Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3040
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
дисциплинарная ответственность / прокуратура / прокурорские работники

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потехин Антон Сергеевич

Данная статья посвящена особенностям дисциплинарной ответственности прокурорских работников. Рассмотрены основания привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности, виды применяемых к ним дисциплинарных взысканий, а также порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ»

1 SCIENCE TIME ■

I м_h* ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ Потехин Антон Сергеевич, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям дисциплинарной ответственности прокурорских работников. Рассмотрены основания привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности, виды применяемых к ним дисциплинарных взысканий, а также порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, прокуратура, прокурорские работники.

Служба в органах прокуратуры как вид профессиональной деятельности отличается рядом особенностей, проявляющихся, в том числе и в осуществлении так называемого служебно-дисциплинарного производства в данной сфере. Дисциплинарная ответственность выступает в качестве одного из элементов, составляющих правовой статус сотрудника прокуратуры и выражается в наложении дисциплинарных взысканий.

Основания привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности закреплены в трудовом законодательстве, но в большей степени в специальном законе - Федеральном законе от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] (далее Законом о прокуратуре).

Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарные взыскания налагаются за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей [1].

В соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих

| SCIENCE TIME |

служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Таким образом, понятие дисциплинарного проступка прокурорского работника намного шире, чем дефиниция этого понятия, используемого в трудовом праве, что обусловлено повышенными требованиями к личным нравственным качествам сотрудников органов прокуратуры.

Федеральным законом от 21.11.2011 № Э29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» Закон о прокуратуре был дополнен статьей 41.8, которая фактически закрепила специальные основания привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности [3]. Так, п. 1 указанной статьи устанавливает, что за несоблюдение работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 41.7 Закона по прокуратуре.

В соответствии с трудовым законодательством работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Закон о прокуратуре наряду с вышеуказанными мерами дисциплинарной ответственности предусматривает возможность применения; строгого выговора; понижения в классном чине; лишения нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждения о неполном служебном соответствии.

Таким образом, Законом о прокуратуре предусмотрен более широкий круг дисциплинарных взысканий, что напрямую связано со спецификой службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Анализируя существующую систему дисциплинарных взысканий, применяемых к прокурорским работникам, следует привести мнение В. Тимофеева, который, рассматривая вопрос о дисциплинарных наказаниях, отмечает, что такой вид дисциплинарного взыскания, как понижение в классном чине, или совсем не применяется, или применяется в единичных случаях. Кроме того, действующие на данный момент нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы прохождения службы в органах прокуратуре, не закрепляют механизма его реализации. Также не установлено, возможно ли его применение к лицу, имеющему самый низший классный чин [8, с. 35].

| SCIENCE TIME |

В связи с этим В. Тимофеев предлагает исключить данный вид дисциплинарной ответственности из перечня, приведенного в статье 41.7 Закона о прокуратуре, и предусмотреть в качестве дисциплинарного наказания понижение в должности, разработав при этом порядок его применения.

С.Н. Братановский, В.В. Стрельников также указывают на необходимость исключения из ст. 47.1 Закона о прокуратуре такого вида дисциплинарного наказания как понижение в классном чине, обосновывая свою позицию сомнительной эффективностью его применения на практике. Вместе с тем, они не считают нужным закреплять такой вид дисциплинарной ответственности, как понижение в должности, поскольку это противоречит международным нормам [6].

Применяя в отношении прокурорских работников такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение из органов прокуратуры, руководство не всегда верно трактует проступок, порочащий честь прокурорского работника. В качестве примера можно привести следующее дело.

Приказом прокуратуры г. Москвы от 05 июля 2011 года Корнешов К.В. был освобожден от занимаемой должности старшего помощника Басманного межрайонного прокурора г. Москвы и уволен за нарушение Присяги прокурора, а также за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника. Указанный приказ истец полагает незаконным, в связи с чем, обратился в суд с иском к прокуратуре г. Москвы. В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что основанием для его издания послужили нарушения, допущенные истцом в связи с рассмотрением обращения С.А.В. о нарушении в деятельности ресторана <^.р.». Во время нахождения в помещении ресторана «L.p.» Корнешов К.В. неоднократно высказывал сотрудникам суждения о том, что обнаружили много грубых нарушений закона, за которые предусмотрена строгая ответственность, в том числе в виде приостановления деятельности ресторана. Таким образом, суд пришел к выводу, что Корнешов К.В. нарушил своими действиями Присягу прокурора, а также совершили проступок, порочащий честь прокурорского работника, связанный с нарушением п.п. 1.5, 1.6 Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, и тем самым установил, что имеются основания для увольнения Корнешова К.В.

С такими выводами суда не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, которая указала, что действия истца, направленные на проверку исполнения законов, не могли быть квалифицированы работодателем как нарушение Присяги прокурора, Кодекса этики, а также как совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, следовательно, оснований для увольнения истца не имелось [10].

Объем прав по наложению дисциплинарных взысканий зависит от статуса прокурора [7, с. 208].

| SCIENCE TIME |

В пункте 2 статьи 41.7 Закона о Прокуратуре сказано, что Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением двух случаев. Во-первых, Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарное взыскание в виде понижения в классном чине на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации. Во-вторых, Генеральный прокурор не вправе налагать дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов прокуратуры на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.

Так, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 2002 г. № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» руководителям органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации определены полномочия по привлечению работников к дисциплинарной ответственности. В частности, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам, директорам (ректорам) научных и образовательных учреждений предоставлены полномочия налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначенных на должность Генеральным прокурором Российской Федерации (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры [4].

Пункт 5 Закона о прокуратуре устанавливает ограничение, согласно которому наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Закон о прокуратуре дублирует общее правило статьи 193 ТК РФ о соблюдении сроков, в течение которых может применяться дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

При этом, п. 7 ст. 41.7 Закона о прокуратуре дополнительно уточняет, что

| SCIENCE TIME |

дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения.

Порядок наложения дисциплинарного взыскания соответствует общим правилам, предусмотренным ст. 193 Трудового кодекса РФ. Так, до применения дисциплинарного взыскания работодателем должно быть затребовано от работника письменное объяснение. В случае, если по истечении двух рабочих дней такое объяснение не было предоставлено работником, работодатель составляет соответствующий акт. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляться работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В этот период не засчитывается время отсутствия работника на службе (работе). В случае отказа работника ознакомиться с приказом о наложении дисциплинарного взыскания под роспись, работодатель должен составить соответствующий акт.

При этом п. 8.4 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2015 г. № 37 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации» устанавливает, что по факту совершения прокурорским работником дисциплинарного проступка в установленном Генеральным прокурором Российской Федерации порядке может проводиться служебная проверка. Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением [5]. Прокурорский работник, в отношении которого проводилась проверка, должен быть ознакомлен с заключением о ее результатах, а по его просьбе - с иными материалами, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В качестве особенности привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности выступает и то, что совершивший проступок, прокурорский работник может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания [9, с. 6].

Таким образом, анализ правовых актов, затрагивающих вопросы служебной дисциплины прокурорских работников, позволяет сделать вывод, что дисциплинарная ответственность прокурорских работников является разновидностью специальной дисциплинарной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 192 Трудового кодекса РФ. Свидетельствуют об этом расширенные основания для привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорских работников, наличие дополнительных мер дисциплинарного взыскания, а также особый порядок их применения.

I SCIENCE TIME I

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 3.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №

47. - Ст. 4472.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №

48. - Ст. 6730.

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.08.2002 № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. - Том 2. -М., 2004.

5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2015 № 37 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2015. - № 5.

6. Братановский С.Н., Стрельников В.В. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. - Саратов, 2007. - 136 с.

7. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. Е.Р. Ергашева. - М., 2012. - 392 с.

8. Тимофеев В. Нужен новый вид дисциплинарной ответственности // Законность. - 2006. - № 3. - С. 34-38.

9. Туганов Ю.Н. Специальная дисциплинарная ответственность судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры по российскому законодательству // Право в Вооруженных Силах. - 2005. - № 7. - С. 3-9.

10. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2014 г. № 33-40521/14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.