Научная статья на тему 'Профориентационная работа в колледже: опыт, проблемы и перспективы'

Профориентационная работа в колледже: опыт, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3719
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в колледже: опыт, проблемы и перспективы»

фективности проведенной экскурсии обучающиеся заполняют анкету обратной связи.

В конце мероприятия все обучающиеся получают сертификат о прохождении мастер-кпас-са, пьют чай со свежей выпечкой. Участники экскурсии выполняют «домашнее задание»: создают фотоальбомы, презентации профессий про-

давца, истопника и пекаря, рассказывают о них на классном часе своим сверстникам.

Включение мастер-классов в проведение профориентационных экскурсий способствует формированию у обучающихся внутренней готовности к осуществлению профессионального выбора.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В КОЛЛЕДЖЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л. И. Капустина, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»

Современные запросы экономики и общества на квалифицированных специалистов актуализируют необходимость решения проблем формирования профессионального самоопределения личности через совершенствование проф-ориентационной работы с учащейся молодежью.

Следует отметить, что актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения молодежи связана прежде всего с дезориентацией выпускников школ в вопросах правильного выбора профессии, увеличением «стоимости» ошибок в выборе профессии, низким уровнем информированности о ситуации на рынке труда, со снижением трудовой мотивации, преобладанием материальных и статусных ценностей в будущей трудовой деятельности.

Таким образом, перед колледжем встает задача профессионализации будущего абитуриента, повышения его активности в процессе профориентационной работы, что позволит в дальнейшем обучать мотивированного студента и успешно решать задачи вхождения в профессиональную педагогическую деятельность будущего специалиста.

Известно, что проблемы профессионального самоопределения и профориентации учащейся молодежи всегда привлекали своей актуальностью многих специалистов. Психолого-педагогические, методические и организационные аспекты профориентационной работы с учащейся молодежью рассмотрены в работах

- 18

И.И. Бесединой, C.B. Жолован, Н.С. Пряжни-кова, Г. В. Резапкиной, С.Н. Чистяковой и др.

Профессиональная ориентация рассматривается исследователями как неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождение профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных цепей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда [1 ; 2; 3].

Вместе с тем Н. С. Пряжников выделяет четыре основных подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию. Согласно указанным направлениям профориентационной работы могут быть использованы четыре группы методов: информационно-справочные, просветительские; профессиональной психодиагностики; моральной помощи в конфетном выборе; принятия решения [4, с. 48].

И. И. Беседина подчеркивает, что наиболее эффективны активизирующие профориентаци-онные методы, которые предполагают непосредственное включение учащегося в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего, позволяют учащимся понять и осознать самих себя [1, с. 39].

C.B. Малин, А.А. Поляруш, Н.С. Пряжников и др. определяют основные характеристики активных методов профориентационной работы:

- активные методы профориентации предполагают смещение акцента с профинформа-ции и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем;

- активизация профессионального самоопределения предполагает включение ценностно-смыслового компонента самоопределения в профориентационную работу;

- активные методы включают в себя активизирующую диагностику, целью которой является стимулирование размышлений подростка о перспективах личностного и профессионального самоопределения;

- активные методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и др. [5; 4].

C.B.Жолован, анализируя действенность разных форм профориентационной работы, отмечает, что эффективность проведения дней открытых дверей самая высокая — 52% (реклама и размещение информации на сайте образовательного учреждения — 19%; выступления на родительских собраниях — 22%; презентация профессиональных образовательных учреждений в школах — 30 %), однако недостаточная, т. к. используется систематически, но в традиционной форме. По мнению автора, повышению эффективности проведения дней открытых дверей в учреждениях профессионального образования способствует применение активных форм и методов профориентационной работы: профориентационных игр, викторин, профессиональных проб и мастер-классов [6].

Отдел по содействию трудоустройству и профориентации Новокузнецкого педагогического колледжа работает в четырех направлениях: информационное, диагностико-консуль-тационное, развивающее, активизирующее. В них сочетаются как традиционные подходы к отбору форм и содержания профориентационной работы с учащимися, так и активные методы профориентации.

Указанные направления профориентационной работы на протяжении ряда лет успешно реализуются в процессе организации дней открытых дверей в педколледже. Основными задачами при подготовке и проведении Дня открытых дверей являются не только информирование об условиях поступления в колледж, но и формирование среди учащихся и их родителей позитивного отношения к получению среднего профессионального педагогического образования.

Традиционный компонент программы Дня открытых дверей включает встречу с администрацией колледжа, информирование обучающихся и их родителей о перечне специальностей, условиях приема на следующий учебный

год, потребностях рынка труда города по педагогическим специальностям, возможностях трудоустройства и перспективах профессионального роста по педагогическим специальностям в современных социально-экономических условиях. Также программа проведения Дня открытых дверей предполагает применение активных методов профориентационной работы, таких как профориентационные игры и игровые ситуации двух типов. Игры первого типа используются для налаживания контакта с учащимися и родителями и по своим целям и содержанию они еще не являются профориентационны-ми. Например, использование таких игр с группой учащихся, как «Ой-ля, калина», «Мы с тобой одна семья», «Дождик», «Остров», позволяют снять скованность у участников, создать психологический климат доверия.

Игры второго типа направлены на моделирование ситуации общения педагога и воспитанников в отдельных фрагментах профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста (игра «Вперед 4 шага, назад 4 шага», шоу «Устами младенца») и дают возможность получить в игровой ситуации представления о профессионально важных качествах воспитателя, учителя начальных классов, педагога дополнительного образования («Ассоциация», «Ребусы», «Глухой телефон», «Цепочка», «Мы идем в поход» и др.). В конце встречи с учащимися проводится игра «Ловушки-капканы», направленная на выявление факторов привлекательности и трудностей в педагогической профессии, на осознание возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. Кроме того, программа презентаций педагогических специальностей включает просмотр видеороликов профессиональной направленности, участие в мастер-классах, проводимых студентами старших курсов по основам живописи, бумагопластике, дизайну, что позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения и развития за счет пробуждения интереса, любопытства.

Реализация диагностико-консультационного направления предполагает проведение индивидуального и группового собеседования с абитуриентами с целью выявления мотивации, профессиональной направленности и установления соответствия качеств абитуриента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессии; проведение консультаций с абитуриентами по выбору специальности, наиболее соответствующей их способностям, склонностям

и подготовке; консультирование их о будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, сложившаяся в педколлед-же система в организации профориентацион-ной работы выстраивалась в первую очередь с использованием форм и методов, связанных с реализацией игровых и информационных технологий, аудиовизуальных средств, которые позволяли значительно увеличить целевую аудиторию и повысить эффективность профориен-тационных мероприятий.

Вместе с тем в современных условиях назрела острая необходимость в объединении усилий образовательных учреждений общего и профессионального образования в организации процесса формирования личностных ценностей учащихся и их профессиональных интересов в выборе профессии. Сегодня еще остаются несовершенными механизмы социального взаимодействия между общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями в проведении профориента-ционной работы; имеет место несовершенство, а порой и отсутствие обратной связи с участниками профориентационных мероприятий.

Кроме того, современному школьнику недостаточно просто увидеть свое будущее место получения профессионального образования. На первый план сегодня выходит потребность «попробовать» будущую профессию, попытаться самостоятельно выполнить какие-то элементы будущей профессиональной деятельности. Поэтому учет современных тенденций в проф-ориентировании школьников позволит решить указанные проблемы при взаимодействии школ и учреждений среднего профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.

Профессиональная проба — это завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемый в условиях, максимально приближенных к производственным, а также средство развития интереса и способности учащегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии [7].

Сегодня в психолого-педагогической литературе детально разработано теоретическое обоснование технологии и методики проведения профессиональных проб, содержание организационно-методической и психологической поддержки выполнения профессиональных проб, определены содержание и этапы выполнения профессиональных проб [7].

Профессиональные пробы являются своего рода моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом учащиеся на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда.

В педколледже также ведется активная работа по подготовке к реализации профессиональных проб: создана нормативно-правовая база, ведется работа по созданию методического обеспечения и педагогических условий реализации программ профессиональных проб по педагогическим специальностям.

Таким образом, при всем многообразии форм и методов профессиональной ориентации профессиональная проба выступает как системообразующий фактор в формировании внутренней готовности обучающихся к самостоятельному и осознанному профессиональному выбору и успешной реализации себя в будущей профессии.

1. Беседина И. И. Технология профориентацион-ной работы в общеобразовательном учебном заведении. — Саратов: ПМУЦ, 2002. — 52 с.

2. Резапкина Г. В. Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей). — М.: Сентябрь, 2011. — 128 с.

3. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация // Энциклопедия профессионального образования в трех томах: Т. 2. — М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - С. 386.

4. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 1999, —97 с.

5. Малин С. В. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе / С. В. Малин, А. А. Поляруш // Теория и практика общественного развития. —

2010, —№4, —С. 115-120.

6. Жолован С. В. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования. — Режим доступа: http://www.ibl.ru.

7. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / Л. А. Барабанова, А. В. Гапо-ненко, В. И. Сахарова и др. — М.: Просвещение,

2011, —152 с.

8. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. — 2013. — № 1. — С. 9-12; № 2. — С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.