БАДМИНТОН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
BADMINTON AS A MEANS OF INCREASING LEVEL OF PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS
Батова Елена Анатольевна
к. п. н, доцент Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орел, Россия BBatova Elena Anatolievna candidate of pedagogic sciences, associate professor
Orel state University Orel, Russia
Маков Игорь Владимирович
доцент
Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орел, Россия Makov Igor VladimirMch associate Professor Orel state University Orel, Russia
Аннотация. Бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры Вузов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к занятиям физической культурой, но и оздоровления молодежи в целом. В статье раскрываются особенности занятий бадминтоном в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе, приводятся результаты анкетного опроса и тестирования среди студентов.
Abstract. Badminton is a new direction in the development of physical education of students. Introduction to lessons of physical culture of Universities can be not only addressing the issue of attracting students to physical culture, but also the improvement of youth in General. The article reveals the peculiarities of badminton in the educational process of physical education in high school, the results of a questionnaire survey among students.
Ключевые слова: физическая культура, физическое состояние, здоровье, здоровый образ жизни, студенты, бадминтон.
Keywords: physical culture, physical condition, health, healthy lifestyle, students, badminton.
В настоящее время наблюдается тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья и снижение физической подготовленности среди студенческой
молодежи. В связи с этим, формирование у студентов потребностей в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе становится одной из важнейших задач. Занятия бадминтоном разносторонне воздействуют на организм человека. В бадминтоне реализуется два важных качества - игра и польза. По мнению спортивных специалистов, бадминтон имеет преимущества, которые могут быть использованы в сфере образования. Он доступен, увлекателен, не сложный в освоении на начальном этапе обучения. Кроме того, способствует физическому развитию, улучшению координационных способностей, а также развитию интеллекта.
Массовое развитие бадминтона в вузе поможет решить основную задачу: добиться физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, привить навыки здорового образа жизни. Такие физические качества, как быстрота, гибкость, сила, выносливость, координация в сочетании с гармоничным и разносторонним творческим мышлением развиваются в данной игре. Бадминтон благоприятно влияет на анатомо-физиологическую структуру человека. Заниматься бадминтоном могут студенты любого пола, разной физической подготовки. Бадминтон относится к ациклическим высококоординационным видам спорта. Ему присущи следующие характеристики:
1) быстрота передвижений;
2) быстрота выполнения технических приемов с максимальным сокращением подготовительных действий;
3) быстрота мышления;
4) увеличение количества рискованных ударов.
Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания обучающихся в вузах. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяет использовать бадминтон как реабилитационное средство в различных группах общей физической подготовки [1, с. 14-15].
Следует отметить, что важным является и проведение соревнований среди студентов. Это не только определение лучших. Это, прежде всего, процесс обучения и развития физических качеств. Соревнования должны логически продолжать и дополнять учебный процесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых действий и упражнений на практических занятиях. Студентов необходимо учить играть и участвовать в соревнованиях, они лучше будут разбираться в правилах игры и более уверенно чувствовать себя на площадке.
Студенческие соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса. Нельзя не отметить, что в бадминтоне возникло, своего рода, медицинское направление, так как игра в волан применяется лечебных целях. Так, в Кисловодском курорте бадминтон широко используют для лечения людей с сердечнососудистыми заболеваниями, болезнями обмена веществ и нервной системы [2, с. 25-30]. Игра в волан - это прекрасное средство от усталости. Прекрасно снимает напряжение. Слежение за порхающим воланом - полезная гимнастика для глаз [3, с.32-34].
Целью занятий бадминтоном в вузе на начальной стадии обучения является
формирование теоретических, технических и тактических действий в игре студентов, формирование и закрепление правильных двигательных навыков. Учебные занятия по бадминтону в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева проводятся в форме элективных практических занятий по выбору (секционная форма работы). С целью определения отношения студентов к внедрению бадминтона в образовательный процесс по физическому воспитанию был проведен опрос, в котором приняли участие 136 человек 3-5 курсов разных факультетов. Анкетирование носило анонимный характер. Анализ ответов респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к введению бадминтона
V» . V» V» Л»
в программу занятий физической культурой в вузе?» показал достаточно высокую оценку студентами введения бадминтона. Так из числа опрошенных 74,5 % считают положительным введение бадминтона, у 17,6 % студентов безразличное отношение, 7,9 % затруднились дать ответ.
В процессе нашего анкетирования мы выявили характеристики бадминтона, которые побуждают студентов к занятиям этим видом спорта. Первым фактором по степени важности 45,8 % опрошенных студентов назвали то, что бадминтон очень интересная и эмоционально-зрелищная игра; 17, 3 % студентов считают бадминтон доступным для людей разного возраста и уровня физической подготовленности; лечебно-оздоровительный эффект отметили 13,5 % респондентов, а 12,4 % студентов отметили, что бадминтон улучшает общее самочувствие и способствует появлению положительных эмоций; 5,4 % опрошенных считают бадминтон не травмоопасным видом спорта; 3,3 % студентов указали на то, что игра в бадминтон - это прекрасное средство общения с друзьями, и лишь 2,3 % респондентов сказали, что им все равно каким видом спорта заниматься, главное получить зачет. Таким образом, анкетный опрос выявил в целом положительное отношение к введению бадминтона в учебно-образовательный процесс по физическому воспитанию и готовность студентов к дальнейшему освоению этого вида спорта.
Задачи по методике обучения бадминтону заключаются в следующем:
1) всесторонне физическое развитие и укрепление здоровья студентов;
2) развитие быстроты, координационных и скоростно-силовых качеств, гибкости, игрового мышления;
3) обучение основам техники и тактики игры, различным видам стоек и перемещений;
4) обучение подачам и приемам подач, тактическим действиям в нападении и защите, в парной и одиночной игре;
5) привитие интереса к бадминтону и формирование у студентов потребности к здоровому образу жизни.
Следует отметить, что особенности техники игры в бадминтон связаны с техническими характеристиками удара и зависят от анатомических особенностей суставов и мышц, уровня силы мышц, индивидуальных координационных особенностей игрока, а также от биомеханических законов движений.
Изучение техники бадминтона проходит в несколько этапов:
1 этап. Имитация движений. Проводится в начале процесса обучения с использованием ракетки.
2 этап. Упражнения с воланом. Волан подбрасывается партнером вверх на высоту 4-5 м от пола.
3 этап. Упражнения на игровом поле для отработки удара.
4 этап. Игра.
Обучение игре в бадминтон начинается с выработки правильного хвата ракетки, особое внимание уделяется ее хвату не в статическом положении, а во время игры. На первом этапе освоение ударов происходит открытой стороной ракетки, особое внимание работе кисти и правильной основной стойке при выполнении ударов. В дальнейшем студентов учат правильно передвигаться по площадке, выполнять выпады вперед, вправо и влево. На третьем этапе обучают ударам после перемещений. Перемещения делятся по направлению вперед (в правый угол, в левый угол), назад, в сторону. Работа ног при перемещениях складывается из элементов в различных сочетаниях: шага, приставного шага, скрестного шага, прыжка вперед и вверх, шага-возвращения. Следует отметить, что эти элементы широко используются в аэробике в качестве базовых шагов. Поэтому их можно предлагать в качестве эффективного средства для отработки перемещений в бадминтоне. Они будут способствовать повышению координационных способностей при подготовке бадминтониста.
Игра в бадминтон начинается с подачи. Движения в момент подачи очень похожи на движения волейболистов при нижней подаче мяча. Поэтому на занятиях по бадминтону можно использовать технические приемы игры в волейбол для повышения эффективности техники подачи в бадминтоне.
Нельзя научиться играть в бадминтон, не заботясь при этом о своем физическом развитии. Для выполнения различных технических приемов в бадминтоне нужна сила, гибкость, ловкость, выносливость и хороший глазомер. Все эти физические качества гармонично развиваются и совершенствуются в этой игре. Одним из важных качеств в бадминтоне является быстрота. Это способность выполнять движения в минимальный отрезок времени. С целью определения значимости учебных занятий по бадминтону в развитии ловкости было проведено тестирование.
Задачи исследования:
1. Определить исходный уровень развития ловкости у студентов.
2. Провести анализ динамики показателей развития ловкости.
Анализ развития ловкости у студентов был нами проведен по следующим испытаниям:
1. Челночный бег 3х10 м.
2. Прыжки через скакалку за 1 минуту.
В начале учебного года в челночном беге 3х10 м средний показатель у юношей составил 7,8 сек., что соответствует оценке «хорошо», а у девушек 9,0 сек. (оценка «удовлетворительно»); в прыжках на скакалке за 1 минуту у юношей результат соответствует оценке «удовлетворительно» (123 прыжка), а у девушек оценке «хорошо» (143 прыжка). В конце учебного года аналогичные тесты показали, что у юношей в челночном беге результаты улучшились на «отлично» (7,1 сек.), у девушек результат составил 8, 2 сек., что соответствует оценке «хорошо»; в прыжках на скакалке у девушек отличный показатель (158 прыжков за 1 минуту), а у юношей результат улучшился до 132 прыжков, что
соответствует оценке «хорошо». Анализ динамики контрольных испытаний показал, что прирост результатов наблюдается по всем показателям у юношей и девушек. Можно предположить, что методика занятий по бадминтону способствовала развитию скоростных качеств занимающихся, а именно, выполнение
и сосредоточение заданий на предельных скоростях.
Таким образом, введение в учебный процесс вуза в программу физического воспитания занятий по бадминтону, будет способствовать развитию физических и личностных качеств студентов, повышению их двигательной активности и уровня физической работоспособности, формированию потребности в здоровом образе жизни, а также активной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература
1. Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ /авт.-сост. А. П. Горячев, А. А. Ивашин; Моск. гор. федерация бадминтона. М. : Советский спорт, 2010.
2. Смирнов Ю. Н. Бадминтон : учебник для студентов. 2-е изд., исправ. и доп. М. : Советский спорт, 2011. С. 12-15.
3. Мачнев В. М. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи : методические указания. Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003. С. 25-30.
4. Турманидзе В. Г. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах : учебное пособие. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2008. С. 32-34.
5. Валкин Ю. М., Ключникова С. Н. Контроль динамики точности движений у юношей-бадминтонистов 7-19 лет // Теория и практика физической культуры. 2008. №2.
6. Давыдов В. Ю. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь) : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005.
References
1. Goryachev A. P., Ivashin A. A. Badminton: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya DYUSSH, SDYUSHOR, UOR, SHVSM [Badminton: approximate program of sports preparation of DYUSSH, SDYUSHOR, UOR, shvsm]. Moscow, Sovetskij sport, 2010.
2. Smirnov Yu. N. Badminton [Badminton]. 2nd ed. Moscow, Soviet sport, 2011, pp. 12-15.
3. Machnev V. M. Badminton v sisteme fizicheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi [Badminton in the system of physical education of students: guidelines]. Orenburg, GOU OGU PubI, 2003, pp. 25-30.
4. Turmanidze V. G. Badminton na ehtape nachal'nojpodgotovki v vuzah [Badminton at the stage of initial training in universities]. Omsk, Omsk state University Publ., 2008, pp. 32-34.
5. Valkin Yu. M., Klyuchnikova S. N. Kontrol' dinamiki tochnosti dvizhenij u yunoshej-badmintonistov 7-19 let [Dynamics Control precision of movements in young badminton players from 7 to 19 years]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and methodology of physical culture: Coach: journal in journal. 2008. no. 2.
6. Davydov V. Yu. Novye fitnes-sistemy (novye napravleniya, metodiki, oborudovanie i inventar') [New fitness system (new directions, methods, equipment)]. 2nd ed. Volgograd, VOLGUPubl, 2005.