Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ РАБОТНИК / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касьянчик Янина Николаевна

В настоящей статье исследуются проблемы правового регулирования труда прокурорских работников. Автор выделяет и раскрывает две проблемы, первая из которых - противоречивость по вопросу правового регулирования прохождения службы в органах прокуратуры среди национальных и международных актов, а вторая - отсутствие содержания понятия «прокурорский работник» в Законе о прокуратуре РФ, в связи с чем имеется неопределенность по вопросу о том, какие категории лиц, работающих в органах прокуратуры, подпадают под данное понятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE WORK OF PROSECUTORS

This article examines the problems of legal regulation of labor of prosecutors. The author identifies and reveals two problems, the first of which is the inconsistency on the issue of legal regulation of service in the prosecutor's office among national and international acts, and the second is the lack of content of the concept of "prosecutor's employee" in the Law on the Prosecutor's Office of the Russian Federation, in connection with which there is no certainty on the question of which categories of persons working in the prosecutor's office fall under this concept.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ»

Касьянчик Янина Николаевна Московский государственный юридический университет

имени О. Е. Кутафина Институт прокуратуры Россия, Москва yankas00@mail.ru Kasyanchik Yanina Nikolaevna Kutafin Moscow State Law University

Russia, Moscow

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ Аннотация: в настоящей статье исследуются проблемы правового регулирования труда прокурорских работников. Автор выделяет и раскрывает две проблемы, первая из которых - противоречивость по вопросу правового регулирования прохождения службы в органах прокуратуры среди национальных и международных актов, а вторая - отсутствие содержания понятия «прокурорский работник» в Законе о прокуратуре РФ, в связи с чем имеется неопределенность по вопросу о том, какие категории лиц, работающих в органах прокуратуры, подпадают под данное понятие.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский работник, трудовое право, трудовые отношения, регулирование труда.

ABOUT SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE WORK OF

PROSECUTORS

Annotation: this article examines the problems of legal regulation of labor of prosecutors. The author identifies and reveals two problems, the first of which is the inconsistency on the issue of legal regulation of service in the prosecutor's office

УДК 349.2

among national and international acts, and the second is the lack of content of the concept of "prosecutor's employee" in the Law on the Prosecutor's Office of the Russian Federation, in connection with which there is no certainty on the question of which categories of persons working in the prosecutor's office fall under this concept. Key words: prosecutor, prosecutor's employee, labor law, labor relations, labor regulation.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое положение в системе федеральных органов государственной власти, и в соответствии с законом осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняет иные функции.

Правовой статус прокурорских работников связан с особенностями их профессиональной деятельности [12, с. 233]. В связи с напряженностью трудового процесса, которая выражается в эмоциональных, интеллектуальных и иных нагрузках, в силу своего публичного характера и функций, возложенных на данный орган, трудовые правоотношения данной категории работников кроме черт, которые присущи любым трудовым правоотношениям, имеют свои отличительные характеристики.

Особое внимание следует обратить на наличие проблем в правовом регулировании труда прокурорских работников.

Первая проблема - противоречие между различными нормативными правовыми актами по вопросу регулирования прохождения службы в органах прокуратуры.

В соответствии со ст. 69 Модельного закона «О прокуратуре» (Далее -Модельный закон о прокуратуре) [2] - трудовые отношения сотрудников органов прокуратуры регулируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] (далее - Закон о

прокуратуре РФ), а также законодательством о труде и законодательством о прохождении воинской службы, в части, не противоречащей закону о прокуратуре.

В Законе о прокуратуре РФ, а именно, части второй ст. 40 устанавливается, что трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, можно говорить о том, что национальное право ставит в приоритет трудовое законодательство, в отличие от международного, который на первое место ставит специальный закон о прокуратуре. Несмотря на это, в научной литературе [10, с. 126] отмечается, что нормативно-правовое регулирование деятельности прокурорских работников отражается также и в Указах Президента Российской Федерации (например, Указ Президента Российской Федерации от 05.07.2021 № 403 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» [5]), а также приказах, которые могут издаваться только Генеральным прокурором РФ (например, Приказ Генерального прокурора РФ от 6 октября 2008 г. № 44-10 «О введении новой системы оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах прокуратуры Российской Федерации» [7]).

Особый интерес представляет Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2015 № 37 «Об утверждении Правил

внутреннего трудового распорядка работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации» [6], в котором в отличие от Закона о прокуратуре РФ определяется, что трудовые отношения работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации регулируются трудовым законодательством, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и

организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Аналогичный расширительный подход в регулировании трудовых отношений прокурорских работников содержится и в Правилах внутреннего трудового распорядка прокуратур субъектов Российской Федерации, например, согласно Правилам внутреннего трудового распорядка работников прокуратуры г. Санкт-Петербурга [13] трудовые отношения работников прокуратуры Санкт-Петербурга регулируются трудовым законодательством, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и организационно-распорядительными документами прокурора Санкт-Петербурга.

В связи с этим, возникает вопрос о соответствии данных актов Закону о прокуратуре РФ, в котором акцент приходится исключительно на трудовое законодательство без указания на иные акты.

Вторая проблема - отсутствие содержания понятия «прокурорский работник» в Законе о прокуратуре РФ, в связи с чем наблюдается неопределенность по вопросу о том, какие категории лиц, работающих в органах прокуратуры, подпадают под данное понятие.

Закон о прокуратуре РФ в абз. 2 ч. 1 ст. 40 определяет, что «прокурорские работники» это федеральные государственные служащие, исполняющие обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Закона о прокуратуре РФ.

В то же время ст. 54 вышеуказанного закона разъясняются некоторые наименования: «прокурор» - Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного

военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции; «прокурорские работники» -прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Однако Н.М. Кориненко полагает, что с последним указанным подходом к определению «прокурорских работников» вряд ли можно согласиться, так как В соответствии с п. 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 [4], «к присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники, ...». Следовательно, поскольку лицо, представляемое к присвоению первоначального классного чина, уже признается прокурорским работником, можно сделать вывод, что наличие классного чина в системе органов прокуратуры не является обязательным признаком, необходимым для отнесения лица к числу прокурорских работников [11, с. 50].

Вместе с тем, в Законе о прокуратуре РФ иногда применяется понятие «работник», в связи с чем встает вопрос о равнозначности такого понятия по отношению к такому, как «прокурорский работник». По данному вопросу стоит согласиться с Р.С. Абдулиным, который утверждает, что «данное понятие никакого нормативного содержания не несет и используется применительно к лицам, организационно и технически обеспечивающим деятельность органов и учреждений прокуратуры, и не имеющим классных чинов» [9, с. 66].

Кроме того, ни одно из перечисленных выше определений не содержит упоминания о научных и педагогических работниках Университета прокуратуры РФ. Вместе с тем, в Указе Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 [4] «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» указывается, что данным Положением определяется порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры

Российской Федерации в соответствии с Законом о прокуратуре РФ. Следовательно, исходя из формулировки данной нормы, можно предположить, что дефиниция «научно-педагогические работники» не входят в понятие «прокурорские работники».

Иной подход можно предположить исходя из п. 8.35 Устава федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации», где утверждается, что работниками Университета являются лица из числа научного, педагогического состава (далее - прокурорские работники), административно-хозяйственного, инженерно-технического, учебно-вспомогательного и иного персонала, обеспечивающего организацию и проведение научной и образовательной деятельности Университета. Таким образом, Устав относит научно-педагогических работников к прокурорским.

В завершающей части исследования считаем верным изложить следующие пути совершенствования правового регулирования труда прокурорских работников:

1) необходимо устранить противоречие (т.е. унифицировать) по вопросу регулирования трудовых отношений прокурорских работников путем указания, что «трудовые отношения работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации регулируются трудовым законодательством, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и организационно-распорядительными документами»;

2) легализировать понятие «прокурорский работник» с учетом положений п. 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21.11.2012 № 1563, а также Устава федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»;

Список литературы:

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2. Модельный закон о прокуратуре (принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 постановлением 27-6 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ) // Инф. бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39. Ч. 1. С. 317-362.

3. Указ Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 06.04.2021) «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (вместе с Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации) // СЗ РФ. 2012. № 48. Ст. 6662.

4. Указ Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 06.04.2021) «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.11.2012. № 48 Ст. 6662.

5. Указ Президента Российской Федерации от 05.07.2021 № 403 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.2021. № 28 Ст. 5490.

6. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2015 № 37 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2015. № 5.

7. Приказ Генпрокуратуры России от 06.10.2008 № 44-10 (ред. от 28.12.2017) «О введении новой системы оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в

органах прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Положением об условиях оплаты труда работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах прокуратуры Российской Федерации») // СПС «Консультант плюс».

8. Устав федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.procuror.spb.ru / doc / ustav_akd.pdf. (дата обращения: 20.10.2021).

9. Абдулин, Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации : Учебное пособие / Р. С. Абдулин. - 3-е издание, исправленное и дополненное. -Курган: Курганский государственный университет, 2016. - 220 с. - ISBN 9785421703716.

10. Голубева, Т. Ю. Специфика правового регулирования труда и социальных гарантий прокурорских работников / Т. Ю. Голубева, А. А. Гаврикова, М. А. Афанасьев // Экономика, социология и право. - 2016. - № 1. -С. 125-134.

11. Кориненко, Н. М. Понятие прокурорского работника и особенности его правового статуса в Российской Федерации / Н. М. Кориненко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки : сборник статей по материалам XCIV студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 19 октября 2020 года. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2020. - С. 48-52.

12. Челнокова Галина Борисовна Изучение особенностей правового регулирования труда прокурорских и следственных работников // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. №10 (38) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/izucheme-osobennostey-pravovogo-

regulirovaniya-truda-prokurorskih-i-sledstvennyh-rabotnikov-1 (дата обращения: 18.10.2021).

13. Официальный сайт Прокуратуры Санкт-Петербурга. Нормативные акты. Правила внутреннего трудового распорядка работников прокуратуры г. Санкт-Петербурга №32 [Электронный ресурс] // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_78/documents?item=2534525 (дата

обращения: 22.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.