ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 347.963.1 ББК 67.72
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА В РАМКАХ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
Васильева Анастасия Валерьевна
аспирант кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала)
Университета прокуратуры Российской Федерации, юрист 3 класса.
SOME ISSUES OF DIFFERENTIATION OF LABOR LAW NORMS WITHIN THE FRAMEWORK OF OFFICIAL RELATIONS OF PROSECUTOR'S EMPLOYEES
Vasilyeva Anastasia Valeryevna
Graduate student of the Department of Prosecutorial Supervision and the participation of the prosecutor in the consideration of criminal, civil and arbitration cases of the of the Saint-Petersburg Law Institute (branch) of
the University ofprosecutor's office of the Russian Federation, lawyer 3rd class.
АННОТАЦИЯ
Актуальность рассматриваемой темы предопределяется тем, что востребован научный интерес к практической реализации служебных отношений прокурорских работников, которые возможно рассматривать с учётом разграничения норм трудового права. Активное развитие науки прокурорской деятельности с точки зрения кадрового обеспечения в настоящее время обусловливает необходимость акцентирования внимания на таких вопросах как заключение трудового договора прокурорскими работниками, вопросы прохождения службы прокурорских работников и лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих.
На основе анализа позиций, высказанных в научной литературе и теории прокурорской деятельности предлагается вывод о необходимости изучения особенностей, отражающих существующие различия в условиях, содержании и характере труда прокурорских работников и иных лиц.
ABSTRACT
The relevance of the topic is determined by the fact that there is a demand for scientific interest in the practical implementation of official relations of Prosecutor's employees, which can be considered taking into account the differentiation of labor law norms. Active development of the science of the Prosecutor's activities, in terms of staffing at the present time necessitates a focus on such issues as the conclusion of the employment contract prosecutors, questions of service of public prosecutors and persons holding posts of Federal state civil service positions employees occupying positions not being posts of Federal state civil service, and employees engaged in professional activity of workers.
Based on the analysis of the positions expressed in the scientific literature and the theory of prosecutorial activity, it is proposed to conclude that it is necessary to study the features that reflect the existing differences in the conditions, content and nature of the work of prosecutors and other persons.
Ключевые слова: прокуратура, трудовые правоотношения, служебные отношения, кадры, кадровое обеспечение, государственная гражданская служба.
Keywords: Prosecutor's office, labor relations, service relations, personnel, personnel support, state civil service.
Правовая основа деятельности прокуратуры Российской Федерации является необходимой частью правового регулирования единой централизованной системы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), главной и важнейшей функцией прокурора является осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на
территории страны. Указанный надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества и государства1.
Значимость стоящих перед прокуратурой задач определяется и важностью правового регулирования труда прокурорских работников как составляющей части системы органов и организаций прокуратуры.
При анализе норм Закона о прокуратуре, можно сделать вывод, что к прокурорским работникам относятся прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины.
Правовой статус прокурорских работников как основной части работников прокуратуры связан с особенностями их профессиональной служебной деятельности. Здесь важно отметить, что трудовая функция работников органов прокуратуры носит рискованный характер и предполагает определённую дисциплинарную ответственность.
В связи с этим, на наш взгляд, прокурорские работники нуждаются в дополнительной защите, в том числе средствами трудового права и права социального обеспечения путём установления особых государственных гарантий и льгот.
За последние годы законодательно ведётся активный поиск наиболее эффективных способов осуществления трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений прокурорских работников.
Проблема регулирования необходимого уровня эффективности труда прокурорских работников по своей теоретической и практической значимости всегда являлась и сегодня является весьма актуальной.
Вместе с тем, некоторые учёные на научно-теоретическом уровне изучали вопросы регулирования трудовых отношений работников органов и организаций прокуратуры. К примеру, в диссертации Т.А. Нестеровой 1999 г. «Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России» рассмотрены особенности правового регулирования трудовых отношений прокурорско-следственных работников с акцентом на трудовое законодательство, также, вопросы трудовых отношений кадрового обеспечения
государственной службы рассмотрены и исследованы в диссертации Л.В. Верстуниной 2009 г. «Особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников».
Однако, справедливым представляется мнение М.А. Клочкова о том, что и сегодня «в науке трудового права России в новых условиях хозяйствования и управления, несмотря на
1 О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202 - 1 // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон.дан. [М., 20120].
2 Клочков М.А. Служба в органах и организациях
прокуратуры Российской Федерации: трудовые отношения: учеб. Пособие для вузов /
объективную потребность серьёзного научного анализа правовых отношений в сфере труда (службы) прокурорских работников, эта проблема (проблема правового регулирования труда прокурорских работников) не получила глубокого монографического исследования. Достаточно сказать, что сегодня отсутствуют целостные современные научные работы по данной проблеме»2.
Представляется интересным точка зрения
B.Ю. Шобухина, по мнению которого «профессиональная деятельность прокурорского работника является государственной службой, с ним заключается трудовой договор, а не контракт, и отношения между ними и работодателем являются трудовыми (в чем можно усмотреть некоторое противоречие)3, что также свидетельствует о том, что вопросы регулирования труда прокурорских работников и иных работников органов прокуратуры являются дискуссионными и требующими дополнительного исследования.
Отметим, что в настоящее время проблема дифференциации трудового законодательства занимает одно из важных мест в науке трудового права. Это объясняется как теоретической важностью, так и практическим значением для нормотворческой деятельности и практики применения установленных норм.
Вопросы дифференциации трудового права в рамках служебных отношений прокурорских работников можно рассматривать на основе главных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, указанных в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В органах прокуратуры помимо прокурорских работников также имеются должности федеральной государственной гражданской службы, должности работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих. Целесообразно учитывать данное обстоятельство и в вопросах дифференциации, на наш взгляд.
Интересным представляется мнение А.Ю. Винокурова от том, что «до настоящего времени законодательно не определён вид осуществляемой прокурорскими работниками федеральной государственной службы.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной
М.А.Клочков, Ю.Н. Полетаев.- М. : Издательство Юрайт, 2019.- С.6
3 Шобухин В.Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 2.
C.11.
службы Российской Федерации») государственная служба подразделяется на государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов, а до 1 января 2016 г. прямо называлась правоохранительная служба.
В 2005 г. в органах прокуратуры в штатное расписание были включены должности федеральных государственных гражданских служащих, которые закреплены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждённом Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574.
Таким образом, основная масса прокурорских работников, являясь федеральными
государственными служащими, находится в неопределённом статусе»4.
Однако, как отмечено в абзаце втором п. 1 ст.40 Закона о прокуратуре, прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований этого законодательного акта. Вместе с тем требования Закона о прокуратуре не распространяются на федеральных
государственных гражданских служащих, поскольку они не являются прокурорскими работниками, и их служебная деятельность осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Службу в органах и организациях прокуратуры возможно отнести к особому виду государственной службы. Прокурорские работники являются работниками, выполняющими государственные функции, заключающими трудовой договор, т.е. эти работники состоят с работодателем в трудовых правоотношениях, а, следовательно, на них наряду с Законом о прокуратуре распространяются общие нормы трудового законодательства, в первую очередь нормы ТК РФ, а также нормы федерального закона от 25.05.2003 № 58 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», что чётко отражено в п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре.
В Законе о прокуратуре в действующей редакции отсутствуют какие-либо нормы относительно осуществления деятельности лицами, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы, что по нашему мнению является не правильным и требующим дополнения. Так, статью 40 Закона о прокуратуре считаем возможным дополнить нормами о «Прохождении службы федеральных государственных гражданских служащих в органах и организациях прокуратуры».
Вместе с тем, основные вопросы прохождения службы гражданских служащих раскрыты в Федеральном законе от 27.07.204 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В законодательстве Российской Федерации с 2006 года закреплено легальное определение понятия «трудовые отношения». В силу ст.15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В виду того, что прокурорские работники являются «наёмными», по форме трудовых правоотношений и в силу публичного характера выполняют государственные функции, можно выделить ряд определённых особенностей данной служебной деятельности.
Правовое регулирование трудовых отношений прокурорских работников существенно отличается от правовых основ трудовых отношений иных работников прокуратуры (работников,
осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации) и государственных гражданских служащих, которые как мы уже указывали ранее также являются частью системы органов прокуратуры.
Некоторые особенности трудовых правоотношений прокурорских работников заметны уже на стадии возникновения и характеризуются сложным фактическим составом -помимо обычного трудового договора, здесь имеет место и специфический акт - назначение на должность (приказ).
Представляется, что трудовой договор, заключаемый в рамках трудовых правоотношений представляет собой двусторонний юридический акт, который играет важную функциональную роль в механизме правового регулирования трудовых отношений.
Разделяя позицию М.А. Клочкова о том, что «многообразие направлений для изучения значения трудового договора остаётся актуальным и сегодня,
4 Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в 2 т. Том 2. Разделы IV—VII / А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — С. 81-82. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-09662-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451682 (дата
обращения: 04.05.2020).
в том числе и применительно к прокурорским работникам»5, считаем необходимым подчеркнуть значимость вопросов заключения трудового договора с практической и теоретической точки зрения.
Как юридический акт трудовой договор является основанием возникновения трудовых правоотношений (между работником и работодателем) и заключается с целью достижения ряда соглашений по условиям договора, т.е. по его содержанию, конкретизации условий, определении прав и обязанностей сторон.
Представляется, что трудовой договор выступает необходимой предпосылкой
возникновения взаимных прав и обязанностей сторон, а также правовой формой связи работника с другими работниками.
Вместе с тем, на ведомственном уровне в целях обеспечения единого порядка реализации руководителями органов прокуратуры полномочий нанимателя от имени Российской Федерации издан приказ Генерального прокурора от 22.12.2016 № 811 «Об осуществлении полномочий нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждении Инструкции о порядке реализации руководителями органов прокуратуры Российской Федерации полномочий нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу отдельных организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации».
Отметим, что Закон о государственной гражданской службе не содержит понятия трудового договора. В отношении гражданских служащих этим Законом (ст. 23) введено понятие «служебный контракт».
В юридической литературе и в ряде нормативных правовых актов «контракт» чаще всего трактуется как особая разновидность трудового договора, отличающаяся своеобразием
содержания, сторон контракта и его, как правило, срочным характером. Контракт имеет своей целью учесть способности его субъекта (исполнителя), тесно увязать его трудовую деятельность с результатами работы (службы), повысить ответственность за свою работу (работу руководимого им коллектива).
«Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон»6.
Сравнивая юридические понятия «трудовой договор» и «служебный контракт», можно сделать вывод, что содержание и форма служебного контракта и трудового договора как юридических фактов — оснований возникновения правоотношений — во многом схожи.
При поступлении гражданина на гражданскую службу в органы прокуратуры для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы издаётся приказ о назначении на должность гражданской службы и одновременно заключается служебный контракт7.
Отметим, что сложным юридическим составом является и основание возникновения трудовых правоотношений прокурорских работников- назначение на должность, при котором трудовое правоотношение возникает из сложного юридического состава, включающего назначение на должность и заключение трудового договора (ст. 19 ТК РФ).
Также, представляются интересными и другие вопросы, связанные с реализацией трудовых отношений прокурорских работников.
Так, Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» внесены новые изменения относительно требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров8, что на
5Клочков М.А. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: трудовые отношения: учеб. Пособие для вузов / М.А.Клочков, Ю.Н. Полетаев.- М. : Издательство Юрайт, 2019.- С.27.
6 О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ : в ред. Федер. закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ //Рос. газ. - 2004. - 31 июля.
7 Приказ от 22.12.2016 № 811 «Об осуществлении
полномочий нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждении Инструкции о порядке реализации руководителями органов прокуратуры Российской Федерации полномочий нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных
государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу отдельных организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон.дан. [М., 2020]. 8 Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей
«Юриспруденция», с присвоением квалификации
наш взгляд является необходимым и значимым в рамках работы в том числе и по отбору и расстановке кадров в органах прокуратуры.
Весьма существенны и другие отличительные черты правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений прокурорских работников, которые возникают в ходе прохождения службы в прокуратуре.
Положения, закреплённые в п. 5 ст. 4 Закона о прокуратуре являются ещё одной конкретизацией принципа независимости ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан.
Так, прокурорский работник не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности; прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих
неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации9.
Для серьёзного улучшения работы по формированию кадров, повышения
профессионального мастерства прокурорских работников Законом о прокуратуре (ст. 40.3) введены испытания при приёме на службу в органы прокуратуры.
Важное значение при реализации трудовой функции прокурорского работника является аттестация. В соответствии со ст. 41 Закона о прокуратуре прокурорские работники подлежат аттестации, которая призвана способствовать совершенствованию деятельности органов прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров. Аттестация определяет уровень профессиональной подготовки и соответствия прокурорских работников занимаемой должности.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Закона о прокуратуре прокурорским работникам в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины10.
Присвоенный классный чин сохраняется за прокурорским работником при освобождении от замещаемой должности и увольнении из органов или организаций прокуратуры РФ, а также при поступлении на службу в органы или организации прокуратуры РФ вновь.
Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку прокурорского работника.
Указанное Положение конкретизировано в приказе Генерального прокурора РФ от 10.12.2007 № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников», согласно которому первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы в занимаемой должности, как правило, не менее шести месяцев.
Работников, имеющих дисциплинарное взыскание, не прошедших аттестацию, а также в отношении которых возбуждены уголовные дела или проводится служебное расследование, к присвоению классного чина не представляют до снятия взыскания, признания их в аттестационном порядке соответствующими занимаемой должности, окончания служебного расследования, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.
Важно отметить и тот факт, что служба прокурорских работников в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении работников. Поскольку при поступлении на службу в органы прокуратуры заключается трудовой договор, на прокурорских работников как на федеральных государственных служащих распространяются общие основания прекращения трудового договора,
предусмотренные ст. 77 ТК РФ, а также дополнительные основания, указанные в ст. 43 Закона о прокуратуре.
Помимо оснований, предусмотренных ТК РФ прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа прокуратуры, что регламентировано Законом о прокуратуре.
В заключении отметим, что небольшое исследование, проведённое нами в рамках данной статьи позволяет сделать вывод о том, что так называемая дифференциация норм трудового законодательства и Закона о прокуратуре, иными словами разграничение характеризует прокурорского работника как гражданина Российской Федерации, специального субъекта
«юрист», обладающие необходимыми
профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
9 О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202 - 1 //
КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон.дан. [М., 20120].
10 Более подробно данный вопрос раскрыт в Указе Президента РФ от 21 ноября 2012 г. № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон.дан. [М., 2020].
трудового права, правовое регулирование трудовой (служебной) деятельности которого
регламентируется специальным
законодательством.
Законодательство, регулирующее условия труда прокурорских работников на современном этапе, официально распространило нормы трудового законодательства РФ и в то же время дифференцировало условия трудового договора с указанной категорией работников, установив существенные особенности его заключения, изменения и прекращения.
Результаты исследования вопросов правового регулирования труда прокурорских работников позволяют обосновать вывод о том, что указанные особенности отражают существующие различия в условиях, содержании и характере труда указанных работников. Дифференциация нормативных правовых актов, регулирующих труд прокурорских работников, вызвана объективными причинами и в настоящее время является обоснованной и необходимой.
В дальнейшем, на уровне научно -теоритических исследований видится возможным поиск наиболее эффективных способов регулирования данных трудовых отношений прокурорских работников с учётом изменений законодательства (так, включение в раздел 5 Закона о прокуратуре логичных и последовательных норм, относящихся к заключению, изменению прекращению трудового договора) позволило бы обеспечить понимание особенностей правового регулирования трудовых отношений прокурорских работников как на ведомственном уровне, так и для изучения теоретических основ в иных формах.
Список использованной литературы:
1.)Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в 2 т. Том 2. Разделы IV—VII / А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 417 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-09662-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451682 .
2.)Клочков М.А. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: трудовые отношения: учеб. Пособие для вузов / М.А.Клочков, Ю.Н. Полетаев.- М. : Издательство Юрайт, 2019.- с.161
3.)О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ : в ред. Федер. закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ //Рос. газ. - 2004. - 31 июля.
4.) О прокуратуре Российской Федерации : Федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 : в ред. Федер. закона от 27.12.2019 № 516-ФЗ //Рос. газ. - 1992. - 18 февраля.
5.)Приказ Генерального прокурора РФ от 10.12.2007 № 198 «О классных чинах и форменном
обмундировании прокурорских работников» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон.дан. [М., 2020].
6.)Трудовой кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ //Парламент., газ. - 2002. - 05 янв.; Рос. газ. - 2001. - 23 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - N 1, ч. 1, ст. 3.
7.)Указ Президента РФ от 21 ноября 2012 г. № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. Электрон.дан. [М., 2020].
8.) Шобухин В.Ю. Некоторые проблемы правового регулирования службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 2.- с.8-13.
References
1.) Vinokurov, A. Yu. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal'nomu zakonu «O prokurature Rossiiskoi FederatsiI» v 2 t. Tom 2. Razdely IV—VII / A. Yu. Vinokurov. — 3-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurait, 2020. — 417 s. — (Professional'nye kommentarii). — ISBN 978-5-53409662-0. — Tekst : ehlektronnyi // EHBS Yurait [sait]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451682 .
2.) Klochkov M.A. Sluzhba v organakh i organizatsiyakh prokuratury Rossiiskoi Federatsii: trudovye otnosheniya: ucheb. Posobie dlya vuzov / M.A.Klochkov, Yu.N. Poletaev.- M. : Izdatel'stvo Yurait, 2019.- s.161
3.) O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii : Feder. zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ : v red. Feder. zakona ot 06.04.2015 № 68-FZ //Ros. gaz. - 2004. - 31 iyulya.
4.) O prokurature Rossiiskoi Federatsii : Feder. zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 : v red. Feder. zakona ot 27.12.2019 № 516-FZ //Ros. gaz. - 1992. - 18 fevralya.
5.) Prikaz General'nogo prokurora RF ot 10.12.2007 № 198 «O klassnykh chinakh i formennom obmundirovanii prokurorskikh rabotnikoV» // Konsul'tanTPlyus. VersiYAProf [Ehlektronnyi resurs]. Ehlektron.dan. [M., 2020].
6.) Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii : Feder. zakon ot 30.12.2001 № 197-FZ //Parlament., gaz. - 2002. - 05 yanv.; Ros. gaz. - 2001. - 23 dek.; Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. - 2002. - N 1, ch. 1, st. 3.
7.) Ukaz Prezidenta RF ot 21 noyabrya 2012 g. № 1563 «O klassnykh chinakh prokurorskikh rabotnikov organov i organizatsii prokuratury Rossiiskoi FederatsiI» // Konsul'tanTPlyus. VersiYAProf [Ehlektronnyi resurs]. Ehlektron.dan. [M., 2020].
8.) Shobukhin V.Yu. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya sluzhby v organakh i organizatsiyakh prokuratury Rossiiskoi Federatsii // Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2017. № 2.- s.8-13.