UDC 340
LAW REGULATION OF ANTI-CORRUPTION PROCEDURES
Sergey Vyacheslavovich FILATOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department; Public Prosecutor's Office of Tambov region, Public Prosecutor of Division for Supervision over Implementation of Federal Legislation, e-mail:filatov068@ya.ru
The article analyzes the existing legal and regulatory framework governing the fight against corruption, through the prism of possibilities for confronting corruption in law-making process.
Key words: fight against corruption in law-making; law sources; anti-corruption procedures.
УДК 344.1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
© Николай Николаевич КАРПОВ
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой общих проблем прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства и участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе, е-шаіі; 200135@mail.ru
Рассматривается состояние законности в войсках Российской Федерации, понятие обеспечения законности в сфере военной службы и ее составные части, объект и предмет деятельности прокуратуры в этой сфере, особенности деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере военной службы.
Ключевые слова: деятельность прокуратуры; обеспечение законности; прохождение военной службы.
Военная служба является одним из важнейших элементов исполнения гражданами Российской Федерации своей конституционной обязанности по защите Отечества. При этом прохождение военной службы осуществляется гражданами как по призыву, так и в добровольном порядке или по контракту.
Органы государственной власти Российской Федерации, организовывая прохождение гражданами военной службы, обязаны обеспечить реализацию прав и свобод граждан. При этом должны учитываться как положения, содержащиеся в ст. 2 Конституции Российской Федерации, обязывающие государство признавать, соблюдать и защищать права граждан, так и требования конституционных норм (ст. 7, 20, 21 Конституции Российской Федерации) о том, что политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, охрану жизни, здоровья, достоинства личности.
Однако органами прокуратуры в ходе осуществления надзорных мероприятий, а
также функции уголовного преследования ежегодно выявляется значительное количество преступлений и иных нарушений законности в войсках Российской Федерации. Результаты проведенного нами исследования, которым охвачен период с начала 1980-х гг. по настоящее время, позволяют сделать вывод о том, что компетентные органы государственной власти, в первую очередь военное командование, не в полной мере обеспечивают законность в сфере прохождения военной службы, в т. ч. реализацию установленных Конституцией Российской Федерации неотъемлемых прав граждан России на жизнь, здоровые и безопасные условия труда (службы) и социальное благополучие.
Так, согласно статистическим данным Главной военной прокуратуры в 2000-2005 гг. в российских войсках1 ежегодно соверша-
1 Автором используются в работе статистические данные Главной военной прокуратуры о состоянии преступности и законности в поднадзорных ей воинских частях Вооруженных сил, пограничных органов, внутренних войск МВД, других войсках, воинских
лось около 23 тыс. преступлений. От указанных преступлений пострадали около 61,5 тыс. человек (61304), их которых свыше 5,7 тыс. человек погибли. В 2006-2010 гг. в войсках Российской Федерации совершалось ежегодно в среднем около 19 тыс. 650 преступлений, от которых погиб 2 тыс. 401 человек, а тяжкий вред здоровью был причинен 2 тыс. 655 лицам.
Эти данные свидетельствуют о том, что в войсках Российской Федерации сохраняется стабильно высокий уровень преступности, гибнет значительное количество людей, а здоровью многих военнослужащих и иных граждан причиняется значительный вред.
Крайне тревожны и показатели состояния законности в войсках Российской Федерации. Так, если только за период с 1992 г. по 1999 г. военными прокурорами ежегодно выявлялось в войсках Российской Федерации в среднем по 18 тыс. 186 нарушений законов, то в период с 2000 г. (55 тыс. 721 нарушений законов) по 2010 г. число ежегодно выявляемых прокурорами правонарушений каждый год стремительно возрастало и в 2010 г. составило уже 242 тыс. 523 нарушений, что более чем в четыре раза превышает показатель 2000 г. и почти в четырнадцать раз -показатели 1990-х гг.
Значительное число указанных нарушений законности совершалось именно в сфере прав и свобод человека. Так, если в 2000 г. их было выявлено 28 тыс. 499, то в 2010 г. количество подобных нарушений составило 106 тыс. 719, что почти в четыре раза превысило уровень 2000 г.
Динамика данных показателей свидетельствует о серьезном (многократном) увеличении числа нарушений законности в войсках Российской Федерации.
Высокие показатели преступности и иных нарушений законности в войсках Российской Федерации, в результате которых нарушаются конституционные права военнослужащих и других граждан, свидетельствуют о необходимости принятия государством
формированиях и органах Российской Федерации, содержащиеся в ежегодно представляемых Главной военной прокуратурой в 2000-2010 г.г. (и в отдельные другие периоды) в Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации (дано название управления на настоящее время) статистических отчетах о состоянии преступности и законности [1].
адекватных мер по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы, по защите при этом конституционных прав граждан Российской Федерации и охраняемых законом интересов государства.
Отметим также, что укрепление правопорядка и воинской дисциплины признаны Военной доктриной Российской Федерации 2010 г. одним из основных направлений решения задач строительства и развития Вооруженных сил и других войск.
Особое значение в связи с изложенным приобретает эффективность деятельности органов прокуратуры, важнейшими целями деятельности которой является обеспечение единства, верховенства и укрепления законности, а также защита прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов государства.
Только в 2010 г. органами прокуратуры выявлено в российских войсках 242 тыс. 523 нарушения законов (здесь и далее в скобках - в 2009 г. - 216 тыс. 256), из них 12 тыс. 816 незаконных правовых актов (13 тыс. 204). При этом только в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено 106 тыс. 719 (88 тыс. 731) таких нарушений (88 тыс. 731). По результатам этой надзорной работы в соответствии со своими полномочиями прокуроры принесли 10 тыс. 523
(9 тыс. 906) протестов, направили 8 тыс. 353 (6 тыс. 656) исков (заявлений) в суды общей юрисдикции (арбитражные суды), внесли 29 тыс. 429 (26 тыс. 168) представлений об устранении нарушений законов.
Наличие у прокуратуры целей деятельности по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства; обладание прокуратурой функциями осуществления надзора за исполнением законов установленными законом органами и должностными лицами государственной власти, уголовного преследования граждан и другими функциями; ее независимость от других органов государственной и муниципальной власти позволяют рассматривать ее как орган государственной власти, обладающий особым статусом, на который государством возложена значительная роль в обеспечении законности в сфере прохождения гражданами военной службы.
Нарушения законности в сфере прохождения военной службы, в т. ч. приводящие к гибели людей, причинению вреда их здоровью и другим тяжким последствиям, в значительной мере ослабляющим обороноспособность страны и ведущим к эскалации социальной напряженности, свидетельствуют о необходимости разработки мер, направленных на совершенствование деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы.
Поэтому проблема эффективной деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы представляется особо актуальной как для граждан Российской Федерации, так и для Российского государства.
При этом под обеспечением законности в сфере прохождения военной службы следует понимать осуществляемую на основании конституционных и законодательных норм деятельность органов (должностных лиц) в первую очередь государственной власти, военного командования по полному и всестороннему конституционному и иному законодательному и нормативному правовому регулированию процесса прохождения военной службы; точному, обязательному и единообразному исполнению этих законодательных норм; признанию, соблюдению и защите конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина при прохождении военной службы, а также по организации в войсках эффективной деятельности суда, прокуратуры и правоохранительных органов, направленной на точное, обязательное и единообразное исполнение законодательных норм, регулирующих организацию обороны страны, признание, соблюдение и защиту конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина при прохождении военной службы.
Составными частями обеспечения законности в сфере военной службы являются:
а) полное и всестороннее конституционное и иное законодательное и нормативное правовое регулирование процесса защиты Отечества (организация обороны Российской Федерации), в частности прохождения военной службы; б) постоянная, целенаправленная и эффективная деятельность военного командования по точному, обязательному и единообразному исполнению законодательных
норм, регулирующих организацию обороны страны, поддержанию правового порядка в войсках; в) постоянная, всесторонняя и полномасштабная деятельность органов государственной и муниципальной власти, военного командования по признанию, соблюдению и защите конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина при прохождении военной службы; г) организация в войсках эффективной деятельности суда, прокуратуры и правоохранительных органов, направленной на точное, обязательное и единообразное исполнение законодательных норм, регулирующих организацию обороны страны, признание, соблюдение и защиту конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина при прохождении военной службы.
Объект деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы - сфера общественных отношений, возникающих между государством и гражданином в связи с организацией государством и прохождением гражданином военной службы.
Деятельность прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы представляет собою собирательное понятие из предметов каждой конкретно функции прокуратуры.
По нашему мнению, в обобщенном виде деятельность прокуратуры в сфере прохождения военной службы можно сформулировать как совокупность предметов надзорной деятельности прокуратуры, деятельности прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участию в рассмотрении дел судами и других функций прокуратуры.
Общий предмет надзорной деятельности прокуратуры - соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов и соответствие издаваемых поднадзорным органов правовых актов законодательству.
Предмет координационной деятельности прокуратуры - изучение, анализ и выработка совместно с правоохранительными органами совместных мер по борьбе с преступностью (недопущением нарушений закона).
Предмет деятельности прокуратуры при осуществлении уголовного преследования -привлечение к уголовной ответственности
виновных в совершении преступлений лиц, недопущение нарушений прав участников уголовного процесса.
Аналогичным образом определяются предметы и других функций прокуратуры.
Однако предмет деятельности прокуратуры именно по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы конкретизируется обозначенным нами целеуказанием - обеспечение законности.
Сделаем вывод, что предметом деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы, является совокупность предметов каждой из составляющих деятельность прокуратуры функций, рассматриваемых исходя из приоритета именно обеспечения законности.
Отметим при этом, что основная функциональная нагрузка будет возложена в деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы именно на надзорные функции (прежде всего, надзор за исполнением законов в деятельности должностных лиц органов военного управления), участие в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел судами, а также на рассмотрение и разрешение обращений граждан.
Целями деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождении военной службы являются:
- обеспечение признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (в т. ч. исполняющего свою конституционную обязанность по защите Отечества), являющегося высшей ценностью в обществе;
- защита охраняемых законом интересов общества и государства, заключающихся в обеспечении установленными законом средствами надлежащей защиты Отечества, в т. ч. организации прохождения военной службы;
- обеспечение при прохождении военной службы точного, обязательного и единообразного исполнения норм Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов должностными лицами и органами государственной и муниципальной власти, военным командованием, общественными объединениями и гражданами.
Достижению этих целей деятельности прокуратуры по обеспечению законности в
сфере прохождения военной службы способствует выполнение ею конкретных, определяемых ее статусным положением, задач.
Действующее законодательство, к сожалению, не содержит точного определения задач прокуратуры Российской Федерации.
Однако анализ содержания приказов Генерального прокурора Российской Федерации, в частности приказ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (поставлены задачи по выявлению и пресечению правонарушений, привлечению виновных к ответственности, обеспечения профилактической направленности прокурорского надзора, восстановления нарушенных прав), приказ от 19 января 2007 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» (поставлена задача привлечения виновных лиц к предусмотренным законодательством видам ответственности), приказ от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (поставлена, в частности, задача своевременного предупреждения, выявления и устранения, пресечения нарушений законности), приказ от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (поставлена
задача выявления и устранения, пресечения нарушений законности), указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» (поставлена, в частности, задача восстановления нарушенных прав граждан), приказ от 9 июня 2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» (поставлена задача обеспечить предупредительный характер прокурор -ского надзора), указание Генерального прокурора Российской Федерации от 13 августа
2009 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринима-
тельской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти» (поставлена задача выявления нарушений закона и наказания виновных лиц), приказ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» (поставлены задачи выявления, пресечения и предупреждения правонарушений), приказ от 19 ноября 2009 г. № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» (поставлены задачи по выявлению и пресечению преступлений, установлению обстоятельств содеянного, привлечению к ответственности, предупреждению правонарушений), приказ от 15 мая
2010 г. № 208 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» (выявление, пресечение и предупреждение правонарушений), приказ от 11 декабря 2010 г. № 445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» (поставлена задача активного участия в работе по профилактике правонарушений) и других позволяют сделать вывод о том, что к главным задачам деятельности прокуратуры следует отнести: своевременное выявление правонарушений и их пресечение (устранение нарушений законности вряд ли можно отнести к компетенции прокурора), предупреждение нарушений закона; установление лиц, виновных в совершении нарушений закона и привлечение их к установленной законом ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов государства.
С учетом изложенного, по нашему мнению, достижению прокуратурой целей своей деятельности по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы должно способствовать выполнение ею задач, которые можно подразделить на общие и специальные, отнеся к числу важнейших из них:
- полное и всестороннее исполнение своих функций и полномочий;
- сохранение при исполнении своих функций и полномочий независимости от иных подсистем и органов государственной
и муниципальной власти, общественных объединений и граждан;
- обеспечение объективности при исполнении своих функций и полномочий, заключающееся в беспристрастности при защите как интересов человека и гражданина, так и охраняемых законом интересов общества и государства (общие задачи);
- своевременное выявление правонарушений и их пресечение, предупреждение нарушений закона;
- установление лиц, виновных в совершении нарушений закона и привлечение их к установленной законом ответственности;
- восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов государства (специальные задачи) [2].
Деятельность прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы в отличие от деятельности военного командования и других органов государственной власти, участвующих в обеспечении законности при прохождении военной службы, обладает некоторыми особенностями, к которым следует отнести, в частности:
а) наличие у прокуратуры двуединой правозащитной цели своей деятельности, подразумевающей в качестве одной из целей деятельности как защиту прав и свобод человека и гражданина, так и защиту охраняемых законом интересов государства и общества;
б) обладание прокуратурой функцией осуществления надзора за исполнением законов и соответствием закону правовых актов, издаваемых установленными законом должностными лицами государственной власти, на которых возложены задачи по организации прохождения военной службы, к которым в первую очередь относятся органы военного управления (министерство обороны и иные структуры, имеющие воинские формирования), отсутствие в числе объектов такого надзора гражданина.
в) обладание прокуратурой функцией уголовного преследования граждан (военнослужащих), подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которое от имени государства осуществляется указанным органом государственной власти;
г) обладание прокуратурой независимостью в своих действиях от других органов
государственной власти при осуществлении своих функций и полномочий.
К особенностям деятельности самих органов прокуратуры по обеспечению законности именно в сфере прохождения военной службы следует отнести:
а) повышенную ответственность деятельности в данной сфере, которая заключается в исключительной важности для всего российского общества как обеспечения государством надлежащей защиты Отечества с одной стороны (внешний фактор), так и соблюдения при этом конституционных прав и свобод граждан, собственно и определяющих состояние этой защиты (внутренний фактор);
б) более заметную роль в деятельности по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы, выражающуюся в обоснованной относительной непрозрачности для общества военной структуры и отсутствии в ней других органов, наделенных в соответствующем объеме функциями и полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов государства (общества);
в) специальное создание на основе законодательных норм в системе прокуратуры Российской Федерации осуществляющих деятельность по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы военных прокуратур различных звеньев (гарнизонов, округов (флотов - в настоящее время -направлений), а также Главной военной прокуратуры и наделение Главного военного прокурора статусом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, необходимость специального обучения (подготовки) лиц, занимающих должности прокурорских работников в военных прокуратурах.
1. Статистические отчеты Главной военной прокуратуры РФ 2000-2010 гг. URL: http:// gvp.gov.ru/anmicor.doks/ (дата обращения: 26.03.2013).
2. Карпов Н.Н. Хорошая теория - залог успешной практики // Законность. 2008. № 7. С. 1215.
Поступила в редакцию 24.04.2013 г.
UDC 344.1
ACTIVITIES OF PROSECUTOR’S OFFICE TO ENSURE THE RULE OF LAW IN MILITARY SERVICE SPHERE Nikolay Nikolayevich KARPOV, Academy of General Prosecutor of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor, Head of Common Problems of Prosecutorial Supervision over Implementation of Federal Legislation and Prosecutor's Participation In Civil and Arbitration Proceedings Department, e-mail: 200135@mail.ru The state of law in the armed forces of the Russian Federation, concept of the rule of law in military service and its constituent parts, object and subject of the prosecution in this field, features of the prosecutor’s office to ensure the rule of law in the sphere of military service are considered.
Key words: activities of prosecutors; law enforcement; military service.