СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
ВУ УОУЫО БОЕМТ^ТБ
УДК 796.344-053.7:612 ББК Ч556.5,0
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ВОЛАНОМ
АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ БАДМИНТОНУ
М. В. Кооль
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Исследовано, как при использовании упражнений аэробной направленности во время игры в бадминтон изменяются функциональные показатели физической подготовленности студентов 17-22 лет и повышаются резервные возможности организма. Доказано, что регулярные занятия бадминтоном улучшают общее физическое и функциональное состояние, повышают мышечный тонус, корректируют телосложение, улучшают эмоциональное состояние.
Ключевые слова: студенты, игровые аэробные упражнения в бадминтоне, оздоровительная направленность, выносливость.
Люди в возрасте 17-22 лет, относящиеся к условной группе юношеского возраста, являются особым слоем общества. Эта группа людей объединена специфическими условиями жизни и труда, а также возрастным критерием. Сегодня при различных исследованиях, на основе которых строятся статистические данные, в современном мире уровень здоровья молодых людей в возрасте 17-22 лет неуклонно снижается, что ставит под сомнение увеличение демографического показателя страны, а также здоровья будущих поколений. Низкий уровень здоровья проявляется в основном возрастающим количеством заболеваний, снижением основных параметров физического развития, в низком уровне физической подготовленности [1; 3; 6]. В жизни студента ведущую роль в компенсации отсутствия двигательной активности в течение учебной недели играют учебные занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура». Во многом устаревшие методики и формы проведения занятий не приносят должного интереса к поддержа-
нию необходимого уровня физического развития и физической подготовленности для нормальной жизнедеятельности и эффективного изменения в функциональном состоянии занимающегося при решении оздоровительных задач занятий. В связи с этим современная организация учебной работы, физкультурно-оздоровительной работы должна основываться на системе факультативных занятий по различным направлениям спортивной деятельности.
Одним из направлений такой деятельности в Челябинском государственном университете является программа «Бадминтон. Спортивно-оздоровительная группа». Программа предусматривает семестровый курс (72 очных часа) освоения базовых основ игры в бадминтон.
Сейчас в мире бадминтон один из популярных игровых видов спорта. Для игры в бадминтон требуется открытая площадка, ракетка и волан. Игра в бадминтон — весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в бадминтоне носят естественный
100
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 1
Изменение функционального состояния студентов при применении игровых упражнений с воланом аэробного характера.
характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях и т. д.
Формулировка цели работы: исследование изменений функционального состояния студентов на занятиях бадминтоном при применении упражнений с воланом аэробного характера.
Результаты исследования: использование на занятиях игровых упражнений с воланом аэробного характера на начальном этапе обучения; упражнения носили оздоровительный и общеукрепляющий характер, а также являлись частью технической подготовки занимающегося. Исследование проводилось с января по декабрь 2016 г., в занятиях принимали участие студенты вуза в возрасте 17-22 лет.
Характерные особенности и методика проведения занятий заключалась в следующем:
- использование простых игровых заданий с воланом в различных частях занятия;
- выполнение игровых заданий с различным интервалом времени;
- изменение интенсивности выполнения игрового задания с помощью изменения числа участников;
- изменение объёма нагрузки в игровом упражнении с воланом за счёт разнообразия двигательных движений.
Главная цель аэробных игровых упражнений с воланом — изменение и повышение функциональных возможностей организма и, как следствие, продолжительности двигательной активности в отдельно взятом розыгрыше, разнообразие выполнения движений во время игры в бадминтон.
Аэробные упражнения низкой и средней интенсивности в диапазоне пульсовых значений 125140 уд./мин способствуют изменению и укреплению кардиореспираторной системы у лиц в возрастной категории от 17 до 30 лет, активно не занимающихся физической культурой и спортом.
В своём исследовании автор исходил из того, что упражнения с воланом будут повышать общую выносливость, удлинять временную продолжи-
тельность прохождения розыгрыша (количество отыгранных ударов соперника).
На практике применение игровых простых упражнений на «держание волана» показало что, изменение времени игрового упражнения, а также интенсивности прохождения упражнения, добавление или исключение двигательных действий помогают достичь изменений пульсовых значений у занимающегося на начальном этапе обучения, повысить общую выносливость и увеличить количество отыгранных воланов в отдельном розыгрыше игры.
Согласно данным И. Б. Тёмкина, А. Г. Дембо, В. А. Епифанова, В. И. Дубровского, физкультурные занятия преследуют цель повышения функциональных возможностей органов кровообращения и дыхания. Бадминтон может выступать в качестве основного тренирующего средства, поскольку, увлёкшись игрой, занимающиеся выполняют значительно большее число движений и с большей нагрузкой, чем в процессе выполнения других упражнений [2].
До и по окончании исследования фиксировались данные показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) делались с помощью подсчёта колебательных движений стенок артерии (пульса).
Замеры проводились в следующей последовательности: пульс в покое замерялся студентом самостоятельно утром после сна и фиксировался в дневнике исследования. Второй замер делался после подготовительной части занятия, перед вхождением в основную зону нагрузок. Следующий — непосредственно после применения игровых упражнений с воланом (в основной части занятия). Последний замер производился по окончании трёхминутного отдыха после предложенной нагрузки с воланом.
Полученные итоги замеров пульсометрии подтверждают то, что игровые упражнения с воланом аэробного характера влияют на сердечно-сосудистую систему и проявляются в повышении
Изменение состояния ЧСС «среднего» студента
Время исследования Изменение состояния ЧСС «среднего» студента
В покое До начала нагрузки После нагрузки (выполнения упражнения с воланом) Через 3 мин
До нагрузки После нагрузки 70,5 = 1,2 66,4 = 1,3 108,4 = 2,6 92,2 = 3,7 146,6 = 2,1 138,2 = 3,2 116,1 = 1,8 98,2 = 2,5
М. В. Кооль
экономичности работы двигательного аппарата, системы регуляции функций и систем обеспечения организма. При этом более экономное функционирование физиологических систем тренированного организма становится заметным как в состоянии относительного покоя, так и при умеренных нагрузках, а также в период восстановления после них [4; 5].
Выводы
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что упражнения с воланом благотворно влияют на общее состояние организма студента, помогая адаптировать организм молодого человек к постепенно повышающимся нагрузкам (объёму и интенсивности) во время игры в бадминтон, расширить диапазон применения двигательных движений: прыжков, перемещений по площадке, быстрой смены положения рук туловища, ног. Также просматривается специфический эффект от применения таких упражнений с воланом: повышение общего мышечного тонуса, улучшение настроения, в отдельных случаях нормализация ночного сна, коррекция веса у занимающихся.
Список литературы
1. Белоусова, И. М. Респираторная тренировка как средство коррекции вентиляционных дисфунк-
Поступила в редакцию 19 января 2017 г.
ций у студентов подготовительной медицинской группы / И. М. Белоусова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 48-50.
2. Голубева, Г. Н. Оценка реакции сердечно-сосудистой системы студентов на физические нагрузки во время проведения учебных занятий по физической культуре [Электронный ресурс] / Г. Н. Голубева, А. И. Голубев. — URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=25324697 (Дата обращения 10.01.2017)
3. Иванов, В. Д. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева // Вестн. Че-ляб. гос. ун-та. — 2014. — № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. — С. 60-67.
4. Ковалёва, М. В. Методика применения подвижных элементов спортивных игр на занятиях со студентами специальных медицинских групп с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Ковалёва. — Шуя, 2012. — 25 с.
5. Физиологическое обоснование модификации и оптимизации ведущих сторон функциональной подготовленности спортсменов [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=26084528& (Дата обращения 15.01.2017)
6. Насыбулина, И. Р. Физиологическая классификация физических упражнений / И. Р. Насыбули-на, В. Д. Иванов // Научное сообщество студентов : сб. материалов VI Междунар. студен. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 13-16.
Для цитирования: Кооль, М. В. Изменение функционального состояния студентов при применении игровых упражнений с воланом аэробного характера на начальном этапе обучения бадминтону / М. В. Кооль // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 100-103.
Сведения об авторе
Кооль Мария Викторовна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 1, pp. 100-103.
Functional Status Change of Students in the Application Gaming Exercises with Flounces Character in Elementary Education Badminton
M. V. Kool
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected]
When using aerobic exercise in the badminton changed functional parameters of physical preparedness of students 17-22 years of age and increased reserve capacity of the organism. Regular exercise badminton improves overall
102
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 1
Изменение функционального состояния студентов при применении игровых упражнений с воланом аэробного характера...
physical and functional condition, intensifys muscular tone, corrects figure, improves emotional state.
Keywords: students playing badminton, aerobic exercise, improving focus and endurance.
References
1. Belousova I.M. Respiratornaya trenirovka kak sredstvo korrektsii ventilyatsionnyh disfunktsiy u stu-dentov podgotovitel'noy meditsinskoy gruppy [Respiratory Training as a Means of Correction of Ventilation Dysfunction in Students Preparatory Medical Group]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 3, pp. 48-50. (In Russ.).
2. Golubeva G.N. Otsenka reaktsii serdechno-so-sudistoy sistemy studentov na fizicheskiye nagruzki vo vremya provedeniya uchebnyh zanyatiy po fizicheskoy kul 'ture [Evaluation of Response of the Cardiovascular System of Students in Physical Activity during the Classes of Physical Culture]. Available at: http://elibrary.ru/ item.asp?id=25324697, accessed 10.01.2017. (In Russ.).
3. Ivanov V.D., Kokoreva E.G. Psihofiziologicheskiye Svoystva Lichnosti i Dvigatel'naya Aktivnost' Studentov Pervogo Kursa [Psychophysiological Features of Personality and Physical Activity of First-year Students]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2014, no. 13 (342), pp. 60-67. (In Russ.).
4. Kovalyova M.V. Metodika primeneniya podvizh-nyh elementov sportivnyh igr na zanyatiyak so studentami spetsial'nyh meditsinskih grupp s ogranichennymi vozmozhnostyami serdechno-sosudistoy sistemy [Methods of Usage Moving Elements of Sports Games in the Classroom with Students of Special Medical Groups with Disabilities Cardiovascular System]. Shuya, 2012. 25 p. (In Russ.).
5. Fiziologicheskoye obosnovaniye modifikatsii i op-timizatsii vedushchih storon funktsional'noy podgotov-lennosti sportsmenov [The Physiological Rationale for Modification and Optimization of the Leading Parties of Functional Preparedness of Sportsmen]. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=26084528&, accessed 15.01.2017. (In Russ.).
6. Nasibulina I.R., Ivanov V.D. Fiziologicheskaya klassifikatsiya fizicheskih uprazhneniy [Physiological Classification of Physical Exercises]. Nauchnoye soob-shchestvo studentov [Scientific Community of Students: materials of VI International student scientific-practical conference]. Cheboksary, 2015. Pp. 13-16. (In Russ.).