ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ РАБОТНИКАМИ ПРОКУРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Карачев Александр Валерьевич, соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин.
Место работы: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается роль прокуратуры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Исследуются вопросы ответственности работников прокуратуры за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Анализируются различные виды юридической ответственности, к которой могут быть привлечены работники прокуратуры, исследуются особенности и условия привлечения к ответственности. Затрагиваются особенности возмещения вреда за счет казны Российской Федерации.
Ключевые слова: Юридическая ответственность, возмещение вреда, прокуратура Российской федерации, чрезвычайные ситуации.
ON THE RESPONSIBILITY FOR THE HARM OF OFFICE OF PUBLIC PROSECUTOR WORKERS IN THE CONDITIONS OF EMERGENCY SITUATIONS
Karachev Aleksandr Valerievich, St.-Petersburg university of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. In article the role of Office of Public Prosecutor in sphere of the prevention and liquidation of consequences of emergency situations is considered. Questions of responsibility of workers of Office of Public Prosecutor for inadequate execution of the official duties are investigated. Various kinds of legal responsibility in which workers of Office of Public Prosecutor can be involved are analyzed, features and bringing to account conditions are investigated. Features of compensation of harm at the expense of treasury of the Russian Federation are mentioned.
Keywords: Legal responsibility, harm compensation, Office of Public Prosecutor of the Russian federation, emergency situations.
Приоритеты деятельности прокуратуры направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Одной из основных целей деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайных ситуаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. (далее по тексту -Закон о прокуратуре) определяет защиту прав и сво-
бод человека и гражданина в числе главных, основных, стоящих перед современной прокуратурой. В результате чрезвычайных ситуаций зачастую происходит умаление прав и свобод граждан. Защита человека, его прав и свобод как высшей ценности, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства, охраны окружающей среды является конституционной обязанностью государства и всех органов публичной власти [2]. Роль Прокуратуры РФ в этой сфере трудно переоценить.
Постоянно растущее количество чрезвычайных ситуаций, вред, причиняемый жизни, здоровью и имуществу граждан в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф, многочисленные нарушения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций требуют усиления роли прокуратуры в этой сфере. В ст. 36 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [3] отмечена необходимость усиления прокурорского надзора при введении чрезвычайного положения.
Не затрагивая вопрос о функциях и полномочиях прокуратуры, акцентируем внимание на некоторые аспекты ответственности работников прокуратуры за вред, причиненный незаконными действиями в условиях чрезвычайных ситуаций. Эти вопросы приобретают особую актуальность в связи с тем, что прокуратура, как «око государево» [4, С. 12] в чрезвычайных ситуациях устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Постоянный прокурорский надзор особенно востребован в условиях чрезвычайных ситуаций. И вопросы ответственности прокурорских работников являются важной составляющей механизма защиты прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций. Еще основатель российской прокуратуры -Петр Первый особое внимание уделял вопросу ответственности прокурорских работников за ненадлежащее исполнение своих обязанностей [5].
Ответственность должностных лиц прокуратуры наступает в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения задач, возложенных на Прокуратуру. Основаниями привлечения к ответственности может послужить, например, ненадлежащее обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам правовых актов в сфере чрезвычайных ситуаций, издаваемых публично-правовыми органами [6]; ненадлежащий надзор за исполнением законов в условиях чрезвычайных ситуаций судебными приставами; ненадлежащий надзор за соблюдением при осуществлении оперативно-розыскной деятельности ограничений прав граждан, а также установленных законодательством РФ прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; недостаточную координацию в условиях чрезвычайных ситуаций деятельности правоохранительных органов, бездействие в устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайных ситуаций, их причин и способствующих им условий; не привлечение к ответственности виновных и не предупреждение нарушений закона, либо неучастие в правотворческой деятельности. Также одним из оснований является недостаточная координационная деятельность в сфере защите прав и свобод граждан в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Выделим две группы правонарушений, за которые работники прокуратуры могут быть привлечены к ответственности:
Бизнес в законе
5'2009
- ненадлежащее наблюдение за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства в условиях чрезвычайных ситуаций;
- непринятие мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
Ст. 34 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» декларирует ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения. Согласно указанной статье превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Работники прокуратуры за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.
К уголовной и административной ответственности работники прокуратуры могут быть привлечены за совершение уголовных преступлений и административных правонарушений. Ст. 42 Закона о прокуратуре устанавливает особенности их привлечения к ответственности. Кроме того, глава. 52 УПК РФ (особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц), а также Приказ Генпрокуратуры РФ от 18 апреля 2008 № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» [7] с учетом особого правового статуса прокурорских работников устанавливают особый порядок проверки сообщений о правонарушениях, возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления в суд и судебного рассмотрения в отношении прокуроров и следователей органов прокуратуры.
Дисциплинарная ответственность работников прокуратуры, согласно ст. 41.7 Закона о прокуратуре наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии работника, т.е. они совершены вопреки требованиям законов, иных нормативных правовых актов, в том числе должностного регламента, служебного распорядка (правил служебного распорядка), а также служебного контракта. Это может проявляться:
- в неисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей (нарушение сроков представления документов, небрежное их оформление, ошибки и пр.);
- в нарушении установленного режима труда и отдыха (прогул, опоздание, отсутствие на рабочем месте в течение служебного дня и т.п.);
- в нарушении обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны;
- в неисполнении требований по охране труда. [8].
На работников прокуратуры могут быть наложены
следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; лишение на-
грудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.
В Законе о прокуратуре, ни в иных актах не закреплен механизм реализации такого дисциплинарного взыскания, как понижение в классном чине. Необходимо внести в Закон о прокуратуре изменения и дополнения: исключить из ст. 41.7 дисциплинарную ответственность в виде понижения в классном чине, а вместо этого предусмотреть понижение в должности, и разработать механизм реализации этого наказания.
[9].
Некоторыми особенностями обладает привлечение к дисциплинарной ответственности работников военной прокуратуры. Согласно п. 12 ст. 48 Закона о прокуратуре они несут дисциплинарную ответственность в том числе в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Причем правом наложения дисциплинарного взыскания обладают только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор РФ.
Работники прокуратуры за совершение незаконных действий в условиях чрезвычайных ситуаций несут гражданско-правовую ответственность. В ст. 52 Конституции РФ устанавливается: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба», что является предпосылкой наступления гражданско-правовой ответственности (п.2 ст.2 ГК РФ).
Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов прокуратуры, наступает независимо от вины должностных лиц (ст. 1070 ГК РФ), поскольку вред, причиненный работниками прокуратуры причиняется специфической деятельностью; «рассредоточенность» вины в действиях должностных лиц естественно сказывается на трудности доказывания вины причинителя вреда; нарушение незаконными действиями, перечисленными в п. 1 ст. 1070 ГК РФ гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. [10, С. 73 - 74]. Также условиями наступления ответственности за вред, причиненный в результате незаконных действий работников прокуратуры в условиях чрезвычайных ситуаций является причинная связь и противоправный характер поведения лица, на которое предполагается возложить ответственность.
Не менее важной является проблема определения незаконности действий работников прокуратуры, поскольку в конкретной норме права не представляется возможным перечислить все их возможные варианты. В отношении термина «незаконные» действия должностных лиц в литературе нет единого мнения, ведь любые действия должностных лиц, приведшие к определенным лишениям невиновного гражданина, являются незаконными. На наш взгляд, термином «незаконные действия» работников прокуратуры следует понимать их действия при осуществлении своих должностных обязанностей, нарушающие нормы любой отрасли права.
Далее следует отметить, что субъектом, обязанным возмещать вред согласно ст. 1070 ГК РФ является государство, а не конкретный судебно-следственный орган, причинивший вред. Целесообразность объясняется еще и тем, что незаконная деятельность работников прокуратуры рассматривается как нарушение государством своей обязанности по охране прав, свобод и законных интересов граждан, необеспечение им
законного функционирования указанных органов. Поэтому «каждая правовая обязанность непременно должна быть подкреплена юридической ответственностью. Без этого обязанность утрачивает характер необходимости определенного поведения, то есть юридический характер». [10, С. 14]. Заметим, что установление правового режима, при котором вред возмещается за счет казны, существенно повышает эффективность института возмещения вреда, так как обеспечивает гражданам и организациям более надежный источник компенсации, своевременную защиту и полное восстановление социальной справедливости. Казна располагает большими возможностями, чем конкретный орган, и тем более должностное лицо по восстановлению потерпевшему прежнего состояния.
До настоящего времени нормативно не определен механизм взыскания ущерба с Федерального казначейства РФ - органа, уполномоченного на определенные действия в отношении такого специфического объекта гражданского права, как казна. Министерству финансов РФ целесообразно разработать Инструкцию о порядке взыскания ущерба с Федерального казначейства РФ. Деятельность Прокуратуры РФ надлежащим образом обеспечивает соблюдение прав и свободы граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций. Ответственность работников прокуратуры за вред, причиненный их незаконными действиями является эффективным элементом системы обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. № 8. Ст. 366.
2. Постановление Конституционного суда РФ от 13 июня 2004 г. № 10-П // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2094.
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 N 3 -ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
4. Сухарев А.Я. Державное "око" в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
5. Андреев Г. прокуратура - опора законности и государства // Законность. - 2008. - N 9
6. Постановление главы городского округа «Город Воронеж» от 10 мая 2006 г. № 623 «О создании нештатных аварийно-спасательных формирований» / Карташов В.Г. Коллизии в муниципальных правовых актах и причины их возникновения // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 11.
7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 18 апреля 2008 № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2008. - № 6.
8. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» / В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова, 2007.
9. Тимофеев В. Нужен новый вид дисциплинарной ответственности // Законность. - 2006. - № 3.
10. Тархов В.А. О юридической ответственности. -Саратов, 1978.