Мониторинг физической подготовленности студентов с применением технологий дистанционного обучения
Смирнов Александр Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» E-mail: [email protected]
Калинина Ирина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» E-mail: [email protected]
Пандемия COVID-19 - это крупный глобальный кризис в истории человечества и быстро распространяющаяся пандемия настоящего времени. Рост случаев COVID-19 привел к изоляции миллиардов людей по всему миру и повлиял на жизнь почти каждого человека. Во время изоляции проблема сохранения здоровья и поддержания физической подготовленности остро встала также и среди студенческой молодежи. В статье рассматривается изменение физической подготовленности студентов с применением технологий дистанционного обучения во время пандемии. Целью исследования явился сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов 1 курса 2019 учебного года с применением дистанционного обучения, поступивших на различные факультеты Технологического университета г. Королев. В работе представлены мониторинг здоровья студентов и результаты анкетного опроса мотивации студентов к занятиям физической культурой в формате дистанционного обучения. Проведен анализ психологических проблем и де-прессионного настроения студентов во время изоляции. Данное исследование способствовало улучшению эффективности образовательного процесса с применением технологий дистанционного обучения по физической культуре в вузе до и после изоляции.
Ключевые слова: физическая культура, пандемия, изоляция, сравнительный анализ, физическая подготовленность, тестирование, дистанционное обучение.
Введение
Быстрое распространение пандемии COVID-19 существенно повлияло на процессы, которые происходят в нашем стремительно изменяющимся мире. Воздействие этой пандемии огромно, и единственная стратегия сдерживания быстрого распространения болезни - это следовать социальному дистанцированию. Установленная изоляция, в результате которой были закрыты коммерческие предприятия, общественные места, фитнес-центры и развлекательные заведения, а также общественная жизнь в целом, затруднила многие аспекты жизни людей, что привело к различным психологическим проблемам и серьезным проблемам со здоровьем. По сравнению с более ранними пандемиями, свидетелями которых был мир, нынешняя пандемия COVID-19 сейчас находится на вершине списка с точки зрения глобального охвата. Это первый случай одновременного воздействия на весь мир и за очень короткий промежуток времени. Экспоненциальный рост случаев COVID-19 привел к изоляции миллиардов людей по всему миру и повлиял на жизнь почти каждого человека. Многие люди задумывались над такой важной проблемой, как сохранение и укрепление своего здоровья и поддержание своей физической формы на должном уровне [1. С. 168].
Введение изоляции или карантина для населения было одной из широко используемых мер во всем мире, чтобы остановить быстрое распространение COVID-19. Это имело серьезные последствия, что повлекло за собой неудовлетворенность жизнью, психическое неблагополучие, психосоциальные и эмоциональные расстройства, а также повлияло на качество сна и статус занятости. Объявление властями об изоляции, привело к радикальному изменению образа жизни людей и серьезно ухудшило их психическое здоровье, что проявилось в форме повышенной тревожности, стресса и депрессии. Депрессия - это серьезное психическое расстройство, симптомы которого включают преувеличенную и стойкую печаль, когнитивные нарушения и негативную предвзятость процесса, а также соматические симптомы (бессонницу и усталость). Эффективный контроль пандемии COVID-19 является критически важным для облегчения бремени психических расстройств среди населения, включая депрессию. Внезапные изменения в образе жизни людей должны включать, помимо всего прочего, физическую активность в форме выполнения общеразвивающих упражнений. Домашняя изоляция из-за COVID-19
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
привело к снижению всех уровней физической активности и увеличению ежедневного времени сидения примерно на 28%, а также к увеличению нездоровой модели потребления пищи. Принудительное нахождение дома в течение длительного периода времени представляет собой проблему для сохранения физической формы из-за уменьшения двигательной активности. Ограничение социального общения, неуверенность и беспомощность приводит к возникновению проблем с психологическим и физическим здоровьем. Психологические проблемы возникают у взрослых, когда они приспосабливаются к текущему образу жизни в соответствии со страхом заразиться болезнью COVID-19. Однако эффективные стратегии выживания, психологические ресурсы и регулярные физические упражнения могут быть полезны в решении таких проблем со здоровьем во время пандемии COVID-19. Важно отметить, что физическая активность и разнообразные упражнения не только поддерживают физическое и психологическое здоровье, но также помогают нашему организму реагировать на негативные последствия ряда заболеваний, таких как диабет, гипертония, сердечно-сосудистые и респираторные заболевания и являются важным фактором устранения многих проблем, связанных с физическим здоровьем [2. С. 149]. Показано, что физические упражнения положительно влияют на многие важные жизненные функции (дыхательную, кровеносную, мышечную, нервную) и заметно поддерживают другие системы (эндокринную, пищеварительную, иммунную), которые важны для борьбы с любой известной или неизвестной угрозой нашему организму [3. С. 24]. Регулярная физическая активность при соблюдении других мер предосторожности также считается эффективной в борьбе с последствиями для здоровья пандемии COVID-19. Регулярные упражнения могут значительно снизить риск острого респираторного дистресс-синдрома, который является одной из основных причин смерти пациентов с COVID-19. Упражнения и физическая активность также имеют важные функции для психологического благополучия людей.
Социальное дистанцирование и изоляция в значительной степени изменили образ жизни студентов университетов. Важным является разработка индивидуально адаптированных программы двигательной активности студентов для сохранения и повышения уровня их физической подготовленности. Для студентов университетов необходимы профессиональные консультации по физической культуре, особенно в контексте онлайн-обучения во время пандемии. Работа преподавателей по физической культуре будет иметь важное значение для обеспечения правильной разработки, мониторинга и реализации программ двигатель-5 ной активности, что имеет наибольшее значение § для обеспечения безопасности и эффективности ^ тренировок с упражнениями и долгосрочного со-еЗ блюдения режима во время пандемии. Физиче-ав ские упражнения особенно важны сейчас, потому
что они могут снизить стресс, предотвратить увеличение веса, укрепить иммунную систему и улучшить сон [4. С.147].
Многие люди во время пандемии не могут полностью самостоятельно справиться со страхом, тревогой, стрессом, финансовыми проблемами, грустью, скукой и изоляцией. Это может отрицательно сказаться на диете, физическом здоровье и психическом благополучии. Здесь очень полезными будут регулярные занятия по физической подготовке.
При нормальных обстоятельствах регулярные упражнения необходимы каждому. Однако вот несколько причин, по которым упражнения особенно важны во время пандемии COVID-19:
- упражнения укрепляют иммунную систему: регулярные упражнения средней интенсивности обладают иммуностимулирующими свойствами, которые могут помочь организму бороться с инфекциями, включая COVID-19;
- упражнения могут предотвратить увеличение веса, вызванные изменениями в питании, и компенсировать последствия малоподвижного образа жизни;
- упражнения уменьшают стресс и беспокойство, улучшают настроение, повышают эмоциональную устойчивость;
- упражнения улучшают сон, помогают быстрее заснуть и улучшают качество сна, а также хороший ночной сон укрепляет иммунную систему;
- упражнения могут быть полезны для улучшения настроения, даже если сам процесс их выполнения не так приятен [5. С. 62]. Упражнения могут быть особенно полезны для
людей с хроническими заболеваниями, такими как диабет, артрит или сердечные заболевания. Регулярные упражнения могут помочь улучшить баланс, гибкость, силу, подвижность и здоровье сердечно-сосудистой системы. Кроме того, это может повысить энергию и общее самочувствие.
Цель исследования
Пандемия нового коронавирусного заболевания (COVID-19) и связанные с ней ограничительные меры имеют последствия для депрессивных симптомов у молодых людей, и риск может быть связан с их пониженным уровнем физической активности и физической подготовленностью студентов. Целью работы явилось посредством сравнительного анализа выявление уровня физической подготовленности студентов до и после пандемии, анализ роста депрессивного состояния студентов.
Актуальной остается проблема поиска наиболее эффективных путей и методов повышения работоспособности, сохранение здоровья, мотивации к физическим упражнениями в режиме дистанционного обучения во время пандемии. Изучение способов, с помощью которых регулярные упражнения помогли студентам справиться с психологическими и физическими последствиями домашнего заключения.
Методы и организация исследования
В исследовании участвовали студенты 1 курса набора 2019 года Технологического университета, из них 127 девушек и 58 юношей. Мониторинг здоровья студентов показал, что 62% относятся к основной группе, 28% к подготовительной, 6% к специальной группе и 4% освобождены от занятий по физической культуре.
В результате комплексной оценки уровня соматического здоровья студентов 1-го курса (сентябрь) набора 2019 года установлено, что высокий его уровень имели лишь 3,1%, средний - 18,4%, низкий - 66,9%, очень низкий - 11,6%. Таким образом, только 21,5% обучающихся в состоянии выдерживать и хорошо адаптироваться к психическим и физическим нагрузкам, интенсивному учебному графику. В результате перехода на дистанционное обучение в ноябре 2019 года, дальнейшее тестирование проходило в домашних условиях в декабре 2019 г., мае и декабре 2020 г. В феврале 2021 года тестирование проходило на практических занятиях по физической культуре.
Физическое развитие оценивалось по двум показателям: длине и массе тела. Для определения уровня физической подготовленности в онлайн режиме было выбрано 3 теста: сгибание-разгибание рук в упоре лежа; сгибание и разгибание туловища лежа на спине руки за головой (пресс); приседание (кол-во раз за 1 мин). Три теста: прыжок в длину с места, челночный бег 4*9 м, скакалка (кол-во раз за минуту) - были протестированы и проанализированы в сентябре 2019 г. и феврале 2021 г. на практических занятиях до и после изоляции. В тестировании принимали участия студенты основной и подготовительной групп, остальные
10% студентов писали печатные работы, занимались по индивидуальным программам своего заболевания и в тестированиях не участвовали.
В стандартных условиях, после разминки, проводились тестирования в сентябре 2019 и в феврале 2021 г., в онлайн режиме принимались 4 теста в домашних условиях или студенты присылали видео тесты на электронные ресурсы вуза для просмотра преподавателю.
Результаты и их обсуждения
Анкетный опрос студентов показал, что депрессивное состояние во время пандемии увеличился на 23,3%. Более низкий уровень депрессии был связан с большим количеством времени, затрачиваемым на физическую активность, включая командные виды спорта, упражнения в тренажерном зале и прогулки на свежем воздухе. Из опроса было выявлено, что 25% студентов тренировались дополнительно по 30-45 мин двигательной активностью средней интенсивности, помимо онлайн занятий с преподавателем по расписанию, что включало 3 раза в неделю занятий физической культурой. Эти студенты сохранили свою физическую подготовку и были меньше подвержены депрессивным состояниям.
Монотонный и замкнутый жизненный цикл студента, прикованного к собственному дому, также приводит к серьезным нарушениям цикла сна, что показало 78% опрошенных.
При анализе физического развития и подготовленности студентов до и после пандемии, было выявлено повышения веса тела и снижение физической подготовленности, что показано в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Показатели физического развития и физической подготовленности девушек
Показатели 1 курс 2019 г.
Сентябрь 2019 Декабрь 2019 Май 2020 Декабрь 2020 Февраль 2021
Масса тела, кг 56, 7±2,1 56,9±1,9 58,4±1,8 60,1±1,8 62,3±1,4
Длина тела, см 164,4±4,3 164,2±3,5 164, 3±3,5 163,3±2,4 162,4±3,1
Приседание (кол-во раз за 1 мин.) 56, 7±2,1 55, 7±3,1 54, 7±2,6 54, 3±2,4 52, 7±2,2
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, раз 16±1,3 17±1,5 15±1,8 13±1,1 13±1,6
Сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой, раз 55±1,5 54±1,6 53±1,6 52±1,6 52±2,1
Прыжок в длину с места, см 183,6±2,3 - - - 174,2±1,8
Скакалка (кол-во раз за 1 мин.) 134±2,3 - - - 114±2,3
Челночный бег 4*9 м, с 10,8±2,4 - - - 11,3±2,3
Таблица 2. Показатели физического развития и физической подготовленности юношей
Показатели 1 курс 2019 г.
Сентябрь 2019 Декабрь 2019 Май2020 Декабрь 2020 Февраль 2021
Масса тела, кг 56, 7±2,1 57,9±1,8 60,3±1,9 60,9±1,7 61,1±1,3
Длина тела, см 175,2±4,3 176,2±3,5 175,2±2,5 175,3±1,4 174,8±3,1
Приседание (кол-во раз за 1 мин.) 58, 7±2,1 57, 7±1,8 56, 6±2,1 56, 4±1,6 56, 7±2,1
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, раз 35±1,3 32±1,5 29±1,5 29±1,1 27±1,6
Окончание
Показатели 1 курс 2019 г.
Сентябрь 2019 Декабрь 2019 Май2020 Декабрь 2020 Февраль 2021
Сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой, раз 55±1,5 52±1,6 52±1,8 48±2,6 47±2,1
Прыжок в длину с места, см 230,6±2,3 - - - 210,2±1,8
Скакалка (кол-во раз за 1 мин.) 124±2,3 - - - 118±2,1
Челночный бег 4*9 м, с 9,5±2,4 - - - 10,1±1,8
о с
CJ
Умственная усталость и психологическое давление возросли во много раз. Беспокойство усилилось. Свободного времени больше, чем требовалось, и за счет этого увеличилась вялость. Уровень разочарования растет.
Студенты, находящиеся в своих домах без четко определенного распорядка дня, не могут правильно расставить приоритеты в своих учебных графиках, что приводит к необъяснимой лени и усталости. Участники сообщили о значительном изменении режима сна, необъяснимой лени и умственной усталости, а также об общем чувстве страха, беспокойства, стресса и разочарования из-за домашнего заключения, что повлияло на их мотивацию к поиску альтернативных способов продолжения занятий физической культуры.
Одним из основных сдвигов в жизни студентов во время этой пандемии стала возросшая зависимость от социальных сетей. В результате социального дистанцирования студенты проводили больше времени в интернете, чтобы виртуально общаться и транслировать развлечения. На фоне пандемии COVID-19 увеличилось время, проводимое в социальных сетях, что помогло им занять свое время.
Общение друг с другом в зале развивало в них настойчивость, мотивацию, самооценку, самоэффективность, а также физическое и психологическое здоровье. Это было одной из причин отсутствия мотивации к домашним упражнениям. Нужно было искать альтернативу тренажерному оборудованию и многие переключились на йогу, медитацию, пилатес, табаты (высокоинтенсивная тренировка), подъем различных отягощений.
Социальные сети также использовались в качестве платформы, чтобы узнать о виртуальных фитнес-техниках и возможностях онлайн-тренировок для физических упражнений, приобщение к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ).
Результаты этого исследования продемонстрировали, что при регулярном выполнении физические упражнения могут смягчить тяжелые физические, а также психологические последствия пандемии COVID-19. Заниматься физическими упражнениями в домашних условиях (включая, помимо прочего, аэробные упражнения, упражнения на равновесие и гибкость, а также тренировка мышечной силы и выносливости) необходимо в течение примерно 150-180 минут в неделю. Надо использовать социальные сети, музыку или анало-
гичные методы для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, а также заниматься танцами и йогой, чтобы уменьшить стресс, беспокойство и депрессию и даже улучшить качество сна. Также отмечается, что физическим упражнениям и их альтернативам следует начинать заниматься постепенно и следует придерживаться своего уровня физической подготовки для выбора количества и интенсивности этих упражнений.
Значительное снижение физической активности и режима упражнений во время изоляции наглядно показало пагубное влияние на физическое и психическое состояние здоровья. Изменение показателей веса предполагает изменение в питании и низкой двигательной активности.
Участники испытали разочарование, беспокойство, страх и стресс. Исследование показало, что более низкий риск депрессии у студентов с «высоким» уровнем активности.
Всевозможные ограничения из-за пандемии создали состояние неуверенности в отношении собственного будущего человека, семьи и сообщества, что, в свою очередь, отражается в терминах психологических состояний разочарования, тревоги, страха и стресса.
COVID дал студентам огромное количество времени, чтобы поработать над собой, уделить временя своим мыслям, поработать над своими коммуникативными навыками, поговорить на виртуальных платформах и почувствовать единство, но в то же время существенно ограничил их физическую и двигательную активность.
Литература
1. Архипова Т.Н. Физическая культура в вузе в рамках дистанционного обучения. Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-4. С.169-171.
2. Калинина И.Ф., Смирнов А.А., Ткаченко А.В. оздоровительные технологии и формирование интереса к занятиям по физической культуре. В сборнике: Инновационные технологии в современном образовании сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет-конференции. 2015. С. 148-150.
3. Коновалова Г.М., Сердюкова Г.А. Вуз, здоровье и проблемы адаптации: монография. -Волгоград, 2011. - 158 с.
4. Ткаченко А.В., Калинина И.Ф. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов. Социология. 2017. № 2. С. 147-150.
5. Чайковская О.Е. Применение индивидуальных программ на занятиях по физической культуре в вузе. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 3. С. 6163.
PERFORMANCE MONITORING STUDENTS USING TECHNOLOGIES DISTANCE LEARNING
Smirnov A.A., Kalinina I.F.
State Educational Institution of Higher Education Moscow Region «University of technology»
The COVID-19 pandemic is a major global crisis in human history and a rapidly spreading pandemic of the present. The rise in COVID-19 cases has led to the isolation of billions of people around the world and has impacted the lives of almost everyone. During isolation, the problem of maintaining health and maintaining physical fitness also became acute among student youth. The article examines the change in the physical fitness of students using distance learning technologies during a pandemic. The aim of the study was a comparative analysis of the level of physical fitness of 1st year students of the 2019 academic year using distance learning, who entered various faculties of the Korolev Technological University.
The work presents monitoring of students 'health and the results of a questionnaire survey of students' motivation to engage in physical education in the format of distance learning. The analysis of psychological problems and depressed mood of students during isolation was carried out. This study contributed to the improvement of the effectiveness of the educational process with the use of distance learning technologies in physical culture at the university before and after isolation.
Keywords: physical culture, pandemic, isolation, benchmarking, physical fitness, testing, distance learning.
References
1. Arkhipova T.N. Physical culture at the university in the framework of distance learning. Trends in the development of science and education. 2020. No. 64-4. S. 169-171.
2. Kalinina I.F., Smirnov A.A., Tkachenko A.V. health-improving technologies and the formation of interest in physical education classes. In the collection: Innovative technologies in modern education, a collection of works based on the materials of the II International scientific and practical Internet conference. 2015. S. 148-150.
3. Konovalova G.M., Serdyukova G.A. University, health and adaptation problems: monograph. - Volgograd, 2011. - 158 p.
4. Tkachenko A.V., Kalinina I.F. Comparative analysis of physical development and physical fitness of students. Sociology. 2017. No. 2. S. 147-150.
5. Chaikovskaya O.E. The use of individual programs in physical education classes at the university. Physical culture: upbringing, education, training. 2019. No. 3. P. 61-63.