Научная статья на тему 'Организация и проведение экскурсий на предприятиях Анжеро-Судженского городского округа'

Организация и проведение экскурсий на предприятиях Анжеро-Судженского городского округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение экскурсий на предприятиях Анжеро-Судженского городского округа»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и профессионального сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»,

г. Анжеро-Судженск

В жизни каждого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Выбор профессии в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе, а самое главное — по возможностям.

Существует множество форм и методов профориентационной работы с молодыми людьми. Одни — направлены на получение необходимой информации по определенной профессии, другие — способствуют выработке профессионально важных качеств в процессе тренинга или деловой игры.

Одной из наиболее популярных и востребованных форм профориентационной работы, реализация которой направлена на обеспечение профессионального самоопределения обучающихся, является профориентационная экскурсия.

Профориентационные экскурсии рассматриваются как средство формирования и развития у обучающихся интереса к миру профессий, ознакомления с состоянием рынка труда, путями получения профессии, перспективами профессионального роста и возможностями трудоустройства [1].

В Анжеро-Судженском городском округе (ГО) ежегодно для обучающихся 5-9-х классов проводятся экскурсии на предприятиях, в ходе которых они знакомятся с содержанием деятельности специалиста, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека: ООО «Анжерские электрические сети», занимающееся производством и распределением электроэнергии, ОАО

- 16

«Асфарма», выпускающее фармацевтические препараты.

В городе востребовано машиностроительное производство, которое представлено одним из старейших предприятий города — ОАО «Ан~ жеро-Судженский машиностроительный завод», производящим оборудование для нужд горнодобывающей промышленности. Основная продукция, изготавливаемая заводом,— шахтные конвейеры (ленточные, скребковые передвижные и разборные). Одним из крупных промышленных предприятий города является ОАО «Анжерская нефтегазовая компания «Северный Кузбасс» — нефтепереработка, хранение, анализ нефти. Во время экскурсий обучающиеся получают подробную информацию о специальностях «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «фармация», «переработка нефти и газа», знакомятся с профессиями «механик», «биохимик», «горный техник-технолог», «фармацевт» и др.

У обучающихся 9-11-х классов особый интерес вызывают экскурсии в ФГКУ «2 отряд ФПС по Кемеровской области». Во время экскурсии состоялась встреча с представителями кадрового отряда, в ходе которой были продемонстрированы сюжеты о службе в МЧС России, подробно рассказано об учебных заведениях, готовящих специалистов для пожарно-спасагельных подразделений.

Самым интересным моментом, по словам обучающихся, стали показные учения, где сотрудники МЧС продемонстрировали на деле профессиональные навыки.

В Анжеро-Судженском ГО в течение нескольких лет появились предприятия малого бизнеса, которые организовывают экскурсии: букетная мастерская «Ирис», фотостудия «На высоте» и т.д. Здесь обучающиеся знакомятся с профессией флориста, узнают основные правила составления различных букетов; осваивают профессию фотографа, знакомятся с оборудованием студии, с основными типами светоформиру-ющих студийных аксессуаров и т.д.

В 2016 году в Анжеро-Судженском ГО появилось новое предприятие — пекарня «Хлеб

на дровах», занимающаяся производством и реализацией бездрожжевого хлеба на закваске из пшеничной и ржаной хлебопекарной муки. Директор предприятия — Николаев Евгений Витальевич — организовывает для обучающихся экскурсии с мастер-классами. За полтора часа экскурсии обучающиеся узнают о профессиях пекаря, истопника, продавца. Оптимальное количество обучающихся на экскурсии — 15-20 человек.

На подготовительном этапе образовательная организация заранее составляет список обучающихся, а также предоставляет транспорт для участников экскурсии. Участники экскурсии получают инструктаж по технике безопасности, сведения о санитарно-гигиенические нормах от специалиста предприятия, получают защитные бахилы и халаты для экскурсии на производство.

На основном этапе экскурсии освещаются следующие темы: история возникновения, перспективы развития и условия работы в пекарне.

После вступительной беседы обучающиеся знакомятся с производством, где в сжатой форме дается характеристика пекарни, его коллектива, рабочего места специалиста. Участники экскурсии делятся на две подгруппы: первая — проходит на производство, где замешивается тесто, из которого обучающиеся готовят хлебобулочные изделия с участием специалистов. В это время вторая подгруппа знакомится с профессией истопника, видами топлива и правилами его сжигания.

Пока хлеб выпекается, обучающиеся обращаются к профессии продавца: изучают ассортимент хлеба, способы его упаковки и маркировки, учатся обращаться с контрольно-кассовой техникой.

На заключительном этапе проходит обсуждение, систематизация полученных знаний; обучающиеся делятся своими впечатлениями и мыслями об увиденном, о представленных профессиях, своем выборе. С целью определения эф-

фективности проведенной экскурсии обучающиеся заполняют анкету обратной связи.

В конце мероприятия все обучающиеся получают сертификат о прохождении мастер-кпао-са, пьют чай со свежей выпечкой. Участники экскурсии выполняют «домашнее задание»: создают фотоальбомы, презентации профессий про-

давца, истопника и пекаря, рассказывают о них на классном часе своим сверстникам.

Включение мастер-классов в проведение профориентационных экскурсий способствует формированию у обучающихся внутренней готовности к осуществлению профессионального выбора.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕДЖЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л. И. Капустина, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»

Современные запросы экономики и общества на квалифицированных специалистов актуализируют необходимость решения проблем формирования профессионального самоопределения личности через совершенствование проф-ориентационной работы с учащейся молодежью.

Следует отметить, что актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения молодежи связана прежде всего с дезориентацией выпускников школ в вопросах правильного выбора профессии, увеличением «стоимости» ошибок в выборе профессии, низким уровнем информированности о ситуации на рынке труда, со снижением трудовой мотивации, преобладанием материальных и статусных ценностей в будущей трудовой деятельности.

Таким образом, перед колледжем встает задача профессионализации будущего абитуриента, повышения его активности в процессе профориентационной работы, что позволит в дальнейшем обучать мотивированного студента и успешно решать задачи вхождения в профессиональную педагогическую деятельность будущего специалиста.

Известно, что проблемы профессионального самоопределения и профориентации учащейся молодежи всегда привлекали своей актуальностью многих специалистов. Психолого-педагогические, методические и организационные аспекты профориентационной работы с учащейся молодежью рассмотрены в работах

- 18

И.И. Бесединой, C.B. Жолован, Н.С. Пряжни-кова, Г. В. Резапкиной, С.Н. Чистяковой и др.

Профессиональная ориентация рассматривается исследователями как неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождение профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных цепей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда [1 ; 2; 3].

Вместе с тем Н. С. Пряжников выделяет четыре основных подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. Согласно указанным направлениям профориентационной работы могут быть использованы четыре группы методов: информационно-справочные, просветительские; профессиональной психодиагностики; моральной помощи в конфетном выборе; принятия решения [4, с. 48].

И. И. Беседина подчеркивает, что наиболее эффективны активизирующие профориентаци-онные методы, которые предполагают непосредственное включение учащегося в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего, позволяют учащимся понять и осознать самих себя [1, с. 39].

C.B. Малин, А.А. Поляруш, Н.С. Пряжников и др. определяют основные характеристики активных методов профориентационной работы:

- активные методы профориентации предполагают смещение акцента с профинформа-ции и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.