СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, АДВОКАТУРА, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Кириллов Аркадий Александрович, аспирант, старший прокурор управления кадров и организации государственной службы прокуратуры г.Москвы
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы прохождения службы в органах прокуратуры как вида государственной службы. Действующее законодательство не относит службу в органах прокуратуры к конкретному виду государственной службы (правоохранительной, гражданской, военной), в связи с чем в науке, нет единого мнения относительно того, к какому виду федеральной государственной службы относится служба в органах прокуратуры.
Ключевые слова: государственная служба, прокуратура, правоохранительная служба, этика прокурора
Контакты автора: [email protected]
GOVERNMENT SERVICE AND PECULIARITIES OF DOING SERVICE IN AGENCIES OF PUBLIC PROSECUTOR'S OFFICE
Kirillov A.A., post-graduate, chief prosecutor of department of personnel and organization of
government service of prosecutor office of Moscow
Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation
Annotation. This article examines issues of doing service in agencies of public prosecutor's offices as type of Government service. Current legislation does not put service in agencies of public prosecutor's office to any specific type of government service (law-enforcement, civil, military), due to that there is no common opinion in respect of to which type of federal government service regards the service in agencies of public prosecutor's office.
Key words: Government service, public prosecutor's office, law-enforcement agency, prosecutor ethics
Важным системообразующим признаком управления кадрами органов прокуратуры является то обстоятельство, что прокурорские работники в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации»1 являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы. Это обстоятельство, безусловно, должно учитываться при организации работы в системе органов прокуратуры всей кадровой работы2.
Анализ государственной службы необходимо вести через анализ государства, которому она служит и которое определяет идеологию ее функционирования. Государство само формирует свою государственную службу, выступая в роли нанимателя работников. Важно отметить, что не все, кто работает по найму у государства, являются государственными служащими, а только те, кто связан с обеспечением исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности3.
Согласно положений Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»4, под государственной службой в Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.
Статья 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» содержит закрытый перечень видов государственной службы, который включает: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. Следует отметить, что иные виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».
1 СЗ РФ. 1995. №47. Ст.4472
2 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учеб./Под ред.проф. А.Ф.Смирнова. М.:Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С.63
3 Государственная политик и управление. Учебник. В 2 ч. Часть II. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгуова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.73
4 СЗ РФ. 2003. №22. Ст.2063
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2009
Таким образом, складывается неоднозначная ситуация: с одной стороны Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» указывает, что служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не включает прокурорскую службу в число видов государственной службы и не определяет особенности прохождения службы в органах прокуратуры.
В то же время в этом документе предусматриваются особенности прохождения правоохранительной службы, которая определяется как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Однако в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» отсутствуют какие-либо указания на отнесение службы в органах прокуратуры к правоохранительной службе. В то же время в доктрине неоднократно высказывалось мнение о необходимости рассмотрения прокурорской службы в качестве одного из видов правоохранительной службы5.
Уникальность прокуратуры в связи с универсальностью ее деятельности состоит в том, что ей в совокупности присущи признаками всех видов государственной службы, при приоритетном значении прокурорской и следственной службы6.
В Концепции подбора, расстановки, закрепления и воспитания кадров органов прокуратуры (кадровая политика), разработанной в 1995 году Научноисследовательским институтом укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации отмечается, что реализация в новых социально-экономических условиях функций управления кадрами в системе органов прокуратуры предъявляет повышенные требования к правовому оформлению организации их деятельности на принципах государственной службы. Прежде всего, требуется нормативно закрепить концептуальное представление о службе в органах прокуратуры как виде государственной службы граждан РФ7.
5 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учеб./Под ред.проф. А.Ф.Смирнова. М.:Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С.63
6 Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государству: учебник/по ред.А.Я. Сухарева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2008. С115
7 Концепция подбора, расстановки, закрепления и воспита-
ния кадров органов прокуратуры. (кадровая политика). Ряб-
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит ни одной ссылки на положения Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», что в свою очередь вызывает вопросы о природе службы в органах прокуратуры. При этом следует отметить, что ст. 40.2 Фз «О прокуратуре Российской Федерации» (Ограничения, запреты и обя-
занности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры) отсылает нас к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»8 и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»9 в части ограничений, запретов и обязанностей государственных служащих.
В законодательстве о государственной службе на современном этапе больше внимания уделяется вопросам профессиональной этики государственных служащих и разрешению конфликта интересов на государственной службе. В Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включен ряд этических по своему содержанию требований к служебному поведению гражданского служащего. В частности, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа и другие. Будучи закрепленными в законе, эти требования, естественно, приобретают характер юридических обязанностей.
Проблема этики государственной службы актуальна не только для нашей страны, но и для зарубежных стран. Однако механизмы соблюдения этических норм опираются там главным образом на традиции, а не на правовые запреты. Что касается контроля в указанной сфере, то в этих целях используются обычные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Актуальность вопросы профессиональной этики приобретают и для прокурорских работников. В связи с этим чрезвычайно своевременным выглядит предпринятая в 2008 г. коллективом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации попытка подготовки проекта Кодекса этических норм прокурорского работника Российской Федерации и новой Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.
Сложившаяся на сегодня правовая база, регламентирующая работу с кадрами в органах прокуратуры, в том числе вопросы прохождения государственной службы в органах прокуратуры, поступления на службу, отбор кандидатов на должности
цев В.П., Дементьева Е.Е., Куприянова В.И., Плашков А.Н., -М., 1995. С.25.
8 СЗ РФ. 2008. №52.Ст. 6228.
9 СЗ РФ. 2004. №31.Ст. 3215
прокурорских работников, требования к кандидатам на должности прокуроров, требуют формулирования этических норм прокурорского работника и разработки концепции воспитательной работы в органах прокуратуры.
Все выше сказанное, позволяет сделать вывод, что содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, которые, прежде всего, подчинены интересам оптимального выполнения прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры. Именно специфика задач, функций и полномочий прокуроров, условий их деятельности предопределяет необходимость законодательной регламентации требований, предъявляемых к этим
лицам10.
Рассматривая вопросы прохождения службы в органах прокуратуры как вида государственной службы С.Н.Братановский указывает, что после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» законодательство о государственной службе поднято на более высокий уровень. Однако действующие нормативные акты, регулирующие организацию и прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры России, принимаются не достаточно быстро. Положения, относящиеся к правовому статусу работника прокуратуры, определению круга его служебных прав и обязанностей и непосредственно связанные со службой в органах прокуратуры, частично урегулированы законодательством о государственной службе, однако они не отражают специфики служебно-правовых отношений в прокуратуре как особом государственном органе, осуществляющем надзор за исполнением Конституции РФ, законов и иных нормативных актов11.
Как и иная государственная служба, служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»12.
Таким образом, отсутствие в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ссылки на положения ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» порождает вопросы, относительно того, к какому виду федеральной государственной
10 Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государству: учебник/по ред.А.Я. Сухарева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2008. С116
11 Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Под. ред.С.Н.Братановского, Саратов, 2007.
12 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учеб./Под ред.проф. А.Ф.Смирнова. М.:Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С.64
службы относится служба в органах прокуратуры. Учитывая особый статус органов прокуратуры, ее функции и стоящие перед ней задачи, целесообразно выделить службу в органах прокуратуры в особый вид федеральной государственной службы.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Под. ред.С.Н.Братановского, Саратов, 2007.
2 Государственная политик и управление. Учебник. В 2 ч. Часть II. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгуова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
3 Концепция подбора, расстановки, закрепления и воспитания кадров органов прокуратуры. (кадровая политика). Рябцев В.П., Дементьева Е.Е., Куприянова В.И., Плашков А.Н., - М., 1995. С.25.
4 Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учеб./Под ред.проф. А.Ф.Смирнова. М.:Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 2005.
5 Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государству: учебник/по ред.А.Я. Сухарева. -2-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2008.