профессиональное самоопределение
В связи с этим в качестве перспективы деятельности ЦПиПС по решению вопросов повышения квалификации педагогов в сфере профориентации мы рассматриваем разработку научно-, программно- и учебно-методического обеспечения сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, направленного на использование в профориентационной практике современных ИКТ.
1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: теория и практика / М. А. Бовтенко, А. Д. Гарцов, С. И. Ельникова и др. ; под ред. А. Д. Гарцова. — Москва : РУДН, 2006.
2. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в об-
щеобразовательной школе. — Пермь : ПРИПИТ, 2004. — 14 с.
3. Гордашников В. А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / В. А. Гордашников, А. Я. Осин. — Москва : изд-во «Академия Естествознания», 2009. — 368 с.
4. Траут Д. В. Современные технологии в профориентации обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 18-19 марта 2015 г.) : в 2 ч. Ч. 1. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2015. — С. 185-187.
5. Килина И. А. Веб-форум как массовое профо-риентационное мероприятие / И. А. Килина, Д. В. Килина // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. — 4 (12). — С. 110-116.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ — ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Анжеро-Судженск
Жизненный выбор, социальное и профессиональное самоопределение — очень трудный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. В современных условиях профессиональное самоопределение подростков затруднено рядом обстоятельств: отсутствует ясный образ социального будущего, изменился и сократился список доступных и реально существующих профессий; многие обучающиеся психологически не готовы к профессиональному самоопределению. Кроме того, для обучающихся характерна стабильно низкая осведомленность о мире профессий вообще, о конкретном содержа-
нии даже известных им видов профессиональной деятельности.
На профессиональное самоопределение обучающегося влияют такие факторы, как интересы, склонности, способности подростка, советы родителей, преподавателей, сверстников, средства массовой информации и т. д. Все эти факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы с обучающимися.
В Анжеро-Судженском городском округе (ГО) более десяти лет ведет свою работу Союз детско-юношеских организаций (СДЮО) «Юные сердца», который является добровольным независимым союзом самодеятельных общественных организаций, объединяющим их на основе общих интересов и взаимосогласованных принципов.
Целью данной организации является создание условий для формирования социально активной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и общественно значимую деятельность. Одно из направлений работы СДЮО «Юные сердца» — участие в организации и проведении профориентационных меро-
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №4 (47) 2015
19
профессиональное самоопределение
приятий для обучающихся общеобразовательных организаций Анжеро-Судженского ГО в соответствии с городским планом профориентаци-онных мероприятий. План составляется в начале учебного года с учетом регионального плана профориентационных мероприятий на 2015 год (утвержден Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 26.01.2015 № 6-рг) представителями Дома детского творчества (МБОУ ДОД ДДТ), профессиональных образовательных организаций (ПОО), городского студенческого совета администрации Анжеро-Судженского ГО, Кузбасского регионального института развития профессионального образования (ГБУ ДПО «КРИРПО»). План обсуждается и утверждается на совещании Управления образования Анжеро-Судженского ГО.
СДЮО «Юные сердца» принимает участие в проведении таких мероприятий, как неделя профориентации «Профессиональная среда», Единый день профориентации, посвященный Дню молодежи России и др. Первое крупное профориентационное мероприятие для школьников, организованное совместно с социальными партнерами в 2015/2016 учебном году, — городская игра «Фестиваль профессий», целью которой является содействие обучающимся в планировании образовательно-профессионального маршрута. В основном данное мероприятие ориентировано на учащихся старших классов, которым предстоит осуществить выбор профессии. Поэтому им сейчас важно задуматься над вопросами: кем быть и куда пойти учиться?
Городское мероприятие было проведено ГБУ ДПО «КРИРПО», Управлением образования Ан-жеро-Судженского ГО, МБОУ ДОД ДДТ, городским студенческим советом администрации Ан-жеро-Судженского ГО. В городской игре приняли участие более 100 обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций, студенты ПОО. Важная роль в осуществлении данного мероприятия отводилась студентам ПОО — лидерам, членам СДЮО «Юные сердца» — которые выступали модераторами и помогали участникам на протяжении всех этапов игры. Каждый конкурс оценивало жюри.
В самом начале игры участникам предложили разделиться на команды по определенному количеству общих признаков, связывающих их между собой. Каждая команда придумала и затем озвучила девиз.
Первый тур назывался «Поиск общего», где участники игры выбирали по одной из нескольких предложенных карточек с названием про-
фессии. Командам необходимо было рассказать, чем занимается представитель профессии, перечислить профессионально важные качества специалиста, плюсы и минусы профессий, практически продемонстрировать одну из них.
Второй тур «Интеллектуальный» проводился по известному упражнению Е. Ю. Пряжнико-вой и Н. С. Пряжникова «Цепочка профессий». Здесь важно было не просто назвать профессию, похожую на предложенную, но уметь объяснить, в чем сходство названных профессий.
Третий тур назывался «Город мастеров». Задача каждой команды — на листе ватмана спроектировать за 10 минут свой город мастеров и представить другим командам. В качестве подсказки командам были предложены перечни предприятий и учреждений, которые могут быть в городе.
В конце мероприятия состоялся профо-риентационный флешмоб, где обучающиеся на несколько минут заглянули в будущее, выбрав для себя одну из профессий.
На протяжении всей игры студенты ПОО Ан-жеро-Судженского ГО активно отвечали на вопросы обучающихся школ, рассказывали о своей образовательной организации, показывали фильм на экране (интерактивной доске), раздавали рекламные буклеты, плакаты, визитки, в которых указаны перечни специальностей, контакты, условия обучения и проживания. Лидеры СДЮО «Юные сердца» проводили мини-игры, мастер-классы, индивидуальные консультации для всех участников мероприятия.
События «Фестиваля профессий» освещались на сайте администрации Анжеро-Судже-ского ГО, в городской газете «РИО».
Анализ анкетирования участников мероприятия показал, что проведение городского фестиваля совместно со студентами ПОО, лидерами общественной организации «Юные сердца», эффективно (так ответили 80 % респондентов), информативно (92 %), актуально (87 %о), Участники предложили создать профориентационный клуб и проводить мастер-классы (37 °%), онлайн-экс-курсии по ПОО Кемеровской области (21 °%).
Таким образом, привлечение студентов ПОО — лидеров общественных организаций — к проведению профориентационных мероприятий в Анжеро-Судженском ГО дает возможность обучающимся получить достоверную и полную информацию о различных профессиях и их особенностях, о профессиональных образовательных организациях и условиях обучения, сделать обоснованный, правильный выбор профессии.
20
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №4 (47) 2015