Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАНДАРТА ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАНДАРТА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ-СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева Нина Валерьевна

В данной статье проведены сравнительные исследования показателей физической подготовленности юношей-студентов Северо-Восточного Государственного университета, обучающихся по различным направлениям и профилям подготовки, а также по различным государственным стандартам образовательного процесса: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (3+). Основное содержание исследование составляет изучение и анализ показателей физической подготовленности студентов Северо-Восточного государственного университета с 1996 года по 2018 год обучения, с первого по третий курс обучения. Отдельно рассматривались динамика показателей физической подготовленности юношей-студентов, поступивших до 2011 года, обучающихся по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования второго поколения и студентов, поступивших с 2011 года по 2018 год, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения (ФГОС 3+) и проведен сравнительный анализ полученных результатов. Полученные результаты нашего исследования указывают на ухудшение основных показателей физической подготовленности у студентов, обучающихся по стандартам ФГОС 3+ за счет снижения результатов последующим тестам: прыжок в длину, пресс, подтягивание, челночный бег в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцева Нина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE MAIN INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF NORTH-EASTERN STATE UNIVERSITY DEPENDING ON THE STANDARD OF TRAINING

In this article, comparative studies of physical readiness indicators of young male students of the North-Eastern State University, studying in various directions and profiles of training, as well as various state standards of the educational process, are carried out: the state educational standard of higher professional education of the second generation and the federal state educational standard of the third generation. (3+). The main content of the study is the study and analysis of indicators of physical fitness of students of the North-Eastern State University from 1996 to 2018, from the first to the third year of study. Separately, the dynamics of physical readiness indicators of male students, who entered before 2011, studying according to the state educational standards of higher professional education of the second generation and students, who entered from 2011 to 2018, studying according to the federal state educational standard of the third generation (FSES 3+) and the comparative analysis of the results obtained was carried out. The obtained results of our study indicate deterioration in the main indicators of physical fitness among the students studying according to FGOS 3+ standards due to the decrease in the results of subsequent tests: long jump, press, pull-up, shuttle running in the process of studying at a university.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАНДАРТА ОБУЧЕНИЯ»

УДК 796.015.68

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАНДАРТА

ОБУЧЕНИЯ

Нина Валерьевна Зайцева, старший преподаватель, Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Аннотация

В данной статье проведены сравнительные исследования показателей физической подготовленности юношей-студентов Северо-Восточного Государственного университета, обучающихся по различным направлениям и профилям подготовки, а также по различным государственным стандартам образовательного процесса: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (3+). Основное содержание исследование составляет изучение и анализ показателей физической подготовленности студентов Северо-Восточного государственного университета с 1996 года по 2018 год обучения, с первого по третий курс обучения. Отдельно рассматривались динамика показателей физической подготовленности юношей-студентов, поступивших до 2011 года, обучающихся по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования второго поколения и студентов, поступивших с 2011 года по 2018 год, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения (ФГОС 3+) и проведен сравнительный анализ полученных результатов. Полученные результаты нашего исследования указывают на ухудшение основных показателей физической подготовленности у студентов, обучающихся по стандартам ФГОС 3+ за счет снижения результатов последующим тестам: прыжок в длину, пресс, подтягивание, челночный бег в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: юноши-студенты, физическая подготовленность, образовательные стандарты, динамика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p69-74

DYNAMICS OF THE MAIN INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF NORTH-EASTERN STATE UNIVERSITY DEPENDING ON THE STANDARD OF

TRAINING

Nina Valerievna Zaitseva, the senior teacher, North-Eastern State University, Magadan

Abstract

In this article, comparative studies of physical readiness indicators of young male students of the North-Eastern State University, studying in various directions and profiles of training, as well as various state standards of the educational process, are carried out: the state educational standard of higher professional education of the second generation and the federal state educational standard of the third generation. (3+). The main content of the study is the study and analysis of indicators of physical fitness of students of the North-Eastern State University from 1996 to 2018, from the first to the third year of study. Separately, the dynamics of physical readiness indicators of male students, who entered before 2011, studying according to the state educational standards of higher professional education of the second generation and students, who entered from 2011 to 2018, studying according to the federal state educational standard of the third generation (FSES 3+) and the comparative analysis of the results obtained was carried out. The obtained results of our study indicate deterioration in the main indicators of physical fitness among the students studying according to FGOS 3+ standards due to the decrease in the results of subsequent tests: long jump, press, pull-up, shuttle running in the process of studying at a university.

Keywords: young men-students. physical fitness, training standards, dynamics.

ВВЕДЕНИЕ

Уровень физической подготовленности является важнейшим интегральным показателем формирования готовности молодежи к профессиональному обучению и даль-

нейшему совершенствованию в избранной профессии. Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем в современной России [2]. В настоящее время в российских регионах происходит снижение уровня физического здоровья студенческой молодежи [4].

Модернизация высшего образования оказывает значительное влияние на физическую подготовленность студентов. В данной работе проанализированы показатели физической подготовленность студентов, обучающихся по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения и студентов, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС 3+).

В 1992 году был утвержден новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, согласно которому в учебных планах высших учебных заведений по всем направления и специальностям подготовки было предусмотрено 408 часов на весь период обучения с проведением итоговой аттестации, также дисциплина «Физическая культура» являлась обязательной. Таким образом, в учебных планах Северо-восточного государственного университета (до 2007 года Северный международный университет) распределение часов на занятия физической культурой были следующими: I, II курс - 4 часа в неделю, III, IV курс - 2 часа в неделю. С 2011 года все вузы России перешли на двухуровневую систему обучения по стандартам третьего поколения (ФГОС 3+), согласно которому на дисциплину «Физическая культура» выделяется 72 часа, дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спорту» - 328 часов на весь период обучения. В соответствии с ФГОС 3+ учебное заведение самостоятельно распределяет минимальное количество часов на аудиторные занятия физической культурой. Таким образом, в учебных планах СВГУ с 2011 года распределение аудиторных часов на занятия физической культурой претерпело изменения - с 1 по 5 семестр обучения - 2 часа в неделю, то есть количество часов для занятий сократилось в два раза. Дисциплина «Физическая культура» в нашем вузе подразумевает только теоретическое изучение дисциплины и составляет 36 часов, то есть 2 часа в неделю.

Цель исследования Изучение динамики основных показателей физической подготовленности у юношей-студентов Северо-Восточного Государственного университета, обучающихся по различным образовательным стандартам (ГОС ВПО и ФГОС 3+)

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для поставленной цели с вышеперечисленными изменениями, нами были изучены и проанализированы показатели физической подготовленности студентов СВГУ с 1996 года по 2018 год обучения, 1-3 курсов обучения (п=1811). Отдельно рассматривалась динамика показателей физической подготовленности студентов, поступивших до 2011 года (п=1341) и студентов, поступивших с 2011 года по 2018 год (п=470) и проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Анализ физической подготовленности студенток СВГУ был проведен по следующим показателям: прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество, раз), поднимание туловища из положения, лежа на спине (количество, раз), наклоны вперед из положения, сидя с прямыми ногами (от уровня пяток - см), челночный бег 4*15 м (сек), прыжки на скакалке на двух ногах за 1 мин (количество, раз), бег 100 м (сек) [3]. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке с применением пакета прикладных программ «§1аЙ51юа 7.0» Проверка на нормальность распределения измеренных переменных осуществлялась на основе теста Шапиро-Уилка. Результаты полученных данных представлены в виде среднего значения (М), стандартного отклонения (с) и ошибки средней арифметической (т) [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рисунке 1 представлены показатели теста «прыжок в длину с места», из представленных данных видно, что отмечается положительная динамика средних показателей к третьему курсу обучения от 226,66 (~2 балла) к 235, 36 (~3 балла) у студентов, поступивших до 2011 года. Однако, у студентов, обучающиеся по двухуровневой системе мы наблюдаем отрицательную динамику на протяжение 3-х лет обучения: 1 курс - 234,54 (~3 балла), 2 курс - 231,25 (~3 балла), 3 курс - 229,27 (~2 балла).

Прыжок в длину с места

238 236 234 232 230 228 226 224 222

234,03 234,54

1231,25

229,27

, 1, 1, I ■

1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС 1 КУРС 2 КУР С 3 КУРС

ГОС ВПО ФГОС 3+

Рисунок 1 - Средние показатели прыжка в длину с места

Средние показатели физической подготовленности студентов СВГУ по тесту «отжимание» (сгибание и разгибание рук, в упоре лежа) нами также отмечена незначительная положительная динамика юношей, поступивших до 2011 года: 1 курс - 37,44 (~4 балла), 2 курс - 38,49 (~4 балла), 3 курс - 37,69 (~4 балла). Результаты средних показателей юношей, обучающихся по ФГОС3+, выявили скачкообразную динамику в трехлетний период обучения. Так, средние показатели обучающихся на первом курсе - 35,83 (~4 балла), на втором курсе отмечается снижение средних показателей - 33,78 (~3 балла), на третьем курсе средние показатели практически достигли показателей первого курса - 35,81 (~4 балла).

39 38 37 36 35 34 33 32 31

Отжимание (сгибание и разгибание рук в упоре лежа)

38,49

37,44 37,69

1 35,83 35,81

I I I ■ I

1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС 1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС

ГОС ВПО ФГОС 3+

1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС 1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС

ГОС ВПО ФГОС 3+

Рисунок 2 - Средние показатели сгибание и разгибание рук в упоре лежа

На рисунке 3 отображены средние показатели теста «пресс» (поднимание ног из положения виса на высокой перекладине). Результаты выявили положительную динамику обучающихся по стандартам второго поколения ко второму году обучения и незначительную отрицательную динамику средних показателей данного норматива физической подготовленности к третьему году обучения. Так на первом курсе средний показатель составил 9,32 (~4 балла), на втором курсе - 9,69 (~4 балла), на третьем курсе - 9,50 (~4 балла). Анализ средних показателей физической подготовленности студентов, обучающихся по

болонской системе, выявил отрицательную динамику данного упражнения: 1 курс - 9,25 (~4 балла), 2 курс - 7,76 (3 балла), 3 курс - 8,07 (~4 балла).

Пресс (поднимание ног из положения виса на высокой перекладине)

12 10 8 6 4 2 0

9,32

9,69

9,5

9,25

111111

1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС 1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС

ГОС ВПО ФГОС 3+

Рисунок 3 - Средние показатели поднимания ног из положения виса на высокой перекладине

Средние показатели по тесту «подтягивание» (сгибание и разгибание рук из положения виса на высокой перекладине) также характеризуются положительной динамикой ко второму году обучения, отрицательной динамикой к третьему году обучения. На рисунке 4 мы видим, что средний показатель юношей-первокурсников обучающихся по стандартам второго поколения - 12,07 (~4 балла), второкурсников - 12,34 (~4 балла) и третьекурсников - 10,68 (~3 балла). Результаты средних показателей по тесту «подтягивание» у студентов-юношей, обучающихся по стандартам третьего поколения картина противоположная - ко второму году обучения мы наблюдаем отрицательную динамику: 1 курс - 9,99 (~3 балла), 2 курс - 9,11 (~3 балла); третий год обучения отмечен положительной динамикой - 10,24 (~3 балла).

Подтягивание

14 12 10 8 6 4 2 0

12,07

12,34

II III I

1 КУР 2 КУР 3 КУР 1 КУР 2 КУР 3 КУР

ГО ВПО ФГО 3+

1 КУР 2 КУР 3 КУР

ФГО 3+

Рисунок 4 - редние показатели теста «подтягивание»

Сравнительная характеристика показателя прыжков на скакалке, позволяет нам говорить о положительной динамике у обследованных групп, так у юношей-студентов, обучающихся по стандартам третьего поколения на первом курсе - 126,06 (~3 балла), на втором и третьем курсе - 131,7 (~4 балла) и 137,28 (~4 балла) соответственно. Средние показатели прыжка в длину студентов, обучающихся по стандартам третьего поколения, также отмечены возрастанием данных к третьему году обучения: 1 курс - 118,41 (~2 балла), 2 курс - 120,11 (~3 балла), 3 курс - 127,25 (~3 балла) (рисунок 5).

Прыжки на скакалке

135 130 125 120 115 110

131,7

131,28

126,06

1118,41 12°,П

И! ■ ■

1 КУРС 2 КУРС 3 КУРС 1 КУРС 2 КУРС

ГО ВПО ФГО 3

127,25

I

1 КУР 2 КУР 3 КУР 1 КУР 2 КУР 3 КУР

ФГО 3+

Рисунок 5 - редние показатели прыжков на скакалке

На рисунке 6 представлены результаты теста «челночный бег». Полученные данные нам позволяют говорить об отрицательной динамике у обследованных групп к третьему году обучения. редний показатель челночного бега у студентов, обучающихся по стандартам второго поколения на первом и втором курсе одинаковы - 13,52 (~3 балла), на третьем курсе - 13,75 (~3 балла). Показатели юношей, обучающихся по двухуровневой системе, характеризуются увеличением времени выполнения норматива к третьему году обучения: 1 курс - 13,67 (~3 балла), 2 курс - 13,78 (~3 балла), 3 курс - 13,98 (2 балла).

Челночный бег

14.1 14

13,9

13

13,7

13,6

13,5

13,4

13,3

13.2

13,98

1 КУР

2 КУР

ГО ВПО

Рисунок 6 - Средние показатели челночный бег

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведенные нами сравнительные исследования показателей фи-

зической подготовленности юношей-студентов Северо-Восточного Государственного университета, обучающихся по различным стандартам образовательного процесса выявили ряд особенностей динамики изученных показателей в процессе обучения в вузе.

В целом, сравнительный анализ обучающихся 3-го курса, но по различным стандартам выявил, что юноши ФГОС 3+ характеризовались статистически значимо более

низкими величинами относительно теста прыжок в длину с места, величина которого в

этой группе составила 229,2±1,1 см против 235,5±1,1 у обучающихся 3 курса по ГОС ВПО. Аналогичная тенденция была и отмечена относительно теста отжимание, где сред-

ние величины у юношей, обучающихся по ФГОС 3+, составили 35,8±0,3 раз, в то время как у юношей, относящихся к процессу обучения по ГОС ВПО, данный показатель был на значимую величину выше и составил 37,4±0,3 раз. Юноши 3-го курса, обучающиеся по ГОС ВПО также характеризовались более высокими показателями по тесту пресс

(9,5±0,1 раз против 8,0±0,1 раз), по тесту скакалка (131,2±1,2 раз/мин против 127,2±1,1 раз/мин), по тесту челночный бег (13,7±0,08 сек. против 13,9±0,06 сек.). Значимых меж-

групповых различий между 3-курсниками по показателю подтягивание выявлено не было. Так, у юношей, обучающихся по программе ГОС ВПО, выявлена четкая динамика улучшения выполнения предъявленных тестов (исключение - челночный бег, по которому была отмечена отрицательная динамика). Особенно наглядно данная динамика прослеживалась относительно показателя прыжок в длину. Тогда как у юношей, обучающихся по программе ФГОС3+, аналогичных тенденция отмечено не было, напротив, анализ динамики основных показателей физической подготовленности выявил снижение результатов последующим тестам: прыжок в длину, пресс, подтягивание, челночный бег на фоне улучшения результата прыжок на скакалке за одну минуту.

Таким образом, полученные результаты указывают на ухудшение основных показателей физической подготовленности у студентов, обучающихся по стандартам ФГОС 3+. Полученные исследования позволил выявить слабые стороны в развитии двигательных и функциональных качеств на основе анализа физической подготовленности при различных стандартах процесса обучении и, на наш взгляд, должны лечь в основу корректировок в учебные программы и учебные планы по физическому воспитанию в вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровиков В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. / В. Боровиков. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 688 с.

2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учебное пособие. / Б.Х. Ланда. - Москва : Советский спорт, 2011. - 348 с.

3. Мальцева И.Г. Методика тестирования и оценки уровня общей физической подготовленности студентов вузов : учебно-методическое пособие. / И.Г. Мальцева. - Орел : МАБИВ, 2014. - 40 с.

4. Шаратских А.Ю. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов первых курсов педагогического института ИГУ / А.Ю. Шаратских, В.Р. Кузекевич. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - 4 (134). - С. 298-306.

REFERENCES

1. Borovikov, V. (2003), Statistica. The art of data analysis on a computer: For professionals, Peter, St. Petersburg.

2. Landa, B.H. (2011), Methods of comprehensive assessment ofphysical development and physical fitness: textbook, manual, Soviet sport, Moscow.

3. Maltseva, I.G. (2014), Methods of testing and evaluating the level of General physical fitness of University students: educational method, manual, MABIV, Orel.

4. Sharatskikh, A.Yu. and Kuzekevich, V.R. (2016), "Comparative analysis of level of physical preparedness first-year students of pedagogical Institute of Irkutsk state University", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 298-306.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.11.2020

УДК 372.879.6

ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк; Марина Рафаэльевна Давыденко, старший преподаватель, Елена Геннадиевна Монахова, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.