YAK 372.878 ББК Ч 426.853
Н.Г. ТАГИЛЬЦЕВА
N.G. TAGILTSEVA
ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ORGANIZATION OF ART WORLD IN A PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTION
В статье рассматриваются компоненты художественно образовательной среды, включающие звуковую (музыкальную) и визуальную (живописную) среду. Раскрываются условия создания художественной среды в дошкольных образовательных учреждениях и в стартовых школах. Определяются требования к организации художественной среды для учителей стартовых школ и дошкольных образовательных учреждений.
In the article the components of art educational milieu including sound (music) and visual (picturesque) world are considered. The conditions of art world creation in preschool education institutions and in starting schools are revealed. The requirements for teachers of starting schools and preschool education institutions in art world organization are defined.
Ключевые слова: художественная среда, визуальная и музыкальная среда, дошкольники, условия создания художественной среды.
Key words: art world, visual and music world, preschool children, conditions of creation of the of art world creation.
Вопросы создания средового пространства, способствующего становлению личности ребёнка, являлись актуальными на протяжении многих лет развития отечественной педагогической науки. Авторов интересовали процессы формирования развивающей среды [3], предметной развивающей среды [1], культурно-образовательной среды [5], образовательной среды [6].
В настоящее время в связи с появлением федеральных образовательных стандартов огромный научный интерес возникает у авторов к процессу создания образовательной среды, которая понимается как определённый уклад жизни школьного коллектива, включающий учебно-воспитательный процесс, условия обучения, психологический климат, здоровье сберегающие составляющие, техническую оснащённость, компоненты школьного быта и т. д.
Анализ положений, идей, принципов, касающихся вопросов создания среды обучения и воспитания детей позволил выявить разные позиции авторов на составляющие компоненты данной среды. Изучение работ исследователей, обобщение позиций практиков на данную проблему показал, что такому значимому, компоненту образовательной среды, как художественная среда уделяется недостаточное внимание. В наиболее общем виде её можно определить как комплекс художественных объектов, находящихся в среде обитания детей, технологий художественного обучения и организации самостоятельного художественного творчества детей.
Практика работы с дошкольниками в различных образовательных учреждениях показывает, что воспитатели, учителя школ развития, или стартовых школ, существующих при общеобразовательных школах, пытаются заполнить образовательное пространство учебной комнаты, класса предметами, наглядными пособиями, связанными с художественным творчеством.
Воспитатели и учителя, работающие с дошкольниками, понимают, что для того, чтобы ребёнок запомнил тот или иной материал, прочувствовал и осознал его в воспитательно-образовательный процесс необходимо включение визуального (картинки, цветные рисунки, поделки и т. д.) и аудиального (детские песни, музыкальные фрагменты танцевальных жанров и т. д.) ряда. Именно зримое и слышимое становится необходимым как для общего разви-
тия дошкольников, так и для развития их художественно-творческих способностей.
Анализ многочисленных уроков в стартовой школе, музыкальных занятий и занятий рисованием у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении показывает, что, к сожалению, примеры академического искусства: репродукции живописных полотен, фрагменты классических музыкальных произведений или поэтических опусов не всегда включаются в так называемый «художественный ряд» занятий. Классическое художественное наследие часто заменяется в современных образовательных учреждениях на материал более лёгкий для восприятия детей: компьютерные презентации с записями эстрадных детских песен, фрагменты мультфильмов (часто американского производства), мюзиклов, т. е. всего того, что составляет на сегодняшний день примеры развлекательной индустрии. Превалирование такого материала обусловлено с одной стороны принципом наглядности, когда образование и воспитание ребёнка сопровождается разнообразными звуками, красками, формами, с другой - желанием детей и их родителей предоставлять им для восприятия и творчества материал сообразный интересам современного ребёнка. Но такое, казалось бы, полное совпадение педагогических принципов с интересами современных детей и родителей не всегда приводит к положительным результатам. Погружение ребёнка в образовательную среду, пронизанную лёгким, развлекательным искусством приводит к формированию у него определённого вкусового предпочтения, когда серьёзные классические произведения воспринимаются как скучные, малопонятные и непривлекательные. Имея такую развлекательную установку на восприятие, ребёнок полностью исключается из процесса общения с высоким искусством, что приводит к обеднению его духовной жизни.
Следует отметить и тот факт, что данная установка во многом навязывается ребёнку и усилиями средств массовой информации. Авторами работ в русле педагогики художественного образования не раз указывалось на тот факт, что освоение культурного наследия современными детьми происходит в большей степени через её визуальные формы, которые предоставляют телевидение, Интернет, мультфильмы. Эти транслируемые визуальные формы, нацелены, в большей степени на развлекательность, а в меньшей - на серьёзное освоение ребёнком художественных ценностей.
Психологами и педагогами доказано, что образовательная среда и способы её организации влияют на формирование общей культуры детей, развитие коммуникативных, интеллектуальных, креативных качеств, формирование их интересов к тем или иным объектам, и, как уже указывалось, к развитию художественной культуры, которая, по определению Д.Б. Кабалевского, является частью духовной культуры личности.
Каковы же могут быть условия организации такой художественной среды у детей дошкольного возраста и насколько возможно использование в такой среде подлинно художественных, порой, мало привлекательных для детей, материалов - вопросы, которые необходимо решать сегодня многим педагогам, чья профессиональная деятельность связана с образованием и воспитанием детей этой возрастной группы.
В поиске ответов на данные вопросы обратимся к теории и практике художественного образования детей. Анализ идей различных авторов по содержанию, структуре и функциям художественной, эстетической среды позволил определить её организационные составляющие в образовательных учреждениях у дошкольников и младших школьников [1, 2, 3, 4]. Обобщение этих идей способствовало определению условий как для дошкольного (детский сад), так и для школьного (стартовые школы) образовательного учреждения по организации художественной (визуальной) среды. Таковыми являются:
- реализация деятельности воспитателя и учителя на организацию художественных выставок, в которых органично сочетаются работы детей и работы одного или двух великих художников;
- реализация деятельности воспитателя и учителя на введение в процесс художественного творчества дошкольников просмотр художественных произведений и создания художественных продуктов по их мотивам;
- создание воспитателем и учителем возможностей для самостоятельного просмотра ребёнком репродукций картин известных художников в свободное время.
Рассмотрим указанные условия подробнее. Для совместной выставки «художники - дети» можно использовать творческие упражнения на создание детьми художественных продуктов (рисунков, аппликаций из цветной бумаги), в которых повторяются цветовые сочетания, художественные формы, а, может быть, и сюжеты картин художников, предполагаемых для включения в такую выставку. Эти детские работы на выставке можно сочетать с работами известного или известных художников. Восприятие репродукций картин на выставке и собственных художественных продуктов, сходных по колориту, формам, композиции, сюжету с ними, вызывает у детей чувство гордости и веры в собственные творческие силы, что является положительным стимулом к дальнейшему творческому росту. Такие смешанные детско-авторские экспозиции дают возможность и родителям увидеть потенциальные художественные способности своих детей, а заодно и познакомиться с творчеством великих живописных мастеров.
Организация выставок требует от воспитателя и учителя:
- методической подготовленности для проведения творческих занятий, на которых дети «воспроизводят» художественные установки автора в собственном творческом продукте;
- знание работ художников, чьи репродукции картин предполагается вынести на выставку;
- произведение сменяемости детских работ на такой выставке, чтобы работы каждого ребёнка побывали в соседстве с творениями великого мастера;
- нахождение оптимального сочетания количества работ художника и творческих продуктов детей, а также их пространственного расположения.
Что касается свободной деятельности дошкольников, то на столах в комнатах, где они проводят свободное время, могут быть выложены альбомы репродукций с картинами известных художников. Если такие альбомы отсутствуют, то воспитатель может изготовить их самостоятельно. Конечно, художественный уровень их не будет столь высоким, как в альбоме, но, имея компьютер и доступ в Интернет, а также цветной принтер, можно создать альбом, посвящённый как творчеству отдельного художника, так и творчеству нескольких художников.
Психологами доказано, что для дошкольников в процессе ознакомления с теми или иными объектами необходимо включение тактильного анализатора. Для получения информации о том или ином предмете они помимо зрения и слуха опираются и на осязание. Поэтому рассматривание каких-либо предметов, включая художественные произведения, часто сопровождается у детей ощупыванием этих предметов, прикасанием к ним. Но при просмотре слайдовых и компьютерных презентаций этот столь важный анализатор для познания детьми объекта исключён. При рассматривании же картинок в книге, репродукций в альбоме дошкольники могут прикоснуться к ним, и, обрисовывая в процессе этого прикосновения форму изображённого объекта, они эффективнее запоминают и сам рисунок, и его сюжет.
Музыкальная составляющая художественной среды, как уже указывалось, включает введение в образовательно-воспитательный процесс примеров музыкального творчества самих учащихся и творчества композиторского и/или народного. Для этого воспитателями и учителями возможно производить включение примеров музыкального искусства, которые используются как:
- фон для определённых видов деятельности детей;
- фон для создания комфортного быта ребёнка;
- как примеры для активного восприятия музыки и рассуждения о ней;
- как пример копии музыкального произведения, которая может быть воссоздана ребёнком в процессе исполнения на элементарных музыкальных инструментах.
В таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование, аппликация воспитателями водятся определённые музыкальные фрагменты, соответствующие тематике изготовляемого детьми художественного продукта. Так, например, фольклорной музыкой сопровождаются рисунки и аппликации матрёшек, народных музыкальных инструментов, картинки с сюжетами по мотивам народных сказок. При создании художественного продукта для стимулирования определённого эмоционального настроения подбираются различные музыкальные произведения, соответствующие тематике и настроению этого продукта. В процессе детских игр, развлечений, праздников, утренников используются музыкальные фрагменты, способствующие созданию у ребёнка определённого эмоционального состояния, формированию готовности выполнять те или иные действия и упражнения. Музыку как фон используют для скорейшего засыпания детей (колыбельные), для проведения утренней гимнастики (марши), на прогулках (записи танцев, маршей). При необходимости затормозить активные действия расшалившихся детей используют спокойные тихие мелодии. Музыку вводят как определённую заставку к праздникам, спектаклям, театральным действам.
В процессе осуществления музыкальной деятельности детей необходимо введение серьёзного и вдумчивого восприятия музыки и рассуждения о ней. Для осознания ценности музыкального произведения в рассказах о воспринятой музыке необходимо выяснение не только её основного эмоционального тона, на что чаще всего обращают внимание воспитатели и музыкальные руководители, но и на те жизненные ситуации, о которых музыка рассказывает. Так, в процессе восприятия музыки реализуется связь музыки с жизнью детей, когда ребёнок не просто воспринимает, а и проживает то или иное музыкальное произведение.
В процессе музыкальной деятельности дошкольникам может быть предложено прослушивание музыки и её воссоздание, а, иногда и дополнительное «раскрашивание» путём использования различных тембров музыкальных инструментов. Также дошкольники могут включать интонации, встречающиеся в музыкальном произведении. Эти интонации детям можно исполнять на металлофоне, на электронных музыкальных инструментах, на фортепиано. Помимо интонаций в импровизациях могут быть использованы ритмические формулы-аналоги тем, которые встречаются в представленной для восприятия музыке. Такие ритмические формулы могут быть исполнены на шумовых и ударных инструментах.
Тембровое «раскрашивание» музыкальных произведений можно организовать прямо в процессе повторного восприятия музыки. Для этого можно использовать погремушки, кастаньеты, колокольчики, свистульки и т. д. В процессе реализации такого раскрашивания можно использовать самодельные шумовые инструменты: кастаньеты, бамбузи, маракасы, созданные детьми совместно с родителями.
Копирование исполнения детьми музыки можно вводить и в процессе их свободной деятельности. При наличии музыкальных инструментов или их игрушечных аналогов, дети могут использовать их в ролевых играх, например, «на концерте», «на музыкальном занятии», «на детском утреннике», «на празднике».
В связи с вышеуказанными примерами введения музыкального искусства в художественную среду, условиями включения музыки в звуковую среду могут быть:
- реализация деятельности воспитателя и учителя на создание комфортной звуковой среды, соответствующей определённому событию в детской жизни;
- реализация деятельности воспитателя и учителя на организацию восприятия музыки и беседы (рассуждения) о ней, которая раскрывает перед детьми связь музыки с жизнью;
- реализация деятельности воспитателя и учителя на организацию процесса исполнения детьми музыки на музыкальных, шумовых, ударных музыкальных инструментах.
Для воплощения этих типов профессиональной деятельности воспитатель и учитель должны обладать сформированной музыкальной культурой, которая, прежде всего, включает опыт восприятия ими произведений академической направленности. Хотя, конечно, и лёгкая развлекательная музыка должна быть включена в звуковую среду дошкольников. У воспитателя и учителя в стартовой школе, организующих такую звуковую музыкальную среду, должны быть сформированы представления о психологических особенностях восприятия детьми музыки. Для организации деятельности детей по исполнению музыки на музыкальных, шумовых, ударных инструментах, на детских музыкальных игрушках и воспитателю, и учителю надо уметь включаться в такую исполнительскую деятельность, уметь находить звуковые аналоги тем или иным жизненным явлениям, и, конечно, уметь играть на таких инструментах.
В настоящей статье рассмотрены два основных компонента художественной среды: звуковая (музыкальная) и визуальная (художественная, живописная). В ней не затрагивались такие вопросы, как создание интерьера помещения, что, соответственно, связано с дизайном или введение специфических архитектурных форм, что связано с архитектурой и т. п. Ракурс рассмотрения проблемы создания художественной среды, включающий только два искусства: музыку и живопись обусловлен тем, что именно они, через активизацию зрительных и слуховых анализаторов приводят детей к пониманию содержания искусства, как условного, образного отражения жизни, что, несомненно, способствует формированию их художественной культуры.
Литература
1. Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Д. Новосёлова. - М. : Айресс-Пресс, 2007 - 119 с.
2. Русакова, Т.Г. Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии оценки / Т.Г. Русакова, Т.А. Бреусова // Вестник ОрГУ. - Декабрь, 2013. - Режим доступа : http://osu.ru/doc/1226/article/5855/lang/0.
3. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] / Н.А. Рыжова. - М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2003. - 192 с.
4. Тагильцева, Н.Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах [Текст] / Н.Г. Тагильцева // Образование и наука. - 2013. - № 6. - С. 118-130.
5. Уколова, Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на воспитание растущего человека // Педагогика искусства. - 2012. - № 4. - Режим доступа : http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2012.htm.
6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.