44-54.
2. Vladimir Putin opened Sports palace "Sambo 70", available at: http://sambo.com/ru/vladimir-putin-otkryl-dvorec-sporta-sambo-70.
3. Evseev, S.P. (2012), "Adaptive sport for persons with intellectual violations: state and prospects of development", Adaptive physical culture, No. 2 (50), pp. 2-11.
4. Zakirov, R.M. (2013), "Features of training in technical and tactical actions of young judoists with a hearing disorder", the Bulletin of the Adygei state university. Series: Pedagogics and psychology, No. 2 (117), pp. 23-28.
5. Kadochkin, A.N., Valeev, R.Z. and Savinykh, L.E. (2011), "Efficiency of joint educational and training occupations of physically healthy judoists and athletes with hearing disorder", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 86-88.
6. Korneva, M. A. and Makhov, A.S. (2014), "Indicators of satisfaction of disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device by the organization of sports competitions in the Russian press", Adaptive physical culture, No. 2 (58), pp. 32-35.
7. Makhov, A.S. (2013), "Concept of management of development of adaptive sport in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 96-101.
8. Makhov, A.S. and Stepanova, O.N. (2009), "Problems of management of development of adaptive sport in Russia, A. S. Moves", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 67-71.
9. Makhov, A.S. (2013), "Psychology and pedagogical features of motivation to sports activities at persons with sight violation", the Bulletin of the Yakovlev Chuvash state pedagogical university, No. 1 (77), Part 2, pp. 120-124.
10. Makhov, A.S. (2012), "Results of the championship of Russia on mini-soccer (futsal) among hard of hearing persons (the highest league)", Adaptive physical culture, No. 2 (50), pp. 55-57.
11. Makhov, A.S. (2013), Management of development of adaptive sport in Russia, dissertation, Moscow.
12. Osokina, E.A. and Stepanova, O. N. (2012), "System of fitness classes with deaf of women of young age (25-35 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83,No. 1, pp. 138-143.
13. Sambo without restrictions, available at: http://www .sambo-fias.org/blogs/5.
14. Tabakov, S.E., Yeliseyev S.V. and Konakov A.V. (2008), Sambo: Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve, Soviet sport, Moscow.
15. The third open sambo tournament among athletes with restrictions on health "Overcoming", available at: http://sambo .ru/press/news/2014/2472/- Date of the address 07.11.2014.
16. Shestakov, V.B., Eregina S.V. and Emelyanenko F.V. (2012), Sambo - science to win. Theoretical and methodical bases of training of sambo wrestlers: manual, publishing house OLMA of Media of Groups, Moscow.
Контактная информация: alexm-77@list.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2014.
УДК 796.011+796.344
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВНЕДРЕНИЮ БАДМИНТОНА В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ)
Юлия Константиновна Жесткова, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
(ЕИК(П)ФУ), г. Елабуга, Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Казань
Аннотация
В статье рассматривается потенциал внедрения бадминтона в учебный процесс высшего учебного заведения; представлены результаты анкетного опроса студентов с целью оценки каче-
ства организации процесса физического воспитания в вузе и их отношения к внедрению бадминтона в этот процесс. Анкетный опрос студентов позволил выявить в целом положительное отношение респондентов к идее внедрения бадминтона в процесс физического воспитания и их готовность к освоению этого вида спорта. Разработка и внедрение учебной программы физического воспитания, основанной на бадминтоне, в учебный процесс высшего и среднего специального учебного заведения будет способствовать развитию физических и личностных качеств студентов, повышению их двигательной активности и сохранению их здоровья; формированию потребности в здоровом образе жизни и активной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Ключевые слова: внедрение бадминтона в процесс физического воспитания в вузе, интерес к занятиям физической культурой, физическое воспитание студентов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p55-62
STUDENT ATTITUDE TOWARD THE IMPLEMENTATION OF BADMINTON IN THE PHYSICAL EDUCATION PROCESS AT THE UNIVERSITY (BASED ON THE
SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Yuliya Konstantinovna Zhestkova, the senior lecturer, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga, Firuza Rakhmatulovna Zotova, the doctor of pedagogics sciences, professor, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
The article is focused on the potential of implementation of badminton in the educational process in a higher education institution; it contains the results of the opinion poll among the students aimed at the evaluation of the physical education performance at the university, and student's attitude toward implementation of badminton in this process. Questionnaire of students allowed revealing in general the positive attitude of respondents towards idea of introduction of badminton in the process of physical training and their readiness for development in this sport. Development and deployment of the training program of physical training based on the badminton in educational process of the highest and average special educational institution will promote development of physical and personal qualities of students, increase of their physical activity and preservation of their health; formation of need for a healthy lifestyle and vigorous sports and health-improving activity.
Keywords: implementation of badminton in the physical education process in a higher education institution, interest in physical culture classes, physical education of students.
Состояние здоровья молодёжи давно вызывает опасение общества за будущее страны, т.к. отмечена тревожная тенденция ухудшения здоровья, снижения физической подготовленности у более половины студентов.
Пагубная роль в ухудшении здоровья человека таких субъективных факторов, как низкая двигательная активность, табакокурение, употребление алкоголя, наркомания, нарушение режима дня студентами недооценивается.
Годы обучения студентов в вузе - важный этап становления будущих специалистов. Система образования вуза направлена на то, чтобы в последующие годы студенты, окончившие вуз, продолжали постоянно самосовершенствоваться. Важным средством на пути к самосовершенствованию является сформированная в студенческие годы потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в здоровом образе жизни.
Отсутствие механизма стимулирования культуры здорового образа жизни обучающихся, их низкая активность по улучшению своего здоровья, снижение интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в личности обусловлены тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей деятельности. В результате организация и содержание образования ведут к ухудшению здоровья у всех участников образовательного процесса [1, 2].
По утверждению С.Ю. Ивановой, формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни необходимо для того, чтобы будущий специалист ещё в студен-
ческие годы пришёл к осознанию значимости проблемы ведения здорового образа жизни, стал не только специалистом в своей области знаний, но и человеком, который бы обладал разного рода умениями и навыками восстановления организма после напряжённой работы [1]. Следовательно, формирование у обучающихся потребностей в здоровом образе жизни в процессе их обучения в вузе становится важнейшей задачей.
Анализ научно-методической литературы и изучение существующей практики показывают, что в процессе физического воспитания студентов недостаточно используется потенциал такого вида спорта, как бадминтон.
Между тем бадминтон способствует формированию устойчивых мотивов и потребностей студентов в ценностном отношении к своему здоровью, развитию физических и психических качеств личности, творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни [3].
Занятия бадминтоном разносторонне воздействуют на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движений, повышают подвижность в суставах, способствуют расширению фонда двигательных умений и воспитанию личностных качеств.
Простота и доступность дают возможность заниматься бадминтоном людям любого возраста и пола, используя для этого простейшие площадки или местность. Зрелищ-ность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания в школах, в средних и высших учебных заведениях. Бадминтон идеально приспособлен для общефизической подготовки школьников и студентов.
Во время занятий бадминтоном можно легко дозировать физическую нагрузку, что обусловливает пользу этой игры для здоровья. Двигательная активность способствует появлению у занимающихся положительных эмоций и улучшает их самочувствие.
С целью определения отношения студентов высших и средних специальных учебных заведений к внедрению бадминтона в процесс физического воспитания был проведен анкетный опрос. В анкетировании приняли участие 477 студентов второго, третьего, четвертого курсов Елабужского института КФУ, Елабужского медицинского училища, культурно-просветительного училища и филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Анкетирование носило анонимный характер. Для получения достоверных данных опрос проводился в группах разных факультетов, занятия в которых проводят разные преподаватели. Анкета состояла из 12 вопросов, которые условно были разделены на четыре группы:
- вопросы, касающиеся отношения обучающихся к внедрению бадминтона в программу занятий ФК и характеристики бадминтона, позволяющие рекомендовать его к использованию на занятиях ФК в учебном заведении;
- возможности внедрения бадминтона в качестве занятий ФК;
- вопросы о факторах, препятствующих внедрению бадминтона в учебный процесс учебного заведения;
- вопросы, касающиеся оценки содержания и организации занятий ФК в учебном заведении.
В ходе нашей работы мы изучили мнение студентов по вопросу: «Какой из видов спорта целесообразно дополнительно включать в содержание программы занятий физической культурой в вузе?». Студентам предлагалось из представленных шести видов спорта выбрать наиболее значимые, на их взгляд, и определить их ранг (таблица 1). Результаты показывают расхождение мнений по этому вопросу. Респонденты предлагают включить следующие дополнительные виды спорта в содержание программы занятий ФК: шахматы, силовую аэробику, фехтование, тяжелую атлетику, стрельбу, акробатику.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Какой из видов спорта целесообразно дополнительно включать в содержание программы занятий ФК в вузе?»_
Какой из видов спорта целесообразно дополнительно включать в содержание программы занятий ФК в вузе? Распределение ответов в порядке значимости
1 2 3 4 5 6 7
1 Дартс 21 28 77 80 111 163 31
2 Бадминтон 74 65 95 109 87 47 3
3 Плавание 140 110 105 66 37 36 10
4 Настольный теннис 36 94 108 129 101 57 8
5 Единоборства 47 54 66 53 82 116 27
6 Аэробика 137 107 56 57 50 67 18
7 Другое 37 15 14 12 17 16 164
Наиболее популярными видами спорта для студентов оказались: плавание - такой вариант ответа выбрали 29,4% респондентов, аэробика -28,7%, бадминтон, - 15,5%. Менее популярными среди респондентов оказались: дартс (4,4%), настольный теннис (7,5%) и единоборства (9,8%).
Анализ ответов респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к введению бадминтона в программу занятий физической культурой в вузе?» свидетельствует о достаточно высокой оценке студентами введения бадминтона в программу занятий физической культурой в вузе (таблица 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Как вы относитесь к введению бадминтона в
программу занятий физической культурой в вузе?»
Как вы относитесь к введению бадминтона в программу Распределение по местам
занятий < шзической культурой в вузе? Кол-во чел. % соотношение
1 Положительно 261 54,7%
2 Скорее положительно 64 13,4%
3 Безразлично 88 18,4%
4 Затрудняюсь с выбором ответа 6 1,3%
5 Отрицательно 37 7,8%
6 Оптимальным было бы вводить постепенно 11 2,35
7 Другое 2 0,4%
Из числа опрошенных 54,7% считают положительным введение бадминтона в вузе, у 13,4% опрошенных студентов отношение к этому скорее положительное, у 18,4% -безразличное, 1,2% респондентов затрудняются с выбором ответа, 7,5% относятся к этому отрицательно, 2,3% считают оптимальным вводить его постепенно (по семестрам).
В процессе нашего исследования мы выявили, какие характеристики бадминтона позволяют рекомендовать его к использованию на занятиях физической культурой в вузе (таблица 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Какие характеристики бадминтона позволяют
рекомендовать его к использованию на занятиях физической культурой в вузе?»
Какие характеристики бадминтона позволяют рекомендовать его к использованию на занятиях физической культурой в вузе? Распределение ответов в порядке значимости
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Бадминтон - это интересная игра 182 98 86 53 56 25 18 4
2 Бадминтон - эмоциональный вид спорта 46 61 85 84 75 66 21 3
3 Бадминтон - зрелищный вид спорта 22 47 64 48 89 116 122 4
4 Привлекает доступность бадминтона для людей разного возраста и уровня физической подготовки 91 81 56 94 74 43 47
5 Бадминтон дает оздоровительный эффект 60 72 76 84 72 85 57 11
6 Бадминтон - не травмоопасная игра 51 61 62 45 63 75 84 6
7 Бадминтон способствует появлению положительных эмоций и улучшает самочувствие 59 76 54 73 50 50 101 15
8 другое 2 2 1 3 6 6 13 216
Из опрошенных студентов 38,1% первым по степени значимости фактором назвали то, что бадминтон - это интересная игра, 19,0% опрошенных назвали доступность бадминтона для людей разного возраста и уровня физической подготовки. На 3-е место по значимости поставили оздоровительный эффект бадминтона, 12,3% - что бадминтон способствует появлению положительных эмоций и улучшает самочувствие, 10,7% опрошенных студентов утверждают, что бадминтон привлекает тем, что он не травмоопасен и т.д.
Любопытным, на наш взгляд, является анализ ответов на вопрос «Возможно ли в Вашем вузе в качестве занятий физкультурой внедрить бадминтон?» (таблица 4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Возможно ли в Вашем вузе в качестве занятий
физкультурой внедрить бадминтон?»
Возможно ли в Вашем вузе в качестве занятий физкультурой внедрить бадминтон? Распределение по местам
Кол-во чел. % соотношение
1 Да, материально-техническая база соответствует для игры в бадминтон 117 24,5%
2 Есть желание, но нет достаточной спортивной материально-технической базы в вузе 125 26,2%
3 Есть другие, не менее интересные виды спорта 127 26,6%
4 Да, инвентарь не требует больших материальных затрат 96 20,1%
5 Другое 7 1,4%
Исследование мнения студентов показало, что 24,5% опрошенных считают, что внедрение бадминтона возможно ввиду наличия достаточной материально-технической базы, 20,1% сказали «да» в связи с небольшими материальными затратами на инвентарь, 26,2% полагают, что для этого нет достаточной спортивной материально-технической базы, 26,6% - что есть другие интересные виды спорта.
Проанализируем результаты ответов на вопрос «Какие факторы могут помешать внедрению бадминтона в учебный процесс в Вашем вузе?» (таблица 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «Какие факторы могут помешать внедрению
бадминтона в учебный процесс в Вашем вузе?»
Какие факторы могут помешать внедрению бадминтона в учебный процесс в Вашем вузе? Распределение ответов в порядке значимости
1 2 3 4 5 6 7
1 Неподготовленность преподавателя к внедрению урока бадминтона 52 59 71 111 103 81 13
2 Неумение преподавателя играть в бадминтон 24 47 73 92 134 106 7
3 Недостаточный уровень подготовки преподавателей к реализации новой программы по бадминтону 58 59 101 134 65 83 5
4 Отсутствие разработанной и обоснованной программы по внедрению бадминтона в вузах 137 117 72 85 71 31 4
5 Отсутствие учебных материалов, литературы, спортинвентаря и места проведения занятий 96 126 86 37 67 69 9
6 Нежелание вносить изменения в программу 107 64 74 49 36 129 47
7 Другое 13 5 4 10 5 10 173
Исследование мнений о факторах, мешающих внедрению бадминтон в учебный процесс вуза, показало, что на первое место респонденты единодушно поставили отсутствие разработанной и обоснованной программы по внедрению бадминтона в вузах. Возможно, это в какой-то мере объясняется тем, что преподаватели физической культуры не желают внедрять бадминтон в вузе. Закономерным является тот факт, что вторым фактором, препятствующим внедрению бадминтона в высшей школе, является нежелание вносить изменения в программу. Общеизвестно, что отсутствие учебных материалов, литературы, спортинвентаря и места проведения занятий обусловливает негативное отношение к внедрению бадминтона в учебный процесс. С таким утверждением соглашаются
большинство респондентов, поставив этот фактор на третье место.
Рейтинг факторов, мешающих внедрению бадминтона в учебный процесс в вузе, представлен следующим образом:
- отсутствие разработанной и обоснованной программы по внедрению бадминтона в вузе (28,7%);
- нежелание вносить изменения в программу (22,4,%);
- отсутствие учебных материалов, литературы, спортинвентаря и места проведения занятий (20,1%);
- недостаточный уровень подготовки преподавателей к реализации новой программы по бадминтону (12,2%);
- неподготовленность преподавателя к внедрению урока бадминтона (10,9%);
- неумение преподавателя играть в бадминтон (5,0%).
Одним из аспектов исследования стал вопрос о том, какие меры надо предпринять для эффективного внедрения бадминтона в процесс занятий физической культурой в вузе (таблица 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Какие меры надо предпринять для эффективного
внедрения бадминтона в процесс занятий физической культурой в Вашем вузе?»
Какие меры надо предпринять для эффективного внедрения бадминтона в процесс занятий физической культурой в Вашем вузе? Распределение ответов в по рядке значимости
1 2 3 4 5
1 Организация курсов повышения квалификации для преподавателей 124 125 126 110 8
2 Организация и проведения семинаров на местах 80 117 150 110 11
3 Материально-техническое обеспечение занятий бадминтоном 187 111 81 55 9
4 Пропаганда бадминтона среди населения 70 118 86 178 27
5 Другое 5 7 12 17 199
Большинство опрошенных студентов (39,0%) показало, что внедрение бадминтона «зависит от материально-технического обеспечения занятий бадминтоном». 26,0% респондентов студентов утверждают, что надо организовать курсы повышения квалификации по бадминтону для преподавателей, 16,7% сказали, что именно организация и проведение семинаров по бадминтону для преподавателей будет способствовать эффективному внедрению бадминтона в высшей школе, а 1,4% указали, что эффективность внедрения бадминтона зависит от пропаганды данного вида спорта среди населения.
Анализировались также ответы на вопрос «Как часто Вы пропускаете занятия физической культурой в Вашем вузе?» (таблица 7).
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы пропускаете занятия физической
культурой в Вашем ВУЗе?»
Как часто Вы пропускаете занятия физической культурой в Вашем ВУЗе? Распределение по местам
Кол-во чел. % соотношение
1 Регулярно 24 5,0%
2 Иногда 68 14,2%
3 Стараюсь не пропускать 254 54,2%
4 Освобождён по болезни 22 4,5%
5 Не пропускаю никогда 102 21,4%
6 Другое 7 1,4%
Ответ именно на этот вопрос дал возможность сравнить отношение студентов к процессу физического воспитания в высшей школе. Так, к вопросу по выявлению отношения респондентов к занятиям в высшей школе мы получили такие результаты: 5,0% опрошенных отметили, что занятия физической культурой в высшей школе пропускают регулярно; а еще 14,2% пропускают иногда, 4,5% освобождены от занятий, а 21,4% ре-
спондентов указали, что занятия ФК стараются не пропускать. Поскольку анкеты были анонимными, нам думается, что в этой таблице представлены истинные результаты.
На вопрос «Что не устраивает Вас на занятиях физической культурой в Вашем вузе?» (таблица 8), студенты указали на то, что являются сторонниками введения новых видов спорта (бадминтон, аэробика, дартс и т.д.).
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос «Что не устраивает Вас на занятиях физической
культурой в Вашем вузе?»
Что не устраивает Вас на занятиях физической культурой в Вашем вузе? Распределение ответов в порядке значимости
1 2 3 4 5 6 7
1 Организация и проведение учебного процесса 58 107 94 79 66 73 14
2 Не удовлетворяет программное содержание занятий 63 106 92 98 75 42 8
3 Не устраивают недостаточные физические нагрузки 39 39 89 131 87 102 13
4 Мало выделяется времени на спортивные игры 84 76 102 78 112 94 6
5 Недостаточно соревновательных моментов 32 88 70 60 104 121 9
6 Отсутствие новых видов спорта (бадминтон, аэробика и т.д.) 230 75 44 34 30 87 14
7 Другое 20 4 5 6 7 9 196
Ответы распределились следующим образом: среди тех, кто выбирает новые виды спорта - 76%, 49% респондентов считают, что мало времени выделяется на спортивные игры, 44% указали, что их не устраивает программное содержание занятий, организация и проведение учебного процесса.
Таким образом, обобщая полученные в ходе анализа анкет данные, можно сделать выводы:
1. Респонденты достаточно объективно оценивают программное содержание физической культуры в вузе.
2. Большинству опрошенных небезразлично введение новых видов спорта, а именно бадминтона, настольного тенниса и т. д.
Большинство студентов отметили, что учебные занятия проходят интересно и двигательная активность высокая (таблица 9). Оценивая интерес к занятиям, студенты отдают предпочтение изменению содержания программы по физической культуре.
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос «Интересно ли вам посещать учебные занятия по
физической культуре в Вашем вузе?»
Интересно ли вам посещать учебные занятия по физической культуре в Вашем вузе? Распределение по местам
Кол-во чел. % соотношение
1 Не интересно, мало уделяют времени на подвижные и спортивные игры 80 16,8%
2 Интересно, двигательная активность очень высокая 172 36,1%
3 Не интересно, надо изменить содержание программы по физической культуре 93 20,0%
4 Не интересно, мало уделяют времени на индивидуальную нагрузку 26 5,5%
5 Нет интереса к занятиям вообще 60 12,6%
6 Не выделяют время на эмоциональность и привлекательность занятий учителя по ФК 28 5,9%
7 Другое 15 3,1
Около 20,0% студентов заинтересованы в изменении содержания программы по физической культуре. Значительное количество студентов оценили занятия по физической культуре как малопривлекательные, отметив, что занятия в вузе проходят неинтересно - 16,8%. Тревожным является то, что в среднем у 12,6% опрошенных нет интереса к занятиям вообще.
На факультете физической культуры Елабужского института Казанского федерального университета был разработан проект по популяризации бадминтона в Елабуж-ском муниципальном районе. Для реализации этого проекта факультет физической культуры имеет следующие возможности: организация курсов для подготовки тренеров-преподавателей по бадминтону; популяризация бадминтона среди учащихся школ в рамках прохождения педагогической практики в школах; подготовка программ по повышению квалификации тренеров и учителей по бадминтону; организация и проведения семинаров по бадминтону в образовательных учреждениях.
Таким образом, анкетный опрос студентов позволил выявить в целом положительное отношение респондентов к идее внедрения бадминтона в процесс физического воспитания и их готовность к освоению этого вида спорта. Разработка и внедрение учебной программы физического воспитания, основанной на бадминтоне, в учебный процесс высшего и среднего специального учебного заведения будет способствовать развитию физических и личностных качеств студентов, повышению их двигательной активности и сохранению их здоровья; формированию потребности в здоровом образе жизни и активной физкультурно-оздоровительной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни : дис. ... канд. пед. наук. - 13.00.04 / Иванова С.Ю. - Кемерово, 2008. - 266 с.
2. Павлов, В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / В.И. Павлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 154-158.
3. Смирнов, Ю.Н. Бадминтон : учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.И. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 159 с.
REFERENCES
1. Ivanova, S.Yu. (2008), Formation of university students' need for a healthy lifestyle, dissertation, Kemerovo.
2. Pavlov, V.I. (2011), "Formation of a healthy lifestyle of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 154-158.
3. Smirnov, Yu.N. (1989), Badminton: manual for physical culture institutes, F&S, Moscow.
Контактная информация: zfr-nauka@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ
КАЛМЫКИЯ
Эдуард Николаевич Калдариков, кандидат педагогических наук, Калмыцкий государственный университет (КГУ), Республика Калмыкия, г. Элиста
Аннотация
Нами проведен анализ возрастной динамики показателей физического развития и физической подготовленности 3678 школьников в возрасте 7-17 лет основной и подготовительной медицинских групп средних общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия. Показатели длины тела достоверно увеличиваются у девочек (девушек) в возрасте 8-15 лет, у мальчиков (юношей) - в 8-17 лет. Достоверное увеличение показателей массы тела у девочек (девушек) отмечено в возрастном диапазоне 8-16 лет, у мальчиков (юношей) - в 8-17 лет, ОГК - у 9-16-летних девочек (девушек) и 8-17-летних мальчиков. Интенсивное увеличение характеристик у девушек зарегистрировано в возрасте 15-17 лет, у юношей - в 12, 14-17 лет. Изменение показателей физической подготовленности учащихся в разные возрастные периоды имеет гетерохронный характер. В периоды наиболее высоких темпов прироста (критических периодов высокой и средней чувствительно-