Научная статья на тему 'Организация физического воспитания иностранных студентов Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева с учетом спортивного интереса'

Организация физического воспитания иностранных студентов Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева с учетом спортивного интереса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС / БАДМИНТОН / PHYSICAL EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / SPORTS / INTEREST / BADMINTON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева Ольга Александровна, Харлашин Денис Анатольевич, Фролов Дмитрий Александрович

Рассмотрены проблемы привлечения иностранных учащихся к занятиям физической культурой. Предлагается для улучшения системы физического воспитания, учитывать спортивную заинтересованность иностранных студентов. В соответствии с их заинтересованностью организованы занятия по физическому воспитанию с применением бадминтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева Ольга Александровна, Харлашин Денис Анатольевич, Фролов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS, OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV''S GIVEN THE SPORT

The problems of attracting foreign students to physical education are considered. It is proposed to improve the system of physical education, take into account the sporting interest of foreign students. In accordance with their interest in classes of physical education with the use of badmintone.

Текст научной работы на тему «Организация физического воспитания иностранных студентов Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева с учетом спортивного интереса»

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА С УЧЕТОМ СПОРТИВНОГО ИНТЕРЕСА

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF FOREIGN STUDENTS, OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV'S GIVEN THE SPORT

Горбачева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физического воспитания и спорта» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «<Theories and methods of physical education and spor» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Харлашин Денис Анатольевич

старший преподаватель кафедра «(Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Harlashin Denis Anatolyevich senior lecturer Department of «(Applied physical culture» Orel state University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Фролов Дмитрий Александрович

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Frolov Dmitry Alexandrovich senior lecturer Department of «Applied physical culture» Orel state University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Рассмотрены проблемы привлечения иностранных учащихся к занятиям физической культурой. Предлагается для улучшения системы физического воспитания, учитывать спортивную заинтересованность иностранных студентов. В соответствии с их заинтересованностью организованы занятия по физическому воспитанию с применением бадминтона.

Abstract. The problems of attracting foreign students to physical education are considered. It is proposed to improve the system of physical education, take into

account the sporting interest of foreign students. In accordance with their interest in classes of physical education with the use of badminton.

Ключевые слова: физическое воспитание, иностранные студенты, спортивный интерес, бадминтон.

Keyword: physical education, foreign students, sports, interest, badminton.

Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.

Физическая культура затрагивает все жизненно важные стороны человека. Кроме того, она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

С каждым годом число иностранных студентов в России увеличивается. В соответствии с законодательством высшее учебное заведение, решая задачи профессиональной подготовки, должно обеспечить и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание студентов, таким образом, рассматривается как неотъемлемая, важнейшая часть общего воспитания студенчества.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

• Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности

• Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни

• Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

• Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре

• Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.

Одним из путей улучшения системы физического воспитания является совершенствование организации физического воспитания, учитывая спортивную заинтересованность иностранных студентов университета.

Программа по физическому воспитанию направлена на средне-

статистического студента, и не учитывает желание самих учащихся заниматься тем видом физической деятельности, которая ему нравится. У студента должен быть спортивный интерес к занятия по физическому воспитанию.

Цель работы заключалась в организации занятий по физическому воспитанию иностранных студентов первого курса Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева с учетом их спортивной заинтересованности и возможностью проведения их в университете.

После предварительного анкетирования иностранных студентов и опроса об их отношении к занятиям по физическому воспитанию, нами были обнаружены спортивные интересы студентов, наибольшую заинтересованность вызвал бадминтон. В соответствии с их заинтересованностью организованы занятия по физическому воспитанию с применением бадминтона.

Группы формировались, среди студентов первых курсов, согласно желанию заниматься бадминтоном.

В педагогическом эксперименте было задействовано 48 иностранных студентов, 24 в экспериментальной и 24 в контрольной группе. Эксперимент длился один семестр. До и после эксперимента было проведено тестирование.

Основными задачами обучения иностранных студентов, занимающихся бадминтоном в группах физического воспитания, являлись:

• всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья;

• развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, гибкости, игрового мышления;

• обучение основам техники и тактики игры, различным видам перемещений;

• обучение подачам и приёмам подач, тактическим действиям в нападении и защите;

• формирование потребности к здоровому образу жизни.

Каждое занятие начиналось с подготовительной части, включающей ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения. При этом обращалось внимание на тщательную подготовку организма к последующим нагрузкам. Затем студенты приступали к игре. Игра проводилась по двум методикам. Одна из них предусматривала двухстороннюю игру без счета. Данный подход был избран для увеличения плотности занятий, чтобы волан дольше был в игре и меньше на земле. Другая методика заключалась в двухсторонней игре на счет.

Через 5 месяцев тренировочных занятий все испытуемые были обследованы по той же программе, что и в начале эксперимента. В результате, большая часть исследуемых показателей у иностранных студентов улучшилась: задержка дыхания на вдохе и выдохе — на 10 %, индекс степ-теста — на 10 %, функциональный показатель — на 15 %, время в беге на 3 км — на 4 %, коэффициент выносливости — на 6 %. Все это свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей организма испытуемых, а следовательно, их здоровья.

Хронометраж и педагогический анализ занятий, организуемых по одной и по другой методике, выявили выраженные различия в их моторной плотности. При организации игры без счета плотность занятий составила от 60 % до 70 %, при игре на счет — от 50 % до 60 %. При этом напряжение организма (по

частоте сердечных сокращений) при игре без счёта достигало 170 ударов в минуту и сохранялось определенное время (пока не был приземлен волан). При игре на счёт частота сердечных сокращений у испытуемых также достигала высоких значений, но это было достаточно кратковременно. Только у более технически подготовленных партнеров игра продолжалась дольше и, соответственно, дольше поддерживалось напряжение организма.

Проведенные наблюдения показали, что при любительском уровне подготовленности студентов более выраженного оздоровительного воздействия игры в бадминтон можно достигнуть при использовании методики игры без счета.

Содержание экспериментальных занятий с применением бадминтона:

1. Эстафеты и старты на расстояние 15 м из различных положений (стоя спиной, сидя, лежа по направлению движения, с проносом или подбрасыванием волана).

2. Перемещение по различным сигналам, разными способами (приставной, скрестный, фехтовальный шаги), подбрасывание волана (чеканка открытой и закрытой стороной ракетки).

3. Упражнения для развития внимания, концентрации, координации:

а) чеканка волана и одновременный счет вслух каждого четного или нечетного касания волана о ракетку (от 1 до 20);

б) игра с воланом от стенки на расстоянии 2 м (2,5, 3 м);

в) расстановка воланов по бадминтонной площадке из середины в каждый угол своей половины площадки.

4. Упражнения на развитие чувства времени:

а) совершить заданное количество подач (на заднюю линию и на переднюю) за определенное время;

б) игра в бадминтон (выиграть волан (очко) менее чем за 20. 15, Юс);

в) передвижение по площадке за определенное время (на сетку лицом вперед, на заднюю линию спиной по четырем углам, после каждого угла фиксация игровой стойки в центре игрового поля). Время выполнения 20-30 с.

5. Упражнения для развития способности дифференцировать усилия:

а) броски теннисного мяча в корзины, расставленные на разных расстояниях от линии броска;

б) при работе с воланом на сетке выполнение двух элементов с последующим усложнением (подставка и откидка — перевод и откидка в диагональ);

в) доставание волана ракеткой в прыжке с разножкой (на высоте 15,20,25,30 см, выше ракетки, поднятой вверх участником эксперимента);

г) удары по волану в парах, стоя на определенном расстоянии друг от друга (изменяя расстояние).

В результате педагогического эксперимента, следует отметить значительную заинтересованность иностранных студентов к занятиям прикладной физической культурой в экспериментальной группе, в контрольной группе проявилась тенденция к падению заинтересованности к занятиям прикладной физической культурой (табл.2).

Табл. 2.

Посещаемость обучающихся на занятиях по прикладной физической культуре

Группы Посещаемость

В начале эксперимента В конце эксперимента

Экспериментальная группа 55% 88%

Контрольная группа 58% 25%

Данная статистика показывает, что внедрение в программу бадминтона, повысила интерес к занятиям прикладной физической культурой. Исходя из результатов, приведенных в таблице 2, можно отметить, что безразличное отношение к занятиям физической культурой или полное неудовлетворение ими проявляется в ответе на вопрос «А интересно ли нам на занятиях по прикладной физической культуре?».

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что отношение к занятиям физической культурой складывается из заинтересованности иностранных студентов к занятиям.

Литература

1. Бадминтон: Правила игры. Рекомендации для судей /НФБР. - 2008.

2. Бадминтон: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / авт.-сост: А. Г. Горячев, А. А. Ивашин. - М. : Советский спорт, 2010.

3. Щербаков А. В. Бадминтон. Спортивная игра : учебно-методическое пособие / А. В. Щербаков, Н. И. Щербакова. - М.: Советский спорт, 2010.

4. Смирнов Ю. Н. Бадминтон : учебник для вузов / Ю. Н. Смирнов. — 2-е изд. с изм. и дополн. — М. : Советский спорт, 2011. — 248 с.

References

1. Badminton: Pravila igry. Rekomendacii dlya sudej [Badminton: Ru/es of the game. Recommandations for judges]. NFB. 2008.

2. Badminton: Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya DYUSSH, SDYUSHOR, UOR i SHVSM [Badminton: Approximate program of sports training for youth, sport school, shvsm, and UOR]. Moscow, Soviet sport Publ., 2010.

3. Shcherbakov A. V., Shcherbakova N. A. Sportivnaya igra [Badminton. Sports game]. Moscow, Soviet sport Publ., 2010.

4. Smirnov Yu. N. Badminton [Badminton]. 2nd ed. Moscow, Soviet sport Publ., 2011, 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.