Научная статья на тему 'Профориентационная «Копилка»'

Профориентационная «Копилка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная «Копилка»»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ «КОПИЛКА»

О. Н. Сергеева, Е. В. Понамарева,

методисты ЦПиПС ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

В рамках мероприятий, п освя ще н н ых 10-л ети ю ГОУ «КРИРПО», в сентябре 2012 г. прошел областной конкурс методических разработок профориен-тационного содержания педагогических работников учреждений интернатного типа, общего, дополнительного и профессионального образования Кемеровской области «ПРОФориентир», направленный на актуализацию проблем профориентации, поиска путей и средств их эффективного применения. Лучшие конкурсные работы могут стать как основой для разработки собственных профориентационных практик в образовательных учреждениях, так и стимулом для участия в подобных конкурсах на региональном и федеральном уровнях.

В номинации «Профориентация детей-сирот» среди педагогов детских домов и специальных (коррекционных) образовательных учреждений первое место присуждено авторскому коллективу творческого проекта «Дорогой творчества, дорогой мастерства» детского дома № 35 Анжеро-Судженского городского округа. В творческом проекте актуализируется роль выбора профессии детьми-сиротами, акцент делается на психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и трудового воспитания в условиях детского дома.

Данный проект реализуется не только в рамках воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, но расширяет возможности социального взаимодействия за счет привлечения социальных партнеров (образовательные учреждения профессионального образования, работодатели и др.) на основе интеграции отношений, моделирующих реальную практическую деятельность.

Проект «Дорогой творчества, дорогой мастерства» может быть использован педагогами для формирования личностного и профессионального самоопределения подростков с опорой

- 26

на их собственные ресурсы и предложенную информацию участниками проекта.

Этот проект позволит дополнить процесс самоопределения воспитанников, обучающихся в старших классах, создаст условия для расширения и развития профессиональных интересов, определения и коррекции жизненных планов и образовательных маршрутов воспитанников детского дома. Он предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов.

Актуальность проекта: выбор профессии определяет судьбу человека, неудачно принятое решение на пороге профессионального выбора часто приводит к неудачам, и наоборот, успешное профессиональное самоопределение - это активная, творческая жизнь «человека-созидателя». Важно, чтобы воспитанник-выпускник не ошибся в своем выборе.

Психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является сравнительно новым видом деятельности. Данный творческий проект разновозрастной, коллективный, он ориентирован на решение проблем социально-педагогической адаптации, социализации, формирования профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, и рассчитан на один год реализации. Инициатором создания творческого проекта являются воспитанники детского дома, участвующие в модулях «Трудовое воспитание», «Профессиональное самоопределение». Реализация проекта предполагает наличие ряда модулей.

Модуль «Трудовое воспитание» - успешная социализация воспитанника в качестве субъекта трудовой деятельности, развитие его личности и

Проект «Дорогой творчества, дорогой мастерства» (авторы: Маслова Е. В., Медведчикова Е. Н., Арышева М. В., Чуверов А. Л.)

индивидуальности. В ходе реализации творческого проекта происходит психологическая и практическая готовность воспитанников детского дома к труду на основе реализации следующих направлений:

• осознание воспитанниками жизненной необходимости трудовой деятельности;

• убеждение в том, что труд - это основа личного благополучия человека;

• формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности, способности успешно трудиться.

Модуль «Профессиональное самоопределение» - это готовность воспитанника к самостоятельному, осознанному, ответственному жизненному и профессиональному выбору без посторонней помощи. В ходе профессионального самоопределения происходит соотнесение образа «Я» («Я-концепция») с индивидуальной картиной мира (картиной мировоззрения), где за основу берется весь комплекс представлений воспитанника об окружающем мире. Участвуя в творческом проекте «Дорогой творчества, дорогой мастерства», воспитаннику детского дома предоставляется возможность при поддержке взрослого сделать обоснованный выбор своего профессионального пути.

Каждый ребенок неповторим, он проходит индивидуальный путь к определению и реализации намеченной жизненной и профессиональной цели. Взрослые сопровождают воспитанника на всем пути его развития, помогают выстроить индивидуальные маршрут, программу образования и развития, поэтому в ходе реализации творческого проекта осуществляется совместная целенаправленная деятельность (воспитателя, учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда) на основе интеграции отношений, деятельности субъек-

тов целостного воспитательно-образовательного процесса в условиях детского дома с привлечением социальных партнеров.

Цель проекта: организация эффективного взаимодействия между педагогами детского дома, социальными партнерами в процессе социально-педагогического, психологического сопровождения воспитанников с учетом их психофизиологического развития, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов, способствующих успешному профессиональному самоопределению, саморазвитию, самореализации.

Задачи:

• способствовать осознанному выбору воспитанником-выпускником своей будущей профессии на основе формирования адекватной самооценки и в соответствии с интересами и потребностями;

• сформировать у детей и подростков основы профессионального самоопределения с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности;

• помочь воспитанникам детского дома сформировать способность преодолевать различные жизненные трудности, успешно саморазвиваться и самореализовываться.

Особенность данного творческого проекта заключается в том, что он позволяет воспитанникам детского дома выбрать трудовую деятельность по интересам через дело, профессиональную пробу, которые соответствуют их развивающимся способностям; способствует расширению знаний и формированию умений в определенной профессиональной деятельности.

Участвуя в разработке и реализации проекта, воспитанники развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, принятия решений, самостоятельной работы; совершенствуют соответствующие умения.

Целевая группа: в реализации проекта принимают участие воспитанники детского дома 7-9-х классов, воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, представители предприятий-партнеров.

Партнёры творческого проекта: ОАО «Анжер-ское молоко»; ООО «АСФАРМА»; ООО «Анжер-ский водоканал»; ПЧ № 1 «2-й отряд ФПС по Кемеровской области»; ГТРК «Кузбасс»; Анжерское телевидение, ОУ НПО/СПО.

Целесообразность организации творческой проектной деятельности обусловлена ее комплексным характером - от выявления проблем до получения и анализа практических результатов. Использование возможностей коллективной

проектной деятельности в рамках творческого проекта «Дорогой творчества, дорогой мастерства» позволяет реализовать ситуацию выбора, предпочтительного для каждого ребенка, определить содержание и вид деятельности. Творческий проект используется в качестве основы диагностики интересов и возможностей воспитанников. При этом необходимость обеспечения интересов и потребностей всех воспитанников выдвигает задачу построения системы практико-ориентированной деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда: природа (П), техника (Т), знаковая система (ЗС), человек (Ч), художественный образ (ХО).

Каждая из социально-профессиональных сфер представляется в виде системы областей

практической деятельности в техническом, естественно-научном, эстетическом, социальном, информационном аспектах с конкретными задачами, при решении которых реализуется общая диагностическая цель деятельности.

Тематика выполняемых социально-профессиональных сфер в разных видах деятельности объединена общей идеей творческого проекта «Дорогой творчества, дорогой мастерства», в который они включены в качестве составных частей (таблица 1).

Реализация творческого проекта позволяет создать условия, моделирующие реальную практическую деятельность, для достижения воспитанниками объективного восприятия себя в определенной профессиональной роли.

Таблица 1

Организация творческой проектной деятельности в соответствии со сферами деятельности

Сфера профессинально-трудовой деятельности Творческая проектная деятельность

«Техника» 1. Экскурсии на базу предприятий города: ПЧ № 1 «2-й отряд ФПС по Кемеровской области» 2. Экскурсии на базу учебных заведений города: ПУ № 42, 43 3. Выполнение практической работы «Изготовление скворечников» 4. Выполнение профессиональных проб: «Швея», «Резчик по дереву», «Обработка материалов из дерева», «Изучение истории создания и развития пожарной охраны города Анжеро-Судженска» 5. Совместная работа дружины юных пожарных «Жар-птица» и ПЧ № 1 «2-ой отряд ФПС по Кемеровской области» 6. Выполнение профессиональной пробы «Пожарный» 7. Монтаж фильмов: «Детство, опаленное войной», «Твой завтрашний успех начинается сегодня»

«Природа» 1. Экскурсии на базу предприятий города: ООО «Анжерское молоко», ОАО «АС-ФАРМА», ООО «Анжерский водоканал» 2. Выполнение исследовательских работ: «Анализ молока и сливочного масла», «Определение наличия кислорода в воде», «Путешествие по водопроводу»

«Знаковая система» 1. Экскурсия на ГТРК «Кузбасс» 2. Издание школьного журнала «Домовенок» 3. Оформление презентаций по итогам выполнения исследовательских работ, экскурсий, профессиональных проб 4. Набор текста, его оформление и редактирование (использование программ Publisher, «Презентации») 5. Запись аудиодиска «Мы победили»

«Человек» 1. Экскурсия в редакцию газеты «Свежий ветер» 2. Экскурсии на базу учебных заведений города: Анжеро-Судженский педагогический колледж 3. Интервьюирование: жителей города для создания фильма «Детство, опаленное войной»; участников воспитательного процесса детского дома для сбора информации в школьный журнал «Домовенок» 4. Проведение профессиональной пробы «Воспитатель»

«Художественный образ» 1. Экскурсии на базу учебных заведений области: Губернаторского училища народных промыслов; Кемеровского государственного университета культуры и искусства 2. Выполнение эскизов оформления: фильмов «Детство, опаленное войной», «Твой завтрашний успех начинается сегодня»; аудиозаписи «Мы победили»; практической работы «Изготовление скворечника»; «Альбома памяти» 3. Подбор фотографий и иллюстраций для оформления презентаций, буклетов (использование программ Publisher, «Презентации») 4. Приобретение практических навыков поведения на сцене, разработка сценария к празднику «С юбилеем, Домовенок!» (5 лет)

Особенность творческого проекта заключается в том, что в нем используется прием «звездочка обдумывания»: педагог вместе с детьми ставит вопрос, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действия детей. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. Главной составляющей творческой проектной деятельности является «мозговой штурм», когда воспитанник индивидуально и в группе осуществляет поиск проблем и способов решения, отбирает лучшие варианты и идеи, обосновывает свою точку зрения.

Участвуя в творческом проекте, воспитанники детского дома имеют возможность попробовать себя в двух-трех областях деятельности, что помогает им определить соотношение социально-профессиональных притязаний и уровня личностных характеристик. При постановке задач выполнения проектной деятельности учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Более сильные воспитанники выполняют более глубокие исследования, более сложную работу (исследовательские работы, съемку и монтаж фильма, запись аудиодиска), дети с менее выраженными способностями заняты другой посильной работой. Таким образом, у каждого воспитанника имеется свой запланированный конечный результат. Проектная деятельность организуется таким образом, что она проходит в непринужденной обстановке на основе сотрудничества взрослого и ребенка, где поведение взрослого основывается на возможностях каждого ребенка, он умело подсказывает и приводит воспитанника к принятию им собственного решения.

Особенность творческого проекта «Дорогой творчества, дорогой мастерства» заключается в том, что это увлекательно и интересно для всех категорий воспитательного процесса, так как в ходе его реализации воспитанникам предлагается:

• банк проектов, из числа которых воспитанники самостоятельно выбирают наиболее понравившиеся;

• постановка вопроса, проблемы, побуждающая детей к поиску путей их решения;

• приобретение дополнительной информации по ходу работы над проектом.

Характер и содержание творческого проекта предполагают создание условий дополнительного образовательного развития воспитанников детского дома, а решаемые задачи носят субъективно новый, достаточно сложный характер, предусматривающий актуализацию познавательной активности воспитанников и необходимость приобретения дополнительных знаний. Реализация данного творческого проекта на-

правлена на выявление профессионально важных качеств воспитанников и их консультирование по вопросам составления жизненного и профессионального плана, выбору образовательного маршрута на завершающем этапе обучения в системе общего или профессионального образования.

Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта, актуальны, носят комплексный характер и обеспечивают заинтересованность всех его участников. Творческий проект «Дорогой творчества, дорогой мастерства» предполагает сочетание различных видов деятельности, связанных с реализацией определенных профессиональных ролей: исследователя, оператора, режиссера, конструктора, технолога, пожарного, редактора, столяра и других.

Организация творческой проектной деятельности имеет определяющее смыслообразующее значение в системе предпрофильной подготовки воспитанников детского дома. Ее основа поможет подростку осуществить переход от базового к дополнительному предметному обучению, определить или изменить образовательный маршрут. Реализация творческого проекта «Дорогой творчества, дорогой мастерства» позволит дополнить процесс самоопределения воспитанников, обучающихся в старших классах, создаст условия для расширения и развития профессиональных интересов, определения и коррекции жизненных планов и образовательных маршрутов.

Эффективность реализации творческого проекта определяется по следующим показателям:

• отзывы гостей и воспитанников детского дома, жителей города;

• результаты поступления воспитанников-выпускников в учебные заведения;

• степень адаптации в постинтернатный период.

В номинации «Лучшее профориентационное мероприятие» среди учреждений профессионального образования обращает на себя внимание сценарий проведения городского творческого конкурса «Твой шанс» авторского коллектива из г. Новокузнецка («Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А.»; Н. Л. Лабунская, Л. Я. Колпаченко, А. В. Шершнева, М. С. Нары-шев), которому присуждено первое место.

Сценарий предлагает детальное и поэтапное проведение творческого конкурса профессионального мастерства для актуализации и формирования положительной мотивации к учебной деятельности по избранной профессии и для привлечения талантливой молодежи к обучению

в техникуме, демонстрации достижений и возможностей образовательного учреждения.

Цель конкурса: создание условий для профессионального самоопределения и самореализации талантливой молодежи, повышение престижа рабочих профессий, в частности, художника по костюму, исполнителя художественно-оформительских работ, закройщика.

Торжественное мероприятие разделено на 2 этапа:

1-й этап - презентация образовательного учреждения (концертная программа, выставка конкурсных работ, в холле обучающиеся проводят мастер-классы по профессиям, экскурсии по учебным цехам и творческим студиям, знакомство с экспозициями музейно-выставочного центра: «Выпускники - гордость лицея», «Ветераны НПО», «Молодость и талант», также в холле организован буфет, реализующий продукцию, изготовленную руками студентов по профессии «повар, кондитер»).

2-й этап - торжественное награждение (поздравление участников, награждение грамотами

и ценными призами, фотосессия, свободное общение).

На городском конкурсе под названием «Твой шанс» (проводится третий год совместно с Комитетом образования и науки города Новокузнецка) на суд жюри 70 талантливых девчонок и мальчишек представили 80 уникальных и неповторимых творческих работ, сделанных своими руками. Творческие работы победителей наряду с работами обучающихся техникума будут выставлены на ежегодной городской выставке, организуемой КузТСиД.

Проведение конкурсов, творческих мероприятий позволяет использовать разнообразные про-фориентационные практики педагогов общего и профессионального образования, повышает интерес педагогов к решению проблем формирования профессионального самоопределения обучающихся и является стимулом для активизации профориентационной деятельности как на локальном, так и на муниципальном, региональном уровне.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА «ПРОФОРИЕНТИР»

И. А. Килина., начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово, Е. В. Понамарева, методист

В эпоху модернизации системы общего и профессионального образования возрастает значимость различных форм профессиональных сообществ, педагогического общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения потребностей в формировании и развитии ком-петентностей через практическую деятельность. Среди таких форм, благодаря которым специалист может представить свой педагогический опыт и самые результативные практики, важное место принадлежит конкурсному движению, которое активизирует рефлексию участников, способствует осознанию ими затруднений и поиску путей решения проблем педагогической деятельности.

Конкурс (от лат. concursus - стечение, столкновение) в литературе рассматривается как соревнование для выявления наилучших из числа участников представленных работ. Нами конкурс понимается как форма повышения квалификации педагогических работников, ответственных за профориентационную работу в образовательном учреждении. Данная форма направлена на повышение компетентности и творческого отношения педагога к собственному профессиональному росту, на удовлетворение личностно значимой потребности специалиста, ответственного за профориентацию, в анализе и сравнении собственной деятельности с деятельностью педагогов не только данного образовательного учреждения (локальный уровень), но и разного типа образовательных учреждений города (муниципальный уровень), области (региональный уровень).

Для актуализации проблем профориентации, поиска путей и средств их эффективного решения в деятельности педагогических работников образовательных учреждений (ОУ) разного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.