1,20 >0,05 40,69±0,94 <0,05
44,28±0,89 42,28±1,04 47,28±0,92
5 Преодоление единой полосы препятствий на 400 м, мин.с 3.36,5±6,43 <0,05 3.32,4±4,67 >0,05 3.26,5±5,50 <0,05
2.58,82±8,44 3.15,28±3,40 2.49,53±9,32
Примечание: * - начало эксперимента, ** - конец эксперимента.
Основные отличия в результатах в выполнении упражнения по преодолению единой полосы препятствий. Так, в ЭГ в результате использования упражнений военного пятиборья результаты достоверно увеличились на 23,6 % (р<0,05), в то же время в КГ1 увеличение составило всего 8,5 % (р>0,05). Это можно объяснить, в первую очередь, методикой тренировки, направленной преимущественно на развитие навыков скоростной вынос -ливости и техники преодоления отдельных препятствий. Также можно отметить, что в обеих группах иностранных военнослужащих произошло достоверное изменение результата в упражнении «Подтягивание на перекладине»: в ЭГ на 52,4 % (р<0,05), в КГ1 - на 39,1 %, что является самым высоким приростом результата из всех проведенных тестов.
Хочется отметить результаты прироста показателей физической подготовленности КГ2 по сравнению с ЭГ и КГ1. Как видно из табл. 1, начальные показатели КГ2 выше, чем результаты групп иностранных военнослужащих, тем не менее контрольная группа российских курсантов показывает прирост результатов на уровне ЭГ. Изменение показателей КГ2 достоверно во всех упражнениях, кроме подтягивания на перекладине (р>0,05).
Проанализировав результаты педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что в результате тренировочных занятий у курсантов ЭГ наблюдается достоверное (р<0,05) улучшение в ряде показателей в выпол -нении нормативов по боевой подготовке (табл. 2). Характерно, чем сложнее норматив по боевой подготовке, тем значительнее преимущество ЭГ по сравнению с КГ1.
Таблица 2
Изменение показателей боевой подготовки в ЭГ, КГ до и после эксперимента
№ п/п Упражнения ЭГ КГ1 КГ2
X ± m Р X ± m Р X ± m Р
1 Передвижение на поле боя перебежками и переползанием на 50 м, с 56,33±2,15* <0,05 54,51±2,55 >0,05 53,32±2,01 <0,05
44,86±1,94** 48,11±2,24 42,86±1,68
2 Доставка боеприпасов ящика 20 кг перебежками на 40 м, с 36,28±1,55 <0,05 35,89±1,25 >0,05 34,28±1,61 <0,05
27,87±1,06 29,64±1,15 25,01±1,02
3 Изготовка к стрельбе из АК-74 (из положения лежа), с 9,83±0,24 >0,05 9,95±0,25 >0,05 9,23±0,24 <0,05
8,06±0,24 8,14±0,21 7,33±0,19
Примечание: * - начало эксперимента, ** - конец эксперимента.
Так, в упражнении «Передвижение на поле боя перебежками и переползанием на 50 м» прирост результата составил 19,9 %, в упражне-
нии «Доставка боеприпасов ящика 20 кг на 40 м» - 24,2 %. В КГ1 увеличение результата по боевой подготовке на достоверно значимую величину произошло только лишь в упражнении «Изготовка к стрельбе из АК-74» (на 16,2 %), в остальных упражнениях прирост результатов остался статистически недостоверен (р>0,05). Это обусловлено более высоким уровнем физической подготовленности (особенно скоростной выносливости), а также моделированием учебно-боевой деятельности в процессе тренировочных занятий.
Достоверный прирост результатов боевой подготовки КГ2 произошел во всех исследуемых упражнениях (р<0,05). Однако в процентном соотношении он незначительно превышает прирост показателей в ЭГ, что может служить показателем эффективности выбранной методики подго -товки.
Подводя итог, можно отметить, что применение экспериментальной методики подготовки на учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке у иностранных военнослужащих способствует достижению более высоких результатов в ЭГ в ряде упражнений. Реализация данной методики обеспечила не только разностороннюю физическую подготовленность курсантов иностранных государств, но и существенно повысила эффективность выполнения упражнений военно-прикладной направленности, таких, как преодоление четырехсотметровой полосы препятствий и метание гранаты. Особо следует отметить существенный прирост скоростной выносливости курсантов ЭГ относительно курсантов КГ1 в действиях при выполнении нормативов по боевой подготовке.
Однако, несмотря на положительную динамику, результаты физической и боевой подготовленности иностранных военнослужащих все равно отстают от результатов российских курсантов по всем упражнениям, представленным в эксперименте. Предположительно это связано с различием в мотивации курсантов в каждой группе, участвующей в исследовании.
Таким образом, совершенствование боевого мастерства военнослу -жащих иностранных государств посредством занятий, проводимых по экспериментальной методике, имеет преимущество перед занятиями по общепринятой схеме.
Список литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: ТПФК, 2000.
275 с.
2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): науч.-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2012. 384 с.
3. Губа В.П., Пресняков В.В. Методы математической обработки спортивно-педагогических исследований. М.: Человек, 2015. 288 с.
4. Заботин Д.В., Егоров В.Н. Анализ нормативно-регламентирующих и методических положений физической подготовки военнослужащих // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып. 3. С. 19-24.
5. Лаврентьев В.А. Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с.
6. Пресняков В.В., Савченко В.А., Лисичкин М.В. Влияние легкоатлетических упражнений на боевую и физическую подготовленность курсантов военных вузов // Спортивно-педагогическое образование. 2019. № 1. С. 43-46.
7. Разработка тестов для оценки анаэробных способностей военнослужащих / Р.М. Кадыров [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 30-32.
8. Фофанов А.М., Коваленко В.Н. Экспериментальная проверка модели физической тренировки курсантов с недостаточным уровнем физиче -ской подготовленности // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. 2019. № 2. С. 53-60.
9. Функциональное состояние, работоспособность военнослужащих в ходе оперативно-стратегических учений / Б.В. Ендальцев [и др.] // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 2 (25). С. 222-226.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с.
References
1. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiology]. M.: TPFK, 2000. 275 p.
2. Guba V.P. Osnovy sportivnoj podgotovki: metody ocenki i prognozirovaniya (morfobiomekhanicheskij podhod) [Fundamentals of sports training: methods of assessment and forecasting (morphobiomechanical approach)]: scientific-method. allowance. M.: Soviet sport, 2012. 384 p.
3. Guba V.P., Presnyakov V.V. Metody matematicheskoj obrabotki sportivno-peda-gogicheskih issledovanij [Methods of mathematical processing of sports pedagogical research]. M.: Chelovek, 2015. 288 p.
4. Zabotin D.V., Egorov V.N. Analiz normativno-reglamentiruyushchih i metodi-cheskih polozhenij fizicheskoj podgotovki voennosluzhashchih [Analysis of the normative-regulatory and methodological provisions of physical training of military personnel] // Izves-tiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2015. Issue 3. P. 19-24.
5. Lavrent'ev V.A. Voenno-sportivnoe mnogobor'e kak sredstvo povysheniya fizi-cheskoj i sportivnoj podgotovlennosti obuchayushchihsya v suvorovskih voennyh uchilish-chah [Military sports all-around as a means of increasing the physical and sports readiness of students at the Suvorov military schools]: author. dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2005. 24 p.
6. Presnyakov V.V., Savchenko V.A., Lisichkin M.V. Vliyanie legkoatleticheskih uprazhnenij na boevuyu i fizicheskuyu podgotovlennost' kursantov voennyh vuzov [The influence of athletics exercises on the combat and physical readiness of cadets of military universities] // Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical education]. 2019. No. 1. P. 43-46.
7. Razrabotka testov dlya ocenki anaerobnyh sposobnostej voennosluzhashchih [Development of tests for the assessment of anaerobic abilities of military personnel] / R.M. Ka-dyrov [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 2. P. 30-32.
8. Fofanov A.M., Kovalenko V.N. Eksperimental'naya proverka modeli fizicheskoj trenirovki kursantov s nedostatochnym urovnem fizicheskoj podgotovlennosti [Experimental check of the model of physical training of cadets with insufficient level of physical fitness] // Aktual'nye problemy voenno-professional'nogo obrazovaniya i fizicheskoj podgotovki v Voo-ruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii [Actual problems of military vocational education and physical training in the Armed Forces of the Russian Federation]. 2019. No. 2. P. 53-60.
9. Funkcional'noe sostoyanie, rabotosposobnost' voennosluzhashchih v hode opera-tivno-strategicheskih uchenij [Functional state, serviceability of servicemen in the course of operational-strategic exercises] / B.V. Endal'cev [et al.] // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. 2016. No. 2 (25). P. 222-226.
10. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methodology of physical education and sports]. M.: Academy, 2003. 480 p.