Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калина Ирина Геннадьевна, Тагирова Наталия Петровна, Айдаров Рустам Альфирович, Казакова Наталия Александровна

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного в период организации обучения студентов в дистанционном формате (во время пандемии коронавируса COVID-19) и свидетельствующие о том, что при использовании широкого ряда современных цифровых технологий и электронных средств реализация физкультурного образования и в условиях вынужденной самоизоляции обеспечивает познавательную активность студентов, их самостоятельность в организации собственной физкультурно-спортивной деятельности с индивидуализацией двигательных режимов, а в целом эффективность учебно-воспитательного процесса: теоретический зачет по предмету «Физическая культура и спорт» в завершении эксперимента студенты сдали на 13% успешнее, по сравнению с предшествующими годами, а уровень физической подготовленности в некоторых физических качествах (например, силы и гибкости) даже в период удаленного обучения удалось увеличить в среднем на 7-10%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калина Ирина Геннадьевна, Тагирова Наталия Петровна, Айдаров Рустам Альфирович, Казакова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY UNDER THE DISTANCE LEARNING FORMAT DURING COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC

The article presents the results of a pedagogical experiment conducted during the period of organizing student learning in a distance format (during COVID-19 coronavirus pandemic), which indicate that using a wide range of modern digital technologies and electronic means, the implementation of physical education even in the conditions of the forced self-isolation provides students' cognitive activity, their independence in organizing town physical culture and sports activity with the individualization of motor modes, and in general - the effectiveness of the educational process: the students passed theoretical test on the subject "Physical culture and sport" at the end of the experiment by 13% more successfully, compared with previous years, and the level of physical fitness in some physical qualities (for example, strength and flexibility) even during the period of distance learning, was increased by an average of 7-10%.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19»

УДК 378.018.43:796

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

COVID-19

Ирина Геннадьевна Калина, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнин-ский институт Казанского федерального университета; Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский федеральный университет; Рустам Альфирович Айдаров, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета; Наталия Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский институт - филиал Российского университета

дружбы народов

Аннотация

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного в период организации обучения студентов в дистанционном формате (во время пандемии коронавируса COVID-19) и свидетельствующие о том, что при использовании широкого ряда современных цифровых технологий и электронных средств реализация физкультурного образования и в условиях вынужденной самоизоляции обеспечивает познавательную активность студентов, их самостоятельность в организации собственной физкультурно-спортивной деятельности с индивидуализацией двигательных режимов, а в целом эффективность учебно-воспитательного процесса: теоретический зачет по предмету «Физическая культура и спорт» в завершении эксперимента студенты сдали на 13% успешнее, по сравнению с предшествующими годами, а уровень физической подготовленности в некоторых физических качествах (например, силы и гибкости) даже в период удаленного обучения удалось увеличить в среднем на 7-10%.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, информационные ресурсы, цифровая образовательная среда, дистанционный формат обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p126-130

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY UNDER THE DISTANCE LEARNING FORMAT DURING COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC Irina Gennadievna Kalina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University; Natalia Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan Federal University; Rustam Alfirovich Aydarov, the senior techer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal teacher; Natalia Aleksan-drovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sochi Institute -branch of the Peoples' Friendship University of Russia

Abstract

The article presents the results of a pedagogical experiment conducted during the period of organizing student learning in a distance format (during COVID-19 coronavirus pandemic), which indicate that using a wide range of modern digital technologies and electronic means, the implementation of physical education even in the conditions of the forced self-isolation provides students' cognitive activity, their independence in organizing town physical culture and sports activity with the individualization of motor modes, and in general - the effectiveness of the educational process: the students passed theoretical test on the subject "Physical culture and sport" at the end of the experiment by 13% more successfully, compared with previous years, and the level of physical fitness in some physical qualities (for example, strength and flexibility) even during the period of distance learning, was increased by an average of 7-10%.

Keywords: physical education of students, information resources, digital educational environment, distance learning format.

ВВЕДЕНИЕ

Активная цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека создала условия для реорганизации системы образования, расширения её возможностей не только в до-

ступе к различным информационным порталам сети Интернет, но и в разработке учреждениями собственных сайтов и электронных образовательных ресурсов [1, 2]. Использующиеся в учебном процессе средства цифровой образовательной среды модифицируют формы общения между обучающимися и педагогами, обеспечивают визуализацию учебной информации, позволяют применять новые способы контроля знаний и умений, способствуют самообучению и саморазвитию [3, 4]. В организации дистанционной учебной и тренировочной работы (например, во время пандемии) современные педагогические системы и методы, интегрированные с цифровыми технологиями, становятся основными образовательными инструментами педагогов [5].

Цель исследования, проведенного на базе Набережночелнинского института Казанского федерального университета, - раскрыть потенциал и направление наиболее эффективного применения различных цифровых и электронных средств, обеспечивающих результативность физкультурного образования студентов при работе в дистанционном формате.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методами исследования послужили анализ научных и методических источников, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, тестирование уровня освоения теоретического материала, оценка общей физической подготовленности студентов.

В период эксперимента в физкультурном образовании студентов использовался широкий спектр цифровых технологий. Так на корпоративной платформе вуза созданы и применялись в учебном процессе электронные образовательные курсы (ЭОК) и так называемые «Виртуальные аудитории», наполненные структурированным образовательным контентом и обеспечивающие информационными, контрольными и методическими материалами освоение как теоретического, так и практического разделов дисциплины «Физическая культура и спорт». Представленные здесь тексты лекций дополнены презентациями, иллюстрирующими учебный материал, видеороликами соответствующей тематики, снабжены указаниями по выполнению заданий и рекомендациями по использованию учебной литературы и иных информационных источников, а также контрольными средствами в различных вариантах - тестах, вопросах, заданиях и т.п.

Данные цифровые ресурсы (посредством форумов и чатов) обеспечивают возможность как синхронного, так и асинхронного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в сети Интернет, что позволяет своевременно обмениваться информацией, значительно эффективнее решать возникающие вопросы при выполнении заданий для самостоятельной работы, получать пояснения, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся, оперативно осуществлять автоматизированный контроль знаний и оповещать о его результатах [6]. Кроме того, электронная информационно-образовательная среда вуза обеспечивает даже в удаленном режиме доступ студентов к изданиям электронных библиотечных систем («Znanium.com» и «Консультант студента»), обеспечивая таким образом самостоятельную работу.

Для проведения онлайн-лекций в университете создана возможность интернет-коммуникаций преподавателей со студентами на площадке Microsoft Teams (MsT), которая является корпоративной платформой вуза, объединяющей в рабочем пространстве возможность проведения встреч-собраний, опубликование дидактических материалов и заданий в различных вариантах, другие вложения и каналы, используемые в образовательном процессе для управления учебной деятельностью каждой отдельной группы (в том числе контроль физической активности студентов). Лекционный материал при проведении таких дистанционных занятий оснащается мультимедийными презентациями на экранах мониторов, что позволяет его визуализировать, делать более понятным, а сами лекции информативнее и интереснее для слушателей. А для итогового контроля теоретической подготовленности на одном из цифровых ресурсов вуза (в ЭОК, в «Виртуальной

аудитории», на площадке МзТ) преподавателями создаются специальные вкладки с тестами, о времени доступа к которым студенты оповещаются заранее. В назначенный срок, ограниченный 1 часом, экзаменуемые решают тестовые задания (дается 1 попытка), а электронная система оперативно оценивает и предоставляет полученные результаты и преподавателям, и студентам.

Обширная база учебных материалов образовательного назначения с включением аудио, фото, видеоматериалов, созданная на основе цифровых технологий, использовалась не только на лекционных, но и на практических занятиях по физической культуре для наглядной демонстрации технических элементов изучаемых видов спорта или сложных двигательных действий с их детализацией [7], или для иллюстрации схем тактического взаимодействия игроков в командных видах спорта, и т.п.

На информационных ресурсах вуза преподавателями также размещались и задания в виде видеороликов с демонстрацией различных комплексов упражнений (например, ритмической и суставной гимнастик, упражнений по системе тайбо, бодифлекс, табата, фит-микс, йога, пилатес и др.), выполнение которых синхронно с группой, транслируемой на мониторе компьютера, возможно и дома на ограниченном пространстве, и не требует специального спортивного оборудования.

Самостоятельная учебно-тренировочная деятельность студентов обеспечивалась также и подготовленными ранее на кафедре дидактическими материалами нового поколения, предназначенными для обучения практическим навыкам планирования двигательных нагрузок и методам их реализации - это электронные рабочие тетради с вариантами программ индивидуальных тренировок и методическими рекомендациями по ним; дневники контроля самочувствия с электронными таблицами, автоматизировано осуществляющими оценку и длительный мониторинг физического состояния; комплексы тестов, необходимые для систематической самооценки динамики физической и технической подготовленности в избранном виде спорта или системе физических упражнений [8].

Современные цифровые технологии обеспечивают возможность и дистанционного тестирования студентов с целью контроля уровня их общей физической и функциональной подготовленности. В рамках проведенного эксперимента разработаны критерии оценок и реализована технология проведения таких контрольных испытаний: преподаватель заранее выкладывает в специальной вкладке на площадке МбТ перечень контрольных упражнений, а также нормативные требования по количеству и технике их исполнения (к заданиям могут прикладываться видеоролики с демонстрацией безошибочного исполнения тестовых упражнений самим преподавателем и его комментариями к ним). А поскольку удаленный режим выполнения заданий не позволяет преподавателю в случае необходимости оказать страховку или помощь студенту (например, в случае ухудшения его самочувствия при напряженном физическом действии), то было принято решение кафедры ограничить оценочный фонд с 10 критериев до двух оценок - сдано и не сдано. Для этого в каждом из четырех контрольных упражнений (удержание статического равновесия в положении «Планка», сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола - «Отжимания», поднимание и опускание туловища из положения лежа на полу - «Пресс», «Тест на гибкость») был установлен минимум, при котором норматив зачтётся как выполненный. Так, например, для девушек минимум в «Отжиманиях» равен 2, а для юношей - 10 раз, а при выполнении «Теста на гибкость» юноши должны коснуться пальцами рук пальцев ног, выполняя наклон вперед из положения сидя с выпрямленными ногами, а девушки - завести пальцы рук еще дальше на 3 см. Упражнение «Пресс» и юноши и девушки должны успеть выполнить как минимум 25 раз за 1 минуту, а удержать статическое положение «Планка» не менее 1 минуты.

Таким образом, студенты выполняли данные нормативы в режиме онлайн-собрания при визуальном видео наблюдении и оценивании со стороны преподавателя или же отправляли видеоролики со снятыми тестовыми заданиями на корпоративную элек-

тронную почту преподавателя, или прикрепляли видеофайлы в чате учебной группы.

Заметим, что при подготовке к выполнению нормативов студентами активно использовались и популярные фитнес-приложения для смартфонов, которые обеспечивают самостоятельные занятия дома или на улице персонализированными технологиями и делают физические тренировки даже на ограниченном пространстве достаточно эффективными. Эти программы снабжены пошаговыми инструкциями и рекомендациями режимов двигательной активности, исходя из целей и уровня подготовленности занимающихся. С их помощью удобно планировать силовые и кардио тренировки, осуществлять программы кроссфита и стретчинга, вести статистику собственных результатов. Некоторые программы считают потраченные калории, способны отмерить периоды отдыха или своевременно указать на отклонения в параметрах нагрузок, могут обеспечить занимающихся виртуальными соперниками. Актуальным в этот период стало и использование мобильных электронных устройств с графической визуализацией показателей активности (например, смарт-часы с трекером активности и пульсометром). И хотя такие электронные средства не принято считать образовательными, однако они способны значительно расширить потенциал и методическое обеспечение самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вынужденного дистанцирования с преподавателями.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Результаты исследования, проведенного в рамках педагогического эксперимента, позволяют заключить, что цифровые технологии и современные электронные устройства способствуют эффективному решению задач физического воспитания в условиях удален -ного обучения в вузе. На их основе обеспечивается повышение познавательной активности студентов и их самостоятельность в планировании и реализации программ занятий физическими упражнениями, что подтверждается как итогами зачета по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура и спорт», который студенты сдали на 13% успешнее (в сравнении с результатами предшествующих лет), так и результатами контрольных испытаний по оценке физической подготовленности. Дистанционный формат обучения позволил студентам не прерывать учебно-тренировочный процесс, сохранить достигнутый ранее уровень подготовленности, а в отдельных физических качествах и повысить его: показатели силы - в среднем на 7%, гибкости - на 10%.

Следует выделить недостатки онлайн-обучения в период пандемии коронавируса СОУГО-19: практически невозможно удаленно обучать и совершенствовать технические элементы (особенно в игровых видах спорта с мячом), сложность в реализации упражнений, направленных на развитие быстроты и выносливости, потеря времени на реорганизацию форм учебной деятельности. Однако нельзя не отметить и положительные факторы дистанционной работы - возможность оптимизировать тренировочный процесс за счет индивидуализации физических нагрузок в соответствии с уровнем подготовленности, а также развитие у обучающихся способности к самообразованию и самоорганизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамонова О.В. Процесс физического воспитания в вузе с использованием информатизации и цифровизации / О.В. Мамонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 258-261.

2. Иващенко В.П. Оценка эффективности информатизации как способа мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой / В.П. Иващенко, Л.В. Ми-тенкова, Л.И. Халилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). -С. 164-168.

3. Витько С.Ю. Информационные организационно-дидактические технологии в системе физического воспитания студентов / С.Ю. Витько, К.Э. Столяр // Теория и практика физической

культуры. - 2017. - № 9. - С. 16-18.

4. Kutuev R.A. Educational - methodical projects for students' intellectual competences formation: the imperative goal of the educational process of the university / R.A. Kutuev, A.N. Kudyasheva, N.V. Buldakova // International journal of environmental and science education. - 2016. - № 14. - P. 7206-7214.

5. Седоченко С.В. Особенности дистанционного образования и сложности организации занятий физической активностью в период пандемии COVID-19 / С.В. Седоченко, А.В. Черных, О.Н. Савинкова // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 3 (75). - С. 65-68.

6. Калина И.Г. Визуальная коммуникация в физкультурном образовании / И.Г. Калина, РА. Айдаров // Коммуникативные стратегии информационного общества: труды X Международной научно-теоретической конференции. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. - С. 398-400.

7. Москвин Н.Г. Методы визуализации в каратэ / Н.Г. Москвин, И.Г. Калина // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 76-77.

8. Aidarov R.A. Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution / R.A. Aidarov // Modern journal of language teaching methods. - 2017. - Vol. 7. - № 9.1. - P. 164.

REFERENCES

1. Mamonova, O.V. (2020). "The process of physical education in higher education using informatization and digitalization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 258261.

2. Ivashchenko, V.P., Mitenkova, L.V. and Khalilova, L.I. (2019). "Evaluating the effectiveness of Informatization as a method of motivating students of the special medical group to engage physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 164-168.

3. Vitko, S.Yu., Stolyar, K.E. and Stadnik, E.G. (2017). "Information organizational and didactic technologies in the system of physical education of students", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 16-18.

4. Kutuev R.A., Kudyasheva A.N. and Buldakova N.V. (2016). "Educational - methodical projects for students' intellectual competences formation: the imperative goal of the educational process of the university", International journal of environmental and science education, No. 14, pp. 7206-7214.

5. Sedochenko, S.V., Chernykh, A.V. and Savinkova, O.N. (2020), "Features of distance education and the complexity of organizing physical activity during the COVID-19 pandemic", Physical culture and health, No. 3 (75), pp. 65-68.

6. Kalina, I.G. and Aydarov, R.A. (2018). "Visual communication in physical education", Communication strategies of the information society: proceedings of the X International scientific-theoretical conference. - St. Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, pp.398-400.

7. Moskvin, N.G. and Kalina, I.G. (2016). "Visualization methods in karate", Physical culture and health, No. 2 (57), pp. 76-77.

8. Aidarov, R.A. (2017). "Didactic approaches to the projection of teaching facilities: the state of the problem and the ways of solution", Modern journal of language teaching methods, Vol. 7, No. 9.1, pp. 164.

Контактная информация: KalinaIrinaGenn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2021

УДК 378.1

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ

ОКРУГЕ

Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.