Научная статья на тему 'Проблема управления тренировочным процессом в спортивных играх (на примере игры в бадминтон)'

Проблема управления тренировочным процессом в спортивных играх (на примере игры в бадминтон) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОГО ДЕЙСТВИЯ БАДМИНТОНИСТА / БАДМИНТОН / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BADMINTON / OPTIMAL ACTIVITY MODEL ATHLETE / MANAGEMENT TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадетова Н. В., Пасикова М. В.

В данной статье раскрывается проблема планирования специальной подготовки бадминтонистов на основе учёта структуры игры в бадминтон. Прежде всего, авторы дают обобщённую характеристику управления тренировочным процессом в спортивных играх. В статье приведён анализ взглядов исследований специалистов по данному вопросу в основном в области таких спортивных игр, как баскетбол, теннис. Авторы приходят к выводу, что для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта и в бадминтоне в частности необходимо построение оптимальной модели деятельности спортсмена. Авторы дают обобщенную характеристику компонентов игрового действия бадминтониста, выделяет и описывает характерные их особенности и качества. Полученные данные дают возможность тренерам и спортсменам подойти с иных позиций к вопросу совершенствования спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадетова Н. В., Пасикова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM IN MANAGEMENT TRAINING PROCESS IN SPORTS (WITH REFERENCE TO BADMINTON)

This article deals with the problem of planning special training in badminton, based on accounting structure of this game. First of all, the authors give generalized description of management training process in sports. The article provides an analysis of the views of research specialists on this issue mainly in the field of sports such as basketball, tennis. The authors concludes that in order to achieve good results in the competitive activities of athletes in team sports and badminton in particular, it is necessary to build an optimal activity model athlete. The authors give a generalized description of components of the gaming action of badminton, identifies and describes the characteristic features and quality. The obtained data allows coaches and athletes to come from different points of view to the issue of improving sportsmanship. Such view will be interesting not only to specialists in the field of badminton, but in the other team sports, too.

Текст научной работы на тему «Проблема управления тренировочным процессом в спортивных играх (на примере игры в бадминтон)»

Формирование метакомпетентности целеполагания у студентов вуза возможно на основе применения технологии, сочетающей распределенное и концентрированное обучение целеполаганию. Преподаватель должен обладать метакомпетентностью целеполагания и уметь

Библиографический список

организовать процесс обучения целеполаганию в двух режимах, используя для этого возможности (потенциал) учебно-воспитательного процесса. Необходимым условием достижения успеха в этом направлении является саморазвитие [6].

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Москва, 2003.

2. Клейман Э.И. Становление учебной компетентности студента в условиях дистанционного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2007.

3. Хорешман В.С. Этапы развития учебно-познавательной компетентности студентов. Современные проблемы науки и образования. 2014; 2. Available at: www.science-education.ru/116-12542

4. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2006.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

6. Егорова Ю.А. Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития. Молодой учёный. 2015; 5 (85). References

1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya. Moskva, 2003.

2. Klejman 'E.I. Stanovlenie uchebnoj kompetentnosti studenta v usloviyah distancionnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2007.

3. Horeshman V.S. 'Etapy razvitiya uchebno-poznavatel'noj kompetentnosti studentov. Sovremennye problemy naukii obrazovaniya. 2014; 2. Available at: www.science-education.ru/116-12542

4. Kuz'mina E.M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2006.

5. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

6. Egorova Yu.A. Napravleniya celepolaganiya studenta vuza v sfere samorazvitiya. Molodoj uchenyj. 2015; 5 (85).

Статья поступила в редакцию 29.03.15

УДК 796.015.1

Kadetova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Federal University (Taganrog, Russia),

E-mail: [email protected]

Pasikova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Federal University (Taganrog, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PROBLEM IN MANAGEMENT TRAINING PROCESS IN SPORTS (WITH REFERENCE TO BADMINTON). This article deals with the problem of planning special training in badminton, based on accounting structure of this game. First of all, the authors give generalized description of management training process in sports. The article provides an analysis of the views of research specialists on this issue mainly in the field of sports such as basketball, tennis. The authors concludes that in order to achieve good results in the competitive activities of athletes in team sports and badminton in particular, it is necessary to build an optimal activity model athlete. The authors give a generalized description of components of the gaming action of badminton, identifies and describes the characteristic features and quality. The obtained data allows coaches and athletes to come from different points of view to the issue of improving sportsmanship. Such view will be interesting not only to specialists in the field of badminton, but in the other team sports, too.

Key words: badminton, optimal activity model athlete, management training process.

Н.В. Кадетова, канд. пед. наук, доц. Южного федерального университета, г. Таганрог, E-mail: [email protected]

М.В. Пасикова, канд. пед. наук, доц. Южного федерального университета, г. Таганрог, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАДМИНТОН)

В данной статье раскрывается проблема планирования специальной подготовки бадминтонистов на основе учёта структуры игры в бадминтон. Прежде всего, авторы дают обобщённую характеристику управления тренировочным процессом в спортивных играх. В статье приведён анализ взглядов исследований специалистов по данному вопросу в основном в области таких спортивных игр, как баскетбол, теннис. Авторы приходят к выводу, что для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта и в бадминтоне в частности необходимо построение оптимальной модели деятельности спортсмена. Авторы дают обобщенную характеристику компонентов игрового действия бадминтониста, выделяет и описывает характерные их особенности и качества. Полученные данные дают возможность тренерам и спортсменам подойти с иных позиций к вопросу совершенствования спортивного мастерства.

Ключевые слова: компоненты игрового действия бадминтониста, бадминтон, специальная подготовка, оптимальная модель деятельности.

Подготовка бадминтонистов - сложный многолетний целенаправленный процесс. Учитывая популяризацию этого вида спорта и темп его развития в нашей стране, проблема управлением тренировочным процессом в бадминтоне достаточно актуальна. Чтобы спортсмен показал высокий результат на соревнованиях, необходимо составить план развития

тренированности. Очень редки случаи в практике спорта высших достижений, когда тренированность спортсменов развивается от этапа к этапу в полном соответствии с планом. Наблюдаются в большинстве случаев те или иные отклонения от ожидаемого на каждом этапе уровня подготовки. Для того чтобы выявить эти отклонения, в учебно-тренировочном про-

цессе применяют систему контроля тренированности с помощью ряда тестов.

Проведём краткий анализ работ специалистов в этой области. Итак, основываясь на схеме, предложенной Н.Г. Озолиным, тренировочный процесс можно рассматривать как управление состоянием спортсмена с целью достижения наилучших результатов.

Рассмотрим кратко ступени управления тренировочным процессом.

Первая стадия - сбор информации, которая включает в себя:

• информацию об уровне физической подготовленности;

• информацию о техническом мастерстве;

• информацию о соревновательной и тренировочной нагрузке;

• информацию о психологическом состоянии.

Вторая стадия - анализ полученной информации, который включает в себя:

• сопоставление состояний спортсмена в соревновательном и тренировочном моментах;

• выбор круга тестов;

• подбор специальных упражнений и тактических связок.

Третья стадия - планирование учебно-тренировочного процесса.

Планирование есть всегда, но оно эффективно лишь тогда, когда вначале есть первая и вторая стадии, то есть данные своих спортсменов (воспитанников).

В последнее время в спортивных играх широкое распространение получает идея о том, что при решении задач технической подготовки основным требованием является приведение условий тренировки, в которых осуществляется техническое совершенствование, в полное соответствие с условиями и режимом двигательной деятельности спортсмена в соревновательной обстановке [1].

К сожалению, в спортивных играх вообще и в бадминтоне, в частности, такое соответствие не всегда есть, и свидетельством тому являются достаточно многочисленные высказывания тренеров и теоретиков спортивных игр по этому вопросу. Так, например В.М. Корягин, показал на примере баскетбола, что интенсивность игры выше интенсивности тренировочного процесса, и поэтому возрастает количество ошибок при выполнении игровых приемов в соревновательной деятельности.

Л.П. Федоров высказывал предположение о том, что «в тренировке часто отсутствуют факторы психической напряженности, недостаточна интенсивность игровых действий, редко встречаются ситуации, в которых приходится решать сразу несколько задач» [2]. Причина ошибок некоторыми авторами объясняется тем фактором, что многократное повторение технических элементов в процессе их совершенствования осуществляется не на больших, а на средних скоростях. Навык «средних» скоростей в соревновательном моменте легко разрушается.

Касаясь вопроса оптимизации тренировочного процесса по информации о физическом состоянии игрока, необходимо отметить работы нескольких авторов. Это Л.В. Костикова, которая использовала информацию о ЧСС баскетболистов для управления интенсивностью тренировки. А также А.А. Рысс, планировавшая нагрузку в баскетболе таким образом, чтобы «характер тренировки по физической подготовке приблизить к режиму соревновательной нагрузки» [3]. Л.В. Костикова в своих исследованиях показала, что «совершенствование техники в баскетболе целесообразно проводить на занятиях небольших по объему, но высоких по интенсивности» [4]. В работах Ю.В. Верхошанского подчёркивается, что распределение нагрузок в тренировке спортсменов-игровиков высокого класса необходимо строить таким образом, чтобы была возможность отдельно учитывать время на различные виды подготовки (физическую, техническую, тактическую) и на этой основе планировать годовую нагрузку.

Как видно, данные о некоторых сторонах процесса управления спортивной тренировкой в играх излагаются кратко и нередко противоречиво. И главной причиной, на наш взгляд, является отсутствие широкого обобщения практического опыта тренеров.

Учитывая все вышесказанное, целесообразно коснуться проблемы планирования специальной подготовки бадминтонистов на основе учета структуры игры в бадминтон, поскольку современная игра в бадминтон предъявляет высокие требования к всесторонней подготовке спортсмена.

Для решения этой важной проблемы необходимо точно представлять, из каких элементов состоят игровые действия

бадминтониста, какими качествами необходимо обладать для своевременного отражения волана из любой части площадки, а также уметь определить компоненты, вызывающие ошибки у игроков.

Анализ видеозаписей выступления сильнейших иностранных и отечественных бадминтонистов, а также регистрация игровой деятельности и рекомендации исследований легли в основу построения оптимальной модели деятельности бадминтонистов. Сопоставление модели с игровой деятельностью бадминтонистов выявило характерные ошибки и причины, их вызывающие.

Таким образом, проанализировав исследования в области планирования тренировочного процесса в спортивных играх, была разработана методика планирования специальной подготовки спортсменов-бадминтонистов, учитывая специфику игры в бадминтон.

Любое игровое действие бадминтониста (кроме подач) состоит из следующих компонентов:

• время принятия решения;

• выполнение старта (начало движения);

• передвижение к волану с выполнением замаха;

• ударное движение;

• выход в оптимальную позицию после удара.

В свою очередь, эффективное выполнение каждого компонента зависит от целого ряда специальных качеств:

• время принятия решения - свойства внимания, прогнозирование.

• выполнения старта - простая реакция, правильность исходного положения, техника выполнения, взрывная сила мышц ног.

• передвижение к волану с выполнением замаха - техника выполнения, частота движения ног, гибкость тазобедренного и поясничного отделов позвоночника игрока.

• ударное движение - техника выполнения, взрывные качества прямых и косых мышц туловища, гибкость грудного и поясничного отделов позвоночника, быстрота движения звеньев руки, умение управлять движением.

• послеударный выход в оптимальную позицию - амортизационный потенциал мышц ног.

Практика показала, что наибольшее количество ошибок (65%) связано с длительным временем принятия решения.

Отсутствие правильного исходного положения и техники старта приводит к низкому приему волана в зоне сетки.

Нерациональная техника передвижения, заключающаяся в применении широких шагов и не использование инерции, приводит к быстрому утомлению и возникновению ошибок в зоне задней линии бадминтонного корта.

Недостаточная гибкость в грудном и поясничном отделе позвоночника, низкая подвижность в плечевых суставах не позволяет достичь совершенной техники ударов в бадминтоне.

Слабо развитый взрывной потенциал мышц туловища делает нападающий удар малоэффективным.

Резкие стопорящие движения после выполнения ударов в зоне задней линии корта не позволяют быстро готовиться к ответным ударам. В связи с потерей ориентации возникает 25% ошибок.

Перечисленные характерные ошибки зависят от уровня развития определённых качеств, определяющих эффективность выполнения игровых действий в целом.

Для устранения перечисленных недостатков было рассмотрено, из каких качеств состоят компоненты игрового действия и определена методика обучения, позволяющая устранить недостатки.

Время принятия решения - основной компонент бадминтониста. Игрок, заранее умеющий предугадывать направление волана, имеет явное преимущество над соперником при прочих равных условиях. Если же бадминтонист из-за невнимательности, усталости, заторможенности постоянно опаздывает с принятием решения, то для успешного ведения игры он обязательно должен обладать быстрым стартом, высокой скоростью передвижения и рациональной техникой ударов. Предугадывание и своевременное принятие решения является важнейшим компонентом модели и зависит от свойства внимания, способности к прогнозированию и скорости переработки информации.

В игровой деятельности исключительно важную роль приобретают такие свойства внимания, как концентрация, устойчивость, переключаемость, способность к выполнению огромного

количества слежений за воланом в течение длительного времени за действиями соперника, умение быстро перестраивать игру, а также «отключаться» в момент прекращения розыгрыша. Класс игрока во многом определяется уменьем предугадывать характер ответного удара соперника, его силу и направление. Какое бы решение к ответному действию не принимал игрок, оно начинается с выполнения старта. Пусковым механизмом к действию является простая реакция игрока. Бадминтонист, обладающий высокими показателями простой реакции, имеет хороший потенциал к быстроте выполнения ответных движений. Простая реакция весьма консервативна и улучшается в небольших пределах.

Также для своевременной реализации программы ответных действий необходима взрывная сила мышц ног. Наилучшее её проявление в старте возможно при выполнении правильного исходного положения, умения расслабиться и концентрировать усилие в минимальный промежуток времени.

Одновременно с выходом на волан выполняется замах, то есть подготовка всех звеньев тела к ударному движению. Опре-

Библиографический список

деляется также точка нанесения удара, программируется его сила и направление.

Игра в бадминтон создаёт огромное количество ситуаций, в которых просматривается «неудобное» расположение звеньев тела спортсмена. Выход из таких положений, а также приём волана в необычных точках возможен только при наличии определенного потенциала гибкости во всех звеньях тела. Особое значение имеет гибкость тазобедренного и поясничного отдела позвоночника, обеспечивающих нахождение более рациональных выходов из неудобных опорных положений, а также подвижность в плечевых суставах, позволяющая в полной широте использовать инерционные силы при выполнении ударных движений.

Таким образом, полученная методика даёт возможность тренерам и спортсменам подойти с иных позиций к вопросу совершенствования спортивного мастерства. А вышеизложенный анализ игрового действия позволит выявить узкие места, определить круг специальных упражнений и индивидуализировать тренировочный процесс.

1. Семашко Н.В. Баскетбол: учебник для институтов. Москва: ФиС, 1976.

2. Федоров Л.П. Планирование учебно-тренировочного процесса спортсменов разной квалификации: Методические рекомендации. Москва: РГАФК, 1984.

3. Рысс А.А., Сенюткин С.Б. Медико-биологические и педагогические проблемы построения тренировок в баскетболе: Физическое воспитание молодёжи. Ростов-на-Дону, 1971.

4. Костикова Л.В. Планирование спортивной тренировки и педагогический контроль в баскетболе: Москва: ГЦОЛИФК, 1980.

5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. Москва: Астрель, 2004.

6. Корягин В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва: РГАФК, 1994.

7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. Москва: ФИС, 1985.

References

1. Semashko N.V. Basketbol: uchebnik dlya institutov. Moskva: FiS, 1976.

2. Fedorov L.P. Planirovanie uchebno-trenirovochnogo processa sportsmenov raznoj kvalifikacii: Metodicheskie rekomendacii. Moskva: RGAFK, 1984.

3. Ryss A.A., Senyutkin S.B. Mediko-biologicheskie i pedagogicheskie problemy postroeniya trenirovok v basketbole: Fizicheskoe vospitanie molodezhi. Rostov-na-Donu, 1971.

4. Kostikova L.V. Planirovanie sportivnoj trenirovkiipedagogicheskij kontrol' v basketbole: Moskva: GCOLIFK, 1980.

5. Ozolin N.G. Nastol'naya kniga trenera: Nauka pobezhdat'. Moskva: Astrel', 2004.

6. Koryagin V.M. Struktura i soderzhanie sovremennoj trenirovki basketbolistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: RGAFK, 1994.

7. Verhoshanskij Yu.V. Programmirovanie i organizaciya trenirovochnogo processa. Moskva: FIS, 1985.

Статья поступила в редакцию 25.03.15

УДК 792.03

Kozlov Gr.I., postgraduate, Faculty of Arts, Moscow State University n.a. M. V. Lomonosov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K.S. STANISLAVSKY AND N.V. DEMIDOV: SEARCH OF WAYS FOR RESCUE OF "THE CHERRY ORCHARD". In this article the question connected with the history of "a method of physical actions" is considered. This method was used as a way of development of artistic performing abilities in actors. The method of physical actions helped to find an organic unity between the vital nature of an actor and his or her behavior as the character of the play. In the article historical features of creation of the third edition of "The Cherry Orchard" of A. P. Chekhov are revealed. The author carries out the detailed analysis of earlier not studied correspondence between K. S. Stanislavsky and N. V. Demidov. The main contents of the paper are devoted to Nikolay Vasilyevich Demidov's influence on K. S. Stanislavsky's work on collecting material for the book about "Entry of oneself into a role" on the example of Chekhov's work "The Cherry Orchard".

Key words: theatre, plays by A. Chekhov, K. S. Stanislavski's creative work, method of acting.

Г.И. Козлов, аспирант факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ И Н.В. ДЕМИДОВ: ПОИСК ПУТЕЙ ДЛЯ СПАСЕНИЯ «ВИШНЕВОГО САДА»

В данной статье рассматривается вопрос, связанный с историей возникновения «метода физических действий». Данный метод был способом развития исполнительских способностей у актеров. «Метод физических действий» помогал в установке органического единства между жизненной природой актера и его поведением в качестве персонажа пьесы. В статье выявлены исторические особенности создания третьей редакции «Вишневого сада» А.П. Чехова. Автор проводит детальный анализ ранее неизученной переписки между К.С. Станиславским и Н.В. Демидовым. Основное содержание статьи посвящено влиянию Николая Васильевича Демидова на работу К.С. Станиславского по сбору материала для книги о «Вхождении себя в роль и роли в себя», на примере чеховского «Вишневого сада».

Ключевые слова: театр, пьесы А. Чехова, творчество К.С. Станиславского, «метод физических действий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.