Научная статья на тему 'Динамика уровня физической подготовленности юношей Северо-Восточного государственного университета в период пандемии COVID-19'

Динамика уровня физической подготовленности юношей Северо-Восточного государственного университета в период пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юноши / пандемия COVID-19 / режим самоизоляции / режим повышенной готовности / динамика физической подготовленности / малоподвижность / физическая культура / boys / COVID-19 pandemic / self-isolation regime / high alert regime / dynamics of physical fitness / lack of motion / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева Нина Валерьевна, Кудлова Екатерина Евгеньевна, Шевченко Станислав Тарасович, Десенева Марина Петровна, Никитин Алексей Владимирович

В статье приведены результаты годичного мониторинга физической подготовленности обучающихся Северо-Восточного государственного университета 2019 года поступления в период пандемии COVID-19. Материалы. Изучение динамики физической подготовленности юношей-студентов 2019 года поступления (n=43) в период пандемии. Исследование проводилось на базе Северо-восточного государственного университета г. Магадана. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, методы математической статистики. Для анализа уровня физической подготовленности были использованы результаты нормативов, предусмотренных фондом оценочных средств рабочей программы дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Результаты. Полученные результаты указывают на снижение уровня физической подготовленности в период использования дистанционных технологий и смешанной модели обучения по рассматриваемой дисциплине. Отрицательная динамика зафиксирована по всем шести нормативам, что, на наш взгляд, является следствием малоподвижности в связи с переходом на дистанционное обучение. Заключение. Результаты были ожидаемы, учитывая особенности исследуемого периода: малоподвижность, ограничение двигательной активности, дистанционное обучение и др. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо, чтобы дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» в объеме 328 часов проводилась только в виде аудиторных практических занятий: 1-2 курс – 4 часа в неделю, 3-4 курс – 2 часа в неделю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцева Нина Валерьевна, Кудлова Екатерина Евгеньевна, Шевченко Станислав Тарасович, Десенева Марина Петровна, Никитин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of physical fitness level in the boys at North-Eastern State University during the period of COVID-19 pandemic

The article presents the results of a yearly monitoring over students’ physical fitness at North-Eastern State University. They entered the University in 2019 during COVID-19 pandemic. Materials. Studying the dynamics of physical fitness in male students. They entered the University in 2019 (n=43) during the period of pandemic. The research was held on the basis of North-Eastern State University, Magadan. Research methods. Information sources analysis and summarizing, methods of mathematical statistics. For the level of physical fitness analysis we used the results of normatives, provided by the fund of working program evaluating means of “Physical culture and sport elective courses” discipline. Results. The received results show the level of physical fitness decrease during the period of distant technologies and the mixed model of teaching use in the considered discipline. Negative dynamics was registered according to all six normatives, which in our opinion, is the result of lack of motion because of transfer to distance learning. Conclusion. The results were evident, taking into account the peculiarities of the studied period: lack of motion, motor activity restriction, distance learning and others. In our opinion, in order to solve this problem it is necessary to organize “Physical culture and sport elective courses” discipline (328 hours) only in a form of instructor led practical lessons: the 1st2nd course4 hours a week, the 3rd-4th course – 2 hours a week.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня физической подготовленности юношей Северо-Восточного государственного университета в период пандемии COVID-19»

УДК 796.8 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-84-89

Динамика уровня физической подготовленности юношей СевероВосточного государственного университета в период пандемии COVID-19

Зайцева Н.В. *, Кудлова E.E., Шевченко С.Т., Десенева М.П., Никитин А. В.

Северо-Восточный государственный университет

г. Магадан, Россия ORCID: 0000-0002-8012-5027, nin_angel@mail.ru* ORCID: 0000-0002-8012-5027, eelubimtseva@gmail.com ORCID: 0000-0003-3629-5587, shevo86@mail.ru ORCID: 0000-0001-9362-2658, magbah@mail.ru ORCID: 0000-0002-0146-0100, nikitin.mag@mail.ru

Аннотация: В статье приведены результаты годичного мониторинга физической подготовленности обучающихся Северо-Восточного государственного университета 2019 года поступления в период пандемии COVID-19. Материалы. Изучение динамики физической подготовленности юношей-студентов 2019 года поступления (n=43) в период пандемии. Исследование проводилось на базе Северо-восточного государственного университета г. Магадана. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, методы математической статистики. Для анализа уровня физической подготовленности были использованы результаты нормативов, предусмотренных фондом оценочных средств рабочей программы дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Результаты. Полученные результаты указывают на снижение уровня физической подготовленности в период использования дистанционных технологий и смешанной модели обучения по рассматриваемой дисциплине. Отрицательная динамика зафиксирована по всем шести нормативам, что, на наш взгляд, является следствием малоподвижности в связи с переходом на дистанционное обучение. Заключение. Результаты были ожидаемы, учитывая особенности исследуемого периода: малоподвижность, ограничение двигательной активности, дистанционное обучение и др. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо, чтобы дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» в объеме 328 часов проводилась только в виде аудиторных практических занятий: 1-2 курс - 4 часа в неделю, 3-4 курс - 2 часа в неделю.

Ключевые слова: юноши, пандемия COVID-19, режим самоизоляции, режим повышенной готовности, динамика физической подготовленности, малоподвижность, физическая культура.

Для цитирования: Зайцева Н.В.*, Кудлова E.E., Шевченко С.Т., Десенева М.П., Никитин А.В. Динамика уровня физической подготовленности обучающихся Северо-Восточного государственного университета в период пандемии COVID-19. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 84-89. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-284-89

Dynamics of physical fitness level in the boys at North-Eastern State University during the period of COVID-19 pandemic

Nina V. Zaytseva*, Ekaterina E. Kudlova, Stanislav T. Shevchenko, Marina P. Deseneva,

Aleksey V. Nikitin

North-Eastern State University Magadan, Russia ORCID: 0000-0002-8012-5027, nin angel@mail.ru* ORCID: 0000-0002-8012-5027, eelubimtseva@gmail.com ORCID:0000-0003-3629-5587, shevo86@mail.ru ORCID: 0000-0001-9362-2658, magbah@mail.ru ORCID: 0000-0002-0146-0100, nikitin.mag@mail.ru

Abstract: The article presents the results of a yearly monitoring over students' physical fitness at North-Eastern State University. They entered the University in 2019 during COVID-19 pandemic. Materials. Studying the dynamics of physical fitness in male students. They entered the University in 2019 (n=43) during the period of pandemic. The research was held on the basis of North-Eastern State University, Magadan. Research methods. Information sources analysis and summarizing, methods of mathematical statistics. For the level of physical fitness analysis we used the results of normatives, provided by the fund of working program evaluating means of "Physical culture and sport elective courses" discipline. Results. The received results show the level of physical fitness decrease during the period of distant technologies and the mixed model of teaching use in the considered discipline. Negative dynamics was registered according to all six normatives, which in our opinion, is the result of lack of motion because of transfer to distance learning. Conclusion. The results were evident, taking into account the peculiarities of the studied period: lack of motion, motor activity restriction, distance learning and others. In our opinion, in order to solve this problem it is necessary to organize "Physical culture and sport elective courses" discipline (328 hours) only in a form of instructor led practical lessons: the 1st-2nd course- 4 hours a week, the 3rd-4th course - 2 hours a week.

Keywords: boys, COVID-19 pandemic, self-isolation regime, high alert regime, dynamics of physical fitness, lack of motion, physical culture.

For citation: Nina V. Zaytseva*, EkaterinaE. Kudlova, Stanislav T. Shevchenko, Marina P. Deseneva, Aleksey V. Nikitin. Dynamics of physical fitness level in the boys at North-Eastern State University during the period of COVID-19 pandemic. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 84-89. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-84-89

ВВЕДЕНИЕ

Уровень физической подготовленности оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека и его профессиональную деятельность. Это проявляется в том, что человек с хорошей физической подготовкой обычно отличается высоким уровнем здоровья и работоспособности. Данные качества являются ценными с точки зрения работодателя. [6]

Сложившаяся ситуация с пандемией в первой половине 2020 года остро отразилась на всех сферах жизнедеятельности каждого человека, повлекла за собой снижении двигательной активности в объективно сложившихся условиях ограниченного пространства. Малоподвижный образ жизни послужил толчком к развитию гиподинамии и нарушению здоровья [3].

Образовательный процесс 2020 года можно поделить на два периода: с 30 марта по 9 июня - режим самоизоляции, сентябрь-декабрь - режим повышенной готовности. Период самоизоляции характерен тем, что все образовательные учреждения вынуждены были сменить очный формат обучения на дистанционный с использованием цифровых

технологий. В начале учебного года Минобрнауки РФ предоставило вузам право выбора формата обучения в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионе. Таким образом, в Северо-Восточном государственном университете была выбрана «гибридная», смешанная модель обучения. Такая модель обучения характеризуется тем, что при выявлении инфицированного коронавирусом все контактные лица переходили на дистанционный формат обучения на 2 недели. На наш взгляд, это позволило обеспечить непрерывность образовательного процесса при изучении теоретических дисциплин. Однако при выполнении практических занятий по физической культуре в «домашних условиях» участники образовательного процесса столкнулись с трудностями.

С одной стороны, преподаватель, который не имел возможности наблюдать правильность выполнения техники упражнений со всех позиций, так как «видео-инструмент» (телефон, веб камера и пр.) совершал съемку участника с одного ракурса. При подборе комплекса упражнений преподавателю необходимо было учитывать жилищные условия обучающихся, что также создавало определенные трудности.

Также подчеркнем, что занятия физической культурой из аудиторной работы превратились в самостоятельную деятельность.

С другой стороны, обучающиеся вузов, которые, согласно результатам исследований Л. А. Кучковой, А. А. Ксенофонтовой, проведенных в высших учебных заведениях, при организации самостоятельных занятий сталкиваются с рядом трудностей, вызванных отсутствием пространства для выполнения физических упражнений, недостаточностью или полным отсутствием базовых знаний и умений по методике физического совершенствования [8].

В период режима повышенной готовности студенты отмечают, что из-за отсутствия спортивно-массовых мероприятий, закрытия спортивных секций появилась апатия к двигательной активности, самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, так как одна из целей занятия спортом -

выступление на соревнованиях.

В связи с вышесказанным целью данной работы явилось изучение динамики физической подготовленности юношей-студентов 2019 года поступления в период пандемии. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Северо-Восточного государственного университета г. Магадана. В исследовании приняли участие юноши (п=4з) 2019 года поступления. Для анализа уровня физической подготовленности были использованы результаты нормативов, предусмотренных фондом оценочных средств рабочей программы дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (таблица 1), выполненных обучающимися вуза в феврале 2020 года и январе 2021 года.

Таблица 1. - Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»

№ УПРАЖНЕНИЯ (нормативы) Оценка в баллах

юноши

5 4 3 2 1

1. Прыжок в длину с места (см) 250 240 230 220 210

2 Прыжки на скакалке за одну мин. (раз) 140 130 120 110 100

3 Челночный бег 4х15м (сек) 13.2 13.8 14.2 14.5 14.8

4 Пресс. В висе поднимание ног до касания перекладины (раз) 10 8 6 4 2

5 Подтягивание на перекладине (раз) 15 12 9 7 5

6 Отжимание от пола (раз) 40 35 30 25 20

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты подвергнуты статистической обработке с применением пакета прикладных программ «Statistica 7.0» Проверка на нормальность распределения измеренных переменных осуществлялась на основе теста Шапиро-Уилка. Полученные данные представлены в виде среднего значения (М), стандартного отклонения (о) и ошибки средней арифметической (т) [4].

В таблице 2 представлены результаты показателей физической подготовленности

юношей СВГУ с 2020 по 2021 год обучения.

Прыжок в длину с места показывает особенности развития не только мышц ног, но и мышц туловища (мышцы живота и груди, спины), мышц верхнего плечевого пояса, их скоординированную работу [5]. Также прыжки в длину с места развивают вестибулярную сенсорную систему, чувство равновесия, глазомер, суставно-связочный аппарат, специальную гибкость [9].

Полученные результаты в упражнении «прыжок в длину с места» указывают на

то, что в исследуемый период наблюдается отрицательная динамика, средний результат у юношей ухудшился на 3,5%, при этом отметим, что результаты в феврале 2021 года ниже показателя, необходимого для отметки «отлично», на 12,4%.

Результаты показателя «отжимание от пола» также характеризуется отрицательной динамикой, в 2021 году средний показатель норматива снизился на 10,7%, чем в 2020 году, по отношению к показателю отметки «отлично» ниже на 21,9%. Гарвардские ученые J. Yang, CA. Christophi, A. Farioli провели исследования с участием пожарных в возрасте 39-40 лет в Индиане. В начале эксперимента участники выполнили отжимания от пола, затем в течение 10 лет ученые отслеживали их историю болезней. Полученные данные в их исследовании свидетельствуют о том, что способность выполнять большее количество отжиманий снижает риск развития сердечнососудистых заболеваний [1].

Отмечено снижение показателей норматива «пресс» за исследуемый период -8,7%, до отметки «отлично» недостаточно 37,1%. Известно, что при недостаточной физической активности, длительном нахождении в сидячем положении снижается тонус мышечных волокон брюшной стенки. Чтобы избежать этого, предотвратить образование грыж, опущение органов брюшной полости, нарушения функций выделительной системы (актов дефекации и мочеиспускания), а также слабость родовой деятельности, следует укреплять мышцы, образующие брюшной пресс. Развитие мышц брюшного пресса является залогом профилактики заболеваний и физического совершенства, придаёт силы и уверенность [10,11,12,13].

Подтягивание - базовое гимнастическое упражнение. Разные вариации преимущественно нагружают спину или руки, но практически все строят мышечный корсет, увеличивают силовые показатели и укрепляют связки. Движение исключительно полезно для позвоночника, так как помогает снять компрессионную нагрузку от работы с отягощениями. Анализ динамики

показателей по тесту «подтягивание на высокой перекладине» в период пандемии COVID-l9 показал, что средний показатель 2021 года ниже на 17,4%, чем в предыдущем году; чтобы выполнить на отметку «отлично», необходимо увеличить результат на 24,6%.

Результаты испытания «прыжки на скакалке» также характеризуются снижением среднего показателя в исследуемый период на 4,1%, результат ниже показателя отметки «отлично» на 7,2%.

Благодаря прыжкам со скакалкой активизируется, через зоны эпифиза, формирование костной ткани нижних конечностей. Регулярная, планомерная нагрузка на стопы при правильном мягком приземлении - отличная профилактика плоскостопия, не говоря уже об укреплении всего опорно-двигательного аппарата. Развернутые во время прыжков плечи и отведенные в стороны руки помогают не только выработать правильную осанку, но и гарантируют максимальный приток воздуха в легкие, развивая дыхательную функцию организма. Нагрузка делает более функциональным сердце и сосуды [7].

Полученные результаты челночного бега в 2021 году характеризуются отрицательной динамикой и увеличением времени, затраченного на выполнение норматива, на 2,3% и ниже отметки «отлично» на 5,9%. Бег улучшает работу легких, повышая эффективность газообмена, а также укрепляет сердечно-сосудистую систему. Благодаря этому все ткани организма получают кислород, а из организма выводятся шлаки. Бег также меняет кислородный и биохимический состав крови, что ведет к снижению кислородного голодания и снижению риска возникновения рака [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты текущего исследования показали, что период пандемии отрицательно сказалсянауровнефизическойподготовленности юношей СВГУ.

Результаты прыжка в длину с места позволяют нам говорить о снижении уровня прыгучести, состояния общей координированности движений и развития

Таблица 2 - Динамика физической подготовленности юношей в период пандемии

Изучаемые показатели Периоды исследования Уровень значимости различий между периодами Динамика показателей (%)

2019 год 2020 год

Прыжок в длину с места (см) 227,3±1,16 219,5±1,28 4,52 3,5%

Отжимание от пола (раз) 34,97±0,32 31,23±0,54 5,96 10,7%

Пресс. В висе поднимание ног до касания перекладины (раз) 6,89±0,15 6,29±0,18 2,83 8,7%

Подтягивание на высокой перекладине (раз) 10,9б±0,22 9,05±0,24 5,87 17,4%

Прыжки на скакалке за одну мин. (раз) 135,42±0,99 129,83±0,99 3,95 4,1%

Челночный бег 4х15м (сек) 13,71±0,04 14,03±0,0б (4,44) 2,3%

мышц ног у юношей-студентов за исследуемый период. Выполнение данного норматива характеризуется отрицательной динамикой на 3,5%.

Наличие отрицательной динамики (на 10,7%) при выполнении норматива «отжимание» свидетельствуют о слабых мышцах груди, предплечий и, согласно исследованиям гарвардских ученых, о повышении риска сердечно-сосудистых заболеваний у юношей-студентов.

Отрицательная динамика наблюдается при выполнении норматива «пресс», результаты снизились на 8,7%. На наш взгляд, результаты данного норматива свидетельствуют о недостаточной физической активности, длительном нахождении в сидячем положении, что впоследствии привело к снижению тонуса мышечных волокон брюшной стенки.

Результаты подтягивания

характеризуются также отрицательной динамикой - на 17,4% ниже, чем в 2020 году. Возможно, это также связано с недостаточной двигательной активностью, так как данное упражнение требует постоянной тренировки.

Отрицательная динамика наблюдается в выполнении норматива «прыжки на скакалке» - на 4,1%, что, по-видимому, связано с дистанционным обучением и сидячим положением, что повлекло за собой увеличение массы тела, а также снижение показателей

качества выносливости.

Выполнение норматива «челночный бег» характеризуется незначительным снижением показателя в 2021 году - на 2,3%, что, вероятно, связано с «ограничительными особенностями» периода пандемии COVID-l9.

Необходимо подчеркнуть, что результаты нормативов до периода пандемии отмечаются низкими показателями, так как средняя отметка составляет 3 балла, что, на наш взгляд, связано с уменьшением количества часов аудиторной работы, выделенных в учебном плане по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», до 2 академических часов в неделю, тогда как до введения ФГОС 3++ количество аудиторных часов составляло 4 академических часа в неделю.

Проведенные исследования

свидетельствуют о том, что уровень физической подготовки юношей-студентов СВГУ имеет отрицательную динамику на протяжении 2020-2021 гг. Результаты были ожидаемы, учитывая особенности исследуемого периода: малоподвижность, ограничение двигательной активности, дистанционное обучение и др. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо, чтобы дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» в объеме 328 часов проводилась только в виде аудиторных практических занятий: 1-2 курс - 4 часа в неделю, 3-4 курс - 2 часа в неделю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Yang J, Christophi CA, Farioli A, et al. Association Between Push-up Exercise Capacity and Future Cardiovascular Events Among Active Adult Men. JAMA Netw Open. 20i9; 2(2): ei8834i. doi:i0.i00i/jamanetworkopen.20i8.834i

2. Ахметьянова З.И., Крылов В.М. Бег. Виды и польза бега. Вестник науки и образования. 2020; i9(97), 2: 92-95.

3. Баталова А.Б. Снижение физической активности в условиях самоизоляции и ее влияние на физической здоровье студентов. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. СПб: Стратегия будущего. 2020: 2i.23.

4. Боровиков В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. Спб.: Питер. 2003: 688.

5. Зиамбетов В.Ю. Повышение показателей прыжка в длину с места посредством скоростно-силовых упражнений на занятиях по физической культуре со студентами. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 20i7; 9(сентябрь): i0i-i09. URL: http://e-koncept.ru/20i7/i70209.htm.

6. Иванова Н.Л. Уровень динамики физической подготовленности обучающихся в период самоизоляции. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020; 6(i84).

7. Кузнецова Е.В. Внедрение инновационных технологий на занятиях физической культуры через прыжки на скакалке - скиппинг. Современная школа в условия реализации национального проекта "Образование" : материалы международной научно-практической конференции, Челябинск, ii-i2 декабря 20ig года. Челябинск : Библиотека А. Миллера. 2020: i23-i27.

8. Кучкова Л.А. Проблемы организации дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура». Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции, Омск, 29-30 апреля 2021 года. Омск: Омский государственный технический университет. 2021: 57-59.

9. Ледовская О.А. Индивидуализация процесса технической подготовки юных барьеристов с учетом их антропометрических особенностей и посильности формируемого двигательного действия. Сибирский педагогический журнал. 2008; 6: 369-374.

10. Сбитнева О.А. Роль мышц брюшного пресса в состоянии здоровья и физической подготовленности. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019; 1-1: 74-77. DOI 10.24411/2500-1000-2018-10426.

11. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 125-132. DOI: 10/1452б/01_2018_291.

12. Craig C.L., Marshall A.L., Sjostrom M., Bauman A.E., Booth M.L., Ainworth B.E., et al. International physical activity questionnaire: 12-country reliability and validity. Medicine and Sciences in Sports and Exercise. 2003; 35: 13811395.

13. Freedson P., Pober D., Janz K.F. Calibration of accelerometer output for children. Medicine and Sciences in Sports and Exercise. 2005; 37(suppl. 11): 23-30.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2021

Зайцева Нина Валерьевна — старший преподаватель; Северо-Восточный государственный университет, 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая, дом 13, e-mail: nin_angel@mail.ru Кудлова Екатерина Евгеньевна - старший преподаватель; Северо-Восточный государственный университет, 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая, дом 13, e-mail: eelubimtseva@gmail.com Шевченко Станислав Тарасович — старший преподаватель; Северо-Восточный государственный университет, 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая, дом 13, shevo86@mail.ru

Десенева Марина Петровна — старший преподаватель; Северо-Восточный государственный университет, 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая, дом 13, magbah@mail.ru

Никитин Алексей Владимирович — старший преподаватель; Северо-Восточный государственный университет, 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая, дом 13, nikitin.mag@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.