Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 06.09.2021
УДК 796.011.1.3
ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Нина Валерьевна Зайцева, старший преподаватель, Екатерина Евгеньевна Кудлова,
старший преподаватель, Станислав Тарасович Шевченко, старший преподаватель, Северо-Восточный Государственный университет, г. Магадан
Аннотация
Во второй половине 2021 года в России ставятся антирекорды по количеству смертей от ко-ронавируса, с каждым днем растет количество заболевших COVID-19. В средствах массовой информации ведутся разговоры о допуске на очные занятия в вузы только вакцинированных от коро-навируса студентов. В связи с этим, всем образовательным учреждениям необходимо быть готовыми дистанционному обучению студентов. Авторы статьи разработали цифровой формат проектной модели обучения физической культуре в системе дистанционного обучения Moodle. Предложены формы и содержание практических занятий по физической культуре в условиях дистанционного обучения, с целью поддержания двигательной активности.
Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, двигательная активность, самостоятельная работа студентов, самоанализ, комплекс упражнений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p90-96
DIGITAL FORMAT OF THE PROJECT MODEL OF PHYSICAL EDUCATION TEACHING IN HIGHER EDUCATION SCHOOL
Nina Valeryevna Zaitseva, the senior teacher, Ekaterina Evgenyevna Kudlova, the senior teacher, Stanislav Tarasovich Shevchenko, the senior teacher, North-Eastern State University,
Magadan
Abstract
In the second half of 2021, anti-records are being set in Russia for the number of deaths from coronavirus, and the number of COVID-19 cases is growing every day. There is talk in the media about admitting only students vaccinated against coronavirus to full-time classes at universities. In this regard, all educational institutions need to be ready for distance learning of students. The authors of the article have developed a digital format of the project model of physical culture training in the Moodle distance learning system. The forms and content of practical classes in physical culture in the conditions of distance learning, in order to maintain motor activity, are proposed.
Keywords: physical culture, distance learning, physical activity, independent work of students, introspection, a set of exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Коронавирусная болезнь (COVID-19) - это инфекционное заболевание, вызываемое коронавирусом тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV-2), которое было впервые обнаружено в декабре 2019 года в городе Ухань, Китай [7, 8, 11]. Пандемия такого масштаба не наблюдалась со времен испанского гриппа во время Первой мировой войны, и уже создала серьезные проблемы во всем мире с точки зрения экономики, социальных взаимодействий и индивидуального образа жизни [12].
В нашей стране с июня 2021 года начало расти количество заболевших коронави-русом, эксперты прогнозируют четвертую волну. В связи с этим остро встает вопрос о том, в какой форме будут проводиться занятия в образовательных учреждениях. После
режима самоизоляции были выявлены проблемы, связанные с реализацией образовательного процесса по физической культуре в системе дистанционного обучения.
Цели исследования - разработать проектную модель обучения физической культуры в вузе в цифровом пространстве.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
После поиска в литературной базе данных для анализа было идентифицировано в общей сложности 95 статей, из которых 86 были получены из научной литературной библиотеки eLIBRARY и 9-через базу данных Scopus.
Из общего количества 95 идентифицированных статей 43 дубликатов были удале -ны, и 42 статьи были одобрены для следующего этапа отбора. Из оставшихся 42 статей 14 не соответствовали цели настоящего обзора, а 13 статей были недоступны в Интернете. Таким образом, 15 статей было признано достаточной для обзора. В конце концов, 12 статьей были проанализированы и включены в обзор.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами были проанализированы исследования преподавателей различных вузов, в которых описан их опыт проведения занятий по физической культуре с использованием цифровых технологий.
Н.В. Аладьева, преподаватель филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова рекомендует занятия физической культурой в режиме онлайн распределить следующим образом: 90 минут - 2 дня по 20 минут и 5 дней по 10 минут; 135 минут - 3 дня по 30 мин и 4 дня по 10-15 минут. В качестве форм работы были предложены: утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, динамические паузы. Для отчета автор предлагает предоставить фото или видео [1].
В Московском государственном техническом университете преподавателями И.А. Родионовой, В.И. Шалупиным [3] обучающимся предложено самостоятельно составлять комплекс упражнений, используя движения интегрального характера, с постепенным повышением нагрузки после 3-недельного периода.
Группа преподавателей Волгоградского государственного социально-педагогического университета [5], для организации практических занятий по физической культуре с применением дистанционных технологий предлагают изучение данной дисциплины в трех направлениях: теоретический, практический и отчетные блоки. Практический блок направлен на обеспечение необходимой двигательной активности и включал в себя занятия с применением таких оздоровительных систем как: йога, пилатес, танцевальная и силовая аэробика.
Преподаватели кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета [4] разработали модель онлайн-обучения физическому воспитанию в условиях карантинных мероприятий. Авторы предложенной модели, считают, что целесообразно интегрировать две учебные дисциплины: «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в учебный курс «Физическое воспитание». Данный курс подразумевает изучение в три этапа: психолого-подготовительный, практический и командно-коррекционный. Практический этап включает в себя онлайн-занятия с видео показом преподавателя и, соответственно, выполнение студентом упражнений различных направлений: лечебная физическая культура, бо-дифлекс, стретчинг, воркаут, пилатес, фитнес-йога, бодибилдинг, аэробика.
Для реализации дисциплины «физическая культура» преподаватели Петрозаводского государственного университета Е.М. Солодовник, А.В. Киселев [6] предлагают использовать мобильные приложения: Strava, Nike Training Club, Gym Pro, Sworkit Lite.
Оптимальным вариантом выполнения практических занятий по физической культуре преподаватели Казанского государственного энергетического университета и Рос-
сийского государственного университета правосудия [2], считают самостоятельное создание комплекса упражнений и его выполнение с предоставлением письменного и видео отчета.
После ведения режима самоизоляции нами был разработан цифровой формат проектной модели обучения физической культуре и реализован в Северо-Восточном государственном университете. Так как в течение предыдущего года нас ознакомили с системой дистанционного обучения МооШе, соответственно были использованы инструменты данной платформы. Согласно рабочей программе дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», ее цель - формирование физической культуры студентов и способности творческого применения разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для укрепления здоровья, обеспечения психофизической готовности к профессиональной деятельности и реализации личностного потенциала. Реализуя дисциплину в дистанционной форме обучения, мы, в первую очередь, преследовали цель -поддержание двигательной активности в режиме самоизоляции. «Оцифровывая» проектную модель обучения физической культуре мы придерживались следующих принципов:
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип систематичности;
- принцип постепенности;
- принцип наглядности.
Первое задание - пилотное (тестовое) содержало комплекс упражнений под названием «разминка». Данный комплекс включал в себя общие развивающие упражнения, которые включены в любую утреннюю зарядку. Каждое упражнение сопровождалось иллюстрацией, описывалась техника выполнения.
После пилотного задания нами была предложена анкета, цель которой было выяснить трудности, с которыми столкнулся студент при выполнении заданий. Отметим, что основные трудности были связаны с жилищными условиями, техническими особенностями (отсутствие видеооператора), недопониманием со стороны членов семьи, личностными проблемами (например, стеснительность). На вопрос как им удобно проводить занятия в режиме «онлайн» или «офлайн», большинство студентов высказались за «офлайн», аргументируя тем, что не готовы приглашать гостей дистанционно. Подчеркнем, что нам с коллегами также было удобно «офлайн», так как следить за правильностью выполнения упражнений среди множества «иконок» на экране было неудобно. Результаты анкетирования позволили нам скорректировать комплексы упражнений.
Рисунок 1 - Алгоритм 1 взаимодействия преподавателя и студента в цифровом пространстве
Далее нами были разработаны задания, которые включали в себя два алгоритма взаимодействия студента и преподавателя - выполнить предложенные комплексы упражнений (рисунок 1), составить комплекс упражнений самостоятельно и выполнить (рисунок 2), данные задания чередовались.
Нами были составлены следующие комплексы упражнений и загружены как «задание» в системе дистанционного обучения МооШе:
«Тренировка 1». Упражнения: шаги альпиниста, прыжки «звезда», наклоны на одной ноге, конькобежец, ягодичный мостик с выпрямленной ногой, поза верблюда, наклоны таза, поза лягушки и болгарские выпады. Занимающимся рекомендуется совершать перерыв по 1-2 минуте после каждого упражнения.
«Тренировка 2». Упражнения: рукоход +5 отжиманий, бёрпи, шаги альпиниста, выпады, Т-отжимания, раскладушка.
«Тренировка Табата». Упражнения: бег на месте, захлест ног назад, наклоны (коснуться руками пола, поднять руки вверх), бёрпи, отжимания, выпады, приседания или воздушный стульчик, упражнение «скалолаз», подъемы корпуса на пресс. Данный комплекс можно было дополнять своими упражнениями, в том числе с использованием имеющегося инвентаря.
Рисунок 2 - Алгоритм 2 взаимодействия преподавателя и студента в цифровом пространстве
Предложенные комплексы упражнений содержали описание техники выполнения, сопровождались иллюстрациями и рекомендациями по выполнению.
Для самостоятельной работы нами были предложены задания: 1. Составить и выполнить комплекс упражнений, направленный на укрепления мышц спины и верхних, нижних и косых мышц живота. 2. Составить и выполнить комплекс упражнений, направленный на укрепление мышц ног и рук.
Результаты выполненных комплексов упражнений занимающиеся фиксировали на видео и отправляли преподавателю с использованием мессенджеров. К самостоятельно-составленным комплексам упражнений студент дополнительно прилагал письменный отчет, содержащий, предложенный им комплекс упражнений и описание техники его выполнения, а также самоанализ.
В качестве итогового задания, нами были составлены и предложены контрольные тесты, которые возможно выполнить в домашних условиях (таблица).
Таблица - Контрольные нормативы в условиях дистанционной формы обучения
Тест на статическую силовую выносливость «Планка» приняв положение лежа (животом вниз), встать на локти. Затем приподнять тело таким образом, чтобы мысленно образовалась прямая линия. Важно не допускать провисания или выпячивания таза. Такое положение удерживать максимальное количество времени.
«Стульчик» стоя ровно у стенки, подсядьте, будто опускаетесь на стул. Бедра должны быть параллельны полу, а голени перпендикулярны относительно него. Руки для поддержания равновесия вытяните вперед. Такое положение удерживать максимальное количество времени.
Тест для оценки гибкости «Гибкость» примите положение сидя на полу, вытянув ноги вперед, разведите ноги на ширине плеч, от пяток расположите линейку (рулетку). Плавно выполняете три наклона вперед с втянутыми руками - «раз-два-три», на третий раз задерживаетесь на три секунды, фиксируете полученный результат
Тест на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса «Отжимание» принимаете упор лежа, выполняете сгибание и разгибание рук, важно, чтобы при сгибании рук угол в локтевом суставе был не более 90 градусов, разгибать руки необходимо полностью
Тест на скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища «Пресс» лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в «замок» за головой, поднимаем туловище, касаясь локтями колен.
Оценивание совершалось следующим образом: после отправки видеозаписи преподавателю, студент в системе дистанционного обучения МооШе в ответе на задание отправлял слово «выполнено», либо письменный отчет с составленным комплексом упражнений или результат контрольного норматива, после просмотра видеозаписи и проверки письменного отчета (если требуется) преподаватель оценивал и выставлял отметку в системе МооШе.
Отметим, что при реализации данного курса в цифровом пространстве мы столкнулись с тем, что совершая передачу видеозаписей через мессенджеры, у преподавателей заканчивалась память в смартфоне. Поэтому необходимо предусмотреть такую систему электронного обучения, которая бы позволяла загрузку видео, так как при попытке совершить передачу видеозаписей через систему МооШе, сервера были перегружены.
Для организации образовательного процесса обучения физической культуре в цифровом пространстве нами были сформулированы следующие рекомендации для преподавателей и студентов:
При составлении задания преподавателю необходимо учитывать:
1. Различные жилищные условия, то есть упражнения должны быть подобраны так, чтобы их можно было выполнить в маленькой комнате.
2. Принципы физической культуры.
3. Технические возможности, например, видеосъемка ведется с телефона или с камеры ноутбука (вебкамеры); предусмотреть отсутствие напарника для совершения видеосъемки.
4. Наличие/отсутствие спортивного инвентаря.
Рекомендации для студентов:
1. Видеосъемка выполнения задания должна вестись так, чтобы занимающегося было видно полностью (во весь рост).
2. При составлении комплекса упражнений важно подбирать упражнения, в соответствии с вашими возможностями: инвентарь, наличие напарника, который будет совершать видеосъемку и др.
3. При составлении письменного отчета необходимо подробно описать технику выполнения упражнений;
4. При выполнении комплекса упражнений, составленного самостоятельно необходимо сделать самоанализ на основании видеоотчета, то есть просмотреть видеозапись выполнения комплекса упражнений и проанализировать свои ошибки, если они были обнаружены.
Отметим, что предложенный цифровой формат проектной модели обучения физической культуре не является окончательным, его можно дополнять комплексами упражнений, в том числе и теми, выполнение которых подразумевает использование специально оборудованных уличных площадок для занятий спортом.
В связи с суровыми климатическими условиями города Магадана, в наш курс таких комплексов включено не было. Тем не менее, в случае благоприятных климатических условий студенту не запрещалось выполнять задания на данных площадках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня эпидемиологическая обстановка в стране нестабильна, не исключено повторение ситуации в марте 2020, когда в стране был введен режим самоизоляции. В связи последними высказываниями министра образования в отношении не вакцинированных студентов возрастает вероятность дистанционного обучения. А это означает, что преподаватель будет обучать в смешанном формате: вакцинированных - очно, не вакцинированных - дистанционно.
Предложенный цифровой формат проектной модели обучения физической культуре позволит реализовать дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спор-
ту» в условиях смешанного обучения, так как курс построен в режиме «офлайн».
Подчеркнем, что возможность обучения физической культуре в цифровом пространстве в домашних условиях позволяет поддерживать двигательную активность и развивать такие качества как силовую и статическую выносливость, силу (собственно силовые способности), гибкость.
При использовании предложенной модели обучения в цифровом пространстве студенты Северо-Восточного государственного университета успешно справились с предложенными заданиями, а также проявили творческую натуру, обрабатывая видеозаписи: ускоряли темп и использовали музыкальное сопровождение видеоотчёта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аладьева, Н. В. Дистанционное обучение студентов не физкультурных вузов по дисциплине «физическая культура» / Н. В. Аладьева // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 23. -С. 1508-1517.
2. Васенков, Н. В. Занятия физической культурой студентами энергетического вуза в условиях пандемии / Н. В. Васенков, Р. М. Валиев, И. С. Токмачева // Вопросы педагогики. - 2020. - № 12-1. - С. 58-60.
3. Родионова, И.А. Организация дистанционного обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса / И.А. Родионова, В. . Шалупин - DOI 10.24411/2305-8404-2020-11208 // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 12. - С. 56-63.
4. Рыбачук Н.А Модель онлайн обучения физическому воспитанию в условиях карантинных мероприятий / Н.А. Рыбачук, И.А. Алферова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т.6 - №2. - С. 7-13.
5. Светлицкая, И.А. Формы организации учебных занятий со студентами по физической культуре в период самоизоляции / И.А. Светлицкая, В.А. Брыкина, А.З. Переузник // Наука-2020. -2020. - № 3 (39). - С. 159-162.
6. Солодовник, Е.М. Применение мобильных приложений на занятиях физической культуры в условиях пандемии / Е.М. Солодовник, А.В. Киселев - DOI 10.24411/2500-1000-2020-11092 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 10-1(49). - С. 137-139.
7. Gabutti G. Coronavirus: update related to the current outbreak of COVID-19. / G. Gabutti, E. d'Anchera, F. Sandri // Infectious Diseases Therapy. - 2020. - Vol. 8:1. P. 13. - URL: https://doi.org/10.1007/ s40121-020-00295-5.
8. Lake M.A. What we know so far: COVID-19 current clinical knowledge and research. / Mary A Lake // Clinical Medicine Journal. - 2020. - Vol. 20(2). P. 124-127.
9. Association of Cardiorespiratory Fitness With Long-term Mortality Among Adults Undergoing Exercise Treadmill Testing. / K. Mandsager, S. Harb, P. Cremer, D. Phelan, SE. Nissen, W. Jaber. // JAMA Netw Open. - 2018. - Vol. 1(6): e183605. - URL: http://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2018.3605.
10. Martin S.A. Exercise and Respiratory Tract Viral Infections / S.A. Martin, B.D Pence, J.A. Woods. // Exercise and Sport Sciences Reviews. - 2009. - Vol. 37, is. 4. P. 157-164.
11. Pan A. Association of public health interventions with the epidemiology of the COVID-19 outbreak in Wuhan, China / A. Pan, L. Liu, C. Wang // JAMA. - 2020. Vol. 323(19). P. 1915-1923.
12. The COVID-19 pandemic and physical activity / J.A. Woods, N.T. Hutchinson, S.K. Powers, W.O. Roberts, M.C. Gomez-Cabrera, Z. Radak, I. Berkes, A. Boros, I. Boldogh, C. Leeuwenburgh, H.J. Coelho-Junior, E. Marzetti, Y. Cheng, J. Liu, J.L. Durstine, J. Sun, Li Li Ji // Sports Medicine and Health Science - 2020. Vol. 2, is. 2. P. 55-64
REFERENCES
1. Aladeva, N.V. (2020), "Distance learning of students of non-physical education universities in the discipline "physical culture"", Innovation. Science. Education, No. 23, pp. 1508-1517.
2. Vasenkov, N.V., Valiev, R.M. and Tokmacheva, I.S. (2020), "Physical culture classes by students of the energy university in the context of a pandemic", Questions of Pedagogy, No. 12-1, pp. 58-60.
3. Rodionova, I.A. and Shalupin, V.I. (2020), "Organization of distance learning for students physical education in self-isolation in the case of coronavirus pandemics", Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport, No. 12, pp. 56-63.
4. Rybachuk, N.A. and Alferova, I. A. (2021), "Model of online training in physical education under quarantine measures", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 6(2), pp. 7-13.
5. Svetlitskaya, I.A., Brykina, V.A. and Pereuznik A.Z. (2020),"Forms of organization of training sessions with students on physical culture during the period of self-isolation", Science-2020, No. 3(39), pp. 159-162.
6. Solodovnik, E.M. and Kiselev, A.V. (2020), "Use of mobile apps in physical education classes in the context of the pandemic", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 10-1(49), pp. 137-139.
7. Gabutti, G. d'Anchera, E. and Sandri, F. (2020), "Coronavirus: update related to the current outbreak of COVID-19", Infectious Diseases Therapy, 2020, No. 8:1. pp. 13, available at: https://doi.org/10.1007/ s40121-020-00295-5.
8. Lake MA. (2020), "What we know so far: COVID-19 current clinical knowledge and research", Clinical Medicine Journal, 2020, no. 20(2). pp. 124-127, available at: https://doi.org/10.7861/clinmed.2019-coron.
9. Mandsager, K. Harb S., Cremer P., Phelan D., Nissen SE. and Jaber W. (2018), "Association of Cardiorespiratory Fitness With Long-term Mortality Among Adults Undergoing Exercise Treadmill Testing", JAMA Netw Open, No. 1(6):e183605, available at: http://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2018.3605.
10. Martin S.A., Pence B.D. and Woods J.A. (2009), "Exercise and Respiratory Tract Viral Infections", Exercise and Sport Sciences Reviews, No. 37(4). pp. 157-164, available at: http://doi.org/10.1097/JES.0b013e3181b7b57b.
11. Pan A., Liu L. and Wang, C. (2020), "Association of public health interventions with the epidemiology of the COVID-19 outbreak in Wuhan, China", JAMA, No. 323(19). pp. 1915-1923, available at: https://doi.org/10.1001/jama.2020.6130.
12. Woods, J.A. Hutchinson, N.T., Powers, S.K., Roberts,, W.O., Gomez-Cabrera, M.C., Radak, Z., Berkes, I., Boros, A., Boldogh, I., Leeuwenburgh, C., Coelho-Junior, H.J., Marzetti, E., Cheng, Y., Liu, J., Durstine ,J.L., Sun, J. and Ji, L.L. (2020), "The COVID-19 pandemic and physical activity", Sports Medicine and Health Science, No. 2(2). pp. 55-64, available at: https://doi.org/10.1016/j.smhs.2020.05.006.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.09.2021
УДК 796.41
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТУ «ПАССЕ» В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Валерьевич Юдин, кандидат химических наук, старший преподаватель, Ирина Константиновна Кучерова, старший преподаватель, Валентина Викторовна Косулина, старший преподаватель, Зарина Сухробовна Халимхонова, студент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
В данной статье представлена методика обучения повороту «пассе» в спортивной гимнастике на этапе начальной подготовке. Измерялись показатели вестибулярной устойчивости гимнасток по тестам: 1. Tinetti-тест с закрытыми глазами. Данный тест показывает динамическую устойчивость в усложненных условиях - исключена регуляция зрительным анализатором. 2. Ходьба по прямой с закрытыми глазами после раздражения вестибулярного аппарата (модификация теста П. Хиртц с соавторами, 1985). Тест на динамическую устойчивость, в котором исключен зрительный анализатор, а также раздражен вестибулярный аппарат. Позволяет дополнительно определить уровень развития вестибулярной устойчивости. Техническая подготовленность гимнасток оценивалась экспертной оценкой по тестам: Поворот «пассе» на правой. Поворот «пассе» на левой.
В исследовании приняли участие две группы гимнасток по 10 человек в возрасте 7-8 лет. В методике обучения представлены специальные подводящие упражнения на основе расчлененно-