Научная статья на тему 'Динамика показателей физической подготовленности курсантов Военной академии на протяжении всего периода обучения'

Динамика показателей физической подготовленности курсантов Военной академии на протяжении всего периода обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / PHYSICAL FITNESS / TESTS / PHYSICAL QUALITIES / CADETS / FORMS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Моисеев Станислав Александрович, Лёвочкин Алексей Николаевич, Кайсин Александр Сергеевич, Филатова Нина Петровна

Выявлены уровни физической подготовленности курсантов военноинженерного института 1-4-х курсов с целью корректировки содержания форм и методов процесса их физической подготовки в течение обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моисеев Станислав Александрович, Лёвочкин Алексей Николаевич, Кайсин Александр Сергеевич, Филатова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL PREPARA TION OF CADETS MILITARY ACADEMY FOR EXTINCTION ALL OVER THE PERIOD OF TRAINING

The levels of physical fitness of cadets of the military engineering institute of 1-4 courses with the purpose of adjusting the content of the forms and methods of the physical training process of cadets during training at the university are revealed.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физической подготовленности курсантов Военной академии на протяжении всего периода обучения»

УДК 796.015

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

С.А. Моисеев, А.Н. Лёвочкин, А.С. Кайсин, Н.П. Филатова

Выявлены уровни физической подготовленности курсантов военно-инженерного института 1-4-х курсов с целью корректировки содержания форм и методов процесса их физической подготовки в течение обучения в вузе.

Ключевые слова: физическая подготовленность, тесты, физические качества, курсанты, формы физической подготовки.

В последние годы большинство специалистов (Р.Т. Гаджимурадова, 2012; Н.А. Грохова, 2010; и др.) отмечают ухудшение состояния здоровья молодого поколения. Каждый год увеличивается количество молодежи, которая по состоянию здоровья относится к специальной медицинской группе [1, 2].

Так, многие исследования, проведенные в социальной сфере, говорят, что абсолютно здоровыми учениками можно назвать лишь 10 %, остальные имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Распространенность патологии среди детей в возрасте от 3 до 17 лет ежегодно увеличивается на 5 % [2].

На состояние здоровья молодого поколения оказывают влияние следующие факторы: состояние окружающей среды, компьютеризация населения, гиподинамия, внедрение в пищевую промышленность биологических добавок (ГМО), недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, недооценка оздоровительной и воспитательной функции физической культуры.

Совокупность данных факторов негативно отразилась на состоянии здоровья молодого поколения [1-3], а это юноши призывного возраста.

Физическая подготовка в военных вузах является профилирующим предметом вне зависимости от направленности учреждения, которая, так же как и дисциплины по специальности, выносится на государственную итоговую аттестацию по завершению обучения в вузе. Занятия по физической подготовке в военных вузах направлены на формирование навыков передвижения по пересеченной местности, в одиночном порядке и в составе подразделения, в преодолении препятствий (естественных и искусственных), армейском рукопашном бою. Физическая подготовка также направлена на развитие физических качеств (силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и ловкости) [4, 5].

Все вышесказанное необходимо для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды.

Объект исследования: физическая подготовка курсантов, обучающихся в Военной академии материально-технического обеспечения.

Предмет: содержание различных форм физической подготовки курсантов военно-инженерного института.

Цель исследования: выявление уровня физической подготовленности курсантов военно-инженерного института в период обучения в вузе для разработки содержания и методики реализации процесса физической подготовки.

В предварительном исследовании решалась следующая задача: выявить уровень физической подготовленности курсантов в период обучения в вузе.

Методы и организация исследования. В исследовании были использованы такие методы, как: педагогическое тестирование, анализ документов, отражающих исходные и конечные показатели физической подготовленности, сравнительный анализ уровня развития некоторых профессионально важных качеств с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», методы математической статистики.

В исследовании приняли участие курсанты, обучающиеся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», военной специализации «Эксплуатация, ремонт и хранение бронетанкового вооружения и техники». Тестирование физических качеств проводилось на базе филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Омск) Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ). Тестирование осуществлялось в четыре этапа: первый этап - в сентябре 2015 г., второй этап - по завершению второго семестра обучения в июле 2016 г., третий этап - в июле 2017 г., четвертый этап - в апреле 2018 г. В тестировании принимал участие один и тот же контингент в течение трех лет.

Для выявления показателей силовых качеств использовался тест подтягивание на перекладине. Для выявления показателей скоростных качеств - бег на 100 м. Для выявления показателей выносливости - бег на 3000 м.

Занятия по физической подготовке в ОАБИИ проводились в следующих формах (учебные занятия, утренняя физическая зарядка (УФЗ), тренировка в процессе повседневной деятельности, спортивно-массовая работа (СМР) в различных формах, самостоятельная физическая тренировка (по желанию обучающихся)). Для каждой формы определены временные показатели: учебные занятия - в сетке расписания занятий по

два занятия в неделю, продолжительностью 90 мин. УФЗ в утреннее время (ежедневно за исключением выходных) продолжительностью 30 мин. СМР проводилась два раза в неделю продолжительностью 60 мин и в выходной день - 180 мин.

Результаты и их обсуждение. На каждом этапе исследования у курсантов был выявлен уровень индивидуальной физической подготовленности (согласно условий выполнения упражнений, изложенных в наставлении по физической подготовке в ВС РФ - НФП-2009).

Исходные среднегрупповые показатели и уровень физической подготовленности курсантов в конце первого года обучения представлены в табл.1, 2.

Таблица 1

Уровневая характеристика физической подготовленности

курсантов 1-го курса, %

Подразделение Исходные показатели Показатели после 10 месяцев обучения

Количество оценок и в % от общего числа проверенных

Отл., % Хор., % Удов., % Неуд., % Отл., % Хор., % Удов., % Неуд., %

1-я группа 41 30 29 0 52 37 11 0

2-я группа 36 33 31 0 55 29 16 0

3-я группа 42 15 43 0 52 37 11 0

4-я группа 42 11 47 0 47 41 12 0

5-я группа 40 37 23 0 54 34 12 0

Так, в начале учебного года у преобладающего количества курсантов был выявлен средний уровень физической подготовленности, а в 3-й и 4-й группах количество удовлетворительных оценок составляло около 50 %. В конце второго семестра было проведено повторное тестирование того же контингента испытуемых.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что 10 месяцев спустя в тесте «Подтягивание на перекладине» показатели испытуемых достоверно (Р<0,05) возросли (табл. 2), что может быть связано с увеличением силовой выносливости мышц пояса верхних конечностей. В беге на 100 м средний показатель достоверно (Р<0,05) улучшился, что свидетельствует о повышении уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности испытуемых. Наибольшие изменения у обучаемых произошли в показателях выносливости, по завершению первого года

обучения уровень выносливости повысился на 22 %. Но, несмотря на положительную динамику уровня индивидуальной физической подготовленности, имелся ряд курсантов, которые показали низкий уровень. На наш взгляд, в первую очередь сказывается личностная мотивация курсантов к занятиям по физической подготовке.

Таблица 2

Показатели общей физической подготовленности в начале и в конце

первого года обучения

Подразделение Исходные показатели Показатели через 10 месяцев

Подтягивание на перекладине, кол-во раз Бег на 100 м, с Бег на 3000 м, мин Подтягивание на перекладине, кол-во раз Бег на 100 м, с Бег на 3000 м, мин

1-я группа 11±0,4 14,2±0,013 12,40±0,03 14±0,2 14,00±0,015 11,53±0,01

2-я группа 10±0,5 13,9±0,027 12,35±0,034 15±0,4 13,36±0,018 11,54±0,04

3-я группа 13±0,3 13,9±0,031 12,55±0,014 15±0,1 13,77±0,012 12,18±0,02

4-я группа 12±0,2 14,0±0,015 13,00±0,027 13±0,2 13,73±0,03 12,15±0,01

5-я группа 11±0,3 14,1±0,011 12,30±0,012 14±0,2 13,9±0,01 11,54±0,03

Ср. знач. 11 14,3 12,50 14 13,75 12,11

Достовер. различий р<0,05

Для определения физической подготовленности курсантов ОАБИИ, обучающихся по специальности «Эксплуатация, ремонт и хранение бронетанкового вооружения и техники», на протяжении всего периода обучения было продолжено констатирующее исследование. Программа тестирования была аналогичной. По завершении очередного курса обучения курсантам вновь предлагалось пройти тестирование. Результаты тестов представлены в табл. 3.

Из представленных данных можно сделать вывод, что в первые два года обучения в институте у курсантов прослеживается прирост показателей физической подготовленности, особенно на первом курсе обучения. Однако к концу третьего курса обучения показатели общей физической подготовленности достоверно снижаются (Р<0,05) и в некоторых тестах приближаются к показателям первого курса. Следует уточнить, что согласно Наставления по физической подготовке ВС РФ, те требования, которые предъявлялись курсантам 2-го курса, на 3-м году обучения поднимаются на 20 баллов.

Таблица 3

Показатели общей физической подготовленности курсантов на втором и третьем курсах обучения

Подразделение Тесты

Подтягивание на перекладине, кол-во раз Бег на 100 м, с Бег на 3000 м, мин

2-й курс 3-й курс 2-й курс 3-й курс 2-й курс 3-й курс

1-я группа 14±0,3 12±0,2 13,4±0,03 13,8±0,01 11,35±0,031 12,15±0,03

2-я группа 18±0,2 15±0,1 12,6±0,04 13,0±0,03 11,15±0,025 11,50±0,023

3-я группа 14±0,3 12±0,2 13,2±0,02 13,6±0,03 11,40±0,015 12,05±0,011

4-я группа 14±0,1 10±0,2 13,1±0,03 13,5±0,04 12,00±0,02 12,03±0,018

5-я группа 14±0,2 13±0,1 13,3±0,02 13,9±0,01 11,26±0,01 11,50±0,014

Ср. знач. 15 12 13,1 13,5 11,43 12, 05

Если рассматривать уровневую характеристику, то на 1-м курсе высший уровень (ВУ) был констатирован у 42 %, первый уровень (1У) - у 3 %, второй уровень (ПУ) - у 7 %, третий уровень (ШУ) - у 13 %. По завершении второго курса обучения показатель значительно увеличился и составил (ВУ - 50 %, 1У - 4 %, ПУ - 10 %, ШУ - 14 %). На третьем курсе обучения, по завершении четвертого этапа исследования, мы получили следующие результаты (ВУ - 40 %, 1У - 5 %, ПУ - 10 %, ШУ - 10 %), что также свидетельствует о снижении уровня показателей физической подготовленности курсантов по завершении обучения в вузе.

Снижение уровня общей физической подготовленности курсантов вызвано, на наш взгляд, кроме прочих причин, некачественной организацией стажировок и практик с точки зрения реализации физической подготовки.

За период обучения на 3-м курсе курсанты среднего профессионального образования проходят практику и войсковую стажировку общей продолжительностью 2 месяца. В ходе практики с курсантами не проводятся плановые занятия по физической подготовке, так как военнослужащие находятся не в пункте постоянной дислокации, а специалисты кафедры физической подготовки на стажировки не привлекаются. Руководители стажировок, как правило, не обладают достаточным уровнем компетентности для разработки с военнослужащим программы физической подготовки. Также в ходе проведения стажировок курсантам не всегда удается присутствовать на таких формах физической подготовки, как УФЗ и СМР, в связи с участием личного состава в полевых выходах, учениях, на занятиях по огневой подготовке, вождению боевых

машин. В таких условиях формы физической подготовки сводятся к самостоятельной физической тренировке. На наш взгляд, важным фактором снижения уровня физической подготовленности курсантов старших курсов является недостаточное уделение внимания самих курсантов занятиям физическими упражнениями в период проведения стажировок.

Далее мы провели сравнение результатов тестирования, полученных на четвертом этапе, с нормативами современного комплекса ГТО. Для сравнения результатов в комплексе ГТО была выбрана нормативная база для 6-й ступени (возрастная группа 18-29 лет). Результаты сравнения показали, что в тесте «Подтягивание на перекладине» требованиям золотого знака соответствуют 60 % курсантов, серебряного - 27 %, бронзового - 10 %, не выполнили требования комплекса - 3 %. В тесте «Бег на 100 м» выполнили требования золотого знака 65 % курсантов, серебряного - 32 %, бронзового - 3 %. В тесте «Бег на 3000 м» выполнили требования золотого знака 85 % курсантов, серебряного - 15 %.

Результаты сравнения показали, что в тестах «Бег на 3000» и «Бег на 100 м» все курсанты выполнили требования комплекса. Исключение составил тест «Подтягивание на перекладине», в котором требование комплекса выполнили 97 % испытуемых. Также нужно отметить, что в наставлении по физической подготовке, как видно из представленных результатов, критерии оценки намного выше, чем в современном комплексе ГТО. Так, например, норматив «Бег на 3000 м», в современном комплексе ГТО - 14,30 мин - это критерий оценки, за который участник получает серебряный знак (в данном испытании), то в НФП за такой же результат, показанный курсантом на 3-м курсе обучения, он получит оценку «неудовлетворительно», так как не преодолел пороговый уровень (32 балла).

Заключение. Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать заключение о снижении уровня физической подготовленности курсантов на заключительном этапе обучения в вузе. На наш взгляд, этому способствовал комплекс причин:

- в ходе реализации программы подготовки курсантов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на третьем курсе обучения в ОАБИИ предусмотрено прохождение войсковых стажировок и ремонтных практик. При выполнении программы стажировок время, отводимое на самостоятельную физическую тренировку значительно сокращается, курсанты зачастую отсутствуют на УФЗ и СМР в связи с привлечением личного состава для выполнения должностных задач;

- руководители стажировок, как правило, назначаются из числа личного состава профилирующих кафедр, что в свою очередь делает

затруднительным сохранение (повышение) уровня физической подготовленности курсантов на фоне сокращения времени для проведения основных форм физической подготовки;

- на наш взгляд, недостаточное уделение внимания самих курсантов занятиям физическими упражнениями в период проведения стажировок, также негативно сказывается на уровне физической подготовленности выпускников.

Таким образом, результаты констатирующего исследования выявили тенденцию к снижению показателей развития общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств курсантов в конце третьего года обучения. Это указывает на необходимость коррекции содержания форм и методов реализации процесса физической подготовки курсантов в течение обучения в вузе.

Список литературы

1. Гаджимурадова Р.Т. Педагогические условия проектирования и реализации здоровьеформирующей технологии физического воспитания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 199 с.

2. Грохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе // Основы безопасности жизни. 2010. С. 33-38.

3. Мамонова О.В., Шутова Т.Н. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья // Гума -нитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2016. С. 519-526.

4. Скопылатов А.И. Индивидуализация обучения в высших военных вузах России: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1994. 362 с.

5. Щеголев В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки: монография. Л., 1990. 168 с.

Моисеев Станислав Александрович, аспирант, stasmoiseev120 790@mail.ru,

Россия, Омск, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения,

Лёвочкин Алексей Николаевич, канд. пед. наук, преподаватель,

alex26.06.83.x@gmail. com, Россия, Омск, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения,

Кайсин Александр Сергеевич, канд. пед. наук, зам. начальника кафедры, kaisin. 83@mail. ru, Россия, Омск, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения,

Филатова Нина Петровна, канд. пед. наук, доц., fininaayandex.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ANALYSIS OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS MILITARY

ACADEMY FOR EXTINCTION ALL OVER THE PERIOD OF TRAINING

S.A. Moiseev, A.N. Lyovochkin, A.S. Kaisin, N.P. Filatovа

The levels of physical fitness of cadets of the military engineering institute of 1-4 courses with the purpose of adjusting the content of the forms and methods of the physical training process of cadets during training at the university are revealed.

Key words: physical fitness, tests, physical qualities, cadets, forms of physical

training.

Moiseev Stanislav Aleksandrovich, graduate student, stasmoiseevl20 790@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk Branch of the Military Academy of Material and Technical Support,

Lyovochkin Alexey Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, teacher, alex26.06.83.x@,gmail. com, Russia, Omsk, Omsk Branch of the Military Academy of Material and Technical Support,

Kaisin Alexander Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, Deputy Head of Department, kaisin. 83@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk Branch of the Military Academy of Material and Technical Support,

Filatova Nina Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, fininaayandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

Reference

1. Gadzhimuradova R.T. Pedagogicheskie usloviya proektirovaniya i realizacii zdorov'eformiruyushchej tekhnologii fizicheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2012. 199 s.

2. Grohova N.A. Organizaciya zdorov'esberezheniya v shkole // Osnovy bezopasnosti zhizni. 2010. S. 33-38.

3. Mamonova O.V., Shutova T.N. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyah snizheniya sostoyaniya zdorov'ya // Guma-nitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. zaoch. internet-konf. M., 2016. S. 519-526.

4. Skopylatov A.I. Individualizaciya obucheniya v vysshih voennyh vuzah Rossii: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1994. 362 s.

5. Shchegolev V.A. Vospitanie voinskih kollektivov v sisteme fizicheskoj podgotovki: monografiya. L., 1990. 168 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.