СЛУЖБА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
УДК 342.9
DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3707
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
__о о
В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. П. Матвеев
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 сентября 2021 г.
Аннотация: рассматриваются нормы, регулирующие прохождение государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации. Анализируются особенности порядка поступления на государственную службу в органы прокуратуры, прохождения и прекращения службы прокурорскими работниками.
Ключевые слова: государственная служба, прокурорский работник, прокуратура, правовой статус прокурорских работников, классный чин.
Abstract: the article considers the norms governing the procedure for passing the state service in the prosecutor's office of the Russian Federation. The article analyzes the peculiarities of the procedure for entering the service in the prosecutor's office, the procedure for passing and termination of service by prosecutors. Key words: public service, prosecutor's worker, prosecutor's office, legal status of prosecutors, class rank.
Одним из главных условий эффективного процесса функционирования прокуратуры в Российской Федерации является четко организованная деятельность кадрового аппарата ее органов и организаций, протекающая в рамках осуществления государственной службы. Деятельность российской прокуратуры исчисляется 300-летним периодом. Важнейшим историческим событием в формировании кадрового состава прокуратуры России стало издание Указа Петра I от 12 января 1722 г., которым в структуре Правительствующего сената вводились должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Кроме того, во всех коллегиях вводились должности прокуроров, подотчетных генерал-прокурору. Перед прокуратурой была поставлена цель: «уничтожить или ослабить зло, проистекающее
из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». С-
1802 г. функции генерал-прокурора выполнял министр юстиции.
В советский период развития государства законодательство о прокуратуре продолжало совершенствоваться. Так, в 1933 г. постановлением ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 было принято «Положение о прокуратуре Союза ССР»1, которым прокуратура наделялась статусом самостоятельного государственного органа. 16 сентября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении классных чинов
1 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.09.2021).
© Матвеев С. П., 2021
для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры»2 было утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР, а также устанавливалось обязательное требование работникам органов прокуратуры, «состоящим в классных должностях», при исполнении служебных обязанностей носить форменную одежду с установленными знаками различия.
Следующим шагом в укреплении системы прокуратуры СССР стало утверждение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. В отличие от предшествующих нормативных правовых актов о прокуратуре в Положении о прокурорском надзоре в СССР 1955 г. вопросам прохождения службы работниками прокуратуры была посвящена глава VI, имевшая название «Структура органов прокуратуры, порядок назначения и прохождения службы работников прокуратуры».
Более детально вопросы прохождения государственной службы в прокуратуре регламентированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», принятом 17 января 1992 г.
В прокуратуре Российской Федерации трудовую деятельность осуществляют следующие категории работников: прокурорские работники, государственные гражданские служащие, лица, работающие на основании трудового договора, не имеющие классных чинов и не относящиеся к категории прокурорских работников. В свою очередь, в связи с наличием специфики правового регулирования из категории прокурорских работников выделяют военных прокуроров, поскольку они являются военнослужащими. В соответствии с этим в органах и организациях прокуратуры осуществляется федеральная государственная служба (прокурорские работники), государственная гражданская служба (госу-^ дарственные гражданские служащие), военная служба (военные проку-о1 роры).
Обращаясь к законодательству, регулирующему деятельность про-¡^ куратуры, можно отметить некоторую несогласованность его норм с сч иными нормами о федеральной государственной службе. Например, как правило, федеральная государственная служба осуществляется на основе заключенного со служащим государственного контракта. В то же 194 время с прокурорскими работниками заключается не контракт, а трудовой договор. Служебная деятельность государственных служащих регулируется специальными нормативными правовыми актами, а у прокурорских работников — в значительной мере Трудовым кодексом РФ. Деятельность прокурорских работников в нормативных актах обозначается как «служба», однако в законодательстве отсутствует федеральный закон о службе в органах прокуратуры. Указанные факты связаны со специфическим статусом прокуратуры, закрепленным на конституционном уровне.
2 Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / под ред. Ю. И. Мандельштам. М., 1956. С. 241-245.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»3 государственной службой Российской Федерации является профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Рос- . сийской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов . РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государ- ^ ственные должности Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 2 н указанного выше закона подразделяет государственную службу: ® на государственную гражданскую службу; Р военную службу; О государственную службу иных видов. 3 Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокурату- ^ ре Российской Федерации»4 (далее - Федеральный закон «О прокуратуре о Российской Федерации») служба в органах и организациях прокуратуры § отнесена к федеральной государственной службе. Следует отметить, что ^ с точки зрения видовой характеристики служба в органах и организа- < циях прокуратуры имеет некоторые особенности, связанные с определе- о нием вида государственной службы. Так, служба военных прокуроров н относится к военной службе. В свою очередь, деятельность прокуроров, X
го
О Р<
п
ё <
не проходящих военную службу, классифицируется как государственная служба иных видов.
Таким образом, служба в органах и организациях прокуратуры характеризуется как общими признаками государственной службы, так ^ и специальными, отражающими уникальность прокурорской службы. . Субъектами службы в органах и организациях прокуратуры являются государственные служащие, обладающие следующими признаками:
— нанимателями государственных служащих выступают Российская Федерация либо субъекты Федерации в лице их представителей;
— местом работы (службы) государственных служащих являются государственные органы (службы, агентства, учреждения, осуществляющие государственные функции);
— в процессе осуществления профессиональной деятельности государственные служащие выступают от имени государства и являются его представителями, что обусловливает особый правовой статус государ ственных служащих;
— в законодательстве закреплен особый порядок поступления, изме нения условий и прекращения государственной службы;
— государственные служащие наделены властными полномочиями;
— правовой статус государственных служащих характеризуется закре пленной в законодательстве системой ограничений, запретов и государ ственных гарантий.
195
3 О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Для прокурорских работников правомерно выделить также особенности, характеризующие их как государственных служащих, проходящих службу в органах и организациях прокуратуры и отражающих специфику прокурорской деятельности. Как отмечалось выше, служба в прокуратуре отнесена к «государственной службе иных видов». Конкретизируя место службы в органах прокуратуры в системе государственной службы необходимо отметить, что рассматриваемая служба носит правоохранительный характер и, следовательно, должна рассматриваться как правоохранительная служба. В настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение правоохранительной службы. Вместе с тем если в действующих нормативных правовых актах используется термин «правоохранительные органы»5, то деятельность и службу в таких органах логично называть правоохранительной.
К числу особенностей службы в органах и организациях прокуратуры относится:
— на законодательном уровне служба регулируется несколькими нормативными правовыми актами: Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ (далее — Трудовой кодекс), в определенных случаях Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в отношении военных прокуроров — федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»;
— службу в органах и организациях прокуратуры отличает конституционно выделенный, специфический вид деятельности, состоящий в осуществлении от имени государства надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
— при приеме на службу устанавливаются особые требования в отношении квалификации и специальности гражданина, претендующего на
^ должность прокурора;
— лица, принимаемые на должность прокурора, принимают присягу о прокурора;
— прокурорским работникам выдается служебное удостоверение, под_тверждающее право владельца на ношение и хранение боевого ручного
196 стрелкового оружия и специальных средств, а также иные права и пол-номочия, предоставленные прокурорам Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
5 В качестве примера можно привести: ст. 317 Уголовного кодекса РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»; ст. 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов»; ст. 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»; Указ Президента РФ от 29 июля 2011 г. № 1038 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах» и др.
— прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием или военной формой одежды (если являются военными прокурорами).
Как закреплено в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Россий- Г
ской Федерации», деятельность прокуратуры регулируется Конституци- Г
ей РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», ^
а также иными нормативными федеральными законами и международ- н
ными договорами Российской Федерации. ®
Конституция РФ как основной нормативный правовой акт, определя- Р
ющий правовое положение прокуратуры, относит вопросы организации .О
ее деятельности к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Непо- 3
средственно прокуратуре, а именно порядку назначения прокуроров на х
со
соответствующие должности — от Генерального прокурора до прокуроров о
городов, районов и приравненных к ним прокуроров, посвящена ст. 129 §
Конституции РФ, в которой указывается, что «полномочия, организация о
и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определя- <
ются федеральным законом». О
Прежде всего, конституционные нормы находят свое развитие в Фе- н
деральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в котором X
сформулировано понятие прокуратуры, принципы ее организации и де- 0
х<
ятельности, регламентирован порядок деятельности прокуратуры, пе- п речислены службы в органах и организациях прокуратуры. Отдельный < раздел Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» по- ^ священ особенностям организации и обеспечения деятельности органов Г военной прокуратуры.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» трудовые отношения прокурорских работников регулируются трудовым законодательством, а также законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». По этой причине в процессе прохождения службы на прокурорских работников распространяется Трудовой кодекс. В частности,
Трудовым кодексом регулируются следующие вопросы: заключение тру-_
дового договора с прокурорскими работниками; регламентация рабочего 197
(служебного) времени; время отдыха, за исключением отпусков; трудовой-
распорядок; охрана труда; материальная ответственность.
На прокурорских работников как государственных служащих в определенной степени распространяется Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Как установлено ст. 40.2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные ст. 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Наряду с этим, на прокурорских работников в части установления ограничений, запретов и обязанностей распространяются также нормы
Вестник ВГУ. Серия: Право
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Лица, проходящие службу в должности военных прокуроров, по общему правилу являются военнослужащими, имеющими офицерское звание. По этой причине на них, кроме Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», распространяются нормы федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».
Важную роль в регулировании государственной службы в органах и организациях прокуратуры играют указы Президента РФ. Так, вопросам обеспечения прав работников прокуратуры посвящен Указ Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации». В соответствии с данным нормативным актом работникам органов прокуратуры для обеспечения участия в выборах, предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов. Данным указом также регламентируется, что служба работников органов прокуратуры, избранных в государственные органы, органы субъектов РФ и муниципальные органы для исполнения депутатских и иных полномочий, приостанавливается со дня избрания на срок их полномочий.
На подзаконном уровне вопросы, связанные с прохождением службы в прокуратуре, относятся также к сфере правового регулирования правительства. Примером этого выступает постановление Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 113 «Об условиях оплаты труда и социальных гарантиях работников Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, объединенной ¡^ следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры Российской сч Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и Кавказской межрегиональной прокуратуры».
198 В сфере ведомственного регулирования службы в органах прокуратуры активная роль принадлежит Генеральной прокуратуре РФ. Одной из форм реализации правового регулирования службы в органах прокуратуры выступают приказы, принимаемые на ведомственном уровне: совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ № 1265-к(а), Министерства обороны РФ № 379 от 12 сентября 2007 г. «О мерах по реализации в органах военной прокуратуры постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 октября 2008 г. № 54-10 «О повышении размеров должностных окладов работников органов прокуратуры Российской Федерации, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 81 «Об изменении форм трудового договора и соглашения об изменении его условий»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 декабря 2016 г. № 811 «Об . осуществлении полномочий нанимателя от имени Российской Федерации . в отношении федеральных государственных гражданских служащих в ^ органах прокуратуры Российской Федерации, утверждении Инструкции н о порядке реализации руководителями органов прокуратуры Российской ® Федерации полномочий нанимателя от имени Российской Федерации в Р отношении федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу отдельных организационно-распоряди- ^ тельных документов Генерального прокурора Российской Федерации»; х
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 марта 2018 г. № 135 «Об о утверждении Инструкции по учету кадров прокурорских работников, § федеральных государственных гражданских служащих, работников, ^ замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной < государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих о профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и ор- Н ганизациях прокуратуры Российской Федерации»; ®
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 мая 2018 г. № 293 «Об ^ утверждении Инструкции о порядке приема на службу (назначения на Р должность), увольнения (освобождения от должности) и привлечения к < ответственности прокурорских работников по обеспечению собственной ^ безопасности и физической защиты прокуратур субъектов Российской . Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур».
Государственная служба в органах и организациях прокуратуры имеет ряд особенностей, отраженных в законодательстве и анализируемых в специальной литературе. Несмотря на то что в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» правовой статус прокурорских работников однозначно определен, а именно: прокурорские работники ка-тегорированы как государственные служащие, в настоящее время среди юристов-практиков, ученых не прекращаются дискуссии о правовой природе работы (службы) прокурорских работников в организациях и органах прокуратуры, о наиболее оптимальной модели правового регулирования работы (службы). Необходимо констатировать, что правовое регулирова- 99 ние работы (службы) прокурорских работников вызывает ряд вопросов, требующих разрешения на уровне совершенствования законодательства.
На прокурорских работников распространяются:
1) специальные нормативные акты, относящиеся только к прокурорским работникам (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ);
2) в отдельных случаях нормативные акты о государственной гражданской службе;
3) в отдельных случаях трудовое законодательство;
4) законодательство о военной службе.
Такое разнообразие нормативных актов, применяемых в отношении одной категории работников, с одной стороны, создает конкуренцию норм, а с другой — не способствует эффективному регулированию их труда, имеющему свою специфику и высокую государственную значимость. Кроме того, действующая нормативная база, относящаяся к правовому регулированию труда прокурорских работников, не дает определенного ответа на вопросы: к какому виду государственной службы относится их работа (служба)? Чем объясняется непоследовательность законодателя в процессе использования терминологии, определяющей характер деятельности прокурорских работников, т. е. если это «федеральная государственная служба», то почему в тексте Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что эти работники вступают в «трудовые отношения», а не в «служебные» или «государственно-служебные», как это практикуется применительно к правовому регулированию других видов государственной службы?
В специальной литературе учеными высказывается мысль о том, что служба прокурорских работников является государственной гражданской службой. В обоснование такой позиции приводится довод о применении к прокурорским работникам отдельных положений законодательства о государственной гражданской службе. Однако законодатель однозначно не относит прокурорских работников к государственным гражданским служащим; несмотря на то что в штатном расписании системы органов и организаций прокуратуры предусмотрены такие должности, они не имеют непосредственного отношения к прокурорской деятельности.
Основываясь на нормах Федерального закона «О системе государ -ственной службы Российской Федерации», службу в органах и организациях прокуратуры правомерно отнести к государственной службе иных видов. В связи с этим специалистами обсуждается вопрос о необходимости усиления специфики правового регулирования службы Z в органах и организациях прокуратуры6, выделения ее в особый вид службы7, а также совершенствования законодательства о деятельности о прокуратуры8.
Поступая на федеральную государственную службу, прокурорские _работники вступают в правоотношения, регулируемые нормами раз-
200 -
6 См., например: Нестерова Т. А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 1999 ; Верстунина Л. В. Особенности правового регулирования труда прокурор-ско-следственных работников : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
7 См.: Шобухин В. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право : образование, практика, наука. 2017. № 2.
8 См.: Кожевников О. А. Новое в правовом регулировании назначения прокурорских работников // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-v-pravovom-regulirovanii-naznacheniya-prokurorskih-rabotnikov/viewer (дата обращения: 05.09.2021).
го
®
®
О х
X
со
О ^
X
личных отраслей права. В связи с этим на теоретическом уровне дискутируется вопрос о природе правоотношений, сопровождающих службу прокурорских работников. Прежде всего, основанием для вопросов являются формулировки, содержащиеся в тексте Федерального закона . «О прокуратуре Российской Федерации». Как указано в ст. 40 данного . закона, прокурорские работники являются федеральными государствен- ^ ными служащими, исполняющими обязанности по должности федераль- н ной государственной службы с учетом особенностей указанного закона. В приведенной норме и далее по тексту рассматриваемого закона лица, выполняющие прокурорские функции именуются как «прокурорские Q работники». Таким образом, с одной стороны, лица, выполняющие прокурорские функции, отнесены к государственным служащим; с другой стороны, они обозначаются как «работники».
Между тем по сложившейся в России лексической, законодательной практике термины «служащий» и «работник» имеют различное значение и, как правило, не применяются в отношении одних и тех же лиц. ° Так, работник — это тот, кто работает, трудится, либо человек, работа- ^ ющий в определенной сфере деятельности (например, работник просвещения, работники искусства и т. д.). Служащий — это лицо, работающее го по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания (но не на ^ производстве)9. Таким образом, термин «работник» имеет более широкое значение и применение, чем термин «служащий». В законодательной п практике различия в применении рассматриваемых терминов еще более очевидны. Еще в XIX в., в процессе создания фабрично-заводского за- ^ конодательства в России формировалась также новая для того времени : терминология. Например, в Высочайше утвержденном мнении Госсовета «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» от 24 мая 1835 г. работники назывались «работными людьми». Термин «работник» в трудовом законодательстве стал использоваться в Кодексе законов о труде РСФСР 1922 г.
В современном законодательстве термин «работник» в отношении государственных служащих не употребляется, но используются термины «государственный гражданский служащий», «сотрудник». Тем самым законодатель подчеркивает, что государственная служба имеет свою специфику, отличающую ее от других видов трудовой деятельности. 201
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» ха--
рактер отношений между прокурорскими работниками и органами прокуратуры определен как «трудовые». Характер правоотношений между прокурорским работником и органом прокуратуры определяет трудовой договор, заключаемый между сторонами. Трудоправовой характер рассматриваемых отношений объясняется в специальной литературе наличием следующих признаков:
— отношения возникают между наемным (прокурорским) работником и работодателем (государством в лице органа прокуратуры);
9 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М., 1984. С. 553, 636.
— объектом отношений является выполнение определенного рода работы, обусловленной содержанием конкретной государственной должности;
— работа выполняется исключительно личным трудом прокурорского работника;
— поведение субъектов трудового отношения обусловлено подчинением внутреннему трудовому распорядку того государственного органа, в котором проходит служба;
— отношения строятся на возмездных началах, поскольку за свою службу прокурорские работники получают заработную плату в виде денежного содержания10.
Возникновение трудовых отношений прокурорских работников связано с двумя юридическими фактами, такими как заключение трудового договора и издание распорядительного акта о назначении на должность в органах и организациях прокуратуры. Состав трудового отношения характеризуется следующими элементами:
сторонами (субъектами) отношения;
содержанием отношения;
объектом отношения.
Сторонами рассматриваемого трудового отношения выступают гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, установленным законом (специальный субъект), с одной стороны, и наниматель от имени Российской Федерации, с другой стороны. Специальный статус прокурорского работника устанавливается разделом V Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Нанимателем от имени Российской Федерации является орган прокуратуры в лице руководителя.
Содержанием трудового отношения являются права и обязанности сторон. Применительно к трудовым отношениям прокурорских работни-_ ков и органов прокуратуры права и обязанности сторон регулируются, § прежде всего, Федеральным законом «О системе государственной служ-041 бы Российской Федерации», Федеральным законом «О прокуратуре Рос_сийской Федерации», Трудовым кодексом.
202 Тем не менее указание в законе на то, что отношения между про-_ курорскими работниками и органами прокуратуры являются трудовыми, представляется нелогичным с точки зрения сложившейся практики правового регулирования федеральной государственной службы, на что обращается внимание специалистов. Так, В. Ю. Шобухин отмечает: «... несмотря на то что профессиональная деятельность прокурорского работника является государственной службой, с ним заключается трудовой договор, а не контракт, и отношения между ним и работодателем явля-
10 См.: Клочков М. А., Полетаев Ю. Н. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации : трудовые отношения : учеб. пособие для вузов. М., 2019. С. 18.
ются, как отмечено выше, трудовыми (в чем можно усмотреть некоторое противоречие»)11.
Как правило, в соответствии с федеральными законами, регулирующими прохождение отдельных видов государственной службы, с лицами, О поступающими на такую службу, заключается контракт о службе, при . этом стороны вступают не в трудовые, а государственно-служебные (слу- ^ жебные) отношения. н Обращаясь к зарубежному опыту организации деятельности прокура- cd туры, следует отметить отличия от российской системы рассматриваемого F надзорного органа. Так, в Великобритании и США органы прокуратуры, О в нашем понимании, отсутствуют. Вместо них в названных государствах g созданы атторнейские (англ. attorney - прокурор, государственный обви- i нитель) службы, сотрудники которых выполняют функции поддержки q государственного обвинения в судах, занимаются расследованием неко- § торых видов преступления12. g В соответствии с Конституцией КНР китайская прокуратура осущест- < вляет «надзор за соблюдением закона». Органы прокуратуры находятся в о подчинении у Всекитайского собрания народных представителей13. Про- Н куратура КНР осуществляет государственный надзор за соблюдением за- i конности в процессе расследования определенных категорий уголовных g дел, за деятельностью судов, поддерживает обвинение в суде.
Специфика построения системы органов прокуратуры и организации <
ее деятельности в иностранных государствах объясняется национальны- ^
ми традициями, экономическими возможностями государств, особенно- .. стями менталитета населения и другими факторами.
Изучение зарубежного опыта деятельности правоохранительных органов, современных технологий борьбы с преступностью и применение полученных знаний на практике позволит на более высоком уровне продолжить 300-летнюю историю российской прокуратуры.
11 Шобухин В. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право : образование, практика, наука. 2017. № 2. С. 11.
12 См.: Калашников Н. Н. Зарубежный опыт прокурорского надзора за испол--
нением трудового законодательства // World science.
13 Конституция Китайской Народной Республики. URL: https://asia-business. _ ru (дата обращения: 05.09.2021).
Библиографический список
ВерстунинаЛ. В. Особенности правового регулирования труда прокурор-ско-следственных работников : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Калашников Н. Н. Зарубежный опыт прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства // World science. 2018. № 2 (30). C. 80-88.
Клочков М. А., Полетаев Ю. Н. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации : трудовые отношения : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2019.
Кожевников О. А. Новое в правовом регулировании назначения прокурорских работников // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 2.
Нестерова Т. А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 1999.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М. : Рус. яз., 1984.
Шобухин В. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право : образование, практика, наука. 2017. № 2.
Verstunina L. V. Features of the legal regulation of the work of prosecutors and investigators: abstract of the dissertation for the degree of candidate of legal sciences. M., 2009.
Kalashnikov N. N. Foreign experience of prosecutorial supervision over the implementation of labor legislation // World sciences. 2018. № 2. (30). Р. 80—88.
KlochkovM. A., Poletaev Yu. N. Service in the bodies and organizations of the prosecutor's office of the Russian Federation: labor relations: textbook, manual for universities. M. : Yurayt Poblishing House, 2019.
Kozhevnikov O. A. New in the legal regulation of the appointment of prosecutors // Electronic supplement to the «Russian legal journal». 2017. № 2.
Nesterova T. A. Legal regulation of labor relations during the passage service in the prosecutor's office as a special class of the federal public service in Russia: thesis abstract for the degree of candidate of legal sciences. Perm, 1999.
Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language / ed N. Yu. Shwedovoy. 16th ed., Rev. M. : Rus. yaz., 1984.
Shobukhin V. Yu. Some problems of legal regulation of service in the bodies and organizations of the prosecutor's office of the Russian Federation // Russian law: education, practice, sciences. 2017. № 2.
Для цитирования:
Матвеев С. П. Организация государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 193-204. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3707
Recommended citation:
Matveev S. P. Organization of the public service in bodies prosecutor's office of the Russian Federation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2021. № 4 (47). P. 193-204. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3707
References
204
Воронежский государственный университет
Voronezh State University
Matveev S. P., Doctor of Legal Sciences,
Матвеев С. П., доктор юридических Associate Professor
наук, доцент
E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]