Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадеты / физическая подготовка / функциональная трениро-ванность обучающихся / профессионально-прикладная направленность / cadets / physical fitness / functional fitness of students / professionally applied orientation.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рзаев Дмитрий Олегович, Швец Регина Ринатовна

Предложена и экспериментально обоснована методика развития функцио-нальной тренированности профессионально-прикладной направленности, ориентиро-ванная на первоначальную летную подготовку, физическую подготовленность, функциональную тренированность и психофизиологические состояние кадетов. Пред-ставлена динамика показателей физической и функциональной подготовленности под-ростков в процессе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рзаев Дмитрий Олегович, Швец Регина Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL TRAINING TECHNIQUE AIMED AT INCREASING HYPOXIC STABILITY DURING CADET PREPARATION

The proposed and experimentally substan-tiated methodology for the development of functional training of a professionally applied orientation, focused on initial flight training, physical fitness, functional training and psy-chophysiological state of cadets. The dynam-ics of indicators of physical and functional readiness of adolescents during the experiment is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ»

УДК 796.011 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11008

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ

Д.О. Рзаев, Р.Р. Швец

Предложена и экспериментально обоснована методика развития функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности, ориентированная на первоначальную летную подготовку, физическую подготовленность, функциональную тренированность и психофизиологические состояние кадетов. Представлена динамика показателей физической и функциональной подготовленности подростков в процессе эксперимента.

Ключевые слова: кадеты, физическая подготовка, функциональная тренированность обучающихся, профессионально-прикладная направленность.

FUNCTIONAL TRAINING TECHNIQUE AIMED AT INCREASING HYPOXIC STABILITY DURING CADET PREPARATION

Rzayev D.O., graduate student, Rizo.dima@ mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Education (branch) the Ural State University of Physical Education, Shvets R.R., candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the faculty, Shvetsrr@yandex.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Education (branch) the Ural State University of Physical Education

The proposed and experimentally substantiated methodology for the development of functional training of a professionally applied orientation, focused on initial flight training, physical fitness, functional training and psychophysiological state of cadets. The dynamics of indicators of physical and functional readiness of adolescents during the experiment is presented.

Key words: cadets, physical fitness, functional fitness of students, professionally applied orientation.

Рзаев Дмитрий Олегович, аспирант, Rizo.dima @,таЦ.ги, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Швец Регина Ринатовна, канд. пед. наук, доц., декан факультета, Shvetsrr@yandex.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

На сегодняшний день кадетские школы представляют собой общеобразовательные учреждения, реализующие функции специфически направленной подготовки подрастающего поколения к военно-профессиональной деятельности [1]. В рамках реализации образовательной деятельности в данных учреждениях организованы занятия по физической культуре, проведение которых регламентируется положениями ФГОС общего образования, несмотря на то, что они имеют военный профиль.

В результате прохождения обучения в учреждениях с военным профилем ученики старших классов должны использовать приобретенные знания и умения для подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, а сам процесс обучения - соответствовать цели и задачам изучения физической культуры [2].

Согласно Наставлению по физической подготовке и спорту для военных училищ и кадетских корпусов изучение физической культуры в кадетских школах-интернатах направлено на развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта, освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных отношений, приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [3].

В рамках занятий физической культурой в кадетских общеобразовательных учреждениях решаются задачи реализации двигательного потенциала каждого обучающегося в интересах дальнейшего обучения во -енно-профессиональной направленности с учетом морфофункциональных возрастных особенностей обучаемых.

Так, в старших классах в возрасте 15-17 лет у юношей формируются многочисленные внутри- и межсистемные функциональные взаимосвязи. Совершенствуются вестибуло-моторные, зрительно-двигательные, рече-двигательные и другие рефлексы. Этот возрастной период характери -зуется высоким уровнем интеграции деятельности различных сенсорных систем, налаживанием сочетания различных моторных реакций с диффе -ренциацией мышечных усилий. Все это создает основу для эффективного развития практически всех физических качеств, достигается высокое совершенство управления движениями, четкая ориентация в пространстве и времени с максимальной выраженностью различных проявлений силы, ловкости и быстроты [4].

Таким образом, в процессе физической подготовки кадетов 15-17 лет особенное внимание необходимо уделять тщательному дозированию и индивидуализации нагрузок, вести постоянный контроль текущего состояния. Проводить наращивание физических нагрузок постепенно в соответствии с возрастными функциональными возможностями развивающегося организма.

Принимая во внимание специфику профессионального обучения выпускников кадетских школ, стоит отметить основные требования к под -готовленности кандидатов на обучение и курсантов в образовательных учреждениях высшего образования МО РФ, осуществляющих летную подго -товку.

Требования, предъявляемые к кандидатам на обучение в образова -тельных организациях высшего образования, осуществляющих летную подготовку основываются на профессиональной деятельности авиацион -

ного специалиста [5]. На сегодняшний день труд летного экипажа является одним из сложных видов деятельности человека. Происходит постоянное развитие и совершенствование авиационной техники, увеличиваются воз -можности применения гражданских и боевых самолетов и вертолетов, что значительно увеличивает сложность решаемых летчиком задач и, как следствие, возрастают требования к надежности их деятельности [6].

Основной упор в деятельности летного состава сосредоточен на поддержании состояния внимания, принятии ответственных решений, вы -полнении мыслительных операций. Деятельность летчиков характеризуется резкой сменой условий и появлением различных внештатных ситуаций, обычным становится формирование таких состояний, которые характеризуются повышенным уровнем требований к психофизиологиче -ским резервам индивида, нередко превышающих его возможности [6]. Так, в своем исследовании Г.Ф. Михеева (2012) выделяет пограничные состоя -ния летного состава и относит к ним функциональные нарушения, вызван -ные воздействием неблагоприятных факторов полета (укачивание, гипоксия и т. д.), хроническое утомление, нервно-психическую напряженность (неустойчивость) и некоторые психические состояния [7].

Профессиональную деятельность авиационного специалиста отличает высокая эмоциональная насыщенность, ответственность и на фоне воздействия указанных неблагоприятных факторов когнитивная сложность. Также отмечается высокая вероятность развития гипоксии и высотной декомпрессионной болезни [8, 9].

Таким образом, у летного состава достаточно часто наблюдаются пограничные функциональные состояния, которые могут продолжаться длительное время, что и объясняет высокие требования, предъявляемые к функциональной и психофизиологической подготовке кандидатов на обучение в вузах, осуществляющих летную подготовку.

С целью развития функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности учащихся общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой нами предложено включить во внеурочные занятия по физической культуре и спорту мето -дику развития функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности учащихся общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой.

Цель исследования - выявить влияние методики развития функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности учащихся общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой на физическую подготовленность, функциональную трениро -ванность и психофизиологическое состояние кадетов.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и нормативных документов, тестирование, анкетирование, функциональные методы, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Челябинская кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой», в педагогическом эксперименте принимали участие кадеты - юноши 15-17 лет (п=56).

Поскольку вопросы подготовки кандидатов на обучение в образовательных учреждениях высшего образования МО РФ, осуществляющих летную подготовку, на сегодняшний день представляются актуальными, нам было важно узнать, какие физические качества считают приоритетными специалисты по физической подготовке летного состава.

Как показал опрос, в своем практическом опыте специалисты при физической подготовке уделяют особое внимание развитию выносливости (28,61 %), координационным (23,42 %) и скоростным способностям (19,33 %). Наименьшее внимание отводится силовым способностям (14,32 %) и гибкости (14,32 %).

Проведенный анализ и предварительные проведенные исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования содержания про -граммы по физической подготовке обучающихся кадетских школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой. Она должна быть направлена на формирование у них высокой функциональной подготовленности, психофизиологической надежности, психологической готовности к полету. Это может быть достигнуто при введении дополнительных занятий военно-прикладной направленности с целью повышения уровня функциональной подготовленности воспитанников и приближения их физической подготовленности к уровню физической подготовленности кандидатов на военное обучение в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.

В связи с этим нами предложено включение в подготовку учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой методики развития функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности учащихся общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой, состоящей из упражнений, выполняемых на суше, направленных на развитие координационных способностей, выносливости, скоростных способностей, и из упражнений, выполняемых в воде, направленных на развитие устойчивости к низкому содержанию кислорода, адаптацию к воздействию неспецифиче -ских факторов.

С целью определения эффективности разработанной методики нами была проанализирована динамика показателей физической подготов -ленности обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности

обучающихся, n=56

Тест Группа До эксперимента После эксперимента p

Бег на1000 м, мин ЭГ 3,45±0,43 3,30±0,51 >0,05

КГ 3,41±0,37 3,34±0,41 >0,05

p >0,05 >0,05

Бег на 100 м, с ЭГ 15,20±0,51 14,28±0,41 <0,05

КГ 15,15±0,41 15,91±0,39 >0,05

p >0,05 <0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во раз ЭГ 10,01±1,05 13,11±0,91 <0,05

КГ 10,71±1,08 11,58±0,81 >0,05

p >0,05 >0,05

Наклон туловища вперед, кол-во раз за 1 мин ЭГ 43,18±2,05 47,31±1,75 <0,05

КГ 43,29±1,98 44, 57±1,51 >0,05

p >0,05 <0,05

Челночный бег (10*10 м), с ЭГ 28,51±1,25 27,15±1,65 <0,05

КГ 28,14±1,05 27,94±0,98 >0,05

p >0,05 <0,05

Примечание: р - достоверность различий по t-критерию Стьюдента при p<0,05.

Проведенный анализ физической подготовленности позволил выявить положительную динамику по всем тестовым показателям. Так, в беге на 1000 м в экспериментальной группе прирост составил 4,3 %, к концу педагогического эксперимента результаты улучшились на 0,15 с, в контрольной группе - на 0,07 с, однако здесь различия не достоверны. В беге на 100 м прирост в экспериментальной группе составил 6 %, показатели достоверно улучшились на 0,9 с, в контрольной группе, наоборот, ухудшились на 0,7 с. В подтягивании на перекладине в экспериментальной группе прирост результатов составил 30 %, в контрольной группе существенных изменений выявлено не было. По показателю наклон туловища вперед отмечены достоверные улучшения, прирост к концу эксперимента в экспериментальной группе составил 9,5 %. В челночном беге результат в экспериментальной группе улучшился на 1,36 с (прирост 4,7 %).

Аэробные возможности организма являются важнейшим показате -лем работоспособности и тренированности. Поведенный анализ позволил выявить влияние методики развития функциональной тренированности профессионально-прикладной направленности на легочные объемы и емкости. Динамика функциональных показателей испытуемых представлена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика функциональных показателей обучающихся, п=56

Показатели Группа Фоновое значение Промежуточное значение р1-2 Итоговое значение р1-3

Жизненная емкость легких, мл КГ-1 3420,05±45,03 3454,21±69,03 >0,05 3554,48±51,18 <0,05

ЭГ-1 3423,00±43,73 3654,20±71,15 <0,05 3798,20±61,13 <0,05

Pi >0,05 <0,05 <0,05

Проба Штанге, с КГ-1 59,01±1,98 63,43±3,23 <0,05 69,01±4,87 <0,05

ЭГ-1 58,92±2,33 78,93±3,41 <0,05 85,01±5,58 <0,05

P1 >0,05 <0,05 <0,05

Проба Генчи, с КГ-1 40,87±2,92 44,21±3,08 <0,05 47,05±3,03 <0,05

ЭГ-1 41,01±3,02 54,13±2,88 <0,05 63,18±4,03 <0,05

P1 >0,05 <0,05 <0,05

Адаптационный потенциал КГ-1 2,5±0,17 2,6±0,31 >0,05 2,1±0,07 <0,05

ЭГ-1 2,6±0,13 2,9±0,24 >0,05 1,8±0,27 <0,05

P1 >0,05 >0,05 <0,05

Исследование параметров спирометрии обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подго-товкой в экспериментальной группе показало прирост жизненной емкости легких (ЖЕЛ) после нагрузки. В процессе педагогического эксперимента промежуточное значение ЖЕЛ в экспериментальной группе увеличилось до 3654,20±71,15 мл. В контрольных группах значительного прироста ЖЕЛ не наблюдалось.

Устойчивость к гипоксии в ходе исследования оценивалась по продолжительности задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи). Эти показатели дают косвенное представление о способно -сти организма противостоять недостатку кислорода, характеризуют как работоспособность человека, так и его психологическую устойчивость. В экспериментальной группе по обоим показателям наблюдалась достовер -ная положительная динамика уже к середине исследования, а к концу ре -зультаты увеличились в среднем по группе в 1,5 и 1,6 раза соответственно.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяли по уровню адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому. Установ -лено, что чем выше уровень физической работоспособности, тем больше объем сердца и его полостей, масса миокарда левого желудочка и макси -мальный ударный объем крови. Уровень адаптационного потенциала сер -дечно-сосудистой системы в экспериментальной группе при фоновых замерах характеризовался как «напряжение механизмов адаптации», что указывает на достаточные функциональные возможности сердца и сосудов, обеспечиваемые за счет функциональных резервов. К середине эксперимента уровень напряжения несколько возрос, что может быть связано с высокой интенсивностью предлагаемых физических нагрузок при реализации разработанной нами методики, однако оставался в той же зоне. К концу исследования мы наблюдали устойчивое снижение адаптацион -

ного потенциала у всех обследуемых до уровня «удовлетворительная адаптация», что указывает на высокие или достаточные функциональные возможности организма.

Полученные данные позволяют судить о положительном влиянии применения методики развития функциональной тренированности профес -сионально-прикладной направленности учащихся общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой на физическую подготовленность и функциональные показатели испытуемых.

Список литературы

1. Могилинец С.Н. Развитие общей и силовой выносливости у обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ : дис. ... канд. пед. наук, СПБ., 2018. 178 с.

2. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к приказу Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/ document/6391601 (дата обращения 15.03.2020).

3. Горелов А.А., Крылов А.И. Об основных понятиях, используемых в теории физической подготовки военнослужащих // Теория и практика физической культуры. 2007. № 9. С. 78-79.

4. Румянцева Э.Р., Швец Р.Р., Рзаев Д.О. Учет морфофункциональ-ных и психофизиологических особенностей кадетов 15-17 лет в процессе общефизической подготовки с первоначальной летной подготовкой // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: Изд-во ПГАФКСТ, 2019. С. 810-812.

5. Попов Ф.И., Маракушин А.И. Успешность первоначального летного обучения в зависимости от уровня развития физических, психических качеств и функционального состояния курсантов-вертолетчиков // Оздоровительные технологии по физической культуре и спорту в учебных заведениях: сб. науч.-метод. трудов Междунар. науч.-метод. конф. Белгород: Изд-во БГТУ. 2004. С. 221-226.

6. Благинин А.А., Жильцова И.И., Михеева Г.Ф. Гипоксическая тренировка как метод коррекции пограничных функциональных состояний организма операторов сложных эргатических систем: монография. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2015. 106 с.

7. Михеева Г.Ф. Психофизиологическое обоснование применения гипоксической тренировки для коррекции пограничных функциональных состояний авиационных специалистов: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2012. 29 с.

8. Пономаренко В.А Методологическое пособие по подготовке человека летающего. Юношеский возраст. М.: Когито-Центр, 2016. 228 с.

9. Hypoxic training: effect on mitochondrial function and aerobic performance in hypoxia / P. Robach [et al.] // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2014. Vol. 46. Issue 10. P. 1936-1945.

References

1. Mogilinec S.N. Razvitie obshchej i silovoj vynoslivosti u obuchayushchihsya obshcheobrazovatel'nyh organizacij Ministerstva oborony RF [The development of general and strength endurance in students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation]: dis. ... cand. ped. sciences, St. Petersburg, 2018. 178 p.

2. Nastavlenie po fizicheskoj podgotovke i sportu v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prilozhenie k prikazu Ministra oborony RF ot 21 aprelya 2009 g. № 200 [Manual on physical training and sports in Armed Forces of Russian Federation. Appendix to the order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 21, 2009 No. 200] [Electronic resource]. URL: http://base. garant.ru/document/6391601 (date access 03/15/2020).

3. Gorelov A.A., Krylov A.I. Ob osnovnyh ponyatiyah, ispol'zuemyh v teorii fizicheskoj podgotovki voennosluzhashchih [On the basic concepts used in the theory of physical training of military personnel] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2007. No. 9. P. 78-79.

4. Rumyanceva E.R., Shvec R.R., Rzaev D.O. Uchet morfofunkcional'nyh i psihofiziologicheskih osobennostej kadetov 15-17 let v processe obshchefizicheskoj podgotovki s pervonachal'noj letnoj podgotovkoj [Taking into account the morphofunctional and psychophysiological characteristics of 15-17 year old cadets in the process of general physical training with initial flight training] // Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism: materials of the VII All-Russian. scientific-practical conf. young scientists, graduate students, undergraduates and students from the international participation. Kazan: Publishing house PGAFKST, 2019. P. 810-812.

5. Popov F.I., Marakushin A.I. Uspeshnost' pervonachal'nogo letnogo obucheniya v zavisimosti ot urovnya razvitiya fizicheskih, psihicheskih kachestv i funkcional'nogo sostoyaniya kursantov-vertoletchikov [The success of the initial flight training depending on the level of development of physical, mental qualities and functional state of cadets-helicopter pilots] // Health technologies in physical culture and sports in educational institutions: collection of works. scientific method. proceedings of the Intern. scientific method. conf. Belgorod: Publishing house of BSTU. 2004. P. 221-226.

6. Blaginin A.A., Zhil'cova I.I., Miheeva G.F. Gipoksicheskaya trenirovka kak metod korrekcii pogranichnyh funkcional'nyh sostoyanij organizma operatorov slozhnyh ergaticheskih sistem [Hypoxic training as a method for correcting the borderline functional states of the organism of operators of complex ergatic systems]: monograph. Nizhnevartovsk: Novosibirsk State University Publishing House, 2015. 106 p.

7. Miheeva G.F. Psihofiziologicheskoe obosnovanie primeneniya gipoksicheskoj trenirovki dlya korrekcii pogranichnyh funkcional'nyh sostoyanij aviacionnyh specialistov [Psychophysiological substantiation of the use of hypoxic training for the correction of borderline functional states of aviation specialists]: author. dis. ... cand. honey. sciences. St. Petersburg, 2012. 29 p.

8. Ponomarenko V.A Metodologicheskoe posobie po podgotovke cheloveka letayushchego. Yunosheskij vozrast [Methodological manual for training a flying man. Adolescence]. M.: Kogito-Center, 2016.228 p.

9. Hypoxic training: effect on mitochondrial function and aerobic performance in hypoxia / R. Robach [et al.] // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2014. Vol. 46. Issue 10. P. 1936-1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.