ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК/UDC 796.011.3
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 11.02.2021 г.
Кандидат педагогических наук В.В. Бобков1, 2
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова3
Кандидат биологических наук, доцент М.Л. Берговина4
А.А. Сериков5
Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Москва
2Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
4Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар
5Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Москва
MOBILE APPLiCATiONS ТО PREPARE STUDENTS FOR GTO TESTS iN TERMS OF DISTANCE LEARNING
PhD V.V. Bobkov1' 2
Dr. Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova3 PhD, Associate Professor M.L. Bergovina4 A.A. Serikov5
1Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after V.I. Gubkin, Moscow
2Russian Federal Research Center of Physical Culture and Sports (VNIIFK), Moscow 3Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
4Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar
5I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University), Moscow
Аннотация
Цель исследования - определить эффективность применения мобильных приложений и тренировочных программ для самостоятельной физической подготовки студентов к выполнению нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 212 студентов 1-3-го курсов мужского и женского пола. Проводился анализ количества принявших участие в выполнении нормативов в Центрах тестирования ГТО (после выполнения тренировочной программы самоподготовки), оценивались популярность и удобство использования мобильных приложений для самостоятельных занятий и тренировок, итоговая успеваемость по физической культуре в весеннем и осеннем семестре. Результаты исследования и выводы. Сравнивая прирост общей успеваемости студентов, следует отметить, что она повысилась на 8% (с 84% до 92%). Данных результатов удалось достигнуть, активно используя мобильные приложения и социальные сети для организации самостоятельных занятий по физической культуре.
Использование в работе со студентами спортивных приложений Tabata Timer, NikeRun Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just 6 weeks и других позволяет значительно обогатить и разнообразить процесс дистанционного обучения, заинтересовать студентов, вовлечь в процесс обучения значи-
Abstract
Objective of the study was to determine the effectiveness of mobile applications and training programs used by students for independent training for the GTO tests in terms of distance learning.
Methods and structure of the study. Subject to the study were 212 students of both sexes. The study included an analysis of the number of participants in the GTO tests run at the GTO Testing Centers (upon completion of the self-training program), popularity and usability of the mobile self-training applications, as well as the final achievements in physical education in the spring and autumn semesters.
Results and conclusions. The comparison of the increase rates in the grade point average indicated that it increased by 8% (from 84% to 92%). These results were due to the active use of mobile applications and social networks to organize self-training sessions in the physical education discipline. The use of Tabata Timer, NikeRun Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just 6 Weeks and other apps in working with students makes it possible to significantly enrich and diversify the process of distance learning, attract students, involve in the process of training a much larger number of students who train independently and enjoy both the learning process and the ability to communicate with their fellow students and teachers, share their self-training results.
физическое воспитание студентов
тельно большее количество занимающихся, которые тренируются самостоятельно и получают при этом удовлетворение как от процесса занятий, так и от возможности общаться внутри группы с однокурсниками и преподавателями, обмениваясь друг с другом результатами своей самостоятельной тренировочной деятельности.
Ключевые слова: ВФСК ГТО, подготовка и самоподготовка студентов, дистанционное обучение, социальные сети, мобильные приложения, нормативы и испытания, центр тестирования ГТО.
Keywords: Russian Physical Culture and Sports "Ready for Labour and Defence" (GTO) Complex, students' training and self-training, distance learning, social networks, mobile applications, qualifying standards and tests, GTO Testing Center.
Введение. В условиях нынешней эпидемиологической обстановки все студенты большую часть весеннего и осеннего семестра 2020 г провели на дистанционном обучении. В этой связи возник ряд сложностей, связанных с организацией их двигательной активности, обучением их методикам планирования и проведения самостоятельных практических занятий [1, 2, 4].
В то же время это никоим образом не отменяет необходимость выполнения майских указов Президента России В. В. Путина, в ходе которых дано распоряжение Правительству Российской Федерации обеспечить к 2024 г. увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также повысить до 55 % долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а среди студентов доля таких занимающихся должна достигнуть порядка 80 % [1]. ВФСК ГТО ставит перед собой, в числе прочих задач, решение и данного вопроса [5-7].
Важно отметить тот факт, что с июля по декабрь Центры тестирования ГТО продолжали свою работу, куда мог прийти любой желающий и выполнить все виды тестов по физической подготовленности (Указ Мэра Москвы № 114 - УМ), что открывало для специалистов по физической культуре новые возможности, а именно выстраивать процесс дистанционного обучения (тренировки) не только с целью повышения двигательной активности занимающихся, но и с целью возможного их участия в выполнении нормативов ГТО.
Цель исследования - определить эффективность применения мобильных приложений и тренировочных программ для самостоятельной физической подготовки студентов
Мобильные приложения для самостоятельных тренировок
б
25
ЙР
16
17
■ Tabata Timer ■ Nike Run Club ■ Adidas Running
■ Endomondo ■ Sworkit ■ Другое Анализ популярности мобильных приложений для самостоятельных тренировок студентов (%)
к выполнению нормативов ГТО в условиях дистанционного обучения.
Методика и организация исследования. Для решения поставленной задачи были разработаны программы самостоятельной тренировки к выполнению нормативов ГТО (восемь программ по 16 тренировочных занятий); предложены спортивные мобильные приложения, выполняющие роль дневника контроля тренировочной нагрузки, спарринг-партнера, мотиватора к занятиям; записаны и опубликованы видеоролики, в которых был представлен подробный разбор всех упражнений, а именно, техники выполнения, объемов и интенсивности заданий, контроля самочувствия, а также приведен пошаговый алгоритм действий, необходимый сту-
Распределение программ подготовки по видам испытаний и используемых мобильных приложений для подготовки к их выполнению
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
G CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Виды тестирования - название программы Мобильное приложение Подготовка студентов, %
Бег на 30, 60, 100 м - «Спринтерский бег» Nike Run Club/ 82 %
Бег на 2 и 3 км - «Кардиотренировка» Adidas Running
_û 1с е т CD ы н Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине - «Силовой тренинг»
- или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
ь л CD т а - подтягивание из виса на высокой перекладине Just 6 weeks / Sworkit / Heria Pro 62 %
з я VO О - или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
- или рывок гири 16 кг
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье -«Гибкое тело» Sworkit BB %
р о Челночный бег 3х10 м - «Развитие координации»
б _û CÛ о Прыжок в длину с места толчком двумя ногами - «Скоростно-силовая подготовка» Tabata Timer 88 %
п !û 1с £ Поднимание туловища из положения лежа на спине - «Рельефный торс»
Кросс по пересеченной местности 3,5 км - «Кардиотренировка» Endomondo 74 %
С0
http://www.teoriya.ru
№8^ 2021 Август | August
денту, чтобы попасть в Центр тестирования ГТО для выполнения соответствующего норматива. Все материалы были опубликованы в открытом доступе, как на образовательном портале, так и в социальных сетях (VKontakte, Instagram). Студентам предлагалось выбрать одну или несколько программ подготовки и, выполняя их, высылать фото- и видеоотчеты в группе.
С целью повышения эффективности дистанционного обучения и подготовки к выполнению нормативов ГТО активно использовались социальные сети (VKontakte, Instagram, YouTube). Кроме того, студентам были предложены различные спортивные мобильные приложения (Tabata Timer, Nike Run Club, Adidas Running, Endomondo, Sworkit, Just 6 weeks). Вместе с тем, студенты также могли использовать другие приложения, которыми они пользовались ранее (например, Heria Pro для «продвинутых», см. таблицу).
Запись на тестирование проводилась студентами самостоятельно после освоения программы самоподготовки, а выполнение испытания в Центре ГТО являлось результатом достигнутого уровня физической подготовленности, что было необязательным условием для получения зачета, но учитывалось при выставлении дополнительных баллов к итоговому рейтингу.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлено, что наиболее популярными мобильными приложениями и программами для самостоятельных занятий стали беговые (кардио-) тренировки на развитие общей выносливости, выполняемые с приложениями Nike Run Club, Adidas Running, Endomondo, - их выбрали 61 % студентов (см. рисунок).
Наиболее популярными нормативами, которые были выполнены студентами в центрах тестирования ГТО, стали «подтягивания из виса на высокой перекладине»/«сгибание и разгибание рук лежа» у юношей (48 % выбравших программу) и «наклон перед, стоя на гимнастической скамье»/«поднимание туловища из положения лежа» у девушек - 51 %о. Это объясняется не только тем, что выполнение бега на длинные дистанции очень трудоемко и требует большей моральной мобилизации и физической подготовленности, но и тем, что в конце осеннего семестра (из-за погодных условий) было крайне сложно найти место тестирования, где принимали бы беговые нормативы (2, 3, 5 км). Стоит отдельно отметить, что более 82 0% посетивших Центры тестирования выполнили два и более тестов.
Особенно важным, на наш взгляд, является то, что студенты, которые выполнили нормативы ГТО в Центрах тестирования, делали это по собственному желанию, с целью получения объективной оценки об эффективности проделанной за семестр самостоятельной работы.
Для подтверждения эффективности предложенной методики организации дистанционных занятий по физической культуре мы сравнили успеваемость в весеннем и осеннем семестрах. В весеннем семестре она составила 84 %, при этом 7 % студентов вообще не приступили к выполнению программы курса. Прежде всего это связано с тем, что связь со студентами поддерживалась только через образовательный портал вуза и электронную почту. В осеннем семестре (с использованием мобильных приложений и социальных сетей) количество поступающих вопросов и обращений к материалу значительно возросло и студенты с удовольствием открывали для себя новые программы тренировок с использованием мобильных приложений, что не могло не сказаться на успеваемости, которая возросла до 92 %.
Выводы. Предложенный формат занятий, при котором студенты объединяются в группу (на хорошо знакомом им виртуальном пространстве социальных сетей) и выполняют
1.
3.
4.
5.
6.
7.
предложенные им тренировочные программы (с использованием современных спортивных мобильных приложений), получил положительный отклик, собрав более 200 студентов на единой площадке виртуального пространства, среди которых более 80 человек выполнили нормативы ГТО в Центре тестирования.
Преподаватели должны иметь в своем арсенале всевозможные средства дистанционного изложения учебного материала, в том числе с помощью мобильных приложений, социальных сетей, чтобы эффективно поддерживать процесс непрерывного обучения своих студентов.
Литература
Бобков В.В. Использование метода «круговой тренировки» при подготовке обучающихся к выполнению нормативов Комплекса ГТО / В.В. Бобков, Л.Г. Рыжкова, М.А. Кузьмин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 6. - С. 39-42. Губа В.П. Морфобиомеханическая индивидуализация как эффективный метод интеграции ВФСК ГТО в систему общего образования / В.П. Губа, В.В. Коновалов, В.В. Пресняков // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 94-97. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4.
- С. 5-7.
Лубышева Л.А. Физическая культура и спорт в вузе: реалии и перспективы / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 93.
Рыжкова Л.Г. Оценка резервных возможностей старших школьников и студентов для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков // Теория и практика физ. культуры.
- 2018. - № 5. - С. 62-65.
Рыжкова Л.Г. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5. - С. 39-42.
Стрижак А.П. Оценка готовности обучающихся образовательных учреждений к сдаче нормативов ВФСК ГТО / В.В. Бобков, А.П. Стрижак // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2018. - № 3 (157). - С. 42-45.
References
1. Bobkov V.V., Ryzhkova L.G., Kuzmin M.A. et al. Ispolzovanie metoda «krugovoy trenirovki» pri podgotovke obuchayushchikhsya k vypolneniyu normativov Kompleksa GTO [Circuit training method to train students for Russian GTO complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 6. pp. 39-42.
2. GubaV.P., KonovalovV.V., PresnyakovV.V. Morfobiomekhanicheskaya individualizatsii kak effektivny metod integratsii VFSK GTO v sistemu obschego obrazovaniya [Morphobiomechanical individualization as efficient method to integrate GTO complex to general education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 11, pp. 94-97.
3. Kuzmin M. A. Differentsialnaya sportivnaya psikhologiya [Differential sport psychology]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 5-7.
4. Lubysheva L.A. Fizicheskaya kultura i sport v vuze: realii i perspektivy [Academic physical education and sports: realities and prospects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. P. 93.
5. Ryzhkova L.G., Bobkov V.V. Otsenka rezervnyih vozmozhnostey starshih shkolnikov i studentov dlya podgotovki k sdache normativov VFSK GTO [Rating physical resource of senior school and university students in trainings for GTO complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 5. pp. 62-65.
6. Ryzhkova L.G., Bobkov V.V., Kuzmin M.A., Ignatenko T.V. Faktory, prepyatstvuyushchie podgotovke i vypolneniyu normativov VFSK GTO studentami vuzov [Obstacles for success in GTO complex tests in academic educational system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 5. pp. 39-42.
7. Strizhak A.P., Strizhak A.P. Otsenka gotovnosti obuchayushchikhsya obrazovatelnykh uchrezhdeniy k sdache normativov VFSK GTO [Assessment of fitness of students of educational institutions for GTO tests]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 3 (157). pp. 42-45.
8. Kolyaskina T.Y., Sherin V.S., Zamyatin A.V., Sherina E.A. Mobilnoe prilozhenie kak factor effektivnoy podgotovki cheloveka k vypolneniyu normativov Kompleksa GTO. Teoria i praktika fiz. kultury. - 2017. - № 4. - pp. 89-90.
9. Kondrakova I.V., Stolyar K.E., Pikhaev R.R., Vit'ko S.Y. Organizatsi-onno-metodicheskie podkhody k kompleksnoy otsenke fizicheskoy podgotovlennosti studentov. Teoria i praktika fiz. kultury. 2016. No. 9. pp. 9-11.
10. Lubysheva L.I., Khubbiev Sh.Z., Vakhnin N.A., Selyukin D.B. Sportization as progress factor for modern mass sport. Teoria i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 30.